Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Какие грамматические значения выражают окончания глаголов

Сравним окончания глаголов первого и второго спряжения:

1 спряжение 2 спряжение

Я играю хожу

Ты играешь ходишь

Он, она, оно играет ходит

Мы играем ходим

Вы играете ходите

Они играют ходят

Соотнеся окончания третьего лица множественного числа со всеми остальными окончаниями и обратив внимание на гласную букву во всех окончаниях, мы увидим, что в 1 спряжении - это буква «е», а окончание «-ут (-ют)», во 2 спряжении - это буква «и», а окончание «-ат (-ят)» (рис. 1).

Рис. 1. Окончания глаголов

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение. Определить спряжение глагола мы можем по его неопределенной форме.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов в настоящем и будущем времени, необходимо определить спряжение глагола, для этого поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс -и-, то это 2 спряжение, все остальные суффиксы - это 1 спряжение. Например:

нос…т носи ть - 2 спряжение правильно писать следует: носи т

поигра…т поигра ть - 1 спряжение правильно писать следует: поиграе т

1 спряжение: бри ть, стели ть.

2 спряжение: гна ть, дыша ть, держа ть, слыша ть, обиде ть, верте ть, смотре ть, зависе ть, виде ть, ненавиде ть, терпе ть.

Пользуясь новым способом определения спряжения, вставьте пропущенные гласные в окончании глаголов.

черт…т (чертить - 2 спряжение) черти т

вышива…м (вышивать - 1 спряжение) вышивае м

паш…шь (пахать - 1 спряжение) паше шь

забива…т (забивать - 1 спряжение) забивае т

вар…м (варить - 2 спряжение) вари м

жар…т (жарить - 2 спряжение) жари т

мо…шь (мыть - 1 спряжение) мое шь

чист…т (чистить - 2 спряжение) чисти ть

Вставить пропущенные буквы.

В тихие дни береза сбрасыва…т листья ровным кругом.

Береза что делает? Сбрасывает, неопределенная форма будет - сбрасывать , мы видим, что это глагол 1 спряжения и писать правильно необходимо «сбрасывае т».

Красне…т стройный клен.

Клен что делает? Краснеет, неопределенная форма - краснеть - 1 спряжение, значит, писать следует «краснее т».

Труд корм…т, а лень порт…т.

Труд что делает? Кормит, неопределенная форма - кормит ь - 2 спряжение, правильно писать «корми т».

Лень что делает? Портит, неопределенная форма - портить - 2 спряжение, правильно писать «порти т».

Для того чтобы правильно писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени, необходимо поставить глагол в неопределенную форму или в форму третьего лица множественного числа.

Список литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. - М.: Баласс, 2013

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2013

Домашнее задание

1. Как определять спряжение глаголов по неопределенной форме?

2. Как определять спряжение глаголов по 3 лицу множественного числа?

3. Какие слова-исключения есть в 1 и во 2 спряжении?

Тема: Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Обобщение

Цели:

    Распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

    Развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой (прыгает - прыгать); развивать память, мышление.

    Воспитывать грамотность письма, выразительность речи.

Оборудование: таблица с правописанием безударными личными окончаниями глаголов в настоящем и будущем времени.

Ход урока

1. Организационный момент.

В школьных коридорах прозвенел звонок.
И пора настала начинать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки, лег на край стола дневник,
Наши знанья и уменья всем покажем тот же миг.

2. Актуализация знаний.

На доске слова:

С*диш*, св*тлееш*, кр*чиш*, вл*заеш*, зам*чаеш*, ч*рнееш*.

Прочитайте данные слова. Найдите в них общее.

(это глаголы 2 лица, единственного числа, настоящего времени. Все они пишутся с ь знаком на конце).

Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

(1 группа - глаголы I спряжения - светлеешь, влезаешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь.

2 группа - глаголы II спряжения - сидишь, кричишь, с безударной И в корне и окончанием -ишь.

3. Минутка чистописания.

Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания?

(можно написать цепочку состоящую из окончаний глаголов -ешь, -ишь.

ешь ишь

Напишите эту цепочку до конца строки, чередуя.

4.Словарная работа

Для того чтобы вы смогли назвать новое слово из словарика, вам надо выполнить задание. Посмотрите на геометрические фигуры, изображённые на доске:

На каждой фигуре написана определённая буква. Запомните фигуры и буквы в каждой из них (время предъявления 30 секунд, затем фигуры и буквы убираются).

