Результаты воспитательной работы и критерии воспитанности детей. Поведение на улице и в общественных местах


№ 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.

Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.

Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания

Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека

Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)

Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.

Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.

Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.

Критерии воспитанности :

    поведение, действие личности

    мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные; тонкие личные – подражание кому-либо)

    стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию

Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):

1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств

метод : анализа ответов на поставленные вопросы

2. выявление отношения учащихся к поступкам , событиям и их оценочные суждения

методы :

    специально задаваемые вопросы;

    тематически ориентированные сочинения;

    организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;

    личная беседа;

    социометрические методики)

3. действие

методы :

    наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения

    наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции

    посещение театров и выставок – направленность интересов

    создание специальной ситуации

    распределение поощрений и наград

    остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)

    поступки для себя (без чужих глаз)

Можно выделить 4 группы воспитанности :

1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.

2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.

3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.

4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.

Уровни воспитанности по Щурковой :

Показатели уровня воспитанности :

1. неясное представление о нравственных нормах

2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения

3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво

4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств

Диагностика :

    Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.

    Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.

    Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.

    Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.

    Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.

Критерии диагностики :

    целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)

    сравнение успехов и недостатков с его личным опытом

    учет возрастных особенностей

    ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности

    систематичность изучения (постоянно)

Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.

Методы исследования :

    наблюдение

    интервью

    эксперимент

    статистические методы

  • ранжирование

Принципы :

    объективность

    надежность

    достоверность

Этапы изучения уровня воспитанности :

1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий

2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников

3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей

№ 22. КТД, ее специфика и технология

Коллективная Творческая Деятельность – совместная деятельность детей и взрослых, характеризующаяся общими целями, сотрудничеством, положительным эмоционально-нравственным микро коллективом, анализом всех действий на всех этапах деятельности и коллективной оценки результата деятельности.

Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и интересов. Деятельность – специфический способ отношения человека к миру, способ осуществления поведения, складывающийся из операций, действий, умений и навыков, накапливающих личный опты.

Виды деятельности :

    познавательная

    художественная

    спортивная

    трудовая

    политическая

    экономическая

    педагогическая

    экологическая

Любая деятельность имеет цель, мотив действия, операции, результат. Любая КТД – взаимодействие. КТД формирует личность, которая умеет жить и работать в гармонии с другими людьми.

Особенности КТД :

1. главная цель – делать добро людям, приносить им радость

2. цель деятельности едина и требует усилий всего коллектива

3. добровольное разделение функций и обязанностей между всеми участниками деятельности. В школе используются разные способы разделения функций:

    назначений

    коллективный выбор ответственных

    очередность выполнении функций

    конкурс на право выполнить поручение

    жеребьевка

4. сотрудничество между всеми членами коллектива

Если есть отношения ответственности и зависимости, когда каждый осознает свои обязательства. Все сотрудничают без умаления достоинств каждого, без надменности. Каждый уважает право каждого на самостоятельное мнение, высказывание, ошибку помощь. Мнения каждого обсуждаются. Взаимопонимание и взаимопомощь. Идея КТД : работа над микро коллективом (звено, группа, бригада). В таком маленьком коллективе создаются условия для появления самостоятельности, творчества, инициативы каждого.

5. искрения нравственные отношения всех членов коллектива: доброта, забота, доверия

6. деятельность должна быть окрашена (шутки, юмор, музыка. оформление)

7. вариативность (может быть много вариантов поведения  поиск наилучшего варианта и выбор), учиться высказывать свое мнение, защищать его

8. КТД осуществляется в несколько этапов

9. КТД сопровождается анализом коллективных действий и действий каждой личности

Формы КТД :

    творческие праздники

    ролевые, деловые и другие творческие игры

  • коллективная организация дел

Условия, при которых деятельность становиться коллективной и творческой:

    создание ситуаций выбора

    участие каждого

    наличие реальной ситуации, в которой надо что-то решить (даже если игровая) для себя, других, в помощь товарищам.

    сотрудничество между всеми участниками деятельности

Методы возбуждения КТД :

    Методы товарищеского побуждения: воздействие на чувство (вызывание радости и веры, увлечение радостно перспективой, добрым делом, творческим поиском); одобрение, похвала, награда

    Порицание, критика (развернутая и обоснованная), ирония, насмешка и наказание

Технология КТД совокупность способов осуществления КТД и действий тех, кто в ней участвует с целью формирования умений и навыков.

Этапы КТД :

    предварительный. Учитель ставит цель, определяет роль данного КТД в жизни коллектива, основные задачи, намечаются различные варианты дел, идет разведка дел. Например, микрорайон, родная природа, малыши, библиотека, досуг

    коллективное творческое планирование. Происходит деление на микрогруппы, планирование деятельности на определенный период и планирование процесса проведения КТД, Вопросы: для кого провести? как лучше провести? кому участвовать? кто будет руководить? где лучше провести? когда?

    коллективная подготовка задуманного. Выбирается по одному человеку на совет, делятся задания на каждого ученика в группе

    проведение. Осуществляется конкретный план, совет дела должен иметь в запасе сюрпризы, в случае если кто-то не готов, возникли какие-то проблемы. Необходимо избежать упреков в случае неудач, стремление преодолеть любые трудности.

    подведение итогов. Анализ проведенного дела

    последствия. Учитель оценивает решены л были воспитательные задачи.

Идея коллективного поиска на всех этапах деятельности:Реферат >> Психология

... педагогика . Педагогика третьего возраста. Сравнительная педагогика . Межнаучные связи педагогики ... на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной ... Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических...

  • Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ

    Шпаргалка >> Психология

    Я. работал в области педагогики и считал: "необходимо... возникающих в ответ на разнообразные экстремальные... кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен ; б) пролангированный (протяженный)- ... определенных государственных образовательных уровней...

  • Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    Общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты... позволяет находить ответы на актуальные вопросы, возникающие сегодня в педагогике . 5.3. Задачи... и свойственно большинству экзаменующихся . Поэтому экзамен остается эффективной формой...

  • Основы психологии и педагогики

    Учебное пособие >> Психология

    Нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах , зачетах; умение предупреждать... Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики : от­веты на экзаменац. вопр. - Минск: ... условия: общность принципов государственного государствен­ной политики в области...

  • Уровень воспитанности школьников.

    Самооценки обучающихся;

    Оценки родителя.

    1. Поведение в семье:

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    3. Отношение к старшим:

    4. Отношение к сверстникам:

    -

    2. Воспитание чувства ответственности и гражданственности, нравственности и гуманизма у учащихся.

    3. Осознание школьниками своих учебных, общественных и трудовых обязанностей как долга перед обществом и коллективом.

    Микроисследование №1.

    Анкета для учащихся 1-4 классов.

    Качества личности

    Оценка родителей

    Оценка кл. руководителя

    Самооценка

    Общий балл

    1. Поведение в семье:

    Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

    Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

    Положительная реакция на замечания в семье;

    Забота о младших членах семьи;

    Выполнение поручений, обязанностей в семье.

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    Старательность в выполнении домашних заданий;

    Трудолюбие и аккуратность в учебе;

    Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

    Бережное отношение к школьному имуществу;

    Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

    Дисциплинированное поведение на переменах.

    3. Отношение к старшим:

    Вежливое общение со старшими;

    Выполнение поручений, просьб старших;

    Оказание помощи нуждающимся в ней;

    Уважение по отношению к старшим.

    4.Отношение к сверстникам:

    - активное участие в совместной деятельности;

    6. Отношение к самому себе:

    Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

    Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

    Самооценки обучающихся;

    Оценки родителя.

    Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

    Высокий уровень

    Выше среднего уровня

    Средний уровень

    Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

    Высокий уровень.

    Выше среднего.

    Средний уровень.

    Низкий уровень.

    Микроисследование №2.

    Анкета для учащихся 5-9 классов.

    Качества личности

    Оценка родителей

    Оценка кл. руководителя

    Самооценка

    Общий балл

    1. Поведение в семье:

    Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

    Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

    Положительная реакция на замечания в семье;

    Проявление уважения к старшим;

    Забота о младших членах семьи;

    Выполнение поручений, обязанностей в семье.

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    Старательность в выполнении домашних заданий;

    Трудолюбие и аккуратность в учебе;

    Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

    Бережное отношение к школьному имуществу;

    Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

    Дисциплинированное поведение на переменах.

    3. Отношение к старшим:

    Вежливое общение со старшими;

    Выполнение поручений, просьб старших;

    Оказание помощи нуждающимся в ней;

    Уважение по отношению к старшим.

