Три причины того, что люди вас не слушают.

Эмоциями называются процессы, которые в форме переживаний отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций, влияющих на жизнедеятельность человека. Эти переживания выражают субъективное отношение человека к действительности и проявляются в виде радости, печали, возмущения, гнева страха и т.д. Многообразное проявление эмоциональной жизни человека может выражаться состояниями: аффекта; собственно эмоциями; чувствами; настроениями, стрессами.

Аффекты. Это наиболее мощная эмоциональная реакция. Она проявляется как сильное, бурное, кратковременное эмоциональное переживание, которое полностью захватывает психику человека. Аффект наступает в результате какого-либо сильного потрясения: страх; гнев - как реакция на насмешки и издевательства; ступор при сообщении о смерти близкого; эйфория после освобождения от опасности и т. п. В состоянии аффекта человек, как правило, забывает все, что происходило до события^ вызвавшего аффективную реакцию. Это состояние является практически неуправляемым.
Собственно эмоции. Представляют собой более длительную реакцию, которая возникает на совершившиеся события, а также на предполагаемые или вспоминаемые.
Чувства. Это устойчивые психические состояния, которые имеют четкий предметный характер. Они выражают устойчивые отношения к каким-либо реальным или воображаемым объектам. Человек не может переживать какое-либо чувство вообще. Оно обязательно привязано к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, он не может испытать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:
- моральные (переживания человеком его отношений к другим людям);
- интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);
- эстетические (чувства красоты при восприятии произведений искусства, явлений природы);
- практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Настроение. Это наиболее длительное эмоциональное состояние, которое часто определяет поведение человека, так как на фоне настроения протекают все остальные психические процессы. Настроение связано с темпераментом человека, но во многом зависит от внешних факторов. Оптимистическое настроение положительно сказывается на внешности человека, выражении его лица (с ним охотно вступают в контакт окружающие). Производительность и качество труда положительно настроенного человека выше, чем у настроенного пессимистически.
Стресс. Это особая реакция организма на неожиданную (напряженную) обстановку. Реакция является неспецифической, так как может возникать в ответ либо на любое неблагоприятное воздействие (холод, боль, усталость, унижение, неудачи, неприятности на работе), либо на неожиданную радость (существуют выражения «умер от радости», «умер от смеха»).

Стресс является физиологической реакцией, которая мобилизует резервные возможности организма. Это выражается в изменении режима работы многих органов"и систем организма (учащается ритм сердца, повышается частота пульса, свертываемость крови и т. п.). Разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки в результате неблагоприятных воздействий. У одних наблюдается активная реакция, стресс стимулирует их, эффективность их деятельности может при этом повышаться до некоторого предела (о таких людях иногда говорят: «Без пинков, что без пряников»). Такой стресс психологи называют «стрессом льва». У других - реакция пассивная, эффективность их деятельности в стрессовой ситуации сразу падает («стресс кролика»).

Эмоциональное состояние человека может повышать или понижать его жизнедеятельность. Эти состояния называются соответственно стеническими и астеническими. Возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов.

Американский психолог У. Джеймс предположил, что эмоции характеризуются изменениями в деятельности внутренних органов, мышц (например, мимики лица). Эти изменения вызывают некую сумму органических ощущений, которые и представляют собой эмоции. В соответствии с этой теорией, если человек примет зажатую, скованную позу, опустит плечи и голову, то у него вскоре появится чувство неуверенности, подавленности и грусти. И наоборот, поднятая голова, развернутые плечи, улыбка на устах вызывают чувство уверенности, бодрости, хорошего настроения («кеер smile» - говорят американцы в связи с этим). Частично эти наблюдения справедливы, но все же ученые пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, от радости активизируются мышцы, расширяются мелкие артерии, усиливается приток крови к коже, ускоряется кровообращение, которое облегчает питание тканей и улучшает физиологические процессы. Радость способствует сохранению молодости, так как создает оптимальные условия питания всех тканей тела. Печаль, наоборот, парализует действие мышц. Движения печального человека, как правило, медленные и слабые; сосуды от печали сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, тяжесть в груди из-за недостатка воздуха. Огорчения, печаль старят, поскольку сопровождаются изменениями ногтей, зубов, волос и пр. Таким образом, если человек хочет дольше сохранить молодость, то ему не следует выходить из душевного равновесия по пустякам, а чаще радоваться, стремиться удержать хорошее настроение в себе и вокруг себя.

Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возникают у человека тогда, когда его ожидания совпадают с полученным полезным результатом какого-либо свершившегося акта или превышают его. Напротив, несовпадения с ожидаемым результатом или его недостаток ведут к отрицательным эмоциям (горе, печаль, недовольство). Отрицательные эмоции могут возникать тогда, когда жизненные потребности и возможности их удовлетворения не согласуются между собой, т. е. человек ймеет какую-либо цель, а как ее достичь, не знает. Это происходит вследствие его неинформированности либо избытка актуальных сведений по его проблеме и неспособности этого человека принять единственно правильное решение, анализируя возможные варианты. Поэтому информированность, знания, опыт, образованность личности в ряде случаев снимают отрицательные эмоции.

Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов сделал попытку объяснить природу таких отрицательных эмоций человека, как обида, вина, стыд, зависть, тщеславие, злорадство.

Чувство обиды возникает у человека только в общении с людьми, которые для него что-то значат, и от которых он ждет особого к себе отношения. В случае когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида. Обида - это эгоистическое чувство, поскольку обиженный человек программирует поведение близких людей, лишая их самостоятельности. Часто обижаются, как правило, слабые люди (дети, старики), эксплуатируя любовь к ним других людей. Своим поведением они формируют у обидчика чувство вины. Так как обида - это мучительное чувство, она часто скрывается человеком и заменяется другими эмоциями (чувством мести, умственной агрессией). Умственная агрессия опасна тем, что включает механизмы драки, но не использует их, в результате чего могут возникнуть психические расстройства. Лучшим способом избавления от обиды является творчество, чувство собственного достоинства, значимости, силы духа.

Вина - это чувство, противоположное обиде. Она не имеет характерных внешних признаков, жестов, экспрессии. Чувство вины испытывается благодаря мышлению. Оно переживается сильнее, чем обида. С обидой можно справиться путем прощения обидчика, т. е. изменения своих ожиданий от него. С виной можно справиться, только изменив ожидания другого, а это труднее. Чувство вины не может переживаться человеком слишком долго, но может ослабляться чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины, т. е. из виноватого человек может превратиться в обидчика. Но это самая тяжелая расплата для него.

Если человек не соответствует ожиданиям общества, то возникает чувство стыда. Родители, воспитатели, книги, идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом критериями таких представлений общество выбирает собственную безопасность. В этом плане даже культуру можно рассматривать как механизм защиты наиболее слабых членов общества и его целостности. Культура призвана ограничивать инстинкты (прежде всего агрессивные, сексуальные), вырабатывать правила поведения. За нарушения этих правил человек испытывает психологическое наказание (стыд, вину). Существует понятие: социальный стыд (когда люди стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц); стыд атрибутивный (предметом стыда являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе); комплекс неполноценности (когда люди стыдятся за все признаки, которые они приписывают сами себе). Стыд - это важная эмоция, способствующая приспособлению человека к жизни в обществе. Стыд способствует углублению самосознания, формированию самоуважения, оценки последствий своих поступков, чувствительности к оценкам других. В зрелом возрасте стыд нужно уметь не только переживать, но и анализировать.

Основным компонентом таких эмоций, как зависть, тщеславие, злорадство, является сравнение примерно в такой форме: 1) зависть: «он такой же, как я, но у него лучше»; 2) тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше»; 3) злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже». Стремление человека сравнивать себя с другими постоянно поддерживается духом соперничества. Но в этих условиях успех и неудача оказываются для человека одинаково опасными. Неудача может обернуться насмешками, травлей, «уходом с арены», а успех вызывает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединяются против удачливого. Отказ от соперничества в условиях цивилизованной жизни также неприемлем, так как часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности. Так что «золотой серединой», избавляющей человека от зависти к другим людям, является его умение оценивать себя, ставить перед собой реально достижимые для него цели и добиваться их осуществления без ущерба для других людей.

Созданию оптимального эмоционального состояния способствуют:
1) правильная оценка значимости события, являющегося причиной эмоций;
2) достаточная информированность по данному событию (проблеме);
3) заблаговременная подготовка отступных, запасных стратегий.

Выполнение этих условий означает следующее: понижение значимости события в случае поражения позволяет отойти на заранее подготовленные позиции и подготовиться к следующей попытке (штурму) без значимых потерь для здоровья. Не даром древняя восточная молитва гласит: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать! Дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать! Дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого!»

Когда человек сильно возбужден, то успокаивать его не следует. Это не даст никаких результатов. Чтобы помочь снять эмоциональное напряжение, нужно дать ему возможность выговориться до конца, и выслушивать его не перебивая. Иногда потребность в эмоциональной разрядке сводится к тому, что человек начинает метаться из стороны с сторону, бить посуду, рвать что-либо, кричать. После эмоциональной разрядки возбуждение снижается, и в это время его можно успокоить, разъяснить что-либо, направить. Нормализации состояния после эмоционального возбуждения способствуют физические нагрузки (бег, работа по дому, в саду и т. д.).

Экстренному понижению уровня эмоционального возбуждения способствуют расслабление мускулатуры, глубокое дыхание, быстрое переключение сознания на какую-либо деятельность (например, счет до 100 и обратно), воспоминания о приятном и т. п. Методы аутогенной тренировки (релаксации) способны привести человека в спокойное состояние за 5-10 мин (см. гл. 12). Снятию психического напряжения способствует активизация чувства юмора, умение улыбнуться (пошутить) в трудной, напряженной ситуации. Смех вызывает расслабление мышц, нормализует сердцебиение, т. е. имеет большую функциональную значимость.

3.3. Методики управления эмоциями

Первая методика основана на том предположении, что эмоциональный фон человека ограничен и имеет определенную величину. Если эмоция одна, то вся эта величина направлена на ее реализацию. Если эмоций две, величина делится пополам, три чувства разделяют эмоциональный фон на три части и так до бесконечности. Поэтому, если вас охватывает какое-то сильное чувство, то чтобы справиться с собой, необходимо отправиться в боулинг, кино, сходить на свидание. То есть создать себе другую эмоциональную встряску, чтобы разделить силу чувства между волнующим вас переживанием и искусственно созданным.

Вторая методика овладения собой заключается в противоположном действии – сосредоточении на переживании. Для этого можно полностью сконцентрироваться на причине или ощущении, исключив любые отвлекающие факторы, заперев себя в вакууме, где есть только вы и эмоция. Например, когда известный режиссер Никита Михалков пытался выносить идею нового фильма, то есть родить эмоции, он сбривал усы, тем самым запирая себя дома, вдали от любого общества. Такой самовольный арест поможет вам быстрее дойти до сути чувства и пережить его, а еще мозг, привыкший к постоянному поступлению информации, начнет голодать, и первая сильная страсть покажется просто смешной и никчемной. Но данная методика не подходит для самых деструктивных ощущений. Речь идет о безвозвратной потере близких. Такие горести надо переживать в кругу людей.

Ну и третья методика управления эмоциями заключается в переключении, то есть переносе переживаний с важной плоскости в неважную. В народе это называют «найти козла отпущения». Когда у вас неприятности, выместите зло на тапочках. Обидела жена – разбейте ее любимую вазу (заодно потом купите новую). Уволили с работы – пожалуйтесь другу, а если не поможет, напишите, в конце концов, «начальник-дурак» баллончиком на асфальте перед офисом. Не важно, какую детскую глупость вы сделаете, это действенно и помогает преодолеть трудности. На Западе даже есть такая профессия – «слушатель» или иначе «виноватый». Это человек, который за деньги будет слушать ваши нападки, а если вы оговорите это в условиях работы, он может и возражать, парировать или же просто слушать.

Но все эти методики помогают в тех ситуациях, когда переживания растянуты во времени и имеют день-два в качестве почвы для взращивания. Но как владеть собой и сохранять контроль, если гнев сиюминутен? В таких ситуациях, когда кровь приливает в голову, мыслить уже практически невозможно, все же стоит пытаться…считать. Про себя. От одного до двадцати. Это позволит успокоить сердечный ритм, снизить артериальное давление и выдержать необходимую паузу. Считайте. Не пренебрегайте этим советом. И, конечно, вы слышали про самовнушение. «Я спокоен, я расслаблен и спокоен» – подобные фразы, вопреки советам архаичных терапевтов не приводят к должному эффекту, потому что они стали массовой аллегорией. Но самовнушение – вещь действенная. Вам просто стоит придумать свой индивидуальный «ключ» – фразу, которая сможет вас уравновесить, встряхнуть, вернуть в рациональное и адекватное сознание. Для такой фразы лучше использовать то, что вам очень дорого в жизни – имя матери или ребенка, вашу сокровенную мечту. Вспомните, какими словами Остап Бендер сопровождал свои неприятности, он говорил «Нет, это не Рио-де-Жанейро!», превознося свою цель над ситуацией, перешагивая через неприятность ради достижения желаемого.

Из книги Семинар с Бетти Элис Эриксон: новые уроки гипноза автора Эриксон Бетти Элис

РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ Наведение транса «Я – дерево» Бетти: Вы понимаете, что вы уже в трансе?Елена: Да.Бетти: Вы знаете, что можете легко говорить в трансе, в том числе со своим бессознательным, не говоря с сознанием?Елена: Да, знаю.Бетти: Как вы думаете, вам лучше оставить глаза

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Управляющий эмоциями Шестилетняя дочурка одной моей приятельницы, Джессика, впервые в жизни осталась ночевать у подружки, и неясно, кто больше нервничал по этому поводу - мать или дочь. Хотя мать старалась не показывать Джессике, насколько сильно она обеспокоена, ее

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

8. Манипулируя эмоциями У некоторых людей особо развит талант манипулировать чувствами окружающих. Это истинные виртуозы, умеющие использовать слабости ближнего. Они угрожают исподтишка. В вопросе, начинающемся словами: „Неужели вы способны?..“ - без сомнения, звучит

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Управление эмоциями Ключевую роль в эффективном самоуправлении играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Человек, сделавший главный жизненный выбор, в значительной мере предрешил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

ГЛАВА 5. Мастер Управления Эмоциями История Мастера среди мастеров Многие люди блистали в истории благодаря умению размышлять. Сократ был мастером сомнения. Платон был исследователем социально-политических отношений. Гиппократ, отец медицины, был исследователем

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Управление эмоциями Эрвинг Гоффман (1959) в своей книге The Presentation of Self in Everyday Life, которая сегодня считается классической работой по социальной психологии, использовал метафору театра для описания попыток человека представить себя миру. До известной степени весь мир - это

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Игра Наблюдение за эмоциями В эту игру вы можете играть всякий раз, когда почувствуете эмоции, которых предпочли бы не иметь. Она с поразительной эффективностью помогает эмоциям рассеяться, сохраняя тем самым в вас мир и

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Схема управления отрицательными эмоциями «СТОП» №1 Итак, если ты неожиданно вспомнил неприятную для тебя ситуацию, она тебя отвлекает, не дает спокойно спать по ночам, мешает сосредоточиться и эффективно работать, выполни следующие действия:Делаешь –

Из книги Как добиваться своего с помощью НЛП. 49 простых правил автора Бергер Ева

Как управлять своими эмоциями? Практикующие НЛП утверждают, что наш мозг кодирует всю информацию образно. Это может показаться тебе удивительным или странным, но абсолютно вся информация, которую ты так или иначе пропускал через себя в течение жизни, закодирована в твоем

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Переоценка как верный способ управления эмоциями В первом действии я представил вам концепцию перевернутой буквы U; как вы помните, желательно всегда оставаться вблизи ее вершины, которая обозначает оптимальный уровень возбуждения для выполнения задач и принятия

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Перегрузки негативными эмоциями Но и эфирное тело может быть лишь промежуточным звеном, через которое передается негативное воздействие от более тонкого тела, или тела наших эмоций. А эмоции у большинства людей, к сожалению, преобладают далеко не радостные.Хорошо

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Рациональные пути управления конкретными эмоциями Раздражение Если меня охватывает раздражение в ситуациях, когда кто-то плохо со мной обращается, я могу справиться с ним, хотя мне все это и не нравится. Я не буду игнорировать свои чувства, но не буду и выпячивать их. Могу

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Стратегии рационального управления своими эмоциями Ищите доказательства. Оцените возможность ошибки. Отыщите позитивные аспекты. Взгляните на перспективу. Снизьте тон. Не принимайте все на свой счет. Не паникуйте. Решайте проблему. Отложите все в

Из книги Бизнес-психология автора Готсданкер Арье

Управление эмоциями Эмоции определенно играют большую роль с точки зрения их воздействия на нашу жизнь. Бен в настоящее время переживает трудные времена во всех аспектах своей жизни, и все это является результатом его эмоциональных состояний. Какие процессы,

Из книги Как контролировать себя и других автора Лонг Питер

Теории и методики управления изменениями Какой-то секретной формулы в стиле «Легкий способ трансформировать свою организацию» не существует. Процесс этот долгий, сложный и очень часто заканчивается большим провалом или сталкивается с внезапными значительными

Из книги автора

Глава четвертая. 10 способов управления эмоциями Будет, наверное, неправильным сказать, что мы можем в непродолжительный срок научиться контролировать свои чувства, потому как мы выяснили, что для этого надо во многом перестроить себя, освободиться от комплексов, страхов,

В настроении человека заложен огромный потенциал, с помощью которого он может управлять жизнью! Раскрываем секреты о том, как управлять эмоциями!

Важное значение эмоций в жизни человека!

Движение на всех уровнях Вселенной осуществляется при помощи энергии. Это двигатель эволюции, за счет нее рождаются новые галактики и звезды, за счет нее возникает жизнь.

Энергия человека – это эмоции¹, которые он испытывает. Сила эмоций огромна. Именно воодушевление и стремление к развитию позволило человеческой цивилизации развиваться; каждый человек действует, исходя из эмоционального состояния.

Эмоции – это ключи к управлению жизнью. Если не уметь управлять эмоциями, человек становится их рабом, в этом случае эмоции становится источником негатива.

Любым инструментом нужно уметь управлять, и ситуация с эмоциями подтверждает это.

Тем более эмоции являются тем, что управляет реальностью. Эксперименты с намерением, концентрацией внимания в области квантовой физики подтверждают тексты древних мудрецов, когда кванты энергии двигались туда, куда было направлено внимание человека!

С помощью осознанного использования своих эмоций и мыслей², можно кардинально улучшить свою жизнь!

Простые приемы, которые позволят вам управлять эмоциями!

В данной статье описано несколько простых приемов, используя которые, вы научитесь управлять своими эмоциями (внутренними энергиями).

Благодаря им вы сможете стать уравновешенным и уверенным в себе человеком. Благодаря этим полезным советам управление жизнью и обстоятельствами будет вам по силам, вы не будете рабом своего настроения.

1. Развитие осознанности

Многие слышали о таких ситуациях, как из-за какого-то, казалось бы, пустяка, небольшой проблемы, человек начинал вести себя неадекватно, и это приводило к серьезным осложнениям: потере значительной суммы денег, порче имущества, убийству или другим преступлениям.

Когда человек расстроен, в гневе, его мысли и поступки становятся неконтролируемыми, что и приводит к дурным последствиям.

Как повернуть вспять этот процесс? Оказывается, достаточно просто научится их контролировать. Перед неконтролируемым рывком в потенциально опасной ситуации нужно задуматься, а стоит ли делать это: насколько оправданы такие действия? Не будет ли потом еще хуже?

Обыкновенно такие мысли сразу остужают горячую голову, успокаивают и останавливают ход негативных эмоций, что дает время на принятие более адекватного решения.

2. Просчитывание ситуации

Полезно стараться заблаговременно осмыслить ход ситуации. Зачем допускать эти ошибки и усугублять события, если это в итоге может выйти боком?

Гораздо выгоднее трезво взглянуть на происходящее и поискать ответ на вопрос: “Какой поступок будет выгоднее для меня сейчас и в долгосрочном плане?”

Люди прекрасно чувствуют, когда кто-то умеет контролировать себя: значит он уверен в себе и контролирует ситуацию. К таким людям тянутся!

3. Выбор круга общения

Это имеет большое значение. С точки зрения энергетического обмена, человек с близкими людьми и друзьями обменивается энергиями наиболее плотно, потому что он им доверяет. Очень часто люди из одного круга общения по этой причине в чем-то похожи.

Значит нужно обратить пристальное внимание на то, с кем общаешься: если друзья дурные, совершают плохие поступки, пьют, курят или даже принимают наркотики, то лучше от них избавляться: в дальнейшем ничего хорошего ожидать от них не приходится.

Нужно выбирать друзей осознанно, чтобы это были люди, которые смогут сделать человека совершеннее.

4. Мышление “Хорошо, плохо”

Очень хорошо помогает управлять эмоциями мышление “Хорошо, плохо”. Оно основано на предчувствии последующих событий. Без сомнения, это есть у каждого человека, просто в большинстве случаев люди предпочитают не прислушиваться к внутренним подсказкам. Благодаря этой способности можно избегать множества проблем!

Суть этого мышления:

  • если внутри живет ощущение, что дальнейшее действие выгодно, то можно смело продолжать;
  • если предчувствие внутри “плохое”, то нужно сказать себе “нет” и не совершать того, о чем потом можно пожалеть.

Обычно люди предпочитают действовать на “авось”: мол, а вдруг все нормально будет! Опыт показывает, что в большинстве ситуаций игнорирование внутренних подсказок приводит к худшему. На это нужно обратить внимание.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психотерапевтической помощи , сегодня, в рубрике самопомощь, Вы узнаете, как можно управлять своими эмоциями и чувствами с помощью простой техники когнитивной терапии

Как научиться управлять своими эмоциями

Вам представлена когнитивная техника сократического диалога с самим собой, чтобы научиться управлять своими эмоциями и чувствами.


Например, вы злитесь на своего друга за его поведение (это эмоция гнева), и уже готовы к агрессивным действиям, против себя – если вы интроверт, или против других – если экстраверт.

Как придти в норму и избавиться от гнева, особенно если он реально необоснован, и как не стать агрессивным при этом?

Чтобы узнать как управлять эмоциями , давайте уясним когнитивную модель.

Ее суть: «Как я думаю – так я себя и чувствую, а как чувствую – так и веду себя (включая физиологические реакции организма)»

То есть, наши чувства и эмоции, а вместе с ними поведенческие и физиологические реакции (артериальное давление, учащенное или замедленное дыхание, повышенное потоотделение, комок в горле, покраснение кожных покровов и так далее), напрямую зависят от нашего мышления, от нашей интерпретации психотравмирующей, стрессовой ситуации (в нашем примере – поведение друга).

Схема процесса когнитивной ошибки (ошибки мышления) такова:

Стрессовая ситуация – Дисфункциональная автоматическая мысль (Автомысль) или представление (образ) – Эмоция (чувства) – Поведение (и/или физиологические реакции).

По сути, что бы вернуться к нормальному самочувствию, мы можем сломать эту цепочку в любом месте, например, изменив ситуацию: не будет мыслей о ней – не будет и эмоций…

Но ситуацию не всегда можно изменить, тем более, что незавершенная ситуация с автомыслью и не отработанной эмоцией – сохраниться в голове, в глубинах психики, и потом проявит себя, например, в отношениях.

Саму эмоцию, или соответствующее ей поведение – сложно изменить, особенно, когда вы испытываете ее в данный момент. Поэтому, мы с вами будем обнаруживать и менять дисфункциональные автоматические мысли (сокращенно – автомысли).

Переходим к практике применения этой техники, чтобы управлять эмоциями

Итак, вы злитесь… Вам нужно представить тот момент, когда вы начали злиться…, что была за ситуация… что за поведение друга… и задать себе вопрос: «О чем я тогда подумал?»

Может я подумал, что какой милый у меня друг, как он внимателен ко мне?

Вряд ли! Наверное, я подумал, что он меня не любит и не уважает, раз так ведет себя? (мысли быстрые, поэтому нужно поймать их интуитивно)

Что ж, эта мысль подходит: «Он меня не уважает», поэтому я разозлился и готов был прибить его.

Задаете себе вопрос: «Насколько я верю в эту идею, что мой друг меня не уважает?» (от 0 до 100%)… скажем 90% (записываем)

Насколько сильна, интенсивна моя эмоция злости? (от 0 до 100%)… скажем 80% (записываем).

Для этого проводим диалог с самим собой: задаем и отвечаем себе на следующие вопросы:

1) Каковы доказательства, поддерживающие эту идею?

Выписываем доказательства (аргументы) штук десять.

Например: Он меня не уважает, потому что не дал в долг.

И доказываем….

2) Каковы доказательства, противоречащие этой идее?

Здесь находим больше доказательств, чем в предыдущем вопросе.

Например: Он меня уважает, потому что….

3) Существуют ли альтернативные объяснения этой идеи?

Например: Он не то что не уважает меня, просто у него было плохое настроение… не было денег….

4) Что самое плохое может произойти, если он меня не уважает?

Например: мы перестанем дружить

5) Представить, что так произошло, и спросить себя: «Смогу ли я это пережить?»

6) Что самое лучшее может произойти, если он меня не уважает?

Например: он станет меня уважать.

7) Что самое реальное может произойти, если он меня не уважает?

Например: мы выясним отношения, и продолжим дружбу.

8) Каковы последствия моей веры в эту идею, что он меня не уважает?

Например: я накоплю негатива, и мы разругаемся.

9) Каковы последствия изменения этой мысли?

Например: я перестану злиться, копить негативы, и смогу решить эту проблему.

10) Что я должен делать в связи с этим?

Например: изменить свое отношение (мышление) к определенной ситуации….

11) Что я мог бы посоветовать близкому человеку, находящемуся в такой же ситуации?

Записываем крупно адаптивный ответ, например: «МОЕ НАСТРОЕНИЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ УВАЖЕНИЯ МЕНЯ ДРУГИМИ». (потом, это можно несколько раз перечитывать, для закрепления результата).

На сколько % я сейчас верю в эту идею, что он меня не уважает? Например 30%. (или вообще не верю).

Какова сила (интенсивность) моей злости? Например: у меня уже нет злости (или столько то %).

Если вы все сделали правильно, то вера в автомысль уменьшится или вовсе исчезнет, как и сила эмоции, и вы почувствуете себя лучше!

Точно так же, можно управлять другими эмоциями и чувствами, автомыслями и поведением, включая — навязчивые идеи ….

Как только Вы почувствовали изменение настроения или проявление негативной эмоции (чувства), сразу спросите себя: «О чем я только что подумал?», и найдите адаптивный ответ.

Если Вы не можете самостоятельно справиться со своими негативными эмоциями и чувствами, то ЗАПИШИТЕСЬ на консультацию психолога онлайн.

Психологический журнал.

Критерием зрелости (развитости) человека является его умение управлять собой: своим восприятием, внутренними процессами, личностными ресурсами, энергетикой и etc. Это же даёт и нехилый «бонус» устойчивости к различного рода внешним передрягам и неблагоприятным обстоятельствам.

Неприятная правда о мире №1

Обычный человек стремится к двум вещам.

Испытать как можно больше и как можно сильнее приятных чувств (любви, радости, счастья, наслаждения и пр.).

И не испытывать (желательно никогда) чувств неприятных (страдания, отвращение, обида, ненужность, горе, тоска, ревность, стыд и т.д. и т.п.).

Желания вполне понятные и естественные. Для ребенка 5-6 лет, но не для взрослого человека.

Правда же (которая глаза колет) состоит в том, что для того, чтобы освободиться от негативных чувств и начать наслаждаться чувствами позитивными нужно как следует поработать над собой. А вот работать над собой обычный человек, к сожалению, очень не любит. Обычный человек любит, когда всё получается быстро и, желательно, само собой: нажал на кнопку и опа! всё сразу же у тебя в кармане.

Мир, однако, устроен совсем по другим принципам, чем это хотелось бы обычному человеку. За всё в этом мире надо платить. И за умение управлять своими чувствами в том числе.

Будьте к этому готовы!

«Не думай о секундах свысока.. «

У чувств есть одна интересная особенность – они могут полностью отбить способность рационально мыслить и принимать обдуманные решения. На волне захлестнувших его чувств человек способен натворить такое, что потом ставит жирный крест на всей дальнейшей жизни. Понимаете? Была целая жизнь с надеждами и плана, но каких-то пара минут или секунд (пуская даже часов) и всё – той жизни больше нет и никогда не будет!

Пример 1. Симпатичная девушка устраивает любовнику сцену и поддавшись незрелым чувствам мужчина решает уйти из семьи. Маленькие дети остаются без отца. Но отношения у девушки и мужчины не складываются – чувства оказались ненастоящими. Они оказываются у разбитого корыта. Никто не выиграл – все проиграли.

Пример 2. Мужчина (будучи 100% трезвым), вспылив в порыве ревности убивает жену, двоих малолетних детей и тёщу. Четверо человек мертвы, один до конца дней будет жить в бетонной зарешеченной коробке.

Пример 3. Жалостливая и по-детски доверчивая женщина приютила у себя «беженцев». Эксплуатируя её незрелые чувства предприимчивые ребята толкнули её на имущественное преступление, да вдобавок обманом лишили квартиры. Теперь несчастная вынуждена разбираться со своими чувствами в колонии.

Пример 4. Молодой человек разозлился на своего приятеля из-за высказанной последним позиции по одному вопросу и смертельно его оскорбил. Многолетняя дружба дала трещину, а потом и распалась. И когда молодой человек попал в серьезную передрягу, друг отказался ему помогать.

Таких историй можно насобирать миллионы – они были, есть и ещё будут.

Все неприятности, которые происходят в нашей жизни, происходят по нашей вине. Мы сами, своими руками даём чувствам из бессознательного захватить над нами абсолютную власть и заставить нас поступать «именно так, а не иначе».

Очевидно, что для любого человека критически важно научиться управлять своими чувствами, поскольку неумение управлять ими – это прямой путь к разрушению себя и жизни вокруг, прямой путь к Сатане (употребляю этот термин как наиболее понятный для нашего человека культурный символ конечности жизни и бытия).

Почему Пушкин мастерски управлял чужими чувствами

Хорошо иметь «горячее сердце», когда к ней прилагается «холодная голова». Чувства – это стихия, которая в умелых руках превращается в бесконечный источник внутренней силы, а в дырявых руках становится разрушающим хаосом и стремящейся к смерти энтропии (т.е. проявлением все того же Сатаны).

Давайте же посмотрим, как можно управлять своими чувствами и всегда быть самому себе хозяином.

Для начала следует уяснить, что пока человек находится под властью своего ограниченного эгоистического ума (который делит мир на Я и Не-Я), он сам себе не хозяин – он под пятой своего безумного слуги.

Когда человек (после долгих лет медитаций или в результате ) научился осознавать своё Я за пределами ограниченного эгоистического ума он получает небывалую власть над собой и своими чувствами. Теперь ему достаточно посмотреть на реактивно возникающее чувство и сразу же взять его под контроль.

Запомните – без «прокаченного» умения занимать внешнюю позицию (внешнюю точку зрения) все разговоры об управлении чувствами – это брехня «типопсхихолохов». Управлять можно только тем, что осознаешь. А осознавать что-либо можно только «поднявшись над этим».

Второй момент заключается в том, что с «линейкой и циркулем» к чувствам не подойдешь. Словами мы можем выразить лишь то, что разлагается на элементы. Чувства на элементы не разлагаются, поэтому логическая рационализация тут, как говорится, «не канает». Единственный эффективный инструмент для управления чувствами – это работа с ними как с метафорами. Это, кстати, прекрасно знали поэты и песенники ещё «со времен царя Гороха» – у них вся чувственная лирика построена исключительно на метафорах.

Например

И сердечко вновь пылает и любит оттого, что не обожать оно не может . (А.С. Пушкин)

Пылающее сердце – это и есть метафора

А управлять метафорами – это уже довольно несложная технология.

Плюс базовые вещи, без которых руководство чувствами будет напоминать попытку неграмотного и некомпетентного начальника (коих в России вы сможете встретить на каждом шагу) выполнить сложный проект в рекордные сроки (т.е. он будет сделан «через жопу» по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда»).

Речь идёт о принятии и взятии ответственности. Штуки это разные, но взаимосвязанные.

Так вот, всё что у вас есть – это неотъемлемая часть вас. Ваша так сказать «собственность». А любая собственность предполагает некую ответственность за неё.

Готовьтесь принять.

Неприятная правда о мире №2

Что ещё нужно знать о том как управлять своими чувствами?

Любое управление имеет своей целью воздействие на объект управления для достижения некоего важного и нужного результата. Как бы разные люди не представляли себе конечную цель управления чувствами она всегда будет одной и той же (просто с разной степенью чистоты) – это достижение внутренней гармонии. Иной цели просто нет. Её просто не может быть, как не может быть двух Дао.

Для обычного человека сложно признать, что есть что-то важнее гармонии, обычный человек хочет богатства и удовольствий от жизни. Но очередная неприятная правда о мире состоит в том, что став богатым и получив доступ к изысканным удовольствиям такой человек не становится ни на йоту счастливее (а тем более гармоничнее).

Характерный пример

Вот Вам собирательное описание типичной американской трагедии:

«Он – мультимиллионер, владеющий сетью из 73 розничных магазинов, торгующих электроникой. Уровень холестерина в его крови сильно завышен, его вес превышает норму на 60 фунтов. У него не было времени даже поговорить со своими детьми на протяжение последних пяти лет, а сами дети принимают наркотики и воспринимают его как некую призрачную фигуру, о которой толком не имеют никакого представления. Он спит в раздельных комнатах со своей женой, а любовь и романтика в его жизни – не более чем стирающиеся из памяти воспоминания…»

И знаете, о чем больше всего думает этот самый «победитель»? Все очень просто. У него в голове только одно…

Как Открыть 74-й Магазин

В Своей Торговой Сети!

(Гари Хэлберт )

Богатство, слава, признание, почёт и пр. – это те цели, которые Вы намного легче сможете достигнуть, находясь в состоянии внутренней гармонии. Если, конечно, решите, что они вам нужны. Либо получите их как сопутствующие «бонусы» к тому чем Вы занимаетесь или будете заниматься.

И здесь важный момент – Вы должны достигнуть гармонии между собой и конечной целью своей деятельности (да и своими поступками как таковыми) как для того чтобы достигнуть серьезных творческих успехов в этой деятельности, так и для того чтобы не испытывать ненужных стрессов в процессе.

Поэтому стремитесь всегда исключительно к гармонии, это верное направление.

Три способа как научиться управлять своими чувствами

Я знаю несколько способов научиться управлять чувствами. Один из самых распространенных и популярных – это прочитать пару центнеров книг и других учебных материалов по психологии, философии, эзотерике, прослушать и просмотреть терабайты аудио и видео на эту тему, выгрести оттуда все возможные упражнения/техники и тщательно все их выполнять. Вероятно, что к тому моменту, когда Вы закончите, Вам будет достаточно много лет, «зато»… не придется тратить деньги!

Другой способ гораздо более практичен – Вы можете изобрести машину времени и периодически переноситься назад, продолжая изучать все то, что нужно изучить и практиковать то, что нужно практиковать. Что в итоге получится? А получится то, что фактически Вы потратите совсем немного, всего каких-то несколько лет на самообразование, а судя по часам, прошло только три часа с того момента, как Вы прочитали эту статью.

Но если Вы не желаете тратить драгоценные годы собственной жизни, а изобрести машину времени Вам не под силу, единственное, что я могу Вам посоветовать – это персональная работа с тренером, который выстроит для Вас системную работу и поможет дойти до результата гораздо-гораздо быстрее.

И первым делом я бы присоветовал преодолеть самые сложные барьеры на пути управления собственными чувствами, которые скрываются в глубинах Вашего бессознательного. Сделать это довольно просто – достаточно пройти (и сделать это можно в течение пары недель) несколько специализированных сессий – , Гностический Интенсив и комплекс «Шуньята». Сделать это можно в рамках