Тся и ться суффикс или окончание. Тся и ться в глаголах

Вопросом «Ть - это суффикс или окончание глагола?» уже не один десяток лет задаются и простые люди, и именитые филологи. Современный подход к изучению русского языка допускает существование двух точек зрения, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Ть — это суффикс или окончание?

Школьная грамматика долгое время рассматривала «ть» и «ти» как окончание или формальный показатель инфинитива. Этой же позиции по сей день придерживается большинство пособий, предназначенных для высших учебных заведений. Среди лингвистов мнение о том, что «ть» — это окончание разделяют Шанский Н.М., Баранов М.Т., Кузнецов Г.С.

Защищая свою версию, ученые рассуждают следующим образом: инфинитив — это значит, у нее можно выделить окончание. Такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным, более того оно приводит к появлению противоречий. Связано это с тем, что инфинитив в современной лингвистике считается неизменяемым словом, и, соответственно, не может иметь окончания.

Ть — суффикс или окончание у глаголов?

Новые школьные учебники поддерживают другую точку зрения, в соответствии с которой «ть», «ти» у глаголов — суффиксы. Эта теория была разработана такими лингвистами, как Бабайцева В.В., Валгиной Н.С. Отвечая на вопрос: «Ть - это суффикс или окончание?», ученые, в первую очередь, пытались доказать несостоятельность другой позиции, раскрывающей эту проблему. Они утверждали, что «ть» у глагола не может быть флексией, так как не выражает грамматическое значение слова и не сохраняется в формах, образованных от инфинитива.

Такой подход кажется убедительным, но и он вызвал немало споров в лингвистических кругах. «Если «ть» — суффикс, то почему он не входит в основу слова?», — этот вопрос стал одним из главных для всех, кто ознакомился с новой теорией. Ответить на него легко, если вспомнить основы морфемики. В современном русском языке суффиксы делятся на формообразующие и словообразующие. Морфемы первого типа не входят в основу. Именно мы видим в инфинитиве.

А что насчет «чь»?

Не стоит забывать, что в русском языке есть примеры начальной формы глагола, которые заканчиваются на «чь». Как рассматривать такие случаи? Чем является «чь» в таких словах: окончанием или суффиксом?

На эти вопросы также можно дать несколько ответов:

  1. Является суффиксом.
  2. Представляет собой флексию.
  3. Входит в корень.

Две первые точки зрения являются устаревшими. «Чь» определяли как суффикс или окончание по аналогии с «ть» и «ти».

Современная лингвистика считает, что это сочетание входит в состав корня. Доказать, что это мнение правильное, можно изменив глагол: печь-печет. В формах, образованных от инфинитива, «чь» сохраняется, значит, это часть корня.

Каков же итог?

Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Ть — это суффикс или окончание?». Обе точки зрения, описанные выше, считаются состоятельными в современном русском языке. Каждая из них имеет своих сторонников. Однако в настоящее время школьная программа отдает предпочтение позиции, согласно которой «ть» — формообразующий суффикс. В высших учебных заведениях принято рассматривать обе теории.

В правописании глаголов основные трудности связаны с правильным выбором суффикса и окончания.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Необходимо отличать неопределенную форму глаголов (инфинитив) от формы 3-го л.

Ед. ч. наст. и будущ. вр. Чтобы не ошибиться в написании этих форм, следует задать вопрос. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в этих формах Ь пишется), формы 3-го л. отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? (в этих формах Ь не пишется). Сравните: Он (что делает?) занимается плаванием. Надо (что делать?) заниматься регулярно.

Упр. 110. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселит­ся - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссорить­ся, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упр. 111. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить). Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е-. В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить; 2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь; 3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро­вет­ь - выздоровел, лаять - лаял, клеить - клеил.

Упр. 112. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упр. 113. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть - одолевать, одолеваю; забить - забивать, забиваю.

