Толковый словарь дмитриева

вести

значения слова вести в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

вести

- двигать чем-нибудь в каком-нибудь направлении
Пример: В. смычком по струнам. В. пальцем по строчкам. И бровью не ведет кто-нибудь (не выражает ни малейшего удивления, остается равнодушен; разг.).
***
2. - управлять движением транспортного средства
Пример: В. поезд. В. автомашину. В. трамвай .
***
3. - прокладывать в определенном направлении
Пример: В. шоссе на юг. В. телеграфную линию через лес.
***
4. - иметь что-нибудь своим следствием, завершением
Пример: Эксперимент ведет к важным обобщениям. Ложь к добру не ведет.
***
5. - помогать идти, сопровождать идущего
Пример: В. больного под руку.
***
6. - иметь то или иное направление, служить путем куда-нибудь
Пример: Лестница ведет на крышу. Дорога ведет в село.
***
7. - руководить кем-чем-нибудь, осуществлять наблюдение за кем-чем-нибудь
Пример: В. хозяйство. В. кружок. В. больного после операции. В. ученика. В. собрание (председательствовать).
***
8. - (в соответствии со знач. следующего далее существительного). производить, осуществлять, делать что-нибудь
Пример: В. войну. В. переписку. В. следствие. В. огонь (стрелять).
***
9. - идти во главе, возглавить кого-что-нибудь
Пример: В. войска в бой. В. за собой массы.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

вести

несов. перех. и неперех.
1) перех. Идя рядом с кем-л., направлять движение; помогать кому-л. или
заставлять кого-л. идти.
2) а) перех. Идти во главе, быть предводителем войска, отряда и т.п.;
руководить движением кого-л., чего-л.
б) Направлять чью-л. деятельность, руководить кем-л., чем-л.
в) перен. неперех. Быть впереди, опережать по результатам игры, выраженным
цифрами, какую-л. команду.
3) перен. перех. Быть чьим-л. учителем, воспитателем , лечащим врачом и т.п.
4) а) Иметь какое-л. направление, служить путем куда-л.
б) перен. Влечь за собою, иметь что-л. своим следствием, завершением.
5) неперех. Двигать чем-л., перемещать что-л. по поверхности в определенном
направлении.
6) перех. Проводить, прокладывать что-л. в определенном направлении; строить,
сооружать что-л. протяженное , длинное.
7) перех. Управлять движением автомобиля, судна, самолета и т.п.
8) а) перех. Заниматься чем-л., выполнять, совершать, осуществлять что-л.
(обычно в сочетании с вин. пад. существительного).
б) Считать свой род идущим от определенных лиц или с определенного времени;
считать себя потомками кого-л.
9) а) безл. разг.-сниж. перех. Коробить (о дереве, деревянных изделиях).
б) перен. Корчить , сводить.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

вести

, веду, ведешь; вел, вела; ведший; ведя; ведомый ; несов.
1. кого
(что). Помо-гать идти, сопровождать идущего. В. больного под руку.
2. кого-что. Идти во главе, возглавлять кого-что-н. В. войска в бой. В. за
собой молодежь.
3. что. Управлять движением транспортного средства. В.
поезд. В. автомашину. В. трамвай .
4. что. Прокладывать в определенном
направлении. В. шоссе на юг. В. телеграфную линию через лес.
5. чем. Двигать
чем-н. в каком-н. направлении. В. смычком по струнам. В. пальцем по
строчкам. И бровью не ведет кто-н. (не выражает ни малейшего удивления,
остается равнодушен; разг.).
6. (1 и 2 л. не употр.). Иметь то или иное
направление, служить путем куда-н. Лестница ведет на крышу. Дорога ведет в
село.
7. (1 и 2 л. не употр.), перен., к чему. Иметь что-н. своим
следствием, завершением. Эксперимент ведет к важным обобщениям. Ложь к добру
не ведет.
8. что. Производить, осуществлять, делать что-н. (в соответствии
со знач. следующего далее существительного). В. войну. В. переписку. В.
следствие. В. огонь (стрелять).
9. что. Руководить кем-чем-н., осуществлять
наблюдение за кем-чем-н. В. хозяйство. В. кружок. В. больного после
операции. В. ученика. В. собрание (председательствовать). * Вести себя как,
каким образом - поступать каким-н. образом, иметь то или иное поведение,
манеры. Вести себя по-джентльменски (джентльменом, как джентльмен). Вести
дело (речь) к чему - делая (говоря) что-н., преследовать какую-н. цель. II
сущ. ведение, -я, ср. (ко 2, 3, 4, 5, 8 и 9 знач.). В порядке ведения
(собрания, заседания: по ходу, в связи с прохождением собрания, заседания).

