Что такое собственные и нарицательные имена существительные. Что такое имена собственные в русском языке

Открытый урок, 2 класс. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Цель : познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.

Ход урока

I Организация начала урока
- Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Разделите лист перегибанием на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок)
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
- Молодцы, с этим заданием справились.
На следующем слайде вы видите слова: Амина, София, Тимур, Мурад, Шарик, Бобик, Хасавюрт, Махачкала, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро.
-выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
-Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде:
Распределите слова по группам:
Ася, Руслановна, Амир, ученик, Алиева, Алиевич, Гаджиев, дом,.
имя отчество фамилия

Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
(на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

-С какой буквы они пишутся?
-А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Физминутка.
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Хасавюрт.
Слайд

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе.Уроженцами Хасавюрта являются многие знаменитые спортсмены, такие как братья Адам и Бувайсар Сайтиевы, Артур Бетербиев, братья Мавлети Адам Батиров, Махач Муртазалиев.
Достопримечательностями города являются храм Знамения Божьей Матери на ул. Орджоникидзе, до недавнего времени - крупнейший православный храм на Северном Кавказе. В Хасавюрте также имеется большая мечеть. Построен Исламский университет имени Саитбега Даитова.
В центре Хасавюрта Дылымского кольца имеется памятник, посвящённый Герою Советского Союза Э. Б. Джумагулову.

Поэт Григорий Афанасьевич Симаков волею судеб приехал в Дагестан в 1986 году. Два года своей жизни он отдал г. Хасавюрту, где и начал печататься в городской газете «Дружба». Самым первым его опубликованным поэтическим произведением стали стихи о Хасавюрте.

Я изъездил почти всю Россию,
Но всегда мой кончается путь
В моём городе светло-синем,
Под названием Хасавюрт.

Здесь живут люди с добрым сердцем,
Словно братья, одной семьёй.
Украинцы, кумыки, чеченцы.
Всем ты Родиной стал город мой.

Ты домами к солнышку тянешься.
Как цветущий сиреневый куст
И делами своими ты славишься.
О тебе люди песни поют.

Над тобой небо синее, синее.
Над тобой зори маком цветут.
Для меня нет на свете красивее
И милее тебя Хасавюрт.

Мы сейчас будем работать в группах.
Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди.В центре Хасавюрта имеется памятник, посвященный Герою Советского Союза___________________.

Слова для справок: Хасавюрт, Ярыксу, Джумагулову.

Какой у вас получился рассказ? (слайд)
VII. Рефликсия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правило по выбору,Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.
МОЛОДЦЫ!

Горшкова Татьяна Константиновна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им М. П. Кочнева г. Нерюнгри
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-29 Имена собственные и нарицательные Горшкова Татьяна Константиновна Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

Просмотреть свитедельство о публикации

Имена собственные и нарицательные

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Планируемый результат

Познавательные умения:

Объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения :

Писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

— имя существительное (без определения);

— имя собственное;

— имя нарицательное;

— правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Ход урока:

1.Орг. момент Зарядка «Солнышко» 1ученик у доски показывает.

Правило1 (Посадка)

Аутотренинг.

Положите голову на руки, повторите про себя или вслух.

У меня спокойное состояние. Я буду хорошо работать на уроке. У меня всё получится.

Правило2 (Тетрадь)

Правило3 (Ручка)

Правило4 (Хором)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В тетрадях 2 строки вниз. Продиктует по слогам 1 ученик число, кл. работа.

Минутка чистописания. На доске:

1) воробей ученик имя собака

2) приставка корень суффикс существительное окончание

Напишите лишнее слово из первой строчки. Почему оно лишнее?

Выпишите лишнее слово из второй строчки. Почему оно лишнее?

Что получилось?(Имя существительное). Вспомним, что нам известно об имени существительном.(На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном)

-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»(Дети +-)

  • Имя существительное обозначает признак предмета.(-)Почему? Вывешивается.
  • Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?(-) Почему? Вывешивается
  • Имя существительное бывает одушевленным или неодушевленным.(+)
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?(-) Почему? Вывешивается
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?(+)
  • Имена существительные бывают только собственными.(-) Почему? Вывешивается

А какие ещё бывают?

