Сколько погибло космонавтов в ссср. Смерти в космосе

Глава 10: Погибшие космонавты. * "Семья старшего лейтенанта Бондаренко должна быть обеспечена всем необходимым, как положено семье космонавта" - особое распоряжение, подписанное Министром обороны П.Д.Малиновским 16 апреля 1961 года, имеет гриф "Секретно". Обратите внимание: до 1986 года ни одна советская книга или журнал никогда не упоминала о существовании космонавта по имени Валентин Бондаренко . В 1982 году, спустя год после публикации моей первой книги, "Красная звезда на орбите" (Red Star in Orbit), я получил от своего коллеги, который только что вернулся из Москвы [от Артура Кларка (Arthur Clarke)] замечательную фотографию. На фотографии изображен герой Советского Союза космонавт Алексей Леонов, который нахмурился, глядя на мою книгу. Леонов смотрел на фотографию, которую я назвал "сочинская шестерка" - по аналогии с нашей группой астронавтов программы Меркурий - "Первая семерка" (Оriginal seven). Эти шестеро были лучшими из первого отряда космонавтов, состоящего из двадцати человек, самых отважных представителей нации, отобранных для выполнения первых космических полетов. Фотография была сделана на черноморском курорте Сочи в мае 1961 года, спустя несколько недель после исторического полета Юрия Гагарина. Ниже этой фотографии в моей книге была приведена её копия, на которой лицо одного из шести космонавтов было заретушировано. Один из шести космонавтов был предан забвению, и два варианта одной и той же фотографии подтверждали это. Советские должностные лица, включая Леонова, предприняли много усилий, чтобы скрыть некоторые эпизоды космической истории, касающиеся человека, чьё лицо было стерто. Теперь у Леонова были серьезные основания, чтобы хмуриться. Обман был раскрыт, и призрак поднялся из мертвых, из официального советского забвения. В течение десятилетий никто, кроме работающих по программе пилотируемых полетов, не знал ничего о Григорие Нелюбове . Он был молодым, эгоистичным летчиком-истребителем. Несмотря на эту черту характера, его летные навыки были столь впечатляющи, что он был любимым кандидатом нескольких высокопоставленных должностных лиц для осуществления первого полета человека в космос. После того, как это не удалось, он должен был совершить в 1961 году один из следующих полетов после полета Юрии Гагарина. Но позже, в том же году, когда Нелюбов и два других стажера космонавта возвращались с увольнительной, они вступили в препирательства с армейским патрулем на станции. Возможно, они даже успели обменяться несколькими ударами, когда их попытались остановить. Все трое, возможно, пьяные, были задержаны и посажены под охрану в кабинете начальника станции. Когда было установлено, что они действительного являются космонавтами, офицеры патруля были готовы предать забвению этот инцидент. Но один из офицеров потребовал, чтобы перед этим Нелюбов с друзьями извинились перед членами патруля, (что наводит на мысль о том, что космонавты вышли победителями из первой стычки, до того как их все же смогли задержать). Два товарища Нелюбова с готовностью согласились на это. Нелюбов, однако, отказался приносить извинения. Он должен был в скором времени стать третьим или четвертым человеком на орбите, и он потребовал уважительного отношения от задержавших его. Так как соглашение не было достигнуто, дежурный офицер зарегистрировал это происшествие. Сообщение об этом быстро достигло командующего отрядом космонавтов, старого ветерана военно-воздушных сил Николая Каманина, который был очень рассержен безответственностью Нелюбова. В качестве наказания Каманин отчислил всех троих из отряда космонавтов. Их космическая карьера была окончена, они возвратились к полетам на реактивных самолетах в Сибири. Остальные космонавты были столь же ошеломлены серьезностью наказания, как были возмущены самовлюбленной непримиримостью Нелюбова. Особенно жалели двух спутников Нелюбова, космонавтов-стажеров второй очереди Ивана Аникеева и Валентина Филатьева , которых очень любили в отряде. Нелюбов был переведен в эскадрилью ПВО, расположенную около Владивостока, где он всем рассказывал, что был космонавтом. Он очень сердился, что ему верили лишь немногие. Он наблюдал со стороны за полетами его коллег, один за другим уходящими на орбиту, к известности и славе. Сначала остальная часть "сочинской шестерки" (Николаев, Попович, Быковский в 1962 и 1963 годах). Затем, часть второй группы, которых он в свое время опережал по подготовке к полету (Комаров в 1964 году и Леонов на следующий год); и даже те, кого он даже не знал (Феоктистов и Егоров), которые даже ещё не были кандидатами в космонавты, когда он был отчислен из отряда. Все глубже погружаясь в депрессию и алкоголизм, он испытывал сильный душевный кризис. Рано утром 18 февраля 1966 года, находясь в нетрезвом состоянии, он попал под поезд на станции Ипполитовка, к северо-западу от Владивостока. Был это несчастный случай или самоубийство, теперь уже не известно. Ни один из этих фактов не был известен в то время, когда я издал свою книгу "Красная Звезда на орбите" и опубликовал в ней его фотографию. Эта трагическая история была рассказана только в апреле 1986 года в газете "Известия", в серии статей, посвященных двадцатипятилетию полета Юрия Гагарина. Их автор, ведущий космический журналист Ярослав Голованов вероятно знал это и ранее, но был лишен возможности опубликовать правду, пока стратегия гласности и непрерывного давления со стороны западных исследователей (и меня в том числе) не сделала это возможными. Необычная искренность этих публикаций резко контрастирует с лживыми заявлениями предыдущих десятилетий, когда космонавты в своих интервью всячески старались обойти тему "пропавших" космонавтов. Так, давая объяснения датскому корреспонденту по поводу изображенного на фотографии "сочинской шестерки" космонавта (Нелюбова), Алексей Леонов заявил следующее: "В 1962 или 1963 году, я точно не помню, он покинул наши ряды, так как после тренировок на центрифуге и него начались желудочные спазмы. Что касается приведенной в моей книге фотографии молодого светловолосого пилота (это оказался Иван Аникеев, очисленный вместе с Нелюбовом), то Леонов дал такое описание его исчезновения: "Он был выведен из отряда космонавтов из-за слабой физической формы, это было, кажется, в 1963 году". Трудно поверить, чтобы Леонов мог настолько забыть случившееся с Нелюбовым и Аникеевым. Скорее всего, он просто придумал эти объяснения в надежде, что правда никогда не выйдет наружу. Русские всегда представляли свою дорогу в космос как гладкую дорогу к славе, как часть их системы планирования и полной поддержки. Традиционная советская практика хвастовства, замалчивания неудач и ретуширования собственной истории, заставила многих западных аналитиков сомневаться относительно этой идиллической картины. Противоречивая информация, попадавшая на запад по частям и не полностью, иногда заставляла предполагать даже худший сценарий, чем он был на самом деле. Статьи Голованова, вышедшие в 1986 году, пятью годами после моей книги "Красная звезда на орбите", были первой попыткой восстановить эту сторону советской космической истории. И было много, что требовало исправления. Даже до того, как в 1961 году полетел первый официально объявленный советский космонавт, Запад достигли слухи относительно существования секретных могил неизвестных космонавтов, погибших на секретных заданиях. Москва энергично отрицала само существование такой возможности, но это не давало никакого эффекта. Множество списков мертвых космонавтов циркулировали в западной печати много лет. СССР осудили публикаторов такого рода материалов как "врагов". Но в 1986 году Голованов в своих статьях в "Известии" признал, что действительно имело место трагическое происшествие с космонавтом, и что оно хранилось в тайне. В его статье была даже приведена фамилия погибшего космонавта, Валентина Бондаренко , и дата его смерти, 23 марта 1961 года. Голованов писал: "Валентин был самый молодой из первого отряда космонавтов (ему было всего 24 года). Маленькая, зернистая фотография с документа сопровождала статью. На фотографии был изображен очень молодой человек, пытающейся выглядеть строгим и важным. Фотография была сделана всего за несколько дней до его гибели. Бондаренко проходил тренировку в барокамере, которая была частью 10-и дневного испытания в полной изоляции. Уже в самом конце своего пребывания в барокамере он допустил фатальную для него ошибку. "После проведения медицинских тестов, - пишет Голованов, - Бондаренко, сняв прикрепленные к телу датчики и протерев кожу смоченной в спирте ватой, отбросил её, случайно попав на спираль нагревателя". В насыщенной кислородом атмосфере пламя быстро охватило все маленькое пространство барокамеры. При наличии высокой концентрации кислорода, даже обычно невоспламеняющиеся вещества могут гореть с большой скоростью. Загорелся тренировочный костюм космонавта. Непривычный к сильным пожарам в атмосфере с высокими содержанием кислорода, Бондаренко, делая попытки потушить огонь, только способствовал