Вид – это признак глагола, выражающий некоторые особенности протекания описываемого им действия, такие как наличие указания на предел действия, начало или окончание действия, ограниченность его во времени, прерывистость и другие особенности.

Различаются два вида глаголов, совершенный и несовершенный . Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении, без указания на его предел: решал, толстел, шумел , в отличие от глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия или его части: решил, растолстел, зашумел . Большинство русских глаголов образуют видовые пары :

встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать.

Кроме того, существуют глаголы одновидовые , у которых нет соответствий в другом виде (сожалеть, заискивать и др. – только несовершенного вида, грянуть, хлынуть и др. – только совершенного вида) и двувидовые , у которых формы видов совпадают (женить, казнить, информировать ).

Внутри видов существуют также различные подвиды, но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы.

Кратный и некратный подвиды несовершенного вида

Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов, имеющих два подвида, кратный и некратный. Некратные глаголы выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных , обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся:

бежать бегать , брести бродить , везти возить , вести водить , гнать гонять , ехать ездить , идти ходить , катить катать , лезть лазить , лететь летать , нести носить , плыть плавать , ползти ползать , тащить таскать .

Я отнёс бы сюда же пары быть бывать , видеть видать / видывать , слышать слыхать / слыхивать (садить сажать ?)

У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают.

В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы времён Indefinite, а некратным – из Continuous. Сравните: Катя ходит в школу. Kate goes to school. и Катя идёт в школу. Kate is going to school. (причём вторая пара предложений, как русское, так и английское, могут передавать два смысла: "сейчас идёт" и "скоро идёт").

Одновидовые глаголы

  • сожалеть, заискивать
  • грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, очутиться, понадобиться

Двувидовые глаголы

  • женить, казнить, обещать, стартовать, информировать, телеграфировать

Определить, в каком виде употреблён двувидовой глагол, иногда возможно по однородному с ним члену. Сравните:

  • Он часто обещал , но редко выполнял обещанное. (несовершенный вид) и
  • Он обещал мне это и выполнил своё обещание. (совершенный вид)

Внутриглагольное (видовое) словообразование

Понятие "видовая пара" не совсем точное, так как у одного глагола несовершенного вида могут быть несколько парных совершенного вида, лишь слегка различающихся по значению или стилистически, например:

искать – найти, с ыскать
пугать – ис пугать, на пугать
обедать – по обедать, от обедать
путать – с путать, пере путать, на путать

А также у одного глагола могут быть несколько подвидовых форм, например:

кричать – за кричать, по кричать, по крикива ть.

Глаголы совершенного вида образуются

  • Приставочным способом от глаголов несовершенного вида:
    по йти, по сочувствовать, по строить, по дарить
    о слепнуть, об радовать, обо злиться
    с делать, со стариться
    ис пугать
    при готовиться
    вы расти
    раз бередить, рас толстеть

    Подвиды совершенного вида:

    • глаголы со значением начала действия, образованные при помощи приставки за- :
      за шуметь, за звонить, за петь, за хотеть
    • глаголы со значением окончания действия, образованные при помощи приставки от- :
      от шуметь, от звонить, от жить (век)
    • глаголы со значением действия, ограниченного во времени небольшим с точки зрения говорящего промежутком. Образуются при помощи приставки по- и нередко сопровождаются указанием промежутка времени:
      по шуметь, по кричать, по хлопать (по плечу), по лежать, по спать (с часок), по читать, по быть (некоторое время), по придержать

Глаголы несовершенного вида образуются

  • От приставочных глаголов совершенного вида при помощи суффикса -ыва (-ива-)
  • От глаголов несовершенного вида при помощи приставки по- и суффикса -ыва (-ива-) со значением непрерывно повторяющегося или часто возобновляющегося действия, совершаемого не в полную силу:
    по хлопыва ть, по трескива ть, по пискива ть, по сматрива ть, по шалива ть (о сердце например), по шатыва ться

Ссылка по теме

Формообразование

Полная парадигма глагола состоит из следующих групп форм (на примере глагола делать ):

Личные формы (формы настоящего-будущего времени) изменяются по лицам и числам:

Формы прошедшего времени изменяются по родам и числам:

Причастия изменяются как прилагательные – по падежам, родам и числам. В двух следующих таблицах формы на -ся и формы во второй строчке клетки относятся к страдательному залогу, а формы в первой строчке клетки без -ся – к действительному.

