Правило утвердительные и отрицательные предложения. Предложения утвердительные и отрицательные

1. Функциональные типы предложений.

2. Структурные типы предложений.

В русском языке выделяются разнообразные типы предложений. По характеру выражаемого в них отношения к действительности (по модальности) различаются предложения утвердительные и отрицательные с разнообразными оттенками модальных значений: предположения, сомнения, уверенности, возможности, невозможности.

Утвердительным называется предложение, в котором устанавливаемая связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, осознается как реально существующая.

Отрицательным называется предложение, в котором связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, отрицается, осознается как не существующая в реальности.

В продолжение двух недель наши дела продвинулись (утвердительное);

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (отрицательное);

В русском языке грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ, а утверждение - ее отсутствием. Отрицание бывает полным и частичным. Полное достигается постановкой частицы НЕ перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным. Частица НЕ перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными.

Следует отметить, что частица НЕ даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла:

1) при повторении частице НЕ

Пр.: Я не мог не засмеяться (П.)

2) при приобретении частицей НЕ других оттенков значения:

предположения -

Пр.: Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.)

обобщения -

Пр.: Кто не проклинал станционных смотрителей? (П).

опасения –

Пр.: Как бы чего не вышло!

одобрения –

Пр.: Ну чем не работа!

необходимости –

Пр.: Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица НИ, которая вносит дополнительный усилительный оттенок значения:

Пр.: В гостиной ни души (Ч.)

Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий:

Пр.: Ничто не предвещало непогоды! (Арс.)

По цели высказывания и по эмоциональной окраске предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Они служат для передачи трех основных форм мысли - суждения, вопроса, побуждения. Каждый тип характеризуется соответствующей структурой интонации и набором формальных показателей - глагольных форм, служебных слов. Предложения каждого из трех типов могут быть эмоционально окрашенными - с использованием средств интонации, частиц, т.е. восклицательными.

Повествовательными называются предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии.

Пр.: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М.Г.)

Вопросительными называются предложения, которые служат для выражения вопроса, обращенного к собеседнику.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

Пр.: Разве ты песнею зазывала счастье ?

Разве ты песнею зазывала счастье?

Разве ты песнею зазываю счастье?

2) словорасположение (в начало предложения вносится слово, с

которым связан вопрос);

Пр.: Не град враждебный ли горит? (П.)

Но скоро ты вернешься?

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия,

местоимения;

Пр.: Откуда зарево блестит? (Л.)

Чем прикажешь заняться? (П.)

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Пр.: Написали ли вы свое завещание? (Л.)

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

Пр.: Не поговорить ли нам сначала о делах?(Ч.)

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего- раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев.

Пр.: Что день грядущий мне готовит? (П.)

Побудительными называются предложения, которые выражают волеизъявление, побуждение к действию.

Они выражают:

1. приказ, просьбу, мольбу:

Пр.: Молчать! (М.Г.)

Поезжай, Петр! - командовал студент (М.Г.)

2. совет, предложение, предостережение, протест, угрозу:

Пр.: Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.)

3. согласие, разрешение:

Пр.: Можешь идти, куда глаза глядят.

4. призыв, приглашение к совместному действию:

Пр.: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)

5. желание:

Пр.: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М.Г.)

Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные. Это передается специальной восклицательной интонацией.

Пр.: Прощай, письмо любви, прощай! (П.)

В русском языке предложения бывают распространенными и нераспространенными.

Нераспространенным называется предложение, состоящее только из главных членов - подлежащего и сказуемого.

Пр.: Наступила осень.

Они приехали.

Предложение, имеющее, наряду с главными, второстепенные члены, называется распространенным предложением.

Пр.: Чистое небо сияло голубизной.

Солнце поднялось высоко над деревьями.

Предложение может состоять из главных членов - подлежащего и сказуемого, и второстепенных, из которых одни относятся к подлежащему и вместе с ним образуют состав подлежащего, другие - к сказуемому и образуют с ним состав сказуемого.

В зависимости от того, сколько имеется в предложении грамматических составов, оно может быть двусоставным или односоставным.

Двусоставное предложение имеет два грамматических состава - состав подлежащего и состав сказуемого.

Пр.: В середине лета по Десне закипали сенокосы (Е. Носов);

Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу (Е. Носов).

Двусоставное предложение может быть неполным (не иметь в наличии обоих составов, но это не лишает его специфики двусоставного предложения, отсутствующий состав подразумевается).

Односоставное предложение имеет один грамматический состав (один главный член с пояснительными словами или без них). Обычно главный член односоставного предложения совпадает по форме либо со сказуемым, либо с подлежащим.

Пр.: Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (Кольцов).

Дорога.

Простое предложение имеет один или два грамматических состава и содержит в себе одну предикативную единицу.

Пр.: С обрыва подхватило ветром пригоршню сухих листьев (Е. Н).

В тот же день я уехал из города. (К. В.).

Отнесение утверждения / отрицания к категории предикативности – вопрос спорный. Иногда утверждение / отрицание рассматривают внутри категории модальности. Но обычно эту оппозицию выводят за пределы категории предикативности и считают, что утверждение / отрицание связано не с предикативностью, а с предикацией, или предикативными отношениями.

Предикация – это приписывание предмету определенных признаков, действий, отношений в модальном и временном плане. Она осуществляется при помощи интонации и координации как способа грамматической связи. Поэтому наиболее ярко предикативные отношения проявляются в двусоставных предложениях. В односоставных они также устанавливаются, но проявляются менее отчетливо.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные – это и есть классификация их по характеру предикативных отношений.

Утвердительными являются предложения, в которых утверждается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации: Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой (А.Н. Толстой); – Позади все теперь ясно. Можно со свежей головой жить дальше (Паустовский). Специальных средств выражения утверждения в русском языке почти нет. К ним можно отнести слово да и некоторые модальные слова (конечно , разумеется и т.п.) и частицы (именно и т.п.).

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и частноотрицательные. К общеотрицательным относятся предложения, в которых отрицается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации. Частица не в них находится перед сказуемым или перед главным членом: Но бури севера не вредны русской розе (Пушкин); Я не приду к тебе… Не жди меня! (Полонский); Лобанова дома не оказалось (Гранин).

Частнооотрицательными являются предложения, в которых отрицается не вся ситуация в целом, а какой-то ее элемент (субъект, объект, время, место и др.). Частица не располагается перед соответствующим членом предложения: Не нами бессилье изведано слов к выраженью желаний (Фет); Но ездил он к Туркиным уже не ради ее мигрени (Чехов); Я сюда приехал не от скуки (Есенин).

К средствам выражения отрицания относятся:

1) частицы не и ни . Частица не выражает отрицание: Не привлекай меня красой! (Лермонтов); Пусть не сабельным ударом пресечется жизнь моя! (Давыдов). Частица ни (равно как и восходящий к ней союз ни…ни ) чаще усиливает его: Хорошая, искренняя женская любовь ни разу еще не улыбнулась Андрею Ильичу (Куприн); Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев (Паустовский). Самостоятельно она выражает отрицание только в некоторых односоставных предложениях: В городском саду ни души (Бунин); Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка (Чехов);

2) слово нет : Лиры нет для тебя! (Жуковский); В чертах у Ольги жизни нет (Пушкин);

3) отрицательные местоимения и местоименные наречия с префиксами не- и ни- , которые, как правило, усиливают отрицание, выраженное частицей не или словом нет : Однако наверняка никто ничего не знал (Куприн); Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь (Есенин); Боже мой, я никогда не была в Крыму! (Паустовский);

4) слова нельзя , невозможно , немыслимо и т.п.: Старой дружбы, словно песни, забывать нельзя (Матусовский); И ведь до конца невозможно друг друга на свете понять (Луговской);

5) конструктивные особенности и интонация в некоторых эмоционально окрашенных предложениях: Где тебе ездить на моем коне! (Лермонтов); О чем же тут было плакать? (Тургенев).

Наиболее четко делятся на утвердительные и отрицательные повествовательные предложения. В вопросительных и побудительных предложениях признаки отрицания выявить сложнее. Их характеристика дается по формальному признаку: при наличии средств выражения отрицания предложение квалифицируется как отрицательное, при их отсутствии – как утвердительное.

(Но: в русском языке есть эмоционально окрашенные вопросительные по форме предложения, которые, имея в составе частицу не , являются утвердительными: Как землю нам больше небес не любить? (Лермонтов); Что только не служит топливом для любви! (Гранин). Подробнее см. тему 15.)

Аспекты изучения предложения (краткий обзор)

Современную науку отличает взгляд на предложение как на комплекс относительно независимых, но взаимосвязанных систем. Каждое предложение обладает: 1) формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) коммуникативной организацией; 3) грамматической семантикой. Эти три стороны предложения легли в основу трех аспектов его изучения, которые возникли в разное время и сейчас развиваются параллельно. Специально рассмотрим их ниже, а пока ограничимся краткой их характеристикой.

1. Структурный синтаксис рассматривает предложение как единицу автономную и самодостаточную, а потому доступную для изучения вне текста. Анализ формальной структуры предполагает выяснение того, по какому существующему в языке образцу построено в речи конкретное предложение. При этом не принимаются во внимание лексическое наполнение, порядок слов, интонация и контекст, в котором функционирует предложение.

Отвлеченный образец, по которому строится предложение, называется его структурной схемой, или моделью. Так, предложение Идет снег построено по схеме «существительное в именительном падеже – спрягаемая форма глагола». Такое же формальное устройство имеют предложения Светит солнце , Автобус остановился , а также Послышался знакомый голос ; Внезапно подул сильный ветер .

Кроме компонентов структурной схемы, выделяются детерминанты – распространители структурной схемы, относящиеся к предложению в целом, и присловные распространители. Например, в предложении Через минуту бричка тронулась в путь (Чехов) выделяются 2 компонента структурной схемы (бричка – подлежащее, тронулась – сказуемое), детерминант через минуту и присловный распространитель в путь .

2. В коммуникативном аспекте предложение рассматривается не само по себе, а в контексте, в ситуации употребления. Предложение в его коммуникативной функции называется высказыванием . Высказывание изучается: 1) с точки зрения его коммуникативной задачи (цели); 2) с точки зрения его коммуникативной организации.

Цель высказывания – это его функция в конкретном акте общения. (В школьном курсе изучаются 3 типа высказываний: повествовательные, побудительные, вопросительные.)

Коммуникативная организация высказывания выражается в том, что говорящий выделяет ту часть информации, которая в конкретной ситуации наиболее важна для партнера по общению. Например, в высказывании Вчера ко мне // приходила сестра (// – знак паузы) внимание обращается на то, кáкое событие произошло у меня вчера. Ср.: Сестра приходила ко мне // вчера , Сестра вчера приходила // ко мне и т.д.

Говорящий, таким образом, делит высказывание на две части: одна содержит информацию исходную, вторая – значимую, новую, актуальную. Такое членение высказывания называется его актуальным членением. Оно накладывается на формальное строение предложения.

3. Семантический синтаксис как самостоятельный аспект выделился сравнительно недавно. Его цель – изучение семантики предложения, которая понимается очень обобщенно, в отвлечении от конкретной обозначенной ситуации. Например, предложения Мальчику холодно , Отцу нездоровится имеют общую семантику: обозначаят субъект и его физическое состояние.

Выделенные стороны предложения относительно автономны, поэтому предложения, сходные с одной точки зрения, могут различаться с другой. Например, построенные по одной структурной схеме предложения Вдали // чернеет лес и Отряд // скрылся вдали имеют разную коммуникативную и семантическую структуру и относятся к разным семантическим типам.

4. Характеризуя аспекты изучения предложения, В.В. Бабайцева пишет: «Дифференциация аспектов изучения синтаксического строя языка позволила осознать и глубоко изучить разные его стороны и наглядно показала ограниченность одноаспектного подхода к такому многоаспектному явлению, каким является язык и особенно его синтаксические единицы…» Она подчеркивает, что целостное представление о предложении может дать только объединение разноаспектных характеристик. Такой взгляд на предложение характерен для структурно-семантического синтаксиса .

Это направление в отечественной науке имеет давние традиции. В работах классиков нашего языкознания намечались и так или иначе учитывались разные стороны предложения, но не было, с одной стороны, их четкого разграничения, а с другой – их объединения в одной концепции. Представители современного структурно-семантического синтаксиса не просто бережно сохраняют все достижения предшественников, но развивают традиционные теории, обогащают их интересными и плодотворными идеями, возникшими в других направлениях синтаксической науки.

В основу характеристики и классификации синтаксических единиц положены два принципа – структурный и семантический, причем ведущим, первичным является структурный, так как доступны наблюдениям, обобщениям только те значения, которые выражены грамматическими или лексико-грамматическими средствами. Например, при разграничении двусоставных и безличных предложений, включающих слово на и инфинитив, опираются на порядок слов: если инфинитив стоит первым, предложение двусоставное (Спать на свежем воздухе полезно ), если вторым – предложение безличное (Приятно гулять по росистой траве ).

В то же время учет разносторонних характеристик языковых единиц приводит к признанию существования в языке вообще, и в синтаксисе в частности, широкой зоны переходности (синкретизма) между единицами разных типов (например, между простыми и сложными, двусоставными и односоставными предложениями).

Вопросы и задания

1. Сравните определения простого предложения в «Русской грамматике», «Лингвистическом энциклопедическом словаре», доступных вам словарях лингвистических терминов. Какие различия в них вы обнаруживаете? С чем они связаны?

2. Назовите основные признаки предложения. Каким (какими) их них предложение отличается от словосочетания?

3. Изучите материал о предложении как синтаксической единице в учебниках для общеобразовательной школы и оцените его с точки зрения научности и доступности.

5. Что понимается под модальностью предложения?

6. Определите, реальными или ирреальными являются следующие предложения (предикативные части сложных предложений), и укажите средства выражения их объективной модальности:

1. – Да, старина, молоды мы были глупы и симпатичны, как телята, – сказал Виктор. Он посмотрел на часы, спохватился. – Ого, опаздываю к ужину. Поехали ко мне, – предложил он. – Не пожалеешь! (Гранин).

2. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше.

– Эх, кабы дождь пошел! – прошептал Челкаш. – Так мы бы и проехали, как за занавеской (Горький).

7. Что такое субъективная модальность? Почему ее выражение не является обязательным?

8. Покажите на примерах, что синтаксическое время предложения и морфологическое время глагольных форм в нем совпадают не всегда.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с содержанием выражаемых в них отношений действительности.

Утвердительный или отрицательный характер предложений - это отражение отношений между явлениями реальной действительности. Так, в предложении

В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись (Л.) выражается наличие связи между представлением о делах как предмете и тем, что о них говорится, т.е. признаком, - продвинулись ; в предложении К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (Л.) выражается отсутствие принадлежности данного признака данному субъекту.

Таким образом, предложения называются утвердительными , если в них передается наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности, и отрицательными , если в них эта связь отрицается. Противопоставление по принципу утвердительности - отрицательности чисто смысловое. Оно не является отражением противопоставления по принципу реальной и ирреальной модальности, а лишь накладывается на выраженное в предложении значение объективной модальности.

Например, в предложениях Я купил книгу и Я не купил книги утверждается реальность факта действительности, т.е. и утвердительное и отрицательное предложение имеет реальную модальность. Предложения Напиши письмо. - Не пиши письма; Пошел бы в театр. - Не ходил бы ты в театр также имеют одинаковую модальность, но ирреальную, поскольку факты, о которых идет речь, в действительности не имеют места.

Категория отрицания связана со структурой предложения, она может быть структурно значимой. О структурной роли отрицания свидетельствуют противопоставления некоторых типов предложений: при переводе утвердительного предложения в отрицательное может меняться его структурный тип:

Книги есть. - Книг нет; Задания выданы. - Задания не выданы; Заданий не выдано (во втором случае два варианта предложения - с изменением структуры и без изменения); Ночь; Третий час. - Нет ночи; Не наступил третий час . В других случаях категория отрицания не влияет на структуру предложения: Студент пишет. - Студент не пишет; Книги мои. - Книги не мои; Работа по плечу. - Работа не по плечу; Брат - учитель. - Брат - не учитель .

Грамматически отрицание обычно выражается частицей не , а утверждение - ее отсутствием.

Отрицание может быть полным и частичным. Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным .

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными , так как в целом они заключают утверждение. Например, в предложении Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, не родовыми хуторами, прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей (П.) утверждается принадлежность данного признака богат и горд данному лицу Кочубей и отрицается лишь то, что Кочубей богат златом и конями . В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Не лишает предложения общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим, например: Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст... (П.).Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости: «Именно только отрицание, стоящее при сказуемом , делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания».

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла, во-первых, при повторении частицы не ; например: Я не мог не засмеяться (П.); во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения, например предположения - Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.); обобщения - Кто не проклинал станционных смотрителей? (П.); опасения -Как бы чего не вышло! (Ч.); одобрения - Ну чем не работа! ; необходимости - Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица ни , вносящая дополнительно усилительный оттенок значения: В гостиной ни души (Ч.). Частица ни при повторении выполняет функцию союза: Сам он ни богат, ни знатен, ни умен (Т.). Слово ни здесь соответствует сочетанию и не (соединительный союз и отрицание).Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий: Ничто не предвещало непогоды (Арс.); Мальчик ничем никогда не болел и никогда не простужался (Инб.).Частица ни не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и только как усилительная частица при передаче утвердительного смысла. Это характерно для частей сложного предложения, имеющих уступительный оттенок значения: Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово нет , выполняющее функцию сказуемого в безличном предложении: Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.).Наконец, отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц. Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например: Куда уж мне плясать (М. Г.); Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Остр.); Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

Положение А.М. Пешковского о связи категории отрицания со сказуемостью и его деление предложений соответственно этому на общеотрицательные и частноотрицательные применимо именно к предложению как единице языка, поскольку именно сказуемое является носителем основных грамматических значений предложения - модальности и синтаксического времени. Однако та же категория отрицания на уровне высказывания, т.е. единицы речи, проявляет себя несколько иначе.

Когда предложение (высказывание) рассматривается с точки зрения коммуникативных нужд (т.е. в речи), центром его может стать любой компонент, а не только сказуемое-предикат, так как высказывание членится по иному принципу: на нечто данное и новое, сообщаемое об этом данном. Например: предложение Студенты поехали на практику с точки зрения коммуникативной значимости может заключать в себе три сообщения: Студенты (а не кто-либо другой) поехали на практику; Студенты поехали (а не отправились, скажем, пешком) на практику; Студенты поехали на практику (а не отдыхать). Акцентируемый в каждом случае компонент высказывания и несет в себе новое, т.е. цели сообщения. Если соответственно этому расчленению построить отрицательные конструкции, то частицу не надо поставить именно перед этими компонентами: Не студенты поехали на практику; Студенты не поехали на практику; Студенты поехали не на практику . Логическое ударение в таких случаях сопровождает словоформу, при которой имеется отрицание. Этот компонент и содержит центр сообщения, т.е. то, ради чего высказывание осуществляется. В таком случае вопрос о частном и общем отрицании снимается.

Утвердительными называются предложения, у которых связь, утвердившаяся между предметом и тем, что о нем говорится, является реально существующим, или осознается как таково. Утвердительные предложения в английском языке являются одними из языковых средств разговорной речи, которые используются для выражения эмоциональности, непринужденности или чувственно конкретного характера.

Утвердительные предложения в Present Simple обозначают действия в настоящем времени в широком смысле этого слова. Чаще всего утверждаются обычные действия, постоянные или часто повторяющиеся. Использовать такие предложения уместно, когда мы хотим сказать о чьих-либо привычках, расписании, режиме дня. Утвердительные предложения в Present Simple обозначают действия, которые имеют место в настоящем времени, но не являются привязанными к моменту речи.

Английские глаголы в Present Simple почти всегда совпадают с той формой, которая указана в словаре, то есть используются они в начальной форме глаголов без частички to.

Утвердительные предложения в английском языке: примеры

I speak => я говорю We speak => мы говорим
You speak => ты говоришь You speak => Вы говорите
He/she/it speaks => он/она/оно говорит They speak => они говорят

Но! Если мы говорим о третьем лице (в единственном числе), то обязательно нужно добавлять -s:

  • I say => he says;
  • I want => she wants.

И еще такое правило: Если глагол заканчивается на -y, то окончание будет -es, только -y предварительно меняется на -i-:

  • I try => she tries.

Но! Если глагол заканчивается на -y, а перед этим идет гласная, то просто добавляет окончание -s, -y остается неизменным: she plays.

Утвердительные предложения в английском языке: Past Simple

Глагол в утвердительном предложении в Past Simple образуется с добавлением окончания -ed:

На заметку! Если глагол неправильный, то для всех форм (I, you, we, they, he,she,it) используется вторая форма из таблицы:

Справка : все неправильные глаголы приведены в специальной таблице, которая в большинстве случаев есть во всех словарях. Чаще всего на последних страницах.

Примеры утвердительных предложений в настоящем времени:

  • Every morning I get up at 6 o’clock => Каждое утро я встаю в шесть часов.
  • She helps me to do my homework => Она помогает мне делать домашнее задание.
  • They try to get the cheapest buns => Они пытаются получить самые дешевые булочки.

Примеры утвердительных предложений в прошедшем времени:

  • I wanted to buy some tickets => Я хотел купить несколько билетов.
  • I cried because no one wanted to lend me a bicycle => Я плакал, потому что никто не хотел одолжить мне велосипед.
  • Helen brought a bunch of flowers => Хелен принесла букет цветов.
  • Andry spoke a lot during the evening => На протяжении вечера Эндрю говорил много.

Обратите внимание! Если в предложении нет глагола, то используем вспомогательные глаголы was/were:

Из таблицы видно, что с единичными примерами используем was, с лицами во множественном числе – were.

Приведем примеры в полных предложениях:

  • Her project were unbelievably successful => Ее проект был неимоверно успешным.
  • They were truly happy => Они были действительно счастливы.
  • She was 100% right => Она была права на все 100%.

Утверждения используются в разных временах, а их в английском языке немало. Но сегодня рассмотрим употребление утвердительных предложений в основных временах. Мы уже навели примеры в настоящем и прошедшем времени. Рассмотрим примеры в Future Simple .

Утвердительные предложения в Future Simple

Предложения утверждающего типа образуются при помощи shall/will. С I и We мы используем shall, c остальными – will:

I shall go => я пойду We shall go => мы пойдем
You will go => ты пойдешь You will go => Вы пойдете
He/she/it will go => он/она/оно пойдет They will go => они пойдут

Теперь примеры в предложениях:

  • I shall visit my doctor tomorrow => Завтра я пойду к своему врачу.
  • She will try to get your attention => Она будет пытаться завладеть твоим вниманием.
  • We shall go to Spain next year => В следующем году мы едем в Испанию.

Подводим итоги

Утвердительное предложение образуется легко. Тема образования таких предложений является одной из наиболее легких в английском языке. Регулярно делайте упражнения и совершенствуйте знания. Следите за другими уроками и постоянно возвращайтесь к ранее изученным. Повторение – лучший друг быстрого изучения.

Предложения утвердительные и отрицательные

Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с содержанием выражаемых в них отношений действительности .

Утвердительный или отрицательный характер предложений - это отражение отношений между явлениями реальной действительности.

Таким образом, предложения называются утвердительными , если в них передаетсяналичие связи между предметами и их признаками в реальной действительности, иотрицательными , если в них этасвязь отрицается . Противопоставление по принципу утвердительности - отрицательностичисто смысловое . Оно не является отражением противопоставления по принципу реальной и ирреальной модальности, а лишь накладывается на выраженное в предложении значение объективной модальности. И утвердительное и отрицательное предложение могут иметь как реальную модальность, так и ирреальную.

Категория отрицания связана со структурой предложения, она может быть структурно значимой. Оструктурной роли отрицания свидетельствуют противопоставления некоторых типов предложений: при переводе утвердительного предложения в отрицательное может меняться его структурный тип. В других случаях категория отрицания не влияет на структуру предложения.

Грамматически отрицание обычно выражается частицей не , а утверждение - ее отсутствием.

Отрицание может быть полным и частичным .Полное отрицание достигается постановкойчастицы не перед сказуемым , такое предложение называетсяобщеотрицательным.

Частица не перед другими членами предложения выражаетчастичное отрицание . Такие предложения называютсячастноотрицательными , так как в целом они заключают утверждение.

Не лишает предложения общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим , например:Не я увижу твой могучий поздний возраст... (П.).

Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости :«Именно только отрицание, стоящее при сказуемом, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания» .

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения.

Предложение лишается отрицательного смысла ,

во-первых, при повторении частицы не ; например;

во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения :

предположения -Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.) ;

обобщения -Кто не проклинал станционных смотрителей? (П.) ;

опасения -Как бы чего не вышло! (Ч.) ;

одобрения -Ну чем не работа! ;

необходимости -Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица ни , вносящая дополнительноусилительный оттенок значения :В гостиной ни души (Ч.) .

Частица ни при повторениивыполняет функцию союза :Сам он ни богат, ни знатен, ни умен (Т.) . Словони здесь соответствует сочетаниюи не (соединительный союз и отрицание).

Усиление отрицания достигается и при помощиотрицательных местоимений и наречий :Ничто не предвещало непогоды (Арс.); Мальчик ничем никогда не болел и никогда не простужался (Инб.).

Частица ни не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и толькокак усилительная частица при передаче утвердительного смысла . Это характерно для частей сложного предложения, имеющихуступительный оттенок значения:Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).

Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательноеслово нет , выполняющее функциюсказуемого в безличном предложении :Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.) .

Наконец, отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации ,словопорядка ,некоторых эмоциональных частиц . Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например:Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

Положение А.М. Пешковского о связи категории отрицания со сказуемостью и его деление предложений соответственно этому на общеотрицательные и частноотрицательныеприменимо именно к предложению как единице языка , поскольку именно сказуемое является носителем основных грамматических значений предложения - модальности и синтаксического времени. Однако та жекатегория отрицания на уровне высказывания, т.е. единицы речи, проявляет себя несколько иначе .

Когда предложение (высказывание) рассматривается с точки зрения коммуникативных нужд (т.е. в речи), центром его может стать любой компонент, а не только сказуемое-предикат, так как высказывание членится по иному принципу: на нечто данное и новое, сообщаемое об этом данном.

Например: предложение Студенты поехали на практику с точки зрения коммуникативной значимости может заключать в себе три сообщения:

Студенты (а не кто-либо другой) поехали на практику ;

Студенты поехали (а не отправились, скажем, пешком) на практику ;

Студенты поехали на практику (а не отдыхать) .

Акцентируемый в каждом случае компонент высказывания и несет в себе новое, т.е. цель сообщения. Если соответственно этому расчленению построить отрицательные конструкции, то частицу не надо поставить именно перед этими компонентами :

Не студенты поехали на практику;

Студенты не поехали на практику;

Студенты поехали не на практику .

Логическое ударение в таких случаях сопровождает словоформу, при которой имеется отрицание. Этот компонент и содержит центр сообщения, т.е. то, ради чего высказывание осуществляется. В таком случае вопрос о частном и общем отрицании снимается.