Сарай-мульк ханым. Царицы из семьи тамерлана

Одна из наиболее грандиозных мечетей всего мусульманского мира, самая большая мечеть в Средней Азии , огромный комплекс, внушающий благоговение и при этом таинственный страх грандиозной высотой стен и в то же время заставляющий трепетать от своего великолепия, - все это об архитектурном памятнике Биби Ханым.

Название «Биби-Ханым » («Биби-Ханум ») - потрясающей соборной мечети, предстающей взору с холма Афросиаб , - переводится буквально как «старшая принцесса» (или «старшая жена»). Биби Ханым иначе называли еще пятничной мечетью Самарканда - сюда приходили тысячи мужчин-мусульман для совершения таинства намаза.

Существует великое множество легенд о том, как появилась эта удивительная мечеть, богато украшенная изразцами, росписями и резным мрамором. Но историки все же придерживаются мнения, что Биби Ханым была построена по приказу Амира Тимура сразу после его возвращения из Индии, где он одержал победу, и названа в честь любимой жены Тамерлана .

Строительство началось 4 мая 1399 года на месте, которое лично выбрал сам повелитель. К работе приступили самые талантливые мастера и ремесленники того времени. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана, Хорасана и других стран работали на строительстве мечети, а в горах, не покладая рук, трудились над обработкой камня и поставкой его в Самарканд еще 500 человек. Чтобы ускорить ход работ, из Индии доставили 99 слонов . Неудивительно, что мечеть была построена за рекордно короткий для того времени срок - пять лет. В сентябре 1404 года двор мечети вмещал в себя 10 тысяч человек. Необыкновенное зрелище являли собой голубые купола мечети Биби Ханым , которые сравнивали с красотой небес, а арку портала - с Млечным Путем. Тем не менее, Амиру Тимуру сооружение не понравилось. В порыве гнева он приказал арестовать Ходжу Махмуда Давида и Мухаммеда Дисельда - вельмож, руководивших строительством.

Множество построек, из которых мечеть состояла изначально, были объединены в единую композицию крытой галереей с 480 мраморными колоннами и занимали площадь более 18 000 квадратных метров. С восточной стороны прямоугольного внутреннего двора располагался пештак - главный входной портал высотой 33,15 метра и шириной 46 метров. Напротив портала в центре комплекса стояла главная мечеть, вход в которую был украшен двухстворчатыми воротами, вылитыми из семи сплавов, резными мраморными плитами и искусно выполненной облицовкой. По углам мечети выстроили четыре высоких многоярусных минарета . В центре двора вырыли глубокий колодец и перекрыли его каменной плиткой с отверстием для стока воды (ташнау).

Мечеть Биби Ханым задумывалась как сооружение, которое должно было намного превзойти все аналогичные постройки. Однако средневековые мастера не владели необходимыми для строительства столь масштабных зданий технологиями и материалами, к тому же они не учли риск сейсмичности. Глубокие фундаменты из рваного камня и кирпичные стены не спасли Биби Ханым - еще при жизни Тимура здание стало разрушаться, и на головы молящихся сыпались камни из потрескавшегося купола.

Сейчас из всего комплекса можно увидеть только пять уцелевших построек: портал , большую мечеть в глубине двора, две малые мечети и минарет . Кроме того, центр двора до сих пор украшает огромный мраморный пюпитр для священного Корана , изготовленный при Улугбеке.
Но благодаря кропотливой работе историков, археологов и искусствоведов мы имеем возможность представить первоначальный облик Биби Ханым.

Тончайшие геометрические, растительные и эпиграфические орнаменты , а также майолика в сочетании с неполивными кирпичиками и резной наборной мозаикой украшают здание мечети. На внутренней части купола были позолоченные изделия из папье-маше, а на стенах - орнаментальная роспись по штукатурке. Малые мечети имеют более скромный декор - сделано это было намеренно, чтобы более выгодно подчеркнуть значимость основного здания.

В 1968 году начались работы по реставрации комплекса Биби Ханым , но почти полностью восстановленное сооружение жители и гости Самарканда смогли увидеть только к началу туристического сезона 2003 года.

Вновь была отстроена разрушенная примерно наполовину своей высоты арка главного портала. Нижнее мраморное обрамление осталось оригинальным, и старая облицовка видна сразу - она темнее. Так же, как и на главной мечети, первоначальный орнамент которой темнее, чем современная реконструкция, составляющая 90%. Частично сохранившийся северо-западный минарет был полностью облицован, а три других минарета восстановили, построив заново и облицевав. При этом высота вновь возведенных минаретов меньше той, что была у построенных мастерами в XV веке. Также полностью были восстановлены купол главной мечети и купола боковых мечетей. Сегодня восстановительные работы в Биби Ханым продолжаются.

В Гузарском переулке, через дорогу от мечети, находится оригинальный памятник - восьмигранный столбообразный мавзолей Биби Ханым со склепом . У этого здания нет главного фасада, и судя по изразцовому и расписному декору, мавзолей был пристроен к мечети Биби Ханым . Обрамление мавзолея свидетельствует, что его возвели в одно время с мечетью. В просторном склепе на полу размещены мраморные саркофаги. Когда в 1941 году саркофаги были вскрыты, в них обнаружили останки двух богато одетых женщин среднего возраста. Возможно, что одна из них и была Сарай Муль Ханым , она же - Биби Ханым.