Причастия настоящего времени:

Причастия прошедшего времени:

Деепричастия не изменяются:

  • настоящего времени: делая(-сь) и (устар., разг.) делаючи(-сь)
  • прошедшего времени: делав и делавши(-сь) . Для глаголов несовершенного вида употребляется очень редко и почти всегда с отрицанием, например: не спавши всю ночь, ни разу не видевши .

Формы повелительного наклонения не изменяется: делай(-ся), делайте(-сь) .

Начальная форма (инфинитив) не изменяется: делать(-ся)

Примечание: приведённая парадигма не включает так называемые аналитические формы – будущего сложного (буду делать ) и сослагательного наклонения (делал бы ).

Максимальное количество форм (т.е. полную парадигму) имеют переходные глаголы несовершенного вида . Парадигма других глаголов является подмножеством полной парадигмы, а именно:

Для того, чтобы воспроизвести весь набор форм конкретного глагола, в большинстве случаев необходимо и достаточно иметь его основу неопределённой формы.

Две основы глагола

У большинства глаголов различаются две основы – основа неопределённой формы и основа личных форм. Общие типы соотношений между двумя этими основами выделятся в классы, среди которых 5 продуктивных (под которые попадают сравнительно новые и вновь образующиеся глаголы) и непродуктивные, объединяющие около 400 глаголов.

У большинства русских глаголов основа личных форм образуется из основы неопределённой формы заменой суффиксов:

-а- -ай- чита ть чита ют
гуля ть гуля ют
-е- -ей- жале ть жале ют
-ова- -уй- советова ть совету ют
-ева- -юй- горева ть горю ют
-ну- -н- прыгну ть прыгн ут
сохну ть сохн ут
-и- (исчезает) хвали ть хвалят
сади ть садят
-о- (основа смягчается) коло ть колют
моло ть мелют
поро ть порют

У некоторых глаголов соотношение основ довольно витиеватое. Например, среди глаголов с корнем ним/им/йм/н больше исключений, чем правил:

  • Наним ать – нан ять – найм ёт
  • Поним ать – пон ять – пойм ёт
  • Переним ать – перен ять – перейм ёт
  • Доним ать – дон ять – дойм ёт
  • Заним ать – зан ять – займ ёт
  • Уним ать – ун ять – уйм ёт
  • Приним ать – прин ять – прим ет
  • Выним ать – вын уть – вын ет
  • Сним ать – сн ять – сним ет / сым ет
  • Подним ать – подн ять – подним ет / подым ет
  • Приподним ать – приподн ять – приподним ет / приподым ет
  • Обним ать – обн ять – обним ет
  • Изым ать – изъ[j] ять – изым у
  • Взим ать – ??? – взим ет?
  • Вним ать – вн ять – войм у

Образование неопределённой формы

Неопределённая форма образуется из основы неопределённой формы путём добавления окончаний

  • нулевого к основам на -чь : стричь , беречь , помочь , запрячь .
  • -ти (ударного) к основам на согласный: нести , везти , расти .
  • -ть к основам на гласный: пилить , встречать , зеленеть .

Исключения: есть , сесть , красть , лезть .

Неопределённые формы других глаголов с окончанием -ть вместо -ти имеют ярко выраженный архаично-просторечивый оттенок: (счёты) весть , (службу) несть .

Образование личных форм

Личные формы образуются из основы личных форм добавлением личных окончаний одного из двух типов спряжения:

Единственное число Множественное число
Лицо 1 2 3 1 2 3
1-ое спряжение -у (-ю) -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют)
2-ое спряжение -ишь -ит -им -ите -ат (-ят)

Окончания -ешь , -ет , -ем , -ете – безударные. Под ударением пишутся соответственно -ёшь , -ёт , -ём , -ёте .

Стандартные чередования согласных при спряжении

При спряжении у некоторых глаголов наблюдается чередование согласных на конце корня:

ч/к печ ёшь – пек у(т)
ж/г береж ёшь – берег у(т) , беж ишь – бег у(т) , мож ешь – мог у(т)
д/ж ход ишь – хож у , вид ишь – виж у , суд ишь – суж у , борозд ишь – борозж у
с/ш нос ишь – нош у , крас ишь – краш у
з/ж воз ишь – вож у , лаз ишь – лаж у
т/ч лет ишь – леч у , ответ ишь – отвеч у , плат ишь – плач у
б/бл люб ишь – любл ю
в/вл лов ишь – ловл ю , поздрав ишь – поздравл ю
ф/фл граф ишь – графл ю
м/мл корм ишь – кормл ю
п/пл куп ишь – купл ю , коп ишь – копл ю , сп ишь – спл ю

Please enable JavaScript to view the

вести́

глаг. , нсв. , употр. очень часто

Морфология: я веду́ , ты ведёшь , он/она/оно ведёт , мы ведём , вы ведёте , они веду́т , веди́ , веди́те , вёл , вела́ , вело́ , вели́ , веду́щий , ведо́мый , ведши́й , ведя́ ; сущ. , с. веде́ние

направлять, указывать дорогу

1. Когда вы ведёте другого человека куда-то, вы направляетесь в это место пешком, а он идёт рядом с вами (добровольно или подчиняясь силе).

2. Когда вы ведёте какое-либо крупное домашнее животное (коня, корову и т. д.), вы держите его на привязи и тянете за собой или погоняете его чем-либо.

Егор вёл лошадь под уздцы.

3. Когда вы ведёте группу людей куда-то, вы показываете им дорогу, направляете их передвижение и идёте вместе с ними.

Между тем молодой офицер вёл нас дальше: он показал нам маленький внутренний дворик.

4. Когда вы ведёте какое-либо транспортное средство, вы находитесь в нём и управляете его движением.

Вести машину, поезд, самолёт. | Когда ведёшь автомобиль, особенно после долгого перерыва, следует предельно сконцентрировать внимание на нём, на дороге, на дорожных знаках и светофорах.

5. Когда вы ведёте каким-либо предметом по другому предмету, вы перемещаете этот предмет по определённой траектории, касаясь им другого предмета.

Вести пальцем по корешкам книг. | Вести указкой по карте.

6. Когда вы ведёте себя каким-либо образом, вы совершаете такие действия, проявляете такие манеры поведения, которые заметны другим людям и которые могут им нравиться или не нравиться.

Вести себя безобразно, нагло, неприлично, по-свински, вызывающе. | Вести себя солидно, по-джентльменски. | Ты совсем не умеешь вести себя в обществе! | Я вёл себя как упрямый осел. | Ты иногда ведёшь себя как ребёнок.

руководить

7. Когда учитель ведёт какой-либо учебный предмет, он является преподавателем этого предмета и передаёт свои знания учащимся.

Кто у вас ведёт английский? 13. Если кто-либо в разговоре ведёт к чему-либо, это означает, что он старается убедить собеседников в этом, постепенно внушить им определённую мысль.

Я, конечно, сразу понял, к чему она ведёт, какую хитрую игру затеяла.

14. Когда действие ведёт к каким-то негативным последствиям, это означает, что в результате этого действия непременно возникают эти последствия.

Алкоголизм и наркомания ведут к глубоким изменениям личности.

15. Когда вы ведёте какую-либо работу, вы её делаете.

Вести научную работу. | Вести борьбу, войну с кем-либо.

16. Когда вы ведёте определённый образ жизни , вы так организуете свою ежедневную жизнь, совершаете такие поступки, по которым у окружающих складывается о вас соответствующее представление.

Вести здоровый образ жизни. | Хозяева вели довольно беспорядочный образ жизни.

17. Когда вы ведёте с кем-либо разговор, беседу и т. п., вы разговариваете с этим человеком.

Я вёл с ним простой дружелюбный разговор о погоде.

18. Если вы ведёте журнал, дневник, переписку и т. п., значит, вы регулярно пишете, сочиняете соответствующие тексты.

Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003

Вид – это признак глагола, выражающий некоторые особенности протекания описываемого им действия, такие как наличие указания на предел действия, начало или окончание действия, ограниченность его во времени, прерывистость и другие особенности.

Различаются два вида глаголов, совершенный и несовершенный . Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении, без указания на его предел: решал, толстел, шумел , в отличие от глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия или его части: решил, растолстел, зашумел . Большинство русских глаголов образуют видовые пары :

встречать – встретить, решать – решить, толкать – толкнуть, писать – написать, лелеять – взлелеять, ночевать – переночевать, толстеть – растолстеть, брать – взять, говорить – сказать, садиться – сесть, отрезáть – отрéзать.

Кроме того, существуют глаголы одновидовые , у которых нет соответствий в другом виде (сожалеть, заискивать и др. – только несовершенного вида, грянуть, хлынуть и др. – только совершенного вида) и двувидовые , у которых формы видов совпадают (женить, казнить, информировать ).

Внутри видов существуют также различные подвиды, но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы.

Кратный и некратный подвиды несовершенного вида

Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов, имеющих два подвида, кратный и некратный. Некратные глаголы выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных , обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся:

бежать бегать , брести бродить , везти возить , вести водить , гнать гонять , ехать ездить , идти ходить , катить катать , лезть лазить , лететь летать , нести носить , плыть плавать , ползти ползать , тащить таскать .

Я отнёс бы сюда же пары быть бывать , видеть видать / видывать , слышать слыхать / слыхивать (садить сажать ?)

У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают.

В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы времён Indefinite, а некратным – из Continuous. Сравните: Катя ходит в школу. Kate goes to school. и Катя идёт в школу. Kate is going to school. (причём вторая пара предложений, как русское, так и английское, могут передавать два смысла: "сейчас идёт" и "скоро идёт").

Одновидовые глаголы

  • сожалеть, заискивать
  • грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, очутиться, понадобиться

Двувидовые глаголы

  • женить, казнить, обещать, стартовать, информировать, телеграфировать

Определить, в каком виде употреблён двувидовой глагол, иногда возможно по однородному с ним члену. Сравните:

  • Он часто обещал , но редко выполнял обещанное. (несовершенный вид) и
  • Он обещал мне это и выполнил своё обещание. (совершенный вид)

Внутриглагольное (видовое) словообразование

Понятие "видовая пара" не совсем точное, так как у одного глагола несовершенного вида могут быть несколько парных совершенного вида, лишь слегка различающихся по значению или стилистически, например:

искать – найти, с ыскать
пугать – ис пугать, на пугать
обедать – по обедать, от обедать
путать – с путать, пере путать, на путать

А также у одного глагола могут быть несколько подвидовых форм, например:

кричать – за кричать, по кричать, по крикива ть.

Глаголы совершенного вида образуются

  • Приставочным способом от глаголов несовершенного вида:
    по йти, по сочувствовать, по строить, по дарить
    о слепнуть, об радовать, обо злиться
    с делать, со стариться
    ис пугать
    при готовиться
    вы расти
    раз бередить, рас толстеть

    Подвиды совершенного вида:

    • глаголы со значением начала действия, образованные при помощи приставки за- :
      за шуметь, за звонить, за петь, за хотеть
    • глаголы со значением окончания действия, образованные при помощи приставки от- :
      от шуметь, от звонить, от жить (век)
    • глаголы со значением действия, ограниченного во времени небольшим с точки зрения говорящего промежутком. Образуются при помощи приставки по- и нередко сопровождаются указанием промежутка времени:
      по шуметь, по кричать, по хлопать (по плечу), по лежать, по спать (с часок), по читать, по быть (некоторое время), по придержать

Глаголы несовершенного вида образуются

  • От приставочных глаголов совершенного вида при помощи суффикса -ыва (-ива-)
  • От глаголов несовершенного вида при помощи приставки по- и суффикса -ыва (-ива-) со значением непрерывно повторяющегося или часто возобновляющегося действия, совершаемого не в полную силу:
    по хлопыва ть, по трескива ть, по пискива ть, по сматрива ть, по шалива ть (о сердце например), по шатыва ться

Ссылка по теме

Формообразование

Полная парадигма глагола состоит из следующих групп форм (на примере глагола делать ):

Личные формы (формы настоящего-будущего времени) изменяются по лицам и числам:

Формы прошедшего времени изменяются по родам и числам:

Причастия изменяются как прилагательные – по падежам, родам и числам. В двух следующих таблицах формы на -ся и формы во второй строчке клетки относятся к страдательному залогу, а формы в первой строчке клетки без -ся – к действительному.

Причастия настоящего времени:

Причастия прошедшего времени:

Деепричастия не изменяются:

  • настоящего времени: делая(-сь) и (устар., разг.) делаючи(-сь)
  • прошедшего времени: делав и делавши(-сь) . Для глаголов несовершенного вида употребляется очень редко и почти всегда с отрицанием, например: не спавши всю ночь, ни разу не видевши .

