Неопределенная форма пожить какое спряжение. Что такое спряжение глагола? Личные окончания глаголов

Испанские глаголы делятся на различные группы, каждая из этих групп спрягается немного по-разному. Если вы хотите освоить испанские глаголы, такие как vivir (жить) , то вам необходимо научиться определять, к какой группе относится каждый глагол: правильный (спрягается по общим правилам для глаголов, оканчивающихся на ar , er и ir ), с изменяющейся основой (трансформация зависит от того, как слово используется в предложении), с изменяющимся написанием (изменяется написание согласного звука в некоторых формах для согласования с правилами произношения) или возвратные (отражают действие на субъект предложения).

Vivir [ви-вир] (жить) — это правильный глагол из группы оканчивающихся на ir , поэтому спряжение у него довольно простое.

Спряжение глагола vivir в настоящем времени

Следующие примеры показывают глагол vivir в действии:

¿En qué ciudad vives? (В каком городе ты живешь?)

Vivo en la ciudad de Bogotá, Colombia. (Я живу в городе Богота, Колумбия.)

Спряжение глагола vivir в прошедшем времени (в претерите)

Так как глагол vivir является правильным, то он спрягается по общим правилам во всех временах. Кроме того, запомнив правила спряжения данного глагола, вы сможете с легкостью спрягать и остальные из тех, что заканчиваются на ir.

А вот как используется материал из таблицы в реальных ситуациях:

¿Vivieron tus padres por muchos años? (Твои родители прожили много лет?)

Sí. Ellos vivieron por mucho tiempo. (Да. Они прожили долгое время.)

Спряжение глагола vivir в прошедшем несовершенном времени (Imperfecto)

Когда вы будете смотреть в таблицу, то заметите, что русский перевод совершенно идентичен тому, что был в предыдущей таблице. Однако различия все же есть. Форма Imperfecto выражает в испанском языке несовершенное время. А это означает, что действие в прошлом происходило не один раз, то есть это были постоянно повторяющиеся действия либо достаточно продолжительные по времени.

Примеры использования vivir в форме простого несовершенного времени:

¿Dónde vivían ustedes? (Где вы жили?)

Vivíamos en una casa pequeña. (Мы жили в маленьком доме.)

Спряжение глагола vivir в будущем времени

Наконец, примеры использования глагола vivir в будущем:

Viviremos con o sin dinero. (Мы будем жить с деньгами или без.)

María vivirá junto a sus padres. (Мария будет жить вблизи от родителей.)

Цель: провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов.

Задачи:

  • Познавательные :
    • дать представление о I и II спряжении глаголов;
    • познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
    • сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
    • формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
  • Развивающие :
  • Воспитательные (мировоззренческие) :
    • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

Учитель:

Весна, весна! И все ей радо
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

У.: Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку. Вот сегодня мы и совершим познавательную прогулку в королевство Грамматики, где правит королева Морфология и каждая часть речи живет в своей стране.

2. Актуализация знаний

Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.

3. Минутка чистописания .

У.: Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

У.: Записываем сегодняшнее число, классная работа.

На доске написаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

У.: Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь . Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь ).

У.: Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания? (Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь :
ешьишь).

У.: Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь ишьешь ешьишь…)

У.: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишется е , а в других – гласная и ?»)

4. Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждому на карточке)

У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. Соединив буквы-орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.

Шка(в,ф), гра(в,ф), клю (в,ф);
Ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(е,и)ства, с(е,и)няк;
Грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
О вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е), о реч(и,е);
вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).

У.: Какое слово вы составили? (Велеть).

У.: Что вы можете сказать об этом слове? (Это глагол, который стоит в неопределенной форме).

У.: Как вы понимаете значение этого слова? (Велеть – значит приказывать , принуждать ).

У.: Напишите слово велеть , пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В слове велет ь непроверяемая безударная гласная е в корне. На конце – -ть , так как это неопределенная форма глагола) .

У.: Устно измените, этот глагол по временам так, чтобы он стоял в первом лице. (П.в.: Велел, н.в.: велю).

У.: Ребята, у каждого правила есть исключения. Это слово так же относится к исключениям: временной формы будущего времени у него не существует.

У.: Как вы думаете, а какая из этих временных форм больше нравится царю Глаголу? (Глагол настоящего времени: велю ).

У.: Давайте составим распространенные предложения, используя это новое словарное слово, по схеме:

У.: Запишите ваши предложения, над каждым словом укажите часть речи, сделайте разбор по членам. (Производится проверка по группам, по одному человеку от группы получают отметку)

У.: Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.

  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Век живи – век учись.
  • Для учения нет старости.
  • Учи показом, а не рассказом.

У.: Что общего в данных пословицах и поговорках? (Общий смысл: в них говорится о пользе учения).

У.: Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать.

  • Век живи – век учись.
  • Учи показом, а не рассказом.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

У.: Какую из данных пословиц надо написать, чтобы она соответствовала новой теме урока? Докажите. («Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду». Так как в ней есть глагол будешь с гласной е в окончании, правило о написании которой мы должны узнать).

У.: В каком лице употреблены глаголы в этой пословице? (Глаголы «учись», «будешь» употреблены во 2-м лице единственного числа).

У.: В каком ещё лице могут употребляться глаголы? (Глаголы могут также стоять в 3-м лице).

У.: Напишите эту пословицу по памяти, подчеркните орфограммы.

5. Изучение нового материала

У.: Ребята, отгадайте загадку (она записана на доске, читаем все вместе, хором):

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим!

Д.: Это воздух.

У.: Да, как, наверное, приятно сейчас побродить по лесу, какой там чудесный воздух – густой, целительный настой.
Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба очень полезны для человека. Давайте попробуем вдохнуть этот лечебный настой глубоко-глубоко, с закрытыми глазами. Представили себя в лесу? Давайте глубоко подышим, расслабимся. Сдуем бабочку с мать-и-мачехи, посмотрим по сторонам, кто притаился в кустах?

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

Производится проверка с места: глагол замечаем – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – ем. Глагол говорим – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – им.

У.: Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу? Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.

Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать » (глагол жить ).
Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «молчать » (глагол говорить).

У.: Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).

Я живу говорю
Ты живёшь говоришь
Он живёт говорит
Мы живём говорим
Вы живёте говорите
Они живут говорят

У.: Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е -ут . Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и , а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят ).

У.: Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной) .

Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

I спряжение II спряжение

Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч
1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им
2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите
3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

У.: Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить , а к какому глагол говорить ? (Глагол жить – I спряжения, а глагол говорить – II спряжения).

У.: Запишите это в тетрадь. Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е ут, -ют ,I спряжения.А глаголы, имеющие в окончании гласную и , а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

У.: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.

6. Первичное закрепление

У.: Давайте откроем учебник на странице189 и посмотрим на упражнение 436 (устная работа). Нам предлагается понаблюдать за окончаниями глаголов. Прочитаем и постараемся запомнить правило и схему.

7. Физкультминутка .

У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

8. Работа по дальнейшему углублению знаний

У.: Сейчас мы будем работать над упражнением 437. Работать будем одновременно и на доске, и в тетрадях. Каждый из вас выйдет к доске и напишет по одному слову из упражнения, а мы все вместе проверим. Писать глаголы будем в два столбика – по спряжениям и выделять окончания. Те из ребят кто затрудняется, может смотреть на составленную нами схему.

На доске появляется запись:

I II
бегаешь чистим
пишем верить
думает светит
прыгаешь сидите
летаешь спешат
знаете стоишь
шагают гремят
ищешь
играем
плывём
считают

У.: Допишите в каждый столбик ещё по два своих глагола.

9. Дифференцированная работа по объёму и степени сложности

У.: Прочитайте фразеологические обороты на ваших карточках. Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание по группам.

Ромашки (слабые): списываете фразеологические обороты в тетрадь, вставляете пропущенные буквы, определяете спряжение глаголов.

Васильки (средние): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов.

Колокольчики (сильные): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов. С одним из фразеологических оборотов каждой группы составьте распространённое предложение. (При группировке учитываются значения фразеологических оборотов, лицо, число и спряжение глаголов).

Карточки.

Пал…чики …ближешь; точим лясы; за уши не …тянешь; травим баланду; складывает оружие; спускает фла…; п…днимает руки вверх; ум от…ешь.

Осуществлять проверку начнём с группы Ромашек. Один ребёнок из этой группы читает фразеологические обороты, называя при этом спряжения каждого встреченного глагола.
Остальные дети сигнализируют при помощи сигнальных карточек о правильности или неправильности выполнения задания. Данный ребёнок получает отметку.

Продолжает проверку группа Васильки . Один ребёнок из этой группы называет признаки группировки данных фразеологических оборотов, называет полученные группировки и устно объясняет значение каждой группы. Данный ребёнок получает отметку.

