Сколько погибло космонавтов в ссср. Смерти в космосе
Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.
Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.
20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.
Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.
Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.
Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).
Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)
Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)
Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)
Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)
Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)
Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)
Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)
Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)
Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)
Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)
Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)
Маколифф, Криста («Челленджер»)
Онидзука, Эллисон («Челленджер»)
Рамон, Илан («Колумбия»)
Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)
Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)
Смит, Майкл Джон («Челленджер»)
Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)
Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)
Чавла, Калпана («Колумбия»)
Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)
Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.
Катастрофа «Союз-1»
««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».
«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.
После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.
Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.
«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».
Причины трагедии так и не были установлены до конца.
Катастрофа «Союз-11»
«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.
Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.
«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.
Состав экипажа:
Командир: подполковник Георгий Добровольский
Бортинженер: Владислав Волков
Инженер-исследователь: Виктор Пацаев
Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.
Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.
Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.
29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.
При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.
Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.
В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.
Катастрофа шаттла «Челленджер»
«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».
На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука
Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.
В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.
«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:
Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.
Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.
Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.
Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.
Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.
Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.
Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».
Последнее фото экипажа
Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.
Катастрофа шаттла «Колумбия»
«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.
НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».
На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун
Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.
Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.
«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:
Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».
Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.
Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.
Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.
Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. אילן רמון). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».
Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.
«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.
В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.
Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.
В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.
Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.
Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».
Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..
Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…
На фото памятник погибшим космонавтам на Луне
"Памяти астронавта Лорел Кларк".
Малый лист из 4 марок. Гамбия, 2003 г.
Рассматривая марки, посвященные советским и российским космонавтам, я взглянул на этих людей с другой, несколько непривычной, стороны. Казалось бы, что нового можно сказать о космонавтах, их полетах и биографиях, кажется, о них написано все.
С 12 апреля 1961 г. по настоящее время в космос летали 99 советских и российских космонавтов. Обо всех стартах, даже не совсем удачных, широко оповещали нас средства массовой информации. Сообщалось, но уже не всегда, и о гибели или смерти космонавтов. В последние годы об этой деликатной теме можно узнать только из специализированных источников. А ведь на сегодня нет в живых уже 22 советских космонавтов – людей отменного здоровья, прошедших жесткий медицинский отбор, специальную психологическую и физическую подготовку.
Первая, причем трагическая, потеря произошла 24 апреля 1967 г. В.Комаров погиб при возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата «Союз-1». Это был его второй полет, в котором испытывался новый космический корабль. Первый полет в качестве командира корабля «Восход» он совершил 12–13 октября 1964 г.
Вторая, не менее трагическая и даже более эмоциональная, потеря произошла 27 марта 1968 г. Первый космонавт планеты Ю.Гагарин погиб во время тренировочного полета на учебном истребителе с полковником В.Серегиным недалеко от г. Киржача Владимирской области примерно в 10 час. 31 мин. по московскому времени. До сих пор нет однозначного вывода о причинах этой аварии, существует несколько версий.
30 июня 1971 г. произошла самая крупная в истории советской космонавтики катастрофа. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата «Союза-11» при возвращении на Землю погиб весь экипаж: В.Волков, Г.Добровольский и В.Пацаев. Для Волкова это был второй космический полет.
Время идет, психологические и физические перегрузки, стрессы, да и просто годы берут свое. Семнадцать космонавтов скончались от присущих и обычным людям болезней. Трое от послеоперационных осложнений, пятеро от онкологических заболеваний и семеро от болезней сердца. Несчастным случаем можно считать смерть В.Лазарева, который отравился некачественным спиртным.
Самым молодым ушел из жизни первый космонавт планеты Гагарин. Ему было всего 34 года. Всего же в возрасте от 30 до 40 лет погибли три космонавта. Двое других, не доживших до 40-летнего возраста, Волков (35 лет) и Пацаев (38 лет), погибли во второй в истории советской космонавтики катастрофе.
В возрасте от 40 до 50 лет погибли или умерли четверо: Комаров, Беляев, Добровольский и А.Левченко; от 50 до 60 лет – трое: Б.Егоров, Ю.Малышев и В.Васютин; от 60 до 70 лет – семеро: В.Лазарев, Г.Шонин, Ю.Артюхин, Е.Хрунов, Г.Титов, Г.Стрекалов и Г.Сарафанов; от 70 до 75 лет – пятеро: Г.Береговой, Л.Демин, Н.Рукавишников, О.Макаров и А.Николаев.