    4.Отношение к сверстникам:

    - активное участие в совместной деятельности;

    Готовность бескорыстно помогать другу;

    Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

    5. Поведение на улице и в общественных местах:

    Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

    Бережное отношение к экологии.

    6. Отношение к самому себе:

    Соблюдение правил личной гигиены;

    Аккуратность и бережливость в одежде;

    Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

    Выполнение режима дня и утренней зарядки;

    Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

    Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

    Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

    Самооценки обучающихся;

    Оценки классного руководителя;

    Оценки родителя.

    Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

    Оценивание общего уровня воспитанности школьника

    Оценивается по 5-балльной системе.

    Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

    Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

    Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

    Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

    Характеристика каждого уровня воспитанности

    Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

    Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

    Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

    Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

    Микроисследование №3.

    Анкета для учащихся 10-11 классов.

    Качества личности

    Оценка родителей

    Оценка кл. руководителя

    Самооценка

    Общий балл

    1. Поведение в семье:

    Проявление интереса к делам, проблемам семьи;

    Вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;

    Положительная реакция на замечания в семье;

    Проявление уважения к старшим;

    Забота о младших членах семьи;

    Выполнение поручений, обязанностей в семье.

    2. Поведение в школе:

    Внимательность на уроках;

    Старательность в выполнении домашних заданий;

    Трудолюбие и аккуратность в учебе;

    Проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;

    Бережное отношение к школьному имуществу;

    Разумное отношение к успехам и неудачам в учении;

    Дисциплинированное поведение на переменах.

    3. Отношение к старшим:

    Вежливое общение со старшими;

    Выполнение поручений, просьб старших;

    Оказание помощи нуждающимся в ней;

    Уважение по отношению к старшим.

    4.Отношение к сверстникам:

    - активное участие в совместной деятельности;

    Готовность бескорыстно помогать другу;

    Стремление не подвести своих одноклассников и друзей;

    5. Поведение на улице и в общественных местах:

    Соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;

    Бережное отношение к экологии.

    6. Отношение к самому себе:

    Соблюдение правил личной гигиены;

    Аккуратность и бережливость в одежде;

    Самокритичность в оценке своего поведения и поступков;

    Выполнение режима дня и утренней зарядки;

    Правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.

    Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.

    Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:

    Самооценки обучающихся;

    Оценки классного руководителя;

    Оценки родителя.

    Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.

    Оценивание общего уровня воспитанности школьника

    Оценивается по 5-балльной системе.

    Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).

    Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).

    Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).

    Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).

    Характеристика каждого уровня воспитанности

    Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.

    Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.

    Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.

    Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.

    Оценки – это хороший способ объективизировать знания ученика. Но как же быть с такими сложными вещами как воспитанность, интеллигентность? Ведь, для дальнейшей жизни детей это не менее важные аспекты. В последнее время, в учебных учреждениях большой акцент ставится на определении уровня воспитанности учащихся.

    Определение уровня воспитанности учащихся

    Диагностика уровня воспитанности учащихся проводится в зависимости от возраста школьников и выбранной методики. Существуют разные способы изучения уровня воспитанности, но наибольшей популярностью пользуется методика Н.П. Капустина.

    Как же проходит диагностика? Преподаватель раздает анкеты с вопросами, которые, по очереди заполняет ребенок, а потом и классный руководитель. То есть, для начала ученик сам себя оценивает по пятибалльной шкале (5-всегда, 4-часто, 3-редко, 2-никогда, 1- другая позиция), ну а далее, ту же процедуру проделывает и классный руководитель. То есть, посредству этой анкеты, он высказывает свое мнение об уровне ребенка.

    Анкета для ребят с 1-го по 4-ый класс содержит следующие разделы: «Любознательность», «Прилежание», «Отношение к природе», «Я и школа», «Прекрасное в моей жизни». Каждый раздел состоит из нескольких утверждений, которые, говорят об уровне воспитанности ребенка.

    Предлагаем вам пример такой анкеты:

    По каждому разделу выводится средняя арифметическая отметка. Потом, все оценки суммируются и делятся на пять – это и есть условное определение уровня воспитанности. Результаты делятся на 4 уровня – высокий (5-4,5), хороший (4,4-4), средний (3,9-2,9), низкий (2,8-2).

    Далее, итоги проходят проверку администрации, по результатам которой выстраивается работа с детским коллективом с целью повышения уровня воспитанности учащихся. Так же, наблюдается и динамика в течение всей учебы в школе (с первого по одиннадцатый класс).

    Для старших классов, тестирование проходит по тому же принципу, но с некоторыми корректировками. Критерии воспитанности учащихся меняются – появляются более сложные понятия: «Долг и ответственность», «Бережливость», «Дисциплинированность», «Ответственное отношение к учебе», «Отношение к общественному труду», «Коллективизм, чувство товарищества», «Доброта и отзывчивость», «Честность и справедливость». Расчет так же производится по каждому пункту, потом суммируется и выводится результат.

    Считается, что чем выше уровень воспитанности у ребенка, тем больше вероятность того, что он успешно выстроит отношения в обществе, карьеру, и свою дальнейшую жизнь. Поэтому, если ваш ребенок не достиг хорошего результата, не жалейте времени, работайте вместе с ним над его характером. Это вам окупится сполна!

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Если степени проявления качеств присваиваются условные количественные оценки, то можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.

    Критерии воспитанности условно можно подразделить: 1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи; 2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

    Можно выделить две группы критериев воспитанности: 1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей; 2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

    Можно выделить: 1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива; 2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

    По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; 2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

    Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: 1) диагностировать уровень развития требуемых качеств и 2) воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, в столовой, общественном транспорте и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают, очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

    Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

    Критерии воспитанности условно делят на "твердые" и "мягкие". К "твердым" критериям принадлежат важные статистические данные, которые в комплексе характеризуют общее состояние воспитанности молодежи: количество правонарушений и тенденции их изменения, количество молодых людей, отбывающих наказание за совершенные преступления, количество разводов и семей, которые распались; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи и многие другие показатели. В педагогике эти критерии используются сравнительно мало: на протяжении десятилетий не принято было говорить о проблемах, которые проявляются при использовании этих критериев. Для характеристики школьного воспитания применяются "мягкие" критерии, помогающие педагогам получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса.

    В психолого-педагогической литературе есть немало методик и программ диагностики воспитанности, которые обращаются к разным критериям. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно разделяют на две группы: 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности (ведущие качества личности, основные отношения личности; и 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Большинство из имеющихся методик и программ изучения воспитанности школьника громоздкие, недостаточно учитывают реальные возможности классного руководителя, фактор его времени. Педагог реально может осуществить обоснование минимума наиболее типичных признаков, которые характеризуют воспитанность учеников. Как определить этот минимум? Воспитанность личности характеризуется не совокупностью отдельных качеств, а их определенной иерархией, смоделированной относительно вектора "мотив - цель": мотивы деятельности "цементируют" общую направленность личности на субъективную цель деятельности; осмысленная цель выполняет роль ориентира в построении программы действий; программа определяет модель деятельности, ее этапы, средства и способы решения тех или иных задач; эффекты вне выполнения деятельности предполагает самоконтроль, самооценку, коррекцию, определения цели высшего уровня.

    Критериями воспитанности выступают такие интегральные проявления личности, как система ценностей (смыслов), способность включиться в соответствующий вид деятельности, проявить целеустремленность, осмысленность, творческую активность, ответственность.

    • - мировоззренческие взгляды . Мировоззрение предполагает принятие идеологии государства, системы общечеловеческих ценностей, устойчивость взглядов, умение их отстаивать, проявляя глубокое уважение к правам и свободам других людей.
    • - нравственные чувства . Нравственность является проявлением гуманного отношения к окружающему миру, в котором есть место не только сильным, но и незащищенным. Нравственность способствует саморегуляции поведения, проявлению жизнелюбия, человеколюбия, совестливости, милосердия, порядочности и т.д. в различных жизненных ситуациях.
    • - коллективистские чувства . Коллективизм выражается в активном, осмысленном участии в групповой деятельности, конструктивном общении, уважении личности другого человека, достижении совместных целей в процессе диалога, осознании своего места и роли в жизни общества, ответственности за свой выбор той или иной позиции в различных совместных делах, взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, активном участии в принятии важных стратегических решениях коллектива.
    • - способность трудиться, заботиться о своем здоровье . Трудолюбие проявляется в добросовестном труде, учебной деятельности, социально значимой деятельности, способности выражать свои интересы, стремлении их реализовывать в индивидуальной и групповой работе, проявлять инициативу и творчество. Навыки здорового образа жизни тесным образом связаны с культурой жизнедеятельности личности, отношением к своему здоровью как к ценности. Это предполагает активный образ жизни, соблюдение личной гигиены, соответствующее эмоциональное состояние, культуру питания и отдыха, отсутствие вредных зависимостей.
    • - отношение к родным, готовность участвовать в семейных делах. Отношение к близким (членам семьи) выражается в усвоении основ тендерной культуры, которая заключается в способности выполнять различные роли в семье, уважать интересы членов семьи, конструктивно преодолевать трудности во взаимоотношениях, вести диалог, понимать позицию другого, при необходимости брать на себя ту или иную ответственность, участвовать в принятии совместных решений.