Заканчивает проверку группа Колокольчики. Один ребёнок из этой группы называет полученные три предложения с фразеологическими оборотами и получает отметку.

Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?
– На какие группы делятся глаголы?
– Каковы характерные признаки этих групп?
– Как определить спряжение глагола?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
– Интересно было на уроке?
– Какое задание вызвало затруднение?
– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?
– А сейчас проведём на полях тетради 4 вертикальных отрезка и с помощью значка (Х) обозначьте на них, насколько вам было интересно сегодня на уроке, насколько полезным был для вас урок, насколько вы старались и как поняли новый материал.

10. Домашнее задание

У.: Найдите в учебнике упражнение 438 на странице 189-190. Давайте прочитаем задание. Как вы будете определять спряжение глагола? Не забудьте выучить правило на странице 189.

Задание по этому тексту также будет дифференцировано.

Группа Ромашек: озаглавит текст, разделит его на три части, спишет, выделить окончания глаголов, обозначить спряжения.

Группа Васильки: кроме этого задания ещё озаглавливают каждую часть текста.

Группа Колокольчики: вам добавляется к предыдущим заданиям ещё одно. Составить предложение с выделенными в тексте глаголами, обозначить их время.
У.: Интересное путешествие получилось у нас, некоторые из вас вернулись не просто так, а испытали двойное удовольствие, получив хорошие отметки.

Цель: провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов.

Задачи:

  • Познавательные :
    • дать представление о I и II спряжении глаголов;
    • познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
    • сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
    • формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
  • Развивающие :
    • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
    • развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;
  • Воспитательные (мировоззренческие) :
    • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

Учитель:

Весна, весна! И все ей радо
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

У.: Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку. Вот сегодня мы и совершим познавательную прогулку в королевство Грамматики, где правит королева Морфология и каждая часть речи живет в своей стране.

2. Актуализация знаний

Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.

3. Минутка чистописания .

У.: Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

У.: Записываем сегодняшнее число, классная работа.

На доске написаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

У.: Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь . Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь ).

У.: Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания? (Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь :
ешьишь).

У.: Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь ишьешь ешьишь…)

У.: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишется е , а в других – гласная и ?»)

4. Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждому на карточке)

У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. Соединив буквы-орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.

Шка(в,ф), гра(в,ф), клю (в,ф);
Ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(е,и)ства, с(е,и)няк;
Грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
О вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е), о реч(и,е);
вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).

У.: Какое слово вы составили? (Велеть).

У.: Что вы можете сказать об этом слове? (Это глагол, который стоит в неопределенной форме).

У.: Как вы понимаете значение этого слова? (Велеть – значит приказывать , принуждать ).

У.: Напишите слово велеть , пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В слове велет ь непроверяемая безударная гласная е в корне. На конце – -ть , так как это неопределенная форма глагола) .

У.: Устно измените, этот глагол по временам так, чтобы он стоял в первом лице. (П.в.: Велел, н.в.: велю).

У.: Ребята, у каждого правила есть исключения. Это слово так же относится к исключениям: временной формы будущего времени у него не существует.

У.: Как вы думаете, а какая из этих временных форм больше нравится царю Глаголу? (Глагол настоящего времени: велю ).

У.: Давайте составим распространенные предложения, используя это новое словарное слово, по схеме:

У.: Запишите ваши предложения, над каждым словом укажите часть речи, сделайте разбор по членам. (Производится проверка по группам, по одному человеку от группы получают отметку)

У.: Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.

  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Век живи – век учись.
  • Для учения нет старости.
  • Учи показом, а не рассказом.

У.: Что общего в данных пословицах и поговорках? (Общий смысл: в них говорится о пользе учения).

У.: Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать.

  • Век живи – век учись.
  • Учи показом, а не рассказом.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

У.: Какую из данных пословиц надо написать, чтобы она соответствовала новой теме урока? Докажите. («Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду». Так как в ней есть глагол будешь с гласной е в окончании, правило о написании которой мы должны узнать).

У.: В каком лице употреблены глаголы в этой пословице? (Глаголы «учись», «будешь» употреблены во 2-м лице единственного числа).

У.: В каком ещё лице могут употребляться глаголы? (Глаголы могут также стоять в 3-м лице).

У.: Напишите эту пословицу по памяти, подчеркните орфограммы.

