Триз авторы. Триз (теория решения изобретательских задач)

Консультация для воспитателей

Тема: Развивающие технологии – технология ТРИЗ
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие:
теория - катализатор творческого решения проблемы;
знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.

Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике.
Ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики: Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф., Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И. и др.
ТРИЗ технология включает в себя:
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Ресурсы
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема и подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия
Сегодня мы поговорим подробно о ПРОТИВОРЕЧИЯХ.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
Давайте поиграем в игры – противоречия:
1 Игра «Много - мало»
Цель этой игры формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети (а сейчас вы, педагоги) соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.

2. Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.

3. Игра «Разбежались»
Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.
Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.
Например: мальчик направо, девочки налево;
одежда с карманами – без карманов,
длинные рукава – у кого не длинные,
кого в детский сад привел папа - кого не папа…
Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие – низкие), предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).

Одним из способов развить в ребенке творческое воображение, смекалку, научить мыслить широко и нестандартно является использование приемов и методов теории решения изобретательских задач. Но на этом пути родителей подстерегают устоявшиеся мифы и заблуждения, которые не позволяют в полной мере использовать возможности методики для развития детей. Давайте разбираться, где правда, а где вымысел.

Миф 1. ТРИЗ-псевдонаука

ТРИЗ – это какая-то новомодная иностранная псевдонаука, не имеющая к российской действительности, а тем более к развитию детей никакого отношения.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – не является самостоятельной наукой. Это методика и алгоритмы решения творческих задач в любой области знаний, которые позволяют развивать творческое (изобретательское) мышление и качества творческой личности.

На самом деле ТРИЗ была разработана в 40-е гг. XX века в СССР нашим соотечественником Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ активно развивалась и широко применялась в Советском Союзе, поскольку рационализаторские идеи были востребованы. Но в 90-е гг. в нашей стране ТРИЗ утратила свою популярность, как и всё советское. Но в то же время стала набирать обороты за рубежом. И вот уже десятки мировых корпораций (Mitsubishi, Samsung, Hewlett Packard, General Electric, Siemens и пр.) в своей работе применяют методики ТРИЗ, имеют специальные отделы по ТРИЗ-инновациям или привлекают к разработкам ТРИЗ-консультантов.

В конце 80-х гг. сформировалась ТРИЗ-педагогика, ставящая своей целью формирование сильного мышления и воспитание креативной личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В настоящее время, во многом благодаря Интернету, ТРИЗ в России получает всё большую популярность.

Миф 2. ТРИЗ нужен только инженерам и технарям

Что здесь правда, а что заблуждение?

Действительно ТРИЗ создавалась и была заточена именно под техническое применение, в помощь . Однако со временем ТРИЗ оказалась востребованной в самых разных сферах деятельности, в бизнесе, политике, рекламе, гуманитарных науках, искусстве и пр., благодаря своей универсальности.

Миф 3.ТРИЗ учит детей математике

Что здесь правда, а что заблуждение?

ТРИЗ учит решать. ТРИЗ и математика похожи своей стройностью, логичностью, последовательностью и системностью. Как сказал М.В.Ломоносов:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Это же справедливо можно отнести и к ТРИЗ. Но, пожалуй, на этом сходства заканчиваются. ТРИЗ учит креативности, учит решать открытые творческие жизненные задачи, у которых нет четкого условия, которые могут решаться разными способами и иметь различные результаты.

Если бы наша жизнь была такой же понятной, как , тогда бы мы решили задачу «Как одновременно уложить спать двух детей?» легко, как 1 + 1. Кладешь одного ребенка на кровать и кладешь второго ребенка на кровать: получаем двух спящих детей. Но в жизни почему-то так не получается, и чтобы решить эту открытую задачу, маме каждый раз приходится придумывать изощренные методы.

Миф 4. ТРИЗ не поможет в реальной жизни

Мне не нужен никакой ТРИЗ, я не изобретатель, далек от техники, у меня и так проблем в жизни хватает.

Что здесь правда, а что заблуждение?

Действительно есть такие люди, которым совершенно всё равно, откуда появился телевизор и что там у него внутри, лишь бы показывал хорошо и не ломался. И для таких людей поломанный телек – это целая проблема, чем теперь вечером заниматься.

Но даже если вам неинтересно вникать в тонкости развития и функционирования технических систем, которые нас окружают, или забивать свою голову вопросами типа «Почему паук сам не прилипает к своей паутине?», на мой взгляд, есть одно несомненное преимущество, которое дает человеку ТРИЗ. Она меняет мышление: человек не просто видит проблему, а может перевести ее в задачу, а значит, он встает в активную позицию решателя, и многое становится ему по плечу.

Миф 5. Гениями рождаются, а не становятся

Что здесь правда, а что заблуждение?

Были получены интересные результаты теста креативности, проведенного в рамках специального проекта NASA, который был разработан специально, чтобы оценить и измерить творческий потенциал дошкольников.

Тест проводился на 1600 детях в возрасте от 4 до 5 лет. Оказалось, что в топовую категорию теста, рассматриваемую психологами как «гениальность», попало 98 % детей! Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%! Среди взрослых процент гениальности упал до 2-х!

Г.С.Альтшуллер разработал новую область знаний – теория развития творческой личности, один из блоков классической ТРИЗ. Она подробно изложена в книге Г. С. Альтшуллера и И. М. Верткина «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности», в которой авторы рассказывают, можно ли стать творческой личностью и что для этого нужно.

Миф 6. Всё уже изобретено

Что еще можно придумать? И так уже изобретено всё, что нужно. Так не бывает! Это невозможно!

Что здесь правда, а что заблуждение?

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. До недавнего времени самостоятельные полеты считались невозможными и фантастическими. Пока в 1903 году не был официально зафиксирован первый полет самолета, изобретенного американцами братьями Райт.

Думаю, не за горами тот день, когда то, что было фантастикой еще несколько лет назад (искусственный интеллект, клонирование человека и пр.), станет реальностью. Зачастую в нас говорят ограничивающие убеждения, нам мешает инерция мышления и психологическая инерция.

ТРИЗ предлагает огромное число приемов по преодолению инерции психологической и мыслительной и развитию креативного мышления. Возьмите, например, один из моих любимых – друдлы – и пофантазируйте, что вы видите на рисунках.

Миф 7. Для творчества нужно вдохновение

Чтобы написать интересное литературное произведение, надо ждать вдохновения.

Что здесь правда, а что заблуждение?

Еще А. С. Пушкин писал: «Не продается вдохновенье…». Наверняка многим знакомы муки творчества, когда мысль не идет, и больше не знаешь, чтобы эдакого придумать.

ТРИЗ решает и эту задачу. Целый блок РТВ (развитие творческого воображения) призван научить легко фантазировать. Г. С. Альтшуллер собрал воедино мировой опыт сочинительства, проанализировал, переработал и выдал такие приемы и способы, использование которых приводит к новым открытиям, сильному решению, нестандартному мышлению.

Миф 8. Вся сила в знаниях

Что здесь правда, а что заблуждение?

Все слышали фразу, приписываемую Фрэнсису Бэкону: «Знание – сила». Сложно спорить с общепризнанными авторитетами. Всем нам говорили, что надо хорошо учиться, получать «пятерки», и нас ждет прекрасное будущее, в противном случае маячила перспектива работать дворником.

Однако, есть и другое мнение. А. Л. Минц, советский радиофизик, инженер, разработчик систем связи и радиолокации, так говорил про выпускников школы: «Очень часто они напоминают мне фаршированную щуку. В этой щуке чего только нет. Вот только плавать она уже никогда не будет». Это яркий образ человека, напичканного знаниями, который так и не смог найти им достойное применение в жизни. Так что ценность не в самих знаниях, а в способности их применять в быстро меняющихся условиях жизни.

Миф 9.Моему ребенку еще рано осваивать ТРИЗ

Что здесь правда, а что заблуждение?

Тут нам лучше подскажет опытный практик Светлана Ивановна Гин, ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для новой Эры», канд. пед. наук, автор книги «Занятия по ТРИЗ в детском саду», а также многочисленных пособий для учителей начальных классов, мама четверых детей. Вот, что она говорит (источник ):

«Если мы говорим про систему образования, то есть успешный опыт занятий по ТРИЗ с детьми 2-3 летнего возраста. Если же использовать ТРИЗ как инструмент мышления, то не стоит задавать возраст формально, а отталкиваться от момента, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью.

Чтоб ребенок начал изобретать, сами родители должны быть изобретательными.

Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку — лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты, и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ».

Миф 10.Зачем мне и моему ребенку креативность? Я не художника ращу

Что здесь правда, а что заблуждение?

Узкое понимание креативности сводится к художественному или литературному, или какому-либо еще творчеству.

На самом деле понятие креативности очень объемное и включает в себя и способность самостоятельно мыслить, и способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, и умение смотреть на объект под разным углом зрения. Ключевым моментом является то, что это способность, а значит, ее можно (и нужно) развивать.

Зачем? Чтобы жить достойно и счастливо в наше непростое время в динамичном мире. Вы задумывались, кем будет ваш ребенок, когда вырастет? А вы уверены, что такая профессия будет востребована через 15-20 лет, что она вообще будет существовать? Специалист по ТРИЗ для дошкольников Татьяна Сидорчук отметила:

«Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего».

А как вы относитесь к ТРИЗ? Используете её в играх с ребенком или в своей жизни? Расскажите в комментариях!

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

3 ноября 2016 в 20:00

Теория решения изобретательских задач на пальцах

  • Алгоритмы ,
  • Занимательные задачки

Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это

Для разминки

Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.

Правильная постановка задачи

Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.

Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).

Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):

  • Как найти утечку в шине
  • Как предсказать возможное место появления утечки в шине
  • Как найти способ самоустранения утечки в шине
Первый вариант понятнее, чем исходный, так как он более конкретен. Чем конкретнее выделена проблема, тем легче её решить.

Метод активации перебора решений

Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:
  1. Морфологический метод
    Создаём таблицу, где оси - важные нам параметры, характеристики. По каждой оси расписываем возможные достижения данной характеристики. Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения всей технической системы.
  2. Переосмысление задачи
    Одну и ту же задачу можно решить по-разному в зависимости от цели. К примеру: нужно, чтобы таран при столкновении с дверью не ломался.
    Можно изменить материал тарана; попробовать сделать так, чтобы таран становился прочнее от удара о дверь (как бараны и их рога при столкновении).
  3. Метод аналогий
    Прямая аналогия: любая аналогичная ситуация или проблема, решённая в другой сфере деятельности, науки или природы.
    Личная аналогия: попытка взглянуть на задачу, отождествляя себя с объектом, попытка войти в его образ, найти личные аналогии в опыте человека.

Пример

Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.

С чем работаем?

Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, - это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.

А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.

Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.

А почему не сделать иначе?

Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.

Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.

Решения других областей

Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.

Небольшой пример

Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).

Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.

На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.

Другой занимательный пример

И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений - повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.

Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).

В итоге

Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:

1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить

Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Пусть вас не смущает это громкое название:
ТРИЗ - его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть. Но не судите поверхностно ТРИЗ поможет нам в решении задач по школьной программе, но он поможет и больше - ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку.

Дошкольный возраст уникален.
Как сформируется ребенок, та¬кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в дошкольных учреждениях является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под¬вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработа¬ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения; активнос¬ти, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
В современных методичках часто звучит «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
Девиз тризовцев - «Можно говорить всё» — и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.
Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» — т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации.

Пример Лжезагадок для тризовского занятия:

Кто быстрее плавает - утёнок или цыплёнок?
. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
. На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
. Летели два крокодила - один красный, другой - синий. Кто скорее долетит?
. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
. Что едят крокодилы на северном полюсе?
. Что является второй подушкой для щеки?
. Кто громче замычит: петух или корова?
. Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
. От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
. Как лучше сорвать арбуз с дерева?
. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
. Когда собака бывает в конуре без головы?
. Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
. Упали два горшка - железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.