быстрому распространению пламени. Когда дежурный врач через иллюминатор заметил пожар, он помчался к люку, который он не смог сразу открыть, потому что внутреннее давление камеры держало его прижатым. Стравливание давления через клапана заняло как минимум несколько минут. И все это время Бондаренко был охвачен пламенем. Когда Валентина вынесли из барокамеры, продолжает Голованов, он все еще находился в сознании, и продолжал повторять: "Это была моя ошибка, больше никто не виноват". Он умер восемь часов спустя от ожогового шока. Он был похоронен в Харькове, на Украине, где он вырос и где все еще жили его родители. Он оставил молодую вдову, Аню, и пятилетнего сына Александра. Аня осталась работать в центре подготовки космонавтов. Когда Александр вырос, он стал офицером военно-воздушных сил. Искренняя статья Голованова, в которой он раскрыл смерть Бондаренко, возможно, удивила его соотечественников и вызвала крупные заголовки в западной печати, но она едва ли стала новостью для информированных "космических сыщиков" на Западе. Они уже шли по следу этого инцидента, и советские цензоры знали это. Причина появления такого крупномасштабного (но не полномасштабного) исправления официальной истории очень простая. Много фактов о трагедии Бондаренко уже успели просочиться на Запад через железный занавес. В 1982 году, эмигрировавший незадолго до того из СССР еврей по фамилии С.Тиктин обсуждал советские космические тайны в русскоязычном ежемесячном журнале, издаваемом эмигрантским обществом в Западной Германии. Он упомянул о существовании подобного инцидента. "Вскоре после полета Гагарина распространились слухи относительно гибели космонавта Бойко (или Бойченко) от пожара в барокамере", - писал он в своей статье. В 1984 году издательство St. Martin"s Press опубликовало книгу с названием "Русский доктор", написанную хирургом, доктором Владимиром Голяховским, эмигрантом из СССР. Он описал смерть стажера космонавта при пожаре в барокамере. Половина главы была посвящена этому инциденту, происшедшему в престижной больнице им. Боткина, где Голяховский (хирург-травматолог) работал в отделении неотложной хирургии и куда был доставлен умирающий космонавт. Как вспоминает Голяховский, этот очень сильно обожженный человек, зарегистрированный как "Сергеев, 24-летний лейтенант Военно-Воздушных сил", был принесен в носилках. "Я не мог сдержать дрожь, - продолжает Голяховский. - Весь он был обожжен. Тело было полностью лишено кожи, голова волос, не было видно глаз на лице. ... Это был сплошной ожог самой высокой степени. Но пациент был еще жив..." Голяковский заметил, что человек пытается что-то сказать, и наклонился, чтобы услышать. "Очень больно, пожалуйста, сделайте что-нибудь, чтобы убрать боль", - это были единственные слова, которые он смог разобрать. "Сергеев" был обожжен всюду, кроме подошв его ног, где летные ботинки слегка защитили его от огня. С большим трудом врачи вставили внутривенные капельницы в его ноги (они не могли найти целые кровеносные сосуды где-нибудь еще) и применили болеутоляющие лекарства. "К сожалению, Сергеев был обречен, и мы поняли это немедленно", - вспоминает Голяковский. "И все же, каждый из нас стремился сделать хоть что-нибудь, чтобы облегчить его ужасные страдания". Врачам удалось отсрочить смерть лишь на шестнадцать часов. Далее Голяковский сообщает о разговоре с маленьким молодым офицером, который ждал у телефона в вестибюле, в то время как обожженный человек боролся со смертью. Врач потребовал и получил официальную запись о несчастном случае. Она включала такие детали "барокамера... насыщенная кислородом" и "маленькая электрическая комфорка... загорание тряпки". Голяковский также сообщил, что потребовалось полчаса, чтобы открыть барокамеру с "Сергеевым", и что за это время выгорел почти весь кислород внутри камеры. Позже Голяковский видел фотографию этого офицера в газетах. Это был Юрий Гагарин, который стал первым человеком в космосе. Несмотря на некоторые неточности в сообщениях Тиктина и Голяковского, они явно указывали на какую-то катастрофу, произошедшую в начале советской пилотируемой космической программы. Советским властям оставалось только привести детали относительно реальной смерти Валентина Бондаренко, что они и сделали в апреле 1986 года. Статья Голованова дала новое подтверждение и многим другим вещам, о которых мы знали или подозревали. К этому времени было уже известно, что из двадцати человек, выбранных для полета в космос и начавших обучение в марте 1960 года, позже была выбрана группа из шести человек для первого полета. Но Голованов привел неизвестные детали. Один из первых шести, человек по имени Анатолий Карташов , был списан из-за появления кровоточений на коже после тренировки на центрифуге. Другой из "шестерки", Валентин Варламов был списан после повреждения его шейного позвонка в результате глупой неосторожности (он умер через несколько лет от несвязанной с этим проблемы). Те, кто их заменил, стали одними из первых людей в космосе; четверть столетия спустя даже гласность все еще не позволила Голованову опубликовать их фотографии. Другой из двадцати космонавтов, Марс Рафиков , оставил отряд позже по личным причинам (так как он был единственный когда-либо выбранный не славянский космонавт, это вызвало разные спекуляции). Последний неудачник из первого набора, Дмитрий Заикин , был отчислен в 1968 по медицинским причинам (язва) после работы в дублирующем экипаже. Ни одно из этих происшествий не стало известно в то время, в начале 1960-х. Вместо этого, при полном отсутствии информации с советской стороны, западные обозреватели дополняли её предположениями и слухами, главным образом неточными и почти всегда более пессимистичными, чем было на самом деле. Моя собственная первая научно-исследовательская работа по советской космической истории была выполнена в 1972 - 1973 годах, и была посвящена историям о погибших космонавтах. Эти истории и легенды, восполняющие недостаток точной информации своим количеством, заставляли многих специалистов придти к заключению, что, по крайней мере, некоторые из них, возможно, были подлинными. К 1973 году я собрал внушительный список слухов относительно погибших космонавтов: - Космонавт Ледовских погиб в 1957 году при совершении суборбитального космического полета с ракетного полигона Капустин Яр, недалеко от Волги. - Космонавт Шаборин погиб в следующем году при попытке совершить такой же полет. - Космонавт Митков погиб во время третьей попытки совершить суборбитальный полет в 1959. - Неизвестный космонавт не смог вернуться с орбиты в мае 1960 года, когда его орбитальный отсек, перешел на высокую орбиту. 1) - В конце сентября 1960 года, когда Хрущев стучал ботинком по столу в ООН, другой космонавт (иногда идентифицируемый как Петр Долгов) погиб, когда его ракета взорвалась на пусковом столе. 2) - 4 февраля 1961 года с борта секретного советского спутника было слышно сердцебиение, которое вскоре прекратилось (в некоторых сообщениях этот спутник был описан как двухместный пилотируемый корабль, и назывались фамилии погибших космонавтов - Белоконев, Качур и Грачев ). 3) - В начале апреля 1961 года советский летчик Владимир Илюшин сделал три витка вокруг Земли, но при возвращении получил тяжелые ранения. - В середине мая 1961 года слабые сигналы с просьбой о помощь были приняты в Европе, очевидно от орбитального космического корабля с двумя космонавтами на борту. - 14 октября 1961 года многоместный советский космический корабль был сбит с курса солнечной вспышкой и исчез в глубине космоса. - Радары радиосопровождения в Италии обнаружили катастрофу космического корабля в ноябре 1962 года, и некоторые полагают, что в ней погиб космонавт по имени Белоконев . - Попытка запустить вторую женщину в космос закончилась трагически 19 ноября 1963 года. - Согласно радиоперехватам, сделанным итальянскими коротковолновиками, один или несколько космонавтов погибли во время неудачной попытки запуска космического корабля в апреле 1964 года. - После пожара на корабле "Аполлон-1" в 1967 году, в результате которого погибли три американских астронавта, американские разведывательные источники описали пять закончившихся катастрофами советских космических полета и шесть катастроф на Земле. Что должен подумать исследователь при виде стольких историй? Есть известная пословица - "дыма без огня не бывает". И хотя большинство историй казались выдуманными, некоторые, возможно две или три, могли быть основаны на реальных событиях. Но мое изучение этих историй дало полностью отрицательный ответ. После рассмотрения их источников и их деталей в контексте последующих космических исследований я заключил, что все эти истории были ложными. Одновременно, однако, я получил убедительные свидетельства того, что большое количество первых стажеров космонавтов исчезли. Можно было только фантазировать по поводу обстоятельств, при которых эти люди оставили программу подготовки космонавтов, и можно было предположить (чтобы и подтвердилось через десяток лет), что некоторые из них действительно были мертвы. Но в