5. Изучение нового материала

У.: Ребята, отгадайте загадку (она записана на доске, читаем все вместе, хором):

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим!

Д.: Это воздух.

У.: Да, как, наверное, приятно сейчас побродить по лесу, какой там чудесный воздух – густой, целительный настой.
Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба очень полезны для человека. Давайте попробуем вдохнуть этот лечебный настой глубоко-глубоко, с закрытыми глазами. Представили себя в лесу? Давайте глубоко подышим, расслабимся. Сдуем бабочку с мать-и-мачехи, посмотрим по сторонам, кто притаился в кустах?

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

Производится проверка с места: глагол замечаем – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – ем. Глагол говорим – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – им.

У.: Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу? Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.

Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать » (глагол жить ).
Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «молчать » (глагол говорить).

У.: Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).

Я живу говорю
Ты живёшь говоришь
Он живёт говорит
Мы живём говорим
Вы живёте говорите
Они живут говорят

У.: Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е -ут . Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и , а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят ).

У.: Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной) .

Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

I спряжение II спряжение

Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч
1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им
2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите
3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят

У.: Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить , а к какому глагол говорить ? (Глагол жить – I спряжения, а глагол говорить – II спряжения).

У.: Запишите это в тетрадь. Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е ут, -ют ,I спряжения.А глаголы, имеющие в окончании гласную и , а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

У.: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.

6. Первичное закрепление

У.: Давайте откроем учебник на странице189 и посмотрим на упражнение 436 (устная работа). Нам предлагается понаблюдать за окончаниями глаголов. Прочитаем и постараемся запомнить правило и схему.

7. Физкультминутка .

У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

8. Работа по дальнейшему углублению знаний

У.: Сейчас мы будем работать над упражнением 437. Работать будем одновременно и на доске, и в тетрадях. Каждый из вас выйдет к доске и напишет по одному слову из упражнения, а мы все вместе проверим. Писать глаголы будем в два столбика – по спряжениям и выделять окончания. Те из ребят кто затрудняется, может смотреть на составленную нами схему.

На доске появляется запись:

I II
бегаешь чистим
пишем верить
думает светит
прыгаешь сидите
летаешь спешат
знаете стоишь
шагают гремят
ищешь
играем
плывём
считают

У.: Допишите в каждый столбик ещё по два своих глагола.

9. Дифференцированная работа по объёму и степени сложности

У.: Прочитайте фразеологические обороты на ваших карточках. Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание по группам.

Ромашки (слабые): списываете фразеологические обороты в тетрадь, вставляете пропущенные буквы, определяете спряжение глаголов.

Васильки (средние): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов.

Колокольчики (сильные): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов. С одним из фразеологических оборотов каждой группы составьте распространённое предложение. (При группировке учитываются значения фразеологических оборотов, лицо, число и спряжение глаголов).

Карточки.

Пал…чики …ближешь; точим лясы; за уши не …тянешь; травим баланду; складывает оружие; спускает фла…; п…днимает руки вверх; ум от…ешь.

Осуществлять проверку начнём с группы Ромашек. Один ребёнок из этой группы читает фразеологические обороты, называя при этом спряжения каждого встреченного глагола.
Остальные дети сигнализируют при помощи сигнальных карточек о правильности или неправильности выполнения задания. Данный ребёнок получает отметку.

Продолжает проверку группа Васильки . Один ребёнок из этой группы называет признаки группировки данных фразеологических оборотов, называет полученные группировки и устно объясняет значение каждой группы. Данный ребёнок получает отметку.

Заканчивает проверку группа Колокольчики. Один ребёнок из этой группы называет полученные три предложения с фразеологическими оборотами и получает отметку.

Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?
– На какие группы делятся глаголы?
– Каковы характерные признаки этих групп?
– Как определить спряжение глагола?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
– Интересно было на уроке?
– Какое задание вызвало затруднение?
– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?
– А сейчас проведём на полях тетради 4 вертикальных отрезка и с помощью значка (Х) обозначьте на них, насколько вам было интересно сегодня на уроке, насколько полезным был для вас урок, насколько вы старались и как поняли новый материал.

10. Домашнее задание

У.: Найдите в учебнике упражнение 438 на странице 189-190. Давайте прочитаем задание. Как вы будете определять спряжение глагола? Не забудьте выучить правило на странице 189.

Задание по этому тексту также будет дифференцировано.

Группа Ромашек: озаглавит текст, разделит его на три части, спишет, выделить окончания глаголов, обозначить спряжения.

