Что такое модальность восприятия. Определение модальности восприятия

Модальность - качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.

Интенсивность - классическая количественная характеристика ощущений

.Локализация - пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Длительность - временная характеристика ощущения.

Роль ощущений в жизни человека . У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха - раздражители адекватные, а все другие - неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители - механический, электрический - в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

10.В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений . Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический игенетический .


Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952) . Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные .

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения , отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные . Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения , по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения - это ощущения, отражающие движение и положение тела впространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным , у человека – Н.А. Берштейном . Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Интероцептивные (органические ) ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств» . Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения , занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха .

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро .

А вы, случайно, не синестетик? Задумывались ли вы над таким удивительным феноменом как светомузыка? Оказывается, есть люди, которые не только слышат музыку, но и «видят» ее. Таких людей называют синестетиками . Синестетики обладают удивительными способностями. Они могут, например, «видеть» запах и «слышать, как он звучит».

Строго говоря, каждый из нас — немного синестетик . Чтобы помочь «увидеть» музыку, ее звуки совмещают с цветовыми пятнами. Получается светомузыка или, точнее, цветомузыка . Явление, при котором модальность ощущений как бы нарушается, потому что сигналы одной модальности (например, звуки) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные образы), называется синестезией. Помните, в каком-то фильме мальчик, решивший наказать музыканта оркестра, игравшего на трубе, сел в первом ряду и стал демонстративно поедать лимон? Одного взгляда на лимон хватит, чтобы во рту появился вкус кислого, и началось слюноотделение. А кому-то для этого и вовсе достаточно лишь произнести слово «лимон».

Синестезия помогает нам почувствовать, что наши ощущения взаимодействуют между собой самым причудливым образом. А ведь по сути своей они – элементарные процессы отражения лишь отдельных свойств окружающего мира. В норме каждое ощущение отражает лишь то свойство, которые соответствует его модальности. Мы пользуемся 5 сенсорно-перцептивными системами, которые продуцируются нашим мозгом под воздействием определенных раздражителей:

  • зрительная (цвет и свет),
  • слуховая (звук),
  • обонятельная (запах)
  • вкусовая (вкус),
  • кинестетическая (прикосновения).

Иногда упоминают также вестибулярные ощущения (результат воздействия вибрации). Но в обыденном сознании отнюдь не вибрацию называют «шестым чувством», а скорее интуицию, место для которой в системе мировосприятия человека психологи пока еще не нашли.

Элементарные сенсорные процессы (так в асихологии принято называть перечисленные 5 ощущений), как показывает синестезия, способны не только взаимодействовать и таким образом генерировать неспецифические ощущения, но и изменять их силу.

Если вы долго и упорно сидите за монитором или книгой и почувствовали, что ваше зрение ослабевает, положите в рот что-либо сладкое или соленое, и сразу почувствуете, что зрение улучшилось. Такое изменение силы ощущения одной модальности (зрительные) под воздействием раздражителя или сигнала другой модальности (вкусовые) получило термин сенсибилизация .

Задавались ли вы вопросом, почему в залах филармонии при исполнении музыкальных произведений не выключают свет, как это обычно делают в оперном театре? Музыканты отмечают, что так, при ярком свете, звучание кажется более насыщенным и мощным. Кондитеры заметили, что зеленый цвет отбивает вкус сладкого во рту, и стали красить в зеленый цвет цеха, где изготавливаются сладости. Рестораторы знают, что красно-коричневые цвета возбуждают аппетит, а соломенно-желтые, напротив, снижают его. Угадайте, в какой цвет они предпочитают окрашивать залы ресторанов? Налицо использование сенсибилизации.

Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта , с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.

Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные . Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.

Следующие по важности – слуховые ощущения , которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е. опознает.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.

Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.

Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Зачем нужна адаптация

Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.

Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию , на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.

Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.

Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию , помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.

Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.

Можно ли развивать свою чувствительность

Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета . Этим отличались и гордились красильщики тканей.

А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.

Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.

Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит, в том числе, и потому, что и окружающий мир выглядит для нас по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: также существует дискретная модальность, которая включает в себя получение информации о мире путём логических выводов из уже имеющейся информации. Данный вид модальности встречается значительно реже остальных, поэтому его включение в структуру занятия оставляется на выбор преподавателя или слушателей.

Виды модальностей

Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

Для визуальной главное – зрение, то, что человек видит.

При кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но, в большинстве ситуаций, именно через призму ведущей модальности человек воспринимает мир.