Теперь я буду показывать геометрические фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них и соединить их между собой (треугольник, круг, ромб, многоугольник, квадрат, прямоугольник). Какое у вас получилось слово?

(получилось слово гореть )

Слово гореть имеет несколько значений. Какие значения этого слова вы можете назвать?

(Слово гореть означает уничтожаться огнём. Например горит дом .

На морозе горит лицо . В этом предложении слово горит означает, что человек краснеет под воздействием сильного холода.)

Определите значения слов горит в следующих фразах:

Гореть на работе; гореть ненавистью к врагам; обувь горит на нём.

Напишите слово гореть , пользуясь орфографическим словарём. Поставьте в нём ударение. Поставьте глагол гореть в настоящее время единственное число. Составьте предложение с получившимся словом горит .

5. Целеполагание

Тема нашего урока повторение спряжения глагола в настоящем и будущем времени. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели нашего урока, используя для этого опорные слова.

На доске:

Обобщить изученное о (глаголе)

    Повторить изученные правила (настоящего и будущего времени глагола)

    Совершенствовать навык правописания слов (с этой орфограммой)

    Познакомиться с ___| "__ (новым словарным словом)

6. Основная часть.

Какие безударные окончания имеют глаголы I и II спряжения?

Посмотрим на таблицу, сравним окончания глаголов I и II спряжения.

1-е

2-е

3-е

пишу

читаю

пишешь
читаешь
пишет
читает

(-ю)

Ешь

Ет

дружу

строю

дружишь
строишь
дружит
строит

(-ю)

Ишь

Ит

Мн.

1-е

2-е

3-е

пишем
читаем

пишите
читаете

пишут
читают

Ем

Ете

Ут

(-ют)

дружим
строим

дружите
строите

дружат
строят

Им

Ите

Ат

(-ят)

Опираясь на правило и таблицу, спишите глаголы, определите спряжение. Выделите окончание глаголов.

Говорит, молчишь, клеишь, спешишь, долетят, построят, отвезут, посеют, сберегут, живёшь, думаешь, отвечаешь.

Проверка.

Физкультминутка.

    I вариант присядет если назову глаголы I спряжения

    II вариант присядет если назову глаголы II спряжения

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, говорит.

Записываем предложения с комментированием.

Звенят весёлые ручейки, бегут мимо кустов ольхи и ивы. На безоблачном небе солнце восходит золотым шаром.

Задание:

У глаголов определить спряжение;

последнее предложение разобрать по членам предложения и частям речи;

восходит - разобрать, как часть речи.

Проверка.

7. Обобщение

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

(Чтобы правильно написать безударные окончания глагола, нужно определить его спряжение)

Как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?

(по неопределённой форме глагола; глагол неопределённой формы, который оканчивается на -ить - ко II спряжению; глагол неопределённой формы, который оканчивается на -ать, -ять, -еть, ыть - к I спряжению.)

8. Рефлексия

1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3. Еще придется потрудиться.

4. Да, трудно все-таки учиться!

9. Домашнее задание упр. 457.

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .

Следует различать слова без окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Анализ примеров:

  • В предложении Его взгляд был устремлен вдаль слово вдаль является наречием. Наречие не изменяется и потому не имеет окончания. В названии поэмы Твардовского «За далью — даль» даль — существительное, оно изменяется по падежам и числам, форма даль стоит в ряду с другими формами: дали, далью, далями и т.д. Следовательно, в данном слове нулевое окончание: дальΟ .
  • В предложениях: Она грустно посмотрела на нас и Ее лицо было очень грустно — два омонимичных слова. В первом случае слово грустно является наречием: посмотрела (как?) грустно . Наречия не имеют окончаний. Морфема здесь является суффиксом, с помощью которого образовано наречие от прилагательного. Во втором предложении слово грустно — краткое прилагательное: лицо (каково?) грустно . Краткие прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам: девушки грустны девушка грустна рассказ грустен Ο . Следовательно, здесь окончание.

Упражнения к теме «Р азличение слов без окончаний и слов с нулевыми окончаниями »

1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из них не такое окончание, как в остальных?

Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в остальных — окончание -ей.

2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, коров, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.

Ответ: нулевое окончание: вдов, коров, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .

3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперебой, отбой, сумкой, твой ?

Ответ: наперебой . Это — наречие, поэтому в нем нет окончания. Герой и отбой — существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у них нулевое окончание. В существительных женского рода листвой и сумкой , а также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.

4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, назад, над, хорош, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и без окончания.

Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, хорош ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, назад, над, впредь .