Слайд 1. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Что мы уже знаем по этой теме? (Что такое имя собственное)

Какие слова относятся к именам собственным?(Названия рек, морей, городов, фамилия, имя, отчество…)

Тогда какую цель мы поставим на уроке, что по этой теме мы ещё не знаем? (Что такое нарицательное существительное)

Слайд 2 Цель: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

Как достичь поставленной цели? Чему мы ещё должны учиться на уроке? Вам помогут ответить на поставленный вопрос слова.

Слайд3

Учиться слушать…

Размышлять …

Сотрудничать…

Думать…

Рассуждать…

Работать…

Сравнивать…

Обобщать…

Слайд4 Я обобщаю.

Цели:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных

2.Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность

3.Воспитывать умение работать в коллективе.

3.Изучение нового материала. Работа в парах.

У вас на столах лежат карточки со словами. Они все перепутались. Составьте пары слов, подходящие по смыслу.

Доктор Ряба братец Емеля сын Алёнушка сестрица Иванушка курочка Айболит

Что получилось? (1 пара зачитает. Остальные +-)

Посмотрите, чем отличаются сова в каждой паре? Почему 1 написано с маленькой буквы, а другое с большой? (Потому что одно является именем собственным, а другое-нет)

Поднимите руку группа «Помощники»

Для вас задание: выяснить по словарю, что такое имя собственное.

Что мы знаем про имена собственные? (Пишутся с большой буквы, обозначают имена, клички, названия города, моря…)

Физминутка . Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.

Подведение итогов группы «Помощники» (читает 1 по словарю)

Слайд 5

Имя собственное — личное, индивидуальное название кого-нибудь или чего-нибудь.

Как вы понимаете слово индивидуальное (Отдельный, единичный)

Работа по учебнику

Давайте откроем учебник с. 81, упр. 106.Прочитайте текст самостоятельно. Что вы узнали из текста? Выпишите имена собственные.

Кто не знает как отличить имя собственное?

Кто подскажет как это сделать? (Пишутся с большой буквы, обозначают единичное название). Раздаются карточки-помощники для слабых с алгоритмом действий.

3х первых я проверяю, они проверяют остальных.

Давайте прочитаем вывод профессора Самоварова, какие слова называются именами собственными с 81

Чем мы можем дополнить данное правило? Какие существительные мы будем называть собственными? (Составляется кластер на доске:

Имя собственное

Единичное название

Кто среди данных названий в тетради назовёт города? (Новгород, Ярославль, Тверь)

Кто запомнил названия рек? (Волга, Волхов)

Что такое Россия? (название страны)

Что особенного в написании этого слова нужно запомнить? (Орфограмма удвоенный согласный, безударный гласный) Подчеркните, правильно выделив эти орфограммы.

Какая орфограмма есть во всех словах? (Заглавная буква) Подчеркните.

Как вы думаете, какие тогда существительные называются нарицательными?

Я тоже заглянула в словарик и нашла определение нарицательным именам существительными поняла, что это такое существительное, которое противоположно имени собственному.

Слайд6

Давайте продолжим составление кластера.

Имя нарицательное

Много предметов

Попробуйте сами привести примеры нарицательных имен существительных.

Откройте с 141(словарик) Выпишите 3 нарицательных существительных.

Кто справился? Какие примеры?

Давайте попробуем тогда составить предложение с2-мя такими словами на выбор.

Слайд7 шарик-Шарик

Роза-роза

Запишите 1 любое предложение. Почему одно из слов с маленькой буквы, а другое- с большой?

Закрепление. Работа в группах.

Сейчас будет задание на время. Вы будете работать в тройках. Нужно за 5 минут успеть написать как можно больше имен собственных с данными в каждой группе значениями. Подумать, где нужно поставить кавычки.

1группа. Названия городов (Помощник — карта)

2 группа. Названия рек (Помощник — карта)

3 группа. Названия морей (Помощник — карта)

4 группа. Клички животных (Помощник-анаграммы)

5 группа. Фамилии детских писателей (Помощник -анаграмма)

6 группа. Названия автомобилей. (Рисунки автомобилей с подписями внизу-«Собери слова»

7 группа. Названия книг. (Рисунки обложек книг)

8 группа. Названия планет. (Рисунок Солнечной системы)

1от каждой группы выходит с листочком и зачитывает.(+-)

— Кто знает, в каком городе мы живём? На какой реке стоит наш город? Каким морем омывается наш город? В какой стране мы живём? Столица нашей Родины?

Что, какое правило объединяет написание всех этих слов? (Имя собственное пишется с большой буквы)

В каких случаях будут использованы кавычки? (названия книг, марок автомобилей)

Физминутка (для глаз) — Мультимедийный проектор

Слайд8-9

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.

Слайд 10

Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне — повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

Нарицательные и собственные имена существительные.

Цель урока:

сформировать знания и умения отличать собственные имена существительные от нарицательных,

научиться правильно писать имена собственные (с заглавной буквы и использованием кавычек).

Тип урока:

Образовательно-воспитательный.

Нарицательные существительные служат для названия классов однородных предметов, состояний и действий, лиц, растений, птиц и животных, явлений природы, общественной жизни. В большинстве своем имеют единственное и множественное число (гора – горы, ромашка – ромашки, дождь – дожди, победа – победы, демонстрация – демонстрации и др.). Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы.

Упражнение: Просмотрите сюжет. Назовите картинки, которые вы видели (пример: горы, моря и т.д.). Подходят ли они под группу нарицательных существительных?

Собственные существительные служат для названия отдельных (индивидуальных) предметов, которые могут быть единственные в своем роде.

Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы и в большинстве случаев имеют форму единственного числа. Состоять они могут либо из одного слова (Жучка, Александр, Боинг, Сахара) либо из нескольких слов (Иван Васильевич, Красное море, Софиевская площадь).

Упражнение: Прослушайте песню Красной Шапочки. Запишите все запомнившиеся собственные и нарицательные имена существительные

Пишутся с большой буквы, но НЕ заключаются в кавычки:

1. Фамилии имена и отчества (Иванов Сергей Никонорович), псевдонимы (Максим Горький, Леся Украинка), имена действующих лиц в сказках (Иванушка, Аленушка, Буратино, Мальвина), рассказах (Овсов /Чехов «Лошадиная фамилия»/), баснях («Проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка задумали сыграть квартет.» (И. Крылов.).

2) Клички животных (собака Джулька, кот Джим, попугай Гоша, хомяк Петрушка).

3) Географические названия (Украина, Южный Ледовитый океан, озеро Байкал, горы Тибет, Черное море).

4) Названия небесных тел (Луна, Солнце, Юпитер, Орион, Кассиопея).

5) Названия улиц, площадей (улица Пироговская, Ленинградская площадь, переулок Гамарника).

8) Названия со словом имени (им.), даже в случае, когда подразумевается, но не пишется (парк имени Т. Г. Шевченко, парк Горького, школа им. В. Чкалова).

9) Названия организаций и высших государственных учреждений (Министерство образования и науки Украины, Верховный Суд Украины).

10) Названия орденов, памятников (орден Богдана Хмельницкого, орден Великой Отечественной Войны, орден Славы; памятник М.Ю. Лермонтову, памятник Неизвестному матросу).

11) Названия праздников, памятных дат (дней), исторических событий (День Победы, Новый год, День медработника, День учителя, День матери)

Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:

1) Названия газет и журналов, телевизионных программ (галета «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журнал «Единственная», «Рыболов Украины», программа «Поле чудес», «Что? Где? Когда»).

2) Названия литературных и музыкальных произведений, произведения живописи, названия кинофильмов (роман «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», стихотворение «Узник», «Свеча», картина «Черный квадрат», «Купание красного коня», кинофильм «Гостья из будущего», «Петербургские тайны») и т.д.

3) Названия заводов, фабрик, пароходов, самолетов, кинотеатров, гостиниц и так далее (при условии, что нет и не подразумевается слово «имени» (завод «Краян», фабрика «Рошен», теплоход «Тарас Шевченко», «Хаджибей», самолет «Боинг», «Ту-124», кинотеатр «Звездный», «Москва», гостиница «Красная», «Лондонская»).

4) Названия различных товаров (автомобиль «Жигули», духи «Шанель», холодильник «Самсунг», телевизор «Томсон» и др.).

Упражнение. Прочитайте отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Айболит». Подчеркните одинарной чертой собственные имена существительные, двойной чертой нарицательные имена существительные.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!"

"Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!"

"Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?"

"Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо".

Упражнение. Выделить собственные имена существительные.

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собрались самые известные мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов. Самым молодым среди них был Дик Сенд, герой романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Самым веселым все считали Тартарена из Тараскона, героя романа Альфонса Доде, а самым «правдивым» был, конечно, барон Мюнхгаузен из книги Распе. Все члены клуба считались с мнением самого мудрого из них капитана Немо, одного из героев книги Жюля Верна «Таинственный остров».

Упражнение. Прослушайте песню из кинофильма "Три Мушкетера". Ответьте на вопрос: Бургундия, Нормандия, Шампань, Прованс, Гасконь - собственные или нарицательные имена существительные?

В русском языке существует множество примеров перехода имени собственного в имя нарицательное.

Вот некоторые примеры:

1. Торт Наполеон получил название от любившего данный вид кондитерского изделия императора Наполеона Бонапарта.

2. Саксофон – так назвал духовой инструмент бельгийский мастер Сакс.

3. Изобретатели Кольт, Наган, Маузер дали названия созданному оружию.

4. По месту, из которого были завезены, получили свои названия апельсин (голландское слово appelsien), персик (Персия), кофе (страна кафа в Африке), брюки (Брюгге – город в Голландии).

5. Нарцисс – цветок, названный в честь мифологического юноши Нарцисса, разгневавшего Богов тем, что из-за влюбленности в себя он только смотрел на свое отражение в воде и больше ничего и никого не замечал. Боги превратили его в цветок.

Вопросы на закрепление новой темы:

1. Какие имена существительные имеют единственное и множественное число?

2. Как правильно написать: кинотеатр Пушкина, кинотеатр Пушкин?

3. Отгадайте загадки:

«Летающий» город - ______________________________.

«Неживое» море - ________________________________.

«Цветные» моря - ________________________________.

«Молчаливый» океан - ____________________________.

Цветы с женскими именами - _______________________.

Домашнее задание:

Самостоятельно придумать 5-7 загадок, ответ которых будет содержать имя нарицательное (на примере загаданных в классе) на темы – интересные факты Земли, греческая мифология, русские народные сказки.

Русский язык – это сложная и в то же время стройная система. Слова состоят из морфем, предложения из слов, тексты из предложений. Каждая названная категория входит в состав определенного раздела: лексики, фонетики, словообразования, . Все слова в русском языке делятся на большие лексико-грамматические разряды. Эти разряды изучаются в морфологии. Этот раздел изучает части речи и их грамматические признаки. Пожалуй, самой многочисленной группой является группа имен существительных.

Важно! Имя существительное имеет общее категориальное значение предмета.

Они делятся по разным основаниям на группы. Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, мужского, среднего и женского рода, склоняемыми, несклоняемыми и разносклоняемыми. Имена собственные и нарицательные — предмет рассмотрения данной статьи.

Они пишутся в составе предложения с маленькой буквы, исключая те случаи, когда этого требуют правила пунктуации. Например, это может быть начало предложения или предложение с прямой речью.

Все имена нарицательные разделяются на подгруппы по значению:

  • Конкретные. Это слова, обозначающие понятия, которые осязаемы. Другими словами, эти предметы реальны, их можно взять в руки. Например: принтер, стол, ложка, телефон, пенал, органайзер, лисица, фортепиано, замок, дерево, сосна, земля, луна, спонсор, журнал.
  • Абстрактные. То есть такие, которые обозначают понятия, которые человек может чувствовать, но осязать их он не может. Примеры: любовь, дружба, смятение, испуг, эмоции, недомогание, ненависть, симпатия, привязанность, новизна, лукавство, притяжение.
  • Собирательные. Они обозначают группы людей, объединенных общим признаком. К примеру: детвора, студенчество, учительство, молодежь, пенсионеры, школяры.
  • Вещественные. Они обозначают какие-либо вещества. Например: манка, золото, нефть, пластмасса, стекло, кукуруза, перловка, горох.

