Лингвистическая сказка страна существительное - сказка

К разносклоняемым относятся десять существитель-

ных на -мя (бремя, время, семя, темя. пламя, стремя,

знамя, племя, имя, вымя), слова путь и дитя.

Существительные на -мя и слово путь в родитель-

ном, дательном и предложном падежах единственного

числа имеют окончание -и, "как существительные III

склонения, а в творительном падеже - -ем (-ем), как

существительные II склонения.

Особенностью этой группы существительных яв-

ляется наличие перед окончанием во всех падежах,

кроме именительного и винительного падежей един-

ственного числа, суффикса -ен (-ён), а в формах семян.

стремян - суффикса -ян.

Склонение разносклоняемых существительных

Падежи Единственное число Множественное число

И. время путь времена пути

р. времени Ьпути времен путей

Д. времени иути временам путям

в. время путь времена пути

т. временем.путем временами путями

п. (о) времени: (о) пути (о) временах (о) путях

Существительное дитя в современном русском язы-

ке в именительном падеже употребляется, как правило,

в устойчивых сочетаниях типа дитя природы, дитя

века, а в косвенных падежах заменяется словом ребе-

нок. Формы косвенных падежей дитяти, дитятей

воспринимаются как устаревшие или иронически

окрашенные, а дитем - как просторечная форма.

§ 65. Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым существительным относятся: 1)

иноязычные имена нарицательные и собственные,

оканчивающиеся на -е, -и, -о, -у и ударное -а

(коммюнике, жалюзи, депо, рагу, амплуа, Гете, Кони,

Сочи); 2) иноязычные женские имена на твёрдый со-

гласный (Элен, Гретхен); 3) славянские фамилии на

Ых (-их), -аго (-яго), -ово (Белых, Чутких, Живаго,

Смоляго, Хитрово); 4) славянские фамилии на соглас-

ный, относящиеся к лицам женского пола (работа

Елены Коршук, поручение Ирине Станкевич); 5) укра-

инские и белорусские фамилии на -ко (выступление

Кузьменко Ольги, в семье Марционко); 6) сложносо-

кращенные слова (НЛО, об лоно).

У существительных этого типа грамматическое зна-

чение падежа и числа выражается синтаксически

(работает в депо, выехали за депо, приехал Белых

§ 66. Правописание важнейших суффиксов

существительных

1. Суффикс -чик пишется после корней, оканчи-

вающихся-на д, т, з, с, ж (наладчик, прокатчик, заказ-

чик, подписчик, перебежчик), а суффикс -щик - после

остальных согласных (формовщик, атомщик, сварщик,

сменщик, сигнальщик). Исключение составляют

слова с производящей основой на к и ч, где происходит

чередование этих согласных с т: кабак - кабатчик,

добыча - добытчик.

2. Суффиксы -от-, -ость, -овств- пишутся после

твердых согласных (кроме шипящих ж, ш): доброта,

гордость, хвастовство, отцовство (ср.: нищета, све-

8. После шипящих в суффиксах -ок, -онок, -онк-

буква о пишется только под ударением, а в безударном

положении пишется е: сапожок, речонка, галчонок (ср.:

овражек, беженка).

4. Следует различать на письме суффиксы -ек (е в

суффиксе выпадает при склонении) и -ик, -чик (и в

этих суффиксах сохраняется во всех падежных фор-

мах). Ср.: звоночек (звоночка), ключик (ключика),

колокольчик (колокольчика).

5. В суффиксах -ин-, -инк-, -изн-, -инств- пишется

буква и: толщина, завалинка, белизна, меньшинство.

Но в словах белена, письмена, нищенство, первенство,

лесенка, нищенка, черкешенка, француженка, беженка,

ряженка, форменка, монашенка пишется е.

6. Суффикс -ичк- пишется в словах, образованных

от существительных с суффиксом -иц-: умничка (от

умница), ножнички, пуговичка. Во всех остальных слу-

чаях пишется суффикс -ечк-: бедняжечка, ситечко,

времечко. Следует иметь в виду, что безударного суф-

фикса -ячк- в современном русском языке нет.

7. Суффикс -ец пишется в существительных муж-

ского рода (при склонении е выпадает): счастливец

(счастливца), питомец, боец; суффикс -иц- пишется в

существительных женского рода: счастливица, пито-

мица. рощица.

В существительных среднего рода суффикс -ец- пи-

шется в словах с ударным окончанием (пальтецо,

письмецо), а -иц- - с безударным (платьице, маслице).

8. Суффиксы -оньк- и -еньк- пишутся с ь. Суффикс

Оньк- употребляется после твердых согласных (бере-

за - березонька, голова - головонька), а -еньк- - по-

сле основ на мягкий согласный и шипящий (тетя -

тетенька. Зоя - Зоенька, ночь - ноченька).

Запомнить написание слов: заинька, паинька.

Примечание. В существительных деревня, кухня, у которых

в родительном падеже множественного числа пишется в конце ь, он

сохраняется и перед суффиксом -к- (деревенька, кухонька).

После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ишк- в существи-

тельных женского рода и одушевленных существитель-

ных мужского рода пишется окончание -а (травушка,

долюшка, соловушка, дядюшка, хвастунишка), в су-

ществительных среднего рода и неодушевленных суще-

ствительных мужского рода - окончание -о (письмиш-

ко, хлебушко, чадушко. полюшко, городишко).

Суффикс -ышк- характерен только для существи-

тельных среднего рода (солнышко, зернышко, перышко,

пятнышко).

Суффикс -ищ- употребляется в существительных

всех трех родов с последующим окончанием -а в словах

женского рода (нога - Ножища, жара - жарища, ску-

ка - скучища) и -е в словах мужского и среднего рода

Схема морфологического разбора

имени существительного

1. Начальная форма (И. п.).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б)

одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

4. Синтаксическая роль в предложении.

Образец разбора

Но колокол печали над Хатынью трагедией своей издалека пре-

дупреждает новые века. (Дуд.)

Колокол - начальная форма колокол, нарицательное, неодушев-

ленное, м. р., II склонение. И. п., ед. ч., в предложении является

подлежащим.

Печали - начальная форма печаль, нарицательное, неодушевлен-

ное, ж. р., Ш склонение, Р. п., ед. ч., в предложении является несо-

гласованным определением.

Трагедией - начальная форма трагедия, нарицательное, неоду-

шевленное, ж. р., I склонение. Т. п., ед. ч., в предложении является

косвенным дополнением.

(Над) Хатынью - начальная форма Хатынь, собственное, не-

одушевленное, ж. р., Ш склонение, Т. п., ед. ч., в предложении яв-

ляется несогласованным определением.

Века - начальная форма век, нарицательное, неодушевленное, м.

р., II склонение. В. п., мн. ч., в предложении является прямым до-

полнением.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое части речи? Назовите все части речи и укажите, чем

различаются самостоятельные и служебные слова.

2. Дайте определение имени существительного. Какие разряды

выделяются у имен существительных? Укажите особенности каждого

3. Как определяется род склоняемых имен существительных?

Укажите особенности определения рода несклоняемых существитель-

ных и аббревиатур.

4. Укажите, какие существительные имеют форму двух чисел -

единственного и множественного. Какие существительные имеют

форму одного числа - только единственного или только множествен-

6. Что такое склонение существительных? Назовите типы склоне-

ния существительных.

в. Какие особенности употребления падежных окончаний в един-

ственном числе имеют существительные I, II, Ш склонения?

7. Укажите особенности правописания родительного падежа мно-

жественного числа существительных.

8. Перечислите разносклоняемые существительные и объясните,

почему они так называются.

9. Как определить падеж и число несклоняемых существитель-

10. Укажите правила написания гласных о, е, и в суффиксах имен

существительных.

11. Перечислите особенности употребления гласных а, о, е в окон-

чаниях существительных именительного падежа единственного числа

после суффиксов -ушк; -юшк; -ышк; -ишк; -ищ:

Имя прилагательное

Склонением называют изменения имен существительных по числам и падежам. Раньше выделялось шесть склонений, в настоящее время осталось три. Остановимся кратко на основных трех склонениях существительных, чтобы понять их особенности. Рассматривать будем единственное число, потому что во есть много своих особенностей при склонении. Только после этого можно легко и быстро осознать, что же такое разносклоняемые существительные.

В средней школе ученики уже знают, что к первому склонению относят имена существительные в единственном числе, мужского, женского и общего рода, в именительном падеже, оканчивающиеся на - а и - я.

Например: мама, стена, доля, дядя, юноша, земля.

И.П. стена

Р. П. стены

Д. П. стене

В. П. стену

Т. П. стеной

П. П. о стене

Ко второму склонению относят существительные единственного числа, среднего рода, у которых слово оканчивается на буквы - о и - е (поле, окно, настроение) и мужского рода без окончания (конь, луч, закон, свет). Второе склонение существительного в творительном падеже имеет окончание - ем или - ом.

И.П. настроение

Р. П. настроения

Д. П. настроению

В. П. настроения

Т.П. настроением

П. П. о настроении

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, не имеющие окончания или с мягким знаком на конце. Например: лошадь, степь, дочь, мать.

И. П. мать

Р. П. матери

Д. П. матери

В. П. мать

Т. П. матерью

П. П. о матери

Существительные третьего склонения в предложном, дательном и сохраняют окончание - и.

Разносклоняемые имена существительные - это древние слова, у которых окончания в падежах характерны для разных склонений. Таких слов совсем мало. К ним относится существительное мужского рода - путь, слово-дитя и слова среднего рода:

  • Имя Пламя
  • Время Знамя
  • Вымя Племя
  • Бремя Стремя
  • Темя Семя

При их склонении во всех падежах добавляется суффикс - ен, кроме творительного падежа. Слова с окончанием на - мя в единственном числе используют правила третьего склонения.

Во множественном числе и в творительном падеже эти слова слоняются по правилам второго склонения.

Ед. число/ Множ. число

И.П. племя/ племена

Р. П. племени/ племен

Д. П. племени/ племенам

В. П. племя/ племена

Т. П. племенем/ племенами

П. П. о племени/ о племенах

Слово путь в склоняется по второму склонению, в остальных падежах - по третьему.

Разносклоняемые существительные имеют особенности, о которых важно знать всем ученикам:

  1. Во множественном числе во всех падежах добавляется суффикс - ен имена, именами, об именах).
  2. В единственном числе во всех падежах, кроме именительного и винительного, присоединяется суффикс - ен (семени, бремени, теменем, о темени).
  3. Во множественном числе в словах семя и стремя в родительном падеже, добавляют суффикс - ян (семян, стремян).
  4. В единственном числе в творительном падеже присоединяется суффикс - ем, и слова склоняются как при втором склонении (племенем, семенем).
  5. В единственном числе в дательном, предложном и родительном падежах слова оканчиваются на - и, склоняются по правилам 3-егосклонения (о знамени, нет вымени, к имени).
  6. Слово путь имеет окончание - ем в единственном числе и творительном падеже (путем).
  7. Слово дитя во множественном числе, в творительном падеже оканчивается на - ми (детьми).

Разносклоняемые существительныепуть и дитя в единственном числе изменяются по-особому, и это надо запомнить.

И.П. путь, дитя

Р. П. пути, дитяти

Д. П. пути, дитяти

В. П. путь, дитя

Т. П. путем, дитятею

П. П. о пути, о дитяти

Во множественном числе разносклоняемые существительныедети и стремена имеют свои нюансы.

И. П. дети, стремена

Р. П. детей, стремян

Д. П. детям, стременам

В. П. детей, стремена

Т. П. детьми, стременами

П. П. о детях, о стременах

Учитывая исключения из правил, при склонении разносклоняемых существительных можно избежать простых ошибок при написании диктантов и сочинений.

Сказка о разносклоняемых существительных

Однажды ночью в тетради Мариночкиной Марины ожили буквы, слова и знаки препинания. Марина училась не очень хорошо, и поэтому все стали возмущаться:

  • Меня Марина не выучила! - возникал суффикс «ЕН».
  • А про меня совсем забыла! - кричала малютка «И».
  • Тихо, тихо успокойтесь! - сказал восклицательный знак. - Нам надо утром разбудить Марину и научить ее изменять разносклоняемы существительные по падежам и числам.
  • Да, правильно, правильно! - воскликнули все и легли на тетрадные листочки.

Рано утром Марину разбудили жители ее тетради и стали причитать:

  • Ты не должна про меня забывать! - кричал суффикс «ЕН».
  • И про меня тоже! - обиженно сказала «И».
  • Тихо, почему вы все возникаете? - спросил вопросительный знак
  • Мы должны учить, а не кричать! - басом проговорил восклицательный знак.
  • Так давайте начнем, - пропищала точка
  • Итак, Мариночка! Открой свое домашнее упражнение и найди в нем ошибки! - проговорил восклицательный знак.

Марина полезла в портфель и через несколько мгновений достала тетрадь по русскому языку и начала читать текст, в котором сделала много ошибок:

« В лесу около ПламИни костра сидели три девочки. Одна из них встала и начала сажать свежие семИна, другая пыталась посчитать, сколько времИни они пробыли в лесу, а третья девочка, по имИни Лаура, уже успела уйти в лес на поиски какого-либо племИни».

Марина остановилась, чтобы сделать передышку, и хотела дальше читать, но восклицательный знак ее прервал:

  • Итак, ты прочитала первую часть рассказа, а теперь назови разносклоняемые существительные, которые встретились тебе в этом тексте!
  • Пламя, семя, время, имя, племя.
  • Молодец, а теперь скажи, почему ты во всех этих словах в суффиксе «ЕН» написала букву «И»?
  • Не знаю!
  • Так вот, Марина, слушай теперь правило: «В Р.п., Д.п., П.п. в словах СЕМЯ, ИМЯ, ЗНАМЯ, ПЛАМЯ и других словах на -МЯ в окончании пишется «И», а перед окончанием стоит суффикс «ЕН». Поняла?
  • А теперь продолжай читать, только без ошибок! - предупредил восклицательный знак.

И Марина продолжила:

  • Через несколько дней девочки нашли лошадей, поставили ноги в стремЕНа и поскакали вперед. Проехав несколько часов, они увидели уголок знамЕНИ своего города и очень обрадовались. Девочки разъехались по домам и рассказали о длинном пути.
  • Молодец, но я забыл сказать о разносклоняемом существительном ПУТЬ! - прокричал восклицательный знак.
  • Можешь не говорить, я уже все знаю и все поняла. Спасибо вам, буквы и знаки, теперь я буду учиться хорошо! - воскликнула Марина.
  • Ура-а-а-а! - закричали все, потому что добились улучшения в Марининой тетради.

Вот и сказке конец, а кто выучил разносклоняемые существительные, тот молодец!

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

СТРАНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существитель ное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить. В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя. Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие. А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь. Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новоселы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались! Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить-поживать да добра наживать.

Панюкова Наталья, 7 «а» класс

  1. Сочинение лингвистической сказки 20

    Сочинение

    Современного школьника мало чем можно удивить, а тем более, заинтересовать. Особенно это касается правил, определений, орфограмм, которые кажутся ученикам однообразными, скучными и нудными и становятся главной их неприятностью, снижая

  2. Ф. М. Достоевский создавал роман «Бесы» как описание «недавних и странных событий», как «хронику», «историю» . Для классика русской литературы была важна документальная точность, перечисление исторически важных дета

    Литература

    При написании сценического монтажа по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» В.Е. Максимов широко использовал публицистические средства выразительности, дав произведению свою современную интерпретацию.

  3. Учитель русского языка и литературы

    Документ

    способствовать воспитанию толерантности, личной ответственности за выполнение коллективной работы, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями.

В статье рассмотрим разносклоняемые существительные и на понятных примерах покажем особенности их склонения .
Прежде чем говорить о разносклоняемых существительных разберемся с понятиями.
Существуют 3 склонения существительных.
Первое склонение – это все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а или -я.
Второе - все оставшиеся существительные мужского рода, а также существительные среднего рода.
Третье склонение включает все существительные женского рода НЕ оканчивающиеся ни на , ни на –я .
В зависимости от склонения, существительные получают разные окончания при изменении по падежам (склонении по падежам), также как глаголы разного спряжения имеют разные окончания при спряжении по лицам.

Для примера проспрягаем по одному существительному из каждого склонения.

Мама (1 склонение)
Падеж. Вопросы. В скобах указаны удобные глаголы для сочетания.
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Мама
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Мамы
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Маме
Винительный. (винить) Кого? Что?- Маму
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Мамой .
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Маме .

Отец (2 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Отец
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Отца
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Отцу
Винительный. (винить) Кого? Что?- Отца
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Отцом
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Отце .

Дочь (3 склонение)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Дочь


Родительный. (нет) Кого? Чего? - Дочери
Дательный. (дам) Кому? Чему? - Дочери
Винительный. (винить) Кого? Что?- Дочь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? - Дочерью
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Дочери

Разносклоняемые существительные – это существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. Также как разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют окончания разных склонений при изменении по лицам.
Чтобы стало понятней перечислим разносклоняемые существительные и просклоняем их по падежам.
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ), все они среднего рода, а также одно существительное мужского рода – путь .
Всего 11 разносклоняемых существительных. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они имеют окончания 3-го склонения, НО в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го!
Просклоняем пару существительных, чтобы всё стало понятно.

Время (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Время
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Времени (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Времени (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Время
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Временем (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Времени (окончание 3-го склонения)

Путь (разносклоняемое)
Именительный падеж. (есть) Кто? Что? - Путь
Родительный. (нет) Кого? Чего? - Пути (окончание 3-го склонения)
Дательный. (дам) Кому? Чему? – Пути (окончание 3-го склонения)
Винительный. (винить) Кого? Что?- Путь
Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Путём (окончание 2-го склонения)
Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Пути (окончание 3-го склонения)