отличие от мифов 1960-х годов, было ясно, что эти люди погибли не при выполнении космического полета. Эти новые свидетельства были получены путем изучения кинохроники и фотографий. В 1972 и 1973 годах я просмотрел кадр за кадром все огромное количество выпущенной в начале 1960-х годов советской кинохроники, посвященной пилотируемым полетам, и нашел, по крайней мере, шесть неопознанных лиц среди очевидных космонавтов-стажеров. Было маловероятно, чтобы эти люди все еще ожидали своей очереди на полет, так как последний человек из этого первого набора пролетел в космос в 1969. Некоторые из этих лиц появились также на фотографиях группы, выпущенных в 1971 и 1972 в честь десятой годовщины полета Гагарина (например, оригинал фотографии "сочинской шестерки" был в книге советского космического журналиста, изданной в Нью-Йоркском издательстве). В 1973 году я с удивлением обнаружил различные варианты некоторых из этих фотографий. Некоторые лица были заретушированы на фотографиях в книгах, изданных для использования в СССР, хотя эти "не существующие космонавты" все еще присутствовали на тех же самых фотографиях в советских книгах, изданных для зарубежного читателя. Наиболее известной фотографий была та, на которой была изображена так называемая "сочинская шестерка", включая Григория Нелюбова (второй слева в заднем ряду). Именно на эту фотографию в книге "Красная звезда на орбите" хмуро глядел Леонов. И через несколько лет британский исследователь Рекс Холл (Rex Hall) обнаружил два различных варианта групповой фотографии, сделанной в один день, на одной из которых было одиннадцать, а на другой шестнадцать космонавтов. Одними из "удаленных" с фотографии были Нелюбов и его товарищи по несчастью Аникеев и Филатьев, а также сошедшие с дистанции позднее Марс Рафиков, Дмитрий Заикин и инструктор по парашютным прыжкам по фамилии Никитин, разбившийся во время прыжка. Эта фотография "сочинской шестерки", найденная в какой-то советской книге, и была опубликована в качестве иллюстрации к статье Голованова в "Известиях", с ложным заголовком "Публикуется впервые". Эти "отсутствующие космонавты" были первоначально неизвестны, и для удобства я обозначил их под шифрами от Х1 до X9. Фотографии многих из этих людей были опубликованы в моих статьях уже в 1973 году. Один из этих космонавтов, названный мной Х2, был опознан достаточно быстро. Он был стерт с фотографии "сочинской шестерки". Согласно фотографии и текстам он был тесно связан с полетом Юрия Гагарина. В тоже время, отдельные упоминания о "Григории" в мемуарной и исторической литературе характеризовали его как человека со сложным характером. Это был, несомненно, Нелюбов. Когда в 1986 году в "Известиях" появилась фотография Бондаренко, я просмотрел мои фотографии неизвестных космонавтов под шифрами X. И один из них, которого я обозначил X7, был, несомненно, летчик Бондаренко. В качестве ответа на широко распространенные на Западе в середине 1970-х публикации фотографий космонавтов "до" и "после" ретуширования, СССР крайне неохотно дал "объяснение" существованию этих "дополнительных" космонавтов. В 1977 году в книге Георгия Шонина было признано наличие восьми "отчисленных" из первого набора космонавтов. Были названы только имена этих космонавтов (через десять лет Голованов назвал и их фамилии). Книга Шонина (и некоторые другие, более поздние книги космонавтов), дала очень скудную информацию по поводу их отчисления, упоминая медицинские, дисциплинарные и прочие причины, давая тем не менее ясно понять, что все они покинули отряд живыми. Шонин даже рассказал на двух страницах про "молодого Валентина" (Бондаренко, как мы позже узнали), правда, без всякого упоминания о происшедшей трагедии. Эти частичные объяснения и обманы были предприняты в ответ на продолжение западного интереса к тайне исчезнувших советских космонавтов. В то время, когда я писал в 1980 году книгу "Красная звезда на орбите", правдивость истории Шонина была под сильным подозрением. Я не верил, что все восемь космонавтов были все еще живы или что мы когда-либо сможем узнать их настоящую историю. По первому вопросу я был прав, а по второму я ошибся, чему я очень рад. Тем временем в Советском Союзе были предприняты попытки более тщательного ретуширования фотографий, возможно, после того, как я насмешливо критиковал неуклюжесть первоначальной подделки. В опубликованной в Москве в 1972 году фотографии на месте отсутствующего космонавта был просто закрашенный фон. В двух новых версиях фотографий (опубликованных в 1982 году), были добавлены не согласованные между собой изображения. На одной старательный художник-график заполнил пробел, реконструировав отсутствовавшую лестницу (видимую на других фотографиях, сделанных в том же самом месте, но загороженную телом отсутствующего человека); на другой, менее добросовестный, но более творческий художник нарисовал замысловатый розовый куст, чтобы заполнить освободившиеся место! Помещенные рядом, две новых поддельных фотографии "сочинской шестерки" выглядели даже более смешными, чем первоначальная подделка. В течение многих лет я был один из немногих на Западе, кто разоблачал истории о пропавших космонавтах как выдумку. Вообразите мое удивление в апреле 1986 года, когда одна из статей Голованова в "Известиях" (под названием "Клевета") обвинила некоего "Джеймса Оберга из Хьюстона" в том, что он является главным распространителем слухов о "секретных мертвых космонавтах"! Якобы это я пустил слух о гибели псевдо космонавтов Грачева, Долгова, Завадовского и Ледовского. "Я никогда не слышал этих фамилий", - восклицал Голованов, пытаясь выяснить источник "моих" слухов. Официальное "резюме" статьи Голованова на английским языке, выпущенное телеграфным агентством "Новости", пошло ещё дальше. "Джеймс Оберг утверждал, что четыре советских космонавта погибли в космосе между 1957 и 1961 годами. Он назвал даже их фамилии: Грачев, Долгов, Завадовский и Ледовский. Мы должны спросить Джеймса Оберга из Хьюстона, чтобы он разъяснил кто такие Грачев, Долгов, Завадовский и Ледовский, потому что он их выдумал". Но это не правда. Другие авторы породили эти слухи, а я разоблачил их. Голованов сам объяснил, кто они были, спустя несколько недель, в мае 1986 года, в другой своей статье в "Известиях". В 1959 году они были испытателями высотного авиационного оборудования, интервью с ними публиковались в московских изданиях, и впоследствии они были ошибочно названы "космонавтами" западными журналистами. В одной из своих статей в апреле 1986 года Голованов ругал всех тех, кого он обвинял в распространении клеветнических слухов о советской космической программе: "Фи, господа. Позор Вам!" Я не чувствовал особенного стыда. Голованов искажал мои выводы, при том, что он сам кое-что у меня позаимствовал. Когда я узнал, что редакция хочет издать ряд статей в виде брошюры, я послал несколько писем, требуя исправления ошибок и внесения изменений. Я получил ответ Голованова не по почте (я никогда не получал извинений или объяснений), а типичным советским способом - пересмотром истории [но в начале 1990-х мы несколько раз дружески встречались и вместе работали над совместным расследованием]. Брошюра была издана, и хотя подразумевалось, что она была основана на газетных статьях, это было не совсем так. Раздел по моей работе был полностью переписан в полном соответствии с моими жалобами; теперь я был хороший парень, разоблачающий слухи о "мертвых космонавтах", что (по словам Голованова) "свидетельствовало о [моей] репутации как серьезного и объективного журналиста". Это было близко к извинению, и я оценил изящество и юмор Голованова. Он обыграл мою фамилию - сохраняющий, по-русски - oberegaya - и нашел способ правильно изложить события. (Теперь я предполагаю, что первоначальное обвинение в газете было основано на плохом переводе моих статей). Таким образом, первая реакция Советов на настойчивость в раскрытии их тайн, была обвинением в преступных намерениях, а не вполне понятным интересом к правде. Даже во время гласности старая и резкая русская паранойя на иностранное любопытство относительно своих неудач все ещё очень заметна. Примером такой реакции является история Денниса Огдена, британского корреспондента в Москве в 1961 году. Как раз перед полетом Гагарина Огден написал о том, что летчик по имени Владимир Илюшин полетел в космос за неделю до Гагарина, но возвратился тяжело раненый и был спрятан в больнице. Голованов писал в "Известиях": "Сначала я отнесся к этой истории [о полете Ильюшина] с иронией и отвращением. Это хорошо продуманная антисоветская кампания, авторы которой в течение многих лет обманывали миллионы людей и умаляли научно-технические достижения нашей страны... Мы могли ожидать и того, что наши враги будут стараться подорвать значение полета Гагарина тем или иным способом.... Такие сообщения предназначены для крайне неосведомленных читателей. Я повторяю: это - целая кампания". Иронический аспект выпада Голованова против "врагов" и использования истории Ильюшина как примера состоит в том, что история это исходила не от врагов