Поморские жонки на промысле. Забытые промыслы и ремесла с

А. ХВОРОСТОВ, С. НОВИКОВ (г. Орел).

Поленово. Интерьер столовой.

Стол-аналой XVII в. Краеведческий музей г. Тотьмы.

Распространенным предметом мебели в давнюю пору были скамьи. Их спинки делали глухими или же сквозными - столярной или токарной работы. На рисунке: скамья из Вологодской области.

У некоторых скамеек спинка могла перебрасываться с одного края на другой. Такие скамьи называли переметными, а саму спинку - переметем. На рисунке: переметная скамья из Архангельской области.

В давние времена обеденные столы делали больших размеров в расчете на большую семью. Резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек с резными перехватами. На рисунках: обеденные столы с резьбой. XVII век.

Распространенные небольшие столики для ларцов зачастую украшали сплошной резьбой. Рисунке: столик с резьбой из села Тригорского близ Пскова. Конец XVIII века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Обработка дерева - исконное занятие российских мастеров. В этом промысле всегда много места отводилось изготовлению мебели. Плотники, строившие дом на севере и северо-востоке, сразу готовили для него и мебель - врубленные лавки, встроенные шкафы. В других районах для крестьян и небогатых горожан делали "белодеревянную" мебель: стулья, табуреты, скамьи, шкафы. Их поверхность ничем не покрывали, отсюда и пошло название. Предметы белодеревянной мебели имели резные спинки, точеные ножки и другие украшения.

Тот, кто был побогаче, заказывал "оклейную" - фанерованную мебель. Ее остов выполняли из дерева простых пород, а отделку - из дорогой древесины. Такую мебель делали мастера-краснодеревщики, имевшие особые инструменты. Многие из них изготовляли сами мастера для личного пользования. Первое место среди таких инструментов занимали различные фигурные рубанки. Когда началась массовая промышленная обработка древесины, об этих инструментах стали забывать, и фигурные рубанки остались сейчас в единичных экземплярах у старых мастеров. Не исключено, что через некоторое время они могут вовсе исчезнуть, превратившись в ненужный хлам, который без жалости выбрасывают.

Сейчас промышленность выпускает рубанки, фуганки и шерхебели, но прежде кроме этих инструментов у краснодеревщика было множество специальных фигурных рубанков и рубаночков для разный операций. В литературе двадцатых-тридцатых годов еще встречались их названия. Нынешние же, даже энциклопедические, издания обходятся без их упоминания.

Между тем о фигурных рубанках не стоит забывать хотя бы уже потому, что форма и назначение таких инструментов отрабатывались веками. И главное - они нужны и сегодня, поскольку наряду с поточно-массовым производством немало людей желают делать штучную художественную продукцию.

Теперь о самих фигурных рубанках, которые изображены на рисунках авторов. Многие их названия - немецкого происхождения. Пользовались также рубанками, сделанными по типу английского и французского инвентаря.

Зензубелем или отборником называли узкий рубанок с плоской, ровной кромкой железного ножа. С помощью зензубеля выбирали четверть - узкую канавку под прямым углом на кромке обрабатываемой детали, например в оконных рамах, для заглубления стекла.

Чтобы канавка при строгании получилась одинаковой ширины, на колодке инструмента закрепляли стальную бляшку с едва выступающим острием. Оно по заранее прочерченным рейсмусом границам четверти направляло движение отборника и облегчало первую застрожку и всю выборку. Четверти в торцах выбирали косым зензубелем.

Фальцгобель служил для получения на краю доски или щита фальца - углубления нужной ширины и глубины. Фальц выполняли, например, на щитах - филенках для плотного закрепления их в дверной раме. Фальцгобель похож на зензубель, только колодка у него шире. К ней шурупами снизу приворачивалась направляющая планка, которая ограничивала ширину выбираемого фальца. Острый нож - резак, закрепленный сбоку, подрезал и стругал вертикальные плоскости фальцев, чтобы получить чистую, гладкую поверхность.

Шпунтубель, или пазник, - инструмент с двумя колодками, соединенными винтами. Это позволяло перемещать колодки относительно друг друга. Одна колодка направляющая, другая - служила для закрепления сменных узких железных ножей. С помощью шпунтубеля выбирали в кромке доски прямоугольное углубление - шпунт. На кромке другой доски получали гребень, который плотно входил в приготовленный шпунт. Для получения гребня использовали федергубель - рубанок с железным ножом. В центре ножа был проем по ширине будущего гребня.

Когда нужно было получить гребень в форме "ласточкина хвоста", использовали инструмент, называемый грунтубелем.

Декоративный рельефный поясок из нескольких канавок по краям обрабатываемого изделия выполняли калевкой - узким рубанком, у которого режущая кромка ножа имела фигурный профиль. Этот нож резал по краю изделия рельефную канавку. Разнообразные формы канавок получались благодаря разному профилю режущей кромки ножа.

Калевку с широким фигурным железным ножом называли галтелью. Хвост ножа для облегчения сужали. Зауживали и верхнюю часть колодки, чтобы инструмент был легким и удобным в работе. Нередко встречались галтели с двумя узкими ножами. Их ставили так, чтобы один нож оказался несколько впереди другого, а вместе они перекрывали всю ширину колодки. Таким инструментом выполняли по краю обрабатываемого изделия широкую рельефную декоративную полоску.

Выпуклые полукруглые части выстругивали штапом - рубанком с вогнутой колодкой и с ножом, у которого было вогнутое лезвие. Еще употребляли рубанок - полуштап, с незначительно вогнутой колодкой.

Чтобы получить углубленный желобок, использовали рубанок с выпуклой в поперечном сечении колодкой и так же выпукло затачивали нож. Этот инструмент назывался желобчатый галтельник.

Мастера-краснодеревщики еще употребляли два вида рубанков с изогнутой колодкой. Их называли горбачи. Подошва колодки для обработки вогнутых поверхностей была выпуклой и, наоборот, вогнутая - для выпуклых частей.

Чтобы добиться шероховатости при склеивании, использовали небольшой рубанок - цинубель. Его нож был покрыт продольными желобками, и потому острие походило на пилу с мелкими зубьями.

С помощью этих инструментов в домашних условиях создавались художественные изделия, которые теперь можно увидеть в музеях.

Бюро справок

В 1638 году, согласно "Российскому списку г. Москвы", в столице действовали 2367 ремесленников, из них 200 человек обрабатывали дерево. Среди них были плотники, бочарники, бердяники, дегтяри, обручники, пильщики, тележники, столяры, ручники, токари.

В течение 1893 года 13 тысяч подвод доставили в Москву лесоматериалы.

В 1913 году 427 московских магазинов и контор продавали кустарные изделия из дерева.

В 1965 году художественной обработкой дерева в России занималось около 2300 организаций, или 0,7 процента подразделений художественных промыслов. В 1975 году дерево обрабатывали свыше 30 тысяч организаций, или 0,9 процента подразделений художественных промыслов.

Поморская земля всегда славилась разнообразием своих промыслов: ловля рыбы и морского зверя, солеварение, судостроение, мореплавание, торговля.

На Поморском Севере основным занятием населения были зверобойные и рыболовные промыслы. Это объяснялось обилием рек и близостью Белого моря. Рыбный промысел по праву можно считать одним из основных источников питания поморов. Промысловые становища или зверобойные участки имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.

В Судебнике 1589 года были изложены права частных собственников и владельцев рыбных и зверобойных поморских промыслов. Оброчные земли считались собственностью великого князя московского, но по существу владельцами рыбных и звериных промыслов оставались поморские крестьяне, которые платили государству налог (десятину и распоряжались промысловыми участками по своему усмотрению.

