Рассказ лапти анализ. Письменная работа

Сюжет и проблематика рассказа «Лапти». Бунин писал этот рассказ в 1924 году, в эмиграции, на чужбине. Одна из главных задач писателя ~ изобразить русский национальный характер. Тема русского народа, осмысление его характера была продолжена русской литературой XX века. В рассказе Бунина трагическая ситуация передана сжато, как бы краткими вспышками памяти. Бунин выбрал такой способ повествования, наверное, для того, чтобы читатель ярче представил себе беспомощное состояние матери, ее измученность от горя и усталости. И болеющий ребенок в жару и бреду видит сполохи пламени от свечи на темной стене.

Так окружающая реальность рвется на эпизоды, но на эпизоды самые важные: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…» Таким эпизодом стал приход барского слуги Нефеда. Он притворил за собой дверь, и в комнате появилась смутная, хрупкая надежда. Мать говорит Нефеду, что мальчик просит в бреду какие-то красные лапти. Мудрый слуга сразу понимает, что выздоровление мальчика зависит от этих красных лаптей.

Чтобы раздобыть их, он уходит в ночь в соседнее село, хотя на дворе вьюга, и добраться туда почти невероятно: «Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Нефед добрался и замерз на обратном пути. Он успел купить лапти и красную краску: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».

Что же главное в этом рассказе: то, что мальчик спасен? Да. Но важно понять и почему он спасен. Вот что сказал Нефед, услышав про красные лапти: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать». Чтобы понять, что желает душа другого человека, надо самому иметь душу. Смысл названия рассказа.

Современный исследователь М. Б. Baггe отмечает, что в название рассказа вынесено слово, которое многозначно по смыслу. Лапти - не только вид обуви, лаптем называют человека бесхитростного, незамысловатого, простого, малообразованного. Вот такие они, русские «лапти», незамысловатые русские мужики, подобные Нефеду. Нравственный смысл произведения. Отправляясь в буран за красными лаптями для больного мальчика, Нефед жертвует собой.

Можно ли назвать эту жертву бессмысленной? Финал рассказа открыт: мы не знаем, выздоровел ли ребенок. Но мы знаем точно, что благодаря Нефеду спаслись Новосельские мужики: «Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье». Как утверждает М. Б. Багге, «Нефед показал пример христианской жертвы, жертвы во имя любви, а по мысли Бунина, весь русский мир, его нравственные устои зиждутся на этой жертве. Слово «спаслись» в рассказе не случайно.

Не только физическое спасение ново - сельских мужиков оно означает. Слово «спастись» в русском языке имеет и значение спасти душу живую, то есть спасти душу для вечной жизни». Творчество И. А. Бунина в оценке критиков и литературоведов. «Из-под его пера выходят шедевры художественной прозы, в которых беспощадная правда изобразительности, внутренне напряженной, внешне бесстрастной, сочетается с недосягаемым совершенством формы» (Б. К. Зайцев). «Искусство Бунина первоначально и самостоятельно; оно не живет чужими перепевами и не нуждается в этом; у него свое видение, свои образы и свои слова.

«Лапти» — небольшой рассказ, написанный И. Буниным в 1924 году. Сюжет развивается в маленьком населенном пункте. На улице разбушевалась непогода. А в одном из дворянских домов заболел ребенок. В бреду мальчик просит принести ему красные лапти, да так жалобно просит, что в отчаянии взывает к Богу о помощи.

И вот в дом заходит Нефед. Видя мучения мальчика и его матери, он принимает решение отправиться в Новоселки за лаптями. А поскольку красных лаптей не бывает, нужно купить пузырек фуксина, чтобы покрасить обувь, тут же догадывается мужчина. Но женщина отговаривает Нефеда, ведь на улице такая непогода!

Но мужчина непоколебим в своем решении. Главный герой — образ простого русского мужика. К этому образу часто обращаются русские писатели в своих произведениях. Речь Нефеда проста, изъясняется он короткими фразами и просторечиями. А движения мужчины решительные. Это говорит о том, что он человек дела. Нефед — храбрый и самоотверженный человек. Несмотря на всю свою простоту, Нефед силен духом!

И вот он отправляется в путь, «выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Женщина в напряжении ожидает возвращения Нефеды. И ночь казалась зловещей, будто предрекающей беду. А утром к дому женщины привезли замерзшего Нефеду. За пазухой у мужчины нашли лапти и бутылек с фуксином. Нашли Нефеду мужики новосельские, которые возвращались домой и сбились с дороги, провалились в снега. Но тут заметили чьи-то валенки, раскопали , увидели мужчину и узнали в нем Нефеду. Так они поняли, что добрались и до дома рукой подать.

Нефед поступил самоотверженно. В его поступке не было ни капли сомнения хотя погода была настолько суровой, что он понимал насколько этот поход может быть опасным, но это его не остановило. Его желание помочь другим людям было гораздо больше страха. В таком поступке и просматривается настоящая сила духа. Нефед не искал себе славы, не ждал благодарности, он поступил так только потому, что посчитал нужным. Смерть мужчины не была напрасна, память о нем и его самоотверженном поступке навсегда останется в сердцах местных жителей.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

У рассказа "Лапти", как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев - Нефёд из рассказа "Лапти".
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий. Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века. Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности. Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Ег о не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка. Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти»

«Певец осени, грусти и дворянских гнезд» - так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого пи­сателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог «вы­разить того, что хочется... Какая мука наше писатель­ское ремесло... А какая мука найти звук, мелодию рассказа, - звук, который определяет все последую­щее!» К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освеще­ния, и тот, кто может уловить это соединение, - это счастливейший человек.

В небольшом по объему рассказе «Лапти» пред­ставлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромней­шего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связан­ные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бу­нин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: «.. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Автор стремится показать буйство природы: «...в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег». Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: «...в такую страсть», «такой ужас», «...ужасала одна мысль». Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: «...плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности». Речь также является средством раскрытия характе­ров героев: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой...», «А господь его знает!». В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде - Господу. А надежда приходит в ином образе. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж - Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: «Не по­легчало?», «...не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то...» Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как «душа желает». А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: «Значит, надо добывать...».

Буниным в рассказе используется прием предвос­хищения событий. Эпитет «зловещий стук» предска­зывает скорую развязку - Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало - все рождает ощущение душево­го здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни приро­де. Нефед - «выходец из природы», уходит он тоже в нее.

«Белый от снега» дом и «красные лапти», «холод­ный» дом и «в жару... плакал ребенок» - антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми...».

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость - спасены! жилье рядом! «Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый чело­век...

Тем только и спаслись - поняли, что, значит... в двух шагах жильё...»

Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл названия

Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Нефедушки – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
  2. Мать больного ребёнка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
  3. Сам ребёнок – это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

Темы

  • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
  • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость . Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!