Какие предметы могут добавить в школьную программу. Самые важные школьные предметы по мнению россиян

Учебный год в российских школах уже закончился, однако депутаты, чиновники, общественные деятели продолжают придумывать дисциплины, которые необходимо преподавать детям. Среди последних инициатив - занятия по безопасному селфи, трезвости, земледелию и семейным ценностям. «Лента.ру» составила список самых необычных предметов, которые могут пополнить школьную программу.

Стань чиновником

Представители молодежной палаты Мосгордумы 23 июня пообещали рассказывать школьникам о работе чиновников. Активисты собираются ходить по образовательным учреждениям и объяснять детям, как работают управы, префектуры и муниципалитеты.

«Рассказывать детям о работе ведомств нужно, во-первых, для того, чтобы они знали структуру органов власти Москвы и понимали, куда могут при необходимости обратиться. А во-вторых, благодаря такому погружению в работу чиновников некоторые школьники захотят устроиться на госслужбу», - считает глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов. Начать эксперимент предполагается именно с этого столичного района.

Курс безопасного селфи

В начале июня петербургская общественная организация «За безопасность» в Министерство образования и науки обращение с просьбой организовать в школах уроки безопасного селфи. Поводом для этого стала серия несчастных случаев, произошедших за последнее время с молодыми людьми при попытке сделать эффектный снимок.

К преподаванию курса хотят привлечь психологов, полицейских и профессиональных фотографов. Ученикам расскажут, как фотографироваться без риска для здоровья, и посоветуют, что делать, если желание сделать селфи превратилось в зависимость.

В петербургских школах с 1 сентября 2015 года инициаторы готовы проводить уроки своими силами, а поддержка министерства им потребовалась, чтобы распространить практику и на другие регионы.

Тем не менее в Минобрнауке посчитали, что школьников нужно учить не только безопасному селфи, а осторожности в целом. Эту задачу решит обновленный курс ОБЖ, который будет внедряться со следующего учебного года.

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Уроки политинформации

Ректор МГИМО, академик Роcсийской академии наук Анатолий Торкунов считает, что учителя истории должны школьникам политические новости, чтобы они могли разобраться, что происходит в мире. Уроки политинформации он предлагает проводить в формате мини-лекций, при этом организационные вопросы и продолжительность должна определять школа.

Армейская подготовка

Минобороны предложило готовить школьников к армии с 15 лет. Для этого предлагается ввести в школах преподавание военно-прикладных видов спорта. Подростков хотят научить стрельбе, ножевому бою и военно-спортивному многоборью. Заниматься учащиеся будут добровольно. По задумке экспертов министерства, это позволит юношам пройти полноценную военную подготовку еще до призыва. В министерстве бьют тревогу: 72 процента призывников, которые были обследованы с 2007-го по 2014 год, оказались в неудовлетворительной физической форме.

О необходимости школьной подготовки к армии говорили и прежде. В 2013 году депутат Госдумы Алексей Журавлев ввести для старшеклассников специальный предмет, на котором они изучили бы основы военной службы, и обязательные учебные сборы в военной части.

Новый предмет должен подготовить будущих призывников к армейской жизни не только физически, но и морально. Вести его, по задумке депутата, должны были не только педагоги, но и военные.

Многие школьники, такое было и в мое время, считают, что некоторые предметы им не нужны и совершенно не пригодятся в будущей жизни. Но могу сказать одно: пока вы выберете профессию, получите ее и начнете работать, ваши взгляды еще поменяются не раз. Поэтому смею заметить, что, возможно, именно знания по тому «ненужному» предмету окажутся вам просто необходимыми. Наша жизнь так непредсказуема, что мы не знаем, что нас ожидает завтра.

Подтверждаю свои суждения на простом примере. Сегодня на нас разразился этот ужасный всемирный кризис, который лишил многих работы, денег. Люди ищут новую работу в совершенно иных отраслях, другими словами, меняют свой трудовой профиль. Вот и я тоже: по образованию бухгалтер-экономист со стажем работы работаю в нескольких направлениях, совершенно не имеющим отношения к моей основной профессии. Вряд ли я смогла бы это сделать, не будь моих школьных знаний, они до сих пор помогают мне.

На основании вышесказанного делаю такое заявление: ненужных предметов нет. Вы должны быть готовы ко всему в этой жизни. Более того, есть такие предметы, которые будут нужны вам всегда и везде. Советую особое внимание уделять их изучению.

На самое первое место я ставлю знания по русскому языку. Куда бы вы ни пошли, какой бы документ ни заполняли, с кем бы вы ни разговаривали, ваш успех и ваш авторитет будет всегда зависеть от знания русского языка. Любые грамматические ошибки при составлении резюме или визировании документов руководителями просто недопустимы. Незнание правил русского языка явно сыграет против вас в той или иной степени. Грамматическая ошибка, допущенная в процессе заполнения анкеты или резюме, может даже лишить вас шанса получить работу.

На второе место я бы поставила знание английского языка. Без английского языка в период автоматизации и интернета никуда! Это я вам по личному опыту говорю. Базовые знания английского языка, полученные мной в школе, помогают мне сегодня зарабатывать на кусок хлеба. Я могу спокойно переписываться на уровне разговорной речи с иностранцами, заключать договора и расширять свои знания на иностранных сайтах.

Я очень любила английский язык в школе, благо, два последних года учебы в школе в качестве эксперимента мы изучали углубленно английский язык. До сих пор я благодарю каждый день свою учительницу по английскому языку, она смогла вложить нам очень хорошие знания, используя очень интересные приемы во время занятий. Это были и недели языка и маленькие пьески на английском, и интервью, и изучение песен группы «Битлз» и многое другое. Было до того интересно, что я до сих пор помню эти уроки. Следовательно, и полученные знания храню в голове.

В общем, можете даже не спорить, с высоты уже прошедших лет, точно вам говорю, эти два языка вам необходимы в жизни.

На третьем месте я вижу родной язык. Я его ставлю на третье место только с точки зрения нашего выживания в современном мире, а с точки зрения постоянного общения он, безусловно, занимает первое место. Это мое сугубо личное мнение, у каждого на этот счет свое мнение.

Математика, как известно, развивает логическое мышление. Быстрые подсчеты в уме, сложение, вычитание, деление, умножение, проценты будут всегда сопровождать вас в течение всей жизни. Эти элементарные знания вам просто необходимы.

География, биология и история нужны для общего развития, дабы иметь представление о нашем внутреннем и окружающем нас мире. Должны же мы знать в какой точке земного шара мы находимся, где находятся другие страны, знать какие природные зоны существуют, как устроен наш организм, организм растений и животных, знать свою богатую историю. К тому же это еще безумно интересно и познавательно.

Дорогие мои школьники, я вас отлично понимаю, что хочется и погулять и развлекаться, а тут учеба, да учеба. Главное, правильно распределить время, научитесь его планировать, и тогда вы все успеете. По причине молодости своей, вам еще трудно осознать всю важность школьных знаний. Но то, что вам преподают в школе, действительно очень нужно в жизни. Взрослая жизнь сложная, постоянная борьба за выживание и у вас просто может не оказаться потом времени на восстановление упущенных знаний. Так что ловите момент, у вас самое лучшее время в вашей жизни.

Если вы действительно хотите добиться чего-то в жизни, обеспечить себе безбедное существование, считайте, что вы сейчас делаете уже первый шаг к этому. Помните об этом, и успех придет. А пока применяйте свои полученные знания при освоении большого океана под именем «интернет». Многие школьники уже успешно занимаются бизнесом в интернете, пробуют себя в различных областях и даже умудряются зарабатывать больше своих родителей. В мое время не было интернета, но я сегодня применяю свои школьные знания во время освоения интернет-пространства. А вы — молодое поколение, перед вами столько возможностей, о которых мы и мечтать не могли. Получайте знания, пока есть возможность и дерзайте! Ваш успех ждет вас там — впереди, нужно только шагнуть навстречу.

В 15 лет, после окончания 9-го класса гимназии, я поехала учиться в Англию. Теперь мне уже 18, и после трех с половиной лет я смотрю назад и думаю, знание каких вещей было бы полезным при принятии такого важного решения, как поехать...

В 15 лет, после окончания 9-го класса гимназии, я поехала учиться в Англию. Теперь мне уже 18, и после трех с половиной лет я смотрю назад и думаю, знание каких вещей было бы полезным при принятии такого важного решения, как поехать учиться за границу. Когда я ехала, я особо не задумывалась - ни куда я еду, ни что меня ожидает. Я рисовала в голове замки, воспитанных леди в белых перчатках, клетчатую школьную форму, чай со сливками, ну, и дождливую погоду.

Общество в английской частной школе

Первое, что меня поразило, - отсутствие белых перчаток. К моему сожалению, не было не только перчаток, но и манер. Лицемерие, правда, никто не отменял. Улыбаются, говорят «Sorry» и «Thank you» постоянно, но это не от души. Вопрос, что лучше: лицемерная вежливость или искреннее хамство? Но практический совет: если захотите узнать, хорошо ли сидит костюм, спросите у русских, а не у англичан, если не хотите услышать дежурное «Nice». И так во всем. Учитель по рисованию говорит «Super work» на откровенную мазню и каракули (и современное искусство здесь ни при чем) и на великолепную работу. Если на концерте кто-то наошибался, перепутал почти все ноты, на несколько секунд прекратил играть вовсе и переделал концовку (и импровизация здесь ни при чем), ему скажут, что никто ничего не заметил, и хвалить будут еще больше, чем того, кто выступил действительно хорошо. Это исключительно из желания поддержать и успокоить, чтобы выступавший не сильно переживал и не бросил хобби после неудачного выступления. Хотя за глаза ему непременно перемоют все кости, ругая за то, что заставил их слушать такую дрянь.

Одежда и школьная форма

С манерами и одеждой все очень запутанно. Я помню, когда собирала чемодан, папа велел мне выбросить посеревшую пару носков, сказав, что в Европе никто такое безобразие не носит... Какое заблуждение. Ходить по школе в застиранных, не сочетающихся носках, порванных колготках, замаранных драных спортивных штанах и свитерах считается самым модным и крутым. В школьную форму обувь не входит, обычно требуется, чтобы она была черная или темно-коричневая, без узоров, и - для девушек - каблук должен быть невысоким. У англичанок особой популярностью пользуются жуткие ботинки на шнуровке и черные кроссовки, с юбкой они смотрятся «великолепно». В местных обувных магазинах можно по приемлемой цене выбрать и другие модели, которые будут смотреться так же безобразно. Парни носят обычные ботинки. Обычно в средних классах (на GCSE) все обязаны носить школьную форму; девочкам запрещено распускать волосы, краситься и красить ногти. Поэтому почти все англичанки собирают волосы в хвост, но растрепывают его и обливают спреем так сильно, что уж лучше бы просто их распускали. Как только школьный день заканчивается (а иногда и раньше), англичанки накладывают три килограмма макияжа и красят ногти в черный или в ядовитый цвет. Это мальчиков не касается, но просто предупреждаю, что бы те не пугались. А в остальном: зимой носить джинсовые шорты с черными колготками - это нормально. Одеваются как попало и эксцентрично. Чем дешевле купили вещь, тем больше ею гордятся. Хотя стоит ли так пристально относиться к внешнему виду, много денег тратить на одежду и иметь столько предрассудков, или лучше либерально ко всему относиться, одеваться, как нравится и как удобно, тоже вопрос спорный. (Более исчерпывающую информацию об англичанах можно получить, пролистав книгу Кейт Фокс «Наблюдая за англичанами, скрытые правила поведения».)

Практические советы

Говоря об одежде, необходимо дать несколько практических советов. В первый же день в школьном магазине на вас нападут продавщицы и будут уверять, что необходимо купить все, что перечислено в списке школьной формы. Этого не стоит делать. В школьном магазине все стоит в три раза дороже, а по качеству в три раза хуже. Покупать нужно лишь вещи с логотипом или узором школы, например, футболки, юбки, свитера, пиджаки, брюки (если нужно), насчет блузок лучше уточнить, может быть, можно и свои носить. Лучше всего спросить у кого-нибудь из учащихся, только они скажут честно, что из списка брать не стоит. Форма для старшеклассников зависит от школы. В моей школе на уроки обязательно ходить в деловом костюме. Юбка до колена (в реальности - мини-юбка или платье), каблуки не выше 3 см (на самом деле платформа и каблук не ниже 10 см), белая блузка (чаще всего носят блузки с ярко-розовой полоской), костюм темного цвета (светло-серый тоже можно). Для мальчиков этот вопрос тоже не особо принципиальный. Подойдет любой деловой костюм. Если вы не против слушать комплименты, то носите, что хотите (в пределах разумного). Некоторые учителя (их имена вы узнаете на первой же неделе) могут разве что попросить переодеться. В таком случае придется либо извиниться, либо, сказав, что идешь переодеваться, подождать, когда учитель скроется из виду, и пойти дальше своей дорогой (если поймают во второй раз, то могут сделать выговор, но это случается крайне редко и никакими последствиями не грозит). Хотя это опять же зависит от школы и от отношений с учителями. Говоря о правилах, нужно упомянуть, что чаще всего в школе запрещено курить и пить. Но ученики делают и то и другое. Опять же учителя могут наказать, а могут и закрывать глаза, но это тоже становится понятно довольно скоро. Поэтому прежде чем просить у учителя прикурить, стоит осведомиться, кто есть кто.

Общежитие

Общежития в частных школах отдельные для мальчиков и для девочек. Посещать друг друга можно, но есть правила, которые варьируются в зависимости от школы. В старших классах большинство учеников живут по одному в комнате, хотя некоторым приходится делить комнату с одним или двумя учениками. Это тоже зависит от школы. В младших классах общежитие - это дурдом, где в комнате живут по 5-6 человек. Но мне повезло, и я была избавлена от такого счастья. Комнаты на одного человека обычно уютные, но не больше грузового лифта. Во всем есть свои плюсы: не вставая с кровати, можно достать до стола, до стула, до шкафа, до полки, до тумбочки, до окна, открыть дверь - очень удобно. С другой стороны, некоторые комнаты бывают светлыми и просторными, с видом из окна на море. Но, к сожалению, это редкость. Набор мебели в общежитиях стандартный: стол, высокая кровать с ящиками под матрасом, узкий шкаф, книжные полки, комод и ковер, который пылесосят раз в неделю. Одеяло, подушку, постельное белье и полотенца нужно купить свои. В некоторых общежитиях существует традиция переезжать в другую комнату каждую четверть, поэтому запаковывать и распаковывать все свои вещи - обычное дело.

Особенности медицины

Батарею отключают на ночь. Поэтому, и еще потому, что зимой ходят в той же обуви и одежде, что и летом, все ходят простуженные и сморкаются, не выходя из класса. В медицинском центре НЕ лечат! От всего: от головы, от живота, от кашля, от горла, от перелома здесь дают парацетамол. От горла еще дают стрепсилс и измеряют температуру в ухе. Нормальной температурой тела считают 37 градусов (неудивительно - англичане ведь хронически простужены и не лечатся). Поэтому нужно иметь с собой весь необходимый набор лекарств. Таблетки обычно просят сдавать воспитателям, потому что если кто-то случайно зайдет в вашу комнату, выпьет ваши таблетки и умрет (и поделом, нечего без спросу ходить по чужим комнатам и трогать чужие вещи), то у школы будут проблемы. Но сдавать необязательно: достаточно положить таблетки в стол и не афишировать, и все будет в порядке. В ящики обычно не заглядывают. Даже если таблетки оставить на столе, вряд ли кто-нибудь их заметит. Если заметят, то максимум что сделают, попросят их сдать. Очень важно, как повезет с House Mistress или с House Master. Обычно это учителя, но они живут в общежитии, проводят перекличку, помогают, если есть проблемы, заказывают такси и наказывают, если нарушаешь правила. Они бывают мудрые, милые и понимающие, бывают строгие, вредные или просто глупые. Тут уж как повезет. Еще в общежитии есть более молодые воспитатели: Deputy Housemistress или Deputy Housemaster. А также Matron - он или она отвечает за здоровье и благополучие учеников и иногда за стирку. Также есть уборщики, они выносят мусор, пылесосят и стирают. В некоторых школах ученики стирают себе сами.

Питание

С едой все совсем грустно. Из съедобного - только десерт и дешевые шоколадки и печенюшки, которые бесплатно дают каждый день, поэтому многие новички резко набирают вес. Еда сама по себе терпимая, но подают одно и то же в зависимости от дня недели, поэтому через месяц есть это становится невыносимо. К тому же существуют такие английские блюда, как пастуший пирог (shepherd’s pie), в котором смешивают все возможные продукты. По пятницам на ланч подают любимое английское блюдо - Fish and chips - жареная рыба с жареной картошкой. Единственное спасение - это фрукты, особенно яблоки, которых здесь много, и они всегда есть в общежитии. Молоко тоже дают бесплатно, несмотря на попытки Тори сократить государственные расходы не за счет сокращения бюрократии, а за счет лишения врожденного права детей на молоко. Когда команда едет на соревнования или класс идет на экскурсию, то вместо обеда дают бумажный пакет с Packed Lunch, который состоит из сэндвича, в котором очень много масла, сока, яблока, пачки дешевых чипсов и шоколадки. Можно жаловаться, можно не жаловаться, но во всех частных школах эти упакованные обеды одинаковые. Еще одно спасение учеников - это местные Take away, откуда можно заказывать китайскую или индийскую еду или пиццу. Опять же некоторые Take away еще хуже, чем еда в столовой, во что ученикам трудно поверить. Кстати, с гигиеной здесь тоже проблемы. Если что-то упало на пол, это можно поднять и съесть. А положить печенье на пыльную полку или на грязный стол, а затем съесть - это в порядке вещей. По статистике, только 30% англичан моют руки после туалета. Абсолютно естественно записывать на руках домашнее задание - помогает не забыть, что нужно сделать. (Может, поэтому и руки не моют - чтобы не смыть важную заметку.)

Система образования

Так чем же английская система образования отличается от русской? Если вы читали Гарри Поттера, то помните, что ученикам приходилось сдавать какие-то ЖАБА и СОВ. В реальном мире они называются GCSE (general certificate of secondary education) и GCE (general certificate of education). В школе в Англии положено учиться 13 лет, хотя по закону можно бросить школу в 16 лет. В университет поступают в 18-19 лет. Обычно в университете бакалавра получают после трех лет обучения, а мастера после четырех лет (для некоторых факультетов это бывает по-разному).

Курс GCSE (еще называется Year 10 and Year 11, 4th and 5th forms) длится два года. В интернациональной школе его можно пройти за один год. Обычный возраст 14-16 лет. Я поступила в 15 лет и была одной из старших на параллели. В середине курса менять школу не принято. На GCSE изучают 5 обязательных предметов и 2-7 предметов по выбору. В целом предметов должно быть не меньше 7. Обязательные предметы включают математику, английский, литературу, полкурса религии, полкурса информатики, биологию, физику и химию (3 науки можно изучать более углубленно, тогда они засчитываются как 3 предмета; или менее углубленно, тогда они будут засчитываться как 2 предмета). Еще обязательно ходить на игры (физкультура) и на PSHE (полная чушь и пустая трата времени, по мнению всех учащихся, где рассказывают о контрацепции; о нищете в Китае и Африке; о наркотиках; учат, как оказывать первую помощь, и т.п.). Ни по играм, ни по PSHE оценку не ставят. К этому списку нужно выбрать такие предметы, как драма, рисование, латынь, классика, музыка, испанский, французский, немецкий, история, труд (DT), физкультура (PE), география, полный курс по религии, полный курс по информатике. Дальше зависит от школы. Некоторые предоставляют возможность изучения экономики, итальянского, русского, китайского, японского, кулинарии и других менее традиционных предметов. Школа выдаст толстый буклет с описанием предметов. Когда вы его откроете, у вас начнут разбегаться глаза: покажется, что все предметы чрезвычайно интересны, и главное, необходимы в жизни. Но это не так. К тому же выбор предметов не совсем свободный: чтобы составить расписание, надо выбрать только по одному предмету из колонки. Некоторые предметы находятся в одной колонке и в результате взаимоисключающие: может оказаться так, что предметы, которые вы хотите изучать, в такой комбинации школа не предоставляет. Тогда придется выбрать другие предметы. (И что с того, что вы с детства мечтаете стать актером и поехать во Францию? Если эти предметы в одной колонке, то придется или изменить мечту, или поменять школу.)

Выбор предметов на GCSE

На самом деле все не так красочно, как написано в буклете. Уровень сложности материала очень низкий. Темы соответствуют 6-7-му классу российской школы. Но подход совершенно другой. Языки преподаются хорошо, но на начальном уровне. На уроках английского никакой грамматики и правописания не преподают (поэтому англичане часто пишут слова неправильно и не умеют расставлять знаки препинания), а учат анализировать текст, писать статьи, составлять брошюры, писать тексты с определенной целью, например, убедить в чем-то, - довольно полезные навыки. Английские университеты для подтверждения уровня знания языка принимают оценки В, А и A* в GCSE по английскому языку, и сдавать IELTS не нужно (но если подавать в американский университет, то понадобится сдать IELTS или TOEFL). На литературе нужно писать курсовые о Шекспире, о военной поэзии, о пьесе и коротких рассказах. Это все не очень просто из-за языкового барьера. Но пугаться не стоит, потому что англичане сами не понимают языка Шекспира. На рисовании все зависит от учителя. Мне не повезло, и наш класс ничему не учили. Давали работы великих художников и просили срисовать, а затем, используя такой стиль, срисовать фотографию. Любимая фраза учителя: не качество, а количество. Увы… На физике и химии уровень сложности теории смехотворный. Но экспериментов придется делать очень много. Биологию преподают с практичной точки зрения, теория может показаться логичной, интересной и применимой к жизни. Программа религии зависит от школы и от учителя, но получить хорошую оценку нетрудно и читать всю Библию не требуется. Выбор предметов на GCSE часто влияет на выбор предметов в старших классах, и затем на курс (факультет) в университете.

A-level, который еще называют Sixth form и по окончании которого получают GCE, тоже длится два года и тоже в середине курса переходить в другую школу не принято. Первый год называется A2 (или Lower Sixth), второй А-level (или Upper Sixth). Обычный возраст учеников 16-18 лет. Девятнадцатилетние тоже есть, но их мало. Русские часто предпочитают получить аттестат о среднем полном образовании, закончить 11 классов, а затем приехать в Англию. Некоторые поступают на A-level после 9-го класса. Кто-то предпочитает сдать экзамены за 11-й класс в России экстерном и получить аттестат, потратив меньше времени. Некоторые поступают после 10-го класса. Но есть два недостатка поступления сразу на A-level. Во-первых, придется сдавать IELTS, а это непросто: многим приходится сдавать по нескольку раз, чтобы получить необходимую оценку. Во-вторых, незнание системы может отрицательно сказаться на оценке и создать много трудностей, которых можно было бы избежать. Также возможен неправильный выбор предметов. Поэтому некоторые предпочитают сначала пройти GCSE. Это можно сделать как в частной школе за два года, общаясь англичанами и иностранцами, так и в международной школе за год, общаясь только с иностранцами. Это приобщит к системе и поможет с выбором предметов, но если провалить экзамен по английскому, то придется сдавать IELTS.

Выбор предметов на A-level

На первый год выбирают 4 предмета (максимум 5-6), на второй - 3 (максимум 4-5). Выбирать можно любые предметы, но так, чтобы совпало с расписанием. К тому же некоторые университеты имеют свои предпочтения. Например, если подавать в университет на экономику или на математику, то рисование, драма, фотография, изучение средств массовой информации будут нежелательны. Но все еще зависит от комбинации предметов. Например, математика, рисование, экономика университету понравится больше, чем фотография, рисование, бизнес, если, конечно, не подавать на художественный факультет. Как ни странно, предмет бизнес университеты не очень любят и предпочитают экономику. Чтобы поступить на определенный факультет в университете, необходимо изучать конкретные предметы на A-Level. На первый взгляд они могут показаться нелогичными, поэтому лучше посмотреть в Интернете, какие существуют факультеты (их называют Course) и что необходимо для поступления (Requirements). Например, чтобы поступить на экономику, необязательно изучать экономику (если не подавать в Кембридж), но обязательно изучать математику.

Обычно предметы делят на следующие категории: науки (Sciences), предметы, основанные на сочинениях (Essay Based Subjects), языки (Languages) и искусства (Arts). Несмотря на то, что существует отдельная категория для предметов, основанных на сочинениях, почти для всех предметов, кроме математики и углубленной математики, придется писать курсовые. Учителя понимают, что иностранцам приходится непросто, и стараются помочь. Вот список предметов по категориям, расположенный от более традиционных предметов к наименее:

Науки: математика, физика, химия, биология, углубленная математика, география, психология;

Предметы, основанные на сочинениях : история, литература, экономика, классическая цивилизация, политика, бизнес, изучение средств массовой информации;

Языки: латынь, французский, испанский, немецкий, итальянский, русский, китайский, японский;

Искусства: рисование (Art), театр (Drama), труд (Design and Technology), фотография.

Между рисованием (ART) и трудом (DT) огромная разница. Шить, скорее, придется на рисовании, а сверлить и выпиливать - на труде. Рисовать придется на обоих, но на труде придется описывать свойства металлов и других материалов, что больше похоже на физику и химию. Среди предметов самыми трудными считаются химия, физика, история и литература. Экзамен по русскому можно сдать, а можно не сдавать. Если гражданство российское, то вряд ли университет засчитает экзамен по родному языку (если украинское гражданство или двойное гражданство, то могут засчитать, несмотря на чисто русскую фамилию). Но я считаю, что по русскому лучше сдать экзамен: очень просто получить сертификат, который может пригодиться, если провалить экзамен по другому предмету.

Практическое отличие системы

Существует очень важное отличие от русской системы, которое необходимо упомянуть: никакие оценки, кроме курсовых и экзаменов, совершенно ничего не значат! Поэтому хочешь - делай домашнее задание, а хочешь - нет; хочешь - ходи на уроки, не хочешь - не ходи, главное - сдай экзамен (а их много, по каждому предмету несколько экзаменов в конце курса). Провалишь - твои проблемы. Так как вся страна пишет экзамены одновременно, то результаты экзаменов публикуют лишь через два месяца, в середине августа, а от них полностью зависит зачисление в университет (ожидание закаляет характер). На самом деле я немного утрирую, говоря, что на уроки можно не ходить. Школа с помощью компьютерной системы следит за каждым шагом ученика, и если тот прогуляет, то Housemistress/Housemaster непременно осведомится о причине отсутствия на уроке. Да и за домашнее задание ставят оценки, которые затем суммируют и в конце четверти отправляют родителям. И мне кажется, проще сдать экзамен, если регулярно ходить на уроки и делать домашнее задание, нежели этого не делать.

Экзамены

Экзаменов много. По каждому предмету бывает по несколько экзаменов. (Сколько разделов, столько и экзаменов.) Экзамены проводятся два раза в год в январе - оценки публикуют в марте и в мае-июне. Экзамены GCSE проводятся по окончании двухгодичного курса, но иногда несколько экзаменов проводят по окончании первого года, тогда есть возможность пересдать. Поэтому, если перейти в другую школу после первого года курса, может оказаться, что часть экзаменов вы уже сдали. На A-level экзамены за As проходят в конце первого года курса (12-го класса), и обычно по результатам экзаменов ученики решают, какой предмет бросить.

Поступление в университет

В сентябре учителя предсказывают оценки своим ученикам, пишут о них характеристику; ученики, в свою очередь, пишут о самих себе характеристику (Personal Statement) и подают в университеты. Подают заявления централизованно, через UCAS (Universities and Colleges Admissions Service), если поступают не в художественную академию. Школа старается помочь ученикам поступить в наиболее престижные университеты, т.к. это повышает престиж школы. Можно подавать в пять разных университетов, но желательно на один и тот же или похожий предмет, потому что в характеристике нужно написать о своей заинтересованности этим предметом. Когда все университеты ответят, нужно дать положительный ответ лишь двум. После этого нужно сдать выпускные экзамены, и в случае необходимости пересдать экзамены за прошлый год. Нужно постараться получить необходимые оценки и ждать, ждать, ждать результаты экзаменов. По некоторым предметам можно сдать экзамены в январе, это уменьшает нагрузку в июне. Я считаю, что к промежуточным тестам и пробным экзаменам (Mock exams) можно не готовиться и провалить их даже приветствуется - стимул хорошо выучить материал перед выпускным экзаменом. Нужно стараться написать курсовые как можно лучше, потому что их оценка влияет на финальную оценку по предмету. Курсовые работы проверяет и оценивает учитель, но он старается поставить справедливую оценку. Любую из работ могут запросить на комиссию, и если оценка занижена, то всем повысят оценку, а если завышена, то не повезло. Поэтому отношение с учителем не имеет такого влияния на оценку, как в российской школе. Хотя если иметь хорошие отношения, то учитель может больше помочь с написанием курсовой работы.

Как учатся русские*

Именно здесь появляются нестыковки. Первое время русские удивляются, как можно решать задачи по математике на листах в линейку, почему нет тетрадок и зачем нужны папки. Через пару недель к этому привыкают. Через месяц удается преодолеть языковой барьер, выучив весь необходимый для выбранного предмета лексикон. А вот привыкнуть к системе бывает труднее. Русские не понимают, почему можно делать домашнее задание, как попало, и стараются списывать. На тесте пытаются жульничать: узнать заранее вопросы, выкрасть ответы или списать. Только к концу четверти они начинают догадываться, что на финальную оценку это не повлияет. Некоторые успокаиваются, некоторые продолжают списывать из-за страха перед родителями. К курсовым относятся несерьезно. Результаты экспериментов выдумывают, а тексты списывают или скачивают из Интернета, частично перефразировав (если поисковая система определит, что текст скачан, то будут небольшие проблемы), на устном экзамене по языку (его записывают на магнитофон, а затем отправляют на проверку комиссии) пытаются договориться с экзаменатором, чтобы тот разрешил им читать с листа, и поэтому получают более высокие оценки. К тому же на письменном экзамене иностранцам, учащимся на английском менее двух лет, дается 20% дополнительного времени для пользования билингвическим словарем (на экзамене по языку это правило не действует). Словарем пользуются редко, но дополнительное время при написании сочинения может спасти ситуацию.

Списывание на экзамене

Русские никак не могут отвыкнуть от пользования шпаргалками. За списывание на экзамене школа грозится отстранить от всех экзаменов, а значит, будет очень трудно поступить в университет. Экзамены проходят в огромных аудиториях, где парты на одного человека стоят рядами. Экзаменаторы ходят туда-сюда (чем иногда жутко мешают) и наблюдают, чтобы никто не списывал. На экзамен нельзя брать ни телефон, ни плеер, пенал должен быть прозрачным, на бутылке с водой не должно быть этикетки. Переговариваться, списывать и пользоваться шпаргалками почти невозможно. Но умудряются. Одна девочка расписала юбку английскими словами, затранскрибированными по-русски; те кто заметил, решили, что это такой дизайн. Но в той школе дресс-код заключался в отсутствии джинсов и шорт. Юбку от делового костюма расписать так, чтобы не заметили, труднее. Поэтому (или по другой причине) другая девочка, которой удавалось пользоваться телефоном на экзамене, исписала себе ноги датами по истории. К сожалению, ее поймали. Был довольно большой скандал. Из школы ее не исключили. От экзаменов ее тоже не отстранили. Только не засчитали тот экзамен, на котором ее поймали.

Каникулы

С таким количеством экзаменов просто необходимо иметь много каникул, чтобы к ним готовиться. Учебный год поделен на три триместра (term). С начала сентября по начало декабря, с начала января по конец марта и с середины апреля по начало июля. Между триместрами каникулы длятся 3-4 недели. Летние каникулы длятся два месяца. Каждый триместр поделен напополам (half-term) десятидневными каникулами в октябре, феврале и конце мая. А еще существуют выходные Exeat Weekends («экзеаты»), когда школу закрывают, и все должны покинуть общежитие. Они проводятся один раз между каникулами, то есть два раза в триместр. Звучит немного запутано, но на самом деле все просто: здесь почти никогда не учатся. Как только ученики возвращаются в школу с одних каникул, сразу же начинают планировать следующие. Поэтому не стоит надеяться, что расходы ограничатся оплатой школьных счетов. Платить придется гораздо больше: за многочисленные перелеты, остановки в гостиницах, походы по ресторанам, шопинг и за опекуна.

На «экзеаты» иностранные студенты обычно ездят в семью к своим опекунам. Таким образом, и родители спокойны, и у старичков-опекунов появляются деньги. Опекуны еще ходят на родительские собрания, получают отчеты об успеваемости и заказывают такси из аэропорта. Тем не менее, чтобы заказать такси, достаточно позвонить по телефону, а отчет об успеваемости и так придет по почте на домашний адрес (разве что с нашими расстояниями это будет через месяц после того, как его вышлют; к этому времени будет готов уже следующий отчет). Если попросить кого-нибудь из знакомых стать опекуном, то можно значительно сэкономить и избавить ученика от удовольствия пребывания в доме чужих, малознакомых людей. Гостиницы в Англии безопасны и надежны, а поезда хорошие. Для меня каждый «экзеат» - это новое приключение. Можно прикинуться туристом и исколесить полстраны, любуясь холмами, замками, храмами и музеями. Можно поехать в Лондон и после головокружительного дня бегания по магазинам, рынкам и галереям отправиться на дискотеку. Или можно поехать в гости к друзьям-англичанам. Эти варианты мне нравятся гораздо больше, чем провести выходные с опекуном. Да и по деньгам может выйти дешевле. Но подобный способ проведения выходных зависит от самостоятельности ученика. Я ни в коем случае не советую 13-летним подобное времяпровождение, тем более что в клубы пускают только с 18 лет.

Спорт

Со спортом все непросто. Для мальчиков проблем меньше, особенно для тех, кто любит футбол и теннис. Они могут также попробовать хоккей на траве, крикет и регби. А так, можно ходить в бассейн и в спортзал. Для девочек все хуже. Если не любишь ни хоккей на траве, ни нэтбол, то что же ты делаешь в Англии? В основные виды игр в школе играют по сезонам. Осенью и зимой в одни, весной в другие, летом в теннис. Бег (Cross country) круглогодичен: чем хуже погода, тем лучше.

Развлечения

Развлекательная программа зависит от школы. Типичные развлечения в английских частных школах: благотворительный показ мод (проходит раз в год), школьные театральные постановки, концерты (поразительно много учеников играют на музыкальных инструментах или поют в хоре), школьные дискотеки, праздничные ужины. Особенно интересны благотворительные тематические дни без школьной формы. В такой день можно, заплатив фунт, одеться в сумасшедший наряд соответственно заданной теме (см.: «Комическая помощь с красным носом», «Новая» от 19.03.2010). Многие девочки используют эту возможность нарядиться «по-шлюшски», а английские мальчики пугающе часто переодеваются в девочек. Но наряжаться весело. Еще любимое развлечение - это когда отменяют уроки из-за выпавшего снега, и все идут играть в снежки и кататься на санках со склонов, на которых газон припорошен снегом. Съездить на соревнования в соседнюю школу тоже своего рода развлечение. Хождение в церковь - это не развлечение, но обязанность. Все, даже верующие мусульмане, обязаны ходить в церковь, петь гимны или слушать службы (в нашей школе они проходят не по воскресеньям, а по средам) якобы для поддержания сплоченности коллектива. Или что-то в этом роде. Раз ходят, значит - нравится. Я не хожу.

Заключение

В какой-то момент (кажется, когда мы с подружкой из Гонконга сравнивали системы образования России, Гонконга, Китая и Великобритании) я поняла, что обучение в английской частной школе раскрыло мне на многое глаза. Это неповторимый жизненный опыт, который поможет мне в будущем. Во-первых, я свободно владею английским языком. Во-вторых, я научилась быть самостоятельной, путешествовать одной, летать по 18 раз в году. Но самое главное, постоянно общаясь с англичанами и иностранцами, съехавшимися со всего мира, я на собственном опыте прочувствовала, что значит другое общество с другими традициями и ценностями. Я смогла перестроиться и привыкнуть к другой системе, оставаясь при этом собой, и я поняла, что порой необходимо менять привычки. Теперь я смотрю на весь глобус и думаю, к какой его части я принадлежу, и мне кажется, что я принадлежу всему миру, ведь теперь мои друзья живут во всех частях света. Теперь передо мной открыт весь мир. Обучение в английской школе дает не только пропуск в лучшие университеты мира, оно дает нечто гораздо большее: другой взгляд на мир.

* Жители бывшего СССР.

Чему не учат в школе?

Как каждого родителя поход ребенка в школу - это одновременно и счастье, и хлопоты. С одной стороны, ребенка необходимо «собрать» к школе - купить ранец, костюм, обувь, тетради, ручки и еще много других принадлежностей. Радостно же родителям от того, что ребенок сделает наконец первые шаги к своему будущему, к своей карьере и счастью. Ведь именно школа дает тот минимум базовых знаний, который необходим ребенку.

В школе учат музыке, математике, литературе и многому другому. Но что это дает ребенку в жизни. Конечно, прилежный ученик будет знать мораль басней Крылова, будет уметь складывать и умножать, получит знания по нотной грамоте. Но пригодится ли ему это в жизни.

Горькая правда заключается в том, что 95 % всего обучающего материала, который дают ребенку в процессе обучения, совершенно не применима в жизни. Более того, изучив этот материал, во взрослой жизни все знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. И вправду, зачем слесарю первого разряда знать нотную грамоту? А менеджеру среднего звена абсолютно необязательно читать произведение «Мастер и Маргарита».

Настоящим знаниям, которые пригодятся человеку вне зависимости от его жизненного пути, в наших школах не учат. Многие учителям абсолютно безразлично, что будет знать ребенок, а что - нет. Для них главное отчитать нужный объем материала, получить свою скромную зарплату, после чего продолжить «шпиговать» детей откровенным информационным мусором.

Множество уважаемых людей во всем мире в своих трудах не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в жизни. К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Т. Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Вот лишь некоторые цитаты из книги:

1. Традиционное образование зиждется на поощрении учащихся, признанных способными в систематическом «пропалывании сорняков», т.е. «тупых» учеников. Она не является системой, нацеленной на образование всех, кто в нее приходит. Она нацелена на выбор «самых способных» и их обучение. Вот почему существуют тесты, отметки, программы для одаренных, программы для слаборазвитых и ярлыки. Это система классифицирования, дискриминации и разделения.

2. Мы должны заново переоткрыть для себя все истины, а не просто принимать их навязывание со стороны.

3. Детей интересует оценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правым важнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает за ошибки.

4. Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда не волнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать. Вот почему я сумел добиться в жизни успеха.

Роберт знает, о чем говорит. Если бы это говорил человек, ничего не добившийся в жизни - можно было бы подумать, что человек бредит. Однако, Роберт не единственный из успешных людей, который утверждал, что среднее образование больше портит детей, нежели приносит им пользы.

Учась в современной средней школе, ребенок учится быть роботом, смотреть на мир взглядом учителя и не формировать собственное мнение. Окончив школу, перед подростком встает важный вопрос - выбор будущей профессии. И тут начинается самое интересное - при выборе специальности в университете ребенок начинает теряться и сомневаться. Причина этих сомнений в том, что ребенок не знает своего места в жизни, не знает своих предпочтений. Но разве не должна этому учить школа? Естественно, должна. По факту же, ничего подобного не происходит. И на этом все беды не заканчиваются.

Когда у ребенка в университете начинают спрашивать о важном деятеле либо событии, выходящего за рамки школьной программы - он молчит. Это до слез напоминает робота - если робот нашел в базе данных ответ - он его выдал, а не нашел - тут и до перегорания транзисторов недалеко. А школьная программа в наших школах, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.

Итак, чему же не учит школа?

1. Умение находить взаимопонимание с окружающими. В школе учат алгоритмам, но ни один алгоритм не способен в полной мере описать поведение и восприятие человека. В результате, многие окончившие школу не способны элементарно общаться с другими людьми, находить с ними взаимопонимание. Да, некоторые учителя учат детей: «Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам!». Просто браво! За годы педагогической практики книга Дейла Карнеги таки была прочитана.

Все в этой фразе верно, но на практике подобное отношение к людям не дает результата. Причина в том, что не только на этом следует строить взаимоотношения с окружающими. Следует внимательно слушать человека, уважать его интересы, не обсуждать человека, принимать его таким, какой он есть, быть искренним и честным, всегда держать данное слово. И так далее, и так далее… Всему этому должна учить ребенка школа. Учит? Вопрос риторический.

2. Задавать вопросы. Каждый ребенок рождается любознательных. Его мама и папа не успевают сосчитать количество заданных им вопросов «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Но, пойдя в школу, у ребенка внезапно теряется желание задавать вопросы. Почему так происходит? Дело в том, что ребенок знает - если я задам вопрос, меня ждут или грубый отказ, или «двойка». Таким образом, ребенок предпочитает смолчать.

Как это проявляется во взрослой жизни. Допустим, на предприятии, где работает бывший ученик среднеобразовательной школы, проводят инструктаж по технике безопасности. В конце инструктор задает вопрос: «Всем все понятно?». В ответ - тишина. Ну что же - молчание знак согласия. И вот, по вине работника происходит несчастный случай. Он хотел задать вопрос, ведь далеко не все было понятно, однако - «спасибо» школе, вопрос так и не был задан.

Вместо того, чтобы карать учеников за вопросы, учителя обязаны их поощрять.

3. Принимать решения и нести за них полную ответственность. Это едва ли не важнейшее качество в наглую забывается школой. В результате, во взрослой жизни человек упускает тысячу прекрасных возможностей, просто побоявшись в нужное время взять на себя ответственность и принять верное решение. Еще одна сторона недостатка этого качества - человек принимает решение, которое оказывается неправильным и приводит к убыткам компании. Что дальше делает человек - признает свою ошибку и пытается ее исправить? Как бы не так. Он пытается найти крайнего, чтобы спихнуть вину на него. В школе этот поступок может и остаться безнаказанных, однако во взрослой жизни подобное поведение жестоко карается. Либо человек, которого подставили, отомстит обидчику, либо его накажет судьба, и с ним однажды поступят точно также.

4. Трудолюбие. В жизни каждый человек должен любить то, чем он занимается - только таким образом достигается успех. Он не должен думать: «Ну вооот, опять это нужно делать…», а делать свою работу с удовольствием. Труд облагораживает человека.

Что на этот счет думает школа? А ничего - всем безразлично, что ребенок любит, а что нет. Есть общеобразовательная программа, и ей необходимо следовать. Нравится тебе химия или нет, понимаешь ты ее или нет - не сделаешь домашнее задание, получишь «неуд». Когда же ребенок пытается освоить предмет, но у него не выходит, ему необходима помощь преподавателя. Однако, этой помощи он не получает. В результате, после очередной неудовлетворительной оценки страдает самооценка самого ученика - тут уж не до трудолюбия.

Это же справедливо и для отличников - сделал домашнее задание, и знаешь, что получишь «пятерку». Остальное неважно. Зачем узнаваться что-либо новое, к чему то стремиться? Это ведь никак не будет замечено или поощрено преподавателем.

5. Умение отстаивать свою позицию и правоту. С первых же классов детям внушают, что учитель всегда прав. А если учитель не прав - смотри выше. В результате, учитель может нести откровенную ересь, и ученик может знать об этом, но он смолчит. Как это так?? Сморить с учительницей? Да перед тобой же Сенека в юбке! Кстати, кто такой Сенека, в школе так же не учат.

Каждый человек обязан уметь отстаивать свою правоту, если на кону стоит что-то очень важное для него. В противном случае, человек из ведущего превращается в ведомого. Ему можно будет внушить любое мнение, которое никак не перекликается с его мнением. В конце концов, на работе на него будут спихивать все обязанности, так как он самый тихий и никогда не возражает.

6. Способность быть гибким. Тут и вовсе у школьного образования полнейший провал. Можно начать с того, что сама школьная программа в наших странах не гибкая - во всем мире нужны высокие технологии и научные открытия, а в наших школах вместо этого предпочитают провести урок истории.

Второе. Детей не учат быть гибкими и приспосабливаться к условиям изменяющейся среды. Если еще 30 лет назад судьба окончивших школу была предрешена - они знали, кем и где они будут работать, то сегодня перед человеком открыто множество возможностей. Но жизнь очень переменчива, и та профессия, которая была популярна год назад, уже через неделю может оказаться невостребованной. Человек должен уметь менять свои приоритеты, учиться чему-то новому, постигать не постигнутое ранее. Но он этого не делает.

На вопрос «Почему вы выбрали карьеру переводчика?» многие отвечают «Ну не знаю… наверное, это престижно…». В идеале, именно школа должна учить детей понимать, какие навыки важны и что может быть полезным в будущем. Но она этого не делает. А жаль.

7. Быть независимым. Ни один школьный предмет не учит ребенка, что нужно быть независимым, что только свобода может подарить настоящее удовлетворение. В результате, окончив школу, человек становится зависимым от всех - от родителей, от начальника, от друзей и т.д.

8. Умение разрешать конфликты. Впервые об этом качестве многие узнают на предмете «Конфликтология» в университете. Да и то только те, у кого этот предмет преподается. Умение разрешать конфликты - прекрасная способность, отличающая по-настоящего взрослого и ответственного человека от ребенка. Если вы не умеете разрешать конфликты, вы постоянно находитесь в стрессовых ситуациях и ни с кем нее разговариваете - вы либо уже со всеми перессорились, либо избегаете этой печальной перспективы.

Нельзя избегать общения с людьми только лишь потому, что не умеешь разрешать конфликты. Этому не учат в учебниках - умение разрешать конфликтные ситуации отрабатывается на практике, а потому такой предмет обязан быть введен в каждой школе, но… увы, его нет и в ближайшей перспективе не предвидится.

9. Умение доводить начатое дело до конца. Мало начать дело, важнее - довести начатое до логического завершения. Многие люди не умеют это делать - их этому не учили в школе. Оттого они приобрели репутацию безответственных людей, на которых нельзя положиться.

10. Умение справляться с трудностями, стрессом и депрессией. Многие окончившие обучение в школе дети подвержены депрессиям - они не знают, какой путь им выбрать, что приводит к упадку настроения и нежеланию что-либо менять в своей жизни. Нередко депрессия доводить до пристрастия к алкоголю и даже суициду. Но всего этого бы не произошло, если бы школа учила детей справляться с любой затруднительной ситуацией и не опускать руки при первой же неудаче. К тому же, депрессией и стрессами также можно управлять, однако если где и можно этому научиться - то явно не за школьной партой.

Несмотря на то, что перечень навыков, которым не учат в школе, далеко не полон - мы остановимся на этом. Ведь и так понятно, что важных жизненных знаний и умений в школе не получить.

Возникает вопрос - где получить эти знания? Естественно, главная роль в этом отводится родителям. Ведь вряд ли ребенок сам найдет в газете объявление о проведении обучающих курсов и посетит их.

Именно родители должны с раннего возраста учить ребенка нести ответственность за свои слова и поступки, развивать навыки командной работы, учить ребенка справляться с неприятностями с гордо поднятой головой, вырабатывать в ребенке критическое мышление, учить его постоять за себя и еще многое другое. Однако, большинство родителей отводят ребенка в школу и полагают, что там его всему научат. У них же есть своя работа - ей они и уделяют все свое время и внимание.

Остановитесь, так нельзя! Поймите, что без вашего активного участия школа превратит вашего ребенка в робота, который только и сможет, что выполнять монотонную работу. Если вы желаете своему ребенку счастья - принимайте активное участие в его развитии, и он отплатит вам своими успехами.