Самым пожилым скончался космонавт «номер три» Николаев, не доживший двух месяцев до семидесятипятилетия. Всего на полгода меньше прожил Береговой, до 1991 г. (старта Т.Аубакирова) – единственный космонавт, впервые стартовавший 26 октября 1968 г. уже будучи Героем Советского Союза. Первую «Золотую Звезду» Береговой получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовку войск противника.
Космонавты, будучи известными и публичными людьми, похоронены на разных кладбищах – от Новодевичьего в Москве до небольших сельских погостов. Все погибшие во время полетов космонавты похоронены в Москве на Красной площади в Кремлевской стене.
На Новодевичьем кладбище похоронены Беляев, Егоров, Береговой и Титов. На Останкинском в Москве покоятся Хрунов, Макаров, Стрекалов и Рукавишников. На кладбище деревни Леониха Щелковского района Московской области похоронены Лазарев, Шонин, Артюхин, Демин, Малышев и Сарафанов. Левченко похоронили на Быковском кладбище г. Жуковского, а Васютина – на кладбище поселка Монино. Николаев – единственный космонавт, который похоронен не в Москве или Подмосковье, а на родине, в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
Для сравнения приведу статистику по другим странам. В США с 5 мая 1961 г. по настоящее время стартовали 274 астронавта, на сегодня нет в живых 30 летавших астронавтов, в том числе четырех женщин.
Более половины из них погибли в трех страшных катастрофах. 27 января 1967 г. при предполетной тренировке экипажа возник пожар в кабине корабля «Аполлон», погибли три астронавта (один из них, Р.Чаффи, в космос слетать не успел). 28 января 1986 г. через 73 секунды после старта взорвался космический корабль «Челленджер», погибли сразу семь астронавтов. 1 февраля 2003 г. за 16 минут до посадки произошло разрушение космического корабля «Колумбия», эта катастрофа унесла жизни еще семерых астронавтов. В авиа- и автокатастрофах погибли четыре астронавта, пятеро скончались от онкологических заболеваний, четверо от болезней сердца.
В возрасте от 30 до 40 лет погибли пять астронавтов, от 40 до 50 лет погибли или умерли двенадцать астронавтов, от 50 до 60 лет – шестеро, от 60 до 70 лет – пятеро, от 70 до 80 лет – двое.
Кроме астронавтов США погибли: 9 мая 1995 г. в авиакатастрофе – астронавт Германии Р.Фуррер, 1 февраля 2003 г. при катастрофе «Колумбии» – первый астронавт Израиля И.Рамон.
Все страны чтят память покорителей космоса, в том числе и с помощью средств филателии. Особенно много марок посвящено погибшим во время полетов космонавтам и астронавтам. Например, катастрофам «Союза-11», «Челленджера» и «Колумбии» посвятили выпуски практически все страны мира. Регулярно в разных странах выходят марки, посвященные погибшим и умершим космонавтам и астронавтам.
К сожалению, нет пока марок, конвертов или карточек с портретами Левченко и Васютина. Надеюсь, что издательско-торговый центр «Марка» восполнит этот пробел и выпустит марки, посвященные памяти космонавтов, которых уже нет с нами.
Космонавты и астронавты – это герои предыдущего поколения, однако их имена помнят и сейчас. Многие из них умерли, выполняя свою работу через несколько минут после старта или при заходе на посадку. Первые потери понес Советский Союз во время аварии спускаемого аппарата космического корабля «СОЮЗ-1» у американцев страшная катастрофа многоразового шаттла «Челенджер» унесла жизни семерых астронавтов.
Взрыв шаттла Челенджер
1
Комаров Владимир Михайлович – дата смерти: 1967.04.24. Погиб при столкновении с Землей СА КК «Союз-1», как оказалось позже, авария случилась из-за отказа парашютной системы. Ему было присвоено звание героя, а несколько лет спустя, американские астронавты, побывавшие на луне, оставили его и несколько других портретов космонавтов, отдавших жизнь за освоение космоса.
2
Добровольский Георгий Тимофеевич – Летчик-космонавт СССР. Погиб в 1971.06.30, причиной смерти стала разгерметизация СА КК «Союз-11» из-за отказа клапана. Имел множество престижных наград, в том числе и Орден Ленина.
3
Волков Владислав Николаевич – СССР, Погиб в 1971.06.30. Был в том же экипаже что и Добровольский Г.Т. После смерти Волкова в его честь возвели мемориал.
