Когда возникает конфликт между чувством. Сочинение внутренний конфликт чувства против разума

Да нет конфликта между разумом и чувствами.

Конфликт - между противоположными желаниями. Например, хочу познакомиться с девушкой - и хочу избежать стыда(она и отказать может).

О потребностях нам сигнализируют чувства.

В нашем примере - чувство эротического возбуждения и чувство страха.

Если я плохо опознаю СМЕСЬ своих чувств и желаний (и не понимаю. что это ВСЕГДА смесь!), то я буду ДУМАТЬ, будто у меня ОДНО желание (потребность) - познакомиться.

Но при движении к девушке мои чувства мне ясно просемафорят, что ненене, ты чо! - желание (потребность) избежать стыда есть, и ого-го какое!

И тогда кажется, что это спор рассудка и чувства.

Нет. Это конфликт двух потребностей, одна из которых была плохо осознана.

Здесь все четко делится на то, что врожденное и то, что приобретено нами как объектом в процессе воспитания. Почему кошки любят, чтобы их гладили, разве не от того, что в памяти у них осталось общение с мамой-кошкой, которая мыла их языком и окружала их теплом? Вот ребенок гоняется за голубями, дергает за хвост кошку, дергает старшую сестру за волосы и пр. Здесь два объяснения ситуации и два развития событий. Либо окружающие (по рассуждению: "он еще мал, ничего не понимает"; или мне так удобно - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало и не отвлекала от общения со знакомыми и гостями") не останавливают, не пресекают занятия ребенка, либо пресекают. Если попустительствуют и поощряют, ребенок воспринимает, что гонять и делать больно другому ассоциируется с общим весельем и хорошим ко мне отношением, и собственными положительными эмоциями объекта воспитания. Вот ребенок ушибся, и субъект воспитания (старшие сестренка, брат или родитель), как ему кажется, занимаясь более важным делом, колотит "виновника" падения и ушиба, чтобы успокоить страдающего от ушиба. Нет времени осознать - важнее ведь успокоить и отвлечь от боли - другие последствия такого воспитательного воздействия: ребенок на всю жизнь запоминает (программируется), что нужно ударить кого-либо, чтобы тебе самому стало легче. В том числе и либидо формируется в основном в процессе воспитания личности.

Что бы ни происходило с человеком, в человеке происходит сличение и сравнение того, что наблюдается и анализируется в действительности с тем мыслительным образом, основанном на ассоциативности мышления, образом, который сформировался в процессе воспитания.

К примеру, нелюбовь к математике может сформироваться, хотя человек об этом давно "забыл", когда мать или отец сказали 3-4 летнему ребенку, когда он их застал за бухгалтерским подсчетом, что, мол, сына (доця) не лезь, это так утомительно, я тут устал/устала. Дали, к примеру, счеты, чтобы чадо не отвлекало, и ребенок поехал кататься на больших счетах с костяшками. Сам наблюдал такой эпизод у знакомых.

Я вижу это несколько иначе, чем Евгений (при всём моём к нему уважении). Конфликт разума и чувств - это противостояние двух первичных начал, двух составляющих дуальной вселенной - света и тьмы, неба и земли, духовности и материи - где первое соответствует разуму, а второе чувствам. Рассмотрим на примере той же девушки, но добавим для наглядности тот момент, что мы уже состоим в браке, и имеем детей. Разум в этой ситуации утверждает, что близкое общение с прекрасной девушкой - пагубный и разрушительный шаг, который, принеся краткое удовольствие, обернётся длительными проблемами. Разум может подсказать, что подобное поведение деструктивно сказывается не только на моих личных отношениях и благополучии, но и на обществе в целом. Так как общество, где процветают измены и разврат, куда менее устойчиво и жизнеспособно. Всё это очень веские доводы, чтобы пресечь на корню всякое возможное общение с посторонними девушками. Для разума.

А для чувств нет. Над чувствами властвуют инстинкты - наша природная составляющая, то, что есть в нас общего с любым лесным зверем. Руководствуясь лишь инстинктами человечество достигло бы ровным счётом ничего. Люди бы, подобно животным, лишь потребляли бы пищу, совокуплялись, дрались друг с другом, и пытались бы выжить. Развитие человечества в целом, и человека в частности начинается там, где разум берёт верх над инстинктом, над чувством, превращая его из хозяина в слугу. Общество, где царит разум, развивается. Общество, где царят чувства, деградирует. Это не значит, что развитие подразумевает сухость и бесчувственность, так как полностью отвергать то, что мы чувствуем, нашу звериную природу, тоже не разумно. Она есть, и будет вне зависимости от наших желаний. Разумно понять это, принять, и не позволять ей брать верх.

В общем, выходит так, что конфликт между разумом и чувствами - это конфликт между развитием и деградацией. Разумный превозмогает себя, и делает - учится, работает, творит, тогда как звериная природа требует чего-то иного. Разум говорит нам, что выгодно сдержать свой гнев, и сохранить хорошие отношения, тогда как чувства требуют уничтожать, и бросать слова, за которые потом будет стыдно. Разум говорит, что всему своё время, всё придёт, если не оставлять усилий, чувства требуют всего и сразу, и объявляют бесполезным то занятие, которое не даёт немедленных результатов.

Views: 11156

В жизни каждого человека бывают моменты сложной внутренней борьбы, когда веление чувств противоречит голосу разума. Очень часто чувства толкают человека на какие-то опасные, безрассудные поступки. А разум, наоборот, пытается остановить человека, чтобы тот не совершил непоправимых ошибок. Как правило, в эти моменты внутреннего конфликта от решения человека зависит его будущее и будущее других людей. Сделать правильный выбор бывает очень трудно. Не всегда ясно, к чему нужно прислушиваться: к чувствам или разуму? Бывает, что даже человек, который, как сначала кажется, поступил правильно, потом становится несчастным как раз из-за того, что прислушался к чувствам, а не к разуму, или наоборот. К чему же может привести конфликт чувств и разума, и как определить в сложной жизненной ситуации, к чему нужно прислушаться в данный момент?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к произведениям русской классической литературы. Одним из главных героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого является Пьер Безухов. Влюбившись в Элен Курагину, он начинает размышлять о том, что раньше он всегда считал её глупой, что про неё рассказывают о том, что у неё была любовь с братом Анатолем. Кроме того, Пьер осознаёт, что испытывает к ней ненастоящую любовь, в его чувствах к ней есть что-то гадкое. Но, когда голос разума убеждает Пьера в её ничтожности, он в то же время под влиянием чувств представляет, как Элен станет его женой, как она сможет его полюбить. Чувства убеждают его: то, что он слышал о её распущенности – неправда, она не говорит ничего глупого: «Она мало говорит, но то, что она скажет, всегда просто и ясно. Так она не глупа. Никогда она не смущалась и не смущается. Так она не дурная женщина!» Но чувства ещё не совсем затмили разум. Внутренний голос говорит Пьеру: «Не для тебя это счастье. Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя». Разум пытается убедить Пьера, что Элен – не достойная его женщина. Но всё же чувства берут верх над разумом, и Пьер женится на Элен. Но этот брак не принёс ему счастья - вскоре он почувствовал боль и разочарование. Узнав от других людей о том, что Элен изменила ему с Долоховым, Пьер сначала не мог этому поверить: «Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним». Но наглое поведение Долохова во время праздника вывело Пьера из себя, и он вызвал любовника своей жены на дуэль, где ранил его. Пьеру показалось, что он убил его, и это начинает его мучить. Придя домой, он начинает размышлять: «Но в чем же я виноват?» Разум отвечает ему: «В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и её». Пьер всё больше убеждается в виновности жены. Он всегда знал о том, что Элен – развратная женщина, но под влиянием сильных чувств не хотел этому верить. Пьер вспоминает: когда он спросил, не чувствует ли она, что беременна, Элен «засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от Пьера детей у нее не будет». Вспомнил Пьер и о том, как её отец, шутя, вызывал в ней ревность, но ей было всё равно. Вспомнил о том, что она позволяла своему брату Анатолю целовать её в плечи. С болью Пьер убедился в её аморальности и жестокости. Разум не смог уберечь его от ошибки - чувства победили. Если бы он раньше внимательно обдумал слова о распущенности Элен, если бы он понаблюдал за ней перед тем, как жениться – он бы избежал своей ошибки.

Примером победы разума над чувствами служит поведение Евгения Онегина из романа в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, когда он получил письмо Татьяны, в котором она признаётся Онегину в любви. Онегин явно симпатизировал Татьяне, что видно из его разговора с Ленским. Он говорит о том, что, выбирая между Ольгой и Татьяной, он выбрал бы последнюю. Хоть Ольга и красива, Онегину она не нравится, поскольку «в чертах у Ольги жизни нет». Онегин, видимо, никогда не испытывал к женщинам сильных чувств: он «их искал без упоенья, а оставлял без сожаленья». Но, получив письмо Татьяны, Онегин был тронут. Он вспомнил её лицо и погрузился в «сладостный, безгрешный сон». Однако он боялся обмануть Татьяну. Его разум быстро охладил пыл чувств, и он не захотел познакомиться с Татьяной поближе. Онегин при объяснении с Татьяной признаётся ей: «Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, – то верно б, кроме вас одной, невесты не искал иной». В итоге Татьяна остаётся несчастной. На протяжении долгого времени она не может забыть Онегина. Уступив мольбам матери, она вышла замуж за нелюбимого человека – ей было всё равно. Но судьба вновь сводит её с Онегиным. В этот раз он испытывает к ней более яркие и сильные чувства: «Сомненья нет: увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен». Но Татьяна не отвечает на его ухаживания. Более того, она гневается на него. Онегин примчался в дом Татьяны. Увидев её, читающую его письмо и плачущую, он бросается к ней на колени. Татьяна призналась, что всё ещё любит Онегина, но она замужем за другим человеком, и она всегда будет верна мужу. В итоге и Татьяна, и Онегин остаются несчастными. Конечно, надо признать, что Онегин, не желая обмануть Татьяну, поскольку не был уверен в том, что их чувства друг к другу приведут к чему-то хорошему, поступил весьма благородно. С другой стороны, Онегин заметил высокую нравственность Татьяны, её непохожесть на других. Но Онегин не захотел прислушиваться к чувствам. Разум убеждает Евгения в том, что Татьяна, как и все остальные, может ему надоесть, и он бросит её, причинив ей большую боль. Но ему нужно было подумать и о том, что никто из женщин не внушал ему такого уважения, как она. Если бы он захотел познакомиться с ней поближе, то, вероятно, познав её богатый внутренний мир, Онегин привязался бы к ней ещё сильнее. Возможно, они бы поженились и были счастливы.

Итак, все люди когда-нибудь в жизни были подвержены внутреннему конфликту – борьбе разума с чувствами. Обычно сила разума пытается воспрепятствовать велению чувств, то есть разум, как правило, служит для человека защитой от риска, различных ошибок и неприятностей. По велению же чувств человек может принять необдуманные решения. Это, конечно, не значит, что никогда нельзя прислушиваться к своим чувствам. Разум далеко не всегда бывает прав. Как разум, так и чувства могут сделать человека или счастливым, или несчастным. Я думаю, что, если есть возможность, нужно всегда хорошенько думать перед тем, как что-то совершить под влиянием эмоций. Часто бывает, что нужно прислушиваться к чувствам, но при этом эмоции должны контролироваться разумом. В таких случаях идеальный вариант – это когда решение одновременно чувственное и разумное.

А что думаете Вы по поводу борьбы разума с чувствами?

Формат

Чувства и разум играют огромную роль в жизни каждого из нас. События, происхо­дящие в жизни человека, вызывают часто сильные эмоции и глубокие переживания, и именно они нередко являются мотивом, побудителем к действиям и неожиданным по­ступкам. Разум же представляет собой здравый смысл, холодный расчёт, необходимый для достижения максимально выгодного и практически полезного результата. Разум дан нам для того, чтобы контролировать свои чувства. Чувства же - неконтролируе­мые эмоции, которые могут выбить человека из привычного ритма жизни, нарушить его планы и направить их в другую сторону. Часто именно конфликт между чувства­ми и разумом не даёт человеку продолжить свою жизнь спокойно, заставляя выбирать один из путей: чувства и разум побуждают к разным, противоположным действиям.

Данная проблема поднимается в пьесе Островского «Гроза». Главная героиня ока­залась в совершенно неожиданных для себя обстоятельствах: после замужества её жизнь стала скучной, она испытывала бесконечные унижения от Кабанихи, матери мужа. Новая семья, новые правила сбивали с толку глубоко религиозную, искрен­нюю Катерину, больше всего она страдала в доме мужа от деспотизма свекрови, от ощущения несвободы. Тихон, её муж, был в полном подчинении у матери, находил утешение в своих деловых поездках, где позволял себе многое. Зародившаяся любовь к Борису привела к глубокому конфликту в душе Катерины между чувством и раз­умом. Будучи верующим человеком, она понимала, насколько греховно её чувство, но совладать с ним не смогла. Начав встречаться с Борисом, она внутренне была по- прежнему неспокойна, мучилась совестью, ожидая небесной кары. И тут тоже чув­ства взяли верх над разумом: Катерина прилюдно признаётся в своём грехе и, ко­нечно, подвергается унижениям и ещё большим притеснениям в семье мужа. Борис уезжает по распоряжению Дикого в Сибирь, отказываясь взять с собой Катерину. А она бросается в Волгу, потому что не могла больше оставаться в доме мужа, где жить стало совсем невыносимо.

Гибелью закончилась и жизнь Андрия, одного из героев повести Н.В. Гоголя «Та­рас Бульба». Конфликт возник в его душе между разумом и чувством тоже из-за любви. Он влюбился в польку, представительницу враждебного ему народа. Андрий понимал, что долг перед Отчизной не может ему позволить быть рядом с возлюблен­ной. Однако чувства к девушке оказались сильнее любви к Родине, к семье, отцу. Любовь привела Андрия к предательству и к смерти от руки отца.

