Что значит забитый человек. Можно ли изменить человека который по жизни забитый, необщительный,как помочь ему,избавить от страха общаться с людьми? Забитые люди
Я многих понимаю, но меня никто не понимает, издевается, не считают ни за кого, как с червяком обходятся. И виновата моя мамаша, которая продержала в течение 20 лет взаперти, никуда не пускала, держала под своей проклятой юбкой, вот и получилось? Чего хотела она, говорит же, что хотела мне только хорошо, а то что я ущербный получился, говорит что я виноват. Сегодня дошло до трагедии, я сорвался на мамашу и не без последствий. Я ненавижу её. Она меня угробила, сделала моральным калекой.
Вот например, в аспирантуре, перепил чуток, так соаспиранты не стали домой везти, а бросили умирать на цементном полу, Только случайно в вуз зашёл мужик, знакомый мамаши, сотрудник кафедры. который помог мне в институт поступить, и приволок домой. Он спросил у этих аспирантов: "Почему вы его бросили?", на что они ответили: "Это ничтожество, пусть сдохнет, его с таким характером всё равно убьют. мы не будем его вести, нам эта мразь противна, тащи его сам".
Ещё: меня и сейчас опекают. Мамаша, конечно, мне не авторитет, я при ней сделаю что хочу и как хочу, ибо мне много лет и я что зря делать не буду. А вот более авторитетные меня могут контролировать, даже по просьбе мамаши. И с этим можно было и смириться, если бы не случай.
Девочка, которая молодая против меня (ей 25 лет), съездила на весь европейский футбольный чемпионат. Была одна совсем, в опасных местах, в ночных городах чужой страны, на стадионах, при беспорядках, на вокзале, и не только, и везде одна и ничего с ней не случилось. И уехала из Донецка на автобусе, на который билета и в помине не было, как она могла это сделать, ведь без билета на автобус не уедет даже министр!!! И ещё с тройкой 50-летних мужиков с другого города, незнакомых, проехала несколько тысяч километров за 2 дня, чтобы эти футболфы увидеть, да ещё и ночевала с ними в одной комнате, на такое ни одна девушка не пойдёт, страшно ведь же. Но не это главное. Главное то, что мелочь эта самостоятельная. Почему мать, отец, бабушка, братья-сватья и т.д. отпустили её на такое? Ведь никто сына не отпустит, а это дочь, она же беззащитна. Её подруги предупреждали, что там очень небезопасно, что на украинских форумах гремят темы "кацапы п*****сы" и там могут быть серьёзные конфликты. А родные - НИЧЕГО. Они уверены в том, что с ней ничего не случится.
А меня контролируют, несмотря на то что много лет уже. Пример из недавнего, когда мне было 28 лет (на 3 года старше тогог возраста, когда она ездила по футболам) была защита на профессора и банкет. Так вот тот мужик, о котором я упоминал, вывел меня за ручку из-за стола, опозорив, выпроводил за дверь вуза и заставил позвонить когда приеду домой. Почему девушка, которая младше, может по полям боевых действий одна бегать, и никому она не нужна (ей даже родственники не звонили, звонили и переживали только подруги), а я не могу даже на вузовском банкете поприсутствовать, должен домой идти, "чтобы не было проблем". Что за несправедливость, что за отношения? И тема эта создавалась потому, что может быть появились здесь бы какие-либо советы, как изменить к себе это отношение. похоже не изменишь, ибо это всё чувствуется на подсознании. Мать так воспитала, заложив ущербность в детстве и этого уже не исправишь. Жить неохота просто.....
Меня зовут Катя, мне 19 лет. Начну с того что я не могу найти свое место в жизни. Я забитый, униженный, загнанный в угол человек. Я могу только подчиняться людям. Я не могу их оскорблять как они меня. Не могу заступиться за себя. Я хочу но не могу. Все слова в гужный момент забываются. Происходит это когда мне резко нагрубят, я боюсь людей. Не могу найти работу. Образование у меня среднее специальное. С мамой конфликтую. Парень есть, но он меня подбадривает хочет чтоб я стала за себя заступаться. Я боюсь что потеряю его если буду такой мямлей. Я хочу быть для всех хорошей, не могу себя переубедить что так не бывает. Я воспринимаю все близко к сердцу. Любое слово для меня цепкое. Я не умею разговаривать с людьми. Начинаю волноваться, путаю слова, резко забываю элементарные слова, предложения не могу составить чтоб меня понял человек. Вроде и читаю. А толку нету. Как быть? К кому обратиться? Что со мной не так? Я чувствую себя не комфортно в этой жизни, хочу уйти навсегда.
Поддержите сайт:
катя, возраст: 19 / 08.09.2015
Отклики:
Катя,
Я думаю,что здесь только один верный способ.Вам нужно как можно больше общаться.Где и как найти это общение,подумайте сами.Можно записаться на языковые курсы (там люди вынуждены общаться в группах,вместе делать разные задания и т.п.).Можно поработать продавцом каким-нибудь.Я знаю,что на это нужна большая смелость,но только так это можно преодолеть.
Если бы вы записались на какой-нибудь психологический тренинг,то там вас заставили бы испытать именно те ситуации,которые вас так пугают.Разыграли бы сценку с грубостью и оценивали бы вашу реакцию,а потом бы ещё и задания бы какие-нибудь дали в "реале" потренироваться.
Вы сами подумайте,что вам поможет.Но помочь может только общение.Сидя дома и читая книги вы развиваете свой язык,но не навыки общения.
sk , возраст: 35 / 08.09.2015
Здравствуйте, Катя! Не торопитесь покидать наш мир навсегда. Верите ли вы в Бога? Сходите в церковь, поговорите с батюшкой, он вам расскажет об исповеди, причастии, о группах молодежи, которые собираются в определенные дни, общаются, устраивают чаепития, возможно в стенах Божьих вы почувствуете покой и тепло, найдете своё призвание. Если вы далеки от этого, тогда идите к психологу. Правильные советы помогут вам контактировать с людьми. Не держите в сердце злость, гнев, обиды. Простите всех, обнимите мамочку, скажите, как вы её любите. В минуты отчаяния молитесь про себя, хотя бы своими словами. Берегите себя!
Ирина, возраст: 27 / 08.09.2015
Кать, ну жизнь среди людей - это же не жизнь в стае, которая живет по звериным законам. Люди, в большинстве своем, доброжелательны, настроены по отношению к вам дружелюбно или нейтрально. Об этом надо помнить. Никто не хочет вас специально обидеть или задеть. Это фантазии все.
Тут два пути может быть - или искать работу, не связанную с общением, но тогда замкнутость ваша быстро не пройдет. Или, наоборот, окунуться в омут с головой, что называется. Найти такую работу, где общения много. Это может быть любая клиентская работа. Когда ты стоишь на потоке и разговариваешь с людьми по работе - то стеснительность проходит со временем сама собой. Это может быть и работа на телефоне, например. 100 раз позвонишь с предложением какой-то услуги - и нервничать совсем перестанешь.
У меня был случай. Пошла я как-то работать в клиентский отдел одной компании. И туда приходили работать новички. То есть раньше они чем-то занимались, но работать с людьми они не умели. Надо было звонить по телефону и предлагать услуги. И вот девушка одна после каждого разговора краснела и падала лицом на стол со словами: какой ужас! какой позор! А все ее поддерживали, и говорили: да брось ты, ерунда какая. Ты с этим человеком никогда не увидишься, не все ли равно, что он подумал? И так она постепенно привыкла и втянулась. А люди эти были старше тебя. И ничего. Видишь?
Так что, не бойся, все будет хорошо. Стеснительность - это нормально. А общительным человек становится не сразу, нужна практика общения.
Оля, возраст: 42 / 08.09.2015
Снять с пьедестала окружающих и достать себя из-под плинтуса, вот, что вам нужно, убрать зависимость от чужого мнения и разговаривать с убежденностью в своей правоте (прежде всего нужно убедить себя, тогда и слова искать не придется, они сами найдутся), поругаться пару раз. Ну отсеется от вас вся мерзкая масса, перестанет с вами общаться - ну и хорошо.
Лена, возраст: 25 / 08.09.2015
Милая девочка! Вы здоровы и молоды,вы ещё не знали настоящего горя, вы ранимы, и мне кажется
вы талантливы, часто так ведут себя именно талантливые люди. Я жила при родителях сиротой,
в одиночку боролась с врождённым и неизлечимым заболеванием. Меня приняли и главное - полюбили
школьные учителя. Неожиданно, выполняя домашнее задание, я начала писать стихи и думать, что может бытья не самая плохая, глупая и несчастная, потом я влюбилась в театр и так осмелела, что не стесняясь своей болезни пришла туда работать и проработала там всю жизнь, встретила любовь, заслужила уважение талантливейших людей, не бойтесь быть собой,
в этом ваша сила и неповторимость! Живите!!!
Оливия, возраст: 55 / 18.10.2015
Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела
Последние просьбы о помощи |
07.03.2019
После скандала муж ушел, оборвав все контакты. Хочу все это прекратить, не вижу смысла жить дальше (да, ребенок для меня сейчас не аргумент). |
07.03.2019
На работу не принимают даже в сетевые магазины (ссылаются на отсутствие образования и стажа). Мысли о самоубийстве не выходят из головы... |
06.03.2019
Умерла мама, умер отец, меня отправили в пришкольный интернат. Я не хочу жить, ведь, по сути, я никому не нужна, нету смысла... |
Читать другие просьбы |
могло бы выйти не исключительное, странное существо, а тип, многие черты которого нашлись бы во многих из нас. Припомните ваши встречи с чиновным людом; припомните тех, которые называют себя людьми неискательными, спокойными, любящими по правде жить. Вспомните, как они любят говорить о своей неискательности и как иногда, вдруг круто изменяется направление разговора при упоминании о ком-нибудь из их сослуживцев, начальников или знакомых, успевающем больше других. Тут сейчас пойдет: и "хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит", и "правдой век не проживешь", и жалобы на собственную неспособность к подлостям, и ироническое, как будто уничижительное перечисление собственных заслуг: "Что, дескать, мы -- что по шести-то часов спины не разгибаем, да дела-то все нами держатся -- эка важность... А вот -- пойти к его превосходительству на бал, да польку там отхватать, да по утрам вместо дела-то по магазинам разъезжать -- его супруги комиссии исполнять -- вот это дело, вот с этим и в честь попадешь... А мы -- что? Клячи водовозные, волы подъяремные -- только в черную работу и годимся..." и т. д. А затем разговор непременно принимает такой оборот: что ведь "и мы, дескать, могли бы подличать, и мы могли бы финтить"... и в доказательство расскажут вам несколько случаев, где, точно, человеку удобно было сподличать, а он не захотел... Во всех подобных господах решительно сидит тенденция г. Голядкина к сумасшедшему дому; дайте им только побольше мечтательности и меланхолии -- и переход будет недалек...
Господин Голядкин, впрочем, человек уж совсем сумасшедший; оставим его. А вот еще есть лицо у г. Достоевского, тоже сумасшедший, но скорее только мономан -- г. Прохарчин. Человек этот тоже сообразил, должно быть еще при начале своего служебного поприща, что "одному на сем свете назначено в каретах ездить, другому в худых сапогах по грязи шлепать", и, причислив себя к последнему разряду, нанял себе угол и живет, не думая пытать судьбы своей. Но прочного спокойствия нет у него на душе; характер у него боязливый, как у всех забитых, и хотя он твердо верует в нерушимость своей философии, но на свете видит и случайности разного рода: болезни, пожары, внезапные увольнения от службы по желанию начальства... Бедняка начинает преследовать мысль о непрочности, о необеспеченности его положения. Мысль, конечно, очень естественная. Натурален и результат ее -- решение откладывать и копить деньги, на всякий случай. Но исполнение уже дико, хотя тоже понятно в г. Прохарчине: он прячет звонкую монету себе в тюфяк... Да и куда же ему девать в самом деле? В сундук положить -- утащат; поручить кому-нибудь -- никому довериться нельзя; в ломбард положить -- помилуйте, это значит прямо объявить себя богачом, Крезом каким-то. "У него деньги в ломбарде лежат" -- знаете ли вы, как звучит эта фраза в кругу мелких чиновников, а тем более обитателей углов!.. Вот г. Прохарчин и прячет деньги в тюфяк, и 10 лет прячет, и 15, и 20, может быть и больше, и даже сам, кажется, высчитать хорошенько не может, сколько у него там спрятано, а потревожить тюфяк -- боится любопытных глаз... Живет он довольно спокойно, то есть перед всяким сторонится, всего робеет и рад, что его не трогают. Вдруг вместе с ним поселяются новые жильцы -- хорошие люди, но "надсмешники". Заметив боязливость Прохарчина и постоянную мысль о необеспеченности,-- давай они между собою сочинять слухи -- то о сокращении штатов, то об экзаменах для старых чиновников, то о желании его превосходительства уволить всех чиновников с непрезентабельной фигурой, то вообще о тяжелых временах... И что бы вы думали? Ведь совсем сбился с толку бедняжка Прохарчин: ходит сам не свой, лица на нем нет, так и ждет, что его выгонят из службы, и тогда что же с ним будет? Запасец хоть и сделан, да ведь уже его теперь истощать придется, а пополнять неоткуда... Волнение Прохарчина выразилось, как водится, между прочим, тем, что он, встретясь с каким-то закоснелым пьянчужкой, хватил через край и привезен домой в бесчувствии и больной. Едва очнувшись, он начал бредить и тосковать о том, что вот живешь-живешь, да и пойдешь с сумочкой; нынче нужен, завтра нужен,-- а потом и не нужен, и ступай по миру... Его начинают убеждать, что ему бояться нечего: человек он хороший, смирный и пр.... Он отвечает: "Да вот он вольный, я вольный; а как лежишь, лежишь, да и того..." -- "Чего?" -- "Ан и вольнодумец"... Все приходят в ужас и негодование при одной мысли, что Прохарчин может быть вольнодумцем; но он возражает: "Стой, я не того... ты пойми только, баран ты: я смирный, сегодня смирный, завтра смирный, а потом и не смирный, сгрубил; пряжку тебе, и пошел вольнодумец!.."- Словом сказать,-- господин Прохарчин сделался истинным вольнодумцем: не только в прочность места, но даже в прочность собственного смирения перестал верить. Точно будто вызвать на бой кого-то хочет: "Да что, дескать, вечно, что ли, я пресмыкаться-то буду? Ведь я и сгрублю, пожалуй,-- я и сгрубить могу... Только что тогда будет?.." Но разгулялся этот господин Прохарчин перед смертью: в ту же ночь, не осилив волнения, он умер, возбудив общее сожаление в жильцах. А по смерти его нашли в тюфяке, в разных сверточках, серебряной монеты на 2497 рублей с полтиной ассигнациями,-- отчего жильцы, и в особенности хозяйка, пришли уже в негодование...
Господин Прохарчин, как забитый, запуганный человек, ясен; о нем и распространяться нечего. О его внезапной тоске и страхе отставки тоже нечего много рассуждать. Привести разве мнение его сожителей во время его болезни: "Все охали и ахали; всем было и жалко и горько, и все меж тем дивились, что вот как же это таким образом мог совсем заробеть человек? И из чего же заробел? Добро бы был при месте большом, женой обладал, детей поразвел; добро б его там под суд какой ни на есть притянули; а то ведь и человек совсем дрянь, с одним сундуком и с немецким замком; лежал с лишком двадцать лет за ширмами, молчал, свету и горя не знал, скопидомничал, и вдруг вздумалось теперь человеку, с пошлого, с праздного слова какого-нибудь, совсем перевернуть себе голову, совсем забояться о том, что на свете вдруг стало жить тяжело... А и не рассудил человек, что всем тяжело!.. Прими он вот только это в расчет,-- говорил потом Океаниев,-- что вот всем тяжело, так бы сберег бы человек свою голову, перестал бы куролесить и потянул бы свое кое-как, куда следует".
И ведь прав Океаниев: действительно, Прохарчин оттого и погиб, что с пути здравой философии сбился.
Но кто же не сбивался с нее? У кого не бывало случаев, порывов, увлечений, внезапно нарушавших ровный ход мирно устроенного механизма жизни? Вот еще, пожалуй; пример из г. Достоевского: юный чиновник, Вася Шумков, из низкого состояния трудолюбием и благонравием вышел, за почерк и кротость любим начальством и самим его превосходительством, Юлианом Мастаковичем, получает от него приватные бумаги для переписки да еще за эту честь и деньгами от него награждается время от времени. К этому еще -- он имеет преданного друга Аркашу; мало того -- он полюбил, заслужил взаимность и уже женихом объявлен... Чего ему еще! Он переполнен счастьем: жизнь ему улыбается. Триста рублей жалованья да приватных от Юлиана Мастаковича -- житье с женою хоть куда! Они же так любят друг друга! Вася ничего не помнит, ни о чем не думает, кроме своей невесты; у него есть бумаги, данные для переписки Юлианом Мастаковичем; сроку остается два дня, но Вася, с свойственным влюбленному юноше легкомыслием, говорит: "Еще успею", и не выдерживает, чтоб в вечер под Новый год не отправиться с приятелем к невесте... Но, возвратившись домой и засевши на целую ночь писать, он поражается суровой действительностью: всех бумаг никак не перепишешь к сроку,-- а завтра к тому же Новый год, надо еще идти -- расписаться у его превосходительства. Напрасно Аркаша его удерживает, обещая за него расписаться,-- Вася боится, что Юлиан Мастакович могут обидеться. Напрасно также добрый друг уговаривает его не сокрушаться, напоминая о великодушии Юлиана Мастаковича:, это еще более убивает Васю. Как! о, ничтожный червяк, презренное, жалкое существо,-- удостоен такого высокого внимания, получает частные поручения, слышит милостивые слова... и вдруг -- что же?-- нерадение, неисполнительность, неблагодарность! Всю чудовищность, всю черноту своего поступка Вася и измерить не может, ибо соразмеряет ее с расстоянием, разделяющим его от Юлиана Мастаковича,-- а кто же может измерить это расстояние?! У бедняка голова кружится при одном взгляде на эту страшную пропасть... Он было думает идти к Юлиану Мастаковичу и принести повинную; но как решиться на подобную дерзость? Друг его хочет объясниться за своего друга, даже отправляется к его превосходительству, но заговорить тоже не решается. Бедный Вася сидит за письмом два дня и две ночи, у него мутится в голове, он уже ничего не видит и водит сухим пером по бумаге. Наконец любовь, ничтожество, гнев Юлиана Мастаковича, недавнее счастье, черная неблагодарность, страх за свое полнейшее бессилие -- сламывают несчастного, он убеждается, что "ему теперь одна дорога -- в солдаты, и мешается на этой мысли. А Юлиан Мастакович благодушно заметил: "Боже, как жаль! И дело-то, порученное ему, было не важное и вовсе не спешное... Так-таки ни из-за чего погиб человек!"
Автор статьи: Добролюбов Н.А.
Положим, что г. Достоевский слишком уж любит сводить с ума своих героев; положим, что у Васи его уж донельзя слабое сердце (так и повесть называется). Но всмотритесь в основу этой повести,-- вы придете к тому же результату: что идеальная теория общественного механизма, с успокоением всех людей на своем месте и на своем
Из этой полезной статьи Вы узнаете о том, как унизить человека умными словами
, не пуская в ход кулаки.
Грех обижать хорошего человека, помните об этом.
За любое унижение невинного Вам придется расплачиваться наказанием свыше.
Но нередки случаи, когда Вас размазывают по стенке, произнося фразы непристойного содержания.
Конечно же, Вы можете ответить обидчику тем же или вдарить по зубам со всего размаху.
Но это не совсем деликатный метод, друзья мои.
Намного сложнее унизить человека, не положив его на лопатки, а подобрав такие фразы, чтобы они в моральном смысле уничтожили его.
Вот этим мы и займемся.
Фразы, унижающие человека за оскорбление достоинства
Если Ваше достоинство поставили под сомнение- не важно кто Вы- мужчина или женщина, попробуйте ответить этими фразеологизмами:
1). Оскорбить женщину может лишь моральный импотент или существо, опущенное жизнью.
2). Ты сейчас бросаешь оскорбления потому, что упорно скрываешь свою собственную несостоятельность.
3). Мое достоинство не на высоте, но оно и не на дне. А Вы выдаете в себе слабую и морально убогую личность.
4). Ваши оскорбления звучат как беспомощная попытка доказать свое превосходство.
Этими фразами Вы унижаете человека осторожно и деликатно. Интеллигентно опуская его, Вы сами не уподобляетесь злому обидчику.
Фразы, морально убивающие человека за унижения
Сразу хочу предупредить, что их использовать следует с глубокой осторожностью. Все дело в том, что Вы наделены способностью запрограммировать человека на негативные последствия. Его платой за причиненную Вам обиду станет неблагополучное событие, которое произойдет в тесной связи со словесным “пророчеством”.
Не совсем ясно?
Сейчас все поймете.
Примеры фраз, морально убивающие и фатально программирующие обидчика на “вечную память”:
5). Я ничего тебе не отвечу. Но ты потом поймешь, что все несчастья ты нажил с этого дня.
6). Очередь к онкологу очень длинная, и ты встанешь в конец. (Произнесите эти слова только в случае жестокого унижения).
7). За все в этой жизни придется расплачиваться. Не забывай этот день, чтобы потом не думать за что Бог тебя наказал.
8). С этого момента в твоей жизни начнутся несчастья. Я не пугаю, а знаю об этом.
Немного пофантазировав, Вы можете изрядно дополнить предложенный список.
Только не перегибайте палку и не программируйте неплохого человека на худой фатализм.
Вполне возможно, что Вас унизила достаточно мнительная и слабая личность, которая начнет угасать после всего произнесенного.
Теперь Вы знаете о том, как морально унизить человека умными фразами
.
Да и сами не забывайте о том, что за слово придется также платить, как и за скверное дело.
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.
Ну, посудите же – зачем было сходить с ума человеку? Оставайся бы он только верен безмятежной теории, что он в своем праве, и все в своем праве, что если новый коллежский раньше его произведен, – так этому так и следует быть, и что если Клара Олсуфьевна его отвергла, так опять это значит, – что ему к ней и соваться не следовало, – словом, продолжай он идти своей дорогой, никого не затрогивая, и помни, что все на свете законнейшим образом распределяется по способностям, а способности самою натурою даны и т. д. – вот и продолжал бы человек жить в прежнем довольстве и спокойствии. Так ведь нет же: встало что-то со дна души и выразилось мрачнейшим протестом, к какому только способен был ненаходчивый г. Голядкин, – сумасшествием… Не скажу, чтоб г. Достоевский особенно искусно развил идею этого сумасшествия; но надо признаться, что тема его – раздвоение слабого, бесхарактерного и необразованного человека между робкою прямотою действий и платоническим стремлением к интриге, раздвоение, под тяжестью которого сокрушается наконец рассудок бедняка, – тема эта, для хорошего выполнения, требует таланта очень сильного. При хорошей обработке из г. Голядкина могло бы выйти не исключительное, странное существо, а тип, многие черты которого нашлись бы во многих из нас. Припомните ваши встречи с чиновным людом; припомните тех, которые называют себя людьми неискательными, спокойными, любящими по правде жить. Вспомните, как они любят говорить о своей неискательности и как иногда, вдруг круто изменяется направление разговора при упоминании о ком-нибудь из их сослуживцев, начальников или знакомых, успевающем больше других. Тут сейчас пойдет: и «хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит», и «правдой век не проживешь», и жалобы на собственную неспособность к подлостям, и ироническое, как будто уничижительное перечисление собственных заслуг: «Что, дескать, мы – что по шести-то часов спины не разгибаем, да дела-то все нами держатся – эка важность… А вот – пойти к его превосходительству на бал, да польку там отхватать, да по утрам вместо дела-то по магазинам разъезжать – его супруги комиссии исполнять – вот это дело, вот с этим и в честь попадешь… А мы – что? Клячи водовозные, волы подъяремные – только в черную работу и годимся…» и т. д. А затем разговор непременно принимает такой оборот: что ведь «и мы, дескать, могли бы подличать, и мы могли бы финтить»… и в доказательство расскажут вам несколько случаев, где, точно, человеку удобно было сподличать, а он не захотел… Во всех подобных господах решительно сидит тенденция г. Голядкина к сумасшедшему дому; дайте им только побольше мечтательности и меланхолии – и переход будет недалек…
Господин Голядкин, впрочем, человек уж совсем сумасшедший; оставим его. А вот еще есть лицо у г. Достоевского, тоже сумасшедший, но скорее только мономан – г. Прохарчин. Человек этот тоже сообразил, должно быть еще при начале своего служебного поприща, что «одному на сем свете назначено в каретах ездить, другому в худых сапогах по грязи шлепать», и, причислив себя к последнему разряду, нанял себе угол и живет, не думая пытать судьбы своей. Но прочного спокойствия нет у него на душе; характер у него боязливый, как у всех забитых, и хотя он твердо верует в нерушимость своей философии, но на свете видит и случайности разного рода: болезни, пожары, внезапные увольнения от службы по желанию начальства… Бедняка начинает преследовать мысль о непрочности, о необеспеченности его положения. Мысль, конечно, очень естественная. Натурален и результат ее – решение откладывать и копить деньги, на всякий случай. Но исполнение уже дико, хотя тоже понятно в г. Прохарчине: он прячет звонкую монету себе в тюфяк… Да и куда же ему девать в самом деле? В сундук положить – утащат; поручить кому-нибудь – никому довериться нельзя; в ломбард положить – помилуйте, это значит прямо объявить себя богачом, Крезом каким-то. «У него деньги в ломбарде лежат» – знаете ли вы, как звучит эта фраза в кругу мелких чиновников, а тем более обитателей углов!.. Вот г. Прохарчин и прячет деньги в тюфяк, и 10 лет прячет, и 15, и 20, может быть и больше, и даже сам, кажется, высчитать хорошенько не может, сколько у него там спрятано, а потревожить тюфяк – боится любопытных глаз… Живет он довольно спокойно, то есть перед всяким сторонится, всего робеет и рад, что его не трогают. Вдруг вместе с ним поселяются новые жильцы – хорошие люди, но «надсмешники». Заметив боязливость Прохарчина и постоянную мысль о необеспеченности, – давай они между собою сочинять слухи – то о сокращении штатов, то об экзаменах для старых чиновников, то о желании его превосходительства уволить всех чиновников с непрезентабельной фигурой, то вообще о тяжелых временах… И что бы вы думали? Ведь совсем сбился с толку бедняжка Прохарчин: ходит сам не свой, лица на нем нет, так и ждет, что его выгонят из службы, и тогда что же с ним будет? Запасец хоть и сделан, да ведь уже его теперь истощать придется, а пополнять неоткуда… Волнение Прохарчина выразилось, как водится, между прочим, тем, что он, встретясь с каким-то закоснелым пьянчужкой, хватил через край и привезен домой в бесчувствии и больной. Едва очнувшись, он начал бредить и тосковать о том, что вот живешь-живешь, да и пойдешь с сумочкой; нынче нужен, завтра нужен, – а потом и не нужен, и ступай по миру… Его начинают убеждать, что ему бояться нечего: человек он хороший, смирный и пр…. Он отвечает: «Да вот он вольный, я вольный; а как лежишь, лежишь, да и того…» – «Чего?» – «Ан и вольнодумец»… Все приходят в ужас и негодование при одной мысли, что Прохарчин может быть вольнодумцем; но он возражает: «Стой, я не того… ты пойми только, баран ты: я смирный, сегодня смирный, завтра смирный, а потом и не смирный, сгрубил; пряжку тебе, и пошел вольнодумец!..» Словом сказать, – господин Прохарчин сделался истинным вольнодумцем: не только в прочность места, но даже в прочность собственного смирения перестал верить. Точно будто вызвать на бой кого-то хочет: «Да что, дескать, вечно, что ли, я пресмыкаться-то буду? Ведь я и сгрублю, пожалуй, – я и сгрубить могу… Только что тогда будет?..» Но разгулялся этот господин Прохарчин перед смертью: в ту же ночь, не осилив волнения, он умер, возбудив общее сожаление в жильцах. А по смерти его нашли в тюфяке, в разных сверточках, серебряной монеты на 2497 рублей с полтиной ассигнациями, – отчего жильцы, и в особенности хозяйка, пришли уже в негодование…