4
Пацаев Виктор Иванович – СССР, Погиб в 1971.06.30 СА КК «Союз-11». Он похоронен у Кремлевской стены, а в его честь было названо: кратер на Луне, научно-исследовательское судно и несколько улиц.
Скоби Фрэнсис Ричард – США, Погиб в 1986.01.28 вместе со своим экипажем. Причиной гибели стал взрыв КК «Чэлленджер» на старте. Он посмертно награжден многими медалями, из которых стоит выделить «Космическую медаль почета конгресса США».
6
Майкл Джон Смит – США, Погиб в 1986.01.28, вместе с экипажем «Чэллинджер» на 73 секунде после старта. На то время имел звание капитана первого ранга, это был его первый полет.
7
Эллисон Сёдзи Онидзука – США, Также погиб вместе со своим экипажем «Чэллинджер» в 1986.01.28 из-за неисправности шатла. Ему посмертно было присвоено звание полковника и несколько престижных медалей, которые были отправлены его родным.
8
Джудит Арлен Резник – США, шатл «Чэллинджер». На то время была второй женщиной, которая осуществила полет в космос. Могилы Джудит не существует, ее кремировали, а прах развеяли над морем, в качестве знака ее любви к свободе.
9
Мак Нейр Роналд Эрвин – США, Погиб в 28.01.1986, шатл «Чэллинджер». Был одним из немногих афро-американцев, кто совершил полет в космос. Как и все члены экипажа был удостоен медали.
10
Грегори Брюс Джарвис – США, Погиб вместе со своей командой в 28.01.1986. На то время имел звание Капитана BBC, посмертно награжден медалью.
В 1982 году, спустя 12 месяцев после выхода в свет книги «Красная звезда на орбите», ее автор получил oт одного из московских коллег интересную фотографию. На ней А. Леонов держал в руках его книгу, внимательно разглядывая фотографию шести потенциально первых будущих советских космонавтов . Заинтересовавшая его фотография была сделана в мае 1961 года, то есть через несколько недель после полета Ю. Гагарина. Под этой фотографией в книге располагалась более поздняя ее копия, с которой «исчез» один из шести кандидатов в космонавты.
Советские официальные лица, которые занимаются космической программой, приложили много сил, чтобы скрыть некоторые неприятные для них эпизоды и имена нежелательных людей. В этом конкретном случае окончательно скрыть правду не удалось.
Десятилетиями никто, кроме лиц, непосредственно связанных с космическими исследованиями, не знал ничего о Григории Нелюбове. А был он молодым летчиком-реактивщиком. И, по-видимому, должен был стать одним из следующих космонавтов после К. Гакфина. Однако произошел непредвиденный инцидент. Нелюбова и еще двух его товарищей из группы космонавтов задержал военный патруль, когда они возвращались из воскресного увольнения. У них не было документов, необходимых для проезда в зону, кроме того, они были выпившими. Произошла ссора. Всех взяли под стражу, потребовали извинений.
Сергей Королев и перый отряд космонавтов Сочи. Май 1961 г. Григорий Нелюбов — третий слева в верхнем ряду. Был удален с фото перед ее публикацией в 1963 году
Но Нелюбов отказался извиняться (ведь он космонавт). В результате — рапорт начальству. Его уволили из группы космонавтов и отправили служить в авиацию куда-то на Дальний Восток. В конце концов, он спился и попал под поезд (то ли это был несчастный случай, то ли самоубийство). Его личность «вытравили» из всех списков и со всех фотографий. Еще двух его товарищей-космонавтов постигла аналогичная участь: их отчислили из состава «космонавтов -стажеров», и следы их в дальнейшем полностью потерялись.
Пожар в барокамере
Выписка из приказа, подписанного министром обороны СССР Р. Я. Малиновским 16 апреля 1961 года:
Гриф «Совершенно секретно». «Семью ст. лейтенанта Бондаренко обеспечить всем необходимым, в чем она нуждается, как семью космонавта, на которую распространяются соответствующие льготы».
Советы всегда представляли свои космические программы как сплошной успех «без сучка и задоринки». Все всегда шло по плану, все успешно выполнялось… На Западе же были слухи об обратном, еще до публикаций Голованова в прессе. В частности, говорилось даже о том, что в СССР существует отдельная могила для погибших космонавтов . Но на их родине все это категорически отрицалось
В 1986 году Голованов сообщил в «Известиях» о случае, когда погиб космонавт Валентин Бондаренко. Это случилось 23 марта 1961 года. Бондаренко было 24 года. Он являлся самым молодым в первой группе космонавтов. В «газете было помещено его фото, сделанное за несколько дней до смерти. Валентин Бондаренко погиб при следующих обстоятельствах… К концу трения а в барокамере после снятия медицинских параметров он отключил датчики и протер места их подключения ватой, смоченной спиртом. Затем небрежно бросил эту вату, и она попала на круг, нагретый электро пластинами. Произошла вспышка. В атмосфере камеры, насыщенной ионами кислорода, мгновенно воспламенился весь объем. Вспыхнула одежда космонавта. Дверь камеры открыть не удавалось (из-за разницы давления), а снижение давления заняло несколько минут. От шока и ожогов Бондаренко умер через 8 часов. Похоронен в Харькове. У него остались жена Аня и 5-летний сын Александр.
Информация об этом случае уже давно не была секретом для западных служб и для западной прессы. Еще в 1982 году эмигрант С. Тикин сообщил в одном западногерманском русскоязычном журнале о сгоревшем в барокамере космонавте .
Другие печальные случаи
В 1984 году «Martin’s Press» выпустило книгу «Русский доктор», автором которой был эмигрант из СССР хирург Владимир Голяховский. Он тоже описал этот случай, подтверждая, что космонавт умер в Боткинской больнице. Он не смог ему ничем помочь в отделении неотложной медицины. В сообщениях Тикина и Голяховского отсутствовали детали происшествия. Но факт описывался достаточно объективно, многое совпадало. Подробности смерти Бондаренко дал Голованов в апреле 1986 года. В его статье, кроме того, были приведены и другие любопытные факты из советской космонавтики начальной стадии развития.
Оказывается, из двадцати отобранных в марте 1960 года претендентов в финальную группу для первого космического полета вошли только шесть человек. Одного кандидата, Анатолия Карташова, забраковали после того, как у него открылось кожное кровотечение во время тренировок на центрифуге. Другой, Валентин Варламов, повредил шею после глупого случая (неудачно нырнул). Потом, спустя несколько лет, он умер. Еще один - Марс Рафиков - ушел из группы космонавтов по личным мотивам. Еще у одного, Дмитрия Занкина, в 1968 году обнаружили язвенную болезнь. Их фотографии никому незнакомы, потому что не публиковались. Так как обо всем этом отсутствовала какая-либо информация, на Западе распространялись всевозможные слухи, часто преувеличенные и искаженные.
Смерть на орбите
Первые факты заинтересованные в этой теме исследователи начали собирать с 1972 года. Вскоре они уже знали немало слухов и рассказов. Вот некоторые из них:
- Летчик Ледовских погиб в 1957 году во время суборбитального полета на ракетной базе Капустин Яр в Поволжье.
- Летчик Шиборин погиб в следующем году подобным же образом.
- Летчик Митков погиб во время третьей попытки в 1959 году.
- Неизвестный космонавт остался во Вселенной в мае 1960 года, когда его капсула, выведенная на орбиту, изменила направление полета и ушла в бездну.
- В сентябре 1960 года другой космонавт (по слухам, Петр Долгов) погиб, когда ракета-носитель взорвалась на стартовой площадке.
- 4 февраля 1961 года загадочный советский спутник транслировал человеческое сердцебиение, которое затем перестало прослушиваться (по некоторым данным, это была капсула с космонавтами).
- В начале апреля 1961 года летчик Владимир Юшин облетел три раза Землю, но потерпел аварию при возвращении на космодром.
- В середине мая 1961 года в Европе были приняты слабые сигналы с просьбой о помощи, очевидно, космического корабля с двумя космонавтами.
- 14 октября 1961 года групповой космический корабль сошел с курса и пропал в космическом пространстве.
- В ноябре 1962 года итальянские радиолюбители обнаружили сигналы гибнущего космического корабля. Некоторые полагают, что это был Белоконев.
- 19 ноября 1963 года второй полет женщины в космос закончился трагически.
- По меньшей мере один космонавт погиб в апреле 1964 года, согласно данным итальянских радиокоротковолновиков, которые приняли сигналы бедствия.
Летчик-испытатель Петр Долгов
Уже после пожара на «Апполоне-1» в 1967 году (погибли три астронавта) американские разведывательные службы получили информацию о пяти советских космических полетах , закончившихся катастрофой, и о шести авариях с жертвами на Земле.
