Стихотворение «Город в красные пределы…. Мертвый лик свой обратил

Стихотворение «Город в красные пределы…» было написано А. Блоком в 1904 году. Оно посвящено близкому другу поэта Е. П. Иванову. Образы из этого произведения затем были исполь­зованы Блоком в его статье «Безвременье».

Стихотворение представляет собой характерный блоковский образец урбанистической лирики. Оно открывается впечатле­нием героя, переданном в метафоре:

Город в красные пределы

Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил.

Затем герой как будто детально исследует Город, находя все новые и новые подтверждения своего первоначального впе­чатления:

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон -

Все закатом залито.

Далее все происходящее вновь обретает метафорический, даже мифологический оттенок: «Блещут искристые гривы Золо­тых, как жар, коней», «Красный дворник плещет ведра С пьяно- алою водой», «Пляшут огненные бедра Проститутки площад­ной». Заканчивается стихотворение яркой деталью, переклика­ющейся с первоначальным впечатлением героя:

И на башне колокольной

В гулкий пляс и медный зык

Кажет колокол раздольный

Окровавленный язык.

Таким образом, в стихотворении кольцевая композиция. У Блока преобладает здесь красный цвет - это символ тревоги, безумия, беспокойства. Эти яркие, вызывающие, грязные крас­ки призваны подчеркнуть хаос, царящий в мире города, его об­реченность. Исследователи считали, что такое восприятие горо­да сложилось у Блока под воздействием урбанистической лири­ки В. Брюсова.

В стихотворении использованы различные средства художе­ственной выразительности: эпитет («грязно-рыжее пальто», «гулкий пляс»), метафора («Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил»), сравнение («Золотых, как жар, коней»). На фонетическом уровне находим аллитерацию («Город в красные пределы») и ассонанс («Серо-каменное тело Кровью солнца окатил»).

Таким образом, город Блока предстает перед нами в фантас­тических, эсхатологических образах, ассоциирующихся с Апо­калипсисом. Человек здесь обездолен, несчастен, опустошен, уготовлен стать жертвой нового мира. Город - это «страшный мир» поэта. «Почему Блок писал о городе так - «в формах кри­ка, безумий и мучительных диссонансов?» Сама действитель­ность, впервые увиденная в упор, пусть еще романтически-зату- маненным зрением, подсказывала содержание и мелодию сти­ха. Русская действительность на рубеже двух веков, накануне пер­вого мощного революционного взрыва, потрясшего старую Россию и предопределившего ее судьбу, сама была полна безу­мий и диссонансов. Все в ней было смутно и хаотично, все было в брожении и движении».

Произведение мы можем рассматривать в контексте опреде­ленной городской лирики Блока - стихотворений «Последний день», «По городу бегал черный человек», «Повесть», «Вечность бросила в город», «Гимн», «Обман».

Серо-каменное тело

Кровью солнца окатил.

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон -

Все закатом залито.

Блещут искристые гривы

Золотых, как жар, коней,

Мчатся бешеные дива

Жадных облачных грудей.

Красный дворник плещет ведра

С пьяно-алою водой,

Пляшут огненные бедра

Проститутки площадной,

И на башне колокольной

В гулкий пляс и медный зык

Кажет колокол раздольный

Окровавленный язык.

Красный цвет у зрелого Блока почти всегда трагический, больной, горячечный. Можно предположить, что трагическое восприятие красного цвета появляется у Блока после прочтения рассказа Леонида Андреева «Красный смех» (1904), в этом же году поэт пишет стихотворение «Город в красные пределы.». Образы этого стихотворения использованы им и в статье «Безвременье» (1906), первая часть которой посвящена Леониду Андрееву. Блок считает, что «нота безумия, непосредственно вытекающая из пошлости, из паучьего затишья», впервые зазвучала у Андреева в рассказе «Ангелочек» (1899; ср. у Блока «Сусальный ангел»).

