Занятие вода источник жизни в подготовительной группе. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Вода вокруг нас

Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы.
Задачи:
Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов.
Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы.
Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях.
Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности
Оборудование:
Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду?
Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где в природе есть вода?
ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах?
Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ . Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!

МАОУ « Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукский детский сад «Буратино».

Проект – занятия

Ознакомление с окружающим

"Вода – источник жизни"

Подготовительная группа

Воспитатель: Сергеева Валентина Анатольевна.

Цели занятия:

1. Образовательные:

    показать значение воды в жизни живой природы;

    закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

2. Развивающие:

    развивать наблюдательность;

    совершенствовать внимание, память, логическое мышление;

    принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная:

Цель экспериментальной деятельности:

    Учить проводить исследования.

    Добиваться результатов.

    Размышлять, иметь своё мнение.

    Обобщать результаты опытов.

Материал для занятия:

    глобус;

    иллюстрации о воде;

    запись с шумом океана, с журчанием ручья;

    игрушечные персонажи Кап и Капелька.

Материал для проведения опытов:

Для воспитателя: Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка. Льдинки.

На каждого ребёнка: 2 баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы Чайная ложка по количеству детей, гуашь, сахарный песок в пиале одна на двух детей

Ход занятия

Воспитатель: Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная.

После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут? Да! В воде.

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде,
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.

А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)

Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?

Дети:- (ответы детей)

Воспитатель : На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?

Дети:- ( Ответы детей)

Воспитатель : А знаете ли вы, какая вода в море?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель : Её можно пить?

Дети- ( Ответы детей)

Воспитатель : А мы, какую воду пьём?

Дети: - ( Ответы детей)

Воспитатель : Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.

А мы можем с вами пить воду с разу из реки, озера?

Дети: ( Ответы детей)

А как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?

Дети:- ( Ответы детей) .

Воспитатель - Посмотрите, ребята, что я вам ещё покажу картинки, где же живет вода

Картина о море ребята, посмотрите, что же мы с вами видим - море. А, вы хотите послушать песенку моря. А сейчас представьте, что вы, стоите, на берегу моря и море с вами разговаривает. А потом расскажете капельке и капкапычу. Что же оно вам интересное сообщило . Дети слушают шум моря .

Фантазии детей 2 или 3

Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода.

Посмотрите и скажите это что такое здесь изображено?

Дети: ( Ответы детей)река

Воспитатель : Правильно это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке.

Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?

Дети: ( Ответы детей)водопад

Воспитатель : Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум.

И еще одна картина домика воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?

Дети: ( Ответы детей) Ручей.

Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка. (Музыка). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада?

Чем отличается : у ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.

Воспитатель : Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?

Дети : ( Ответы детей)

Воспитатель: А для чего?

Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Воспитатель : Ребята, а ели бы не было воды. Что произошло? Как вы думаете?.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.

Ребятки, вы, наверное, устали сидеть? Я предлагаю вам поиграть в игру “Вырастим цветы”.

Физкультминутка.

Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

Опыт №1 «Тонет, не тонет».

Воспитатель: Перед вами ванночки с водой а на подносе у вас различные предметы.

Дети в ванночку с водой опустите предметы что мы видим

Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.

Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево?

Дети: ( Ответы детей)

Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели.

Опыт №2

Воспитатель : Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах

Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Чем пахнет газировка?

Опыт №3

Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложной сахар и размешайте. Что мы видим?

Дети ( Ответы детей) : Сахар растворился

Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство Воды растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.

Опыт № 4 Вода окрашивается.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Дети: ( Ответы детей)

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.

Воспитатель: А сейчас, у меня для вас сюрприз. (Показывает льдинку) Как вы думаете что это?

Как можно получить цветные льдинки?

Вода на морозе превращается в лед.

Опыт №6: А сейчас еще один фокус с водой.

У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца.

В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так.

Опустить в оба стакана яйца. Что происходит?

Дети: В соленой воде яйцо всплывает

Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли

Итак: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.

    Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

    Чистая вода не имеет запаха.

    Вода является растворителем.

    Вода может менять цвет, когда ее окрашивают

    На морозе вода застывает и превращается в лед.

    В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.

Ребята, вам понравилось занятие?

А что больше всего вам запомнилось?

( Ответы детей ).

Что нового о воде узнали?

( Ответы детей ).

Кап и Капелька дарят на память своих подружек - “капелек”.

Дружите с ними и берегите их!

Занятие окончено

формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вода – источник жизни

(подготовительная группа)

Цель: формировать представления детей о значение воды в жизни живых существ, какой путь проходит вода, прежде чем приходит в дом. Закрепить знание о воде: кому она нужна, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.

Материал: * глобус

  1. 3- х литровая банка с водой
  2. Яблоко
  3. Соль морская и поваренная
  4. Поднос и стаканчики с водопроводной и морской водой
  5. 4 прозрачных стакана и прозрачный кувшин с грязной водой
  6. 4 бумажные салфетки, 4 воронки
  7. Магнитофон, записи шума воды (море, ручеек, фонтан)
  8. Ширма «Где человек использует воду»

Ход

Воспитатель Ребята, я хочу вам загадать загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, шумит.

Что это? Правильно это вода.

Ребята, у меня есть интересные записи.

С вами кто – то хочет поговорить. Послушайте. (включить запись ручейка)

Вы узнали кто это?

Ответы детей (ручеек)

А сейчас, послушайте, кто с вами разговаривает?

Ответы детей (море)

Закройте глаза, что вы слышите?

Ответы детей (фонтан)

Да, это фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько много маленьких прозрачных капелек играет в нем. Полюбуйтесь им.

Воспитатель - Ребята, летом я слышала вот такой разговор мальчишек (можно включить запись)

«Привет, Петя! А мы с ребятами сейчас так здорово играли. Налили целую ванну воды, и пускали там кораблики. А потом стреляли из водных пистолетов друг в друга. Столько воды налили.

А вы кран – то закрыли?

А зачем? Воды итак много. Пусть течет, потом закроем. Знаешь, как нам было весело.»

Воспитатель - Ребята, как вы оценили поведение этих мальчиков? Хорошо ли они поступили? Почему?

Дети (ответы) воду надо беречь, потому что чистой воды на земле мало.

Воспитатель - Послушайте стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Ребята, а кому нужна вода?

(деревьям, птицам, животным, людям)

Давайте проверим, всех ли мы перечислили.

(показать ширму «Вода»)

Воспитатель - А нам нужна вода в детском саду? Для чего?

(умываться, поливать цветы, мыть полы, мыть игрушки, мыть руки, приготовить обед)

Да, ребята, без воды все живое на земле погибнет, Засохнет. Вода – это жизнь и ее надо беречь. Ее надо правильно и разумно расходовать. Человек может прожить без пищи три недели, а без воды одну неделю.

Воспитатель - Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? Давайте посмотрим на глобус.

Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим)

А как вы думаете много это или мало? (много)

Вот, ребята, у меня в руке яблоко. Представьте, что это наша Земля. ¼ часть земли – это суша, а вот эта большая часть – это вода.

Так много или мало воды на нашей планете?

Воспитатель - Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря.

Кто из вас знает, какая на вкус вода в морях и океанах?

Хотите узнать? (пробуют)

Какая вода на вкус? (соленая, горькая, невкусная)

А можно ее пить или готовить пищу на ней? (нет)

А теперь попробуйте эту воду.

Какая она на вкус? (вкусная, чистая, не соленая - пресная)

Морская вода имеет горьковатый вкус из – за морской соли,

Которая в ней растворяется.

Посмотрите, вот она какая (показать морскую соль)

В пищу употребляют поваренную соль. Посмотрите и ее.

А сейчас давайте сравним поваренную и морскую соль.

Что можно сказать о морской соли, какая она? (крупная,

Серая, горькая).

А поваренная? (белая, мелкая, соленая)

А где в природе есть пресная вода? (в реках, озерах,

Ручейках).

Давайте подойдем к глобусу и посмотрим сколько рек на нем?

(показ ребенка рек)

Много их или мало?

Давайте представим, что если всю воду на нашей планете нальем в 3 – литровую банку, то пресной всего лишь полстакана.

Так много или мало пресной воды? (мало)

У воды великая забота – напоить всех обитателей земли.

Воспитатель - Давайте поиграем (физминутка)

Над водой летят стрижи руки в стороны

Под водой плывут ерши. присели

Плывет лодочка – краса –

Расписные паруса руки сцеплены в замок перед грудью,

Плавные движения туловища.

Льется чистая водица, движения по тексту

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После, вытремся посуше.

