Коренев г в очерки механики целенаправленного движения. Cудьбы виражи
И управлению, преподаватель кафедры теоретической механики .
Избранные труды
- Г. В. Коренев, Введение в механику управляемого тела , М.: Наука, 1964. - 568 с. Имеется английский перевод: G.V. Korenev, The mechanics of guided bodies , London: Iliffe Books Ltd., 1967. - 551 p.
- Г. В. Коренев, Цель и приспособляемость движения , М.: Наука, 1974. - 528 с.
- Г. В. Коренев, Введение в механику человека , М.: Наука, 1977.
- Г. В. Коренев, Целенаправленная механика управляемых манипуляторов , 1979.
- Г. В. Коренев, Очерки механики целенаправленного движения , 1980.
- Г. В. Коренев, Тензорное исчисление , М.: Издательство МФТИ, 2000. - 240 с. - ISBN 5-89155-047-4
Напишите отзыв о статье "Коренев, Георгий Васильевич"
Отрывок, характеризующий Коренев, Георгий Васильевич
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
В конце января в Большой гостиной Дома ученых НЦЧ РАН состоялся вечер воспоминаний, посвященный 70-летию МФТИ. Хочу рассказать об одном преподавателе Физтеха - Георгии Васильевиче Кореневе.
Как только на вечере зазвучали физтеховские песни, сразу вспомнилась молодость с замершими цветными водопадами Кольского полуострова, мохнатые заснеженные озера Карелии, ледники Тянь-Шаня. А еще - целина, прыжок с парашютом… много прыжков. Ни с чем не сравнится восторг, когда стоишь на крыле самолета и ждешь: вот самолет сбросил газ… вираж - и ты в воздухе, за который надо крепко держаться. Эти впечатления, сохранившиеся на всю жизнь, были бы неполными, если бы не дружба с дочерью Г.В. Только много позже придет осознание упущенного: совсем близко прошел удивительный человек, о котором мало что известно, и я имела возможность узнать его, но не сделала этого.
Прибор, внедренный через шесть лет. Арест
…1929 г., полковник Коренев во главе советской делегации в Италии. Цель - купить два радиоуправляемых катера. (Поясним: после Первой мировой войны Германии запрещено иметь свое вооружение, и оно размещено в Италии.) Кайзер запретил сделку, и наше правительство ставит задачу - разработать систему управления своими силами. Задача решена, но уже в трехмерном исполнении, система пригодна для самолетов! В те годы Георгий Васильевич Коренев работал директором сразу двух научно-исследовательских институтов: в Чкаловском и в Ленинграде, которые курировал Тухачевский. Незадолго до ареста Г.В. вызвали к Сталину (перед решением технической проблемы вождь всегда советовался со специалистами), и вместо 15 минут встреча затянулась на 40. На прощание Сталин спросил: "Мешают? Не будут мешать!"
Вспомнила рассказ Г.В. о решении спора Тухачевского с Ворошиловым о преимуществе техники (Тухачевский несколько лет пытался объяснить, что кавалерия не может быть главной силой в будущей войне. Безрезультатно.) В Могилеве на учениях конный взвод переправлялся вброд через ручей. Пролетевший По-2 побрызгал сверху меркаптаном ("Мы отравим весь мир меркаптаном..." - так начинается гимн химиков). Это совершенно безвредное вещество, но сильно и плохо пахнущее. Люди и кони разбежались, и почти неделю отмывались от этой пакости.
В 1937-м Г.В. арестовали вместе со всей исследовательской группой, на свободе остался один аспирант. В это время проходили последние стендовые испытания разработанного группой прибора. Что это за прибор, я узнала много позже, когда разбирала книги (на них есть пометка: "Из книг Г.В. Коренева") для передачи в Физтех.
Горизонт виден!
Среди книг, в стопке старых газет меня привлекла статья одного из коллег Коренева. В ней шла речь о бывшем аспиранте. Во время войны он работал на авиационном заводе, который был эвакуирован в Саратов. Там-то, в 1943 году, в один из пасмурных дней, этот человек догадался, какой именно ПРИБОР проходил испытания на стенде в 37-м перед самым арестом Георгия Васильевича! Истребители (наши и немецкие) не летали в пасмурные дни, т.к. летчики, не видя горизонт, не могли выполнять фигуры высшего пилотажа, необходимые в бою. А прибор на основе гироскопов давал возможность "видеть" горизонт! Были подняты архивные документы - и уже через два месяца прибор запустили в серийное производство. С 1943 г. советские самолеты летали в любую погоду! А бывший аспирант в 43-м стал кандидатом наук, после войны работал в МАИ и, к сожалению, не нашел в себе мужества признать авторство научной группы Коренева, что надолго задержало признание невиновности ученых.
Альберт Стасенко, профессор МФТИ, вспоминает:
Георгий Васильевич рассказал, что после освобождения и возвращения в Москву ему показали все доносы на него, предложили возбудить дело. “Почему же Вы отказались?” - “Но тогда пришлось бы посадить другую половину России”…
Помню, он твёрдо сказал: "Это подлое заявление, что в науке нужны только блестящие гении. Нужны все. И трудолюбивые тугодумы - тоже"…
Что и говорить - великий русский человек, с тяжёлой судьбой, судьбой вечных "перестроек" России.
Предыстория “Кометы”
Георгий Васильевич отсидел в тюрьме 10 лет. Жена Коренева Александра Михайловна не отказалась от мужа: из института, где она преподавала физику, ее уволили, и женщине пришлось работать ткачихой, содержать дочь и старшую сестру мужа. Вышел на свободу Георгий Васильевич в 1947 г., а буквально на следующий день его забирает Берия. Так совпало, что Сталин в это время подписал приказ о создании первой управляемой крылатой ракеты. Просматривая список будущих участников проекта, Сталин отметил, что среди имен одни военные: "Я помню, был до войны специалист по управлению - Коренев". Берия сказал Г.В.: "Мой сын - формальный начальник проекта, а ты (Берия всех называл на ты ) - непосредственный исполнитель и ответственный за весь проект. В Евпаторию через Сибирь отправились 300 девушек с арифмометрами, которые выполняли все необходимые расчеты. "Комета" была разработана и испытана на Украине. Все участники проекта получили Сталинские премии.
Наш преподаватель
Сталин умирает, Берию расстреливают, а Георгия Васильевича - был врагом народа, стал другом сына Берии - выгоняют без права работать. Семья голодает... В такой ситуации Г.В. обращается в ЦК партии и получает разрешение на преподавательскую деятельность. Так в нашей группе в 1957 г. на семинарских занятиях появляется новый преподаватель в поношенной кожаной лётной куртке. Невысокого роста, голос спокойный, мысль излагает кратко, точно. На одном из занятий увидела на его брюках разрыв - настолько износился материал. В перерыве нашла булавку, отнесла его дочери Лиде, которая только что перевелась из Университета на Физтех. Вот с этой булавки и началась наша многолетняя дружба. В первое посещение их дома меня поразила обстановка: такое количество книг я видела только в библиотеках, но главное - отношение домочадцев между собой. Александра Михайловна боготворила Лидусю и Юрчека (так она звала мужа), оберегала, заботилась о них и поддерживала, создавала все условия для работы и отдыха.
К сожалению, в моем детстве было по-другому, меня постоянно ругали, принуждали заниматься музыкой. Наверное, не напрасно, ругали… На первом юбилее МФТИ, который проходил в театре Красной Армии, я аккомпанировала Боре Федосову, исполнявшему “Рондо Сен-Санса”, а номер готовил Саша Раевский.
В МФТИ Георгий Васильевич создает новое направление в области научных основ робототехники в противовес кибернетики - целенаправленную механику. Объект, снабженный "искусственным интеллектом", самостоятельно выбирает оптимальную траекторию, запрограммированную для взаимодействия - встречи или ее предотвращения - с другим объектом. Для того чтобы продемонстрировать один из примеров работы механики, Георгий Васильевич два месяца даже водит трамвай на Чистых прудах!
Удивительный человек, Георгий Коренев! Великолепная память, обширные знания. Вклад его в науку велик. Совместная работа с Институтом океанологии приводит к разработке подводных роботов; заочная физико-техническая школа при МФТИ - это его детище. Последнюю свою книгу (“Целенаправленная механика управляемых манипуляторов”. М.: "Наука" 1979 г. ) докончить Георгий Васильевич не успел, это сделала его ученица - Е.В. Александрович.
…Я желаю всем физтехам здоровья, творческого долголетия и обычного семейного счастья.
С.Н. БУРАВОВА, д.ф.-м. н., ИСМАН
КОРЕНЕВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(C) собирательный рассказ истории Балонин Н., Кулеш Д.
Жил и интенсивно работал в напряженное время для страны, царское и сталинское (1904–1980). Создатель механики воли – математического направления, выражающего волю движения человека математическими уравнениями сжатия вокруг цели, так называемого аркана . В отличие от теории управления (математической кибернетики) уравнения Г.В. более точны, они нелинейны. Это подлое заявление, что в науке нужны только блестящие гении. Нужны все. И тугодумы трудолюбивые – тоже (Коренев Г.В.). Коренев Г.В., член группы авиаторов, работавших с Роберто Бартини, знаменитым авиационным инженером из Италии (ОКБ-86).
1 ноября 1923 года на Центральном московском аэродроме состоялась торжественная передача Красному Воздушному Флоту боевых машин, составивших авиаотряд "Ультиматум" (ответ Керзону). Вскоре здесь же было передано еще девятнадцать самолетов, построенных на средства, собранные трудящимися . Эту авиационную эскадрилью назвали именем В. И. Ленина. В распоряжении пилота было всего три прибора: авиационный компас, измеритель воздушной скорости с трубкой Вентури и манометр, показывавший давление масла в системе смазки двигателя. Высотомер, или, как его называли, альтиметр, в виде металлического анероида в кожаном чехле ремешком пристегивался к ноге выше колена.
Аэроплан!.. Растопырив крылья, он стоял посреди поля скелетно тощий и прозрачный. Узенькие деревянные планочки и металлические трубки стянуты стальными струнами. На подкосе слева и справа по два маленьких колесика, похожих на велосипедные. Когда летчик влез на сиденье, механик отскочил в сторону, мотор затрещал, и толкающий пропеллер бешено завертелся, обращаясь в пыльный верещащий круг. Все забилось крупной дрожью. Казалось, еще мгновение – и аппарат брызнет своими осколками, винтами и гайками во все стороны. Но он поскрежетал, погудел, содрогаясь, и замер. А потом случилось дивное: из-под хвоста повалил фиолетовый дым, самолет ужасно выстрелил и вперевалку, по-птичьи, побежал по земле. Когда колеса его отдернулись от земли, весь он, колыхаясь, утробно урча, роя воздух, начал плавно, с натугой возноситься, уходить в небо. Все вокруг было видно как на ладони, и я с интересом наблюдал: вот речка тянется к городу, вот дорога к нашему аэродрому...
Богданов-Бельский, чай в прикуску
В школе Красного Воздушного Флота произошли значительные перемены. Среди слушателей второго приема нашлись энтузиасты, загоревшиеся идеей развития аэронавигации. Новое здание школы позволило улучшить лабораторную базу и приступить к разработке курса. Через нашего выпускника С. А. Данилина мы получали сведения о развитии Центральной аэронавигационной станции научно-испытательного института Главвоздухофлота. К этому времени над школой взял шефство Наркомат путей сообщения. Нам ввели новую красивую авиационную форму, пошили костюмы из весьма добротного материала. А вскоре при школе сформировали авиационный отряд на английских самолетах ВЕ-2Е, который систематически обеспечивал полетами всех слушателей и преподавателей.
Приказом Реввоенсовета научно-опытный аэродром был преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА, сыгравший впоследствии исключительно большую роль в развитии авиации. Восстанавливались и расширялись авиационные заводы, лаборатории Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. Прежнее аэронавигационное бюро при нем было реорганизовано – развернуто в аэронавигационный отдел для испытания авиаприборов и методов воздушной навигации. Начальником этого отдела назначили Бориса Васильевича Стерлигова. Из числа аэронавигаторов второго и третьего выпусков нашей школы на преподавательской работе осталось несколько слушателей, увлеченных научной работой, в том числе Г. В. Коренев и Г. С. Френкель. Позже они были переведены в НИИ ВВС.
Георгий Васильевич Коренев был знатоком аэронавигационной техники, неумолимым в требованиях к авиаприборостроителям. Будущий доктор физико-математических наук, он разработал проблему измерения воздушной скорости полета, проанализировал закономерность этого процесса в зависимости от плотности воздуха. С появлением автопилотов Коренев с жаром включился в работу по совершенствованию этих приборов.
Георгий Семенович Френкель также обладал прекрасными способностями и глубокими знаниями физико-математических наук, умел толково применять их в аэронавигации. В разгар борьбы за инструментальное самолетовождение Френкель выступил со статьей "Здравый смысл в штурманском деле". Впоследствии ее основные идеи преобразились в такие важные элементы специальной подготовки, как приближенные расчеты в уме и штурманский глазомер. Теория проблемы барометрического определения высоты в полете была им разработана досконально, и труд издали в качестве учебного пособия. В аэронавигационном отделе НИИ Френкель руководил полетными исследованиями. Интересную монографию "Магнитный компас на самолете" составил преподаватель нашей школы П. А. Михайловский. Базой для нее послужили соответствующие труды по морской навигации. Вскоре были изданы учебные пособия по аэрологии и авиационной астрономии.
Над решением многих вопросов этой молодой науки заставил задуматься и отважный перелет экипажа "Страны Советов". Подробное сообщение о маршруте Москва - Нью-Йорк сделал у нас в школе по возвращении из Америки штурман Б. В. Стерлигов. Почти год ушел на подготовку и выполнение этого дальнего перелета. В аэронавигационном отделе НИИ велась разработка и испытание техники, позволяющей решать задачи слепого вождения самолетов. Автопилотом системы Ниренберга, предназначенным для АНТ-4 (ТБ-1), занимался Г. В. Коренев. Аппаратуру для слепой посадки со щупом создавали С. А. Данилин и летчик В. М. Жарновский. Позднее к ним присоединился известный радиоспециалист Н. А. Корбанский. Закончилась подготовка к изданию "Руководства по воздушной навигации", разрабатывалось первое наставление по аэронавигационной службе, в котором была попытка узаконить организацию новой службы, технику, терминологию, разные способы определения аэронавигационных элементов, правила подготовки и выполнения полета. Впервые здесь применялось слово "штурман" вместо "летчик-наблюдатель".
После войны Георгий Васильевич – специалист по механике и управлению, преподаватель кафедры теоретической механики Московского физико-технического института МФТИ , создатель самостоятельного научного направления.
Георгий Васильевича вспоминают. Ранние годы прошли в Ленинграде, в авиационном бюро, отсюда интерес к технической тематике и, позднее, профильная работа и книги. В те годы Георгий Васильевич работал директором сразу двух научно-исследовательских институтов: в Чкаловском и в Ленинграде. За управляемый по радио самолет ТБ-1 , осуществленный по его идеям и руководством в 1933 г., награжден орденом Ленина (Постановление от 6 ноября 1933 г.). Была создана опытная эскадрилья таких самолетов в Ям-Едрово. Эта работа обеспечивает приоритет Советскому Союзу в управлении тяжелыми самолетами по радио.
В послевоенные годы авиационную тематику сменяет робототехника, которой он занимается с аспирантами, Еленой Александрович и Еленой Бирюковой, разрабатывая математические модели движений руки и глаза. В группу по роботам входят Сергей Армишев и Александр Сидоров. В конце страницы есть ссылка на воспоминания Светланы Николаевны Буравовой об этом периоде. Совместная работа с Институтом океанологии приводит к разработке подводных роботов; заочная физико-техническая школа при МФТИ – это его детище.
Книги Коренева по робототехнике
Страна "подходила к робототехнике", отсюда высадки роботов на Луне и на Марсе, памятные по книжке Носова о Незнайке магнитофоны-бормотофоны, роботы-автоматы по продаже газировки с сиропом на улицах, манипуляторы Коренева и его автоматический трамвай, который начинает сбываться только сейчас в виде транспорта без атрибутики вождения вручную.
Роботы начала века
Причина популярности в стране, отчасти, такая же, как и у , книжная. Мацкевич, ренесанс его детского увлечения, писал для радиокружков, для пионеров. В 70-е годы были заметны книги (учебники, пособия) для студентов по механике роботов Г.В. Коренева, теории матриц Ф. Р. Гантмахера, теории управления А.А. Воронова. Осталась неизданной и затерялась на кафедре его труд, Тензорная механика . Стоило бы ее найти. Книгу о целенаправленной механике управляемых манипуляторов в восьмидесятых выводит в свет его ученица – Е.В. Александрович.
Экзамен принимает Георгий Васильевич Коренев,
организатор ЗФТШ, преподаватель кафедры теоретической механики. 1973 год
ИСПОЛНЕНИЕ С УШКАМИ, АЛЕКСАНДРОВ И.А.
РАЗМЕЩЕНИЕ В КОМНАТЕ, ГАЙКОВ Б.С.
2D–АНИМАЦИЯ
Профессор (1942), доктор технических наук (1941), заслуженный деятель науки и техники РФ (1972), почетный академик РААСН, почетный доктор Будапештского технического университета (1984), почетный член Российского национального комитета по МГиФ, крупнейший советский и российский ученый в области строительной механики и динамики сооружений.
Борис Григорьевич Коренев родился 24 августа 1910 г. в г. Екатеринославе Новороссийской губернии в семье банкиров и домовладельцев.
В 1917 г. он поступает учиться в классическую гимназию, а с 12 лет начинает зарабатывать сам, давая уроки по точным наукам. С 14 лет Б.Г. Коренев работает на стройке и затем техником в местной организации Промстройпроект, одновременно учась в вечернем строительном техникуме (который позже был преобразован в Днепропетровский инженерно-строительный институт). После окончания вуза в 1931 г. Б.Г. Коренев был оставлен преподавателем и начал свою научную деятельность под руководством проф. Лакшина.
В 1935 г. он защищает кандидатскую диссертацию по расчету конструкций на упругом основании и начинает преподавать в Днепропетровском государственном университете. К 1941 г. Б.Г. Коренев подготовил докторскую диссертацию по методу компенсирующих нагрузок, но с началом войны эвакуируется в Новосибирск, где начинает работать в Новосибирском (объединенном с Московским) инженерно-строительном институте.
В 1942 г. после защиты докторской диссертации ему присваивается звание профессора. Здесь он занимается вопросами устройства ледяных аэродромов и ледовых переправ, проводя исследования на р. Оби при 35˚- 40˚С морозах.
В 1944 - 1973 г. Б.Г. Коренев возглавляет работу лаборатории динамики сооружений в ЦНИПС (ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко). Одновременно он работает в ЦАГИ в группе проф. М.В. Келдыша. В этот период наряду с теоретическими исследованиями он руководит внедрением разработанных гасителей колебаний и виброизоляции различных объектов, например шпиля Московского государственного университета на Ленинских (Воробьевых) горах, монумента Матери-Родины в Волгограде, других многочисленных высотных сооружений и башенных конструкций, самого большого в мире солнечного телескопа на берегу озера Байкал под Иркутском.
С 1972 г. Б.Г. Коренев переходит на работу профессором МИСИ, а с 1992 г. - главным научным сотрудником УНИР МИСИ.
Б.Г. Коренев основатель научной школы в области динамики сооружений, им подготовлено 18 докторов и 63 кандидата технических наук. Он является автором более 200 научных работ и более 60 изобретений, соавтором и главным редактором Справочника по динамике сооружений в 4 томах, переведенного на немецкий и китайский языки. Ему принадлежат основополагающие труды в разных областях науки: динамики сооружений и методов борьбы с вибрациями; теории и практическом применении гасителей колебаний; теории расчета балок и плит на упругом основании; теории функций Бесселя и их приложений к задачам теории упругости; теории теплопроводности и термоупругости.
Он был награжден орденом «Знак почета», медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны», «За трудовую доблесть», «За заслуги перед Отечеством», медалью Чешской академии наук и золотой медалью Пражского технического университета, многими юбилейными медалями.
В книге обобщен опыт автора по использованию аппарата тензорного исчисления при решении различных задач механики и теоретической физики. В доступной форме введены основные понятия двумерного риманова и трехмерного евклидова пространств в индексных обозначениях, а также четырехмерные тензоры специальной и общей теории относительности. Каждый тематический раздел снабжен примерами и упражнениями. Книга написана на основе лекций, читавшихся студентам МФТИ.
Для студентов и аспирантов, специализирующихся в области математики, теоретической физики и механики. Благодаря присущей автору наглядности и четкости изложения, материал будет понятен людям с минимальным уровнем предварительной подготовки.
Векторная алгебра в индексных обозначениях.
Во многих разделах механики, физики и инженерных наук существенную роль играют трехмерные объекты, в особенности трехмерные векторы. Кроме того, изучать индексные обозначения особенно удобно на трехмерном примере. Поэтому рассмотрим специально трехмерные объекты, имея целью получить формулы векторной алгебры в индексных обозначениях.
Для иллюстрации иногда будут использоваться матрицы. Пусть это не смущает тех, кто еще не овладел теорией матриц: для последующего необходимо только понятие матрицы и правило умножения матриц, которое к тому же почти всегда поясняется развернутой записью.
Оглавление
От издательства
Предисловие
Часть I. Ортогональные тензоры
§1. Сущность индексных обозначений
§2. Векторная алгебра в индексных обозначениях
§3. Тензоры в ортонормированных системах координат
§4. Ортогональные тензоры в механике и физике
§5. Главные оси симметричного тензора второго порядка
Часть II. Тензорный анализ в трехмерном евклидовом пространстве
§6. Объекты различного строения
§7. Метрика в косоугольных координатах. Взаимные системы. Фундаментальный объект
§8. Метрика в криволинейных координатах
§9. Тензоры в косоугольных н криволинейных координатах
§10. Параллельный перенос в криволинейных координатах
§11. Ковариантное дифференцирование
§12. Тензор Римана-Кристоффеля. Тождества Ляме
§13. Применение ковариантного дифференцирования в механике и физике
Часть III. Поверхность как двумерное риманово пространство
§14. Двумерные объекты. Криволинейные координаты на поверхности
§15. Тензоры на поверхности. Метрика на поверхности
§16. Параллельный перенос на поверхности
§17. Специальные системы координат на поверхности
§18. Поверхность, вложенная в трехмерное пространство
Часть IV. Четырехмерные тензоры теории относительности
§19. Преобразование Лоренца и 4-тензоры специальной теории относительности
§20. Инвариантность уравнений электродинамики и релятивистской механики относительно преобразования Лоренца
§21. Риманово пространство событий общей теории относительности
§22. Уравнения Эйнштейна в неопределенных координатах
§23. Решение Шварцшильда. Движение планет.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тензорное исчисление, Коренев Г.В., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.