Какие можно сделать выводы из этих сообщений? Нет дыма без огня. Может, не все они достоверны, но часть из них — правда. В советских СМИ никогда не было подтверждения этих инцидентов. Единственное, что удалось обнаружить — большое число советских кандидатов в космонавты действительно исчезли без следа. Можно лишь предполагать, какие обстоятельства явились причиной такого исчезновения. Впоследствии сообщалось о гибели некоторых из них, но эти смерти не были связаны с выполнением космических миссий.
Кто из космонавтов на фото?
В 1972 и 1973 годах было проведено глубинное изучение ряда пресс-информационных релизов советских СМИ прежних лет и найдено не менее 5-6 официально неизвестных лиц среди кандидатов в космонавты. Они исчезли в последующих пресс-релизах, вплоть до 1969 года. Потом некоторые снова появились на фото в 1971 и 1972 годах (посвященных 10-ой годовщине полета Ю. Гагарина). Среди них и упоминавшаяся в начале статьи фотография шести первых космонавтов , сделанная на отдыхе в Сочи. В более поздних изданиях с этих же самых фото некоторые лица исчезли, сделано это было «топорно»: в публикациях для иностранных читателей они были, а для советских их не было.
К их числу относится и фото «сочинской шестерки» с Г. Нелюбовым. Спустя несколько лет (после 1973 г.) английский исследователь Рекс Холл нашел две версии еще одной фотографии, сделанной в тот же день (группа из 16 космонавтов ). Во второй версии их осталось только 11. Исчезли Григорий Нелюбов, Иван Аникеев, Валентин Филатьев, Марк Рафиков, Дмитрий Заикин, а также инструктор по парашютному делу Никитин, который впоследствии погиб во время прыжка.
Фото группы космонавтов
Первое фото («сочинская группа из 16») Холл обнаружил в одной из советских книг по космонавтике. Потом оно было помещено в качестве иллюстрации к статье Голованова в «Известиях». Эти «исчезнувшие космонавты» в первой версии фото не назывались пофамильно, так что автор условно дал им кодовые обозначения XI, Х2… Фотографии лиц людей потом были опубликованы под этими кодовыми знаками в последующих работах автора, начиная с 1973 года.
Обращаем Ваше внимание прежде всего на Х2. Он был изъят также из фото «сочинской шестерки». Судя по фото и тексту, он, видимо, был тесно связан с полетом Гагарина.В текстах случайно упоминается его имя «Григорий». Вероятно, это был Нелюбов. В 1986 году, когда появилось в «Известиях» фото Бондаренко, стало ясно он был под кодом Х7 в материалах Холла.
То же фото группы космонавтов, удалены несколько участников
В 1977 году вышла в свет публикация одного из пионеров космонавтики Георгия Шонина, в которой он говорил о восьми летчиках, отчисленных из группы космонавтов 1960 года. Спустя 9 лет Голованов назвал их пофамильно. В книге же Шонина дается только краткое упоминание о том, что они были отчислены из группы по разным причинам (медицинские, успеваемость, дисциплинарные проступки и др.). При этом создается впечатление, что все они ушли из группы живыми. Шонин даже дает краткий портрет-характеристику «молодого Валентина Бондаренко» без всякого намека на происшедшую трагедию. По-видимому, эта информация не случайна, это был ответ на повышенный интерес Запада к судьбе исчезнувших космонавтов .
К тому времени, когда в 1980 году вышла в свет в книга «Красная звезда на орбите» правдивость сведений, опубликованных Шониным, оказалась под большим сомнением. После того, как была раскрыта подделка фотографии «сочинской шестерки», официальные лица в советской прессе сделали ювелирную работу по восстановлению своего реноме. Они отретушировали оригинальное фото (опубликованное в Москве в 1972 году) и на месте исчезнувших космонавтов сделали «задний план».
Традиционная советская секретность не исчезла до сих пор. Cоветы по-прежнему отрицают возможность смертей других космонавюв после гибели Бондаренко. Но этому трудно верить. В Хьюстоне побывал Шаталов (подготовка миссии «Союз»-«Апполон»), который рассказывал в 1973 году своим американским коллегам о смерти шести или восьми (он не был уверен в числе погибших) кандидатов в космонавты .
Одна из советских женщин — членов советской делегации (1973 г.) в НАСА поведала американским сотрудникам, что она вдова космонавта Анатолия Токова, который погиб в 1967 году во время подготовки к космическому полету.
