Кончанские вечевые сходы Совет господ (300 золотых поясов). Горькая чаша кумыса

Политический строй Новгоробоярской республики. ОБЩЕГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ.

Посадник Архиепископ Тысяцский Князь

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова "посадить"; обычно великий киевский князь "сажал" своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой Правительства, в его руках были управление и суд.

Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Архиепископ имел даже свой полк. Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князя предупреждали: "Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать. Даже резиденция князя находилась вне кремля на ярославовом дворище Торговой стороне, а позднее -- в нескольких километрах от кремля на Городище.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немепкошведской агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказалась и на дальнейшем развитии этого региона.

Киевское княжество. Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути " из варяг в греки"; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т.д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель преемников Киевской державы,

Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора "Слова о полку Игореве" к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

История отечественных выборов уходит корнями в глубокую древность. В той или иной форме они проводились практически во все периоды существования государственности на Руси, однако устроены были совершенно по-разному.

Новгородское вече

Вече — понятие многозначное. Так называли и форму государственного устройства, напоминающего республику, и собрание граждан с целью решения злободневных вопросов. Упоминание о вече встречается в «Повести временных лет». Например, в записи, оставленной летописцем под 1069 годом, читаем: «…сотвориша вече, послаша к Святославу и к Всеволоду, глаголюще: «Пойдите во град отца своего и княжита»». Примечательно, что ни одно, как бы мы сейчас сказали, должностное лицо не могло быть избранным без одобрения народного собрания.

Так могло выглядеть новгородское вече

О том, что вскоре состоится вече, горожане узнавали благодаря ударам колокола, закрепленного на башне, стоявшей на вечевой площади. Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что у голосовавших даже были примитивные избирательные бюллетени. Принимали решение просто: за что проголосовало большинство, то и вступит в силу. Однако особого порядка на подобных выборах не наблюдалось. Источники свидетельствуют, что горячие споры на вече зачастую даже приводили к дракам.

«300 золотых поясов»

В донесении рижских купцов, датируемом 10 ноября 1331 года, возникает новое понятие, которое доселе ни в каких документах не фигурировало. Купцы докладывали, что в Новгороде повздорили несколько немцев и русских. Не обошлось без рукоприкладства, да такого, что один из русских после драки отправился на тот свет. Для решения конфликта мирным путем (насколько это, конечно, еще было возможно) немцы обратились к посаднику, наместнику и «тремстам золотым поясам». В итоге иностранцам удалось откупиться и вызволить своего земляка-убийцу, но в данной истории это не главное. Интереснее всего было бы узнать, кем именно являлись упомянутые «золотые пояса».


«Псковское вече». Картина Виктора Васнецова

Среди историков по этому вопросу, как и по многим другим, нет единого мнения. Например, Василий Ключевский полагал, что «300 золотых поясов» — это представители знати, которые имели право участвовать в вече. В противовес этому датский ученый Кнуд Расмуссен предположил, что «золотые пояса» — совсем другой орган власти, который не отменял общегородского вече.

Боярская дума

В боярскую думу, ставшую логическим продолжением думы княжеской, входили представители высшей аристократии. В общем и целом, роль думы была номинальной: ни одно решение она не принимала против воли царя-батюшки. Получалось, что верховная власть в государстве состоит из двух неразрывно связанных «частей»: думы и самого царя.


Заседание боярской думы

Подобное единство отчетливо отражалось в формулировках: «Государь указал, и бояре приговорили» или же «По государеву указу бояре приговорили». Словом, никакой самостоятельности у этого органа правления не было и в помине. Исключение составляют, пожалуй, только юные годы Ивана Грозного, когда боярам удалось получить практически неограниченную власть. Впрочем за самоуправство они вскоре поплатились.

Избрание царя

Одним из интересных эпизодов в истории российских выборов стало появление такой процедуры, как избрание царя. Строго говоря, ей подвергались все цари, за исключением самого первого — Ивана IV — и некоторых монархов Смутного времени, в том числе самозванцев.


Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова»

Избрание царя проводил Земский собор. Функция этого мероприятия была номинальной, однако считалась необходимой даже в тех случаях, когда законность наследования престола была очевидна всем и каждому. Потребность в таком избрании появилась после смерти Ивана Грозного. Дело в том, что в духовном завещании монарха фигурировал его сын Иван, который на момент кончины отца и сам был мертв. Именно для того, чтобы юридически оправдать воцарение Федора, другого наследника, и пришлось впервые созывать Земский собор.

18 сентября продут выборы в Госдуму. Мы решили не обходить тему выборов стороной и оглянуться назад, вспомнив, как менялось отношение к выборам в России за её историю.

Хотели как лучше…

Как рассказывает нам «Повесть временных лет», первые выборы на Руси случились еще в девятом столетии. «Центр земли русской», Великий Новгород – их родоначальник. Жители города собирались на большой, как поле, площади и слушали умудренного годами старца, который стоял в центре, на небольшом возвышении, и глаголил умные мысли. Если тот изрекал то, что нравилось - народ скандировал, громко кричал, топал ногами, одобрительно покрикивал. Если идеи старца приходились не по вкусу, рев толпы был неодобрительным. Вот так, не совсем цивилизованно по современным меркам, зато всем миром, решали, кому княжить в Новгороде. На одном из народных сборищ в 862 году и решили пригласить управлять городом варяга Рюрика. Уж очень надеялись на него и его братьев наши предки – думали, будет княжить так, что всем междоусобицам придет конец. Но не вышло. Братья Рюрика умерли, и он стал единоличным правителем Новгорода. Правил он авторитарно, сам издавал все законы. В общем, демократии у жителей древнего Новгорода не получилось.

«300 золотых поясов»

Спустя три столетия попытка реанимировать выборы была предпринята на той же площади – любили новгородцы эксперименты в политике. Новгородское княжество теперь - феодальная республика. Здесь правит не простой люд, выходя на вече, а «300 золотых поясов» – как сказали бы сейчас, городская элита. Право быть «золотым» переходило по наследству в знатных родах, так что простолюдину нечего было и мечтать о таком звании. «Пояса» из знатных боярских родов решали все государственные проблемы, они же выбирали из «своих», главу исполнительной власти. В итоге, отдельные боярские семьи стали властвовать над отдельными частями Новгорода. Куда уж тут до нужд народа и государства! Простое население все больше увязало в бесчисленных податях, процветали коррупция и беззаконие.

Отсутствие выбора

Хотя в упомянутые ранее эпохи все и было не благополучно, но неблагополучие это было самолично избранное. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое – выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях – технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских – в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить.

Очень приятно, Царь!

К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным. Другими словами, царь послушает, послушает, а сделает все равно по-своему. А иной раз особо говорливых и усердно советующих на кол отправит.

После смерти Ивана IV положительной динамики в выборной истории тоже не наблюдается. В смутное время Лжедмитрий I, захватил Москву, правил ей абы как, раздавал какие-то сомнительные поручения своим любимцам, а сам предавался разврату. После и Лжедмитрий II – «тушинский вор» – подоспел. Когда ополчение Минина и Пожарского боролось за Москву, управлением занимался временный правительный орган – «Совет Земли Русской».

В следующие века выборная модель была упразднена на Руси. Самоуправление наблюдалось только на нижнем уровне, «на местах». В XVIII веке, например, аристократы выбирали предводителей дворянства.

Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались. Но все эти реформы имели недолгий срок, да и заканчивались зачастую трагически. Большого влияния на ход истории они не оказали, то сегодня о них помнят разве что студенты, зубрящие экзамен по истории.

Перелом

После революции 1905 года было созвано аж 4 думы подряд. Именно тогда россияне впервые уразумели, что такое предвыборная кампания. А так же поняли, что обещанное, не значит выполненное. Особенно отличился непостоянством в этот период Александр Григорьевич Булыгин (он разрабатывал по заданию императора проекты «законосовещательного органа народного представительства»).

В 17-ом году направо и налево раздавались призывы и щедрые посулы о «народной власти», но на деле все вышло иначе. Поначалу люди действительно выбирали своих руководителей – проводились советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако не прошло и года, как к власти пришли люди, которые оставались у руля государства семь десятилетий. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. Вопрос в том насколько это народное гуляние было «выборами» по факту – «неизбрания» не случалось, а все кандидаты и победители утверждались заранее руководством.

Выборное законодательство в России не всегда было таким подробным, как сейчас, и, что уж лукавить, довольно запутанным для простых граждан. Например, на вечевых собраниях в Великом Новгороде, ставших прародителями современных выборов, для волеизъявления зачастую было достаточно громко кричать, топать ногами и кидаться с кулаками на человека с альтернативной точкой зрения.

История отечественных выборов уходит корнями в глубокую древность. В той или иной форме они проводились практически во все периоды существования государственности на Руси, однако устроены были совершенно по-разному.

Новгородское вече

Вече - понятие многозначное. Так называли и форму государственного устройства, напоминающего республику, и собрание граждан с целью решения злободневных вопросов. Упоминание о вече встречается в «Повести временных лет». Например, в записи, оставленной летописцем под 1069 годом, читаем: «…сотвориша вече, послаша к Святославу и к Всеволоду, глаголюще: «Пойдите во град отца своего и княжита»». Примечательно, что ни одно, как бы мы сейчас сказали, должностное лицо не могло быть избранным без одобрения народного собрания.

О том, что вскоре состоится вече, горожане узнавали благодаря ударам колокола, закрепленного на башне, стоявшей на вечевой площади. Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что у голосовавших даже были примитивные избирательные бюллетени. Принимали решение просто: за что проголосовало большинство, то и вступит в силу. Однако особого порядка на подобных выборах не наблюдалось. Источники свидетельствуют, что горячие споры на вече зачастую даже приводили к дракам.

«300 золотых поясов»

В донесении рижских купцов, датируемом 10 ноября 1331 года, возникает новое понятие, которое доселе ни в каких документах не фигурировало. Купцы докладывали, что в Новгороде повздорили несколько немцев и русских. Не обошлось без рукоприкладства, да такого, что один из русских после драки отправился на тот свет.

Для решения конфликта мирным путем (насколько это, конечно, еще было возможно) немцы обратились к посаднику, наместнику и «тремстам золотым поясам». В итоге иностранцам удалось откупиться и вызволить своего земляка-убийцу, но в данной истории это не главное. Интереснее всего было бы узнать, кем именно являлись упомянутые «золотые пояса».

Среди историков по этому вопросу, как и по многим другим, нет единого мнения. Например, Василий Ключевский полагал, что «300 золотых поясов» - это представители знати, которые имели право участвовать в вече. В противовес этому датский ученый Кнуд Расмуссен предположил, что «золотые пояса» - совсем другой орган власти, который не отменял общегородского вече.

Боярская дума

В боярскую думу, ставшую логическим продолжением думы княжеской, входили представители высшей аристократии. В общем и целом, роль думы была номинальной: ни одно решение она не принимала против воли царя-батюшки. Получалось, что верховная власть в государстве состоит из двух неразрывно связанных «частей»: думы и самого царя.

Подобное единство отчетливо отражалось в формулировках: «Государь указал, и бояре приговорили» или же «По государеву указу бояре приговорили». Словом, никакой самостоятельности у этого органа правления не было и в помине. Исключение составляют, пожалуй, только юные годы Ивана Грозного, когда боярам удалось получить практически неограниченную власть. Впрочем за самоуправство они вскоре поплатились.

Избрание царя

Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова»

Одним из интересных эпизодов в истории российских выборов стало появление такой процедуры, как избрание царя. Строго говоря, ей подвергались все цари, за исключением самого первого - Ивана IV - и некоторых монархов Смутного времени, в том числе самозванцев.

Избрание царя проводил Земский собор. Функция этого мероприятия была номинальной, однако считалась необходимой даже в тех случаях, когда законность наследования престола была очевидна всем и каждому.

Потребность в таком избрании появилась после смерти Ивана Грозного. Дело в том, что в духовном завещании монарха фигурировал его сын Иван, который на момент кончины отца и сам был мертв. Именно для того, чтобы юридически оправдать воцарение Федора, другого наследника, и пришлось впервые созывать Земский собор.

Богоматерь Знамение. Новгородская икона XII в.

Предание гласит, что горожане отбивались три дня и стали изнемогать. В ночь перед четвертым днем новгородский архиепископ Иоанн услышал глас: «Иди на Ильину улицу в церковь Спаса и там возьми икону Пресвятая Богородицы и вознеси ее на забрало, и она спасет Новгород!» На следующий день икону вознесли на стену у загородного конца между Добрыниной и Прусской улицами. Здесь она попала под дождь стрел, одна из которых поразила лик Богоматери. Тотчас на суздальцев «напало одурение», они пришли в беспорядок, начав стрелять друг в друга. Ободренные новгородцы ударили на них и разбили наголову. Все поле вокруг города было покрыто трупами. Полон был таким, что суздальских пленников продавали по две ногаты, то есть дешевле овцы.

Потерпев страшное военное поражение, Андрей Боголюбский нашел другой способ воздействия на Новгородскую республику, полностью перекрыв ей подвоз хлеба. Голод оказался сильнее, чем суздальские мечи, и вскоре, смирив гордыню, новгородцы запросили у Боголюбского мира. Храброго князя Романа, который руководил обороной города, новгородцы прогнали и пригласили на княжение сына Андрея Боголюбского.

Торжествующий Боголюбский отменил большинство новгородских свобод и заявил, что берет управление в свои руки. Не помогло и ходатайство избранного новгородцами архиепископа Иоанна. По приказу князя новгородские полки отправились воевать против Киева, где потерпели поражение.

Неизвестно, как долго терпели бы новгородцы попрание своих древних свобод, но судьба распорядилась по-своему. В 1174 году в ближайшем окружении владимиро-суздальского князя возник заговор. Летней ночью заговорщики ворвались в спальню Андрея Боголюбского и убили его.

Сказания о новгородской жизни

За что князь Владимир покарал боярина Ставра?

В цикле былин о Владимире Красно Солнышко есть Сказание о новгородском боярине Ставре, которого киевский князь посадил в погреб (погреба в то время служили тюрьмами). Ставр на пиру у Владимира принялся хвастаться своим богатством, перед которым меркло все великолепие князя киевского: «В Но-вегороде живу да я хозяином, я хозяином живу да управителем, и полным лицом живу доверенным … Ой, глупые бояре неразумные, они хвалятся городом Киевом… Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? У меня, де, боярина Ставра, широкий двор не хуже города Киева: а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболях, пол. Середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».

Разошедшийся Ставр хвалится еше и своей молодой женой Василисой Микуличной, которая славна не только красотой, но и умом и может провести кого угодно, хотя бы и самого Владимира Красно Солнышко. Не стерпев похвальбы боярина, великий князь велит заточить Ставра.

Дабы вызволить супруга, Василиса Микулична переодевается мужчиной и совершает такие невероятные подвиги, что восхищенный князь Владимир хочет выдать за «неведомого молодца» свою дочь. Тут Василиса открывает правду о себе и просит великого князя освободить Ставра, а тому ничего не остается делать, как выполнить ее просьбу.

На первый взгляд этот сюжет выглядит вполне сказочным, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что у него есть вполне реальная основа. Новгородская летопись от 1118 года рассказывает: «Тем же летом привел Владимир с Мстиславом всех бояр новгородских в Киев и приводил их к честному кресту, и отпустил домой, а иных у себя оставил; и разгневался на то, что грабили Даньслава и Ноздрьчу, и на сотского на Ставра и заточил всех».

Спрашивается, за что же был заточен Ставр и другие новгородские бояре? Есть предположение, что поводом для расправы послужили беспорядки в Новгороде, вызванные массовым падежом скота. (Это та самая история с «пошибанием» свиней и лошадей, рассказанная в берестяной грамоте № 954, о которой пойдет речь ниже.)

Однако подлинная причина конфликта между киевским князем и новгородскими боярами во главе со Ставром коренилась гораздо глубже. К этому времени Владимир Мономах отозвал из Новгорода сына Мстислава, а тот передал новгородский стол своему сыну Всеволоду. Новгородцы воспользовались этой ситуацией, чтобы ограничить власть юного князя, а заодно и урезать его доходы. В ответ Мономах решил показать Новгороду «кто в доме хозяин», заставив новгородских бояр принять присягу верности, а наиболее строптивых, включая сотского Ставра, подверг суровому наказанию.

Этот исторический эпизод и лег в основу былины о Ставре Годиновиче. И хотя былина соединила в одно лицо Владимира Святого и Владимира Мономаха и разукрасила рассказ фантастическими деталями, однако суть ревнивых взаимоотношений Киева и Новгорода в ней отражена абсолютно верно.

Новгородское вече и 300 золотых поясов

В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит. Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.

Кто же были эти люди, именуемые «золотыми поясами»?

В.О. Ключевский считал, что 300 золотых поясов - это вся правительствующая знать города: отуличанских старост до бояр, не заседавших в Совете господ. С великим русским историком не согласен академик В.Л. Янин, который считает, что 300 золотых поясов - это и есть новгородское вече, на которое собирались владельцы 300-400 усадеб. В качестве доказательства Валентин Лаврентьевич приводит ограниченные размеры вечевой площади, которая не вместила бы большое число людей.

Датский историк Кнуд Расмуссен посвятил этой проблеме специальное исследование, в котором доказывает, что вече и 300 золотых поясов - это разные органы власти, поскольку каждый из них выдвинул немцам разные требования.

Итак, однозначного ответа нет. И не только на этот вопрос. Хотя о знаменитом новгородском вече написано множество книг и статей, ученые продолжают спорить о его действительной роли в жизни новгородского государства. Было ли вече органом народоправства или послушной марионеткой в руках нескольких знатных семей? Где собиралось вече? Кто и в каком количестве принимал в нем участие? И даже такая, казалось бы, второстепенная деталь: сидели или стояли участники вечевых собраний, тоже остается предметом острых дискуссий.

Не претендуя на истину в последней инстанции, коротко напомним историю вопроса. Слово «вече», вероятно, происходит от глагола «вещать». Веча существовали и в других русских городах. Но только в Новгороде эти сохранившиеся от родового строя стихийные народные собрания постепенно стали приобретать значение верховного органа целого государства.

Хотя вече не имело четкого регламента и собиралось по необходимости, с годами сложились вечевые традиции, которые прочно зацепились в сознании новгородцев. О месторасположении вечевой площади ученые спорят до сих пор, но, по мнению большинства, городское вече собиралось рядом с Ярославовым дворищем возле Никольского собора.

Право участвовать в вече имели все свободные граждане, независимо от звания и состояния. Это право составляло предмет законной гордости граждан Новгородской республики. Созвать вече мог каждый новгородец. Для этого достаточно было позвонить в вечевой колокол, голос которого чуткое новгородское ухо легко выделяло в хоре других колоколов. Однако этим правом никто не злоупотреблял, так как самочинный созыв веча по недостойному поводу грозил виновнику суровой карой.