В конце XVI века на морские промыслы была введена система "откупов", позволявших торговцам за деньги приобретать права на всю добычу промышленников. Из-за этой системы московские купцы, покупавшие прежде ворвань у поморских промышленников, оказались в тяжелом положении, так как почти все откупные квоты приобрели богатые иностранцы. В 1646 году поморы решили подать челобитную царю Алексею Михайловичу, в который описывалось их трудное положение, вскоре разорительные откупа были срочно заменены прежним десятинным сбором. В начале XVIII века морским промыслом стала заниматься компания возглавляемая А. Д. Меньшиковым и братьями Шафировыми. Петр I издал Указ, согласно которому все промыслы "ворваней, моржей и иных морских зверей и сала" были отданы этой компании. Ловцам и промышленникам было запрещено самостоятельно торговать промысловой добычей.

Вскоре компания Меньшикова провалилась, и Петр решает отдать промыслы промышленнику Матвею Евреинову, но и он не смог наладить добычу рыбы и морского зверя. Тогда, высочайшим указом постановили "промыслы сала ворванья моржового, китового и прочих морских зверей и рыбу ловить и сало топить и продавать, и за море отпускать до нового указу всем промышленникам невозбранно".

Поморье не только вело заграничную торговлю пушниной, но и снабжало государство морскими продуктами, среди которых наиболее важное место принадлежало рыбе, кожам морских зверей и мехам.

Солеварный промысел был распространен не по всей Руси, на Севере же добыче соли уделялось большое внимание. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение в Заволочье было поставлено хорошо. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800-1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы государства. Смолокурение считался одним из самых старинных промыслов Поморья. Заниматься им стали с XIV века: на Ваге смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр. Важская смола становится предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Центральной Руси. Поскольку, смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле, то к ее качеству предъявлялись высокие требования.

Важную роль в экономике государства играл и слюдяной промысел, который в XV веке стал особенно интенсивно развиваться на Севере. Слюда использовалась для окон и фонарей, она также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием "мусковита". Она стоила очень дорого: цена ее колебалась от 15 до 150 рублей за пуд.

Стоит сказать и о другом промысле, который процветал в Поморье. Это - ловля жемчуга. Именно из нашей земли пошла необычайная любовь к жемчугу, вскоре она распространилась по всей Руси и за ее пределами. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. В основном жемчуг использовался как украшение: расшитые им платья, кафтаны, головные уборы поражают своей красотой.

Горное дело тоже первым появилось в Заволочье, оно очень быстро стало развиваться и приносить государству хорошую прибыль. На Севере добывалось серебро, медь, железо, обрабатывался точильный камень. Добытчики руд, "копачи", устраивали кузницы, где делали металлические орудия и инструменты: топоры, ножи, якоря.

С середины XVI века большое развитие в Заволочье получили добыча и выплавка железа. В Пинежье и Мезени добывали луговые, озерные и болотные руды. Примечательно, что одним из первых железоделательных заводов России стало предприятие, основанное в 1648 году на Ваге близ Шенкурска иностранцами Марселиусом и Акемой.

Источники:

  • Бернштам, Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяйства / Т. А. Бернштам. - Л., 1976. - С. 90-163.
  • Ерофейчев, И. Промыслы Архангельской губернии / И. Ерофейчев. - Архангельск, 1925. - 46 с.
  • Жилинский, А. А. Крайний Север Европейской России / А. А. Жилинский. - Петроград, 1919. - С. 138-142, 204-239.
  • Мережковский, К. С. Морские промыслы крайнего Севера / К. С. Мережковский // Живописная Россия. Северная Россия. - М., 2006. - С. 147-187.

Cтатьи посетителей:

  • Могучая империя Епимаха Могучего

    Статья Т.Ф. Мельник об Епимахе Васильевиче Могучем (1873 – 1933) архангельском предпринимателе - рыбопромышленнике, судовладелеце и… загадочной личности...

