Г шуя у истоков губернии. Церкви и храмы Шуи

Шуя - один из прекрасных малых годов России с многовековой историей, традиционными ремеслами, сохранившейся до наших дней архитектурой прошлых веков. Он всегда был и остается тихим, уютным, светлым, не зря издавна сюда стремились не только путешественники, купцы, но и первые лица государства. Древний город в Ивановской области, расположенный на берегах красивой судоходной реки Теза, имеет неповторимую архитектуру, каждая улочка рассказывает свою незабываемую историю.

ИСТОРИЯ ШУИ

Впервые о городе Шуя в летописи упоминается в 1539 году, хотя доподлинно известно, что он основан гораздо раньше. История небольшого городка насыщена множеством интересных фактов.
Первая ассоциация с названием у многих возникает с родом князей Шуйских (правящих до 1610 года). Действительно, Шуя имеет прямое отношение к этой династии. Последним представителем поколения Рюриковичей был царь Василий Иванович Шуйский, уроженец этой земли. По преданию, он часто бывал в селе Мельничном (сейчас это микрорайон города) с целью охоты, а в Шуйском кремле существовали принадлежавшие династии Шуйских осадные дворы.
Царские особы облюбовали город. Иван Грозный, однажды побывав здесь, сделал его своей собственностью и передал его по наследству сыну Федору. В XVIII веке Шую посетил Петр I. Его привлекла сюда чудодейственная икона Шуйско-Смоленской Божией Матери, которая, по преданию, спасла от холеры население города, а потом избавила от страшного недуга и самого Петра. Царь решил забрать с собой спасительное творение в Петербург, но жители взмолились, не побоялись просить царя оставить икону, покровительницу города в центральном соборе Шуи. После визита Петра I здесь какое-то время жила его дочь Елизавета. 1837 год ознаменован визитом императора Александра II, который был очень удивлен красотами города.

