Блок земное сердце. План и образец комплексного анализа лирического произведения

«Земное сердце стынет вновь…» Александр Блок

Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделенную любовь.

Но за любовью — зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья, иль избранья.

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет. Покоя — нет.

Анализ стихотворения Блока «Земное сердце стынет вновь…»

Проблемы в личной жизни отразились и на творчестве Александра Блока. В стихах этого поэта появилась тема одиночества и поисков своего собственного мира, в котором бы автор мог чувствовать себя по-настоящему счастливым. Однако чем больше Блок экспериментировал, тем явственнее ощущал, что все его дальнейшее существование без любимой женщины теряет какой-либо смысл. Между тем, отношения с Любовью Менделеевой складывались весьма непросто. Разочаровавшись в семейной жизни, она постоянно меняла любовников. Впрочем, и Александр Блок периодически заводил романы на стороне, но ни одна из его избранниц так и не смогла разрушить ту золотую клетку, в которую поэт сам себя заточил.

О семейных проблемах Блока знали его близкие и некоторые из друзей. Поэтому мало кто мог предположить, какой именно смысл поэт вкладывает в строки стихотворения «земное сердце стынет вновь…», написанного осенью 1911 года. Оно было опубликовано гораздо позже, когда Блок и Менделеева уже приняли решение расстаться окончательно. Однако в тот момент, когда поэт нуждался в помощи и элементарном сочувствии, ему попросту не к кому было обратиться даже за советом. Тем не менее, он не стал обвинять тех, кто в тот момент находился рядом, в безразличии и черствости. «Храню я к людям на безлюдьи неразделенную любовь», — отметил Блок.

Правда, автор тут же признается, что внутри уже начинает меняться в худшую сторону. Он устал платить душевной теплотой за равнодушие, которым был окружен в последние годы, поэтому признается6 «Но за любовью – зреет гнев». Вызван он тем, что окружающие поэта люди напоминают ему манекены, в глазах которых он не может прочесть ни одного всплеска эмоций. Сперва это пугает поэта, а позже вызывает смесь жалости, удивления и презрения. Блок понимает, что окружен людьми, которые даже не пытаются понять его внутренних стремлений. Мир не меняется, и в нем по-прежнему основное место занимают власть и деньги. Многие ошибочно полагают, что эти две составляющие и являются залогом счастья, однако поэт постоянно опровергает это утверждение собственными поступками, вызывая недоумение у обывателей. В ответ на их настойчивые требования стать таким же, как и все, поэт отвечает: «Нет! Уж лучше сгинуть в стуже лютой!». Он понимает, что нет ничего более ценного и дорогого в этой жизни, чем искренняя взаимная любовь двух людей. лишившись ее, Блок обреченно констатирует: «Уюта – нет. Покоя – нет».

«Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» «Сижу за ширмой. У меня…» «Твое лицо мне так знакомо…» «Многое замолкло. Многие ушли…» Демон «Всю жизнь ждала. Устала ждать…» «Ушла. Но гиацинты ждали…» «Ночью в саду у меня…» «Ты, может быть, не хочешь угадать…» Пляски осенние «Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит…» Авиатор «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…» «Ветр налетит, завоет снег…» «Жизнь – без начала и конца…» «Зачем в моей усталой груди…» «Город покинув…» «И нам недолго любоваться…» «Вот Он – Христос – в цепях и розах…» «Всюду ясность Божия…» «Он занесeн – сей жезл железный…» «Распушилась, раскачнулась…» Вдвоем Ветхая избушка Ворона И опять снега Бледные сказанья «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Я вижу блеск, забытый мной…» «Пусть светит месяц – ночь темна…» «Одной тебе, тебе одной…» «Ты много жил, я больше пел…» «Пора забыться полным счастья сном…» «Пусть рассвет глядит нам в очи…» «Муза в уборе весны постучалась к поэту…» «Полный месяц встал над лугом…» «Ловя мгновенья сумрачной печали…» «Она молода и прекрасна была…» «Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне…» «В ночи, когда уснет тревога…» Servus – reginae Сольвейг Ангел-хранитель «Я был смущенный и веселый…» «О, весна без конца и без краю…» «Когда вы стоите на моем пути…» «Я помню длительные муки…» «О доблестях, о подвигах, о славе…» На поле Куликовом «Как тяжело ходить среди людей…» «Когда ты загнан и забит…» «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» «Земное сердце стынет вновь…» «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» Соловьиный сад Скифы «Его встречали повсюду…» Незнакомка «Ночь, улица, фонарь, аптека…» В углу дивана «Барка жизни встала…» «Ветер принес издалёка…» Гамаюн, птица вещая «Своими горькими слезами…» В ресторане «Я стремлюсь к роскошной воле…» «Сумерки, сумерки вешние…» «Погружался я в море клевера…» «Скрипка стонет под горой…» Рассвет «Бегут неверные дневные тени…» «Мне снились веселые думы…» «Вхожу я в темные храмы…» «Просыпаюсь я – и в поле туманно…» «Ты из шопота слов родилась…» Шаги Командора «Не легли еще тени вечерние…» «Я – Гамлет. Холодеет кровь…» «Как день, светла, но непонятна…» «Девушка пела в церковном хоре…» «Превратила всё в шутку сначала…» «По улицам метель метет…» «И вновь – порывы юных лет…» «Я вам поведал неземное…» «Принявший мир, как звонкий дар…» В дюнах На островах «Гармоника, гармоника!..» Фабрика «Она пришла с мороза…» Балаганчик Перед судом «О, я хочу безумно жить…» Россия «Рожденные в года глухие…» Поэты «Встану я в утро туманное…» «Петербургские сумерки снежные…» «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Голос в тучах «Идут часы, и дни, и годы…» «Мы живeм в старинной келье…» «Верю в Солнце Завета…» «Пойми же, я спутал, я спутал…» «Мы были вместе, помню я…» «За краткий сон, что нынче снится…» «На небе зарево. Глухая ночь мертва…» «Одинокий, к тебе прихожу…» «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» «Мы встречались с тобой на закате…» Две надписи на сборнике Пушкинскому дому Седое утро Коршун Из газет «Ветер хрипит на мосту меж столбами…» «Поднимались из тьмы погребов…» «Я шел к блаженству. Путь блестел…» «Дышит утро в окошко твое…» Неведомому Богу Моей матери. («Спустилась мгла, туманами чревата…») «Ярким солнцем, синей далью…» «Лениво и тяжко плывут облака…» «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» «Хоть все по-прежнему певец…» «Ищу спасенья…» «Входите все. Во внутренних покоях…» «Я, отрок, зажигаю свечи…» «Целый год не дрожало окно…» «У забытых могил пробивалась трава…» «Не доверяй своих дорог…» «Увижу я, как будет погибать…» «То отголосок юных дней…» «Отрекись от любимых творений…» «Измучен бурей вдохновенья…» «Медленно, тяжко и верно…» 31 декабря 1900 года «Отдых напрасен. Дорога крута…» «Я вышел. Медленно сходили…» Моей матери. («Чем больней душе мятежной…») «В день холодный, в день осенний…» «Белой ночью месяц красный…» «Я жду призыва, ищу ответа…» «Ты горишь над высокой горою…» «Медленно в двери церковные…» «Будет день – и свершится великое…» «Я долго ждал – ты вышла поздно…» «Ночью вьюга снежная…» Ночь на Новый Год «Сны раздумий небывалых…» «На весенний праздник света…» «Не поймут бесскорбные люди…» «Ты – божий день. Мои мечты…» «Гадай и жди. Среди полночи…» «Я медленно сходил с ума…» «Весна в реке ломает льдины…» «Странных и новых ищу на страницах…» «Днем вершу я дела суеты…» «Люблю высокие соборы…» «Брожу в стенах монастыря…» «Я и молод, и свеж, и влюблен…» «Свет в окошке шатался…» «Золотистою долиной…» «Я вышел в ночь – узнать, понять…» Экклесиаст «Явился он на стройном бале…» «Свобода смотрит в синеву…» «Разгораются тайные знаки…» «Я их хранил в приделе Иоанна…» «Стою у власти, душой одинок…» «Запевающий сон, зацветающий цвет…» «Я к людям не выйду навстречу…» «Потемнели, поблекли залы…» «Всё ли спокойно в народе?..» «Отворяются двери – там мерцанья…» «Я вырезал посох из дуба…» «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…» «Светлый сон, ты не обманешь…» «Темная, бледно-зеленая…» «Мой любимый, мой князь, мой жених…» «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!..» «В густой траве пропадешь с головой…» Девушка из Spoleto «Дух пряный марта был в лунном круге…» На железной дороге Унижение «Есть в дикой роще, у оврага…» Моей матери. («Друг, посмотри, как в равнине небесной…») «Усталый от дневных блужданий…» «Мне снилась смерть любимого созданья…» «Луна проснулась. Город шумный…» «Мне снилась снова ты, в цветах…» «Окрай небес – звезда омега…» «Милый друг! Ты юною душою…» Песня Офелии «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…» «Помнишь ли город тревожный…» «Сама судьба мне завещала…» «Я стар душой. Какой-то жребий черный…» «Не проливай горючих слез…» «Зачем, зачем во мрак небытия…» «Город спит, окутан мглою…» «Пока спокойною стопою…» Dolor ante lucem «Медлительной чредой нисходит день осенний…» «Восходишь ты, что строгий день…» «Шли мы стезею лазурною…» «Разверзлось утреннее око…» «Я шел во тьме дождливой ночи…» «Сегодня в ночь одной тропою…» «Май жестокий с белыми ночами!..» Равенна Осенний день Художник Двенадцать «Я помню нежность ваших плеч…» «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки…» Голос из хора Последнее напутствие «Смычок запел. И облак душный…» Королевна «Ты жил один! Друзей ты не искал…» Осенняя воля Русь Митинг «Я ухо приложил к земле…» «В голодной и больной неволе…» З. Гиппиус. (При получении «Последних стихов») «Сердитый взор бесцветных глаз…» «Как океан меняет цвет…» «Бушует снежная весна…» «О да, любовь вольна, как птица…» «На улице – дождик и слякоть…» «Похоронят, зароют глубоко…» «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» «Свирель запела на мосту…»

План и образец комплексного анализа лирического произведения

История создания произведения (если это возможно).
Тема и идея.
Композиция. Развитие темы и идеи.
Система образов.
Художественно-языковые средства, способствующие раскрытию основной мысли автора.
Ритмическая организация, звуковое оформление, особенности рифмики.
Особенности синтаксиса и пунктуации произведения, их роль в раскрытии идеи автора.
Особенности орфографии.
Чувства и мысли, вызванные знакомством с данным произведением.

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделённую любовь.

Но за любовью — зреет гнев,

Печать забвенья иль избранья.

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет! Покоя — нет!

2. «Тема заключается в том, — писал А. Блок, — что род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает в лице последнего первенца в свою очередь творить возмездие...» Но поэма не была закончена, и данное стихотворение (как и другие «наброски») вошло в цикл «Ямбы».

3. Стихотворение состоит из трёх четверостиший. В первой строфе дается «пейзаж души» лирического героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделённая». Находясь среди людей, он живёт на «безлюдьи». Но герой мужествен: тяготы жизни («стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его отношение к людям: с одной стороны, «любовь», с другой — «презренье». На вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», даётся ответ в третьей строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для лирического героя их «нет», ему «лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в сером мещанстве.

4. В системе образов явно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе говоря, поэт и толпа.

5. Основной художественный приём, используемый автором для раскрытия идеи, — антитеза: в стихотворении несколько рядов антонимов (к людям — безлюдье; любовь — гнев, презренье; покой, уют — стужа).

Кроме того, Блок включает в стихотворение эмоционально окрашенные эпитеты (любовь — неразделённая, стужа — лютая), метафоры (сердце — земное, т. е. жаждущее любви, общения), олицетворения (гнев — зреет, презрение — растет, сердце — стынет), синонимы (зреет, растёт). В тексте много слов, имеющих переносное значение (уюты — спокойная жизнь, безлюдье — отсутствие общения, храню — испытываю). Наряду с «высокими» словами (гнев, презренье, забвенье) автор употребляет разговорные (сгинуть, стынет).

Стихотворение, как и вся поэзия Блока, носит символистский характер. Оно — отражение «революционных предчувствий» (А. Блок) поэта, призыв к активному вмешательству в жизнь и отстаиванию собственной жизненной позиции.

6. В звуковом оформлении наблюдается явное преобладание звонких согласных над глухими, что отражает непримиримость, боевой настрой лирического героя. Использование в качестве стихотворного размера ямба (и затем название цикла стихов «Ямбы») Блок объясняет так: «Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно, потому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой волне на более продолжительное время». (Из предисловия, написанного в связи с публикацией IIIглавы поэмы «Возмездие», 1919 г.)

7. Выразителен и синтаксис стихотворения: спокойные повествовательные предложения в начале текста заменяются на восклицательные в конце; распространённые двусоставные — на укороченные и нераспространённые односоставные. Связь между предложениями — параллельная. Средства связи — союзы, частицы. Некоторые предложения построены инверсионно. В конце — трёхкратное повторение слова нет. Кроме обычных знаков препинания, автор использует эмфатическое (эмоционально-выразительное) тире.

8. С точки зрения орфографии данное стихотворение не представляет особой сложности, и все же примерами, из текста мы можем проиллюстрировать следующие правила написания:

безударные гласные в корне слова: земное, встречаю, покоя;
чередующиеся гласные в корне слова: растёт;
непроизносимые и сомнительные согласные в корне слова: сердце, вновь;
приставки: сгинуть, безлюдье, презренье;
не с прилагательными: неразделённую;
н и нн в отглагольных прилагательных: неразделённую;
личные окончания глаголов: стынет, зреет.

По правилам написания начала XXвека в предложном падеже существительных на -ъе, -ъя писалось окончание и.Так, в данном тексте в слове на безлюдье у Блока пишется и: на безлюдьи.

9. Стихотворение «Земное сердце стынет вновь...» написано почти сто лет назад. По прошествии стольких лет мы, люди третьего тысячелетия, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что (говоря словами поэта)

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество;

то, какой он видел жизнь:

Сотри случайные черты

И ты увидишь: мир прекрасен.

Данное стихотворение является подтверждением этого.

Александр Александрович Блок

Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделенную любовь.

Но за любовью — зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья, иль избранья.

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет. Покоя — нет.

Любовь Менделеева

Проблемы в личной жизни отразились и на творчестве Александра Блока. В стихах этого поэта появилась тема одиночества и поисков своего собственного мира, в котором бы автор мог чувствовать себя по-настоящему счастливым. Однако чем больше Блок экспериментировал, тем явственнее ощущал, что все его дальнейшее существование без любимой женщины теряет какой-либо смысл. Между тем, отношения с Любовью Менделеевой складывались весьма непросто. Разочаровавшись в семейной жизни, она постоянно меняла любовников. Впрочем, и Александр Блок периодически заводил романы на стороне, но, ни одна из его избранниц так и не смогла разрушить ту золотую клетку, в которую поэт сам себя заточил.

О семейных проблемах Блока знали его близкие и некоторые из друзей. Поэтому мало кто мог предположить, какой именно смысл поэт вкладывает в строки стихотворения «земное сердце стынет вновь…», написанного осенью 1911 года. Оно было опубликовано гораздо позже, когда Блок и Менделеева уже приняли решение расстаться окончательно. Однако в тот момент, когда поэт нуждался в помощи и элементарном сочувствии, ему попросту не к кому было обратиться даже за советом. Тем не менее, он не стал обвинять тех, кто в тот момент находился рядом, в безразличии и черствости. «Храню я к людям на безлюдьи неразделенную любовь», — отметил Блок.

Правда, автор тут же признается, что внутри уже начинает меняться в худшую сторону. Он устал платить душевной теплотой за равнодушие, которым был окружен в последние годы, поэтому признается: «Но за любовью - зреет гнев». Вызван он тем, что окружающие поэта люди напоминают ему манекены, в глазах которых он не может прочесть ни одного всплеска эмоций. Сперва это пугает поэта, а позже вызывает смесь жалости, удивления и презрения. Блок понимает, что окружен людьми, которые даже не пытаются понять его внутренних стремлений. Мир не меняется, и в нем по-прежнему основное место занимают власть и деньги. Многие ошибочно полагают, что эти две составляющие и являются залогом счастья, однако поэт постоянно опровергает это утверждение собственными поступками, вызывая недоумение у обывателей. В ответ на их настойчивые требования стать таким же, как и все, поэт отвечает: «Нет! Уж лучше сгинуть в стуже лютой!». Он понимает, что нет ничего более ценного и дорогого в этой жизни, чем искренняя взаимная любовь двух людей. Лишившись ее, Блок обреченно констатирует: «Уюта - нет. Покоя - нет».