Образ я, или что мы о себе знаем. Тренинг

Конспект занятия по психологии

Тема: « Образ моего « Я» »

Цель:

Исследование качеств личности

Совершенствование своего « Я»

Построение плана развития и приобретения положительных качеств личности

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь)

Форма проведения: практикум

Ход занятия:

1. Орг. момент. Приветствие.

2 . Основная часть.

2.1 Обучение навыкам самоанализа.

а) вступительная беседа.

Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да, потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.

Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.

Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает, учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?

Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется « образом – «я», или «я»- концепцией.

Наш внутренний человек, образ « я» многогранен, он проявляет себя по – разному: вцы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома – грозой семьи, на улице – хорошим другом.

Существует «я»- физическое –внешнее, « я»- психическое – внутреннее.Есть « я» - сознательное (я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное –

(непонятно, почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.У вас есть идеал вашего « я» – каким бы вы хотели себя видеть.

Б).Упражнение:« Кто это» (водящий угадывает ученика по его характеристике).

В). Упражнение « Наоборот» (одни называют положительное качество характера человека, другой – отрицательное).

Г). Упражнение « Волшебный круг»(в центре окружностей – «я», в первом круге – качества, проявляющиеся ежедневно, во втором круге – качества, проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем – те, которые проявляются редко, в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.

Обсуждение результатов.

Вопросы : Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?

Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться, не отступая от нее, не смотря ни на что.

Д). Притча « Орел и пустыня»(см. стр. 117)

Вопросы:

Что такое цель?

Какую цель поставил для себя орел?

Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

Какие качества развивает стремление к высокой цели?

Что нужно для реализации цели?

Вывод : Чтобы достичь поставленной цели нужно иметь представление о том как вы будете это делать, иметь план действий. Если только говорить о том, чего вы хотите, но ничего не делать, то результата никогда не добиться.

2.2 Развитие психических процессов(внимание, память, мышление) .

а) Упражнение « Разминка» (см. стр. 175)

б)Упражнение « Анаграммы»

в) Упражнение « Найди имя»

г)Упражнение «Запомни» (см. стр. 118)

д) Головоломка

3.Заключительная часть.

Вывод. Упражнение « Комплименты»

находчивость смелость беспечность высокомерие скупость неряшливость доброта умение прощать честность благодарность настойчивость ум капризность несдержанность аккуратность чувство меры общительность хитрость предательство робость эгоизм заботливость исполнительность лень хороший вкус верность простодушие трудолюбие обидчивость жадность

забывчивость трусливость грубость любознательность чуткость сострадание опрятность

обман пунктуальность щедрость терпеливость справедливость гордость

1.Не поддавайся плохому настроению!

2. Будь смелее!

3. Доверяй себе!

4. Определи цель своей жизни!

5.Наметь пути достижения цели!

6. Научись правильно оценивать свои возможности!

7. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

8. Развивай свои способности!

9. Работай над собой!

10………………………………….

Тренинг. Все стороны моего «Я»

Основные задачи занятий:
Изучение личностных особенностей и черт характера участников.
Обучение участников конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.
Снятие негативных импульсов.
Формирование позитивной моральной позиции

Жизнь по собственному выбору
Цель: формирование самосознания участника.
Материалы: гуашь, цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.
Перед занятием участникам раздают бейджики и просят записать свое имя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными.
I. Разминка «Доброе животное»
Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы - одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед - выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад - притопывая, два шага вперед. Спасибо.

II. Упражнение «Рыба для размышления»
Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» - вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.
Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.
Предложения на карточках:
Самый большой страх - это...
Я не доверяю людям, которые...
Я сержусь, когда...
Я не люблю, когда...
Мне грустно когда...
Когда я спорю...
Когда на меня повышают голос, я...
Самое грустное для меня...
Человек считается неудачником, если...
Мне скучно, когда...
Я чувствую неуверенность, когда...
Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.


III. Коллаж «Мой герб»
Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит - это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.
Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.
Во второй - место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
В третьей - самое большое свое достижение.
В четвертой - трех человек, которым вы можете доверять.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.
А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.
Время на работу - 15 минут.

Откройте глаза.
Спасибо. Наше занятие подошло к концу.
VI. Рефлексия
1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
2. Что вам понравилось и что не понравилось?
3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?

VII. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»
Ведущий. Обратная сторона вашего герба осталась чистой, и, прежде чем проститься, я хочу вам подарить на память девиз дня, который вы можете поместить на обратную сторону. Я не знаю, кому, какой девиз достанется, но одно слово может перевернуть всю жизнь или стать спутником жизни. Девиз находится на обратной стороне маленьких цветных гербов.

… что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий

Хотите знать

какой образ создается у других людей при общении с вами и как это влияет на достижение ваших целей?

какие несоответствия внешнего образа и внутреннего содержания мешает построить личную жизнь?

как эффективно подавать себя для достижения личных целей?

почему блондинки ходят в розовом, а Марк Цукерберг приехал к инвесторам за деньгами в пижаме и тапочках?

Сейчас, как никогда, люди стремятся произвести максимально хорошее впечатление за рекордно короткое время. Поэтому становится так модно заниматься своим имиджем. И это правильно.

Наш зрительный образ всегда несет какую-то информацию о нас, о нашем характере, о наших вкусах и привычках – это своего рода визитная карточка. И это - инструмент влияния на окружающих. То, как нас воспринимают окружающие люди, определяет наши взаимоотношения и то, с какой скоростью мы достигаем своих целей (и достигаем ли).

Но пользуясь только лишь услугами имиджмейкера, мы можем столкнуться с тем, что ограничимся лишь созданием красивой картинки, в которой нам не очень комфортно и из которой мы не можем жить. А в жизни ничего особенно не изменится.

Если Вы действительно хотите увидеть образ и качество своей внутренней энергии и подобрать правильные инструменты имиджелогии, чтобы выразить его вовне (проявить), то вам нужно пойти чуть глубже. Для этого важно начать не с внешних факторов, а с внутренних. Изнутри. Нужно исследовать свою уникальность – что ЗА красивой картинкой? Что Вы за человек? Какие у Вас ценности? Что для Вас важно в жизни?

А затем создать более целостный образ, и разрешить противоречия, которые так нам мешают:

    Как мы себя воспринимаем? И как нас воспринимают другие люди?

    Кто мы есть, какие на самом деле, глубоко в душе? И как мы себя позиционируем, презентуем другим, какую маску мы создаем?

    Кто мы сейчас? И кем мы хотим быть?

    Кем мы хотим быть? И что от нас ожидает или даже требует наше окружение (муж, жена, родители, друзья, бизнес, карьера).

И здесь лучше обратиться к помощи специалистов.

На нашем семинаре вам не придется много и подробно изучать соответствия цветов или записывать все возможные сочетания разных элементов гардероба.
Семинар начинается с того, что вы открываете себя настоящего, смотрите на себя со стороны. Кто вы есть на самом деле. Что именно вы хотите, чтобы люди знали о вас? И что вы сейчас транслируете окружающим своим внешним видом.

Затем Вы научитесь осознанно формировать свой образ. Что вы транслируете? Какое послание? Сообщение? Уверены ли вы что то, что считывают другие – это то, что вы хотите до них донести? Или что-то другое?

Вы обретете образ, соответствующий вам, в котором вам комфортно, и который говорит о том какие вы, сообщает окружающим то, что вы ХОТИТЕ сообщить.

И как заключительный этап - вы научитесь формировать гардероб, соответствующий состоянию Вашей души, отражающий Вашу индивидуальность и помогающий достигать Ваших целей в жизни.

Эта программа для тех, кто хочет обрести смелость быть собой. Быть настоящим. Быть целостным. И при этом быть результативным и счастливым.

Всегда грустно видеть как прекрасный удивительный гениальный человек выглядит как будто цена ему 3 копейки. И удивляется, что к его гениальным мыслям никто не спешит прислушиваться. И обижается. Хотя сам не позаботился о том, чтобы привести в соответствие форму и внутреннее содержание.

Приведите свой внешний вид в соответствии с тем, кто вы есть на самом деле и чудеса не заставят себя ждать. Вокруг вас начнут собираться совсем другие люди, а качество жизни изменится в лучшую сторону.

Приглашаем в увлекательное путешествие – путь к себе!

В программе:

    Исследование кто я, какой я

    Ваш реальный и идеальный образ

    Вы глазами других людей. На что они обращают внимание в первую очередь и какое впечатление вы производите

    Как Ваши желания и цели влияют на внешний вид

    Психологические принципы формирования имиджа

    Символическое значение цвета. Психологическое воздействие цвета

    Правила формирования гардероба. Идеальная структура гардероба

    Эффективная самопрезентация (умение себя подать)

    И много творчества и вдохновения)

Тренинг «Я смогу себя контролировать»

профилактика аутодеструктивного поведения подростков

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»


Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?



Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш одноклассник отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Чистый лист бумаги»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это- вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?




Упражнение «Избавление от страхов»

I. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две колонки. Первую колонку озаглавьте «Страхи» и запишите в нее под номерами все страхи, которые терзают вашу душу. Вторую колонку озаглавьте «Желания» и попытайтесь каждый страх перефразировать в желание, соблюдая следующие два условия: во-первых, желание должно выражаться позитивным утверждением без частицы «не», во-вторых, в формулировках своих желаний по возможности избегайте форм: «Я хочу, чтобы он (она, они)...» Если этих форм избежать не удается, то старайтесь не выходить за пределы трех предложенных фраз: «Я хочу, чтобы он был здоров», «Я хочу, чтобы он был счастлив» и «Я хочу, чтобы у него все было в порядке».

Например, если ваш страх выражается фразой: «Я боюсь, что моя мама снова выйдет замуж», - вы не должны писать: «Я хочу, чтобы моя мама не выходила замуж!», - вам следует писать: «Я хочу, чтобы у моей мамы было все в порядке и у меня тоже!»

ПРИМЕР: СТРАХИ ЖЕЛАНИЯ

Страх

Желание

Я боюсь попасть в армию

Я хочу жить дома

Я боюсь умереть

Я хочу жить и прекрасно себя чувствовать

Я боюсь, что меня ограбят

Я хочу быть при деньгах

Я боюсь, что он не отдаст мне долг

Я хочу получить назад долг

Я боюсь за здоровье своей мамы

Я хочу, чтобы моя мама была здорова

Я боюсь стать жертвой преступления

Я хочу быть защищенным

Возьмите ножницы и разрежьте этот лист пополам - отделите страхи от желаний. Пол-листа со страхами сомните, положите на блюдце и подожгите. Внимательно смотрите, как ваши страхи горят, как темнеют буквы и как ваши страхи, в конечном счете, вспыхивают и исчезают навсегда с лица земли. Если какая-то часть бумаги отлетела, не догорела, - подожгите ее заново. Пепел киньте в унитаз или в раковину и хорошо смойте водой. Больше у вас НЕТ СТРА-ХОВ - остались только ЖЕЛАНИЯ! Свои желания, освобожденные от страхов, перечитайте еще несколько раз.



Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

Притча «Кем вы были в прошлой жизни»

Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласиться с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор?
(Омар Хайям, перевод Германа Плисецкого)

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:
– Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это Хайям лишь улыбнулся.

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щёголь в шёлковых шароварах спросил Хайяма:
– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно?
Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал:
– Идём со мной.
Щёголь проследовал за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашёл совершенно никчёмный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал:
– Примерь, это тебе под стать.
Щёголь поймал халат, осмотрел его и возмутился:
– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно.
– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.

Обижаться на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.

«Осёл и колодец»

Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось.

Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.