Церкви и храмы Шуи

До революции начала XX века на небольшой территории было сосредоточено более 20 церковных комплексов, а в окрестностях существовало множество монастырей. Сейчас внешнее убранство многих существующих церквей восстанавливается, некоторые разрушенные в годы советской власти памятники архитектуры возрождаются. Давайте начнем экскурсию с посещения храмов и церквей, которых здесь довольно много.
Первое, что бросается в глаза приехавшему сюда - колокольня Воскресенского собора , которую видно отовсюду. Уникальный собор был возведен в конце XVIII века, он и сегодня является подворьем старинного Николо-Шартомского монастыря.
Воскресенская колокольня - единственная в своем роде подобия ей нет нигде в мире. Основная особенность его состоит в том, что это первая в Европе звонница, расположенная отдельно от храма. Колокольня возвышается на высоту 106 метров, занимая третье место среди архитектурных сооружений России по высоте. Строительство было начато в 1799 году, по проекту известного итальянского зодчего Маричелли. Построенное до второго яруса, строение не выдержало и обрушилось. Завершена работа была мастером-самоучкой Михаилом Савватеевым, а руководил работами архитектор из Владимира Е.Я. Петров.
Интересным фактом является водружение на третий ярус огромного колокола. Его специально изготовили для Воскресенской колокольни, вес его составлял более 20 тонн (тогда это был седьмой колокол на Руси по весу). Опасаясь того, что перевозку многотонного литого предмета не сможет пережить мост, после долгих размышлений решили переправлять его прямо по льду через реку Тезу. К сожалению, даже крепкие крещенские морозы не помогли: лед проломился и колокол затонул на середине реки. Однако, среди зевак нашелся смельчак, который не побоялся нырнуть в ледяную воду, он зацепил колокол веревкой, и его благополучно вытащили из воды. Он был установлен на предназначенное место.
Несомненно, колокольня Воскресенского собора, является выдающимся оригинальным сооружением. В ней объединены лучшие достижения архитекторов того времени: огромные размеры, восхитительная стройность, лаконичное сочетание "прозрачности", массивности и величественности.
Это первое место, куда стремятся туристы и гости города. Не изменяйте этой традиции! Вам может представиться возможность побывать на верхнем ярусе колокольни и еще сильнее восхититься этим уникальным строением! Поверьте, это стоит увидеть! Если посчастливится побывать в городе в праздничную пасхальную неделю, можно воспользоваться существующей здесь традицией. Именно в дни светлой Пасхи разрешается подняться на верхний ярус колокольни и увидеть Шую и окрестности с высоты птичьего полета.
В современной Шуе сохранились и другие древние православные храмы, великолепием которых обязательно нужно насладиться!
Покровскую церковь найти очень просто: расположена она в центре города, совсем недалеко от Воскресенского собора. Это сооружение середины XVIII века, авторство которой приписывают итальянцу Маричелли. Раскопки на месте храма показали, что ранее здесь было кладбище. До ее закрытия в 1930 году здесь было собрано очень много ценных церковных реликвий, многие из которых утеряны. Сейчас церковь действующая.
Почитателям святого Николая Чудотворца, знатокам и любителям истории российского государства обязательно следует побывать в Преображенском храме , находящемся на окраине города. Место, где расположен храм, имеет большую историческую ценность: до XVII века здесь была вотчина рода князей Шуйских, а в XIX столетии здесь проживал декабрист Н.В. Шимановский. Вам обязательно понравится внутреннее богатое убранство храма, его золоченый алтарь. Если спуститься с возвышенности, на которой он располагается, вы найдете святой источник, обнаруженный в начале XX столетия. Родник носит имя святителя Николая, т.к. согласно старинному преданию место его расположения известно явлением иконы Николая Чудотворца. Преображенская церковь - единственная, действующая в городе в послевоенный период.
В настоящее время действующими являются еще несколько церквей. Все они после революции были закрыты, в них располагались склады или мастерские. В 90-е годы прошлого столетия многие из них были вновь переданы верующим и стали возрождаться. Прогуливаясь по городу, в каждом районе можно увидеть древние восстановленные храмы и маленькие уютные церквушки.
Церковь Петра и Павла - построена на территории холерного захоронения в результате эпидемии 1831 года. В конце XIX века это было уникальное каменное сооружение с чугунным полом и духовой печью, резным деревянным иконостасом. К сожалению, внутреннее убранство было утрачено. Однако современный алтарь выполнен, как и первый, из дерева. Расположена на улице П. Заботина.
Церковь Ильи Пророка построена в 1881 г. Некоторые части сооружены в XX веке. В 1930-е годы голубой купол с вызолоченными звездами был уничтожен, а в здании располагался кинотеатр с говорящим названием "Безбожник". Сегодня заканчивается восстановление этого храма, он действующий.
Вознесенская церковь (1884 г. постройки) располагается на территории заречного кладбища. С 1939 года здесь работало мукомольное производство. Сейчас храм восстанавливается. Отрадно, что под многослойной побелкой сохранились фрагменты первоначальной росписи.
Такое многообразие храмов связано с верностью жителей города православным традициям. Неслучайными оказались трагические события в Шуе во времена преследования Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах. В 1922 году к Воскресенскому собору на защиту церковных святынь вышли местные жители, по которым открыли огонь, было очень много погибших и раненых. В 2007 году на месте расстрела борцов за веру открыт Памятник священникам и мирянам, защищавшим интересы православия в России. Вы не сможете пройти мимо - такого монумента не найдете нигде. Эта работа современного скульптора А. Рукавишникова очень лаконично вписалась в многовековой ансамбль Воскресенского собора.