Существительные собственные

Выделяется достаточно большая группа имен существительных, которые имеют значение уникальности, единичности, отдельности. То есть они каким-то образом выделяются из общего ряда предметов, явлений, понятий.

В русском языке их принято называть собственными. Имя существительное собственное пишется всегда с заглавной буквы. В ряде случаев могут писаться не только с заглавной буквы, но еще и в кавычках.

Познавательно! Уроки русского: – на встречу или навстречу

Собственные существительные делятся на типы:

  • Фамилии, имена и отчества людей, а также псевдонимы: Иван Бунин, Александр Грин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Антоша Чехонте, Теодор Драйзер, Виктор Гюго, Проспер Мериме.
  • Клички животных: Мурка, Мухтар, букет, Жданка, Милка, Черныш, Белый, Смелый, Пушок.
  • Названия из области географии и астрономии: Марс, Плутон, Большая Медведица, Забайкалье, Днестр, Припять, Москва, Саяны, Карпаты, Волга, Енисей, Альдебаран, микрорайон Изумрудный, деревня Васильевка, Байкал, Виктория, Австралия, Евразия.
  • Названия важнейших исторических событий, а также праздников: Бородинское сражение, Новый год, битва при Ватерлоо, Курская дуга, Сталинградская битва, Мамаев курган.
  • Наименования произведений искусства и литературных произведений: «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Отцы и дети», «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо», «Лунная соната», «Музыка слез», «Ленинградская симфония», «Утро в лесу», «Необыкновенные приключения Нильса с дикими гусями» .
  • Названия печатных периодических изданий, телевизионных и радиопередач, названия учреждений: «События», «Вести-маяк», Большой театр, МХАТ, Новоширокинский рудник, «Литературная газета», «Сегодня», «Свадьба в Малиновке», Новоорловская школа.

Особенности

Необходимо помнить, что четкого деления на собственные и нарицательные имена нет.

Важно! Существительные могут менять свой статус в зависимости от контекста и речевой ситуации.

Ярким примером ситуации, когда собственное стало нарицательным, является история с маркой авто «Мерседес», когда это слово стало означать любой большой и дорогой автомобиль, а также фирма «Ксерокс» стала обозначать копирование вообще. И наоборот, пример перехода нарицательного существительного в собственное: снежок – пес Снежок; продукты – магазин «Продукты».

Правильное написание собственных и нарицательных существительных объясняется достаточно легко.

Первые всегда пишутся с большой буквы. Вторые всегда нужно писать со строчной буквы, кроме случаев, которые подчиняются строгой закономерности пунктуационных правил русского языка.

Есть еще некоторые особенности собственных и нарицательных имен существительных. Эти особенности помогут точно определить, к какому разряду относится слово:

  • Собственные имена существительные не могут образовывать формы множественного числа. Исключением могут быть фамилии лиц одной семьи: чета Васильевых, семья Игнатьевых, Силиных, Четверяковых.
  • Нарицательные имена способны образовывать форму множественного числа. Исключением являются лишь те, которые всегда имеют форму только единственного числа (молоко, детвора, учительство) .

Полезное видео

Подведем итоги

Естественно, что носителям языка не составляет труда определить принадлежность существительного к той или иной группе. А вот иностранцам при изучении русского языка сделать это бывает достаточно сложно. По этой причине важны грамматические показатели собственных и . Наибольшую сложность составляют те случаи, когда происходит процесс перехода из одной группы существительных в другую. Прав был Антон Павлович Чехов, когда говорил, что незнание языка сродни состоянию, когда у человека нет паспорта. И действительно, русский язык по праву является одним из самых трудных языков с позиции грамматики в современном мире.

Довольно часто ученики спрашивают: "Что такое нарицательное и собственное имя?" Несмотря на всю простоту вопроса, не все знают определение этих терминов и правила написания подобных слов. Давайте разберемся. Ведь на самом деле, все предельно просто и ясно.

Имя нарицательное

Наиболее значительный пласт существительных составляют Они обозначают названия класса предметов или явлений, обладающих рядом признаков, по которым их можно отнести к указанному классу. К примеру, имена нарицательные - это: кошка, стол, угол, река, девочка. Они не называют какой-то конкретный предмет или человека, животное, а обозначают целый класс. Используя эти слова, мы подразумевает любую кошку или собаку, любой стол. Такие существительные пишутся с маленькой буквы.

В лингвистике имена нарицательные также называют апеллятивами.

Имя собственное

В отличие от нарицательных, составляют незначительный пласт существительных. Эти слова или словосочетания обозначают определенный и конкретный предмет, существующий в единственном экземпляре. К именам собственным относятся имена людей, клички животных, названия городов, рек, улиц, стран. Например: Волга, Ольга, Россия, Дунай. Они всегда пишутся с прописной буквы и указывают на определенное лицо или единичный предмет.

Изучением имен собственных занимается наука ономастика.

Ономастика

Итак, что такое нарицательное и собственное имя, мы разобрали. Теперь поговорим об ономастике - науке, которая занимается изучением имен собственных. При этом рассматриваются не только имена, но и история их возникновения, то, как они видоизменялись со временем.

Ученые-ономасты выделяют несколько направлений в этой науке. Так, изучением имен людей занимается антропонимика, названием народов - этнонимика. Космонимика и астронимика изучают наименования звезд и планет. Клички животных исследует зоонимика. Теонимика занимается именами богов.

Это один из наиболее перспективных разделов в лингвистике. До сих пор ведутся исследования по ономастике, издаются статьи, проводятся конференции.

Переход имен нарицательных в собственные, и наоборот

Имя нарицательное и собственное могут переходить из одной группы в другую. Довольно часто происходит так, что имя нарицательное становится собственным.

К примеру, если человека называют именем, которое ранее входило в класс нарицательных, оно становится собственным. Яркий пример такого превращения - имена Вера, Любовь, Надежда. Раньше они были нарицательными.

Фамилии, образованные от нарицательных имен, также переходят в разряд антропонимов. Так, можно выделить фамилии Кот, Капуста и многие другие.

Что касается имен собственных, то и они довольно часто переходят в другой разряд. Нередко это касается фамилий людей. Многие изобретения носят фамилии своих авторов, иногда имена ученых присваиваются открытым ими величинам или явлениям. Так, нам известны единицы измерения ампер и ньютон.

Имена героев произведений могут стать нарицательными. Так, имена Дон Кихот, Обломов, дядя Степа стали обозначением определенных черт внешности или характера, свойственных людям. Имена и фамилии исторических личностей и знаменитостей также могут использоваться в качестве нарицательных, к примеру, Шумахер и Наполеон.

В таких случаях нужно уточнять, что именно адресант имеет в виду, чтобы не допустить ошибок при записи слова. Но зачастую можно из контекста. Думаем, вы поняли, что такое имя нарицательное и собственное. Примеры, которые мы привели, довольно ярко это отображают.

Правила написания имен собственных

Как вы знаете, все части речи подчиняются правилам правописания. Имена существительные - нарицательное и собственное - также не стали исключением. Запомните несколько простых правил, которые помогут вам не допускать досадных ошибок в дальнейшем.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы, к примеру: Иван, Гоголь, Екатерина Великая.
  2. Прозвища людей также пишутся с большой буквы, но без употребления кавычек.
  3. Имена собственные, употребляемые в значении имен нарицательных, пишутся с маленькой буквы: донкихот, донжуан.
  4. Если рядом с именем собственным стоят служебные слова или родовые названия (мыс, город), то они пишутся с маленькой буквы: река Волга, озеро Байкал, улица Горького.
  5. Если имя собственное - название газеты, кафе, книги, то оно берется в кавычки. При этом первое слово пишется с прописной буквы, остальные, если они не относятся к именам собственным, пишутся с маленькой: "Мастер и Маргарита", "Русская правда".
  6. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы.

Как видите, довольно простые правила. Многие из них известны нам еще с детства.

Подведем итоги

Все имена существительные делятся на два больших класса - имена собственные и нарицательные. Первых намного меньше, чем вторых. Слова могут переходить из одного класса в другой, приобретая при этом новое значение. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы. Нарицательные же - с маленькой.