Любовь, приводящая к конфликту между чувством и разумом, описана и в рас­сказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Главный герой Николай Алексеевич ненадолго остановился в частной гостинице, в хозяйке которой он узнал свою бывшую возлю­бленную Надежду, с которой был близок в молодости, но подло бросил. Она призна­лась ему, что до сих пор любит его так же, как раньше. И Николай осознал, что тот период жизни, когда они любили друг друга, был самым счастливым в его жизни, что за поступок свой - бросил Надежду - он расплатился судьбой: ушла любимая жена, а сын вырос не таким, каким хотел его видеть Николай Алексеевич. Казалось бы, теперь, спустя столько лет, могли бы сложиться счастливо отношения Николая Алексеевича и Надежды! Но нет. Разум героя отвергает возможную связь, в нём слишком сильны сословные предрассудки. Он не может себе представить, что На­дежда станет хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Так разум ли­шает Николая Алексеевича возможной счастливой личной жизни.

Таким образом, чаще всего конфликт между чувством и разумом возникает из-за любви и приводит к страданиям человека. Руководствуясь чувствами, человек мо­жет попасть в беду, действуя, опираясь на разум, он лишает себя счастья. Видимо, только и гармоничное равновесие разума и чувства, отсутствие конфликта между ними может способствовать счастливой судьбе.

В своих произведениях писатели часто рассматривают проблему взаимодействия чувств и разума. И многие из них уверены, что эти два понятия должны гармонировать между собой. Однако, принимая различные решения, человек постоянно стоит перед выбором поддаться велению сердца или послушать голос рассудка. И тогда между чувствами и разумом возникает конфликт, приводящий к самым различным последствиям. Примеры такой борьбы нередко можно найти на страницах художественной литературы.

Обратимся к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Конфликт между разумом и чувствами Татьяны прослеживается на протяжении всего романа. В самом начале произведения героиня – молодая девушка, которая живет лишь чувствами.

Начитавшись французских романов, она создала себе образ идеального мужчины, и, встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него, ведь он полностью под это описание. Но, признавшись в чувствах и ожидая взаимности, Ларина получает только холодные нравоучения. И уже здесь наблюдаются первые мотивы конфликта между чувствами и разумом, ведь рассудком она понимает, что не должна любить Евгения, так как Онегин уже отверг её, но сердце отказывается принимать действительность. Позже Татьяна выходит замуж и становится величественной и статной женщиной. Спустя несколько лет после разлуки с Онегиным, герои снова встречаются. Полностью изменившись внешне, Ларина нисколько не меняется внутри. Она всё также любит Евгения, но, получив от него предложение быть вместе, в Татьяне всё больше нарастает борьба между чувствами и разумом. И, приняв нелёгкое решение, героиня отказывает Онегину, сохраняя верность мужу. Таким образом, конфликт между рассудком Лариной и ее чувствами возникает в самый трудный момент её жизни и приводит к сохранению чести перед супругом и потери любимого человека.

Теперь обратимся к произведению Островского «Гроза». В этой драме основной мыслью является борьба чувств и разума главной героини. Катерина Кабанова – замужняя женщина, которая живет в «темном царстве» супруга. С самого детства она привыкла жить чувствами. И, когда девушку выдали замуж за нелюбимого человека, она почти отчаялась испытать истинную любовь. Но, познакомившись с Борисом, Катерина вдруг почувствовала в нём родственную душу. Влюбившись в героя, внутри у девушки возникает борьба между чувствами и разумом, ведь она не хочет предавать мужа, но ничего не может сделать со своей любовью. Во время отъезда супруга перед Катериной становится сложный выбор: сохранить верность Тихону или провести эти дни с возлюбленным. Решение всё-таки отправится к любимому, приводит героиню к душевным мукам, раскаянию и последующей гибели. Итак, впервые испытав настоящую любовь, в Катерине возникает сложный конфликт между её чувствами к Борису и разумом. И, приняв непростое решение, девушка выбирает любовь, что приводит к трагедии.

Таким образом, рассмотрев художественное произведение А. С. Пушкина, можно сделать вывод, что особо сложные и важные жизненные ситуации, которые могут кардинально изменить судьбу человека, приводят к конфликту между разумом и чувствами. А он способен лишить человека его возлюбленного. Именно поэтому важно, чтобы чувства и разум человека всегда находились в гармонии между собой.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2017 году.

Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора : поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

  • Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
  • Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
  • Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
  • Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
  • Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.
  • Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.