Отдельно хочется отметить базар, находящийся возле мечети Биби Ханым. Спустя 600 лет он не утратил своего колорита и все так же продолжает жить своей неповторимой жизнью восточного базара .

Легенды о Биби Ханым.
Помимо общепринятой версии о строительства мечети по приказу Тамерлана , существует еще множество легенд, которые по сей день воспринимаются как красивые восточные сказки . Одна из легенд гласит, что медресе Биби Ханым строилось в честь матери жены Амира Тимура и было одним из первых, сооруженных в Самарканде при этом великом правителе. Эта легенда берет свое начало из дневника испанского путешественника Руи Клавихо , написавшего, что Тимур приказал построить великолепное сооружение во славу матери Сарай Мульк Ханым , которую Клавихо называл Каньо. Эта версия имеет право на существование, ведь слово «биби » имеет еще и значение «мать ».

Есть еще одна красивая легенда о том, как был построен этот великолепный комплекс. В ней говорится, что красавица Биби Ханым, любимая жена великого Тимура, решила удивить мужа, построив к его возвращению из очередного военного похода, прекрасную мечеть, по сравнению с которой меркли бы красота и величие всех других мечетей. Она пригласила самых лучших мастеров со всего света, которые тут же приступили к работе. Были сооружены минареты, вокруг обширного двора выросли белые мраморные колонны, а голубой купол неописуемой красоты затмевал собой небесный свод. Лишь арка оставалась недостроенной, когда эмир уже приближался к Самарканду. Но юный архитектор не торопился достраивать здание, ведь это означало неизбежную разлуку с Биби Ханым, которую он горячо любил со всей пламенностью молодого сердца. Биби Ханым была в гневе, требуя закончить строительство в назначенный срок. Тогда молодой человек согласился достроить мечеть, но при одном условии: если царица разрешит поцеловать себя.

Биби Ханым вначале потеряла дар речи от дерзости влюбленного, но будучи мудрой женщиной, она прибегла к хитрости и стала предлагать ему любую придворную красавицу на выбор. Она убеждала его, что все женщины одинаковы, подобно раскрашенным яйцам, а для наглядности приказала почистить при нем целое блюдо с раскрашенными яйцами. Но влюбленный стоял на своем, говоря, что бокал с белым вином сможет обжечь все внутри жарким огнем, а бокал с водой не сделает ничего, пусть даже они и налиты в одинаковые сосуды и цвет у них одинаковый. Любовь - это и есть бокал с вином. Расстроенной царице пришлось сдаться. В момент поцелуя она заслонила щеку рукой, но жар любящего сердца был настолько силен, что прожег все преграды, и на розовой щечке царицы осталось небольшое пятнышко.

Несколько дней спустя Тимур со своим войском вступил в город, и перед взором его предстали купола и минареты, поражающие своим величием. Но удивление и восторг от подарка прошли в ту же минуту, когда Тимур увидел на лице любимой жены след от поцелуя. Под его яростным напором царица призналась во всем. “Железный хромой” приказал найти мастера. Но юноша успел за это время сделать себе крылья и улететь в Мешхед.

Однако, как бы ни красива была эта легенда, она останется лишь легендой, ведь многое в ней не совпадает с реальными историческими фактами: во-первых, у Тимура не было жены по имени Биби Ханым - его главную жену звали Сарай Мульк Ханым. К тому же в то время, когда возводилась мечеть, ей было далеко за 60.

А еще местные жители рассказывают старое поверье : если женщина долго не может забеременеть, то нужно обязательно прийти в Биби Ханым, прикоснуться к камням мечети и к тому месту, где лежал большой Коран, и помолиться. Неважно, на каком языке будет звучать молитва, главное - просить в ней познать счастье держать в руках собственное дитя. И желание обязательно сбудется, ибо за долгие века место это намолено и считается святым.

Фотографии:

В каком туре можно посмотреть мечеть Биби Ханум:
  • - Тур в Узбекистан: основные достопримечательности Самарканда, Бухары и Хивы за 5 и 8 дней
  • - Гастрономический тур в Узбекистан
  • - Экскурсионный тур на майские праздники в Узбекистан
  • - Тур в Узбекистан на майские праздники
  • - Экскурсионный и джип тур в Узбекистан

1. Настоящее имя одного из величайших полководцев в мировой истории — Тимур ибн Тарагай Барлас , что означает «Тимур сын Тарагая из рода Барласов». В различных персидских источниках упоминается уничижительное прозвище Тимур-э Лянг , то есть «Тимур Хромой» , данное полководцу его врагами. « Тимур-э Лянг» перекочевало в западные источники как «Тамерлан» . Потеряв уничижительный смысл, оно стало вторым историческим именем Тимура.

2. С детства любивший охоту и военные игры, Тимур был сильным, здоровым, физически развитым человеком. Антропологи, в XX веке изучавшие гробницу полководца, отметили, что биологический возраст умершего в 68 лет завоевателя, судя по состоянию костей, не превышал 50 лет.

Реконструкция облика Тамерлана по его черепу. Михаил Михайлович Герасимов, 1941 г. Фото: Public Domain

3. Со времён Чингисхана титул великого хана могли носить только чингизиды. Именно поэтому Тимур формально носил титул эмира (вождя). При этом в 1370 году он сумел породниться с чингизидами, женившись на дочери Казан-хана Сарай-мульк ханым . После этого Тимур получил к имени приставку Гурган, что означает «зять», позволявшую ему свободно жить и действовать в домах «природных» чингизидов.