Формы повелительного наклонения не изменяется: делай(-ся), делайте(-сь) .

Начальная форма (инфинитив) не изменяется: делать(-ся)

Примечание: приведённая парадигма не включает так называемые аналитические формы – будущего сложного (буду делать ) и сослагательного наклонения (делал бы ).

Максимальное количество форм (т.е. полную парадигму) имеют переходные глаголы несовершенного вида . Парадигма других глаголов является подмножеством полной парадигмы, а именно:

  • у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени (* сделающий(-ся) , *сделаемый );
  • у непереходных глаголов нет форм страдательного залога (* бежится , *бегомый , *беганный );

Для того, чтобы воспроизвести весь набор форм конкретного глагола, в большинстве случаев необходимо и достаточно иметь его основу неопределённой формы.

Две основы глагола

У большинства глаголов различаются две основы – основа неопределённой формы и основа личных форм. Общие типы соотношений между двумя этими основами выделятся в классы, среди которых 5 продуктивных (под которые попадают сравнительно новые и вновь образующиеся глаголы) и непродуктивные, объединяющие около 400 глаголов.

У большинства русских глаголов основа личных форм образуется из основы неопределённой формы заменой суффиксов:

-а- -ай- чита ть чита ют
гуля ть гуля ют
-е- -ей- жале ть жале ют
-ова- -уй- советова ть совету ют
-ева- -юй- горева ть горю ют
-ну- -н- прыгну ть прыгн ут
сохну ть сохн ут
-и- (исчезает) хвали ть хвалят
сади ть садят
-о- (основа смягчается) коло ть колют
моло ть мелют
поро ть порют

У некоторых глаголов соотношение основ довольно витиеватое. Например, среди глаголов с корнем ним/им/йм/н больше исключений, чем правил:

  • Наним ать – нан ять – найм ёт
  • Поним ать – пон ять – пойм ёт
  • Переним ать – перен ять – перейм ёт
  • Доним ать – дон ять – дойм ёт
  • Заним ать – зан ять – займ ёт
  • Уним ать – ун ять – уйм ёт
  • Приним ать – прин ять – прим ет
  • Выним ать – вын уть – вын ет
  • Сним ать – сн ять – сним ет / сым ет
  • Подним ать – подн ять – подним ет / подым ет
  • Приподним ать – приподн ять – приподним ет / приподым ет
  • Обним ать – обн ять – обним ет
  • Изым ать – изъ[j] ять – изым у
  • Взим ать – ??? – взим ет?
  • Вним ать – вн ять – войм у

Образование неопределённой формы

Неопределённая форма образуется из основы неопределённой формы путём добавления окончаний

  • нулевого к основам на -чь : стричь , беречь , помочь , запрячь .
  • -ти (ударного) к основам на согласный: нести , везти , расти .
  • -ть к основам на гласный: пилить , встречать , зеленеть .

Исключения: есть , сесть , красть , лезть .

Неопределённые формы других глаголов с окончанием -ть вместо -ти имеют ярко выраженный архаично-просторечивый оттенок: (счёты) весть , (службу) несть .

Образование личных форм

Личные формы образуются из основы личных форм добавлением личных окончаний одного из двух типов спряжения:

Единственное число Множественное число
Лицо 1 2 3 1 2 3
1-ое спряжение -у (-ю) -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют)
2-ое спряжение -ишь -ит -им -ите -ат (-ят)

Окончания -ешь , -ет , -ем , -ете – безударные. Под ударением пишутся соответственно -ёшь , -ёт , -ём , -ёте .

Стандартные чередования согласных при спряжении

При спряжении у некоторых глаголов наблюдается чередование согласных на конце корня:

ч/к печ ёшь – пек у(т)
ж/г береж ёшь – берег у(т) , беж ишь – бег у(т) , мож ешь – мог у(т)
д/ж ход ишь – хож у , вид ишь – виж у , суд ишь – суж у , борозд ишь – борозж у
с/ш нос ишь – нош у , крас ишь – краш у
з/ж воз ишь – вож у , лаз ишь – лаж у
т/ч лет ишь – леч у , ответ ишь – отвеч у , плат ишь – плач у
б/бл люб ишь – любл ю
в/вл лов ишь – ловл ю , поздрав ишь – поздравл ю
ф/фл граф ишь – графл ю
м/мл корм ишь – кормл ю
п/пл куп ишь – купл ю , коп ишь – копл ю , сп ишь – спл ю

Please enable JavaScript to view the