Группа Васильки: кроме этого задания ещё озаглавливают каждую часть текста.

Группа Колокольчики: вам добавляется к предыдущим заданиям ещё одно. Составить предложение с выделенными в тексте глаголами, обозначить их время.
У.: Интересное путешествие получилось у нас, некоторые из вас вернулись не просто так, а испытали двойное удовольствие, получив хорошие отметки.

Дата __________ русский язык 5 класс

Тема: Алгоритм определения спряжения глагола.

Цель: обеспечить усвоение алгоритма определения спряжения глагола;

Способствовать формированию умений определять спряжение глагола, определять безударное личное окончание глагола, знать слова – исключения;

Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Тип - комбинированный

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Вставьте пропущенные слова.

1) Имена существительные склоняются, а глаголы… (спрягаются)

2) Спряжение – это изменение глаголов по числам и … (лицам)

3) Определить спряжение легко, если окончание глагола … (ударное)

4) В окончаниях глаголов 2 – лица ед. числа после ш пишется … (ь)

5) Если в окончаниях гласная и , а в 3 – лице множественного числа – ат (-ят), то это глагол … (II спряжения)

III. Повторение изученного

На доске запись: Найди среди данных глаголов «лишний», ответ обоснуйте.

Идешь, видишь, гуляешь, принесешь.

Пример ответа: Принесешь – глагол будущего времени, остальные глаголы настоящего времени.

Диктант.

Обозначьте спряжение глаголов.

1.Работа и муч…т, и корм..т, и уч…т.

2. Кто труд люб…т, долго спать (не) буд…т.

3. Человек от лени боле…т, а от труда здорове…т.

4. Напиш…шь пером – не выруб…шь т…пором.

5. Всякая р.. бота мастера хвал…т.

1V. Работа по теме урока.

1. Проблемная ситуации.

Даны глаголы: жить, шуметь, звенеть . Попробуйте предположить, какого спряжения первый глагол.

2. Решение проблемной ситуации.

Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2 – ого лица единственного числа, 2 – ого и 3 – его лица множественного числа. Что получилось?

Первый глагол оказался первого спряжения: живешь, живете, живут , остальные – второго: шумишь, шумите, шумят; звенишь, звените, звенят .

Как вы определяли спряжение?

По ударным личным окончаниям.

Подтвердились ли ваши предположения?

А почему?

Потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму.

Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?

По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя.

В каком случае поможет неопределенная форма глагола?

Если личное окончание глагола безударное.

- Итак, что надо знать, чтобы определить спряжение глагола и правильно написать личное окончание глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, надо учитывать два фактора: суффикс неопределенной формы и окончание 3 – го лица множественного числа настоящего времени.

(На доске схема)

Спряжение I II

Неопр. Ф. не на – ить на - ить

3 – лицо, мн. ч. - ут – ют - ат - ят

V. Физминутка.

Я называю глагол, а вы выполняете действие:

Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться, улыбнуться, сесть.

VI. Закрепление.

1. Упражнение в распознавании спряжения глаголов.

Читаем пословицу, даем ее толкование, затем будем учиться находить личные окончания глаголов.

На доске:

Кто се…т мир, пожнет счастье. Мир стро…т, а война разруша…т. Не одежда крас…т человека, а его добрые дела.

Сеет – сеять, сеют – I спр.; строит – строить, строят – II спр.; разрушает – разрушать, разрушают – I спр.; красит – красить, 2 спряжение

2. Задание 2

Работа цепочкой.

Определи спряжение глаголов, напиши их в 1 –м и 3 –м лице множественного числа.

Читает (I) – читаем, читают; знает (I) – знаем, знают; спорит (II) – спорим, спорят; ходит (II) – ходим, ходят; танцует (I) – танцуем, танцуют; спрашивает (I) –спрашиваем, спрашивают; и т. д.

На доске и в карточках: Е или и? У (ю) или а (я) ?

Сия-т солнце, воды блещ-т,

На всем улы…ка, ж… знь во всем,

Деревья радо… но трепещ…т,

Купаясь в неб… голубом.

Пламя рде…т, пламя пыш…т,

Искры брызж…т и летят,

А на них прохладой дыш…т

Из-за речк… темный сад.