Развивая мысль о том, что в городе царит «пошлость-паучиха», Блок рисует картину безумного города, безумного мира, каким он, по его мнению, обрисован и у Андреева; это среди безлюдья «пьяное веселье, хохот, красные юбки; сквозь непроглядную ночную вьюгу женщины в красном пронесли шумную радость, не знавшую, где найти приют. Но больная, увечная их радость скалит зубы и машет красным тряпьем; улыбаются румяные лица с подмалеванными опрокинутыми глазами, в которых отразился пьяный приплясывающий мертвец-город.

Наша действительность проходит в красном свете. Дни все громче от криков, от машущих красных флагов; вечером город, задремавший на минуту, окровавлен зарей. Ночью красное поет на платьях, на щеках, на губах продажных женщин рынка», (V, 71).

Блок был потрясен андреевским «Красным смехом», ведь и он тоже чувствовал безумие страшного мира, его антигуманное начало. В январе 1905г. в письме к Сергею Соловьеву Блок писал: «Читая «Красный смех» Андреева, захотел пойти к нему и спросить, когда всех нас перережут. Близился к сумасшествию.» (VIII, 177).

Теперь им выпал скудный жребий:

Их дом стоит неосвещен,

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамен!

По всей вероятности андреевским рассказом навеян и синэстетический образ в стихотворении «Прискакала дикой степью.»:

Рукавом в окно мне машет,

Красным криком зажжена,

Так и манит, так и пляшет,

И ласкает скакуна.

В этом стихотворении все как бы озарено отблеском полуночного костра: «Любишь даль дивить красой стана, стянутого туго красной ленты полосой» (в первоначальном варианте).

В рамках одного стихотворения красный может выступать в разных функциях. Характерно в этом отношении стихотворение «Распушилась, раскачнулась.». Здесь красный - в роли постоянного метафорического эпитета: «Божья матерь улыбнулась с красного угла», в роли метонимии в такой сложной оксюморонной картине:

Раскрутился над рекою

Красный сарафан,

Счастьем, удалью, тоскою

Задышал туман.

Тут же - изобразительный эпитет алый, подготовленный неназванным, но явно подразумеваемым красным цветом платка (вслед за красным сарафаном):

И под ветром заметались

Кончики платка,

И прохожим примечтались

Алых два цветка.

Красный цвет и его эквиваленты могут символизировать действия, быть условием начала действия. Угасание цвета становится залогом рождения и развития поэтического образа, поэтического сюжета:

Покраснели и гаснут ступени.

Ты сказала сама: «Приду».

В эволюции символики красного цвета у Блока наблюдается явление, обратное тому, которое характерно для блоковской поэтики и ее символики в целом. Если наиболее сложной и зашифрованной она была в первом томе, становясь с каждым годом все более прозрачной, то с красным цветом все было как раз наоборот. В первом томе, до цикла «Стихов о Прекрасной Даме», красный цвет вполне реален и конкретен: «На гладях бесконечных вод, закатом в пурпур облеченных.» (I, 19); «Путь блестел росы вечерней красным светом» (I, 20); «Последний пурпур догорал» (I, 54). И только во вступлении к циклу появляется «красная тайна»:

Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

Поэт Владимир Пяст, друг Блока, в своих заметках о первом томе сочинений Блока утверждает, что здесь преобладают тона голубые и золотистые - цвета Прекрасной Дамы, а во всем, что написано позже, преобладают другие, грязные тона. В качестве примера Пяст приводит стихи из стихотворения «К Музе»: «Тот неяркий, пурпурово-серый и когда-то мной виденный круг».

С этим мнением нельзя согласиться. В цикле «Стихов о Прекрасной Даме» то и дело встречаем: «росы вечерней красным светом», «ты в алом сумраке, ликуя.» (алый сумрак встречается несколько раз), красный отблеск, красный месяц, красное зарево, красные зори, кровавые цветы, багровые костры, красные ленты, красная пыль, красные лампады, красные маки, красная весть, красный зов зари и т. д.

Весь первый том, как бы озарен красным светом, им же озарено и стихотворение «Предчувствую Тебя.», которым так восхищается В. Пяст («Оно эмфатично, оно больше во всех смыслах того, что обычно есть самое прекрасное стихотворение, оно - пришло»). Но Пяст не замечает этой озаренности: «Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо» (повторяется три раза). А пурпурово-серый - это не грязный, а все тот же красный, трагический цвет, это костер и тлеющие до поры угли под пеплом: «Пеплом подернутый бурный костер.» (III, 54). Этот же оттенок и в стихотворении «Сквозь серый дым.»:

О чем в сей мгле безумной, красно-серой,

Колокола - О чем гласят с несбыточною верой?

Пурпурный круг над головою Музы нам еще встретится у Блока («Кто ты, Женственное Имя в нимбе красного огня?» (II, 48); в одном из программных стихотворений цикла «Стихов о Прекрасной Даме» - «мерцание красных лампад», при свете которых и совершает свой обряд инок:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

Порой красный цвет может быть и не назван прямо, но он пронизывает стихотворение:

Я пал от раны.

И друзья накрыли щитом.

Может быть, пройдут караваны.

И вожатый растопчет конем.

Так лежу три дня без движенья.

И взываю к песку: «Задуши! »

Но тело хранит от истленья

Красноватый уголь души.

На четвертый день я восстану,

Подыму раскаленный щит,

Растравлю песком свою рану

И приду к Отшельнице в скит.

Из груди, сожженной песками,

Из плаща, в пыли и крови,

Негодуя, вырвется пламя

Безначальной, живой любви.

Стихотворение «Город в красные пределы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Город в красные пределы…» было написано А. Блоком в 1904 году. Оно посвящено близкому другу поэта Е.П. Иванову. Образы из этого произведения затем были исполь­зованы Блоком в его статье «Безвременье».

Стихотворение представляет собой характерный блоковский образец урбанистической лирики. Оно открывается впечатле­нием героя, переданном в метафоре:

Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил,

Серо-каменное тело Кровью солнца окатил.

Затем герой как будто детально исследует Город, находя все новые и новые подтверждения своего первоначального впе­чатления:

Стены фабрик, стекла окон,

Грязно-рыжее пальто,

Развевающийся локон — Все закатом залито.

Далее все происходящее вновь обретает метафорический, даже мифологический оттенок: «Блещут искристые гривы Золо­тых, какжар, коней», «Красный дворник плещет ведра С пьяно- алою водой», «Пляшут огненные бедра Проститутки площад­ной». Заканчивается стихотворение яркой деталью, переклика­ющейся с первоначальным впечатлением героя:

И на башне колокольной В гулкий пляс и медный зык Кажет колокол раздольный Окровавленный язык.

Таким образом, в стихотворении кольцевая композиция. У Блока преобладает здесь красный цвет — это символ тревоги, безумия, беспокойства. Эти яркие, вызывающие, грязные крас­ки призваны подчеркнуть хаос, царящий в мире города, его об­реченность. Исследователи считали, что такое восприятие горо­да сложилось у Блока под воздействием урбанистической лири­ки В. Брюсова («сборник Urbi etOrbi»),

В стихотворении использованы различные средства художе­ственной выразительности: эпитет («грязно-рыжее пальто», «гулкий пляс»), метафора («Город в красные пределы Мертвый лик свой обратил»), сравнение («Золотых, какжар, коней»). На фонетическом уровне находим аллитерацию («Город в красные пределы») и ассонанс («Серо-каменное тело Кровью солнца окатил»).

Таким образом, город Блока предстает перед нами в фантас­тических, эсхатологических образах, ассоциирующихся с Апо­калипсисом. Человек здесь обездолен, несчастен, опустошен, уготовлен стать жертвой нового мира. Город — это «страшный мир» поэта. «Почему Блок писал о городе так — «в формах кри­ка, безумий и мучительных диссонансов?» Сама действитель­ность, впервые увиденная в упор, пусть еще романтически-затуманенным зрением, подсказывала содержание и мелодию сти­ха. Русская действительность на рубеже двух веков, накануне пер­вого мощного революционного взрыва, потрясшего старую Россию и предопределившего ее судьбу, сама была полна безу­мий и диссонансов. Все в ней было смутно и хаотично, все было в брожении и движении».

Произведение мы можем рассматривать в контексте опреде­ленной городской лирики Блока — стихотворений «Последний день», «По городу бегал черный человек», «Повесть», «Вечность бросила в город», «Гимн», «Обман».