Среднеазиатские народы и казанские татары. Разница между крымскими и казанскими татарами

Как народ крымские татары в XIII-XVII вв. оформились на территории Крыма и в Северном Причерноморье. Основой их этноса были поселившиеся здесь племена тюрков, а также половцев, печенегов, гуннов и хазар. Крымские татары — потомки племен тюркоязычного происхождения , которые жили на востоке Европы до того, как туда вторглись монгольские орды. Крымских татар вместе с крымчаками и караимами их относят к коренному населению полуострова. Порядка четверти миллиона крымских татар проживают непосредственно на полуострове. Они живут также в Узбекистане, Румынии, Болгарии, причерноморских районах России и Украины. Считается, что их сотни тысяч в Турции.

Однако большинство турецких крымских татар относят себя к туркам крымского происхождения. Крымские татары разговаривают на относящемся к тюркской группе крымскотатарском языке . Он родственный с татарским, однако, они не понимают большинство татарских слов и выражений, фонетика крымскотатарского языка заметно отличается от татарского. По вероисповеданию крымские татары в своем большинстве являются мусульманами.

У крымскотатарского народа богатая и порой трагическая история. В XIII веке Крым был завоеван монголами. Через двести лет было создано независимое Крымское ханство, которое после захвата полуострова Османской империей стало ее вассалом. До XVIII оно активно воевало с Русским государством и Польшей.

В 1783 году Россия победила турков и забрала Крым. Духовенство крымских татар и местные феодалы были приравнены к российской аристократии и сохранили все свои права. Однако притеснения российских чиновников и помещиков вынудило многих крымских татар массово эмигрировать в Турцию.

Интенсивное освоение полуострова в XIX веке привело к вытеснению крымских татар за счет переселенцев из российских губерний. В 1917 году была предпринята попытка создания крымскотатарского государства. Через четыре года в составе РСФСР была создана Крымская АССР. В 1937 г. большая часть интеллигенции крымских татар была репрессирована. Крымские татары принимали активное участие в борьбе с гитлеровскими войсками во время войны. Многие из них удостоены боевых наград.

Однако после изгнания нацистских войск из Крыма они были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. В мае-июне 1944 года большинство крымских татар с семьями были депортированы с родных мест в Узбекистан и другие регионы страны. Находившихся на фронте в том же году демобилизовали из армии и направили в места поселения родственников. Крымские татары, в отличие от других депортированных народов, только в 1989 году получили право вернуться на родину.

Казанские татары вчера и сегодня

Татарский народ состоит преимущественно из казанских татар. В свою очередь их этнической основой считаются такие древние тюркские народы как булгары и половцы. Формирование казанских татар происходило в средние века. В этот период они уже представляли собой многочисленный народ с развитой экономикой и культурой. Занимались преимущественно сельским хозяйством, деревообрабатывающим и кожевенным ремеслами, изготовлением ювелирных украшений. Различные ремесленно-кустарные производства формировали материальную культуру татар, на которую оказывали влияние среднеазиатские народы, а с конца XVI века и русская культура.

Сегодня половину населения входящей в состав Российской Федерации. республики Татарстан составляют современные казанские татары. Их столица – миллионный город Казань. Главой татарского государства является Президент. Законодательную и контрольную власть осуществляет Государственный Совет, исполнительную – Кабинет министров. Наряду с русским, государственным языком Татарстана является татарский язык. В Татарстане проживает свыше 3, 8 млн. человек .

Являясь одним из самых экономически развитых российских регионов, он занимает ведущие позиции в производстве полиэтилена, синтетических каучуков и шин, грузовых автомобилей, синтетических моющих средств и нефти. По объемам сельхозпродукции занимает третье место в РФ. Развивается культура, образование и наука. Татарстан располагает большими запасами природных ресурсов, главным из которых является нефть. Здесь также добывают также уголь, нерудные материалы. Имеются перспективные запасы других ископаемых. В республике огромные запасы воды.

Согласно своей Конституции Татарстан является светским государством. Из религий в нем наиболее распространены ислам и православие.

В чем разница

Крымские и казанские татары, являясь родственными народами, имеют заметные различия.

  1. Крымские татары, являясь коренным народом Крымского полуострова, собственной государственности не имеют.
  2. Казанские татары составляют половину населения Республики Татарстан со своей конституцией, законодательной, исполнительной и судебной властью.
  3. Крымские татары были относительно самостоятельны до второй половины XVIII века, находясь в зависимости от турков. Казанские татары с XVI века были в политической зависимости от России.
  4. В Крыму проживает порядка 230-270 тысяч крымских татар. Около 2 млн. казанских татар живут в республике Татарстан.
  5. В создании этносов крымских и казанских татар участвовали разные народы. У крымских татар это были преимущественно европейцы (киммерийцы, греки, римляне, гунны, итальянцы, славяне и пр.) У казанских татар – народы, пришедшие с востока (волжские булгары, предки марийцев, мордвы, удмуртов, славян.
  6. Крымскотатарский язык заметно отличается от татарского, в первую очередь интонацией и фонетикой. Многие слова и выражения татарского языка крымские татары не понимают.

Этноним «татары» известен с глубокой древности; наиболее вероятная этимология – от китайского названия одного из племен хунну (кочевников к северу от Китая) – дада (или дадан). Позже, когда тюрки вторглись в Европу, это слово было соотнесено с греческим названием подземного царства – «тартар». То есть несущие смерть и разрушение восточные кочевники в сознании европейцев ассоциировались с пришельцами из ада. В позднем Средневековье этноним «татары» закрепился за большим количеством тюркских народов, которые впоследствии имели различную политическую и этническую историю.

Этногенез

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Лингвистические особенности

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

  • западный (мишарский) – язык татарской этнографической группы «мишари»;
  • средний (казанский), ставший основой для татарского литературного языка;
  • восточный (сибирско-татарский).

В крымско-татарском:

  • южнобережный;
  • северный (или степной);
  • средний, ставший основой для литературного языка.

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.

Сравнительная таблица

В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.

Поволжские татары Крымские татары
Численность Более 5 млн 300 тысяч Около 484 тысяч
Вероисповедание Ислам суннитского толка, часть (кряшены, нагайбаки и некоторые другие субэтносы) – православие Ислам суннитского толка
Язык Тюркская группа, кипчакская подгруппа Тюркская группа, разные диалекты происходят от кипчакской и огузской подгрупп
Проживание Республика Татарстан – около 2 млн, остальные – более или менее компактными группами в Российской Федерации, странах бывшего СССР, небольшие группы – вне СНГ Республика Крым – около 230-270 тысяч по разным данным, остальные – в южных регионах Украины и России, а также в Румынии, Узбекистане и некоторых других странах

Оригинал взят у rus_luck в Вопрос о татарах: кто булгар, а кто нет?

Этот пост я вынашивал давно. Замыслил я его для того, чтобы лично разобраться в этногенезе современных татар и ответить на вопрос: какая группа татар относится к булгарам, а какая нет. Можно ли объединить всех татар под одним этнонимом "булгары", как это пытаются сделать булгаристы? Или же это полная бессмыслица? Эти вопросы принципиальны для меня, т.к. я убежден, что любой народ имеет право знать свою историю и идентифицировать себя так, кем он является на самом деле, а не ходить с ложным ярлыком, которого на него повесили другие. Напомню, настоящие монгольские племена под названием "татары" жили в VI—XIII веках далеко в степях Центральной Азии и к современным татарам никакого отношения не имеют. У современных татар в предках значится совсем иные народы, поэтому справедливости ради "татарами" они называться не могут. В настоящем посте попробую в этом разобраться.

Восточная Европа 9-11 веках.

Итак, официально выделяются следующие группы татар:

Касимовские и бордаковские татары

Астраханские татары

Пермские татары

Польско-литовские татары

Нагайбаки

Ведущую группу из всего "татарского" этноса составляют казанские татары . С 20-х годов прошлого века их язык считается образцовым, на него равняется вся татарская литература, алфавит, произношение, правописание и т.п., по нему обучаются дети в школах, а все остальные отклонения языка перешли в разряд диалектов. Никто уже не сомневается в том (разве что безнадежно неизлечимых монголистов-татаристов-империалистов и некоторых чуваш, которые не хотят делиться булгарским наследием с казанцами), что э тническую основу казанских татар составили булгары. Булгары появляются в Поволжье в 7 веке, когда Причерноморская Великая Болгария распадается под натиском хазар, и его жители в поисках спасения разбегаются кто куда. Часть болгар под предводительством Аспаруха движется на Дунай и создает Дунайскую Болгарию, часть под предводительством Котрага уходит в Волго-Камье и создает Волжскую Болгарию. На новых землях они смешиваются с местными славянами (волжские тоже - "именьковская культура" признана славянской). В 865 году дунайские болгары окончательно принимают христианство (Борис I), а волжские болгары через 57 лет в целях защиты от хазар приглашают Багдадских богословов и принимают ислам (Алмуш, 922 год ). Христианство же в среду болгар начинает проникать еще, когда они жили в Причерноморье. Кубрат - основатель Первой (Великой) Болгарии, воспитывался в Византийском дворе и был крещен в 12 лет, а его дядя хан Органа (Бу-Юргана) даже основал первую булгарскую архиепископию в городе Корсунь, что в Крыму. Правда, ислам принимают не все волжские болгары, и не так, как хотело Багдадское посольство. Дело в том, что в замен на принятие ислама, Алмуш хотел получить деньги для строительства крепости, а деньги он не получил. После скандала с посольством, ислам он все-таки принимает, т.к. понимает, что будучи мусульманином, хазары на него нападать не будут. Войско у хазар было наемное из мусульман, а мусульмане не воевали с мусульманами. В последствии Волжская Болгария разгромляется татаро-монгольским нашествием и, после нескольких восстаний, включается в состав Золотой Орды (1240 год) . Позднее р адикальный исламист - хан Узбек , убив всех своих соперников, приходит к власти в Золотой Орде, разгоняет всех христиан с язычниками и объявляет Золотую Орду мусульманским государством (1313 год). Триста лет волжские болгары находятся в подчинении завоевателей, хотя при этом сильно влияют на них в культурном плане. Когда Орда распадается, один из чингизидов крымско-татарского происхождения Улуг-Мухаммед на месте Волжской Болгарии основывает новое ханство, называемое Казанским (1438 год). Стоит отметить, что все последующие ханы Казанского ханства не были из числа местного населения булгар, а были чингизиды из разных династий: то крымских (десять), то сибирских (один), то астраханских (три) ханов. Правителей с булгарскими корнями не было в Казанском крае с тех самых пор, как пала Волжская Болгария. Хотя, известно, что в первые года, булгарские цари, так же как и русские, получали ясак на правление. Благодаря этим - фактически чужим - правителям на булгар вывешивается ярлык "татары". Русские же имели дело с ханами, а не с местным населением, как ханы называли себя, так русские называли и болгар, то есть - татары. Действительно, последние исследования генетиков говорят о том, что казанские татары в сути своей не являются тюркской народностью, а являются финно-уграми, сменившие когда-то изначальный язык на тюркский. Возможно, тюркизация произошла вместе с исламизацией. Ибн-Фадлан , посетивший Волжскую Болгарию в составе Багдадского посольства, четко называет булгар славянами, при этом других тюрков (огузов, печенегов, башкир) он называет тюрками, а значит он понимал кто есть кто. А персидский путешественник Истархи, тоже с 10 века, пишет, что язык хазар не похож на язык тюрков, а похож на язык булгар. Эти и другие факты говорят о том, что булгары изначально не были тюрками. (Как-нибудь я обязательно напишу о языке булгар). Лишь незначительная часть татар (примерно 10-15 %%) имеет восточное происхождение. Казань со времен Золотой Орды вознеслась, как центр татарской цивилизации, она всегда притягивала тюрков и татар небулгарского происхождения. Вливание извне было неизбежно. Поэтому в Казани можно встретить любого представителя из татарских групп. Примерная численность казанских татар на сегодняшний день - 2 млн.человек.



Мишари - второй крупный субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском (западном) диалекте татарского языка. Формирование мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере. Существует две основные версий о происхождении этого народа. Мещерекская - согласно этой теории мишари возникли путем тюркизации финно-угорского народа мещереков. Другая версия предпологает, что мишари потомки буртас, жившие в V-XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Этническая принадлежность буратс до сих пор остается не ясной. Некоторые учены считают их близким народом к ираноязычным аланам, другие - к финно-уграм, третьи - к булгарам. Но судя по всему мещереки и буртасы были родственными или даже одним и тем же народом, но с разными названиями. По внешнему виду современные мишари - типичные европеиды со светлыми волосами и часто с голубыми глазами. Выделяются чокающие и цокающие. Можно заметить, что цокающие в основном живут там, где жили мещереки, а чокающию живут там, где жили буртасы. Есть ли тут какая-то связь?.. Вполне возможно. Последний раз как отдельный народ мишари отмечались в 1926 году и численность их была около 1 миллиона (сегодня по некоторым оценкам может дойти до 2,5 млн.). Можно ли мишар назвать булгарами? Отчасти: может, они и не были булгарами, но генетическое родство на лицо. Любая теория о происхождении мишарей сближает их с булгарами.


Мишари Сергачевского уезда 1890-е

Деревенские старшины сергачевских мишар

Примерные границы некоторых мишарских княжеств в Мещере в XV—XVI веках.

Обратите внимание на языческие имена мишарских князей на карте.

Касимовские татары - их название связано с Касимовским царством - феодального государства со столицей в городе Касимов, существовавшего в 1452-1681 годах в западной части Мещёры. Основу их этнического субстрата составили мишари и другие финно-угорские племена, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства. В качестве этнического субстрата выступили выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, казахских и ногайских орд, оседавшие на территории царства в течение XV—XVII вв. Этногенетическое взаимодействие этих племен и народностей оказало большое влияние на формирование и развитие традиционной культуры касимовских татар. В ней наиболее наглядно проявились сложные процессы политической и социально-экономической истории данной группы татар. Ныне - это территория Рязанской области. Бордаковские татары - это православные касимовские татары.

Рязанская (касимовская) татарка,1930-е

Коренной этнос Западной и Южной Сибири. По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским хантам. Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос! С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех татарских групп. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, в среде сибирских татар сильно чувствуется их близость с казахами и отличия от казанских татар. Сибирские татары - не являются генетическими родственниками казанским татарам и булгарами их называть нельзя. Они - отдельный народ. Численность доходит до 200 тыс.чел.

Сибирские татары начала ХХ века

Астраханские татары - территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. В XV—XVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское ханство (1459—1556), частично Ногайскую Орду и отдельные ногайские княжества (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев (которые в свою очередь имеют монгольское происхождение - мангыты). Астраханские татары, равно как и многие другие представители татарского и других тюркских этносов, употребляют несколько эндоэтнонимов для обозначения субэтнической и родовой принадлежности (нугай и карагаши). В прошлом от оседлых астраханских татар особняком стояли кочевые татарские группы - так называемые юртовые татары. Сегодняшние астраханские татары по внешности скорее монголоидны, чем европеидны. Можно ли астраханских татар называть булгарами? Нет! Хотя Л.Н.Гумилев считает, что астраханские татары частично потомки хазар. А хазары в свою очередь, хоть и враждовали с булгарами, но были им родственны. Астраханских татар насчитывается всего ок. 2 тыс.чел.

Начало ХХ века

Тептяри - субэтнос татар, возник в 17 веке на территории Башкортостана, после переселения туда казанских татар, чувашей и финно-угорских народов и смешения их между собой. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие, а часть как этносословную группу. В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года - 27 387 человек. В Башкортостане и сейчас все не мишарские татары в народе называются тептярами. Их количество при соблюдении коэффициента 1926 года на сегодняшний день получится ок. 50 тыс.чел. Тептри - это булгары? Да!

Пермские татары этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Численность татар в Прикамье в 1989 году составила 150 460 человек. Перепись 2002 года отметила сокращение их численности до 136 597 татар. Часть этих татар можно отнести к булгарам, часть - к башкирам.

Деревня Танып Бардымский район Пермской области, дореволюционное фото

Польско-литовские татары - самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Общая численность свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии 7,3 тыс., в Литве около 3,2 тыс. и в Польше около 500 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдове, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие - в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты). Прежде эти татары называли свое вероисповедание верой бисурманской, а себя - бисурманами. Однако после войн с турками слово «бисурман» приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве самоназвания. Согласно собственной традиции первые татары (в основном это были мужчины-воины) пришли в Великое Княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов. В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого Княжества Литовского (например Грюнвальдская битва). В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно - по всей стране. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынудило смешанные браки. Родного языка у них не было, т.к. племена были разноязычны. Уже к концу XVI века перешли на старобелорусский язык, позднее часть перешла на польский. Для религиозной литературы использовался модифицированный арабский алфавит. Булгары ли польско-литовские татары? Однозначно нет! Хотя, возможно, среди них были мужчины из булгар. Но не думаю, что их было много. Булгары - земледельцы, и в войсках золоордынских ханов их было в меньшинстве, если вообще были. Основной костяк польско-литовских татар составляют потомки крымских татар и ногайцев (это были мужчины воины, которые взяли в жены литовских и польских женщин).

Польско-литовские татары

Кряшены (крещёные тата́ры) - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов. Исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях. По неофициальным данным их численность доходит до 700 тыс. человек, из них, по словам отца Павла - уважаемого кряшенского священника из Тихвинской церкви г. Казани, в Татарстане проживает 400 тыс. кряшен. Хотя при этом на переписях казанскими властями официально выделяется не более 30 тыс. кряшен. Все это делается для того, чтобы держать численность татар больше половины от числа всех жителей Татарстана и поэтому остальных кряшен причисляют к татарам.

Согласно традиционной (и сильно раздутой мусульманской интеллигенцией) точки зрения кряшены возникли в процессе поэтапной насильственной христианизации тюркских и финно-угорских народов после падения Казанского ханства. Однако в последнее время появляется все больше доказательств, что насильственной христианизации не было. Христианизация была добровольная, и многие кряшены до этого не были мусульманами. К тому же имеются множество фактов существования христиан среди предков казанских татар еще со времен Причерноморской и Волжской Болгарии. Например, и сторик и богослов А. В. Журавский. утверждает, что крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркоязычных племён - булгар, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Так в статье газеты «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время» и т.д. Подробнее об этом читайте:


Авраамий Болгарский: святой из волжских булгар ,
"Греческая палата": следы средневекового христианства в Болгаре (Татарстан) ,
Петр и Стефан Казанские: святые из казанских татар (булгар) ,
Турсас - Преподобный Серапион Кожеозерский: святой из казанских татар (булгар) ,
Святая Мученица Платонида: святая из казанских татар (булгар) .

Ещё одну версию выдвинул казанский историк и кряшен по национальности Максим Глухов . Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — монгольскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Есть версия, что название династии крымских ханов Гиреи восходит к слову "кереиты". Согласно Глухову потомки кереитов поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти.

Однако вариант М.Глухова на мой взгляд выглядит мало убедительно. Кереиты были монгольским племенем, а не тюркским, и выглядели они как настоящие монголы (были монголоидами), в то время, если посмотреть на современных кряшен, то внешне они типичные европеиды. Вряд ли за столь короткое время они кардинально изменили свою внешность. И нет фактов того, что кереиты переселялись в Казанское ханство. Среди тюркских народов кереиты остались лишь в составе казахов. Они оставили свое самоназвание и являются одним из казахских родов. По свидетельству Ч.Валиханова, кереиты после образования казахской народности вошли в состав Старшего жуза, но вскоре часть отделилась от него и ушла к узбекским сородичам. Сейчас кереиты в виде родов в составе национальности халха населяют различные аймаги Монголии. В Южной (Внутренней) Монголии они входят в состав национальностей Цахар, Ордос и Баарин. Кроме того они входят в состав торгоудов Монголии, России и Китая. Не смотря на это, в кряшенских кругах (может быть из уважения к родному ученому), ходит эта версия. Но при этом мало кто понимает, что желая откреститься от этнонима "татары", они наоборот причисляют себя к татарам, ибо кереиты - это и есть те самые настоящие татары (только не те, что живут в Татарстане, а те, которые обитали в Монголии). Если татаристы считают, что казанские татары - это потомки татаро-монгол, то и Глухов, получается, такой же, как они, - татарист. Булгарская версия их отпугивает лишь потому, что у всех на устах звучит, словно мантра, "булгары были мусульманами", что, конечно же, не правда. Но это всего лишь следствие не знания ими булгарской истории.

У кряшен есть замечательный народный стих, где говорится, что они родом из булгар:

Ургый гына ургый урак урдым

Ата-бабабызның кәсебе.

Керәшеннәр кем дип сорасагыз,

Болгарлардан килгән нәселе.

Кстати, есть мнение, что предки кряшен - керечины - выходцы из государства Керии, части гуннской им-перии, когда в 619 г. булгарский князь Бу-Юрган (дядя Кана Кубрата) для заключения союза с Византией принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен (вероятно, - Корсунь или Херсонес) и с той поры православных булгар называют кряшенами. Данная гипотеза так же довольно популярна в кряшенской среде, т.к. многие национальные лидеры высказывают сегодня несогласие с происхождением этно-нима своего народа от слова «крещеный»


Заведующий Центральной крещено-татарской школы с 1895 по 1917 гг. Среди учащихся женского отделения Казанской крещено-татарской школы.

Семья священника Тихона Леонтьева справа налево: священник Тихон Леонтьев, его дочь Мария Тихоновна, сестра жены Софья Никитична (в замужестве Харитонова), его жена, Мавра Никитична Леонтьева (в девичестве Старцева), его сын Иван. Фото из семейного архива праправнука священника Тихона Леонтьева - Константина Демидова

Нагайбаки. Язык нагайбаков очень близок к татарскому, хотя нагайбаки исповедуют православную веру и именуют себя "нагайбаками" и сильно дружат с казанскими кряшенами. Среди нагайбаков существует предание о том, что этот гордый народ принял христианство задолго до русских. Историк нагайбакского народа, житель села Фершампенуаз Александр Григорьевич Тептеев утверждает, что тюркский язык был таким международным языком средневековой Азии, как нынешний английский для современного мира. И нагайбаки так же приняли новую для себя речь, как болгары приняли универсальный язык Балкан - славянский. Какой была речь нагайбаков изначально, не знает никто; да и о самом происхождении нагайбаков доминирующей теории не существует. Есть очень красивая легенда о том, что нагайбаки произошли от ногайских воинов - охранников Суйембекэ (она была дочерью ногайского хана) - жены Казанского хана Джан-Али. Их нанимали ханы как искусных и честных воинов, благородных рыцарей азиатского Средневековья. Когда пала Казань, ногайцы, ведомые некоим Ногай-Беком, искали другой службы и нашли ее у Московского царя. Нагайбаки, когда Москва затеяла войну с Казанью, с низовьев Камы ушли южнее, в долину реки Ик. Когда Москва затеяла войну с башкирскими и киргиз-кайсакскими племенами, нагайбаки приняли в ней самое деятельное участие. За верность российской короне в 1736 году именным указом Анны Иоанновны нагайбаки были определены в казачье сословие. На реке Ик была основана крепость Нагайбакская (см. Село Нагайбаково: история, достопримечательности и заветные места ). Первым воеводою стал В.Суворов (отец великого полководца Александра Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину. В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками и участвовали в сражениях за Берлин, Кассель, под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как "Битва народов". В марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами. Оренбургский край испокон веков не знал покоя. Башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других. Так продолжалось сотни лет. Для установления мира решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью в пятсот верст. Весь "новолинейный” район вошел в состав Оренбургского казачьего войска. Весной 1842 года казаки-нагайбаки с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на "новолинейных” землях. Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. По ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена казачьим постам, крепостям и станицам присвоены названия, связанные с победами русского оружия: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Треббия, Балканы, Лейпциг и т.п. Всего - 31 название, по местам сражений в Европе. Так началась история уникальной страны нагайбаков. Нагайбаки служили исправно. Особенной неприветливостью к нагайбакам относились башкиры, и их неоднократно усмиряли. До сих пор башкиры словосочетанием "вот придет нагайбак...” стращают своих детей. Среди нагайбаков было много полных георгиевских кавалеров, их вообще посылали в самые горячие места как самых храбрых воинов. Впрочем в историю войн они вошли как "казаки”, а потому многие из славных дел нагайбакских воинов остались за рамками военно-исторических хроник. С тех пор нагайбаки проживают в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Численность ок. 10 тыс.

Можно ли отнести нагайбаков к булагарм? Хм, не знаю. По мнению одних исследователей нагайбаки не были изначально мусульманами и приняли христианство еще в булгарский период; по мнению других, что они - ногайцы (из-за схожего названия), то есть кыпчаки, которые в 14 веке мигрировали в Среднее Поволжье из Приазовья, затем уже переселились на берега рек Ик и Сюнь. Если посмотреть на внешность современных нагайбаков, то можно заметить, что они европеиды и очень похожи на казанских татар. Либо они смешались с русскими, либо изначально так выглядели. Может быть название нагайбаки и ногайцы чисто случайны? Ведь фактов того, что ногайцы исповедовали христианство нет. Но есть свидетельства того, что в их ряды попадали не только тюрки. В состав нагайбаков вошли крещеные калмыки, афганцы, арабы, аравитяне, армяне, бадакшанцы, бухарцы, каракалпаки, кубанцы, персияне, талыжцы, турки, узбеки и хивинцы. В окрестных селениях жили кряшены (крещёные ясачные татары и тептяри), которые часто переводились в ведомство Нагайбацкой крепости по мере обращения их в христианство. Кроме того частью нагайбацких казаков стали принявшие христианство башкиры. Может, действительно их название просто пошло от их легендарного предводителя Ногай-Бека и конкретно к ногайцам они не имеют никакого отношения? В общем, этот вопрос остается открытым.

. Мишари (значительное генетическое родство не зависимо от теорий)
. К асимовские и бордаковские татары (генетическое родство с мишарами и булгарами, но суммарное влияние ногайских, крымских, астраханских, сибирских, казахских тюрков)

. Нагайбаки (зависит от теории, но булгары в этногенезе участвовали сильно)
. Пермские татары (часть булгары, часть башкиры - четкого разделения нет)


Не булгары (родство на уровне соседних народов):
. Астраханские татары (значительно ногайцы, незначительно хазары, из-за хазар родство с булгарами минимально)
. Сибирские татары (нет никаких связей с булгарами )

. Польско-литовские татары (мужчины из ногайцев, крымских татар и караимов, женщины - польки и литовки)

Вывод: всех татар назвать булгарами нельзя! Татарскую национальность создали искусственно, объединив под одним этнонином разные народы. Ожидаю, такой вывод понравится не всем...

p.s. В этом посте я не рассматривал других не татарских потомков булгар. И крымских татар тоже не рассматривал, потому что они никогда не считались с казанскими татарами (булгарами) одним народом.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Формирование
  • 2 Культура
    • 2.1 Свадебные обряды
    • 2.2 Погребальный обряд
    • 2.3 Национальная одежда
  • 3 Антропологические типы казанских татар
  • 4 Теория этногенеза казанских татар
  • 5 Районы расселения
  • Литература
    Примечания

Введение

Казанские татары. Фото 1885 года

Казанские татары - одна из основных групп, составляющих татарский народ. Говорят на среднем диалекте татарского языка кипчакской группы тюркских языков. Этническую основу казанских татар составили волжские булгары и другие тюркские, а также отчасти финно-угорские племена волго-уральского региона.


1. История

1.1. Ранняя история

После завоевания в 1236 году Волжской Булгарии монголами и ряда булгарских восстаний 1237 и 1240 годов Волжская Болгария входит в состав Золотой Орды. Позже после распада Золотой Орды и возникновения на ее месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство. В результате консолидации булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.


1.2. Формирование

В XV-XVI веках происходит формирование казанских татар. Казанские татары, как наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса казанских татар занималась земледелием, сильно развито среди казанских татар было ювелирное искусство, происходившее от булгарского, а также кожевенное, деревообрабатывающее ремесла и многие другие. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры булгар и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века - русской культуры.

[Казанские и оренбургские татары]

С того времени, как Казанское царство российскою силою побеждено и к российскому государству присовокуплено, рассеялись многие татара в продолжение сей войны, а остальные переселились от части толпами в непобежденные тогда ещё татарские области: вот по чему и сделано было в казанском царстве гораздо больше перемен, нежели в прочих завоеванных местах...

При сем [российском] правлении многие казанские татара, с дозволения оного, перешли с прежних своих мест на жилище в другие страны, которые показались им привольнее: вот по чему и умножилось число рассеянных станиц и селений сих татар в пограничных с Казанскою губерниях, а именно в Оренбургской, Тобольской, а от части также в Воронежской, и в некоторых других... однако они в житейских своих обрядах вере сообразны казанским татарам: почему и не примену, говоря об оных, и на сих ссылаться.

Оренбургских казанских татар отнюдь не должно смешивать с перекочевавшими в сию [Оренбургскую] губернию ордами, как то с киргизцами, а от части и уфскими татарами. Прямые оренбургские татара живут в Оренбурге т по крепостям оренбургской линии по реке Урале частию рассеяно, а частию в особливых слободах, в собственных слободах и городке Каргале на реке Сакмаре, в 18 верстах от Оренбурга... Уфские городские и деревенские татара суть древние древние беглецы казанские, и они многолюдны. В Оренбургской исешской провинции ведется уже с лишком сто лет селение, состоящее из некоторых деревень, и прозывается по Ичкинскому ручью...

Все оренбургские казанские татара числом превосходят настоящих казанских, да и прочих, в рассеянии живущих, наберется не меньше, как и казанских. Казанские татары получили свое название от главного города Казани... В прочем, по собственным преданиям, не особливого колена, но произошли от оставшихся тут [в Казани] на поселении разных поколений ратоборцов и от привлеченных в Казань иностранцов, а особливо ногайских татар, которые все чрез соединение свое в единое общество составили особый народ.

Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов,..» Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.


2. Культура

2.1. Свадебные обряды

У казанских татар были своеобразные способы приобретения невесты, как остаток глубокой старины в Поволжье. Как способы приобретения невесты, так и свадебные обычаи казанских татар представляют резкие отличия от обычаев и обрядов прочих их соплеменников и имеют большое сходство с обрядами соседних инородцев (чуваш, черемис, мордвы и вотяков), что указывает на близкое их соседство с древнейших времен и взаимное влияние. У казанских татар существовали три способа приобретения невесты: 1) Похищение путем насильственным, то есть против воли как самой девушки, так и ее родных; 2) Добровольный уход девушки из родительского дома к жениху - по обоюдному с ним согласию, но без ведома и согласия родителей сторон; 3) В порядке обыкновенного сватовства, по воле и предварительному соглашению родителей сторон. Все эти способы практикуются и у прочих народов Поволжья .


2.2. Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар, на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует,что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII–XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .


2.3. Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой - стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.


3. Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырех основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.


4. Теория этногенеза казанских татар

См. раздел «Теории этногенеза» в статье Татары .

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них :

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

5. Районы расселения

Казанские татары (казанлы), являются основной частью татарского этноса в Татарстане, уступая лишь в нескольких районах мишарам (в Дрожжановском, Нурлатском, Чистопольском, Буинском и Черемшанском районах). Основной ареал расселения казанских татар - так называемое Заказанье и Вятка (Арский, Балтасинский, Атнинский, Высокогорский, Сабинский, Тюлячинский, Кукморский, Зеленодольский, Пестреченский, Лаишевский районы), а также Закамье, восток и юго-восток республики, где они известны в том числе под названием тептяри (Заинский, Актанышский, Мензелинский, Агрызский, Сармановский, Азнакаевский, Муслюмовский, Тукаевский, Бавлинский, Ютазинский, Бугульминский районы) и Горная сторона (Зеленодольский, Верхнеуслонский, Камскоустьинский, Апастовский, Кайбицкий, районы). Также доминируют в Мамадышском, Камско-Устьинском, Тетюшском, Рыбно-Слободском, Елабужском, Менделеевском, Нижнекамском, Спасском районах. В ряде районов соотношение казанских татар и мишар равное, либо они относительно преобладают. В основном на юге республики (Аксубаевский, Алькеевский, Спасский, Алексеевский, Ново-Шешминский, Лениногорский, Альметьевский районы).

Татары, проживающие в Самарской, Кировской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областях, Пермском крае и Республиках Башкортостан и Марий Эл в массе своей также являются казанскими татарами и доля мишар среди них мала, но следует также рассматривать и татарскую ассимиляцию марийцев. Что касается Башкортостана, то в некоторых районах (Кармаскалинский, Аургазинский, Кушнаренковский, Чекмагушевский, Балтачевский, Бураевский, Кигинский, Чишминский, Благоварский и Буздякский) татары в большинстве своем имеют мишарские корни. Казанскотатарские/тептярские корни имеют татары проживающие в Илишевском, Янаульском, Дюртилинском, Татышлинском, Аскиновском, Шаранском, Бакалинском, Ермекеевском, Миякинском, Нуримановском, Иглинском, Салаватском и др. районах северо-запада Башкортостана.


Литература

  • Петр Знаменский. Казанские татары.
  • Гайнутдин Ахмаров. Свадебные обряды казанских татар.
  • Косач Г.Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Каариайнен К., Фурман Д.Е. (отв. редакторы). Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. М., Институт Европы РАН, Институт Евангелической Лютеранской церкви Финляндии, 2007.

Примечания

  1. Гайнутдин Ахмаров- Свадебные обряды казанских татар - nevesta-kazan.narod.ru/text/tatar-ahmerev.htm
  2. «Современные остатки языческих обрядов чуваш». Казань. 1879. С.16
  3. Дроздова Галина Ивановна ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ XVI-ХIХ ВЕКОВ (ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ) - www.tataroved.ru/publicat/Drozdova.doc
  4. Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии. // Происхождение казанских татар. Казань, 1948 C.30-34.
  5. , Татары , Буджакские татары , Заболотные татары .

Ранняя история

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой , проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также

Напишите отзыв о статье "Казанские татары"

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). - Уфа, 1979.
  • Ахмаров Г. Н. (татар.) русск. // Әхмәрев Г. Н. (татар.) русск. Тарихи-документаль җыентык. - Казан: “Җыен-ТатАрт”, “Хәтер” нәшрияты, 2000.
  • Дроздова Г. И. / автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.06. - Казань: Ин-т истории имени Ш. Марджани АН РТ, 2007. - 27 с.
  • Знаменский П. В. . - Казань, 1910.
  • Каариайнен К. (фин.) русск. , Фурман Д. Е. Татары и русские - верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии . - 1999. - № 11 . - С. 68-80 .
  • Косач Г. Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / К. Каариайнен (фин.) русск. , Д. Е. Фурман (отв. редакторы). - М .: , 2007.
  • Мухаметшин P. М. Татары и ислам в XX веке. (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - Казань: Фен, 2003. - 303 с. - ISBN 5754402252 .
  • Татары / Отв. ред. Р. К. Уразманова , С. В. Чешко . - М .: Наука , 2001. - 583 с. - (Народы и культуры). ()
  • Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Происхождение казанских татар. - Казань, 1948. - С. 30-34.
  • Уразманова Р. К. Семейный быт татар юго-восточных районов Татарии // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. - Казань: Казанский филиал Академии наук СССР , 1976. - 152 с.
  • Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа: историко-этнографические исследования. - Казань: Татарское книжное издательство , 1984. - 145 с.
  • Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл. XIX-нач. XX вв. Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Издательство ПИК "Дом печати", 2001. - 198 с.
  • Уразманова Р. К. // Этнографическое обозрение . - 2009. - № 1 . - С. 13-26 .

Отрывок, характеризующий Казанские татары

«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.