Конспект занятия звук ц. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»

подготовила учитель-логопед

Кудрина Наталья Владимировна

Таежный, 2014

Звук и буква Ц.

Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

Ход занятия

Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(цыпленок)

А кто мама цыплят?

Дети: курица.

А хотите я расскажу вам сказку?

1. Логопед рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .

Повторяйте за мной:

ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ

АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

3. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

Не устали вы в пути?

Хотите водицы испить из колодца?

Дети: Да.

Ой, а водицы-то нет. Что это?

Логопед достает из колодца картинку.

Дети: Кольцо.

А где в этом слове находится звук Ц?

Дети: в середине слова.

Правильно.

Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

5. Отгадывание загадок.

Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

Логопед загадывает детям загадки.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

На гору бегом,

С горы кувырком.

6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

7. Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова.

Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

8. Знакомство с буквой Ц.

Ой, что это, ребята?

Дети: Буквы.

А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

Дети: Это буква Ц.

Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.

Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.

Использованная литература:

    Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.

    Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.

Научить правильно произносить звук [Ц].

Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.

Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом.

Учить выделять из текста слова с заданным звуком.

Упражнять в словообразовании и словоизменении.

Задание 1. Взрослый просит ребенка подобрать к предложенным словам по одному слову в рифму.

Мостовая (автобусы, такси, трамваи).

Мышка (сыр, мясо, книжка).

Пес (лапа, шея, нос).

Задание 2. Знакомство со звуком [Ц].

Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля!

Цапля мокла, цапля сохла,

Цапля чахла, цапля сдохла.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц]:

губки в улыбке;

зубки сближены, но не сомкнуты;

передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;

сильная короткая воздушная струя идет по язычку;

горлышко «молчит».

Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ...


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

Задание 5 . Повторить за взрослым слоговой ряд:

ца-цо-цу-цы...; ац-оц-уц-иц...

Задание 6 . Закончить слово звуком [Ц]:

дворе..., молоде..., жиле..., леве..., плове..., ледене..., продаве...

Задание 7 . Закончить слово слогом ЦА:

мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...

Задание 8 . Дидактическое упражнение «Один - много» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).

Курица - курицы, мельница - ..., больница - ..., рукавица - ...,

пуговица - ..., луковица - ..., граница - ...

Задание 9. Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Дерево - деревце, блюдо - ..., болото - ..., зеркало - ...,

тело - ..., масло - ..., дело - ..., мыло - ...

Задание 10. Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Учитель - учительница, воспитатель - ..., писатель - ...,

художник - ..., охотник - ..., укротитель - ...

Задание 11 . Дидактическое упражнение «Во что положим?» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Вафли положим в вафельницу, хлеб - ..., конфеты - ..., пепел - ..., мыло - ...

Задание 12 . Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

В пехоте служит пехотинец, ходит по канату..., подковывает лошадей...,

продает..., поет..., плавает..., борется...

Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец)

На гору бегом,

С горы кувырком. (Заяц)

Задание 14 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 15 . Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):

цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.

Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].

Задание 17 . Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].

Задание 18 . Выучить чистоговорки:

Ца-ца-ца - вот идет овца,

Цу-цу-цу - не боюсь овцу,

Цы-цы-цы - нет овцы.

Цо-цо-цо - мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец - мы ели огурец.

Ац-ац-ац - у меня матрац.

Задание 19 . Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Задание 20 . Выучить считалку:

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка,

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу!

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, молоток.

Задание 21 . Знакомство с буквой Ц.

Что за хвостик на конце -

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

О. Гофман

На что похожа буква Ц?

Игры с буквой.

Задание 22 . Звуко-слоговой анализ слова цыпа, выкладывание схемы из кружков, составление из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

«Звук и буква Ц».

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

Цель: комплексная коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

    развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;

    развитие активного и пассивного словаря;

    развитие грамматического строя и связной речи;

    развитие мелкой моторики рук;

    развитие слухового, зрительного внимания и памяти, мышления;

Оборудование: интерактивная доска, игры для интерактивной доски «Накрой стол» и «Веселые кочки», карточки-картинки для звукового анализа слов и квадраты-символы, бумажные цветы с вынимающимися лепестками.

Орг. момент.

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

2. Слоговой анализ.

Логопед: Ребята, а помните сказку про Цаплю и Журавля, которые друг к другу в гости ходили? Картинка-заставка Цапли и Журавля на инт. доске.

И вот собралась Цапля в гости к Журавлю. А Журавль ждал Цаплю, готовился.

Скажите, а как мы встречаем гостей дома? Чем мы их угощаем? (ответы детей)

А что нам понадобиться для чаепития? (ответы детей)

Вот и Журавль накрывал стол.

Интерактивная игра «Накрой стол»

Скажите, как называется посуда, в которую мы насыплем сахар? (Сахарница)

Как называется посуда для конфет? (Конфетница)

Как называется подставка для салфеток? (Салфетница)

Как называется посуда, в которую положим сухари? (Сухарница)

Как называется посуда, в которую положим хлеб? (Хлебница)

Какую посуду мы поставим под чашки? (Блюдца)

Ребята, проговорите названия посуды, разделив слова на части с помощью хлопков. (Дети прохлопывают. Считают количество слогов в каждом слове.)

3. Выделение и характеристика звука.

А какой общий звук есть в каждом слове? (звук Ц)

Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый.

Сегодня мы с вами будем работать со звуком и буквой Ц.

Идет Цапля в гости. Ребята, пойдемте вместе с Цаплей.

4. Выделение звука Ц на слух из рядя звуков, ряда слов.

А на болоте летало много насекомых, которых Цапле хотелось поймать. А мы с вами будем ловить насекомых с помощью «ловушек» и поиграем в игру, будем «ловить» звук Ц.

Ребята, приготовьте свои «ловушки» и будем ловить звук «Ц». Дети выделяют звук Ц из ряда звуков, затем из ряда слов (стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец).

- Вот так много наловила насекомых Цапля для Журавля.

5. Определение место звука в слове.

Но лягушата были ловкие, прыгали с кочки на кочку. Ребята, мы поможем лягушатам и подскажем на какую кочку нужно прыгать. Мы отгадаем загадки и определим, где находится звук Ц в слове: в начале, середине или в конце. Будем выбирать нужную кочку.

Игра на интерактивной доске.

Загадки: На гору бегом,

А с горы кувырком.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

(цыпленок)

Два кольца, два конца,

А по середине гвоздик.

(ножницы)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и солёный.

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

6. Звуковой анализ слова

Замечательно справились. Перешла Цапля через болото и оказалась на поляне, где было много красивых цветов. И пока цапля наслаждается ароматами, мы присядем за столы и сделаем подарок-сюрприз для журавля, подпишем открытку с помощью звуковых схемы слов ЦВЕТЫ, ЦАПЛЯ.

Дети присаживаются за два стола, работают в группах. Выполняют схемы слов с анализом звуков на карточках-картинках.

7. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

(с использованием мнемотехники)

Наши алые цветы распускают лепестки, Плавно разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Помахать руками перед собой.

Наши алые цветки закрывают лепестки, Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой качают. Плавно опустить их на стол.

8. Звуковой синтез.

Ребята, цветы на поляне были необычные. Лепестки цветов с буквами. Но подул ветерок, и лепестки разлетелись. Мы соберем лепестки и получим слово.

Дети собирают лепестки для цветка и из предложенных букв составляют слова: цирк, свет, улица.

Ребята, какие слова вы получили?

А какой общий звук есть в этих словах? А в слове свет вместо звука Ц мы какой звук слышим? (С)

Нам подходит это слово?

Какие звуки надо заменить, чтобы слово нам подошло? (звук С заменить на Ц и получить слово ЦВЕТ )

Ребята, давайте мы с вами подарим звук и букву С нашим гостям-ребятам.

- Вот так долго, не спеша, шла Цапля к Журавлю. А что было дальше в этой сказке, мы расскажем завтра…

Негосударственное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

«Звук и буква Ц».

Выполнила: учитель-логопед Рябикова Н.Н.

Конспект ООД с детьми с ОНР III в старшей группе на тему:

«Капли для цапли»

  • закрепить правильное произношение звука Ц, знакомство с буквой Ц.

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить навыки словообразования,
  • чтения слогов,
  • проведения звуко-буквенного анализа.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха,
  • внимания,
  • памяти,
  • мышления,
  • мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение сопереживать,
  • работать в коллективе.

Оборудование:

  • игрушка-заяц, предметные картинки со звуком Ц, наборы для звуковых схем, карточки с поломанной буквой Ц, лабиринты.

Ход ООД

1. Игра «4-й лишний»:

Чашка, миска, кастрюля, ножницы.

Огурец, лимон, банан, апельсин.

Ель, сосна, цветок, береза.

Собака, кошка, корова, заяц.

Выделяем в словах-отгадках звук Ц.

2. Характеристика звука Ц

Звук Ц — согласный, всегда твердый, глухой.

Выделение звука Ц:

Из ряда звуков: А, Г, С, Ц, Щ,Ц и т.д.

Из ряда слогов: АЦ, ТА, СЫ, ЦЕ и т.д.

Из ряда слов: кольцо, сапоги, кошка, царапина, мачта…

3. Определить количество слогов и место звука в слове:

ЦЫГАН – 2 слога, в начале слова.

УЛИЦА – 3 слога, в середине слова.

ПАЛЕЦ – 2 слога, в конце слова.

На доске среди картинок выбрать картинку, похожую по количеству слогов и месту звука в слове на последнее слово (2 слога и в конце Ц). Это-ЗАЯЦ.

4. Пальчиковая гимнастика «Зайка».

5. Письмо от зайца.

Ребята, заяц принес нам письмо, послушайте его.

«Дорогие ребята! Мне надо скоро отправляться в дальний путь, а я заболела. Мне срочно нужны капли. Помогите мне, пожалуйста.»

Ну, что, ребята, поможем? Только давайте сначала узнаем, кому нужны капли. Отгадайте загадку:

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля…..
Кто же это? (цапля).

А в какой дальний путь отправляется цапля? Какая это птица? (перелетная).

6. Знакомство с буквой Ц.

И мы тоже отправляемся в дорогу за каплями для цапли. В дороге нам будет помогать наша буква Ц:

Вот какая буква Ц -
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Обведите эту букву в воздухе, на парте, на левой ладошке, на спине соседа.

7. Дописывание недостающих элементов буквы Ц.

Посмотрите на свои карточки. Дождем размыло букву Ц, а без нее в аптеке нам не дадут капли. Необходимо дописать недостающие элементы буквы Ц.

8. Словообразование.

Игра «Скажи ласково»:

Дерево-деревце, колено-коленце, полено-поленце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, корыто-корытце, сало-сальце, тело-тельце, мыло-мыльце, шило-шильце, дело-дельце, масло-маслице, платье-платьице.

9. Физминутка.

10. Игра « Строим мост».

Нам надо перебраться через реку.

Игра « Строим мост».

Необходимо выбрать на доске все картинки со звуком Ц.

11. Чтение слогов.

Чтобы добраться до цапли, нам надо пройти по болоту. Надо отгадать загадку о гласной букве, составить слоги с буквой Ц и прочитать их (прямой и обратный):

В этой букве нет угла-
Оттого она кругла. (ОЦ, ЦО)

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
повесить пальто. (УЦ, ЦУ)

Бродит с палочкой, увы!
Хромоножка буква…(ЫЦ, ЦЫ)

Между двух прямых досок
одна легла наискосок. (ИЦ, ЦИ)

Эта буква с открытым ртом
и большущим языком (ЭЦ, ЦЭ)

Алфавита голова -
это будет буква….(АЦ, ЦА)

Вот мы и добрались до цапли. Давайте отдадим ей капли и пожелаем быстрее выздороветь.

А нам пора домой.

12. Развитие памяти.

Наш мост неожиданно накрыл туман, чтобы он рассеялся, нам нужно вспомнить все картинки, из которых мы его построили.

13. Рисование маршрута путешествия.

Вот мы и дома. Нарисуйте наш маршрут.

Дети в лабиринте рисуют нужный маршрут.

14. Итог занятия.

Учитель-логопед
высшей кв. категории
Волхонская И.Б.,
г. Люберцы

Цель занятия: изучаем букву Ц, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Цапля Цыплёнок Цветы Цифры

  • Какой звук есть и в слове ЦЫПЛЕНОК, и в слове ЗАЯЦ, и в слове КУРИЦА?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ц] в слове ЦЫПЛЕНОК? - ЗАЯЦ? - КУРИЦА? - ОГУРЕЦ? - УЛИЦА?

Когда мы произносим звук [ц], кончик языка - за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: Ц! И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ц].

  1. Гласный или согласный звук [ц]?
  2. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  3. Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  4. А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Ц. Нашили букву Ц в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? … (Цапля.)

Я не притронусь к сену,
Ему я знаю… (Цену)

Видала я Лису,
Ей рыжий цвет к… (лицу).

Окрась меня,
Мой свет,
В такой же рыжий…(Цвет).
Просит белая…(Овца).

Сказка про букву Ц

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди,- говорит Цып,- а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

Загадки для детей на букву Ц

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыпленок)

Пословицы и поговорки на букву Ц

Конец - делу венец.
А против молодца - сам овца.

Веселые стихи про букву Ц для детей

Буква Ц
Букв немало мы узнали.
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале.
Где - в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л. Дьяконов)

Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
- Цыц, куда вы в грязь идете?
— Всем зверенышам кричит.
(А. Пудваль)

Цветы на картошке
Мы весною в поле были.
Там картошку посадили.
А вчера пришли мы снова
И гуляли целый день.
Все кругом цвело лилово.
Совершенно как сирень!
Все любят есть картошку.
А видела ли ты.
Какие у картошки
Красивые цветы!
(Г. Сатир)

Цветы
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы…
(Т. Собакин)

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!
(Е. Благинина)

Зачем такой носище Цапле?
Затем, чтоб цапли
Рыбок цапали!
(Б. Заходер)

Цапля бродит по лугу:
Цыц, лягушки!
Ни гу-гу.
(Б. Тимофеев)

Цапля, стоя на крыльце.
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок.
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)

Цыпленок
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они?
- Под старой липой!
- Как зовут их?
- Цыпа-цыпа!
(Г. Виеру)

Цы-цып-цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки!
Возле кадки блюдце.
Все они напьются.

Цветет у птичника цветок
- Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыпленок!
(В. Лунин)

У буквы Ц купив билет.
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой,
Стоит он на седле.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна-акробат
Качается на стуле…
(С. Маршак)

Лошадка
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок!

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.