  • Щепная птица "счастья"

    Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души. В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь. Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица , которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя. Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел» . Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте - вешали в избе оберег - птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц. Считается, что эта птица приносит счастье . Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад. Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест - библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени. Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица. Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья - достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.

    БЕРЕСТЯНЫЕ ТУЕСА
    Изделия из бересты известны с давних времён. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремёсел и является исконно русским промыслом. Береста - наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых, желтоватых и красноватых слоев. Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляционностью, а главное - доступностью и простотой обработки. Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, являются древнейшими памятниками славянской культуры. Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере.

    Туес - традиционная на Севере посудина цилиндрической формы, сделанная из коры берёзового дерева - бересты. Две - три прослойки бересты спасают от нагревания любой хранящийся в ней продукт: грибы, ягоды, рыбу. Когда-то в туесах носили на сенокос квас или молоко, они оставались прохладными даже в сильную жару. В туесах грибы солили и капусту квасили. Ходили за водой, клюкву, морошку хранили, а также мёд и сметану. Посуда прочная, стерильная - ничего в ней не гниёт, не киснет и не преет. Самые старые из туесов - те, которым полвека и больше, - отливают изяществом и красотой слоновой кости.

    ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
    Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся еще к XVII веку. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I . Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. В XVIII веке начался расцвет косторезного производства. Имя Федота Ивановича Шубина знаменитого русского скульптора, приехавшего в 1759 году в Петербург, становится известным кругу влиятельных лиц благодаря резьбе по кости и перламутру. Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Христофорович Дудин, образованнейший человек, редкостный любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. Для резной кости XIX–XX веков характерна механика сквозной резьбы . В этой технике выполнены чудесные бытовые вещи, представленные в экспозиции музея, в том числе блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Михайловичем Бобрецовым. В первой половине прошлого столетия северными мастерами была освоена техника гравюры на кости. Наиболее известными художниками этого периода являются Н.Д. Буторин, В.А. Просвирнин, В.Т. Ватлин. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья. В с. Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. Промысел не стареет, он молод и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.

    НАРОДНАЯ ИГРУШКА ИЗ ГЛИНЫ
    Каргопольская игрушка

    На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.

    Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают - они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста : полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
    Пермогорская роспись

    Включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни . В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.

    Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик - в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы - колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.

    Борецкие росписи

    Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

    Ракульская роспись

    Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость.

    Мезенская роспись

    Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами. В конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень развился промысел. Расписывались различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки.

    Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет. Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма. Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки - символы огня, древние обереги. Птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

    Публикации раздела Традиции

    «Батюшко Океан, Студеное море». Традиции поморов в сказках и былинах

    П оморы издавна заселяли побережье Белого моря. Они были искусными судостроителями и мореходами и, по легенде, первыми достигли полярного архипелага Шпицберген. С морем связана вся их жизнь: промыслы, традиции и фольклор.

    Читаем северные былины и сказки, чтобы разобраться, как жили поморы и что они говорили о справедливости, рыбной ловле и о своих женах.

    «Помору все от моря»

    Василий Переплетчиков. Поморы въезжают в Архангельский порт. 2-я половина XIX века

    Шлюпка с людьми Виллема Баренца проходит вдоль русского корабля. Гравюра 1598 года

    Митрофан Берингов. Рыбак-помор с морским окунем. Год неизвестен. Фотография: goskatalog.ru

    Жизнь поморов строилась вокруг морских промыслов. Во время плаваний они ловили рыбу и тюленей, добывали жемчуг. В старинных пословицах говорится: «Наше поле - море», «И радость, и горе - помору все от моря», «У моря живем, морем кормимся, море - наша кормилица». Морские сюжеты появлялись и в обрядовом фольклоре - например, традиционных сказках и былинах . Их рассказывали во время тяжелой монотонной работы или зимними вечерами за починкой рыболовных сетей.

    «Север сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русские трудовые традиции».