Достопримечательности Шуи

Историко-художественный и мемориальный музей им. М. В. Фрунзе
Если вы знакомы с именем революционера М.В. Фрунзе, обязательно зайдите в этот музей. Он открыт в далеком 1939 году и обладает множеством экспонатов об истории Шуи, гражданской войне, особенностях советского периода, и конечно, деятельности самого революционера, который долгое время жил и работал в городе.
Литературно-краеведческий музей им. К. Бальмонта
Шуя - родина знаменитого поэта Серебряного века Константина Бальмонта. Родился он в селе Гумнищи, что неподалеку от города. Стихи поэта известны каждому школьнику, поэтому очутиться на земле, которая сохраняет его культурное наследие, очень познавательно и интересно. Музей обладает уникальными экспонатами творчества поэта, а также огромной коллекцией даров горожан прошлых столетий.
Если Вы желаете подробнее прикоснуться к творчеству К. Бальмонта, для вас существует возможность побывать в селе Гумнищи, в сохраненной усадьбе его родителей и возложить цветы к монументу, посвященному поэту. В самой Шуе до сих пор действует гимназия (сейчас школа), в которой учился поэт, а также сохранен дом, где он жил.
Остатки тюремного замка
Еще в XVI веке упоминается о городской тюрьме, узниками которой были бояре Ивана Грозного, революционер М.В. Фрунзе и другие. Сама тюрьма не сохранилась до наших времен, но фрагменты старинного здания существуют. К сожалению, не сохранилась и церковь, которая здесь располагалась.
Усадьба фабриканта М.А. Павлова
Это настоящее произведение архитектурного искусства XIX века! До наших дней здесь сохранено изящество интерьера. Для малых провинциальных городов было большой редкостью возведение зданий дворцового типа. Этот двухэтажный дом фабриканта - настоящий дворец, богатый золочеными лепнинами на стенах, зеркалами из венецианского стекла, множеством мраморных скульптур, резной парадной лестницей. По красоте и великолепию этот дворец может составить конкуренцию дворцам Санкт-Петербурга времен Петра.
Здание Киселевской больницы
Сооружение середины XIX века - подарено купцами Киселевыми городу. С тех пор здесь располагается больница. Этот памятник архитектуры выполнен в стиле позднего классицизма, имеет купольную крышу.
Парк культуры и отдыха
Здесь Вы найдете множество скульптур XIX века, каждая из которых имеет неповторимый сюжет. Также в парке сохранились стены древнего храма. Берег Тезы, который открывается с возвышенности парка, обязательно восхитит Вас, сейчас это излюбленное место отдыха шуян.
Музей мыла
Этот музей появился совсем недавно. С виду это обычный жилой дом. Вы спросите: почему именно мыло? В Шуе мыльные заводы были открыты в далеком XVII столетии, их продукция была известна по всей стране. Указом Екатерины II в 1781 году на гербе города был изображен брус мыла. Сейчас это древнее ремесло возрождается. За 40-минутную экскурсию в музее вы узнаете неизвестные и интересные факты, а также увидите, как варят мыло сейчас. И обязательно приобретите кусочек мыла, изготовленного по старинным шуйским рецептам!
Полигон твердых бытовых отходов "Кочнево", или попросту говоря, СВАЛКА
Здесь нет оговорки! Действительно, все больше туристов спешат именно сюда. Совсем недавно это место стало настоящим музеем под открытым небом. Обязательно побывайте там: вашему вниманию представятся сказочные, исторические сюжеты, коллекции бутылок, фотоаппаратов, книг, картин, часов и многое другое. Трудно поверить, что из горы ненужного хлама и мусора может получиться такое чудо!
Прогуливаясь по центру города. Зайдите также на современный пешеходный Шуйский Арбат - там вы найдете множество современных магазинов. Здесь сохранены здания древних торговых рядов, куда съезжались русские и иностранные торговцы. Совсем недавно закончилась реставрация еще одного уникального архитектурного произведения - возовых весов, подобия которых нет нигде. Сегодня Шуя - современный город, полностью приспособлен для туристов. В нем очень лаконично сочетаются современная и древняя архитектура. Приезжая сюда, задержитесь, чтобы как можно больше узнать об этом маленьком провинциальном городе с очень богатой историей.

Шуйские сувениры

Какой сувенир увезти на память о Шуе? Уезжая из прекрасного места, всегда хочется взять его частичку с собой, чтобы потом вспоминать уникальные места, которые посчастливилось увидеть. Покидая Шую надолго или на время, обязательно приобретите сувенирную продукцию.
Это необыкновенный город свято хранит традиции, заложенные еще в самом начале своего существования. Издревле здесь процветала промышленность. Как и во всей Ивановской области, стремительно развивалась текстильная отрасль.
Сейчас в городе успешно функционирует градообразующее предприятие "Шуйские ситцы". Порадуйте себя и своих близких натуральными ситцевыми сувенирами: на ул. Московской есть торговый дом предприятия.
В 1899 году царским указом был открыт винный склад, который до сих пор производит лучшую ликеро-водочную продукцию России. Сейчас это завод "Шуйская водка". Натуральные ягодные настойки, бальзамы, водка - это, наверное, самый популярный для россиян сувенир из Шуи.
Мыльное производство, которое является одним из самых древних здесь, готово порадовать Вас мылом ручной работы. Это уникальные товары, которые способны заменить дорогие крема и другие средства ухода за кожей.

Если Вы оказались в Шуе, не спешите уезжать отсюда! Город богат уникальными достопримечательностями и красивыми пейзажами, которые обязательно нужно увидеть.

Любопытны предания об этом городе, "что он есть один из самых древних городов и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит Столица". Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова "суо" – болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, наименование восходит к древнеславянскому "ошую", т.е. "слева", "по левую руку" (в данном случае "на левом берегу").

Первое документальное свидетельство о Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разоренных казанским ханом Сафа-Гиреем. Однако есть основания предполагать, что город существовал уже в середине 14 века в составе Суздальско-Нижегородского княжества.

С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведет свое начало от Василия Кирдяпы – одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский – последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы, принадлежавшие князю И.И. Шуйскому, князю Д.М. Пожарскому и др.

Внимание царствующих особ к нашему городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил ее в числе других 19 городов в состав опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.

В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Петр I . Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне – чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Петр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург . Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своем месте в Воскресенском храме.

В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.

Побывал в Шуе и еще один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В.А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан – богатейших купцов Посылиных и Киселевых.

Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы – в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании, привозившей товары из Архангельска . В это же время Шуя славилась ярмарками.

В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира ; в нижней части – "на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы". Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в 16 веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в 16-17 веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли "шубником".

С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины 18 века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу 18 века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы - династия Киселевых - были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Киселевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г. "Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчетливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве", – так русский писатель Дмитрий Шелехов в середине 19 века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.

Шуйское купечество сыграло важную роль в благоустройстве и создании архитектурного облика города. Силуэт Шуи определяли храмы. К 1917 г. в города было 20 церквей. Шедевром русского зодчества 1 половины 19 в. по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней – первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М.А. Павлова. С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря - шуйской православной обители, известной с 1425 г.

Шуя всегда была связана с российской культурой. Шуйское духовное училище, одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель московского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина, знаменитая "Волхонка", отец выдающейся поэтессы "серебряного века" Марины Цветаевой). Шуя – родина Константина Бальмонта, замечательного лирика, "стихийного гения" русской поэзии, который по праву считается зачинателем русского символизма.

В шуйской земле покоятся все предки поэта, здесь сохраняются в неизменном историко-культурном ландшафте XIX-нач. XX в. дом поэта, здания гимназий, где он учился и другие мемориальные места (парк, территория усадьбы родителей и т.д.).

История шуйской земли находит свое отражение в богатой коллекции Шуйского историко-художественного и мемориального музея.

"Семь чудес" города Шуя

С давних времен принято выделять "семь чудес света", семь античных произведений архитектуры и искусства, не имеющих себе равных по размерам, красоте и неповторимости. Из богатейшей и долгой истории нашей родной Шуи также можно выбрать семь достопримечательностей, семь неповторимых исторических ценностей, отличающих и отмечающих наш город среди других.

Первое "чудо" Шуи

Предание о том, что город Шуя был некогда столицей Белой России и само слово "шуя", как утверждал в 18-м веке историк И.Н. Болтин, в переводе с сарматского означает "столица". Об этом предании сообщает книга "Картина России, изображающая историю и географию, хронологически, генеалогически и статистически. Собрано из верных источников". (Москва, 1807): "Древние наши писатели под именем Белой России разумели Польской и Мерянской, или Суздальской предел с принадлежащими к ним областями... так, что границы сея области простирались на север до Великой Руссии по Волгу, на восток до Югров и вниз по Волге до устья реки Оки с Мордвою, на юг до Оки же с княжеством Рязанским и Болгарами , а потом до реки Воронежа . Престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был град Шуя; при Владимире Ростов ; но Юрий II перенес его в Суздаль ; Андрей II во Владимир, Иоанн Калита в Москву".

Второе "чудо" Шуи

Второе "чудо" относится не к самой Шуе, но к Шуйской земле. Это рекорд рождаемости из книги "Дополнения к Деяниям Императора Петра Великого" (т. 18, 1797 г.). "В присланной к переписи ведомости в бывшую Московскую губернскую канцелярию из Шуйского Уездного Суда 1782 г. февраля 27 дня показано, что тогож уезда владения Николаевского монастыря, у крестьянина Федора Васильева, которому от роду 75 лет, было две жены, с коими прижил он детей: с первой - 4 четверни, семеры тройни, да шестнадцатеры двойни, итого 69 человек, с другой женой - двои тройни, и шестеры двойни, итого 18 человек; всего же имел он с обеими женами детей 87 человек, из коих померло 4, налицо живых 83 человека". Этот рекорд официально "признан" мировым - об этом сообщает известная во всем мире "Книга рекордов Гиннеса".

Третье "чудо" Шуи

Колокольня Воскресенского собора. Она была выстроена в 1832 году. "Зданием каменная, о пяти ярусов, ярусы украшены башнями, колоннами и лепными украшениями. Вышина колокольни от основания до оконечности креста 49 саж. 2 арш.". В переводе на современные единицы измерения высота колокольни составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м).

Четвертое "чудо" Шуи

Икона Шуйско-Смоленской Божией Матери, находившаяся до 1922 года в Шуйском Воскресенском соборе. Написана она в 1654-1655 гг., во время свирепствующей в Шуе страшной "моровой язвы". Автор иконы - шуйский изограф Герасим Тихонов сын Иконников. (Не в обиду будет сказано палешанам, искусство иконописи пришло в Палех , по всей видимости, из Шуи). Уже на другой день после написания иконы, иконописец увидел образ иконы измененным, он пытался исправить изображение, но на следующий день повторилось тоже самое. Это было первое чудо Шуйской иконы. А всего их было записано 109. Икона была признана чудотворной в 1667 г. особой государственной комиссией, состоящей из 5 архимандритов, 2 игуменов и протоиерея. По преданию, Петр I в 1722 году посещал Шую только для того, чтобы поклониться Шуйской иконе, якобы излечившей его от тяжелой болезни и что царь хотел забрать икону в Москву, да шуйские купцы на коленях отговорили...

Пятое "чудо" Шуи

Пятое "чудо" также имеет непосредственное отношение к Воскресенскому собору. Это большой колокол собора. Он имел вес 1270 пудов (около 21 тонны!). Высота его 5 аршин (аршин=71 см) и диаметр - 4 аршина. Это 10-11-й по весу колокол в России. (Для сравнения: главный колокол главного собора в Риме - собора Св. Петра - весит "всего" 700 пудов).

Шестое "чудо" Шуи

Особенности быта и нравов шуян, многократно отраженные в русском фольклоре. Редко какой город может похвастаться таким количеством поговорок, присказок, прибауток...
Например, широко известные выражения "ваня-тетеря" и "турушинский совок" - чисто шуйского происхождения. "Ваня-тетеря" жил когда-то в нашем городе, а выражение "турушинский совок" происходит от фамилии бывшего хозяина магазина на Торговой площади Шуи - Турушина Ивана Мартьяновича.

А сколько поговорок о Шуе и шуянах:

В Питере бывал, на полу сыпал и тут не упал;
Шуйский плут, хоть кого впряжет в хомут;
Кабы мне крепкого мыльца;
В Суздале да Муроме Богу молиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться;
Беса в солдаты отдавали.
Последняя поговорка - из повести о Савве Грудцыне (написана в 60-е годы XVII в.), в которой рассказывается как шуяне "беса в солдаты отдавали". Кстати, некоторые исследователи считают данную повесть первым опытом создания русского романа!

Седьмое "чудо" Шуи

Вглядываясь в семивековую историю Шуи, нельзя не заметить какого-то особого отношения особ "царских кровей" к нашему городу.

Шуя - город в составе Ивановской области, расположенный на берегах реки Тезы. Существует несколько версий происхождения названия города. Первая, самая очевидная, связывает его с древнерусским словом «шуий» - левый, и действительно, исторический центр Шуи находится на левом берегу Тезы. Согласно другой, название города восходит к финскому слову «суо», которое переводится как болотистая местность: оно осталось в память о том, что на этой территории когда-то жили финно-угорские племена. Третья версия - самая лестная для шуян, ведь она возводит слово «Шуя» к сарматскому наименованию, означающему «столица»: некоторые историки всерьез считают, что Шуя была когда-то столицей Белой Руси.

Первое летописное упоминание о Шуе встречается в 1539 году в связи с разорением города войсками казанского хана Сафа-Гирея. Но сам город, конечно, древнее: во-первых, чтобы поселение разорили, оно уже должно существовать, во-вторых, род князей Шуйских, получивший название по своим вотчинным землям, известен уже с 1403 года. Самым знаменитым его представителем является Василий Шуйский, правивший русской землей в 1606-1610 годах. В 1654-55 годах Шую постигло страшное бедствие - началась эпидемия моровой язвы - чумы. Именно в это время шуйским иконописцем Герасимом Тихоновым-Иконниковым по просьбе народа была написана Шуйская-Смоленская икона Божией Матери, появление которой избавило город от чумы. Чудотворная икона настолько прославилась своими чудесами, что царь Петр I, прибывший в Шую в 1722 году, решил увезти ее с собой, но жители города на коленях умолили самодержца оставить им главную святыню и Заступницу. К Шуйской-Смоленской иконе прикладывался и царь Александр II, когда, будучи еще наследником, он путешествовал со своим воспитателем, известным поэтом В.А. Жуковским по городам России . В XVIII веке для иконы на месте старой приходской церкви итальянским архитектором Я.Маричелли был отстроен в камне Воскресенский собор, рядом с которым в 1810 году появилось поистине шуйское чудо - колокольня, высота которой составляет 106 метров. Она является второй по высоте отдельно стоящей звонницей в России , и выше ее только колокольня Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге .

С Воскресенского собора начались трагические события XX века, связанные с массовыми репрессиями верующих. Настоятель собора отец Павел Светозаров вместе с жителями города отказался отдать церковные ценности, имеющие богослужебное употребление, тем самым нарушив указ Ленина. Начались волнения, тысячи людей вышли на площадь перед Воскресенским собором. Конная милиция стала стрелять по людям. Ныне погибшие в этой неравной схватке причислены к лику святых, а на площади, где произошли трагические события, в 2007 году установлен первый в России памятник новомученикам. Однако чудотворная икона была безвозвратно утрачена, правда, существует предание, что она появится вновь.

Шуя связана и с историей литературы. Духовное училище, в здании которого сейчас располагается один из корпусов Шуйского педагогического университета, закончил Иван Цветаев - основатель знаменитого музея на Волхонке и отец поэтессы Марины Цветаевой. А его отец, Владимир Цветаев, служил в селе Дроздово, и именно он отпевал деда знаменитого поэта-символиста К.Д. Бальмонта, род которого жил на шуйской земле. В деревне Гумнищи была родовая усадьба Бальмонтов, сейчас сохранился только усадебный парк, а в соседнем селе Якиманна похоронены родители поэта. К.Д. Бальмонт учился в шуйской гимназии (сейчас это гимназия №2 имени К.Д. Бальмонта); сохранился дом на берегу Тезы, где поэт жил с родителями. В память о знаменитом земляке в Шуе ежегодно проходят бальмонтовские чтения, организуется детский фестиваль «Солнечный эльф», издается литературно-художественный альманах «Солнечная пряжа».

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ

Из глубокой старины до нас дошли предания о валунах. Так, само слово «валун» происходит от имени бога Вала (Валу), который упоминается и в «Книге Велеса», и в индийских гимнах, в Ригведе.
В «Книге Велеса» (Троян I, 2:4) сказано: «И там мы сложили песни наши об Индре и Вала. И стали мы верующими, и были вместе с Богами…» В гимнах Ригведы (I 32, I 56, I 80 и др.) и в «Книге Коляды» (III а) даны эти песни. Там рассказано, что бог Валу обратился в великий валун и укрыл в себе небесные тучи-коровы, отчего прекратились дожди. Потому Индрик вместе с богом Огня Семарглом и Бармою по велению Вышня ударили по валуну и раскрыли его. И тогда из камня вышли тучи-коровы, явился бог хмеля и мудрости Квасура. Также в камне разверзлась крыница, струившая волшебный мёд. Это были и солнечный мёд поэзии, и святая вода, и пламя, очищающее мир, и само ведическое знание.
Эта история повторялась и в иные эпохи. Тогда Синей Звездой, обернувшейся на земле Синим Камнем, упал Велес, иное воплощение Валу. Велес также родился из Синего Камня. Из бел-горюч камня Алатыря родился Дажьбог и Коляда. И каждый раз после удара по камню бога огня, Дажьбога либо Перуна, в этом камне раскрывалась крыница, струившая волшебный мёд. То есть каждый раз речь шла о воплощении на Земле одного из ликов Всевышнего, о даровании людям ведического знания.

В христианское время сей бог-камень стал отождествляться с , ибо имя его по-гречески значит «камень»: «Ты - Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Именно поэтому люди почитали святые камни в Петров день (12 июля, он же древний Велесов день), а также в день Иоанна Крестителя ( , 7 июля).
С богом Купалою Велеса связывает не только близость сроков древних праздников (дня Купалы и дня Велеса-камня), но и содержание их. Так, по ведическому видению, в день Купалы и в Велесов день боги купала и Велес - младенцы. Их, согласно песням, поющимся в эти дни, крадут в люлечке-лодочке и уносят в дальние страны: Купалу уносят гуси-лебеди, а Велеса - бог Пан («Книга Коляды» III г; Х а) и Купала, и Велес плывут в эти дни по речке в Навь, в загробный мир.
Таково содержание и самого праздника Купалы, который справляется кое-где и поныне. Верующие пускают куклу Купалы-Велеса (либо его матери Ночи-Купальницы) по речке на плоту либо в лодочке, отправляют её в Навь.
В местных сказаниях о святых камнях всегда говорится о том, что эти камни «плавают».
Так, Шутов камень «приплыл» по реке Кимекше «на Купалу, на Ивана-хорошие-травы, когда траву первый раз закашивают».
Переславский Синь-камень также «приплыл» к Ярилиной горе по Плещееву озеру.
Возможно, что и Кремлёвский камень некогда «приплыл» по Москва-реке к Боровицкому холму, после чего и явилось там святилище бога Велеса.

Источник:
Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.




Copyright © 2015 Любовь безусловная