Воспитатель - Ребята, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим, как вода приходит в дом.

(показать ширму)

  1. из реки ее насос перегоняет в водозаборник
  2. потом она попадает в сместитель, где ее очищают
  3. далее по трубам попадает в отстойник
  4. из него попадает в сосуд, где она проходит через фильтры

Ребята, вы летом купались в речке? А кто – нибудь пил из реки воду?

А вы думаете, что она чистая?

Вот у меня в кувшине вода из речки, давайте посмотрим, какая она.

Кто знает, что такое фильтр.

Сейчас мы с вами вместе сделаем маленький фильтр.

(в стакан вставить воронку и сверху положить бумажную салфетку).

Я наливаю воду из кувшина в чистый стакан, как через фильтр.

Что вы видите на салфетке? (вся грязь осталась на салфетке).

А какой стала вода в стакане? (чистой)

Салфетка, как фильтр задержала всю грязь. Можно еще раз перелить воду через чистую салфетку и она будет еще чище.

  1. дальше по трубе вода наливается в резервуар с чистой водой и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши дома, квартиры.

Вот так долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Много сил затрачивается, чтобы ее очистить.

Так как же надо относиться к воде?

(бережно, экономно, по – хозяйски, разумно)

Знаете, если из крана целый день будет капать вода, то может накапать целое ведро. Если вы будете чистить зубы, а в это время будет бежать вода, то может набежать целая 3 – литровая банка.

Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?

(включать тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, чтобы дома были исправные краны)

А закончим мы наш разговор пословицей:

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»

Давайте найдем места в нашей группе, где мы должны беречь воду и приклеим туда наши большие эмблемы, которые мы делали, а маленькие возьмете домой и вместе с родителями поместите их туда, где нужно беречь воду дома.


ЗАНЯТИЕ

«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Программное содержание: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.

Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Материал. Глобус, звуки воды (аудиозапись), трёхлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской водой.

Ход занятия

Воспитатель. Я хочу загадать вам загадку. «Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это?

Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеёк). А вот ещё одна запись, послушайте и её. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море). Ещё раз закройте глаза. (включает фонтан). Что слышите? Да, это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капелек играет в нём! Полюбуйтесь им… летом я слышала вот такой разговор между мальчишками (включает запись).

Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли на улицу.

Кран-то закрыли?

Зачем? Воды и так много. Пусть себе течёт, потом закроем.

Что потом делали?

Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили!

Зато весело было.

Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду надо беречь: пресной, чистой воды на Земле мало). Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Воспитатель. Дети, а кому нужна вода?

Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.

Воспитатель. Давайте проверим, всех ли мы перечислили (демонстрация ширмы «Вода»). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать бельё, мыть полы, готовить обед и т.д). Да, без воды всё живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды – всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли её всем? (Ответы). Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?

Дети. Много.

Воспитатель. Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? (Да). Какая вода на вкус?

Дети. Горькая, солёная, невкусная.

Воспитатель. Можно её пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус?

Дети. Вкусная, чистая, несолёная, пресная.

Воспитатель. Горьковатый вкус морской воде придаёт морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на неё. Давайте сравним поваренную соль и морскую соль. Что вы скажите о морской соли?

Дети. Крупная, сероватая, горькая.

Воспитатель. Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озёрах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трёхлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды?

Дети. Мало.

Воспитатель. У воды великая забота-поить всех обитателей Земли. А как человек использует воду? Давайте посмотрим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы». Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они всё тянутся и тянутся вверх. Я их ещё раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом!

Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим ширму « Как вода приходит в дом». Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары-отстойники, где её тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы). Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле?

Дети. Вся грязь осталась на марле.

Воспитатель. А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает её. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет ещё чище. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?

Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.

Воспитатель. Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберётся целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течёт вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?

Дети. Включать воду тонкой струйкой, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправимые краны.

Воспитатель. А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». А вам такое задание-нарисуйте рисунки на тему: «Давайте беречь воду!». И давайте ещё раз полюбуемся нашим фонтаном.


Кириенко Л.М.

МБДОУ№168, г.Кемерово

Конспект занятия в подготовительной группе

«Вода - источник жизни на земле»

Программное содержание: Уточнить и пополнить знания детей о воде, как среде обитания животных, приспособлении животных к водной среде, свойствах воды, о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое. Систематизировать знания об использовании воды человеком. Учить моделировать среду обитания.Формировать у детей чувство ответственности за всё живое, стремление оказывать помощь.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за водой, снегом, льдом, чтение и разучивание загадок, элементарные опыты с водой, рассказы детей из личного опыта о солёной и пресной воде.

Материал: глобус, макет планеты «Тау».пробирки, колбы, стекло, вода, лёд, звёздные карты, картинки водоплавающих птиц, морских животных.

Дети, хотите отправиться со мной в путешествие на космическом корабле? Для этого полёта нам нужны сильные, смелые ребята, а чтобы ими стать,надо много тренироваться. Сейчас мы с вами проведём небольшую тренировку.(Дети выполняют физ. упр-ия)

Ну вот вы и готовы. Проходите на наш корабль. (Дети садятся) В нашем полёте мы увидим множество звёзд, планет, созвездий. Одни большие, а другие совсем маленькие, одни ярко сверкают всеми красками радуги, другие тусклые, а есть совсем чёрные, остывшие звёзды.(Раздаётся морзянка)

Что это? Кажется кто-то передаёт нам какие-то сигналы, сейчас попробую расшифровать…:

-« На нашей планете ТАУ происходит что-то необычное, погибли все растения и животные, помогите нам!»

И так, нас просят о помощи инопланетяне. Согласны им помочь?

Как называется планета, где нужна помощь? Давайте найдём её на звёздной карте.(Дети достают звёздные карты)

Она находится в созвездии «Льва» , но прежде,чем до неё долететь, давайте по карте проложим наш путь: от «Земли» полетим в верхний левый угол к созвездию «Весы»,от него в нижний правый угол к созвездию «Рак», а затем в верхний правый угол, к созвездию «Льва». Соедините по цифрам звёзды созвездия, сколько их? (10)

А теперь давайте уточним дату и время вылета.

Какое сегодня число, месяц? Время вылета 10 часов. - Где должна стоять большая (маленькая) стрелка?

Начинаю отсчёт-5-4-3-2-1-пуск! (звучит музыка)

Дети, посмотрите, что это за маленькая голубая планета? Как она называется?(Ответ)

Какого цвета на её поверхности больше всего? Что это такое? (Вода) .Какая вода в океанах на вкус? Её можно пить? Почему?

А есть ли жизнь в солёной воде? Давайте посмотрим. (дети подходят к морским животным).

Кто живёт в солёной воде? Что хорошего можно сказать о солёной воде?(Купаться, делать солёные ванны и т.д.)

А чем она вам не нравится? (Можно утонуть и пить её нельзя…)

Какую воду мы с вами пьём?

А где эта пресная вода на земле? Смотрите сколько маленьких голубых ниточек по всей суше на «Земле». Как у нас по венам течёт кровь,так и у «Земли» рек и озёра с пресной водой. В России насчитывается около 3 миллионов рек, ручьёв, каналов. Общая протяжённость- 10 млн км.

Как вы думаете, откуда начинаются реки? (С ручейков, родников). Давайте, представим что мы тоже ручеёк (игра «Ручеёк»).

И вдруг наш ручеёк разливается в огромное озеро. Но что это? Сколько разных птиц с длинными ногами и с короткими перепончатыми. Вы их узнали? - Чем они похожи? (Перепонки, длинные шеи,клюв,ноги).

Как называются эти птицы, если они живут постоянно в воде? (Водоплавающие)

А эти птицы плавать не умеют, у них нет перепонок на ногах,что им помогает добывать корм в воде? (Длинная шея,клюв,ноги) .Какие это птицы? (Аист,журавль,фламинго, цапля).

Сейчас у нас на «Земле» какое время года? (Зима). Эти птицы могут у нас зимовать? Значит эти птицы что сделают? (Улетят) И так, какие это птицы? (Перелётные) (Дети садятся).

(На столе вода и лёд)

Как же так, была вода, она могла течь, её можно было разлить и вдруг- лёд?

Почему вода превратилась в лёд?

Назовите признаки льда. (Блестит, гладкий, холодный, твёрдый, хрупкий, прозрачный.)

На что похож лёд? (стекло)

Какое оно? (гладкое, прозрачное,твёрдое, блестящее, хрупкое)

Чем же отличается лёд от стекла? (тает)

Если лёд поместить в воду, он утонет? (опыт)

А сейчас проверим где быстрее растает лёд (ставлю две ёмкости с холодной и горячей водой).