Упр. 114. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

Запомните: переходные глаголы с приставками обез- (обес-) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс -и- (обессилИть кого-либо), а непереходные - суффикс -е- (обессилЕть самому).

Упр. 115. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Личные окончания глаголов

Ударные личные окончания у глаголов I и II спряжения пишутся так, как слышатся. Ср.: идешь, идет, идем, идете, идут - I спряжение; молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат - II спряжение. Особые трудности возникают при написании безударных личных окончаний глаголов I или II спряжения. Окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.

Упр. 116. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упр. 117. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го л. ед. ч. и 3-го л. мн. ч.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упр. 118. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упр. 119. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упр. 120. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 80. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

В правописании глаголов основные трудности связаны с правильным выбором суффикса и окончания.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Необходимо отличать неопределенную форму глаголов (инфинитив) от формы 3-го л. ед. ч. наст. и будущ. вр. Чтобы не ошибиться в написании этих форм, следует задать вопрос. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в этих формах Ь пишется ), формы 3-го л. отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? (в этих формах Ь не пишется ). Сравните: Он (что делает?) занимается плаванием. Надо (что делать?) заниматься регулярно.

Упр. 110. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселит­ся - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссорить­ся, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упр. 111. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:
-а- (слышать, делать) ; -я- (сеять, лаять) ;
-е- (видеть, обидеть) ; -и- (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е- . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро­в е т­ь - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

Упр. 112. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упр. 113. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)

Суффикс -ыва- (-ива-)
пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю) :
опазд ыва ть (опазд ываю ), наста ива ть (наста иваю )

Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю) :
бесед ова ть (бес едую ),
завед ова ть (зав едую )

Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одол е ть - одол е вать, одол е ваю; заб и ть - заб и вать, заб и ваю.

Упр. 114. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Запомните: переходные глаголы с приставками обез- (обес-) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс -и- (обессилИть кого-либо) , а непереходные - суффикс -е- (обессилЕть самому).

Упр. 115. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Личные окончания глаголов

Ударные личные окончания у глаголов I и II спряжения пишутся так, как слышатся. Ср.: ид ешь , ид ет , ид ем , ид ете , ид ут - I спряжение; молч ишь , молч ит , молч им , молч ите , молч ат - II спряжение.
Особые трудности возникают при написании безударных личных окончаний глаголов I или II спряжения. Окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.

I спряжение

II спряжение

Е
-УТ (-ЮТ)
(ты) читаешь, (вы) читаете, (он) читает, (они) читают

И
-AT (-ЯТ)
(ты) веришь, (вы) верите, (он) верит, (они) верят

Если глагол имеет безударное личное окончание, спряжение определяется по неопределенной форме.

II спряжение

I спряжение

1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.
2. Глаголы-исключения:
а) на -ать (гнать, дышать, держать, слышать);
б) на -еть (видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, смотреть, вертеть)

Все остальные глаголы на -ать, -оть, -еть, -уть, -ыть и пр. (загорать, полоть, лететь, зевнуть) , а также глаголы-исключения брить, стелить

Упр. 116. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упр. 117. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го л. ед. ч. и 3-го л. мн. ч.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упр. 118. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упр. 119. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упр. 120. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

§ 81. Тестовые задания

1. В каком варианте пишется Ь?
а) делает...ся
б) мне не нравит...ся
в) будет строит...ся
г) крапива жалит...ся

2. В каком варианте не пишется Ь?
а) не могу взят...ся
б) будет старат...ся
в) не хочу злит...ся
г) прут гнет...ся

3. В каком варианте пишется Ь?
а) болт закрепит...ся
б) больной лечит...ся
в) вопрос выяснит...ся
г) надо распорядит...ся

4. В каком варианте не пишется Ь?
а) Мечта может осуществит...ся.
б) Дождь должен прекратит...ся.
в) Он ни к кому не обратит...ся.
г) Ученик не может сосредоточит...ся.