7. Домашнее задание – п.87-88 (правило)

Муниципальное образовательное учреждение

«Усть-Кубинская средняя общеобразовательная школа»

Тема:

«Спряжение глаголов»

4 класс.
Ришко Елена Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ «Усть-Кубинская СОШ»

С.Устье


Апрель 2011г.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении :

изменение глаголов по лицам и числам.

Задачи:

Обучающие:
1. Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого.

Развивающие:


  1. Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.

  2. Развитие мыслительных операций.

  3. Развитие психических процессов: внимание, восприятие, память.

  4. Развитие орфографической зоркости.

  5. Развитие связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:

1.Воспитывать умение работать в коллективе.

Место урока: первичное знакомство со спряжением глагола.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Межпредметные связи : литературное чтение – сказки А.С.Пушкина.

Здоровьесберегающий эффект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.

Оборудование:

Интерактивная доска

презентация

учебник


опорные таблицы

1. Психологический настрой на работу:

А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят ).

Ушки внимательно слушают и всё (слышат ).

Голова хорошо (думает).

Молодцы!

Я предлагаю девизом нашего урока выбрать слова: «От незнания к знанию».

Как вы понимаете данное высказывание?

Вы с ним согласны?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

2. Начнём с минутки красивого письма.

Слайд 2.

На какие группы можно разделить слова?

(существительные, глаголы, местоимения)

Определить буквы, которые мы будем писать.


  1. Находится в корне глагола настоящего времени и обозначает в нём непарный звонкий согласный звук. Какой? В каком слове он находится?

  2. 2 буква – приставка одного из глаголов.
Предлагаю вам написать эти буквы в соединении с теми буквами , с которыми на ваш взгляд, у вас не получаются соединения.

Проверка.

Какое произведение напоминают эти слова?

Сегодня сказки А.С. Пушкина помогут нам в изучении новой темы .


  1. Повторение о глаголе
Слайд 3. - О какой части речи здесь говорится?
Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

Вспомните, что вы знаете о глаголе?

Слайд 4.


  1. Актуализация знаний.
- Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени ?

5. Задание «повышенной трудности». Слайд 5.

а) Поставить глагол в неопределенную форму.

Найди ошибку:

Сверкала - сверкнуть.


Сверкала - сверкать

б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул).

6. Работа над новым материалом.

Итак, сегодня мы будем говорить о спряжении глаголов .

Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Наша учебная задача узнать, что значит «спрягать глагол»?

Жил – был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он.

Сказка о золотом петушке.

Используя образец рассуждения, выпишите глаголы в 2 столбика:

10.. «Игра в слова: Работа в парах.

Слайд 15 - Из какой сказки Пушкина эти строки?

Я предлагаю поиграть:


1 называет предмет, 2 – действие предмета, 3 – спряжение.

Проверка

11. Самостоятельная работа. «Найди свой глагол» .

Слайд 16 .

Выписать глаголы: 1 вариант - 1 спр., 2 вариант - 2 спр.


  1. Проблемная ситуация .
Слайд 17.

Как вы думаете, о чём я хочу вас спросить?

Даны глаголы: жить, шуметь, звенеть , дума… те. Попробуйте предположить, какого спряжения эти глаголы.

Возможно, второго. Ведь он оканчивается на –ить.

А какого спряжения глаголы шуметь и звенеть ?

Какая буква в окончании глагола «думаете»?

13 Проблемная ситуация.

Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2 – ого лица единственного числа. Что получилось?

Первый глагол оказался первого спряжения: живешь, живете живут. Остальные – второго: шумишь, шумите, шумят; звенишь, звените, звенят .

Как вы определяли спряжение?

Подтвердились ли ваши предположения?

А почему?

(Потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму.)

Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?

По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя.

15. Представьте каждый глагол.

Жить – неопределенная форма глагола, отвечает на вопрос что делать? , суффикс –ть , 1 спряжение.
16. Рефлексия. Слайд 18.
Повторили : грамматические признаки глагола, вспомнили о начальной и личной форме глагола,
Выяснили: значение слова «спряжение».
Создали: алгоритм последовательности для определения спряжения.
17. От незнания к знанию.

Слайд 19.

Где мы можем применить знания о спряжении глагола ?

18. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его знаком, который точно отвечает тем знаниям, которые вы получили о глаголе.

(Мой друг глагол(!, ?)) Слайд 20.

Слайд 21.

Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

Литература:


  • Рамзаева Т.Г. Русский язык.: Учеб. Для 4 кл. – М.: Просвещение, 2009г.

  • Интернет-ресурсы