Пока он тает, давайте поговорим о льде. Чем вам нравится лёд? (ответы детей)

А ещё предки эскимосов в Северной Америке строили свои жилища изо льда.Это были небольшие хижины для четырёх человек и назывались «игло». В Якутии также строили ледяные хижины. Для этого деревянные строения обливали водой, лёд способствовал лучшему сохранению тепла в доме. Во время Великой Отечественной войны по Ладожскому озеру проходила автомобильная дорога к осаждённому Ленинграду- «дорога жизни»

А чем не нравится лёд? (ответы детей)

Ну вот, пока говорили, наш лёд растаял. И так, где быстрее растаял лёд?

Давайте посмотрим на нашу землю сверху. Где самое холодное место на земле? (на полюсах)

А как вы узнали? (там белый снег) -Снег солёный или пресный- А как туда попал снег? (из облаков)

А вы хотите покататься на облаках? (Дети двигаются под песню Шаинского «Облака».

Как же образуются облака? - (опыт)-Представьте себе, что этот огонёк-солнце, он нагревает воду, от неё поднимается пар, он охлаждается на холодном стекле и превращается в капельки воды,а они не удерживаются и падают. Так и в природе солнце нагрело речку, озеро- поднялся пар и превратился во что? (облака). Он охлаждается, не удерживается и падает на землю в виде дождя и снега. Вот откуда снег на полюсах.

Кто мне хочет загадать загадки о снеге, дожде, туче? - Молодцы! А сейчас я хочу проверить как вы всё поняли. Вы все будете человечками воды. Вас поставили зимой на окно. Что с вами произойдёт? (замёрзнем). Все возьмитесь за руки.

А теперь станем лёд нагревать, возьмем в руки, он будет таять, побежит ручей, теперь вы уже за руки не держитесь.

Из каких человечков состоит ручей? (из жидких)

А теперь возьмём чайник с водой и поставим на сильный огонь.

Что случится с человечками?

Они побегут, станут газообразными! (дети бегут)

Человечки ведут себя по- разному: то крепко держатся за руки, когда холодно. То расцепляются, когда их нагревают, то бегут, когда очень жарко.

Мы столько говорили о воде, а какая от неё польза? (ответ и опыт: растворяем соль и сахар). Без воды человек может прожить 2-3 дня. Вспомните кинокомедию «Волга-волга». В ней неунывающий водовоз распевал, подстёгивая лошадей: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды!». Эта песенка вошла в поговорку. Вода для жизни- это вещество номер один.

А ещё вода может давать тепло и свет. В горах, где реки бегут с огромной скоростью, люди строят плотины, вода поднимается и обрушивается вниз с большой силой. Люди научились использовать эту силу. Она вращает турбины электростанций и вырабатывает электричество.

Для чего нужно электричество? (ответ)

Вода нас поит и кормит, и умывает, и согревает. Как вы думаете, может вода гореть? (заливаю водой зажжённую свечу).Где можно использовать это свойство воды?

Как беречь воду? (ответ)

Вода- это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь». «Земля умирает, если ушла вода».

Пока мы говорили о планете Земля, мы и не заметили как подлетели к планете Тау. А вот и она.

Похожа ли она на нашу планету?

Есть ли на ней леса, вода, животные? Что случилось? Давайте посмотрим.

Нет жиэни на этой планете, всё мертво. А что надо для жизни всему живому? (вода).- Так давайте поможем инопланетянам! (Дети расчищают родник, ставят очистительные сооружения, убирают капли воды- закрывают кран с водой, убирают машины с озера, приклеивают реки, озеро,запускают рыб в реки сажают деревья, приклеивают животных и т. д.)

Ну как, ожила планета Тау? Что дало ей жизнь? (вода)

Читаю стихотворение:

Не умыться, не напиться

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем всегда нужна вода!

И так «вода- это источник жизни на земле». Давайте скажем эти слова с разной интонацией:

Сообщите мне, что вода источник жизни,

Спросите меня,

А теперь воскликните об этом!

Ну вот, теперь инопланетяне вернутся и будут здесь жить, а нам пора возвращаться.

Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).

А что вам особенно запомнилось? (ответы детей).

Вы были активны и внимательны. Большое вам спасибо.