Тренинг по формированию толерантности. Примеры тренинговых упражнений по формированию и развитию толерантности

Летнее развлечение на свежем воздухе

«День ветерка».

Цель: Создать у детей радостное настроение.

Задачи:

Образовательные:

обогатить знания детей о явлениях природы (ветер),

обогатить словарный запас.

Развивающие:

развивать внимание и восприятие, эмоциональную отзывчивость

развивать координацию движений и пространственную организацию движений.

совершенствовать двигательные навыки.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к совместному творчеству.

Оборудование: Костюм Ветерка, два веера или султанчика, самодельные бумажные веера по количеству детей, большой таз с водой, 2 бумажных кораблика, красная и синяя ленточки.

Ход развлечения:

Дети располагаются либо на веранде участка, либо на открытой площадке.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались на этой полянке, чтобы познакомиться с Невидимкой. Как вы думаете, кто такой Невидимка? (Невидимка – это тот кого мы не можем видеть). А кто наш таинственный Невидимка, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Хоть безрукий… Но бывает

Груши с веток обрывает.

Так порою, он сердит.

Только что он был везде,

Миг и нет его нигде!(Ветер)

Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет. Деревья ломает, к земле траву наклоняет. (Ветер)

Правильно, ребята – это ветер. Ветер – невидимка, но хоть мы его не видим, но мы можем его почувствовать и услышать. Ребята, а какой бывает ветер?

(Сильный, слабый, холодный, ласковый, освежающий, северный, южный, колючий, теплый…)

По каким признакам мы можем узнать, что на улице ветер?

(Нужно посмотреть в окно: если ветки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть. А если открыть форточку, ветер заставит качаться занавески, может сдуть бумаги со стола…)

Ребята, как вы думаете Ветер – Невидимка уже здесь? (Да, листочки шевелятся).

Вы готовы с ним познакомиться? Посмотрите, вот эта волшебная палочка, которая поможет нам увидеть Ветер – Невидимку. Палочкой скорей взмахну, слова волшебные скажу: «Ветер, ветер, появись! Перед нами закружись!

(Появляется взрослый в костюме Ветра, с веерами в руках)

Ведущий : Здравствуй Ветер – ветерок, развеселый наш дружок!

Ты в кружок скорей вставай с нами танцевать давай!

Танец (по выбору муз. руководителя)

(Можно повторить любой знакомый детям танец)

Ведущий: Ветер, какой ты веселый, мы очень рады тебя видеть!

Ветер: Я тоже очень рад с вами познакомиться и хочу вам рассказать о себе побольше… Вот, например, я очень люблю играть с водой. Давайте отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен большой таз с водой).

День ветра

Сегодня 15 июня. Сегодня – праздник. И это не совсем обычный праздник. 15 июня свой день отмечает …Ветер! Да-да, дорогие ребята, вы не ослышались – именно ветер. Есть День Земли, есть День Воды. Так почему бы не отмечать ДЕНЬ ВЕТРА? Тем более что причины для этого есть.

15 июня на планете Земля отмечается Всемирный день ветра. Этот праздник учрежден по инициативе Европейской ассоциации ветроэнергетики и Всемирного совета по энергии ветра.Цель его проведения - привлечение внимания общественности (в первую очередь, представителей энергетических комплексов разных стран) к огромному потенциалу ветроэнергетики. По мнению экспертов, развитие ветроэнергетики поможет решить большой ряд проблем не только энергетического, но и экономического, а также экологического характера.

Впервые День ветра отмечался в Европе в 2007 году. Уже в 2009 году он приобрел статус всемирного, к празднованию присоединились более 30 стран. С каждым годом их количество быстро растет. Правда, Россия в число этих стран, к сожалению, пока не входит: на официальном уровне никаких мероприятий, посвященных Дню ветра, в нашей стране не проводится.

Все вы прекрасно знаете, что ветер обладает огромной силой, огромной энергией. Порой энергий ветра может быть разрушительной и страшной. Ветер может ломать и вырывать из земли деревья, поднимать в воздух тяжёлые предметы и перемещать их на значительные расстояния. Сильные порывы ветра могут сбить человека с ног. Но люди испокон веков умели обратить энергию ветра себе на пользу. Достаточно вспомнить, что очень долгое время весь морской флот был парусным и передвигался благодаря энергии ветра. А значит, именно ветру мы обязаны развитием цивилизации и теми многочисленными географическими открытиями, совершёнными морскими экспедициями.

А ветряные мельницы наряду с водяными мельницами на протяжении долгого времени были единственными машинами, которые использовало человечество. Поэтому применение этих механизмов было различным: в качестве , для обработки материалов () и в качестве насосной или водоподъемной станции.

Ветряная - механизм, который выполняет механическую работу за счёт энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы. Наиболее известным применением ветряных мельниц является их использование для помола. (По материалам Википедии)

Энергетика – это основа экономики. Можно добывать энергию разными способами. Существуют самые различные электростанции. Какие виды электростанций вам известны? (ответы детей, обсуждение информации о том, где строятся эти станции и на чём работают)

Да, действительно, это гидроэлектростанции, тепловые электростанции, атомные электростанции, солнечные батареи и ветровые электростанции. Большая часть этих станций функционирует за счёт переработки различных природных ископаемых.

Сжигая природное топливо (древесина, нефть, газ), мы отравляем воздух продуктами горения. На атомных электростанциях остаются радиоактивные отходы. Для того, чтобы заработала гидроэлектростанция, необходимо построить огромную плотину. Энергия ветра, также как и солнечная, абсолютно экологична, при ее производстве не остается вредных отходов. Активная работа в этом направлении может привести к сокращению огромных сумм, которые ежегодно вкладываются в энергетику. В результате, не будет так остро стоять проблема ограниченности ресурсов ископаемого топлива .

Ветряная электростанция - несколько ветряных генераторов, собранных в одном или нескольких местах и объединённых в единую сеть. Крупные ветровые электростанции могут состоять из 100 и более .

Ветряные электростанции строят в местах с высокой средней скоростью - от 4,5 м/с и выше. Скорость ветра возрастает с высотой. Поэтому ветряные электростанции строят на вершинах холмов или возвышенностей, а генераторы устанавливают на башнях высотой 30-60 метров. Принимаются во внимание предметы, способные влиять на ветер: деревья, крупные здания и т. д.

Современные ветряные электростанции прекращают работу во время сезонного перелёта птиц.

Мы с вами сегодня отмечаем День ветра. Мы узнали кое-что новое про энергию ветра. И более того, мы сегодня попробуем испытать энергию ветра на практике.

Мы с вами сделаем особую игрушку – вертушку из бумаги или бумажный флюгер (Приложение 1). Мы испробуем эти игрушки, поднявшись на Сокольскую гору – там ветер сильнее всего, т. к. не встречает на своём пути никаких препятствий.

И ещё попробуем запустить бумажного змея.

Приложение 1.

Вертушка из бумаги (или бумажный флюгер)

Для изготовления такой игрушки нам понадобятся:

Квадрат из цветного картона (не стоит делать большой квадрат);

Линейка;

Ножницы;

Карандаш;

Шило;

Кусок проволоки (можно взять скрепку и разогнуть её);

Клей;

Черенок для вертушки (можно использовать ненужный карандаш или смастерить самостоятельно, свернув трубочку из листа формата А4 и заклеив её по краю);

В квадрате нужно прочертить диагонали и сделать по ним разрезы, не доходя до центра по 0,5-0,8 см.

Загнуть поочерёдно каждый второй угол к центру, приклеивая их с небольшим нахлёстом.

Место склеивания закрыть небольшим кружочком (приклеить его). Дать клею высохнуть.

С помощью шила сделать дырку подходящего размера (суть больше толщины проволоки). Вставить проволоку, загнуть один конец.

Длинный конец проволоки аккуратно, стараясь не помять вертушку, примотать к черенку.

Вертушка готова!

Тренинг толерантности

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

    Обучающая:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

    Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.

    Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

    Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

    Воспитательная:

    Развивающая:

    развивать навыки рефлексии;

    развивать способность осознавать свои чувства;

    развивать навыки саморегуляции;

    развивать коммуникативные навыки.

Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников : 12-14 лет.

Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.

Структура занятия:

    Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.

    Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;

    Третий этап - игровой: система упражнений.

    Заключительная часть: рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап - организационный (15 минут)

Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках) и отличительное качество. Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).

Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.

Правила поведения:

    Доверительный стиль общения;

    Общение по принципу "Здесь и теперь";

    Искренность в общении;

    Конфиденциальность всего происходящего в группе;

    Активное участие в происходящем;

    Оцениваем не участника, а его действия и поступки;

    Уважение говорящего.

Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.).

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Третий этап - игровой (60 мин.)

Упражнение «Линейка»

Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.

Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»;

«Я плохой – ты хороший»;

«Я плохой – ты плохой»;

«Я хороший – ты хороший».

Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.

Упражнение на невербальную поддержку

Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?

Упражнение «Примерка социальных ролей»

Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам.

Осознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека.

Формирование коммуникативных навыков.

Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).

Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.

Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?

Упражнение "Мостик"

Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.

На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.

Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.

Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности.

Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.

Четвертый этап - рефлексия (15 мин.)

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.

Алла Шевчук
Тренинг толерантности

Цель : формирование у обучающихся установки на толерантное поведение .

Задачи :

1. Обучающая :

Познакомить учащихся с понятием «толерантность » .

Раскрыть характеристики .

Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.

2. Воспитательная :

Воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

Воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

3. Развивающая :

Развивать навыки рефлексии;

Развивать способность осознавать свои чувства;

Развивать навыки саморегуляции;

Развивать коммуникативные навыки.

Методы : групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников : 12-14 лет.

Материалы : цветные стики, клей, фломастеры, ручки, ватман, рисунок Дерево толерантности , бумажный скотч. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Структура занятия :

1. Первый этап - организационный : создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.

2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;

3. Третий этап - игровой : система упражнений.

4. Заключительная часть : рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап – организационный.

Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу) . Педагог-психолог представляется.

Игра «Имена» .

Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас зовут и скажите, как будут звать вас, когда вы станете взрослыми.

(Пояснение для учителя : учащиеся говорят по цепочке. Например : «Когда я был маленький, меня звали Вовочка, сейчас зовут Володя, а когда вырасту, будут звать Владимир Михайлович».)

А как ещё вас называют одноклассники, родители?

(учитель делает вывод)

Всем нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли по имени. Но для этого надо стараться и самим никого не обижать, исключить из общения клички, прозвища, особенно те, которые касаются физических недостатков и те, которые нам неприятны. Все мы разные и внешне, и по характеру, одинаковых людей нет, да и очень скучно бы было, если бы люди все были абсолютно одинаковыми.

Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения) .

Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.

Правила поведения :

Доверительный стиль общения;

Общение по принципу "Здесь и теперь";

Искренность в общении;

Конфиденциальность всего происходящего в группе;

Активное участие в происходящем;

Оцениваем не участника, а его действия и поступки;

Уважение говорящего.

Второй этап : - формулирование темы занятия, основных целей.

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность . Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя : уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы : языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Показ презентации - «Планета толерантности » .

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

психолог : На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

Толерантность – это уважение , принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность слово заимствованное,а поэтому мало понятное.

Подберите ближайшие синонимы к этому слову. (Ответы воспитанников)

Есть вещи в мире, которые мы любим, которые нам приятны. Что вы, ребята, любите на Земле? (ответы воспитанников) . Это вкусные конфеты, прекрасные пейзажи, мамина ласка, футбол…

Скажите, какие животные вам нравятся (ответы воспитанников) .

Каких животных вы не любите или даже боитесь? (Ответы воспитанников) .

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Предлагаю поиграть в игру «Мы – разные»

Хлопают в ладоши те, у кого светлые волосы

Хлопают те, у кого темные волосы

Хлопают те, у кого длинные волосы

Хлопают те, у кого короткие волосы

Хлопают те, у кого вьющиеся волосы

Слайды 13, 14, 15

Люди на свет рождаются разными : непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

На нашей большой планете Земля живут разные люди, непохожие друг на друга. У них разные культуры, разные языки, разный цвет кожи. Мы поем разные песни и играем в разные игры.

Игра ПРИВЕТСТВИЕ

А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают жители разных стран.

(Поочередно демонстрируются иллюстрации к портретам народов разных стран)

В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.

Латиноамериканцы – обнимаются.

Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.

Японцы – кланяются.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.

Русские, англичане, американцыв качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. В нее играют ребята из Африки, из страны Конго.

Создаём колаж толерантного человека , участники делятся на две команды и из молодёжных журналов делают колаж толерантного человека . Потом должны объяснить, что они сделали.

Третий этап - игровой

Упражнение «Линейка»

Цель : осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека .

Психолог : Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность . У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).

Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

А как ведет себя не толерантный человек ? Он позволяет себе : оскорбления, насмешки, предубеждение.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах :

«Я хороший – ты плохой» ;

«Я плохой – ты хороший» ;

«Я плохой – ты плохой» ;

«Я хороший – ты хороший» .

Последний вариант отражает позицию толерантного человека . То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе , своей стране, своим традициям.

Толерантность - это милосердие .

Толерантность - это сострадание .

Толерантность - это уважение .

Толерантность - это доброта души .

Толерантность - это терпение .

Толерантность - это дружба .

Толерантность - это гармония в многообразии.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности , то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными .

В конце мне хочется сказать, что школа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Четвертый этап - рефлексия.

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог :

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми

Литература

1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.

2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е . Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.

3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова – М : Генезис, 2000.

4. Харрис, Т. Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т. Э. Харрис – М : Академия, 2006.

5. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.

Программа тренинговых занятий для старшеклассников:

« В поисках толерантности»

Задачи:

- познакомить учащихся с понятиями: “толерантность”, «интолерантность», их значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности

Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности – расширение информационного поля относительно данного понятия

Развитие черт толерантной личности, способностей подросков понимать важнейшие принципы толернтности и применять их в повседневной жизни; способности адекватно и полно познавать себя и других людей; предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

Воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

Перед началом тренига принимаются следующие правила:

Уважительное отношение друг к другу и уважение, к говорящему.

Обращение по именам.

Общение по принципу «здесь и теперь»

Искренность в общении

Конфиденциальность

Правило « стоп »

Недопустимость непосредственных оценок человека

Занятие №1.

Первый этап. Мотивационно-информационный.

Цель : определить уровень знаний участников тренинга по проблеме толерантности. Ввести понятия «толерантность», «интолерантность», «экстремизм», «эмпатия», «расизм», «ксенофобия». Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.

У всех участников прикреплены бейджики с именами.

1 упражение «Ассоциации» (время выполения 15 минут).

Материал : ручки; листы бумаги на каждого участника.

Правила. В ходе упражнения определяется исходное отношение группы к проблеме (с анализом анкет участников по уровню развития у них толерантности). Даются определение понятий по теме, диалогизация проблемы.

Теоретическая часть, основные понятия :

«толерантность»- означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения. Толерантность делает нас терпимие, эмпатичнее друг к дугу, где каждый свободен придерживаться собственных взглядов и убеждений и признает также это право за другим. Признает, что люди на Земле различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностями, религией и обладают правом сохранять свою индивидуальность. Не могут навязываться взгляды одних другим людям. На всех языках каждое из определений «толерантность» имеет схожее определение. Так, по-английски это снисходительность, по-китайски это великодушие, по-русски – умение терпеть, быть снисходительным, великодушным.

«интолерантность»- это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.

«экстремизм»- экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus - крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам.

«расизм» - совокупность убеждений, в основе которой лежит « превосходство одной расовой группы над другими».

«эмпатия» - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.

«ксенофофия» - Ксенофобия (от греч.«чужой» и «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного.

Дается задание: «Напишите на листе 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент, когда вы слышите слова: «экстремизм», « толерантность», « эмигранты», «нетерпимость», «равноправие», «расизм», «дискриминация», «ксенофобия», «эмпатия».

Участники тренинга на листе бумаги записывают свои ассоциации к названным словам. После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций.

Ведуший. А вы сталкивались с проявлениями нетерпимости по отношению к себе, другим? (анализ ситуаций, о которых рассказывают подростки).

Ведущий. «Притча об аксакале». В одном селении умирал старый, уважаемый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, зятья, дочери, сыновья, дети жили в мире и согласии?». Старик не мог говорить уже и поэтому долго что-то писал на листе бумаги. И когда листок выпал из рук умирающего, все очень удивились - на нем 100 раз было написано одно слово!

Может быть, вы, догадались какое? (ответы детей). На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»

2. упражнение «Чем мы похожи» (время выпонения 20 минут).

Материал: разноцветные ленты по 40-50см. красного, синего, желтого, коричневого цветов по числу участников; коробка для лент.

Учащиеся вытаскивают из коробки по очереди по одной цветной ленте. Те, кому достались ленты одного цвета, объединяются в группы по 4-5 человек. Ведущий предлагает соединить узлами вместе «свой» цвет в группе, но при этом каждый должен найти причину, по которой он принадлежит именно этой группе (одинаковое хобби, цвет волос, увлечения, возраст, взгляды и тд.). Мини-группа слушает и решает принять участника в группу или нет. Постепенно во всех мини-группах с разными цветами ленточек образуется общая нить, которая объединяет разных людей на основе общего признака. Когда у всех нити в малых группах завязаны между собой, начинается следующий этап игры.

Один делегированный представитель из малой группы подходит в центр комнаты и называет любой общий признак этой группы, произнося:

«Мы похожи между собой потому, что…например – мы спортсмены или мы коммуникабельные, мы лояльно относимся к людям и тд. Каждая последущая группа также после принятия своих членов группы выбирает одного участника для ее представления для всех в кругу.

Постепенно участники завязывают разноцветные длинные ленты в один большой общий круг. Ведущий предлагает сделать участникам вывод: «Все мы разные, индивидуальные личности, с различными взглядами и принципами, с различными увлечениями и характером, привычками, но нас можно объединить вместе, несмотря на многочисленные различия».

Ведущий. Предлагаю всем участникам, стоящим в кругу найти несколько символичных признаков для объединения в одну общей для всех «цветов» группу.

Ведущий. Нас объединяет возраст, класс, школа, город Валуйки, т.к. мы его жители, наша Белгородская область и наша страна-Россия!

Рис.1 Культуры толерантности учащихся

3. упражнение «Картофель» (время выполнения 5-7 минут).

Материал: блюдо с картофелем по числу участников.

Ведущий. Часто бывает так, что мы воспринимаем какую-нибудь группу, например этническую, как целое и не задумываеся над тем, что каждый ее представитель - уникальный и неповторимый. Например, нам может казаться, что у всех китайцев одинаковое лицо, что все немцы-педанты, а все фины – молчуны. Но если мы познакомимся ближе с их культурой, ближе с конкретным человеком, узнаем больше о нем, то его индивидуальность станет очевидной для нас. Давайте попробуем проиллюстрировать уникальность всего существующего на практике. Вряд ли кто из вас считает, что картофель обладает индивидуальностью. Возьмите каждый по одной картофелине, хорошо ее рассмотрите, «особые приметы» запомните. Затем картофель свова перемешивается на блюде и каждый должен найти именно свой картофель по особым приметам, объясняя свой выбор.

4.упражение «Сделай правильный выбор» (время выполнения 10 минут)

Материал: для учащихся написаны на отделых листах основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.

Ведущий . Предлагаю каждому сделать свой выбор и собрать портрет «толерантного человека» и «интолератного».

Основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.

1. Знание самого себя

Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии

(способность формировать верные суждения о других людях)

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

После окончания выполения задания, участники зачитывают свои «портреты». Идет осуждение правильности выборов и их краткое обоснование. Далее ведущий делает вывод, что толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Рефлексия. Ведущий задает вопросы участникам:

- Что понравилось?

- Что вызвало проблемы при выполениии упражнений?

- Какие чувства вы сейчас испытываете?

- Получили ли вы удовлетворение от коллективной работы?

Занятие №2 .

Второй этап. Формирующий.

Цель: дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности. Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.

Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

1 упражнение « Белая ворона» (время выполнения 7-10 минут).

Цель: осознание чувств, эмоций другого человека, путем невербальной коммуникации.

Материал: музыка, карточки для игры по числу участников.

Правила. Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий предлагает вытащить по 1 карточке каждому. На одной будет написано «Белая ворона». Участник, получивший «белую ворону», обязан сохранить это в секрете и не подать вида, что он не такой как все. Все участники стараются быть внимательными. Смотрят друг на друга и пытаются определить «белую ворону». Каждый называет одного участника считающего, что он «белая ворона».

Рефлексия упражнения.

Ведущий задает вопросы:

Что чувствовал участник «белая ворона»?

Каково быть не похожим на остальных?

По каким признакам вы определяли «белую ворону»

Что значит выражение «белая ворона»?

2 упражнение « Мои качества» (время выполнения 15 минут)

Правила. Участникам, сидящим в кругу, предлагается представиться, назвав по первым буквам своего имени и фамилии свои личностные качества (черты, свойства характера), присущих только ему. Например: «естественность», «миролюбие» и др. Когда все представления будут сказаны, ведущий прелагает подумать и ответить на вопросы:

Что объединило, в этих представлениях участников?

Какие качества толерантной личности были у нескольких участников?

Для того чтобы выявить уровень своей толерантности, предлагаю небольшую анкету, которая поможет вам более точно определить уровень развития важных черт личности. Участники отвечают на вопросы анкеты «Уровень сформированности этнической толерантности старшеклассников» (приложение 3).

Вывод. Все мы разные, но нас объединяют некоторые качества, например качества толерантного человека.

3 упражнение «Иные» (время выполнения 20-25 минут)

Материал: по колличеству участников фотографии людей трех человеческих расс, музыка.

Ведущий. Наверное, из уроков биологии, географии вы знаете, что человечество разделяется на три основные рассовые группы: монголоидную (узкие глаза, уплощенное и широкое лицо, сильно выступающие скулы, кожа с желтоватым оттенком, темные прямые волосы); негроидную (полные губы, курчавые темные, жесткие волосы, темная кожа); европоидную (светлая кожа, мягкие волосы, широко открытые глаза, выступающий нос) и др. (иллюстративный материал к упражнению «иные» приложение 4). И это только внешние различия, а еще религия, географическое положение, традиции, одежда, питание, вгляды и многое другое.

Ведущий. Предлагаю поиграть в игру «иные», и для этого нужно каждому участнику вытянуть фотографию представителя одной из рас.

Фотографии никому не показываются. Участники, двигаясь свободно по помещению с фотографией, задают только один вопрос одному участнику для нахождения «своих». Например: «Ты любишь жару?», «Тебе нравится степь?» и др. Нужно постараться не остаться «изгоем», т.е. без «своих». Постепенно все распределяются на три «группы-рассы». Участники ошибочно определившие «свою расу» остаются в центре круга - они «изгои».

Рефлексия упражения . Ведущий задает вопросы.

Легко ли было быть «изгоем»?

По каким признакам вы определились и объединились в группы?

Тяжело ли быть не похожим, «иным»?

Как вы теперь при встрече отнесетесь к «иному», отличному от вас человеку?

Ведущий подводит итог:

Да, мы все разные, но мы должны уважать индивидуальность другого человека, потому, что мы все ЛЮДИ, и каждый из нас не повторим. Нужно научиться жить, не ущемляя как свои интересы, так и интересы других людей.

4 упражнение «Планета толерантности » (время выполнения 20 минут)

Материал: цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, столы для общей работы в центре помещения, музыка.

Коллективная работа. Участникам необходимо подумать и всем вместе решить, как изобразить «планету толерантности». После окончания работы, идет ее обоснование.

Какие признаки, принципы ее отличают от «интолерантной планеты»?

Легко ли было договориться и принять общее решение как ее нарисовать?

Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.

5 упражнение- игра «Разговор сквозь стекло»

Цель : развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Правила игры : Дети разбиваются на пары.

Ведущий. Представьте себе, что перед вами стеклянная комната. Один из вас сидит внутри этой комнаты. Партнерам ничего не слышно. Вам необходимо жестами, мимикой объяснить своему партнеру по игре, доснести смысл сказанного вами. Каждый из пары игроков получает карточку с заданием для передачи информации. После истечения отведенного времени, партнер объясняет, правильно ли он понял суть информаци.

Рефлексия.

Легко ли невербальными способами договориться, объясниться с человеком?

Помогают ли такие способы нам при общении донести лучше информацию до оппанента?

Вывод. П ри обоюдном желании людей договориться, даже если они не могут общаться на понятном, одном языке, можно проявить понимание, терпимость и договориться.

Занятие № 3

Этап заключительный (аналитический)

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию и сопереживанию. Воспитание любви к людям разных национальностей, терпимости, взаимопонимания.

1 упражнение «Общий ритм» (время выполения 5 минут)

Материал: участники сидят на стулья в кругу, взявшись за руки.

Ведущий объясняет правила. Все свободно держат друг друга за руки и по цепочке передают сигнал (сжатие руки) соседа справа. Каждый участник может дать сигнал (сжатие руки) партнера справа два раза. После этого рукопожатия должны сразу повернуться в другую сторону и передаваться всеми дальше, пока следующий игрок не поменяет направление пожатий. Необходимо быть внимательным. Глаза участников закрыты во время игры.

2 упражнение «Пойми меня » (время выполнения15-20 минут)

Цель: понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения путем сопереживания, эмпатии.

Правила . Участники сидят в парах. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Партнер в паре, должен внимательно слушать и пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства и переживания рассказчика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность перессказа.

Рефлексия:

Трудно ли понять человека, его позицию?

Какими качествами нужно обладать человеку, для того чтобы понять другого?

3 упражнение «Новенький» (время выполнения 20 минут)

Правила . Все участники сидят в кругу. Посередине круга стоит один стул. Каждый сидящий в кругу может задать 1 вопрос сидящему в центре, для того, чтобы узнать о нем больше, познакомиться.

Ведущий .В нашей школе учатся дети различных национальностей (таджики, армяне, цыгане и т.д). Все они приехали к нам жить. У всех различный менталитет, традиции, взгляды, привычки и т.д. Конечно, они хотят быть принятыми остальными, хотят подружиться. Порою это им дается нелегко. Как вы думаете почему? Что мешает их сразу понять и принять остальным?

Ответы детей.

Ведущий. Я предлагаю вам побыть на месте этих детей, почувствовать, то, что могут они испытывать, адаптируясь в коллективе. Для этого мы должны подумать, как построить диалог с ними? Какие вопросы можно задавать, а от каких лучше воздержаться. По желанию один из участников садится в центр на «горячий стул», он должен отвечать на вопросы остальных участников рассказывая о себе и постараться запомнить ощущения, чувства, эмоции которые он испытывал, когда сидел в центре круга. Задавая вопросы «новенькому», остальные постепенно устанавливают, откуда он приехал, его интересы, традиции, вкусы и др. Все то, что поможет его расположить к остальным и подружиться.

Рефлексия:

Какие чувства вы испытывали в роли «новенького»?

Нужно ли проявлять толерантность по отношению к новому члену коллектива, отличному в чем-то от вас?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Вывод. Относитесь к другим людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

4 упражнение «Правила толерантности » (время выполнения 5 минут)

Правила. Ведущий предлагает участникам бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все учащиеся.

Ведущий с участниками подводит итог. Признаком толерантной личности можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем толерантного взаимодействия. Проявлять терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям. Уважать другую личность, пониманимать то, что существуют взгляды, отличные от собственных.

5 упражнение « Нас объединяет» (время выполнения 5-7 минут)

Цель: найти общие черты, которые объединяют кадого участника.

Правила: участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Меня объединяет с тобой то, что...». Например: что живем в городе Валуйки, учимся в одном классе, у нас схожие интересы и др.

Участники внутреннего круга отвечают: «Меня разъединяет то, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос, хобби и др. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия.

Каковы ваши впечатления от выполнения этого упражнения?

Могут ли существенно разъединять людей их взгляды, интересы, национальность, рассовая принадлежность?

Вывод. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

6 упражнение - дискуссия « Толерантности - да!»

Материал: на доске презинтация многообразия заповедей различных религий.

Ведущий. Во времена СССР, в стране проживали люди различных национальностей и религий. Несмотря на свои различия, все народности жили в мире и согласии, проявляя толерантное отношение друг к другу. Для многих поколений главным учителем этики и морали была религия. Любая религия, основополагающая философия и этичес­кая система призывают свех к толерантности и взаимному уважению. Используемые при этом слова могут быть различны, однако суть их всегда одна и та же, что подтверждает­ся этическими принципами десяти мировых религий, которые мы с вами обсудим.

Заповеди:

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хо­тел бы от других».

Христианство: «Поступайте с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой».

Индуизм : «Не делай другому того, от чего больно тебе».

Ислам : «Никто из вас не станет верующим, пока не по­любит своего брата, как себя самого».

Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего пло­хо тебе».

Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».

Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а поте­рю соседа своей потерей».

Зороастризм : «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой».

Ведущий. Предлагаю участникам прокомментировать суждения, акцентируя единс­тво этических принципов в многообразии религий и народов.

Рефлексия.

Что общего в различных религиях вы услышали?

Соблюдаешь ли ты принципы толерантности при общении?

(в итернете, в реальной жизни?)

Следуют ли этим заповедям одноклассники?

Следуют ли этим заповедям твоя семья, СМИ?

Легко ли следовать этим заповедям?

Вывод. Как мы видим, все религии призывают к одному и тому же - терпимости и уважению к человеку. Я желаю всем хороших, теплых, искренних отношений и встречать на своем жизненном пути только толерантных людей!

Заключительное слово ведущего:

«Молитва о встрече»

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Инструкция. Вам предожен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оцените

«0» - ни да, ни нет;

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты.

1.Общаясь с людьми, нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность.

2.Национальная принадлежность – это то, что всегда разъединяет людей.

3.Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение.

4.К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.

5.Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим.

6.Я четко знаю, что моему ребенку будет лучше иметь друзей своей 7.национальности.

8.Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

9.В моей семье дети воспитываются в духе толерантности (терпимости) к эмигрантам, беженцам, людям другой национальности.

10.То, что Россия – многонациональная страна, только обогощает её культуру.

11.Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия готов пойти на уступки.

12.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Диагностика уровня межэтнической толерантности (автор Щеколдина С.Д.)

Инструкция. Вам будет предожен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

«++» - сильное согласие (конечно, да);

«+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);

«0» - ни да, ни нет;

«-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);

«--» - сильное несогласие (конечно нет).

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

1.Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

2.Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

3.Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства.

4.Дети из более богатых семей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.

5.Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

6.Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

7.Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их традициями и обычаями.

8.Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

9.Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

10.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

11.Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.

12.Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

13.Улучшать районы проживания бедноты – это бесполезная трата государственных денег.

14.Евреи – такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

15.Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

16.Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.

17.Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

18.Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.

19.Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.

20.Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

21.Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

22.Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться – это их личное дело.

23.Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24.Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

25.То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

26.Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

27.Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.

28.Истинной религией может быть только одна религия.

29.Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

30.То, что Россия – многонациональная страна, обогащает ее культуру.

31.Человек, который со мной не согласен, обычно вызываете меня раздражение.

32.Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.

33.Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34.Мне хотелось бы немного пожить в другой стране.

35.Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36.Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

37.Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

38.Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые взгляды и поведение.

39.Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

40Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

41.Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42.Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

43.Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44.Идти на уступки – это значит проявлять слабость.

45.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Обработка и интерпретация результатов.

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов; «-», то - 1 балл; «--», то – 2 балла.

Результаты получаются путем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

От 90 до 45–высокий уровень развития интолерантности;

От 45 до 0 – невысокий уровень интолерантности;

От 0 до 45 – невысокий уровень толерантности;

От 45 до 90 –высокий уровень толерантности.

Рис.1 Иллюстративный материал к упражнению «Иные»

Негроидная расса

Монголоидная расса

Европоидная расса