СССР. Она исходила от его друзей. Автором был Деннис Огден, московский корреспондент Daily World, официальной газеты Британской Коммунистической партии. Огден жил в Москве в 1961 году и, возможно, получил сильно искаженную версию смерти Бондаренко, которая, как мы теперь знаем, действительно произошла за двадцать дней до полета Гагарина. Или он, зная (так как он жил в одном доме с Ильюшиным), что Ильюшин получил сильные ранения (во время автокатастрофы), мог связать их со слухами относительно раненых космонавтов, которые циркулировали в Москве в то время. Он высказал правдоподобную версию, которая, как оказалось, была ложной, вовсе не пытаясь выступить против "рабочего рая", который он фактически обожал. Тем временем продолжали поступать новые сообщения относительно других погибших космонавтов. В статье Голованова в 1986 году утверждалось, что кроме смерти Бондаренко, других не было, но это мало вероятно. В конце концов, именно руководитель отряда космонавтов Владимир Шаталов в 1973 году в Хьюстоне, при планировании совместного полета "Аполлон" - "Союз", сказал своим американским коллегам, что "шесть или восемь" кандидатов в космонавты умерло (так много, что он, руководитель, не мог вспомнить точное число!) [Позже Шаталов и Стаффорд (Stafford) настаивали, что он говорил об общем количество всех погибших космонавтов]. Одна из женщин, членов советской делегации 1973 года в НАСА рассказала её американским собеседникам, что она является вдовой космонавта Анатолия Токова, бывшего летчика - испытателя, который погиб в 1967 году во время подготовки к космическому полету. [Это не получило подтверждения, и я больше не верю этому]. В середине 1960-х появилось достоверное сообщение об одном неудачном прыжке с парашютом и по крайней мере об одной автомобильной аварии (тот же источник сообщал о том, что несколько кандидатов были отстранены от подготовки в связи с пьяным скандалом - прямая связь с историей Нелюбова). Так что, очевидно, было еще много молодых людей, заслуживающих того, чтобы о них помнили. Когда исследователь Майкл Кассутт (Michael Cassutt), который собирал материал для книги о космонавтах запросил, в соответствии с Актом о свободе информации (Freedom of Information Act) ЦРУ по поводу "случившихся с космонавтами происшествиях между 1960 и 1975 годами", он получил очень интересный ответ. Его просьба о выдаче таких документов была отклонена, но в качестве компенсации ему предоставили список документов, которые удовлетворяли его запросу. Имелось одно сообщение от 6 апреля 1965 года (вскоре после полета "Восход-2"), три во время катастрофы "Союз-1" в апреле 1967 года, ещё два за тот же год, и еще три в период между 1973-1975 годами (возможно по поводу подготовки к полету "Аполлон"-"Союз"). Существование таких документов предлагает возможность каких-то ещё происшествий, но дальнейшее предположения бесполезны, пока документы не рассекречены полностью. Когда Голованов перечислял мертвых американских астронавтов, погибших во время тренировок, авиакатастрофах, и в прочих, связанных с космосом несчастных случаях, он, возможно специально, не упомянул одну фамилию. Астронавт Эдвард Гивенс (Edward Givens) погиб во время автокатастрофы в 1967 году, и Голованов не перечислил его среди других "мертвых астронавтов". Возможно, он полагал, что автомобильную аварию сложно рассматривать как "смерть на этапе тренировок". А возможно это была завуалированная подсказка, что он знает о подобных случаях с советскими космонавтами, и специально изменил критерии отбора таким образом, чтобы не включать их в список советских погибших космонавтов. Так что возможно в Советском Союзе были ещё космонавты, погибшие по причинам, не связанным с их профессиональной деятельностью. Я нашел большее количество обработанных фотографий, над которыми поработали цензоры и на которых тоже есть заретушированные персонажи. Так как сам метод "обработки" фотографии такой же, как и в случае с Нелюбовым и Бондаренко, то, возможно, что и судьба этих "удаленных" людей тоже окончилась трагически. Поиск продолжается. Трагедия Бондаренко в 1961 году очень похожа на катастрофу в Мысе Кеннеди в январе 1967 года, когда три американских астронавта тоже погибли во время пожара в насыщенной кислородом атмосфере. Не имея сведений о советской катастрофе, инженеры НАСА проявили небрежность при использовании чисто кислородной атмосферы. На "Аполлоне-1" (как и в советской барокамере) были использованы материалы, которые, как оказалось, становятся очень огнеопасными в атмосфере, обогащенной кислородом, на "Аполлоне-1" (как и в советской барокамере) не было люка для аварийного покидания кабины; на "Аполлоне-1" (как и в советской барокамере), не было никакого эффективного противопожарного оборудования. Могло ли знание о гибели в огне Бондаренко предотвратить пожар на "Аполлоне-1" и тем самым спасти Вирджила "Гаса" Гриссома (Virgil "Gus" Grissom), Эдварда Уайта (Edward White) и Роджера Чаффи (Roger Chaffee)? Сведения о том, что в обогащенной кислородом атмосфере из-за пожара погиб советский космонавт могло предотвратить повторение этой трагедии в Америке. Во время трагедии Бондаренко советским лидером был Хрущев, и спустя десятилетия, в мемуарах, написанных им в отставке, на пенсии, он отметил, что, по его мнению, информация о таких происшествиях должна быть общедоступна. Говоря о трагедии "Союз-11" он сказал: "Я полагаю, что причина катастрофы должна быть объявлена по двум причинам: во-первых, чтобы как-то утешить людей, не знающих что и как произошло, а во вторых, чтобы ученые могли бы предпринять меры предосторожности для предотвращения повторения такой же катастрофы. Вообще же я полагаю, что Соединенные Штаты должны быть информированы нами относительно всего того, что пошло не так, как надо. Ведь, в конце концов, американцы тоже занимаются исследованием космоса". Но когда у него была возможность реализовать эту стратегию (в 1961 году), он ничего не предпринял. Возможно, потом он сожалел об этом. Его преемники, включая Горбачева, продолжили стратегию неразглашения, наносящую вред всем исследователям космоса. Когда в 1965 году на корабле "Восход-2" космонавт Леонов, совершавший выход в открытый космос, чуть было не погиб из-за трудностей при возвращении в корабль, Советский Союз вообще не информировал об этом своих американских коллег. Вместо этого, в многочисленных официальных публикациях говорилось о том, как легко и просто был осуществлен это выход (только спустя десятилетия космонавты признаются западным журналисты, что эти сообщения были ложными). Следовательно, инженеры из НАСА и астронавты не могли правильно оценить сложности, которые могли возникнуть при проведении подобных работ, и в середине 1966 года американский астронавт чуть было не погиб, когда он неожиданно столкнулся с теми же самыми трудностями. Даже в 1985 году, когда космонавт Васютин серьезно заболел на орбите, советская сторона отказалась от возможности консультации по этой проблеме с американскими космическими врачами. Ради безопасности будущих космических полетов требуется больше "космической гласности". О некоторых космических трагедиях в Советском Союзе сообщалось открыто. Но события были известны только в общем, определенные конкретные детали были недоступны. В апреле 1967 года космонавт Владимир Комаров погиб, когда парашют его корабля "Союз-1" не сработал при его возвращении из космоса. Хотя советская печать много писала о смерти Комарова, полная история катастрофы никогда не сообщалась. Этого требовала боязнь потерять советское лидерство в "космической гонке". Через несколько лет Виктор Евсиков, советский инженер, участвовавший в разработке защитного огнеупорного покрытия кораблей "Союз", эмигрировал в Америку. Здесь он записал свои воспоминания о том периоде. Он писал: "Некоторые запуски были проведены почти исключительно в пропагандистских целях. Например, запуск Владимира Комарова на корабле "Союз-1" был приурочен к празднованию Дня международной солидарности трудящихся, ... в конструкторском бюро знали, что корабль ещё не был полностью испытан, и что требовалось определенное время для его окончательной отработки и начала эксплуатации. Но коммунистическая партия приказала провести запуск, несмотря на тот факт, что четыре предыдущих испытательных запуска показали наличие недоработок с системах ориентации, терморегуляции, и в парашютной системе. ... Ни одно из испытаний не было полностью успешным. В течение первого испытательного полета во время спуска прогорел огнеупорный экран. Спускаемый аппарат был полностью уничтожен. Три других неудачи имели различные причины. Сбои в этих испытательных полетах происходили из-за поломок в системе терморегулирования, работала со сбоями автоматическая система ориентации, и загорались парашютные стропы [из-за срабатывания пиротехнической системы]. В этих случаях огнеупорный экран работал нормально. Понятно, что эти неудачи никогда не были рассекречены. Ни один из кремлевских властителей не признал ответственности за решение провести полет Комарова. Евсиков писал: "Ходил

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне

"Памяти астронавта Лорел Кларк".
Малый лист из 4 марок. Гамбия, 2003 г.

Рассматривая марки, посвященные советским и российским космонавтам, я взглянул на этих людей с другой, несколько непривычной, стороны. Казалось бы, что нового можно сказать о космонавтах, их полетах и биографиях, кажется, о них написано все.

С 12 апреля 1961 г. по настоящее время в космос летали 99 советских и российских космонавтов. Обо всех стартах, даже не совсем удачных, широко оповещали нас средства массовой информации. Сообщалось, но уже не всегда, и о гибели или смерти космонавтов. В последние годы об этой деликатной теме можно узнать только из специализированных источников. А ведь на сегодня нет в живых уже 22 советских космонавтов – людей отменного здоровья, прошедших жесткий медицинский отбор, специальную психологическую и физическую подготовку.

Первая, причем трагическая, потеря произошла 24 апреля 1967 г. В.Комаров погиб при возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата «Союз-1». Это был его второй полет, в котором испытывался новый космический корабль. Первый полет в качестве командира корабля «Восход» он совершил 12–13 октября 1964 г.

Вторая, не менее трагическая и даже более эмоциональная, потеря произошла 27 марта 1968 г. Первый космонавт планеты Ю.Гагарин погиб во время тренировочного полета на учебном истребителе с полковником В.Серегиным недалеко от г. Киржача Владимирской области примерно в 10 час. 31 мин. по московскому времени. До сих пор нет однозначного вывода о причинах этой аварии, существует несколько версий.

30 июня 1971 г. произошла самая крупная в истории советской космонавтики катастрофа. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата «Союза-11» при возвращении на Землю погиб весь экипаж: В.Волков, Г.Добровольский и В.Пацаев. Для Волкова это был второй космический полет.

Время идет, психологические и физические перегрузки, стрессы, да и просто годы берут свое. Семнадцать космонавтов скончались от присущих и обычным людям болезней. Трое от послеоперационных осложнений, пятеро от онкологических заболеваний и семеро от болезней сердца. Несчастным случаем можно считать смерть В.Лазарева, который отравился некачественным спиртным.

Самым молодым ушел из жизни первый космонавт планеты Гагарин. Ему было всего 34 года. Всего же в возрасте от 30 до 40 лет погибли три космонавта. Двое других, не доживших до 40-летнего возраста, Волков (35 лет) и Пацаев (38 лет), погибли во второй в истории советской космонавтики катастрофе.

В возрасте от 40 до 50 лет погибли или умерли четверо: Комаров, Беляев, Добровольский и А.Левченко; от 50 до 60 лет – трое: Б.Егоров, Ю.Малышев и В.Васютин; от 60 до 70 лет – семеро: В.Лазарев, Г.Шонин, Ю.Артюхин, Е.Хрунов, Г.Титов, Г.Стрекалов и Г.Сарафанов; от 70 до 75 лет – пятеро: Г.Береговой, Л.Демин, Н.Рукавишников, О.Макаров и А.Николаев.

Самым пожилым скончался космонавт «номер три» Николаев, не доживший двух месяцев до семидесятипятилетия. Всего на полгода меньше прожил Береговой, до 1991 г. (старта Т.Аубакирова) – единственный космонавт, впервые стартовавший 26 октября 1968 г. уже будучи Героем Советского Союза. Первую «Золотую Звезду» Береговой получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовку войск противника.

Космонавты, будучи известными и публичными людьми, похоронены на разных кладбищах – от Новодевичьего в Москве до небольших сельских погостов. Все погибшие во время полетов космонавты похоронены в Москве на Красной площади в Кремлевской стене.

На Новодевичьем кладбище похоронены Беляев, Егоров, Береговой и Титов. На Останкинском в Москве покоятся Хрунов, Макаров, Стрекалов и Рукавишников. На кладбище деревни Леониха Щелковского района Московской области похоронены Лазарев, Шонин, Артюхин, Демин, Малышев и Сарафанов. Левченко похоронили на Быковском кладбище г. Жуковского, а Васютина – на кладбище поселка Монино. Николаев – единственный космонавт, который похоронен не в Москве или Подмосковье, а на родине, в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Для сравнения приведу статистику по другим странам. В США с 5 мая 1961 г. по настоящее время стартовали 274 астронавта, на сегодня нет в живых 30 летавших астронавтов, в том числе четырех женщин.

Более половины из них погибли в трех страшных катастрофах. 27 января 1967 г. при предполетной тренировке экипажа возник пожар в кабине корабля «Аполлон», погибли три астронавта (один из них, Р.Чаффи, в космос слетать не успел). 28 января 1986 г. через 73 секунды после старта взорвался космический корабль «Челленджер», погибли сразу семь астронавтов. 1 февраля 2003 г. за 16 минут до посадки произошло разрушение космического корабля «Колумбия», эта катастрофа унесла жизни еще семерых астронавтов. В авиа- и автокатастрофах погибли четыре астронавта, пятеро скончались от онкологических заболеваний, четверо от болезней сердца.

В возрасте от 30 до 40 лет погибли пять астронавтов, от 40 до 50 лет погибли или умерли двенадцать астронавтов, от 50 до 60 лет – шестеро, от 60 до 70 лет – пятеро, от 70 до 80 лет – двое.

Кроме астронавтов США погибли: 9 мая 1995 г. в авиакатастрофе – астронавт Германии Р.Фуррер, 1 февраля 2003 г. при катастрофе «Колумбии» – первый астронавт Израиля И.Рамон.

Все страны чтят память покорителей космоса, в том числе и с помощью средств филателии. Особенно много марок посвящено погибшим во время полетов космонавтам и астронавтам. Например, катастрофам «Союза-11», «Челленджера» и «Колумбии» посвятили выпуски практически все страны мира. Регулярно в разных странах выходят марки, посвященные погибшим и умершим космонавтам и астронавтам.

К сожалению, нет пока марок, конвертов или карточек с портретами Левченко и Васютина. Надеюсь, что издательско-торговый центр «Марка» восполнит этот пробел и выпустит марки, посвященные памяти космонавтов, которых уже нет с нами.

Космонавты и астронавты – это герои предыдущего поколения, однако их имена помнят и сейчас. Многие из них умерли, выполняя свою работу через несколько минут после старта или при заходе на посадку. Первые потери понес Советский Союз во время аварии спускаемого аппарата космического корабля «СОЮЗ-1» у американцев страшная катастрофа многоразового шаттла «Челенджер» унесла жизни семерых астронавтов.

Взрыв шаттла Челенджер

1


Комаров Владимир Михайлович – дата смерти: 1967.04.24. Погиб при столкновении с Землей СА КК «Союз-1», как оказалось позже, авария случилась из-за отказа парашютной системы. Ему было присвоено звание героя, а несколько лет спустя, американские астронавты, побывавшие на луне, оставили его и несколько других портретов космонавтов, отдавших жизнь за освоение космоса.

2


Добровольский Георгий Тимофеевич – Летчик-космонавт СССР. Погиб в 1971.06.30, причиной смерти стала разгерметизация СА КК «Союз-11» из-за отказа клапана. Имел множество престижных наград, в том числе и Орден Ленина.

3


Волков Владислав Николаевич – СССР, Погиб в 1971.06.30. Был в том же экипаже что и Добровольский Г.Т. После смерти Волкова в его честь возвели мемориал.

4


Пацаев Виктор Иванович – СССР, Погиб в 1971.06.30 СА КК «Союз-11». Он похоронен у Кремлевской стены, а в его честь было названо: кратер на Луне, научно-исследовательское судно и несколько улиц.

5


Скоби Фрэнсис Ричард – США, Погиб в 1986.01.28 вместе со своим экипажем. Причиной гибели стал взрыв КК «Чэлленджер» на старте. Он посмертно награжден многими медалями, из которых стоит выделить «Космическую медаль почета конгресса США».

6


Майкл Джон Смит – США, Погиб в 1986.01.28, вместе с экипажем «Чэллинджер» на 73 секунде после старта. На то время имел звание капитана первого ранга, это был его первый полет.

7


Эллисон Сёдзи Онидзука – США, Также погиб вместе со своим экипажем «Чэллинджер» в 1986.01.28 из-за неисправности шатла. Ему посмертно было присвоено звание полковника и несколько престижных медалей, которые были отправлены его родным.

8


Джудит Арлен Резник – США, шатл «Чэллинджер». На то время была второй женщиной, которая осуществила полет в космос. Могилы Джудит не существует, ее кремировали, а прах развеяли над морем, в качестве знака ее любви к свободе.

9


Мак Нейр Роналд Эрвин – США, Погиб в 28.01.1986, шатл «Чэллинджер». Был одним из немногих афро-американцев, кто совершил полет в космос. Как и все члены экипажа был удостоен медали.

10


Грегори Брюс Джарвис – США, Погиб вместе со своей командой в 28.01.1986. На то время имел звание Капитана BBC, посмертно награжден медалью.

В 1982 году, спустя 12 месяцев после выхода в свет книги «Красная звезда на орбите», ее автор получил oт одного из московских коллег интересную фотографию. На ней А. Леонов держал в руках его книгу, внимательно разглядывая фотографию шести потенциально первых будущих советских космонавтов . Заинтересовавшая его фотография была сделана в мае 1961 года, то есть через несколько недель после полета Ю. Гагарина. Под этой фотографией в книге располагалась более поздняя ее копия, с которой «исчез» один из шести кандидатов в космонавты.

Советские официальные лица, которые занимаются космической программой, приложили много сил, чтобы скрыть некоторые неприятные для них эпизоды и имена нежелательных людей. В этом конкретном случае окончательно скрыть правду не удалось.

Десятилетиями никто, кроме лиц, непосредственно связанных с космическими исследованиями, не знал ничего о Григории Нелюбове. А был он молодым летчиком-реактивщиком. И, по-видимому, должен был стать одним из следующих космонавтов после К. Гакфина. Однако произошел непредвиденный инцидент. Нелюбова и еще двух его товарищей из группы космонавтов задержал военный патруль, когда они возвращались из воскресного увольнения. У них не было документов, необходимых для проезда в зону, кроме того, они были выпившими. Произошла ссора. Всех взяли под стражу, потребовали извинений.

Сергей Королев и перый отряд космонавтов Сочи. Май 1961 г. Григорий Нелюбов — третий слева в верхнем ряду. Был удален с фото перед ее публикацией в 1963 году

Но Нелюбов отказался извиняться (ведь он космонавт). В результате — рапорт начальству. Его уволили из группы космонавтов и отправили служить в авиацию куда-то на Дальний Восток. В конце концов, он спился и попал под поезд (то ли это был несчастный случай, то ли самоубийство). Его личность «вытравили» из всех списков и со всех фотографий. Еще двух его товарищей-космонавтов постигла аналогичная участь: их отчислили из состава «космонавтов -стажеров», и следы их в дальнейшем полностью потерялись.

Пожар в барокамере

Выписка из приказа, подписанного министром обороны СССР Р. Я. Малиновским 16 апреля 1961 года:

Гриф «Совершенно секретно». «Семью ст. лейтенанта Бондаренко обеспечить всем необходимым, в чем она нуждается, как семью космонавта, на которую распространяются соответствующие льготы».

Советы всегда представляли свои космические программы как сплошной успех «без сучка и задоринки». Все всегда шло по плану, все успешно выполнялось… На Западе же были слухи об обратном, еще до публикаций Голованова в прессе. В частности, говорилось даже о том, что в СССР существует отдельная могила для погибших космонавтов . Но на их родине все это категорически отрицалось

В 1986 году Голованов сообщил в «Известиях» о случае, когда погиб космонавт Валентин Бондаренко. Это случилось 23 марта 1961 года. Бондаренко было 24 года. Он являлся самым молодым в первой группе космонавтов. В «газете было помещено его фото, сделанное за несколько дней до смерти. Валентин Бондаренко погиб при следующих обстоятельствах… К концу трения а в барокамере после снятия медицинских параметров он отключил датчики и протер места их подключения ватой, смоченной спиртом. Затем небрежно бросил эту вату, и она попала на круг, нагретый электро пластинами. Произошла вспышка. В атмосфере камеры, насыщенной ионами кислорода, мгновенно воспламенился весь объем. Вспыхнула одежда космонавта. Дверь камеры открыть не удавалось (из-за разницы давления), а снижение давления заняло несколько минут. От шока и ожогов Бондаренко умер через 8 часов. Похоронен в Харькове. У него остались жена Аня и 5-летний сын Александр.

Информация об этом случае уже давно не была секретом для западных служб и для западной прессы. Еще в 1982 году эмигрант С. Тикин сообщил в одном западногерманском русскоязычном журнале о сгоревшем в барокамере космонавте .

Другие печальные случаи

В 1984 году «Martin’s Press» выпустило книгу «Русский доктор», автором которой был эмигрант из СССР хирург Владимир Голяховский. Он тоже описал этот случай, подтверждая, что космонавт умер в Боткинской больнице. Он не смог ему ничем помочь в отделении неотложной медицины. В сообщениях Тикина и Голяховского отсутствовали детали происшествия. Но факт описывался достаточно объективно, многое совпадало. Подробности смерти Бондаренко дал Голованов в апреле 1986 года. В его статье, кроме того, были приведены и другие любопытные факты из советской космонавтики начальной стадии развития.

Оказывается, из двадцати отобранных в марте 1960 года претендентов в финальную группу для первого космического полета вошли только шесть человек. Одного кандидата, Анатолия Карташова, забраковали после того, как у него открылось кожное кровотечение во время тренировок на центрифуге. Другой, Валентин Варламов, повредил шею после глупого случая (неудачно нырнул). Потом, спустя несколько лет, он умер. Еще один - Марс Рафиков - ушел из группы космонавтов по личным мотивам. Еще у одного, Дмитрия Занкина, в 1968 году обнаружили язвенную болезнь. Их фотографии никому незнакомы, потому что не публиковались. Так как обо всем этом отсутствовала какая-либо информация, на Западе распространялись всевозможные слухи, часто преувеличенные и искаженные.

Смерть на орбите

Первые факты заинтересованные в этой теме исследователи начали собирать с 1972 года. Вскоре они уже знали немало слухов и рассказов. Вот некоторые из них:

  • Летчик Ледовских погиб в 1957 году во время суборбитального полета на ракетной базе Капустин Яр в Поволжье.
  • Летчик Шиборин погиб в следующем году подобным же образом.
  • Летчик Митков погиб во время третьей попытки в 1959 году.
  • Неизвестный космонавт остался во Вселенной в мае 1960 года, когда его капсула, выведенная на орбиту, изменила направление полета и ушла в бездну.
  • В сентябре 1960 года другой космонавт (по слухам, Петр Долгов) погиб, когда ракета-носитель взорвалась на стартовой площадке.
  • 4 февраля 1961 года загадочный советский спутник транслировал человеческое сердцебиение, которое затем перестало прослушиваться (по некоторым данным, это была капсула с космонавтами).
  • В начале апреля 1961 года летчик Владимир Юшин облетел три раза Землю, но потерпел аварию при возвращении на космодром.
  • В середине мая 1961 года в Европе были приняты слабые сигналы с просьбой о помощи, очевидно, космического корабля с двумя космонавтами.
  • 14 октября 1961 года групповой космический корабль сошел с курса и пропал в космическом пространстве.
  • В ноябре 1962 года итальянские радиолюбители обнаружили сигналы гибнущего космического корабля. Некоторые полагают, что это был Белоконев.
  • 19 ноября 1963 года второй полет женщины в космос закончился трагически.
  • По меньшей мере один космонавт погиб в апреле 1964 года, согласно данным итальянских радиокоротковолновиков, которые приняли сигналы бедствия.

Летчик-испытатель Петр Долгов

Уже после пожара на «Апполоне-1» в 1967 году (погибли три астронавта) американские разведывательные службы получили информацию о пяти советских космических полетах , закончившихся катастрофой, и о шести авариях с жертвами на Земле.

Какие можно сделать выводы из этих сообщений? Нет дыма без огня. Может, не все они достоверны, но часть из них — правда. В советских СМИ никогда не было подтверждения этих инцидентов. Единственное, что удалось обнаружить — большое число советских кандидатов в космонавты действительно исчезли без следа. Можно лишь предполагать, какие обстоятельства явились причиной такого исчезновения. Впоследствии сообщалось о гибели некоторых из них, но эти смерти не были связаны с выполнением космических миссий.

Кто из космонавтов на фото?

В 1972 и 1973 годах было проведено глубинное изучение ряда пресс-информационных релизов советских СМИ прежних лет и найдено не менее 5-6 официально неизвестных лиц среди кандидатов в космонавты. Они исчезли в последующих пресс-релизах, вплоть до 1969 года. Потом некоторые снова появились на фото в 1971 и 1972 годах (посвященных 10-ой годовщине полета Ю. Гагарина). Среди них и упоминавшаяся в начале статьи фотография шести первых космонавтов , сделанная на отдыхе в Сочи. В более поздних изданиях с этих же самых фото некоторые лица исчезли, сделано это было «топорно»: в публикациях для иностранных читателей они были, а для советских их не было.

К их числу относится и фото «сочинской шестерки» с Г. Нелюбовым. Спустя несколько лет (после 1973 г.) английский исследователь Рекс Холл нашел две версии еще одной фотографии, сделанной в тот же день (группа из 16 космонавтов ). Во второй версии их осталось только 11. Исчезли Григорий Нелюбов, Иван Аникеев, Валентин Филатьев, Марк Рафиков, Дмитрий Заикин, а также инструктор по парашютному делу Никитин, который впоследствии погиб во время прыжка.

Фото группы космонавтов

Первое фото («сочинская группа из 16») Холл обнаружил в одной из советских книг по космонавтике. Потом оно было помещено в качестве иллюстрации к статье Голованова в «Известиях». Эти «исчезнувшие космонавты» в первой версии фото не назывались пофамильно, так что автор условно дал им кодовые обозначения XI, Х2… Фотографии лиц людей потом были опубликованы под этими кодовыми знаками в последующих работах автора, начиная с 1973 года.

Обращаем Ваше внимание прежде всего на Х2. Он был изъят также из фото «сочинской шестерки». Судя по фото и тексту, он, видимо, был тесно связан с полетом Гагарина.В текстах случайно упоминается его имя «Григорий». Вероятно, это был Нелюбов. В 1986 году, когда появилось в «Известиях» фото Бондаренко, стало ясно он был под кодом Х7 в материалах Холла.

То же фото группы космонавтов, удалены несколько участников

В 1977 году вышла в свет публикация одного из пионеров космонавтики Георгия Шонина, в которой он говорил о восьми летчиках, отчисленных из группы космонавтов 1960 года. Спустя 9 лет Голованов назвал их пофамильно. В книге же Шонина дается только краткое упоминание о том, что они были отчислены из группы по разным причинам (медицинские, успеваемость, дисциплинарные проступки и др.). При этом создается впечатление, что все они ушли из группы живыми. Шонин даже дает краткий портрет-характеристику «молодого Валентина Бондаренко» без всякого намека на происшедшую трагедию. По-видимому, эта информация не случайна, это был ответ на повышенный интерес Запада к судьбе исчезнувших космонавтов .

К тому времени, когда в 1980 году вышла в свет в книга «Красная звезда на орбите» правдивость сведений, опубликованных Шониным, оказалась под большим сомнением. После того, как была раскрыта подделка фотографии «сочинской шестерки», официальные лица в советской прессе сделали ювелирную работу по восстановлению своего реноме. Они отретушировали оригинальное фото (опубликованное в Москве в 1972 году) и на месте исчезнувших космонавтов сделали «задний план».

Традиционная советская секретность не исчезла до сих пор. Cоветы по-прежнему отрицают возможность смертей других космонавюв после гибели Бондаренко. Но этому трудно верить. В Хьюстоне побывал Шаталов (подготовка миссии «Союз»-«Апполон»), который рассказывал в 1973 году своим американским коллегам о смерти шести или восьми (он не был уверен в числе погибших) кандидатов в космонавты .

Одна из советских женщин — членов советской делегации (1973 г.) в НАСА поведала американским сотрудникам, что она вдова космонавта Анатолия Токова, который погиб в 1967 году во время подготовки к космическому полету.

В середине 1960-х годов были достоверные сообщения о гибели космонавта во время прыжка с парашютом и еще об одной смерти в автомобильной катастрофе. Тот же информатор сообщил об отстранении oт космической программы группы советских кандидатов в космонавты за пьянку. Вероятно, эта информация относилась к Нелюбову.

Отретушированная фотография первых космонавтов с Королевым

Когда писатель Михаил Кашутин направил запрос в ЦРУ (для получения официального документа об отсутствии в рукописи его книги «Гибель космонавтов» секретных сведений), ему не дали разрешения на публикацию этих данных, однако ЦРУ предоставило ему дополнительные сведения из своих банков данных — даты девяти известных ЦРУ катастроф.

Один из докладов относился к 6 апреля 1965 года (вскоре после выхода в космос «Восхода-2»); три документа — к трагедии с «Союзом-1» в апреле 1967 года, два следующих инцидента датированы тем же годом, но позже. Еще три документа относились к 1973-1975 годам. Однако полностью содержание этих документов пока ЦРУ нераскрыто.

Почему Кремль молчит?

Трагедия Бондаренко 1961 года повторилась в январе 1967 года на мысе Кеннеди, когда при аналогичных обстоятельствах в камере, перенасыщенной кислородом, сгорели три астронавта из программы «Апполон». Знай американцы обстоятельства гибели Бондаренко, возможно, не было бы у них той трагедии (на «Апполоне-1» в камере также находились огнеопасные материалы. В такой атмосфере, богатой кислородом, здесь тоже не была предусмотрена система быстрого снижения давления).

Хрущев говорил, что подобной информацией нужно обмениваться. В частности, после гибели «Союза-11» он сказал: «Американцы должны все же знать, что произошло… ведь они тоже исследуют космос». Однако он этого не сделал в 1961 году, хотя имел шанс подтвердить на деле свои политические установки. Возможно, он сожалел об этом впоследствии. Его же политические преемники по-прежнему продолжали скрывать проблемы и трудности космических полетов.

Так, в 1965 году во время полета «Восхода-2» при выходе в открытое пространство космонавт чуть не погиб из-за того, что оказалось сложно удержаться снаружи корабля. Советы не предупредили об этом своих американских коллег. Только спустя около 10 лет в разговоре с западными журналистами члены команды «Восхода-2» рассказали обо всех перипетиях полета.

В середине 1966 года американский астронавт чуть не потерялся в космосе, столкнувшись с такими же непредвиденными обстоятельствами. Даже в конце 1985 года, когда у космонавта Васютина на орбите развилась тяжелая инфекция. Советы не захотели сообщить американцам диагноз. Правда, какую-то часть своих неудач в космосе Советы публично признали. В апреле 1967 года погиб Владимир Комаров: не раскрылся парашют, когда «Союз» спускался на Землю.

Несколько лет спустя Виктор Евсиков (русский инженер, участвовавший в разработке теплоизоляционного покрытия корабля системы «Союз», впоследствии эмигрировал в США) написал в своих воспоминаниях:

«Некоторые запуски делались исключительно с пропагандистскими целями, в том числе и полет Комарова (ко Дню международной солидарности трудящихся).

По мнению проектного бюро, космический аппарат («Союз») еще не был окончательно доработан. Требовалось больше времени для отработки надежности его управления. Четыре предыдущих пробных запуска вскрыли неполадки в координации, температурном контроле и в парашютной системе. Ни одно из предварительных испытаний не прошло гладко. Во время первого испытания сгорела наружная обшивка при спуске. Модуль был в значительной степени поврежден. Три другие неудачи связаны с разными техническими причинами: отказала система контроля температуры, автоматический контроль реактивных двигателей, сгорели стропы парашютов».

«Ходили слухи, утверждает Евсиков, — что Василий Мишин, который возглавил эту программу после смерти Королева в 1966 году, возражал против этого запуска». Однако запуск был все же произведен. Предсмертные крики Комарова зафиксировали американские наблюдательные станции. Он знал о своей обреченности, еще будучи на орбите, и американцы записали все его душераздирающие разговоры с женой, с Косыгиным, а также со своими друзьями из группы космонавтов.

Когда начался смертельный спуск корабля на Землю, он только отметил нарастание температуры, после чего были слышны лишь его стоны и похоже, плач. Все эти объективные данные плохо согласуются с тем, что официально сообщалось о катастрофе «Союза-I».