    Дмитрий Лихачев, филолог и академик

    Многие сказки про морские походы начинались с описания места действия - побережья: «Давно это было. На берегу Белого моря жили три брата» . Поморы считали плавание испытанием, из которого достойные возвращаются домой победителями, а спасовавшие перед стихией - погибают. Но про них говорили не «утонул», а «море взяло». Осуждать подобные «решения» было не принято: море олицетворяло собой справедливость.

    «Он грозно простер окровавленные руки к морю и закричал с воплем крепким:
    - Батюшко Океан, Студеное море! Сам и ныне рассуди меня с братом!
    Будто гром, сгремел Океан в ответ Гореславу. Гнев учинил в море. Седой непомерный вал взвился над лодьей, подхватил Лихослава и унес его в бездну».

    Отрывок из поморского сказания «Гнев» (Борис Шергин. «Поморские были и сказания»)

    По поверью, хозяин моря - «Никола - бог морской» - тоже любил сказки. Поморы часто брали в поход опытного сказочника. От него зависела удача рыбаков: если получится убаюкать хозяина, рыба останется без присмотра и попадет в сети. Поэтому сказочник говорил нараспев, мягко и монотонно.

    «За песни да за басни мне с восемнадцати годов имя было с отчеством. На промысле никакой работы задеть не давали. Кушанье с поварни, дрова с топора - знай пой да говори… Вечером народ соберется, я сказываю. Мужиков людно сидит, торопиться некуда, кабаков нет. Вечера не хватит - ночи прихватим… Дале один по одному засыпать начнут. Я спрошу: «Спите, крещеные?» - «Не спим, живем! Дале говори».

    От рыбы до жемчуга - поморские промыслы

    Николай Рерих. Поморяне. Утро. 1906

    Валентин Серов. Поморы. 1894

    Климент Редько. Поморы шкерят треску. 1925

    Жители Белого моря называли себя «трескоедками»: рыба была основой их рациона, а рыболовство - главным промыслом. В сказках приключения часто начинались с поездки на тоню - так называлось место сезонной ловли.

    «Выехали на тоню, заметали этот невод, и, когда стали подтягивать его к берегу, оказалось, что невод полон рыбы. Целый день провозились братья, высачивали рыбу из мотни, а к вечеру, уставшие, говорят: Ну и чудо, такого еще не бывало. На день невод развязали, на второй развязали, а рыбы никогда столько не было!»

    Отрывок из поморской сказки «Никифорово чудо»

    В феврале на тони выезжали покрутчики - наемные работники. На каждое судно «крутились» четверо, главным был кормщик. Он должен был знать рыбные места, уметь разделывать и солить рыбу. Кормщик получал высокую зарплату и весомую часть добычи.

    На побережье Белого моря издавна добывали гренландского тюленя и моржа. Для зверобойного промысла поморы объединялись в артель по 5–7 человек или в более крупную группу, которой управлял атаман. В поморской сказке «звериные ловы» были испытанием - и физических, и нравственных качеств.

    «В месяце феврале промышленники в море уходят на звериные ловы. Срядился Кирик с покрутом. Он говорит брату:
    - Олешенька, у нас клятва положена друг друга слушати: сряжайся на промысел!
    Олеша поперек слова не молвил, живо справился. Якоря выкатали, паруса открыли... Праматерь морская попутная поветерь была до Кирика милостива. День да ночь - и Звериный остров в глазах. Круг острова лед. На льдинах тюленьи полёжки. Соступились мужи-двиняне со зверем, учали бить».

    Отрывок из поморского сказания «Любовь сильнее смерти» (Борис Шергин. «Двинская земля»)

    Поморы постоянно совершенствовались в судостроении . Они были умелыми мореходами: ходили рыбачить в Норвегию и Восточную Сибирь. Поморы строили кочи - легкие парусные суда для плавания по северным морям. Особая форма делала их маневренными, и кочи почти никогда не погибали во льдах. Мастерство судостроителей было частым мотивом северных сказок, песен и былин.

    …А и все на пиру пьяны-веселы,
    А и все на пиру стали хвастати.
    Промысловщики-поморы добрым мастерством:
    Что во матушке во тихой во Двинской губе,
    Во богатой во широкой Низовской земле
    Низовщане-ти, устьяне промысловые
    Мастерят-снастят суда - лодьи торговые.

    Борис Шергин, отрывок из книги «Двинская земля»

    Промышленной добычей соли поморцы занялись примерно в XII веке. «Поморка» с побережья Белого моря считалась самой чистой и качественной. В царской грамоте 1546 года говорилось: «Которую де соль возят с Двины двиняне, в той соли кардехи [щебня] и подмесу никакого не живет» . Соль высшего качества получали из подземных «рассольных пластов», найти которые было непросто. Если герою поморской сказки встречался соляной источник, это, как правило, означало удачу и скорое богатство.

    «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, и видят: гора бела, как крупитчата. Подошли - соляна гора. Зашли в гавань и стали соль бочками катить. Накатили полный люк».

    Отрывок из поморской сказки «Соль»

    Жемчужный промысел начинался в поморских деревнях c началом лета. Мужчины ныряли за раковинами в море, а женщины и дети собирали их в корзины из пересыхающих рек. Поморы плели из жемчуга бусы и серьги-«бабочки», драгоценным шитьем украшали пояса и головные уборы. У них была пословица: «Женка в наряде - мужик ейной добытчик».

    «- Ну Иван, купеческий сын, что тебе надобно в награду - злата или серебра?
    - Не надо мне ни злата, ни серебра, - говорит Иван. - Дай мне один мешок жемчужного песку».

    Отрывок из поморской сказки «Жемчужный песок»

    Поморские «большухи»

    Александр Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897

    Митрофан Берингов. Поморы. Иллюстрация. 1928

    Архангельская губерния. Поморская деревушка. Почтовая карточка. 1912. Фотография: goskatalog.ru

    В семейной жизни поморов ценилось взаимное уважение. Супруги обладали практически равными правами. Когда муж надолго уходил в поход - на Мурманскую страду, на Кедовский путь, в норвежские плавания, - жена становилась главой семьи. Поморы называли такую хозяйку «большухой».

    Часто жены и сами ходили в море. Некоторые женщины становились кормщиками на рыбных промыслах и управляли мужскими бригадами.

    От крутого бережка
    Лодочка отъехала,
    Вы кажите дорогому,
    Что на лов уехала.

    Поморская частушка

    Женщина была главным героем многих поморских сказаний. Верная подруга помогала мужу, проходила все испытания наравне с ним, а иногда даже превосходила его в выносливости, силе или мужестве.

    Не князь, не посол, не воин -
    Женочка с Рязани, сиротинка,
    Перешла леса и пустыни,
    Толкучие горы перелезла,
    Бесстрашно в Орду явилась...
    Бери себе и брата, и мужа,
    Бери с собой и милого сына.
    Воротися на Русь да хвастай,
    Что в Орду не напрасно сходила.
    Гей, рязанские мужи и жены,
    Что стоите, тоскою покрыты?
    Что глядите на Авдотьину радость?
    Я вас всех на Русь отпущаю.
    Гей, женка Авдотья Рязанка!
    Всю Рязань веди из полону,
    И будь ты походу воевода.

    Отрывок из поморского сказания «Об Авдотье Рязаночке»

    Женщины на побережье Белого моря были более самостоятельными, чем в других районах дореволюционной России. Одна из поморских легенд рассказывала о женщине, которая в одиночку плавала к своему мужу «в гости». На крупной мореходной лодке - карбасе - поморка обогнула побережье Белого моря, вышла в Баренцево и добралась до мужа.

    Смотрите сказку про поморов киностудии «Союзмультфильм» (1987)