4. В 1362 году Тимур, ведший партизанскую войну против монголов, серьёзно пострадал во время сражения в Сеистане, лишившись двух пальцев на правой руке и получив тяжёлое ранение правой ноги. Ранение, боли от которого преследовали Тимура всю оставшуюся жизнь, привело к хромоте и к появлению прозвища «Тимур Хромой».

5. За несколько десятилетий фактически непрерывных войн Тимуру удалось создать огромное государство, включавшее в себя Мавераннахр (историческую область Центральной Азии), Иран, Ирак, Афганистан. Сам дал созданному государству название Туран.

Завоевания Тамерлана. Источник: Public Domain

6. На пике своего могущества Тимур имел в своём распоряжении войско, насчитывавшее около 200 тысяч воинов. Оно было организовано по системе, созданной ещё Чингисханом, — десятки, сотни, тысячи, а также тумены (подразделения в 10 тысяч человек). За порядок в войске и его обеспечение всем необходимым отвечал специальный орган управления, функции которого были схожи с современным министерством обороны.

7. В 1395 году войско Тимура в первый и последний раз оказалось в русских землях. Завоеватель не рассматривал русские территории как объект для присоединения к своей державе. Причиной нашествия стала борьба Тимура с золотоордынским ханом Тохтамышем . И хотя войско Тимура разорило часть русских земель, захватив Елец, в целом завоеватель своей победой над Тохтамышем способствовал падению влияния Золотой Орды на русские княжества.

8. Завоеватель Тимур был неграмотен и в юности не получил никакого образования, кроме военного, однако при этом был весьма талантливым и способным человеком. Согласно летописям, он владел несколькими языками, любил беседовать с учёными и требовал читать ему вслух труды по истории. Обладая блестящей памятью, он затем приводил исторические примеры в беседах с учёными, чем сильно удивлял их.

9. Ведя кровопролитные войны, Тимур из походов привозил не только материальную добычу, но и учёных, ремесленников, художников, архитекторов. При нём шло активное восстановление городов, основание новых, строительство мостов, дорог, оросительных систем, а также активное развитие науки, живописи, светского и религиозного образования.

Памятник Тамерлану в Узбекистане. Фото: www.globallookpress.com

10. У Тимура было 18 жён, среди которых часто выделяют Ульджай-туркан ага и Сарай-мульк ханым . Эти женщины, которых называют «любимыми жёнами Тимура», приходились родственницами друг другу: если Ульджай-туркан ага была сестрой соратника Тимура эмира Хусейна , то Сарай-мульк ханым — его вдовой.

11. Ещё в 1398 году Тимур начал готовиться к завоевательному походу в Китай, который был начат в 1404 году. Как часто бывает в истории, китайцев спас случай — начавшийся поход был прерван из-за рано начавшейся и чрезвычайно холодной зимы, а в феврале 1405 года Тимура не стало.

Гробница Тамерлана. Фото: www.globallookpress.com

12. Одна из самых известных легенд, связанных с именем великого полководца, связана с «проклятьем могилы Тамерлана». Якобы сразу после вскрытия могилы Тимура должна начаться великая и страшная война. Действительно, вскрытие гробницы Тимура в Самарканде советские археологи провели 20 июня 1941 года, то есть за два дня до начала Великой Отечественной войны. Скептики, однако, напоминают, что план нападения на СССР был утверждён в гитлеровской Германии задолго до вскрытия могилы Тимура. Что же касается надписей, сулящих неприятности тому, кто вскроет могилу, то они ничем не отличались от аналогичных, сделанных на других захоронениях эпохи Тимура, и предназначались для отпугивания расхитителей гробниц. Стоит отметить и ещё один момент — знаменитый советский антрополог и археолог Михаил Герасимов , не просто участвовавший во вскрытии гробницы, но и восстановивший облик Тимура по его черепу, благополучно дожил до 1970 года.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сарай-мульк ханым (Катта ханым, Каньо, Биби ханым) - Главная жена среднеазиатского завоевателя Тимура .

Родословная

Сарай-мульк ханым была дочерью чингизида - Казан-хана , последнего легитимного правителя Чагатайского улуса от чингизидской династии . Также у неё была сестра, которая стала женой эмиры Мусы из племени тайчуют. От этого брака у них родилась дочь - Туман-ага, которая впоследствии тоже станет женой Тимура .

Ранние годы и первый брак

Сарай-мульк ханым родилась в 1341 году . О ранних этапах её жизни практически ничего не известно. В 1346 году её отца - Казан-хана , убивают во время битвы. Победу в борьбе за власть в улусе одерживает эмир Казаган . Тем не менее, улус распадается на два государства - Моголистан и Мавераннахр . В последнем и начинает править Казаган женив Сарай-мульк ханым на своем внуке - Эмире Хусейне . О детях от этого брака ничего не известно. После смерти деда Хусейна - эмира Казагана (в 1358 году), на трон Мавераннахра садится его сын - Абдулла, однако его правление оказывается недолгим. Его в конце-концов убивают. После этого страна погружается в анархию . Для Могол-хана Туглук-Тимура образовалась благодатная почва и он захватил Мавераннахр . Хусейн со ставкой в Балхе восстает против Туглук-Тимура , и терпит от него поражение в сражении. В это время на политической арене уже появился Тимур . Они с эмиром Хусейном тогда были в дружеских отношениях. Кроме того сестра Хусейна - Ульджай-туркан ага была любимой женой Тимура . После захвата Кеша , Тамерлан переходит на сторону Могол-хана , но после назначения Ильяс-Ходжи правителем Мавераннахра , отношения новой власти и Тимура портятся. Поэтому Тамерлан примыкает к своему старому другу и товарищу Хусейну , который, после поражения, скрывался от мести Туглук-Тимура . После трех лет скитаний обоим эмирам удается взять Самарканд , тем самым установив свою власть на территории Мавераннахра . Однако правление оказалось недолгим. После поражения в «грязевой битве» от Ильяс-Ходжи , они теряют город. Но благодаря усилиям Сербедаров его удалось отбить. Новая власть также не надолго устанавливается в городе, вплоть до 1366 года. Эмиры казнив предводителей Сербедаров , снова правят в Самарканде . Однако теперь из хороших друзей оба превратились в заклятых врагов. Последние надежды на примирение были утеряны со смертью сестры Хусейна и любимой жены Тимура - Ульджай-туркан ага . Итогом этой борьбы было поражение Хусейна в 1370 году и его смерть. Гарем проигравшего был распределён между сподвижниками Тимура . Сарай-мульк ханым вместе с двумя другими вдовами вышли за него замуж. Тимур благодаря браку с Сарай-мульк ханым получил титул Гурган.

Второй брак

Напишите отзыв о статье "Сарай-мульк ханым"

Литература

  • Руи Гонсалес де Клавихо «История Великого Тамерлана» (Historia del Gran Tamorlan. Seville, 1582)
  • «Уложение Тимура» Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, Ташкент. Перевод с персидского Хамидуллы Караматова, под научной редакцией Б. Ахмедова, автор предисловия, примечаний и комментариев Б. Ахмедов, 1999.
  • Хильда Хукхэм «Властитель семи созвездий» 1995, Ташкент, издательство «Адолат».
  • Му‘изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания, подготовка факсимиле к изданию Ш. Х. Вахидова. // История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Алматы: Дайк-Пресс, 2006, с.147
  • Ибн Арабшах История эмира Тимура = Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур. - 2-е изд. - Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
  • The Legendary Biographies of Tamerlane. By Ron Sela
  • Manz, Rise and Rule , 78; Mu q izz, fol. 116a
  • Tamerlane: sword of Islam, conqueror of the world By Justin Marozzi
  • Women in the Medieval Islamic World, edited by Gavin R. G. Hambly
  • Women in Iran from the Rise of Islam to 1800, edited by Guity Nashat, Lois Beck
  • The state under Timur: a study in empire building, Syed Jamaluddin - 1995-191 pages, Page 41
  • Domesticity and Power in the Early Mughal World, By Ruby Lal
  • Four Studies on the History of Central Asia, Volume 1, By Vasilij Vladimirovič Bartold, V. Minorsky, T. Minorsky
  • The Cambridge History of Iran, Volume 6, edited by Peter Jackson, Lawrence Lockhart
  • The Mughal Empire, By John F. Richards
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, Volume 3, edited by Oleg Grabar
  • Power, Politics and Religion in Timurid Iran, by Beatrice Forbes Manz
  • Muqarnas: An Annual on Islamic Art and Architecture, edited by Gülru Necipoğlu
  • Islamic culture, Volume 56, Marmaduke William Pickthall, Muhammad Asad, Islamic Culture Board - 1982 - Publisher: Islamic Culture Board, 1982,Original from: the University of Virginia, Digitized: 24 Apr 2009
  • Administration law and justice in medieval I, Raj Kumar - 2000-282 pages - Publisher:Anmol Publications Pvt. Ltd., 2000,Original from the University of Michigan, Digitized:17 Oct 2008, ISBN 8126103906, 9788126103904, Length:282 pages
  • The state under Timur: a study in empire building, by Syed Jamaluddin
  • Imperial Identity in Mughal Empire: Memory and Dynastic Politics in Early Modern Central Asia, by Lisa Balabanlilar
  • Imaging Sound: An Ethnomusicological Study of Music, Art, and Culture in Mughal India, by Bonnie C. Wade
  • March of Central Asia, By Ram Rahul
  • A History of the Moghuls of Central Asia: The Tarikh-I-Rashidi, By Mirza Muhammad Haidar Dughlt, N. Elias, E. Denison Ross

Отрывок, характеризующий Сарай-мульк ханым

Особенно преследователи боялись пещеру Сакани – она заканчивалась шестью отдельными ходами, зигзагами вёдшими прямиком вниз. Настоящую глубину этих ходов не знал никто. Ходили легенды, что один из тех ходов вёл прямиком в подземный город Богов, в который не смел спускаться ни один человек.
Подождав немного, Папа взбесился. Катары никак не хотели исчезнуть!.. Эта маленькая группка измученных и непонятных ему людей никак не сдавалась!.. Несмотря на потери, несмотря на лишения, несмотря ни на что – они всё ещё ЖИЛИ. И Папа их боялся... Он их не понимал. Что двигало этими странными, гордыми, неприступными людьми?!. Почему они не сдавались, видя, что у них не осталось никаких шансов на спасение?.. Папа хотел, чтобы они исчезли. Чтобы на земле не осталось ни одного проклятого Катара!.. Не в силах придумать ничего получше, он приказал послать в пещеры полчища собак...
Рыцари ожили. Вот теперь всё казалось простым и лёгким – им не надо было придумывать планы по поимке «неверных». Они шли в пещеры «вооружившись» десятками обученных охотничьих псов, которые должны были их привести в самое сердце убежища катарских беглецов. Всё было просто. Оставалось лишь чуточку подождать. По сравнению с осадой Монтсегюра, это была мелочь...
Пещеры принимали Катар, раскрыв для них свои тёмные, влажные объятия... Жизнь беглецов становилась сложной и одинокой. Скорее уж, это было похоже на выживание... Хотя желающих оказать беглецам помощь всё ещё оставалось очень и очень много. В маленьких городках Окситании, таких, как княжество де Фуа (de Foix), Кастеллум де Вердунум (Castellum de Verdunum) и других, под прикрытием местных сеньоров всё ещё жили Катары. Только теперь они уже не собирались открыто, стараясь быть более осторожными, ибо ищейки Папы никак не соглашались успокаиваться, желая во что бы то ни стало истребить эту скрывавшуюся по всей стране окситанскую «ересь»...
«Будьте старательны в истреблении ереси любыми путями! Бог вдохновит вас!» – звучал призыв Папы крестоносцам. И посланцы церкви действительно старались...
– Скажи, Север, из тех, кто ушёл в пещеры, дожил ли кто либо до того дня, когда можно было, не боясь, выйти на поверхность? Сумел ли кто-то сохранить свою жизнь?
– К сожалению – нет, Изидора. Монтсегюрские Катары не дожили... Хотя, как я тебе только что сказал, были другие Катары, которые существовали в Окситании ещё довольно долго. Лишь через столетие был уничтожен там последний Катар. Но и у них жизнь была уже совершенно другой, намного более скрытной и опасной. Перепуганные инквизицией люди предавали их, желая сохранить этим свои жизни. Поэтому кто-то из оставшихся Катар перебирался в пещеры. Кто-то устраивался в лесах. Но это уже было позже, и они были намного более подготовлены к такой жизни. Те же, родные и друзья которых погибли в Монтсегюре, не захотели жить долго со своей болью... Глубоко горюя по усопшим, уставшие от ненависти и гонений, они, наконец, решились воссоединиться с ними в той другой, намного более доброй и чистой жизни. Их было около пятисот человек, включая нескольких стариков и детей. И ещё с ними было четверо Совершенных, пришедших на помощь из соседнего городка.
В ночь их добровольно «ухода» из несправедливого и злого материального мира все Катары вышли наружу, чтобы в последний раз вдохнуть чудесный весенний воздух, чтобы ещё раз взглянуть на знакомое сияние так любимых ими далёких звёзд... куда очень скоро будет улетать их уставшая, измученная катарская душа.
Ночь была ласковой, тихой и тёплой. Земля благоухала запахами акаций, распустившихся вишен и чабреца... Люди вдыхали опьяняющий аромат, испытывая самое настоящее детское наслаждение!.. Почти три долгих месяца они не видели чистого ночного неба, не дышали настоящим воздухом. Ведь, несмотря ни на что, что бы на ней ни случилось, это была их земля!.. Их родная и любимая Окситания. Только теперь она была заполнена полчищами Дьявола, от которых не было спасения.
Не сговариваясь, катары повернули к Монтсегюру. Они хотели в последний раз взглянуть на свой ДОМ. На священный для каждого из них Храм Солнца. Странная, длинная процессия худых, измождённых людей неожиданно легко поднималась к высочайшему из катарских замков. Будто сама природа помогала им!.. А возможно, это были души тех, с кем они очень скоро собирались встречаться?
У подножья Монтсегюра расположилась маленькая часть армии крестоносцев. Видимо, святые отцы всё ещё боялись, что сумасшедшие Катары могут вернуться. И сторожили... Печальная колонна тихими призраками проходила рядом со спящей охраной – никто даже не шевельнулся...
– Они использовали «непрогляд», верно ведь? – удивлённо спросила я. – А разве это умели делать все Катары?..
– Нет, Изидора. Ты забыла, что с ними были Совершенные, – ответил Север и спокойно продолжил дальше.
Дойдя до вершины, люди остановились. В свете луны руины Монтсегюра выглядели зловеще и непривычно. Будто каждый камень, пропитанный кровью и болью погибших Катар, призывал к мести вновь пришедших... И хотя вокруг стояла мёртвая тишина, людям казалось, что они всё ещё слышат предсмертные крики своих родных и друзей, сгоравших в пламени ужасающего «очистительного» папского костра. Монтсегюр возвышался над ними грозный и... никому ненужный, будто раненый зверь, брошенный умирать в одиночку...
Стены замка всё ещё помнили Светодара и Магдалину, детский смех Белояра и златовласой Весты... Замок помнил чудесные годы Катар, заполненные радостью и любовью. Помнил добрых и светлых людей, приходивших сюда под его защиту. Теперь этого больше не было. Стены стояли голыми и чужими, будто улетела вместе с душами сожжённых Катар и большая, добрая душа Монтсегюра...