Определить преобладающую у человека модальность можно благодаря , по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному. Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).

Взаимный перевод языка модальностей

Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система
Перспектива, точка зрения Комментарий, мнение Направленность, уклон, стойка
Осветить Обговорить Прочувствовать
Высматривать, выслеживать Выслушивать, подслушивать Добиваться, упорствовать, держаться
Показать Объяснить Раскидать, вытащить, рассортировать
Сиять, лучиться, искриться Звучать, резонировать Дрожать, вибрировать
Быть пустым, чистым Быть оглушенным, безмолвным Онеметь, замереть
Тусклый Однозвучный, приглушенный Вялый, дряблый, безвкусный
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза Громкий, оглушительный Прилипчивый, упорный, поразительный
Присматриваться, приглядываться Прислушиваться Беспокоиться, волноваться
Упускать из виду Не услышать Не почувствовать, пропустить
Выставить на вид, проявить Провозгласить, оглашать Выдвигать вперед, выставлять
Осматривать Вслушиваться Вчувствоваться
Сделать обзор, просмотреть, обозреть Обговорить, проговорить Пройтись по …, прогнать
Показать Рассказать Провести
Вообразить Припомнить звучание Ухватить, охватить
Выглядеть знакомым Согласовываться с чем-либо, быть созвучным Состыковываться, соприкасаться
Указать Намекнуть Коснуться
Слепой Глухой Бесчувственный
Давайте рассмотрим Давайте обговорим Давайте прикинем

Определить, какая ведущая модальность у человека – это полезно не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.

Упражнение «Ведущая модальность»

Цель: отработка навыка определения ведущей модальности.

Инструкция

Для определения ведущей модальности в группе – зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.

Тексты для определения ведущих модальностей

1текст

Представьте себе, что вы идете на прием к стоматологу. На улице дождь. Большие крупные капли дождя попадают вам на лицо, шею, руки. Кожа становится прохладной, ощущается дискомфорт. Ноги промокли, и вы чувствуете неприятную сырость. Перед входом в кабинет, у вас от страха подкашиваются и тяжелеют ноги, каждая мышца моментально начинает каменеть. Вы в кресле. Вам трудно дышать. Усилием воли вы открываете рот, который совсем неудобно держать открытым – устают челюсти, трудно сглатывать слюну. Дыхание учащается, беспокойство переполняет вас, и вы, всеми фибрами души, ожидаете скорейшего окончания процедуры.

2 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.

3 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.

– Что группа узнала о модальностях?

– Существует ли необходимость их определения? Для чего?

– Может ли это пригодиться в работе? Для чего?

После обсуждения ведущий подводит итоги вышесказанного.

Источники:

  • Василюк Ф. Е, Психология переживания (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.).
  • Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2005.
  • Пособие «Экстренная психологическая помощь», ГУ «ЦЭПП МЧС России». Москва «Издательство НЦ ЭНАО». 2001.
  • Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009.

Рассказывают, что очень известный (и абсолютно заслуженно) психотерапевт Вирджиния Сатир, консультируя супружескую пару, в ответ на жалобу клиентки, что ее муж постоянно разбрасывает свои вещи и приводит дом в беспорядок, а когда она раскладывает вещи по местам, то он возмущается, что ничего не может найти, обратилась к мужу этой женщины со следующими словами :

— Представьте, что вы вернулись домой очень усталый, даже продрогший от холода, приняли горячий душ и с комфортом улеглись в теплую постель. Ваше тело согрелось, а напряженные мышцы расслабились, вы дышите легко и свободно. Приятно вам такое представлять?

— О, да, — отвечает ей супруг, — все это очень даже по мне.

— А теперь, — продолжает Вирджиния Сатир, закройте глаза и представляйте, как ваша жена подходит, усаживается на край вашей кровати, держа в руках тарелку с печеньем. Она откусывает печенье, и крошки сыплются вам под одеяло и врезаются в вашу кожу. Что вы на это скажете?

— О, нет, только не это. Это ведь такие ужасные ощущения!

— Ну, что же, — закончила Сатир, — Вот точно так же разбросанные вами вещи царапают вашей жене взгляд.

Вроде потом они помирились и нашли общий язык.

Что сделала талантливая психотерапевт? Сатир перевела причину огорчения жены на язык, понятный ее мужу . Жена оценивала ситуацию как картинку, как набор зрительных образов. А для мужа картинка не значила почти ничего: ну, какая ему разница, как выглядит комната, если для него важнее удобство, а не красота.