5. В каком слове пишется буква И?
а) ты бор...шься
б) мы накол...м дров
в) лицо пыш...т здоровьем
г) мы высп...мся

6. В каком слове пишется буква Е?
а) белье полощ...тся
б) терп...шь боль
в) никого не обид...т
г) вы все предвид...те

7. В каком слове пишется буква И?
а) куст вян...т
б) все забуд...тся
в) увид...л друга
г) калачом не заман...шь

8. В каком слове пишется буква И?
а) тяжело дыш...т
б) проща...мся молча
в) стел...т постель
г) ничего не увид...ли

9. В каком слове пишется буква Ю?
а) они мел...т кофе
б) крупы порт...тся
в) они справ...тся
г) занятия оконч...тся

10. B каком слове пишется буква Я?
а) они распор...т швы
б) родители хлопоч...т
в) они ма...тся без дела
г) дети стро...т дом из песка

11. В каком варианте пишется И?
а) ты скоро выздорове...шь
б) собака ла...т
в) ночь дыш...т прохладой
г) ветер ве...т

12. В каком варианте пишется А?
а) они ни на что не наде...тся
б) они услыш...т твой голос
в) всей правды тебе не скаж...т
г) колыш...тся травы

13. В каком варианте в глаголе пишется Е?
а) война многих осирот...ла
б) воздух нас опьян...л
в) повесел...л ребят
г) край обезлюд...л

14. В каком варианте в глаголе пишется И?
а) поместье обедн...ло
б) я обессил...л от тяжкого труда
в) солдат обескров...л от раны
г) голод ослаб...л организм

15. В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?
а) завед...вать отделом
б) оправд...вать друга
в) исповед...вать христианство
г) завид...вать согласию

16. В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?
а) испыт...вать печаль
б) приз...вать к примирению
в) задум...ваться над своей судьбой
г) попроб...вать заглянуть в будущее

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 82. Причастие и его грамматические признаки

Причастие * - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола и признаки прилагательного. Причастие отвечает на вопросы какой? какая? какие? и др.
Причастие образуется от глагола и имеет следующие его свойства:
1) вид несовершенный и совершенный: горящий (несов. от гореть ); сгоревший (сов. от сгореть );
2) время - настоящее и прошедшее: горящий (наст.), горевший, сгоревший (прош.);
3) может быть возвратным: поднимающийся, поднимавшийся дым.
Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой?, называя признак предмета, связанный с действием, и имеет следующие свойства прилагательного: изменяется по числам, падежам (и родам - в единственном числе) для связи (согласования) с существительным, от которого зависит: горящий лес, горящего леса и т. д.; горящие сосны, кусты; горящая сосна, горящей сосны и т. д.
По значению и форме причастия делятся на действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам что-то делает или делал. Например: 1) батальон, атакующий противника (атакующий - действительное причастие настоящего времени; тот, кто сам атакует); 2) батальон, атаковавший противника (атаковавший - действительное причастие прошедшего времени; тот, кто сам атаковал).
Действительные причастия образуются как от переходных, так и от непереходных глаголов с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) (в настоящем времени); -вш- (-ш-) (в прошедшем времени).
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено чье-либо действие. Например: 1) противник, атакуемый батальоном (атакуемый - страдательное причастие настоящего времени; тот, кого атакуют); 2) противник, атакованный батальоном (атакованный - страдательное причастие прошедшего времени; тот, кого атаковали).
Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов с помощью суффиксов -ем- (-ом-), -им- (в настоящем времени); -ни-, -енн-, -т- (в прошедшем времени).
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. Например: скошенная трава - трава скошена .

§ 83. Морфологический разбор причастия

Порядок разбора
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано. Начальная форма - именительный падеж единственного числа мужского рода.
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.
Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (для страдательных), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
В пустующей 3 комнате стены были оклеены 3 старыми обоями.
I. Оклеены - причастие (обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос каковы?). Н. ф. - оклеенный. Образ. от глаг. оклеить.
II. Постоянные признаки - страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; непостоянные признаки - крат. ф., мн. ч.
III. Стены (были каковы?) были оклеены (причастие входит в состав сказуемого).
I. Пустующей - причастие (обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. - пустующий , образ. от глаг. пустовать.
II. Постоянные признаки - действит., наст. вр., несов. в., невозвр.; непостоянные признаки - полн. ф., предл. п., ед. ч., ж. р.
III. В комнате (какой?)(определение).

Упр. 121.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт)

1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

Упр. 122. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий. Выделите суффиксы причастий.

Писать, строить, подойти, отбросить, обидеть, встречаться, устраиваться, посеять.

§ 84. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются причастиями?
а) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
в) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
а) закрутить - закрутивший
б) решать - решенный
в) возвращаться - возвращающийся
г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?
а) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
в) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?
В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.
а) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением
б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением
в) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением
г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением

§ 85. Деепричастие и его грамматические признаки

Деепричастие ** - особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия. Деепричастие отвечает на вопросы как? каким образом? почему? что делая? что сделав? и др.
Деепричастия бывают:
- несовершенного вида (например, читать - читая, рисовать - рисуя, слышать - слыша ) и совершенного вида (например, прочитать - прочитав, нарисовать - нарисовав, закричать - закричав );
- невозвратными (примеры выше) и возвратными (например, обращаться - обращаясь, обратиться - обратившись ).
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида путем прибавления суффиксов -а- (-я-) . Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -в- , -вши-, -ши- .
Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов, например: читать газету - читая газету, встретиться с другом - встретившись с другом.

§ 86. Морфологический разбор деепричастия

Порядок разбора
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь 3 заметить хоть легкий след раскаяния. (М. Лермонтов)

Упр. 123. Прочитайте текст и выполните задания.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь 3 , запоминая 3 , замечая 3 и изучая 3 . Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. (Д. Лихачев)

1. Найдите в тексте деепричастия.
2. Определите их вид.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.
4. Определите синтаксическую функцию деепричастий в тексте. Обратите внимание на авторские знаки препинания.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Упр. 124. От глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями. Назовите глаголы, от которых деепричастия несовершенного вида не образуются.

Формулировать, мочь, беспокоиться, заведовать, киснуть, дышать, резать, разрушать, вить, кружить, признавать, тереть, наслаждаться, гаснуть, стирать, беречь, стучать, жать, отдыхать, пахать, дрожать, писать, бить.

Упр. 125. От глаголов образуйте деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы, подчеркните гласную перед суффиксами -вши, -в-. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями.

Привезти, увлечься, выполнить, сформулировать, просеять, забежать, разместить, познакомиться, протереть, обидеться, сберечь, растеряться.

§ 87. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
а) расправь, выпав, пройдя, разговаривая
б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
г) навзничь, объевшись, белая, двигая

2. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5

3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
а) увидев - деепричастие совершенного вида, невозвратное
б) наткнувшись - деепричастие совершенного вида, возвратное
в) вспоминая - деепричастие несовершенного вида, невозвратное
г) расставаясь - деепричастие несовершенного вида, невозвратное

4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
а) не держась - деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
б) откинувшись - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
в) скрестив - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
г) проверяя - деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Инструкция

Переходные глаголы способны образовывать словосочетания глагола в связке с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
- «купить («кого?», «что?») книгу»;
- «взять («кого?», «что?») ее с собой»;
- «получить («кого?», «что?») пять».

Категория переходности/непереходности глагола хоть и относится к признакам, однако тесно связана с его лексическим значением в конкретном высказывании. Один и тот же глагол в может быть одновременно непереходным и переходным в зависимости от контекстного значения. Список таких глаголов имеет тенденцию к расширению. Сравните: «гулять по улице - гулять собаку».

Окончание - важная морфема в русском языке, в отличие от большинства иностранных языков. Именно она связывает слова между собой, превращая их в словосочетания и предложения. Умение поставить окончание правильно, важно для письма и правильной речи.

Инструкция

Окончание в русском языке имеется у всех частей речи, кроме наречий и деепричастий (именно поэтому они не изменяются). С помощью правильно поставленного вопроса можно с легкостью определить, как должно писаться безударное окончание у конкретного слова.

Если вы хотите определить, имеет прилагательное, то вам поможет вспомогательное слово-вопрос «какой?». По его ударному окончанию видно, какая буква должна писаться в проверяемом слове. Например: «Доброго человека трудно не заметить» - задайте вопрос: «человека (какого?) доброго». Правильное окончание «ого».

То же самое относится к причастиям и порядковым числительным, отвечающим на вопросы «какой?/который?». Например: «С уходящей платформы» - «платформы (какой?) уходящей».

Окончания бывают мягкими и твердыми. Поэтому иногда вопрос и проверяемое слово могут немного не совпадать в . В таких случаях, смотрите по смыслу. Часто взаимозаменяемы, например, «ой-ый-ий», «ого-его», «ому-ему», «ым-им», «ом-ем».

В притяжательных прилагательных (кроме и. п. и в. п.) и тех, что от названий календарных месяцев, перед окончанием присутствует мягкий знак. Например, «лисьего», «октябрьский».

Также правильно заданный вопрос помогает определить окончание у существительных и глаголов. Отвечая на вопросы «кто?, что?» (у существительных) и « ?, что сделать?» (у глаголов), вы получаете начальную форму слова, по которой и нужно определять, как окончание в слове.

Видео по теме

Полезный совет

Будьте внимательны, вопрос задается от главного слова (чаще это существительное) к зависимому. Если не сохранить эту логику, то можно получить неправильный результат.

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.

Инструкция

Действие и состояние предмета передаются с помощью , имеющих неизменяемые признаки совершенного или несовершенного вида, переходности - непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.

Несовершенный более употребителен в нашей речи. Обычно морфемы помогают образовать от него совершенный: «смотреть – посмотреть», «кричать – крикнуть». Но бывает и наоборот: « – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.

Если глаголы могут управлять существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться : «показать», «варить», « ». Непереходным несвойственна подобная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».

Находящийся на суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.

На спряжение указывает набор окончаний при изменении по лицам и числам. Просто узнать этот признак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается , необходимо обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) - составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выделяются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».

Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».

При могут отсутствовать производящие действия лицо или предмет. Назначение подобных глагольных слов – передать различные состояния природы или человека. У них соответствующее название - «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».

Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в : здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».

Обратите внимание

Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как самостоятельные части речи или глагольные формы.

Источники:

Глагол является одной из знаменательных частей речей, которая обозначает процессуальный признак предмета, то есть действие, состояние или отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

Правописание окончаний

Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», « »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть».

В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению.

Если глагол первого спряжения стоит в будущем времени, то окончание –ете. Если поставить такой глагол в , окончание меняется на –ите. Например: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите срочно документы».

Мягкий знак (ь) в глаголах

Мягкий в нескольких случаях. Первый - начальная форма глагола. Второй - когда глагол ставится в повелительное наклонение. Третий - глаголов второго лица единственного числа в настоящем и простом будущем временах. Четвертый - в возвратных глаголах.

Например: «писать», «исправь», « », «погнулись».

Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен.

Например: «умывается».

Правописание суффиксов

Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-.

Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».

Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в».

Например: «заст-а-ва-ть - заст-а-ть».

Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть - затмить»; «продл-ева-ть - продлить»; «встр-ева-ть - встрять»; «обур-ева-ть - уборить» и т.д.

Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, - это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «приобрести чей-то признак, стать каким-нибудь».

Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы . Они имеют значение «наделить каким-либо признаком, сделать объект каким-нибудь».

Например: «обезболить», т.е. «прекратить боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. прекратить вред» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в буква «я», например: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д. Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в «багряный».

Видео по теме