Катары смотрели на знакомые звёзды – отсюда они казались такими большими и близкими!.. И знали – очень скоро эти звёзды станут их новым Домом. А звёзды глядели сверху на своих потерянных детей и ласково улыбались, готовясь принять их одинокие души.
Наутро все Катары собрались в огромной, низкой пещере, которая находилась прямо над их любимой – «кафедральной»... Там когда-то давно учила ЗНАНИЮ Золотая Мария... Там собирались новые Совершенные... Там рождался, рос и крепчал Светлый и Добрый Мир Катар.
И теперь, когда они вернулись сюда лишь как «осколки» этого чудесного мира, им хотелось быть ближе к прошлому, которое вернуть было уже невозможно... Каждому из присутствовавших Совершенные тихо дарили Очищение (consolementum), ласково возлагая свои волшебные руки на их уставшие, поникшие головы. Пока все «уходящие» не были, наконец-то, готовы.
В полном молчании люди поочерёдно ложились прямо на каменный пол, скрещивая на груди худые руки, и совершенно спокойно закрывали глаза, будто всего лишь собирались ко сну... Матери прижимали к себе детей, не желая с ними расставаться. Ещё через мгновение вся огромная зала превратилась в тихую усыпальницу уснувших навеки пяти сотен хороших людей... Катар. Верных и Светлых последователей Радомира и Магдалины.
Их души дружно улетели туда, где ждали их гордые, смелые «братья». Где мир был ласковым и добрым. Где не надо было больше бояться, что по чьей-то злой, кровожадной воле тебе перережут горло или попросту швырнут в «очистительный» папский костёр.
Сердце сжала острая боль... Слёзы горячими ручьями текли по щекам, но я их даже не замечала. Светлые, красивые и чистые люди ушли из жизни... по собственному желанию. Ушли, чтобы не сдаваться убийцам. Чтобы уйти так, как они сами этого хотели. Чтобы не влачить убогую, скитальческую жизнь в своей же гордой и родной земле – Окситании.
– Зачем они это сделали, Север? Почему не боролись?..
– Боролись – с чем, Изидора? Их бой был полностью проигран. Они просто выбрали, КАК они хотели уйти.
– Но ведь они ушли самоубийством!.. А разве это не карается кармой? Разве это не заставило их и там, в том другом мире, так же страдать?
– Нет, Изидора... Они ведь просто «ушли», выводя из физического тела свои души. А это ведь самый натуральный процесс. Они не применяли насилия. Они просто «ушли».
С глубокой грустью я смотрела на эту страшную усыпальницу, в холодной, совершенной тишине которой время от времени звенели падающие капли. Это природа начинала потихоньку создавать свой вечный саван – дань умершим... Так, через годы, капля за каплей, каждое тело постепенно превратится в каменную гробницу, не позволяя никому глумиться над усопшими...
– Нашла ли когда-либо эту усыпальницу церковь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?

18 февраля 1405 года умер Тимур (Тамерлан) - великий полководец, воин, правитель, основатель империи тимуридов, а также — страх и ужас всех народов конца четырнадцатого начала пятнадцатого веков. Этот человек сочетал в себе невероятную беспощадность и тонкое понимание искусства и науки.

Тамерлан родился в семье потомственных монгольских воинов. Несмотря на то, что он происходил из совсем непримечательной и не знатной семьи, да еще и имел физический недостаток (хромал на левую ногу), Тимур сверг хана и захватил власть над Джагатайским улусом. После этого он открыто заявил о том, что является прямым потомком Чингисхана. Следующие тридцать пять лет он захватывал все новые и новые земли, наводя ужас на врагов и восхищая подданных.

1. "Железный хромец"

Великий эмир Тимур, основатель империи Тимуридов вошел в историю под именем - "Тимур-э Ленг" или Тамерлан, что переводится, как железный хромец. Существует легенда, когда родился Тамерлан, в его зажатом кулаке была запекшаяся кровь. Отец мальчика, былой воин Тарагай ("Жаворонок"), сразу понял, что сына ждет путь великого воина, и назвал новорожденного Тимуром (тюркский вариант монгольского Темюр - "Железный").

Это было не просто распространенное мужское имя, оно несло в себе глубокий сакральный смысл, так как корнями уходило в религиозные традиции тюркских народов, у которых железо всегда было священной материей. Согласно некоторым азиатским преданиям, в центре мира стоит железная гора, а "вечное царство" в монгольской мифологии зовется "подобным железу". Кроме того, важно учитывать, что Тимур появился на свет в племени барласов, где еще сохранялись языческие верования, а данное при рождении имя определяло дальнейший жизненный путь.

Прозвище Ленг (хромой) пристало к Тимуру уже после персидского похода и носило оскорбительный характер, указывая на увечье воина - неправильно сросшиеся кости правой ноги, которое он получил в одном из сражений. С тех пор непобедимого эмира гордо величают уничижительным именем Тамерлан.


2. Образованный тиран

Тимур, несмотря на свою репутацию "кровавого варвара", был очень образованным правителем. По воспоминаниям современников, он в совершенстве владел разговорным тюркским, персидским и монгольским языками. Согласно другим источникам, грамоты он не знал, но любил искусства и изящную словесность, привлекал убеждениями и силой доставлял к себе ученых, художников, ремесленников и инженеров, считая их лучшей добычей.