В середине 1960-х годов были достоверные сообщения о гибели космонавта во время прыжка с парашютом и еще об одной смерти в автомобильной катастрофе. Тот же информатор сообщил об отстранении oт космической программы группы советских кандидатов в космонавты за пьянку. Вероятно, эта информация относилась к Нелюбову.
Отретушированная фотография первых космонавтов с Королевым
Когда писатель Михаил Кашутин направил запрос в ЦРУ (для получения официального документа об отсутствии в рукописи его книги «Гибель космонавтов» секретных сведений), ему не дали разрешения на публикацию этих данных, однако ЦРУ предоставило ему дополнительные сведения из своих банков данных — даты девяти известных ЦРУ катастроф.
Один из докладов относился к 6 апреля 1965 года (вскоре после выхода в космос «Восхода-2»); три документа — к трагедии с «Союзом-1» в апреле 1967 года, два следующих инцидента датированы тем же годом, но позже. Еще три документа относились к 1973-1975 годам. Однако полностью содержание этих документов пока ЦРУ нераскрыто.
Почему Кремль молчит?
Трагедия Бондаренко 1961 года повторилась в январе 1967 года на мысе Кеннеди, когда при аналогичных обстоятельствах в камере, перенасыщенной кислородом, сгорели три астронавта из программы «Апполон». Знай американцы обстоятельства гибели Бондаренко, возможно, не было бы у них той трагедии (на «Апполоне-1» в камере также находились огнеопасные материалы. В такой атмосфере, богатой кислородом, здесь тоже не была предусмотрена система быстрого снижения давления).
Хрущев говорил, что подобной информацией нужно обмениваться. В частности, после гибели «Союза-11» он сказал: «Американцы должны все же знать, что произошло… ведь они тоже исследуют космос». Однако он этого не сделал в 1961 году, хотя имел шанс подтвердить на деле свои политические установки. Возможно, он сожалел об этом впоследствии. Его же политические преемники по-прежнему продолжали скрывать проблемы и трудности космических полетов.
Так, в 1965 году во время полета «Восхода-2» при выходе в открытое пространство космонавт чуть не погиб из-за того, что оказалось сложно удержаться снаружи корабля. Советы не предупредили об этом своих американских коллег. Только спустя около 10 лет в разговоре с западными журналистами члены команды «Восхода-2» рассказали обо всех перипетиях полета.
В середине 1966 года американский астронавт чуть не потерялся в космосе, столкнувшись с такими же непредвиденными обстоятельствами. Даже в конце 1985 года, когда у космонавта Васютина на орбите развилась тяжелая инфекция. Советы не захотели сообщить американцам диагноз. Правда, какую-то часть своих неудач в космосе Советы публично признали. В апреле 1967 года погиб Владимир Комаров: не раскрылся парашют, когда «Союз» спускался на Землю.
Несколько лет спустя Виктор Евсиков (русский инженер, участвовавший в разработке теплоизоляционного покрытия корабля системы «Союз», впоследствии эмигрировал в США) написал в своих воспоминаниях:
«Некоторые запуски делались исключительно с пропагандистскими целями, в том числе и полет Комарова (ко Дню международной солидарности трудящихся).
По мнению проектного бюро, космический аппарат («Союз») еще не был окончательно доработан. Требовалось больше времени для отработки надежности его управления. Четыре предыдущих пробных запуска вскрыли неполадки в координации, температурном контроле и в парашютной системе. Ни одно из предварительных испытаний не прошло гладко. Во время первого испытания сгорела наружная обшивка при спуске. Модуль был в значительной степени поврежден. Три другие неудачи связаны с разными техническими причинами: отказала система контроля температуры, автоматический контроль реактивных двигателей, сгорели стропы парашютов».
«Ходили слухи, утверждает Евсиков, — что Василий Мишин, который возглавил эту программу после смерти Королева в 1966 году, возражал против этого запуска». Однако запуск был все же произведен. Предсмертные крики Комарова зафиксировали американские наблюдательные станции. Он знал о своей обреченности, еще будучи на орбите, и американцы записали все его душераздирающие разговоры с женой, с Косыгиным, а также со своими друзьями из группы космонавтов.
Когда начался смертельный спуск корабля на Землю, он только отметил нарастание температуры, после чего были слышны лишь его стоны и похоже, плач. Все эти объективные данные плохо согласуются с тем, что официально сообщалось о катастрофе «Союза-I».