    Таким образом, судить о воспитанности личности можно на основании уровней сформированности вышеперечисленных критериев оценки по соответствующем показателям.

    Каждый из определенных критериев тесно связан с субъективной позицией личности, ее целенаправленной активностью. Поэтому определенные компоненты взаимодействуют, образуют целостность. В определении показателей и признаков воспитанности ученика исходными являются: с одной стороны, интегральные проявления личности, их структура, с другой - их динамика: "зона ближайшего развития". Поскольку субъектом деятельности воспитанник становится по мере того, как развиваются мотивы, цели, способность сознательно и самостоятельно строить и творчески реализовать программу действий, осуществлять самоконтроль, самооценку в, коррекцию деятельности, существенным признаком его воспитанности является степень соотношения регуляции и саморегуляции. Именно это соотношение показывает, какие мотивы являются доминирующими, как конкретизируются субъективные эти ли, как сочетаются знания, умения, убеждения.

    Таким образом, воспитанность личности учащегося является целостным образованием, которое имеет высокий уровень сформированности содержательного, структурного и динамического компонента. "Ключом" для практического определения степени сформированности этих компонентов является дифференцированные описания - признаки различных уровней воспитанности. Интегральное оценки позиции воспитанника позволяет выделить четыре степени воспитанности школьников, среди которых две ступени для учащихся, воспитанность которых удовлетворяет педагога, а два - для тех, у кого позитивная степень воспитанности еще не достигнута.

    Активная позиция. Она характеризуется положительными оценками всех интегральных проявлений, их взаимосвязями, саморегуляцией. Итак, к этой группе относятся воспитанники, которые восприняли идеалы общества, строят свое поведение в соответствии с нормами, определенными обществом, пытаются самостоятельно и творчески реализовать эти идеалы и нормы в соответствующей деятельности, поведении.

    Пассивная позитивная позиция. Направленность содержания интегральных проявлений, постоянство поведения и деятельности также оценивается положительно. Однако активность воспитанника нельзя признать достаточной. В связи с этим ниже является уровень их самоорганизации и самоконтроля. Поэтому к этой группе относятся учащиеся, которые постоянно придерживаются норм общественного поведения, добросовестно выполняют задачи педагогов, включаются в общественно ценную деятельность, но побуждают их к этому мотивы одного плана деятельности (чаще результативного). Односторонность мотивации недостаточно активизирует сам процесс деятельности, ограничивает возможности проявления инициативы.

    Неустойчивая позиция. Направленность содержания интегральных проявлений воспитанности положительная, однако постоянство поведения оценивается негативно. Признаки активности, самоорганизации, саморегуляции отсутствуют. Это означает, что у воспитанников этой группы социальные идеи не получили статуса личностных побудительных сил поведения и деятельности. Поэтому поведение ситуативное, зависит от случайных обстоятельств, она может подчиняться асоциальным мотивам. Ученики этой группы - основной объект и субъект воспитательных действий.

    Негативная позиция. Она характеризуется отрицательной направленностью содержания позиции личности, при этом активность, самоорганизованность и саморегуляция только усложняют негативную оценку воспитанности. Нарушение общественных форм поведения для учащихся этой группы является нормой. Мотивы их поведения и деятельности асоциальные. Воспитанники этой группы являются объектом перевоспитания. Это предполагает разрушение их актуальной позиции.

    Общая характеристика позиции воспитанника является универсальной, то есть такой, которая может быть использована в характеристике какой-либо отдельной его позиции - гражданской, патриотической, экологически эстетической деловой и политической.