Именно при Тимуре Самарканд стал "Сияющей звездой Востока" — одним из главных культурных центров в Азии. Удивительно, но Тамерлан любил свою столицу, несмотря на то, что он был из степняков-нормадов, которые предпочитали не ограничивать себя городскими стенами. Биографы великого эмира говорят, что активное строительство, которое он вел в Самарканде, было для него способом забыть все, что он разрушил и разорил. Его стараниями в Самарканде появилась огромная библиотека, дворец Коксарай и многие другие достопримечательности города, дошедшие до наших дней. Словно подтверждая незыблемую власть своего основателя, надпись на двери дворца Тамерлана гласила: "Если Вы сомневаетесь в нашем могуществе, посмотрите на наши постройки".


3. Духовный учитель Тамерлана

Жажда знаний у Тамерлана появилась не на пустом месте, еще в детстве его окружали мудрые наставники, среди которых был потомок пророка Мухаммеда суфийский мудрец Мир Саид Барак. Именно он вручил Тамерлану символы власти - барабан и знамя, предсказав ему великое будущее. "Гуру" практически всегда был рядом с великим эмиром, сопровождал его даже в военных походах. Он же благословил Тимура на решающую битву с Тохтамышем. Существует легенда, что уже во время баталии, когда последний начал одерживать верх над Тимуром, Саид Барак высыпал песок перед войском хана и тот потерпел поражение. Он же предостерег своего ученика от битвы с Дмитрием Донским, и, как известно, Тимур развернул свои войска и через Елец отправился в Крым, не став дальше углубляться на территорию Руси.

Тамерлан глубоко уважал своего учителя. Он завещал ему свое почетное место в фамильном мавзолее Гур-Эмир Саиду Барака, а себя повелел похоронить у него в ногах, дабы тот заступился за него, великого грешника, на Страшном суде.


4. Знамя Тимура

Знамя, символ власти Тамерлана, имело огромное религиозное значение. В тюркской традиции верили, что это дух войска, потерять его, значит потерять возможность сопротивляться врагу. Знамя служило и призывом к войне - если эмир выставлял его у своей кибитки - быть войне, тотчас весь его род спешил вооружиться, в союзные аулы летели гонцы.

На знамени Тамерлана были изображены три кольца, расположенные в форме равностороннего треугольника. Их значение до сих пор не ясно. Некоторые историки считают, что это могло символизировать землю, воду и небо. Возможно, круги обозначают три части света (по тем представлением - все части света), которыми владеет Тамерлан, то есть знамя значило, что Тамерлану принадлежит весь мир. Об этом в XVI веке свидетельствует испанский дипломат и путешественник Клавихо. Существует легенда, что в битве при Анкаре с османским султаном Баязидом, последний воскликнул: "Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!", на что получил ответ: "Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна".

Были и более мифологические трактовки этого символа. Николай Рерих видел в нем знак "триединости", который является достаточно универсальным во многих культурах - тюркской, кельтской, индийской и многих других, вдохновивший знаменитого философа на создание "Знамени мира".


5. Любимая жена

У Тамерлана было 18 жен — в лучших традициях мусульманского мира. Одной из любимых была Сарай-мульк ханым, которая некогда принадлежала ближайшему соратнику Тимура, а потом его злейшему врагу - эмиру Хусейну. Женщина стала добычей Тамерлана после смерти первого мужа, но полюбилась завоевателю и вскоре стала его главной женой. Она отнюдь не была тихой супругой - при дворе ее роль была значительна, она могла своей милостью спасти человека или же убить его. Какое-то время только она могла встречать мужа с походов, что считалось большой привилегией. При этом детей великому завоевателю она так и не родила.

Во многом именно влияние Сарай-мульк ханым обеспечило "золотой век" культуры в эпоху Тамерлана. Она была настоящей покровительницей наук и искусств. Именно Мульк-ханым воспитает из внука Тамерлана Тимура Улугбека мудрого правителя. При ней в Самарканде будет вестись активное строительство. Её именем названа кафедральная мечеть Биби-ханым, что означает — "Госпожа Бабушка" — одно из имен Сарай-мульк ханым.


6. Милосердный палач

Если остановиться на вышеперечисленном, то перед нами бы предстал великий правитель, которому все улыбается: он мудр, талантлив, а его деяния всегда благо: им создано мирное, стабильное и процветающее и богатое государство. Но это незавершенный портрет Тамерлана. Источники донесли до нас множество упоминаний о его кровавых деяниях, которые, в свое время, вдохновили Верещагина на создание его знаменитой картины "Апофеоз войны". Однажды Тимур решил поставить памятник своим победам, велев возвести десятиметровую пирамиду из отрубленных голов. Он стал палачом цветущих городов Востока - Исфагана, Дели, Дамаска, Багдада, Астрахани. Жестокость, с которой Тимур подавил восстание в Персии, прогремела на весь мир: он разрушил несколько городов, перебил жителей, а головы их приказал замуровать в башни. При взятии египетского города Халеб Тимур обещал не пролить ни капли мусульманской крови. И обещание "сдержал" — все христиане были перерезаны, а мусульмане погребены заживо. Однако приближенные Тамерлана говорили, что эмир всегда сам страдал от своей жестокости, оправдывая ее тем, что это "ошибки, преступления и прегрешения... безжалостные и необходимые сестры моих побед". Завоеватель не любил рассказы о войне и, когда осознавал содеянную им жестокость, повторял: "Я этого не хотел!"


7. Поход на Русь

В 1395 году Тамерлан, шедший походом на Тохтамыша, прошёл Рязанскую область и взял город Елец, после Тамерлан двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушёл 26 августа обратно. Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь. До Москвы Тамерлан не дошёл, его армия прошла по Дону и взяла полон.


8. Облик Тамерлана

До сих пор досконально неизвестно, к какому народу принадлежал Тамерлан. По самой распространенной версии, он относился к тюркскому племени барласов. Но те немногие сохранившиеся описания его внешности не соответствуют его образу монгола. Так, историк Ибн Арабшах, плененный эмиром, сообщает, что Тимур был рослым, имел крупную голову, высокий лоб, был очень силен и храбр, крепко сложен, с широкими плечами. А цвет кожи...белый. Антропологическая реконструкция останков завоевателя, которую проводил знаменитый советский антрополог Герасимов, говорит: "Обнаруженный скелет принадлежал сильному человеку, слишком высокому для азиата (около 170 см). Складка века, самая характерная черта тюркского лица, выражена относительно слабо. Нос прямой, небольшой, слегка приплюснут; губы толстоваты, презрительны. Волосы седо-рыжего цвета, с преобладанием темно-каштановых или рыжих. Тип лица не монголоидный". Результаты этого парадоксального исследования были опубликованы в статье Герасимова "Портрет Тамерлана". Насколько соответствует этот портрет действительности, судить не рискнем, ясно одно — не все тайны "железного хромца" еще раскрыты.

Сарай-мульк ханым (Катта ханым, Каньо, Биби ханым) - Главная жена среднеазиатского завоевателя Тимура.

Родословная

Сарай-мульк ханым была дочерью чингизида - Казан-хана, последнего легитимного правителя Чагатайского улуса от чингизидской династии. Также у неё была сестра, которая стала женой эмиры Мусы из племени тайчуют. От этого брака у них родилась дочь - Туман-ага, которая впоследствии тоже станет женой Тимура.

Ранние годы и первый брак

Сарай-мульк ханым родилась в 1341 году. О ранних этапах её жизни практически ничего не известно. В 1346 году её отца - Казан-хана, убивают во время битвы. Победу в борьбе за власть в улусе одерживает эмир Казаган. Тем не менее, улус распадается на два государства - Моголистан и Мавераннахр. В последнем и начинает править Казаган женив Сарай-мульк ханым на своем внуке - Эмире Хусейне. О детях от этого брака ничего не известно. После смерти деда Хусейна - эмира Казагана (в 1358 году), на трон Мавераннахра садится его сын - Абдулла, однако его правление оказывается недолгим. Его в конце-концов убивают. После этого страна погружается в анархию. Для Могол-хана Туглук-Тимура образовалась благодатная почва и он захватил Мавераннахр. Хусейн со ставкой в Балхе восстает против Туглук-Тимура, и терпит от него поражение в сражении. В это время на политической арене уже появился Тимур. Они с эмиром Хусейном тогда были в дружеских отношениях. Кроме того сестра Хусейна - Ульджай-туркан ага была любимой женой Тимура. После захвата Кеша, Тамерлан переходит на сторону Могол-хана, но после назначения Ильяс-Ходжи правителем Мавераннахра, отношения новой власти и Тимура портятся. Поэтому Тамерлан примыкает к своему старому другу и товарищу Хусейну, который, после поражения, скрывался от мести Туглук-Тимура. После трех лет скитаний обоим эмирам удается взять Самарканд, тем самым установив свою власть на территории Мавераннахра. Однако правление оказалось недолгим. После поражения в «грязевой битве» от Ильяс-Ходжи, они теряют город. Но благодаря усилиям Сербедаров его удалось отбить. Новая власть также не надолго устанавливается в городе, вплоть до 1366 года. Эмиры казнив предводителей Сербедаров, снова правят в Самарканде. Однако теперь из хороших друзей оба превратились в заклятых врагов. Последние надежды на примирение были утеряны со смертью сестры Хусейна и любимой жены Тимура - Ульджай-туркан ага. Итогом этой борьбы было поражение Хусейна в 1370 году и его смерть. Гарем проигравшего был распределён между сподвижниками Тимура. Сарай-мульк ханым вместе с двумя другими вдовами вышли за него замуж. Тимур благодаря браку с Сарай-мульк ханым получил титул Гурган.

Второй брак

После брака Тамерлан назначил её главной женой и с тех пор к ней обращались не иначе как Катта ханым - что означает, старшая госпожа. В основном, как пишут источники, она заслужила это благодаря своему чингизидскому происхождению, но впоследствии Сарай-мульк ханым полностью оправдала это звание. Хоть ей так и не довелось родить детей от своего мужа, она пользовалась его безоговорочным доверием и имела огромный авторитет при дворе. Примером тому может служить история Шад-мульк. Когда обнаружилось, что Халил Султан женился на ней, женщине низкого происхождения, Тимур приказал казнить её. Но в дело вмешалась Сарай-мульк ханым и заступилась за «неожиданную» невестку, главным её аргументом было то, что Шад-мульк была беременна. В итоге Тимур сохранил ей жизнь. Сарай-мульк ханым воспитала большинство детей и внуков Тимура, одни из них: Шахрух и Халил Султан. Также, только ей позволялось встречать Тимура из походов, впоследствии этой чести удостоилась и Тукал-ханым, главным образом благодаря её статусу чингизидской принцессы.