Этот пример показывает нам, что происходит, если жена — визуал и для нее основной информационный поток – это зрительные образы, а муж – кинестетик и для него основной информационный источник – мышечные ощущения. Или другими словами, что случится, если в отношения вмешивается модальность восприятия.

Вижу, слышу, чувствую

Знаете ли вы, какой тип восприятия является доминирующим у вас? Вот несколько самых простых вопросов:

  • Что для вас важнее: чтобы было красиво или удобно?
  • Важно ли вам, чтобы зал, где вы слушаете музыку в исполнении оркестра, был красиво оформлен, или музыка полностью компенсирует все недостатки оформления зала?
  • Когда вы прикасаетесь к человеку, важно ли при этом, как звучит его голос?
  • Для вас легче усвоить информацию, прочитав ее или прослушав?
  • Как вы принимаете решение, доверять ли этому человеку или нет? Вы прислушиваетесь к своим внутренним ощущениям? Вы слушаете, как он говорит, и ловите в его интонациях какие-то важные для себя нотки? Или вы смотрите ему в глаза и стараетесь прочесть там что-то для вас важное?

Ответив на эти вопросы, вы обнаружите, что ваши ответы соответствуют одному из следующих вариантов:

  • Для вас характерен основной сенсорный канал, по которому вы впитываете информацию. Их три, и каждый отвечает за свой поток образов:
    • если вам важно ВИДЕТЬ, доминирует зрительный (или визуальный) канал,
    • если вам важно СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, доминирует аудиальный канал,
    • если вам важны ваши внутренние и внешние ощущения или, другими словами, интуиции и прикосновения, то доминирует кинестетический канал ;
  • У вас активны не один, а сразу два канала, по которым вам удобно воспринимать информацию (например, визуальный + кинестетический);
  • Вы по одному каналу предпочитаете получать информацию (например, читать), а по другому – передавать (например, не писать, а рассказывать).

Если ваш ответ соответствует первому варианту, то можно заключить, что вы – человек вполне определенного сенсорного типа: визуал, аудиал или кинестетик.

Если ваш ответ соответствует второму варианту, то вас можно отнести к смешанному типу, для которого важно не одно ощущение, а два.

Наконец, выбор третьего варианта говорит, что ваша сенсорная система по-разному настроена на восприятие информации и на ее передачу. Вы воспринимаете мир, используя одну модальность, а общаетесь с ним уже с помощью другой.

Таковы, в общем, принципы, предложенные разработчиками НЛП (нейро-лингвистического программирования), позволяющие ответить на вопрос, как определить модальность человека.

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Во-первых, это знание поможет вам стать для многих интересным собеседником, умеющим убедить, успокоить и понять. Нет, речь не идет о том, что вы вдруг станете умнее или внезапно обретете психотерапевтические навыки. Секрет не в том, ЧТО вы говорите, когда общаетесь, а в том, КАК вы общаетесь.

Во-вторых, проявив наблюдательность, вы сможете улавливать, обманывает ли вас ваш собеседник или говорит вам правду;

В-третьих, вам легче будет найти общий язык со своими детьми;

В-четвертых, если ваша работа связана с преподаванием, тренингами или консультированием, вам будет легче установить связь с аудиторией и удерживать ее внимание;

В-пятых, именно наша ведущая репрезентативная система помогает нам принимать решения.

Предлагаем вам простой способ, чтобы, используя пятый пункт, проверить себя и определить, ощущения какой модальности являются для вас ведущими.

С Викиум вы сможете определить свою модальность восприятия онлайн

«Мои глаза в тебя не влюблены»

Был ли визуалом У. Шекспир, написавший сонет, откуда взята эта строчка? Мы не знаем. Но именно все, что связано с яркостью зрительных образов, делает человека визуалом.

Чем ярче образы, которые выстраиваются в его сознании, тем сильнее его внутренняя визуальная направленность. Яркий внутренний визуал – человек, который выстраивает в своем мозге сложные и причудливые картины мира. Порой, они так живо представлены в его воображении, что вполне способны заменить ему реальность.

Визуал внешний предпочитает создавать красивый мир вокруг себя, а не внутри. Для него важны:

  • цвета, их тона и оттенки;
  • размеры и расположение предметов;
  • согласованность элементов в интерьере и одежде;
  • эстетичность.

Итак, вы визуал, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

  • стараетесь увидеть картину или ситуацию в целом;
  • должны убедиться, что вам нравится рассматривать выстроенный вами образ желаемого будущего, его вид доставляет вам удовольствие;
  • сравниваете картину настоящего и картину будущего;
  • видите схемы и таблицы, обосновывающие выбор;
  • должны рассмотреть возможные варианты.
  • не видите никаких красок или картин, омрачающих ваш выбор;
  • не появляется чувство, что не достает какого-то пазла в общей картине;
  • понимаете, что человек, который предлагает вам решение, вам симпатичен и привлекателен;
  • вам нравится, как выглядит картина вероятного будущего;
  • если решение красиво и эстетически оформлено.

«Тихо сам с собою я веду беседу»

Если эта фраза из старой известной песни про вас, если вы любите вести внутренние диалоги, спорить с самим собой и даже слышите порою внутренний голос, то вы – внутренне направленный аудиал. Вам важно проговорить самому себе все, от чего в дальнейшем будет зависеть принятие вами какого-либо решения.

Внешне ориентированные аудиалы – это те, для кого важны звуковые образы и их характеристики, а именно:

  • интонации;
  • тембр и звучание голоса;
  • сила и громкость звука;
  • тональность.

Итак, вы аудиал, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

А. Для того, чтобы принять важное решение, вы

  1. стараетесь обсудить с другими сложившуюся ситуацию;
  2. должны услышать и высказать аргументы «за» и «против»;
  3. должны задать ряд вопросов и услышать на них ответы;
  4. готовы прислушаться к авторитетному мнению;
  5. вслух проговариваете сильные и слабые стороны каждого варианта.

Б. Вы сделаете свой выбор, если

  • не услышите серьезных возражений;
  • появится чувство, что уже обсудили все вопросы;
  • понимаете, что человек, который предлагает вам решение, говорил вполне убедительно;
  • вам нравится, как прошло обсуждение;
  • если вы чувствуете удовлетворение, когда пересказываете кому-то принятое решение.

«Я милого узнаю по походке»

Так мог сказать только ярко выраженный кинестетик!

Внутренне ориентированный кинестетик чаще всего даже сидит иначе, чем остальные: скрестив руки и ноги, опустив голову, словно постоянно вслушивается в себя и свое состояние.

Для внешне ориентированного кинестетика, например, важно:

  • Как к нему прикасаются, и к чему он сам прикасается;
  • Насколько напряжены его мышцы;
  • Что подсказывает ему его интуиция;
  • Сидит ли он, стоит или идет.

Итак, вы кинестетик, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

А. Для того, чтобы принять важное решение, вы

  • часто обращаетесь к своей интуиции;
  • должны убедиться, что ничего вас не тревожит и настораживает в принятом решении;
  • должны испытать чувство удовлетворения от найденного решения;
  • сравнив варианты, отчетливо чувствуете привлекательность одного из них для вас;
  • должны доверять тому, кто это решение предлагает.

Б. Вы сделаете свой выбор, если

  • просто чувствуете, что вам нравится сделанный вами выбор;
  • вы испытываете доверие;
  • нет никаких тревожащих вас смутных ощущений, что что-то идет не так;
  • вы чувствуете, как спадает напряжение от поиска правильного решения;
  • если появляется чувство радости от хорошо проделанной работы.

На вопрос о том, как определить модальность восприятия, существует много разных ответов, и есть достаточно диагностических приемов, тестов и способов, позволяющих в этом разобраться. Мы показали только один из множества вариантов.

Но не менее важно, определив свой тип восприятия, не останавливаться на этом, а попробовать начать развивать другие сенсорные способности . Для этого полезны специальные тренажеры, такие как упражнения для развития образной памяти или образного восприятия.

Модальность (психология)

Мода́льность (от лат. modus - способ) - принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе ; качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.

Список модальностей:

  • Визуальная
  • Аудиальная
  • Кинестетическая
  • Болевая
  • другие

Модальность - одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности. С другой стороны, является ли модальность свойством раздражителя или рецептора - большой вопрос. В философии он формулируется так: пахнет ли роза, если нет рядом человека?


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мода в Древнем Риме
  • Модан

Смотреть что такое "Модальность (психология)" в других словарях:

    Модальность - (от лат. modus размер, способ, образ) в разных предметных областях категория, характеризующая способ действия или отношение к действию. Модальность (лингвистика) Модальная логика Модальность (программирование) Модальность (психология)… … Википедия

    психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ - абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Кант Иммануил - Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней

    Логика - Гр … Википедия

    Логик

    Логика (философия) - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    Логическое мышление - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    Логичность - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия