Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной. Сложные предложения с разными видами связи

Бессоюзные предложения с подчинительной связью - это бес­союзные предложения, которые и по структуре, и по смысловым от­ношениям между частями идентичны сложноподчиненным предложе­ниям. Такие бессоюзные предложения состоят только из двух частей и называются закрытыми бессоюзными сложными предложениями (или бессоюзными предложениями закрытой структуры).

Фиксированный (не свободный) порядок расположения двух частей закрытого бессоюзного предложения помогает установить смысловые от­ношения между этими предикативными частями, то есть при перестанов­ке частей бессоюзного предложения изменяются смысловые отношения между ними или разрушается предложение в целом. Например, в пред­ложении Я опоздал: машина сломалась вторая часть сложного предложе­ния сообщает причину, а в предложении Машина сломалась - я опоздал вторая часть есть следствие того, о чем сообщается в первой части.

Части такого сложного предложения оформляются пояснительной интонацией (одна часть поясняет другую) или контрастной интонаци­ей (первая часть предложения характеризуется очень высоким

тоном, вторая - понижением тона). От смысловых отношений между частями сложного предложения в устной речи зависит интонация, а на пись­ме - выбор знака препинания (двоеточие или тире).

Между частями закрытых бессоюзных сложных предложений уста­навливаются различные типы смысловых отношений, то есть опреде­ляется смысловая роль придаточной части по отношению к главной. Можно выделить такие разновидности:

– Изъяснительное бессоюзное предложение - бессоюзное слож­ное предложение, в котором первая часть содержит опорные слова - глаголы, требующие дополнения, изъяснения, распространения, что и является содержанием второй части: Я знал: удар судьбы меня не обойдет (М. Ю. Лермонтов).

– Пояснительное бессоюзное предложение - бессоюзное слож­ное предложение, в котором вторая часть раскрывает, конкретизирует, поясняет содержание первой части (часто отдельного слова или сло­восочетания первой части): Весь город там такой: мошенник на мо­шеннике сидит и мошенником погоняет (Н. В. Гоголь).

– Бессоюзное предложение обоснования и причины - бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого содержит обоснование или причину того, о чем говорится в первой части: Не спится, няня: здесь так душно! (А. С. Пушкин). Печален я: со мною друга нет (А. С. Пушкин).

– Бессоюзное предложение с предикативной конструкцией след­ствия - бессоюзное предложение, вторая часть которого является след­ствием действия, названного в первой части предложения. Некоторые бессоюзные предложения с причинной предикативной конструкцией можно превратить в предложения со следственной предикативной кон­струкцией. Для этого достаточно поменять местами предикативные конструкции: Я открыл окно: было душно (причина). Было душно - я открыл окно (следствие).

– Противительное бессоюзное предложение - это предложение, во второй части которого выражается резкое противопоставление тому, о чем говорится в первой части: Я с самого начала знала про стихи - я ничего не знала о прозе (А. А. Ахматова).

Противопоставление в бессоюзном сложном предложении часто связано с отрицанием:

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь –

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь

(С. А. Есенин).

Многие бессоюзные предложения характеризуются многознач­ностью смысловых отношений между частями сложного предло­жения; эти отношения зачастую не поддаются однозначному ис­толкованию: границы между различными значениями размыты и недостаточно четки.

Глоссарий:

  • бессоюзная подчинительная связь
  • сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью
  • сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
  • бессоюзная сочинительная связь
  • предложение с бессоюзной и подчинительной связью

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Бессоюзные предложения с сочинительной связью - это бес­союзные предложения, которые по структуре и смысловым отношени­ям между их частями идентичны сложносочиненным предложениям. Эти два типа предложений...
  2. Бессоюзные предложения - сложные предложения, в которых смысловые отношения между предикативными конструкциями (частя­ми сложного предложения) выражаются без союзов и союзных слов. Отсутствие союзов и союзных...

Цели:
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; продолжить работу по подготовке учащихся к ГИА;
развивать умение схематически представлять предложение, прививать навыки анализа текста, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать патриотизм, ответственность перед людьми, совершившими подвиг во имя спасения человечества от фашизма.

1. Мобилизующий этап.

На доске:

Каким образом в человеке держится сила духа?
Вспоминается интервью, в котором ветеран рассказывает о своей военной профессии: он был фотографом и кинооператором, а ещё солдатом-смертником.
Всю предлежащую жизнь он видел через прицел снайперской винтовки, и, по его словам, приходилось общаться только с мертвецами.
Как в существе, в котором еле теплится жизнь, зарождаются думы о чести и достоинстве, о смысле и ценности жизни, о подвиге?
Это признание точно и ёмко передаёт всю полноту человеческого ужаса и бесстрашия.

Задание :

Прочитайте предложения и скажите, что их объединяет? (Тема).
- Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нельзя).
- Расположите эти предложения в соответствии с кодом и прочитайте получившийся текст.
ПП – СПП – ? – ССП – ПП
(Учащиеся называют виды предложений, располагают их в соответствии с кодом, используя при этом карточки).
- Какое предложение должно быть вместо вопроса? Объясните знаки препинания в этом предложении. Постройте схему. (По академической грамматике – предложения с разными видами связи называют предложениями с контаминированными основами).

2. Определение темы и цели урока.

Учитывая пунктограммы, встречающиеся только в этом предложении, сформулируйте тему урока.
- Учитывая тему урока, сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова: познакомиться, рассмотреть, моделировать , объяснять .
(Познакомиться со сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; рассмотреть схемы сложного предложения с различными видами связи, моделировать такие предложения и объяснять в них пунктограммы).

3. Актуализация знаний.

Что называется сложным предложением? (Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в единое целое по смыслу и интонационно).
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Что вы о них знаете? Презентации учащихся о ССП, СПП, СБП по плану:
1. Что такое …
2. Какие знаки препинания… союзы (союзные слова)…
3. Отношения между предложениями.
4. Виды.
Учитель: Вы уже знаете, что есть сложные предложения с различными видами связи и что они по академической грамматике называются предложениями с контаминированными основами. А как ещё можно назвать такие предложения? Посмотрите в учебнике на стр. 141.

4. Изучение нового материала .

I. Запись предложения на доске и в тетрадях. Анализ предложения.

Примечательно, как восприняли жуткую весть очевидцы: дневниковые сообщения коротки, в них с леденящей чёткостью осязается пульс войны, прочитывается растерянность.

Задание:

Проанализировать предложение.

Алгоритм анализа.

  1. Найдите основы, разделите на части.
  2. Определите вид связи, союзная или бессоюзная.
  3. Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.
  4. В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.
  5. Нарисовать схемы.
  6. Охарактеризуйте вид связи.
  7. По схемам проверьте знаки препинания.

II . Работа в парах. Взаимопроверка.

(Задание дано по вариантам. В предложении необходимо расставить знаки препинания, прописать буквы, определить грамматические основы, определить вид предложений, составить схемы).

  1. Сила памяти влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.
  2. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.
5. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом.

1.В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. 2. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. 3. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.4. И вот музей открыт. 5.Люди первое время не понимали, к чему эта затея, но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. 6. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. 7. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Анализ текста (вопросы по содержанию).

Задание по вариантам:
1в. – Найти сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
2в. – Найти предложение с подчинительной и сочинительной связью.
Объяснить знаки препинания.

Тестовые задания (в формате ГИА).
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Рассказывают,1 что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка,2 учительница русского языка,3 она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева.
Разрешение комендант дал,4 выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, 5 к чему эта затея,6 но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше.

Ответ:_______________________

В9. Среди предложений 2-5 найдите сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

Рефлексия.
Сегодня мы вспомнили…
Мы научились…
Мне понравилось…

Дом. задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему:
«Почему преображались люди, прочитав слова Тургенева о русском языке?»
«Стоит ли былое вспоминать?»
Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».
Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».

В этой статье мы рассмотрим, что такое сложные предложения с разными видами связи, примеры которых будут приведены и проанализированы. Но чтобы было понятно, начнем издалека.

Что называют сложным предложением

В синтаксисе предложение - это слова, объединенные общим смыслом и связанные с помощью законов грамматики, обладающие общей темой, целью высказывания и интонацией. С помощью предложений люди общаются, делятся своими мыслями, излагают какой-либо материал. Мысль можно выразить кратко, а можно развернуто. Соответственно и предложения могут быть лаконичными или распространенными.

В каждом предложении есть его "сердце" - грамматическая основа, т.е. подлежащее и сказуемое. Это предмет речи и его основная характеристика (что делает, каков он, что он такое?). Если грамматическая основа в предложении одна, это простое предложение, если их две или более, то сложное.

(СП) могут включать в себя две части, три, четыре и даже больше. Отношения по смыслу между ними, а также средства связи их друг с другом могут быть различными. Есть сложные союзные предложения и бессоюзные. Чтобы узнать об их многообразии, читаем следующий раздел.

Какими бывают СП

Мы уже начали говорить о том, что СП могут быть союзными или бессоюзными. Все очень просто. Если части СП связаны союзом (либо и интонацией, то связь между ними называют союзной, а если одной лишь интонацией, то, соответственно, бессоюзной.

В свою очередь, союзные предложения подразделяются на сочинительные и подчинительные - в зависимости от того, находятся ли их части в "равноправном" положении или одна зависит от другой.

Скоро наступит весна . Это простое предложение. мир снова заиграет яркими красками. Это предложение - сложное, при этом его части связаны интонационно и союзом "когда" . Мы можем задать вопрос от главной предикативной части к придаточной (мир заиграет яркими красками когда ? - когда наступит весна ), значит, это Скоро наступит весна, и природа расцветет . В этом предложении тоже две части, но объединены они интонацией и сочинительным союзом и . Нельзя сформировать вопрос между частями, зато легко можно разделить это предложение на два простых. Это предложение - сложносочиненное. Скоро наступит весна, расцветут цветы, прилетят птицы, станет тепло. В составе этого СП четыре простых части, но все они объединены только интонацией, союзов на границах частей нет. Значит, это бессоюзное Чтобы составить сложные предложения с разными видами связи, потребовалось бы объединить в одном предложении и союзную, и бессоюзную связь.

Сколько простых предложений может быть в сложном?

Чтобы некое предложение считалось сложным, в него должно быть включено как минимум два простых, две предикативных части. Сложные предложения с разными видами связи (примеры увидим чуть ниже) содержат не менее трех частей, а бывает, насчитывают и около десяти. Но в этом случае предложение может тяжело восприниматься. Такие предложения совмещают в себе союзную и бессоюзную связь, сочинительную и подчинительную в любых комбинациях.

Он был удивлен; каким-то странным чувством были полны голова и грудь; вода бежала с пугающей быстротой, неукротимо прорываясь между камней, и с такой силой падала с высоты, что казалось, не выдержит этого напора гора, по склонам которой пестрили горные цветы...

Вот замечательный пример. Здесь представлены части сложных предложений с разными В этом предложении 5 предикативных частей, между которыми представлены все из возможных видов связи. Каковы их особенности? Давайте вспомним более подробно.

Союзная сочинительная связь

Сложные союзные предложения бывают сложносочиненными (ССП) или сложноподчиненными (СПП).

Сочинительная связь (СС) соединяет "равноправные" простые предложения. Это значит, что нельзя сформировать вопрос от одной предикативной части сложного предложения к другой, между ними нет зависимости. Части ССП легко можно сделать самостоятельными предложениями, и смысл фразы от этого не пострадает и не изменится.

Для связи частей таких предложений используются сочинительные союзы и, а, но, или и т.д. Море было неспокойным, и волны разбивались о скалы с бешеной силой .

Союзная подчинительная связь

При подчинительной связи (ПС), как и видно из ее названия, одна часть предложения "подчиняет" себе другую, несет основной смысл, является главной, тогда как вторая (придаточная) лишь дополняет, конкретизирует в чем-либо, к ней можно задать вопрос от главной части. Для подчинительной связи используются такие союзы и союзные слова как что, кто, когда, который, потому что, если и т.д.

Но грустно думать, что напрасно была нам мо-лодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она... (А. Пушкин). В этом предложении одна главная часть и три придаточных, зависимых от нее и отвечающих на одинаковые вопросы: "Но грустно думать (о чем?), что напрасно... "

Если попытаться разделить СПП на отдельные простые, то в большинстве случаев будет видно, что главная часть сохраняет свой смысл и может существовать без придаточных, а вот придаточные становятся неполными по смысловому наполнению и полноценными предложениями не являются.

Бессоюзная связь

Еще один вид СП - это бессоюзное. Сложное предложение с разными видами связи чаще всего и сочетает связь без союзов с одним из видов союзных или с обоими видами сразу.

Части БСП связаны только интонационно. Но такой вид СП считается самым сложным с точки зрения пунктуации. Если в союзных предложениях между их частями ставится только один знак - запятая, то в данном случае нужно сделать выбор одного из четырех знаков препинания: запятую, точку с запятой, тире или двоеточие. В этой статье мы не будем вдаваться в подробности этого нелегкого правила, так как наша задача сегодня - сложные предложения с разными видами связи, упражнения в их грамматически правильном составлении и пунктуационном оформлении.

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (А.С. Пушкин). В этом предложении три части, соединенных интонацией и разделенных запятыми.

Итак, мы коротко дали характеристику каждому из возможных видов связи частей СП, и теперь снова вернемся к основной теме статьи.

Алгоритм разбора СП с разными видами связи

Как правильно расставить знаки в СП с множеством частей и разными видами связи? Самое главное - определить, сколько в нем частей и где именно проходят их границы. Для этого нужно найти грамматические основы. Сколько их - столько и предикативных частей. Далее выделяем все второстепенные члены, относящиеся к каждой из основ, и таким образом становится понятно, где заканчивается одна часть и начинается другая. После этого нужно определить, какие виды связи между частями (посмотреть на наличие союзов или их отсутствие, попытаться задать вопрос или попробовать сделать каждую из частей отдельным предложением).

И наконец, остается только правильно расставить знаки препинания, ведь без них на письме очень трудно воспринимаются сложные предложения с разными видами связи (упражнения учебников как раз и направлены на развитие этого навыка).

Как же не ошибиться в выборе знаков препинания?

Пунктуация сложного предложения с разными видами связи

После того, как предикативные части выделены и виды связи установлены, все становится очень понятным. Знаки препинания расставляем в соответствии с правилом, относящимся к конкретному виду связи.

Сочинительная (СС) и подчинительная связь (ПС) требуют постановки запятой перед союзом. Другие знаки препинания в этом случае очень редки (при сочинительной связи возможна постановка точки с запятой, если одна из частей осложнена и содержит внутри себя запятые; возможна постановка тире, если части резко противопоставлены или одна из них содержит неожиданный результат).

При бессоюзной связи, как уже упоминалось выше, может стоять один из четырех знаков препинания, в зависимости от того, какие смысловые отношения между частями предложения.

Составление схем сложных предложений с разными видами связи

Этот этап можно выполнить до расстановки знаков препинания, а можно после, чтобы проверить их правильность. Схемы используются в пунктуации, чтобы графически объяснить выбор того или иного знака препинания.

Схема помогает написать без пунктуационных ошибок сложные предложения с разными видами связи. Примеры расстановки знаков препинания и составления схемы приведем прямо сейчас.

[День был прекрасный, солнечный, на диво безветренный]; [слева надвинулась уютная тень], и [трудно стало понимать], (где заканчивается она, тень) и (где начинается изумрудная листва деревьев) .

В этом предложении между первой и второй частью легко прослеживается бессоюзная связь, между второй и третьей - сочинительная, и третья часть является главной по отношению к следующим двум придаточным частям и соединена с ними подчинительной связью. Схема этого СП такова: [__ =,=,=]; [= __], и [=], (где = __) и (где = __). Схемы сложных предложений с разными видами связи могут быть горизонтальными и вертикальными. Мы привели пример горизонтальной схемы.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что такое сложные предложения с разными видами связи (примеры их очень распространены в произведениях художественной литературы и деловом общении). Это предложения, содержащие более чем два простых в своем составе, а их части соединены разными видами синтаксической связи. В СП с разными видами связи могут входить СПП, ССП и БСП в различных сочетаниях. Чтобы не ошибиться в знаках препинания, нужно обозначить простые предложения внутри сложного и определить виды синтаксической связи.

Будьте грамотными!

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.

В состав сложных предложений всегда входят два или более простых (их также называют предикативными частями), соединяющихся различными видами связи: союзная сочинительная, бессоюзная и союзная подчинительная связь. Именно наличие или отсутствие союзов и их значение позволяют установить вид связи в предложении.

Определение подчинительной связи в предложении

Подчинение, или подчинительная связь - вид связи, при котором одна из предикативных частей является главной, подчиняющей, а другая - зависимой, придаточной. Такая связь передаётся посредством подчинительных союзов или союзных слов; от главной части к придаточной всегда возможно задать вопрос. Таким образом, подчинительная связь (в отличие от сочинительной) подразумевает синтаксическое неравноправие между предикативными частями предложения.

Например: На уроках географии мы узнали, (о чём?) почему бывают приливы и отливы, где На уроках географии мы узнали - главная часть, бывают приливы и отливы - придаточная часть, почему - подчинительный союз.

Подчинительные союзы и союзные слова

Предикативные части сложного предложения, связанные подчинительной связью, соединяются с помощью подчинительных союзов, союзных слов . В свою очередь, подчинительные союзы подразделяются на простые и сложные.

К простым союзам относятся: что, чтобы, как, когда, едва, пока, если, будто, словно, точно, ибо, хотя и другие. Мы хотим, чтобы все народы жили счастливо.

Сложные союзы включают в себя как минимум два слова: потому что, оттого что, так как, для того чтобы, как только, в то время как, до тех пор пока, несмотря на то что, как будто и другие.Как только взошло солнце, проснулись все певчие птицы.

В качестве союзных слов могут выступать относительные местоимения и наречия: кто, что, который, чей, какой, сколько (во всех падежах); где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему и другие. Союзные слова всегда отвечают на какой-либо вопрос и являются одним из членов придаточного предложения. Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал! (Г. Розен)

Нужно знать: что такое , его примеры в литературе.

Виды подчинения в сложном предложении

В зависимости от средства, связывающего предикативные части , выделяются следующие виды подчинений:

  • союзное подчинение - части сложного предложения соединяются простыми или сложными союзами. Он открыл двери пошире, чтобы процессия прошла свободно.
  • относительное подчинение - между предикативными частями стоит союзное слово. После смерти люди возвращаются туда же, откуда они явились.
  • вопросительно-относительное подчинение - части сложного предложения связаны посредством вопросительно-относительных местоимений и наречий. В придаточной части поясняется выраженный глаголом или именем существительным член главного предложения, имеющий значение высказывания, мыслительной деятельности, чувства, восприятия, внутреннего состояния. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. (М. Булгаков).

Нередко в одном сложном предложении содержится более двух предикативных частей, являющихся зависимыми по отношению к главной. В связи с этим различают несколько типов подчинения:

Это интересно: в правилах русского языка.

Отталкиваясь от того, какой член главного предложения поясняет или распространяет зависимая, придаточные предложения в некоторых источниках подразделяются на подлежащые, сказуемые, определительные, дополнительные и обстоятельственные.

  • Каждый , кого он здесь встретил, предложил ему помощь . Придаточная часть распространяет подлежащее главной части каждый .
  • Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. (И. Павлов) Придаточная часть поясняет сказуемое главной думайте .
  • Никогда не стоит сожалеть о том, что уже нельзя изменить. В данном случае придаточная часть отвечает на вопрос предложного падежа.

Более распространена классификация, согласно которой в зависимости от вопросов, на которые они отвечают, придаточные части делятся следующим образом: