Группы которые мы выбираем. оба суждения не верны

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, - и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

03afdbd66e7929b125f8597834fa83a4

В ночь перед Рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. Ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба луну, чтобы отомстить кузнецу Вакуле, за искусно расписанную церковную стену. В безлунную ночь казак Чуб, отец красавицы Оксаны, не пойдет к дьяку на кутью, и Вакула не встретится перед праздником со своей любимой.

Пока черт ухаживал за ведьмой, нашептывал ей то, что «обыкновенно нашептывают всему женскому роду», Чуб с кумом, выйдя из дома и удивившись непроглядной тьме, все-таки пошли на застолье.


В это время, в хату Чуба тихо вошел кузнец. Избалованная Оксана вертелась перед зеркалом, нахваливая свою красоту. Любуясь собой, она не сразу заметила вошедшего Вакулу. Сердце кузнеца было полно нежности, а Оксана лишь насмехалась над ним. Стук в дверь прервал их беседу. Кузнец пошел открывать. За дверью оказался сбившийся из-за метели с дороги Чуб, который потерял попутчика. Казак решил вернуться домой. Увидев свою хату, он постучался. Однако, услышав голос кузнеца, подумал, что забрел не в свой дом. Вакула, не разобрав из-за вьюги, кто пришел, выгнал казака, чуть его не побив. Чуб смекнул, что хата чужая, а в ней кузнец, значит, мать Вакулы дома одна и направился в гости к Солохе.

Черт, вившийся вокруг ведьмы, обронил месяц, который поднялся в небо и осветил все вокруг. Метель стихла. Шумная толпа вломилась в хату Чуба и закружила в веселом хороводе Оксану и кузнеца. На одной из своих подруг гордая красавица увидела красивые черевики, расшитые золотом. Влюбленный Вакула пообещал достать для желанной Оксаны черевики еще красивее, но капризная девушка заявила, что ей нужны только те, что носит сама царица, и, если кузнец достанет ей такие, то она выйдет за него замуж.


В дом приветливой Солохи один за другим начали приходить гости – уважаемые казаки. Черт спрятался в мешок из-под угля. Затем голове и дьяку пришлось залезать в мешки. Самый желанный гость – вдовый Чуб, чье богатство планировала прибрать к рукам Солоха, влез в мешок на дьяка. Самый последний гость, казак Свербыгуз, был «грузен телом» и в мешок бы не поместился. Поэтому его Солоха вывела в огород, чтобы выслушать, зачем он пришел.

Вакула, вернувшись домой, увидел посреди хаты мешки и решил убрать их. Взяв тяжелую ношу, он вышел из дома. На улице, в веселой толпе, ему послышался голос Оксаны. Вакула бросил мешки, пробрался к любимой, но Оксана, напомнив ему про черевички, засмеялась и убежала. Разгневанный кузнец решил свести счеты с жизнью, но, опомнившись, пошел за советом к запорожцу Пацюку. По слухам, Пузатый Пацюк водил дружбу с нечистой силой. Отчаявшийся Вакула спросил, как найти дорогу к черту, чтобы получить от него помощь, но Пацюк дал невнятный ответ. Очнувшись, благочестивый кузнец выбежал их хаты.


Черт, сидевший в мешке за спиной Вакулы, не мог упустить такую добычу. Он предложил кузнецу сделку. Вакула согласился, но потребовал закрепить договор и, обманом перекрестив черта, сделал его смирным. Теперь черт вынужден был везти кузнеца в Петербург.

Гуляющие девушки нашли мешки, брошенные Вакулой. Решив посмотреть, что наколядовал кузнец, они поспешили за санками, чтобы отвести находку к Оксане в хату. Из-за мешка, в котором сидел Чуб, разгорается спор. Кумова жена, думая, что внутри мешка кабан, отбила его у супруга и ткача. К всеобщему удивлению в мешке оказался не только Чуб, но и дьяк, а еще в одном – голова.

Прилетев в Петербург на черте, Вакула встретил запорожцев, проезжавших ранее через Диканьку, и поехал с ними на прием к царице. Во время приема запорожцы ведут речь о своих заботах. Царица спросила, чего же хотят казаки. Вакула упал на колени и попросил черевички, такие же, как у государыни. Сраженная искренностью кузнеца, царица велела принести ему башмачки.


Весь хутор гомонил про смерть кузнеца. А Вакула, одурачив черта, пришел с подарками к Чубу сватать Оксану. Казак дал согласие кузнецу, а Оксана с радостью встретила Вакулу, готовая выйти за него и без черевиков. Позже в Диканьке хвалили чудно расписанный дом, в котором жила семья кузнеца, и церковь, где искусно был изображен черт в аду, в которого все плевали, когда проходили мимо.

Последний день перед рождеством прошел. Наступила ночь. Месяц вышел на небо. Все жители Сорочина в предвкушении колядования. На улицах так тихо, что слышны любые шорохи. И тут вдруг из трубы одного дома повалил большой клубень дыма, а из него появилась ведьма верхом на метле. Ее никто не увидел. Однако если бы проезжал сорочинский заседатель, то сразу бы ее заметил. Так как не одна ведьма не могла от него скрыться. Да и вообще все он знал, даже, сколько у кого поросят. Ведьма поднялась высоко в небо, и с неба постепенно стали пропадать звезды. Это она их воровала. Собрала большую кучу себе в руках и закончила с этим делом. Однако, внезапно на небе появилось еще что-то, похожее на человека. Издалека он выглядел точно как немец, однако вблизи можно было разглядеть, что он был полностью черного цвета, худой, с хвостом и пяточком на лице. И только по рогам можно было понять, что это черт. Ему остался последний день ходить на свободе, так как на следующий день, он после колоколов побежит, поджав хвост, в свою берлогу. Черт стал красться к месяцу. Он его взял, но тут же отпустил, так как обжегся. Затем остыл и схватил он небесное светило и положил в карман. И тогда во всем мире стало темно. На Диканьке никто не видел, как злодей украл месяц. Только писарь заметил, как луна внезапно стала, будто, танцевать в небе.

Черт украл месяц для того, чтобы отомстить кузнецу, который любил рисовать и расписал в церкви стену, на которой был изображен страшный суд, и черт, которого присрамляли. В стратегии злодея были такие мысли: Дело в том, что богатый Казак Чуб собирался к дьяку на кутю, а кузнец Вакула хотел прийти к его дочери Оксане. Дорога к дьяку велась через кладбище, овраги и вообще за селом. И если на улице такая темень, то не факт, что что-то заставит казака выйти из своего дома. А так как кузнец и Чуб плохо ладили, то Вакула не рискнет идти к Оксане.

Ведьма, увидев себя в темноте, закричала. А Черт быстро к ней подбежал и стал ей что-то нашептывать на ухо, тем самым ее, обольщая, как настоящий мужчина.

Казак Чуб вышел на улицу со своим кумом, они говорили о своем. И тут замечают, что на небе нет месяца. Они не понимают в чем дело, да и к дьяку нужно идти. Они думают остаться или нет, но Чуб говорит, что если не пойдут, то перед остальными гостями дьяка будет не удобно, так как те могут подумать что эти двое лентяи и трусы. В итоге они отправились в путь. В это время дочь казака Чуба Оксана прихорашивалась у себя в комнате. Она была самая красивая девушка, по мнению все парубков во всей округе. За ней бегали толпы, но она была непреклонна. И парни те потихоньку выбирали других, тех, которые были намного меньше разбалованы, нежели красавица. Один только кузнец Вакула был упрямым и, не смотря не на что, продолжал добиваться девушку. Она стояла и любовалась собой в зеркале. Говорила сама с собой. Рассказывала, что не хороша она и не понимает, что в ней может нравиться. Но потом вскочила и стала хвалить себя. Говорить, что все в ней красиво, и сама и одежда, которую ей папа купил, чтоб женился на ней самый завидный жених. Вакула наблюдал за всем этим в окно. И вдруг девушка увидела его и вскрикнула. Спросила, что он тут делает. Начала говорить, что все парни горазды, ходить к ней, когда отца нет, сразу смелые такие. Потом спросила, как дела с ее сундуком, который Вакула ковал специально для нее. Тот ответил, что взял самое лучшее железо, не у кого такого нет. А когда распишет его, то вообще будет лучше, чем у любой другой девушки. Оксана все прихорашивалась и крутилась возле зеркала. С ее позволения Вакула сел рядом с ней, и захотел ее поцеловать. Он говорил, что все бы отдал ради того, чтоб эта девушка была его. Но та вела себя так не вежливо, что Вакула глубоко в душе был разбит, так как понимал, что она к нему вообще ничего не чувствует. В дверь кто-то постучал.

Тем временем Черт, страдая от мороза с ведьмой, которая к тому же мама Вакулы, залезли через дымоход к ней домой. Мать Вакулы – ведьма Солоха, была уже взрослая женщина. Ей было около сорока. Она была не красавица, но и в тоже время хороша собою. И, несмотря на свою мудрость, привлекала всех самых степенных казаков. К ней захаживали, и голова села, и дьяк, и казак Чуб, и казак Касьян Свербыгуз. Она этих мужчин так принимала, что не один из них не догадывался о существовании конкурентов. Но больше всего ей нравился отец красавицы Оксаны – казак Чуб. Он был вдовцом, и у него было много чего в хозяйстве. Солоха мечтала это все присвоить себе. Однако боялась, что ее сын Вакула женится на Оксане, и это хозяйство будет принадлежать ему. Поэтому делала все, чтобы как можно больше разругать Чуба и кузнеца. И из-за этого все старухи вокруг говорили, что Солоха ведьма. И придумывали разные истории, то у нее хвост видели, то еще что-то. Однако ведьму мог увидеть только сорочинский заседатель, а он молчал, и поэтому все эти рассказы не воспринимали всерьез. Залетев через трубу, Солоха стала все прибирать. А черт, пока летел к трубе, увидел Чуба с кумом, которые шли к дьяку, и стал грести в их сторону снег, от этого началась метель. Черт хотел, чтоб Чуб пошел обратно домой и отругал кузнеца. И его замысел осуществился. Как только началась метель, Чуб со своим кумом тут же засобирались обратно домой. Но только кругом ничего не было видно. И тогда кум пошел немного в сторону искать дорогу, а если найдет, то должен крикнуть. А Чуб, в свою очередь, остался на том же месте и также искал дорогу. Но кум сразу увидел шинок, и, позабыв о своем друге, зашел туда. А Чуб в это время увидел свой дом. Он стал кричать дочери, чтоб она открыла, но кузнец Вакула вышел и, не поняв, что это Чуб с вопросом «что тебе надо?» выкинул его за дверь. Чуб подумал, что он пришел не к себе домой. Так как кузнецу у него делать нечего, да и не нашел он бы обратной дороги так скоро. Он знал, что похожий дом был лишь у хромого Левченко, который недавно женился на молодой жене. Но сам хромой сейчас точно находится в гостях у дьяка. И Чуб тогда подумал, что Вакула приходил к его молодой жене. Казак получил несколько ударов по спине и плечу от кузнеца и с обиженными криками и угрозами ушел к Солохе. Однако метель ему очень мешала.

В то время пока черт летел от созданной метели в Солохину трубу, из его кармана выбрался месяц, и, пользуясь, случаем вернулся на свое место. На улице стало светло и метели будто и не бывало. Вся молодежь выбежала на улицу с мешками, и стали колядовать. Затем зашли в дом казака Чуба и окружили Оксану, показывали наколядованное, а девушка очень веселилась. Хотя Вакула, несмотря на то, что любил колядование, в этот момент возненавидел его. Оксана увидела у своей подружки черевички и стала ими восхищаться. А Вакула на это ей сказал, чтоб она не расстраивалась, купит он ей такие черевички, которых ни у кого нет. И тогда баловная красавица при всех заявила, что если Вакула достанет ей черевички, которые носит сама царица, то она тут же выйдет за него замуж.

Вакула был в отчаянии, он понимал, что девушка его не любит. И хотел дать себе слово забыть о ней, но все же любовь победила, и он стал думать, как ему дальше добиваться девушки.

Тем временем в доме Солохи черт хотел поставить условие ведьме, чтобы та ублажила его. И что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на всё, кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло.

Этот вечер Солоха хотела провести в одиночестве, но внезапный стук в дверь всполошил и ее, и черта с его замыслами. Стучался голова, кричал, открывай. Солоха спрятала черта в мешок, а сама открыла мужчине, дала ему выпить рюмочку водки. Тот сказал, что из-за метели не пошел к дьяку. И увидев в окне ее свет, решил провести вечер с Солохой. Но, не успев он это договорить, как в дверь стали снова стучать, на этот раз это был сам дьяк, который из-за метели лишился всех гостей, но он и рад, так как хотел провести вечер с ней. Голова, тем временем, тоже спрятался в мешке из под угля. Он стал дотрагиваться до руки, затем до шеи ведьмы, и неизвестно до чего бы он в следующий раз дотронулся, как снова постучали. Это был казак Чуб. Дьяк тоже оказался в мешке. Чуб зашел, также выпил рюмку водки, и стал шутить насчет того, что, нет ли каких то мужчин у Солохи. Тем самым утешает свое самолюбие, так как думает, что он у нее единственный. И тут снова стучат, на этот раз это был сын ведьмы - кузнец Вакула. Солоха в спешке усадила Чуба в тот же мешок, где уже сидел дьяк. Но тот даже не пикнул, когда Чуб уставил свои, холодные с мороза, сапоги прям у его висков. Вакула зашел в дом и сел на лавку. В двери постучали снова, на этот раз это был казак Свербыгуз. Но мешка уже не было, и поэтому Солоха вывела его в огород спросить, что тот хотел.

Вакула сидит и размышляет, зачем ему Оксана. Видит мешки и решает, что нужно приводить себя в чувства, так как совсем он запустил все со своей любовью. Решает он вынести эти мешки на улицу. Он забросил их на плечо, хоть и было тяжело, он вынес. На дворе царил шум. Там вовсю колядовали. Кругом веселье. Неожиданно Вакула слышит голос Оксаны и, кидая мешки, все кроме одного, того в котором был черт, он идет на ее голос. Она говорит с каким то парнем и смеется. Когда Вакула подошел к ней, она начала говорить что у него очень маленький мешок и стала смеяться по поводу черевичек и свадьбы. У парня лопнуло терпение, он решил утопиться. И тогда, подошел к девушке и сказал ей «прощай», она не успела ответить, как он ушел. Ему вслед кричали парубки, но тот сказал, что возможно на том свете увидятся, а на этом ему делать нечего. И бабки сразу стали бормотать, что кузнец повесился.

Вакула шел, сам того не понимая. Потом, немного придя в себя, он решил обратиться за помощью к знахарю - пузатому Пацюку. Когда он зашел к нему в дом, он увидел, что тот без помощи рук есть галушки, просто достает их из тарелки ртом. Вакула стал спрашивать, что делать и как найти черта. Тот ответил, что всякий знает у кого черт за плечами. После, этот Пацюк продолжил есть вареники, которые самостоятельно вылетали с тарелки, обмакивались в сметане, и так же самостоятельно залетали к нему в рот. Вакула вышел, и из мешка вылез черт. Он думал, что Вакула теперь в его руках. Стал говорить, что все сделает, что нужно парню, но нужно контракт заключить. Однако кузнец был не глуп. Схватил он черта за хвост, пригрозил ему крестом и после этого черт стал очень послушным. Тогда кузнец залез к нему на спину и сказал, чтоб тот летел в Петербург к царице, и почувствовал, как взлетает. Тем временем Оксана шла со своими друзьями и думала о том, что она была слишком строга с Вакулой. Девушка уверенна, что он такую красавицу ни на кого не променяет. Она решает, что когда он в следующий раз придет, даст себя поцеловать, как-бы не хотя.

Они идут и видят оставленные Вакулой мешки. Думают что в них много колбасы и мяса, хотя в них сидят голова, дьяк и Чуб. Они решают пойти за санками и притащить мешки к Оксане домой. Однако пока те ходили за санками, из шинка вышел кум Чуба. Увидел мешки и хотел было забрать один, в котором был дьяк и чуб. Но мешок был тяжелый, поэтому, когда кум встретил Ткача, он попросил его помочь дотащить до дома мешки, взамен поделившись пополам. Тот согласился. Когда они шли к куму домой, то опасались застать его жену. Так как та постоянно забирала все, что нажито ей и ее мужем. И она все-таки была дома. Из-за мешка у этих трех людей случилась драка. И победу одержала жена кума, применив кочергу. И когда кум с Ткачем хотели попробовать снова отобрать добычу, из мешка вылез чуб, а за ним дьяк. Чуб понял, что в остальных мешках тоже были мужчины, которые приходили к Солохе. И от этого он расстроился, так как думал, что он единственный.

Тем временем девушки подбежали с санями к мешкам, но там был только один. Они взяли его, голова который сидел в нем решил терпеть все, лишь бы его не оставили на улице. Мешок затащили в дом, но мужчина стал икать и закашлялся. Девушки испугались, а Чуб как раз пришел, достал голову из мешка, и понял, что он тоже был у Солохи.

Пока Вакула летел верхом на черте, ему одновременно было страшно и удивительно. Он периодически его пугал крестом. Когда они прилетели в Петербург, черт превратился в лошадь. Там он встретил знакомых запорожцев, которые как раз направлялись к царице, и Вакула тогда попросил их, чтоб взяли его с собой. Те согласились. Сели в карету и помчались.

В царском дворце все было очень красиво. Вакула шел и одновременно рассматривал все что видел. Наконец пройдя через многочисленные залы, они оказались у зала царевны. Вышел Потемкин и сказал запорожцам, чтобы те говорили, как он их учил. Внезапно все резко упали на пол. Женский голос несколько раз приказывал им подняться, но те продолжали лежать на полу, приговаривая, что не встанут и обращались к ней «мама». Это была царица Екатерина. Она стала спрашивать у запорожцев о жизни и вскоре спросила, что же они хотят. И тогда Вакула набрался смелости и спросил, где можно такие черевички для его женщины найти. Царица приказала своей прислуге принести самые красивые черевички с золотом. Ее хотели облагоразумить, но она решения не поменяла. Когда их принесли, Вакула сделал очень красивый комплимент царице. Назвав ее ножки «сделанными из настоящего сахара». И затем он шепнул черту в свой карман, чтоб уносил его и тогда оказался за шлагбаумом.

На Диканьке, тем временем, спорили, повесился или утопился Вакула. Эти все столпотворения, ссоры, поэтому поводу, да и вообще слухи о смерти кузнеца сильно расстраивали Оксану. Она не может уснуть и понимает, что влюбилась в парня. А когда она его не видит на службе в церкви, и вовсе падает духом.

Вакула мчался верхом на черте очень быстро. Оказался он возле своего дома. Черт хотел уйти, но Вакула взял плеть и ударил пару раз злодея, который сам хотел проучить кузнеца, а в итоге сам же и был одурачен. Парень зашел в дом, Солохи там не было. Он лег спать и проспал до обеда. Он расстроился, так как не присутствовал на службе. Думал, что всевышний его покарал таким образом, за то что Вакула связался с чертом. Обещал парень, что будет целый год замаливать грех этот. Затем он оделся в самое лучшее. Взял пояс и шапку, и, конечно черевички, и пошел к чубу. Чуб его не ожидал увидеть. Вакула упал перед его ногами и стал просить прощения за все, сказал, что пусть тот его ударит, что чуб и сделал не сильно и раза три. Вакула дал ему пояс и шапку в подарок. Затем кузнец попросил руку его дочери. Тот, вспомнив неверную Солоху, согласился и сказал, чтоб тот сватов звал.

Вышла Оксана. Она была рада, что кузнец живой. Вакула ей дал черевички, но она их не приняла, так как сказала, что и без черевичек любит его. Она застеснялась. И парень с девушкой поцеловались.

Они поженились, у них появились дети. Вакула расписал весь дом разноцветными красками. А в церкви нарисовал черта горящего в аду, и безумно гадкого, что все плевались, когда проходили.

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

Главные герои

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Другие персонажи

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало» . На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит» . Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет» . Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами» . Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум» .

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков» .

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо» .

Заключение

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Тест по повести

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1809.

Урок по обществознанию на тему «Ты и твои товарищи»

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Зачем люди объединяются в группы? Что даёт человеку группа? Можно ли входить в разные группы одновременно?

Какие бывают группы

С момента рождения человек является членом той или иной группы. Рассмотрим вместе, в какие, например, группы входите вы. Прежде всего, вы члены семьи. А семья – это особая группа. В связи с тем, что она немногочисленна по своему составу, её называют малой группой.

Городские и сельские жители – это тоже группы. Вы как жители города или села принадлежите к одной из них. Но, конечно, они отличаются от такой группы, как семья.

Вы учитесь в шестом классе. Школьный класс – это тоже группа. Все ученики вашего класса знают друг друга, у вас есть взаимные обязанности и права, вас объединяет учёба в школе.

А ещё, возможно, вы посещаете спортивную секцию, или театральный коллектив, или хоровой кружок. Различные кружки и клубы (например, клуб филателистов, туристов, любителей поэзии, спорта, театра или музыки) тоже группы.

Групп, объединяющих людей, множество. У каждой из них есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников.

Подумайте, какое общее дело, например, у школьного класса. А у театрального кружка? А у баскетбольной команды?

Ваши родители, получив профессию, стали членами профессиональных групп, например, инженеров, врачей, шахтёров и др.

Народ тоже особая группа людей. Эта группа отличается от других народов своими традициями, песнями, сказками, легендами.

Группы бывают самые разные, их очень много. Каждый человек одновременно входит в несколько разных групп.

Среди групп можно выделить те, которые выбираете вы, и те, в которых вы оказываетесь не по своему выбору. В этом случае группа как бы сама вас выбирает. Группой, которая сама вас выбрала, является, например, школьный класс (вас привели и записали в школу) или ваша семья (родившись, вы уже оказались членом группы людей под названием «семья»).

Примером группы, которую вы сами выбрали, является группа ваших друзей, приятелей или тот кружок, в который вы записались. В дальнейшем вы решите, что будете делать после школы. Если решите дальше учиться, то войдёте в большую группу студентов. Вы сами выберете ту профессию, которую захотите получить. И, получив её, войдёте в состав этой профессиональной группы.

Группы, которые мы выбираем

Группа, которую вы выбираете, начинается с какого-то интереса. А ведь интересов множество! Многие группы сознательно создаются теми, кто хочет собрать вместе людей со сходными интересами. Таким организатором можете стать и вы.

Есть, например, группы, в которые ребята объединяются, чтобы просто встречаться и разговаривать, делиться тем, что их волнует, обсудить, например, какие джинсы или кроссовки сейчас самые модные.

А есть другие группы, где ребята объединены общими интересными и полезными делами. Например, ходят в походы, где отдыхают и учатся понимать природу, общаются друг с другом, познают историю родного края, или по просьбе воспитателей детского сада по очереди играют с малышами, или помогают пожилым людям в работе по дому и в садово-огородных делах. А ещё готовят подарки и поздравляют в праздники ветеранов войны и труда. Представьте, как приятно сознавать, что о тебе помнят, думают, стараются порадовать! Такие группы развивают отзывчивость, милосердие, сопереживание, взаимопомощь. Ребята, у которых не было опыта жизни в такой группе, считают: «Хорошо то, что хорошо для меня. Любым путём, любым способом».

Каждый человек при желании может найти или создать такую группу, в которой ему будет комфортно, где его будут ценить независимо от того, отличник он или двоечник, умеет ли он красиво говорить или нет, решителен он или не очень. Это может быть группа ваших сверстников или группа, объединяющая людей разного возраста. Главное – это то, чтобы были интересы, объединяющие всех, общая цель и доброе отношение друг к другу. Если человек ощущает внимание, сопереживание, чувство локтя, защищённость, поддержку, у него и настроение хорошее, и дела идут на лад. Именно в такой группе вы чувствуете, что тот, кто с вами рядом, - ваш товарищ, а не враг или соперник, не тот, кто вас сейчас обидит, ударит, обманет, прогонит. Вы знаете ребят своей группы, можете на них положиться. А ещё вы можете многому научиться у них и научить их тому, что знаете и умеете сами.

Подумайте, чему вас научили ребята в классе или другой группе и чему вы можете их научить сами.

Кто может быть лидером

В разных группах у человека может быть разное положение. Например, в спортивной команде вы можете быть капитаном, то есть лидером, брать на себя руководство группой. А в вашем классе лидером можете быть не вы, а кто-нибудь другой. В хоре или театральном коллективе в одних выступлениях вы можете быть солистом и играть главную роль, в других нет. А в туристическом объединении вы можете быть и ответственным за палатку, и дежурным у костра, и главным поваром, и санитаром, и походным мастером, и штурманом группы, и фотографом и т. д. Иными словами, говорят: человек в группе – а в разных группах тем более! – может играть разные роли. И вот что интересно: каждая роль даёт возможность человеку показать себя с какой-то особой стороны.

В одном классе был незаметный тихий паренёк. Ничем не выделялся. Учился на троечки. И все удивились, когда он записался в туристический клуб. Но ещё больше удивились ребята в первом походе – этот паренёк первым перебрался через большой овраг и помог перебраться всем остальным, а на привале оказался первоклассным костровым и поваром. Когда возвращались из похода, он шёл первым и вёл за собой отряд.

А в другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставляя их делать то, что ему хотелось. Как вы думаете, можно ли его назвать лидером?

И ещё пример. Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки. Он не тратил времени на семейные дела, общественные поручения, помощь заболевшему товарищу. Лидер ли он?

Истинного лидера выдвигает группа ребят – класс, секция, кружок. Он увлекает ребят за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.

Что можно, чего нельзя и что за это бывает

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила. Они отличают данную группу от других. У членов группы может быть особая манера одеваться, причёски определённого вида, условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.).

Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече. Группа может предъявлять ко всем, кто в неё входит, определённые требования.

Требования группы выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже существуют свои правила и их надо выполнять даже в том случае, если они не совсем вам по душе. А ещё вы можете попасть в такую группу, где все, кто в неё входит, участвуют в выработке общих правил. Ребята одного класса, например, договорились сочинить правила для своих общих сборов. А чтобы эти правила не были скучными, попробовали написать их в стихах. Вот что у них получилось:

Мы на сборе не молчим,

Не шумим и не кричим,

Слушаем друг друга,

Говорим по кругу,

Коллективно обсуждаем

И решенья принимаем.

А у учеников вашего класса есть общие правила?

Те ребята, которым приходилось в своей жизни переходить из одной школы в другую, на собственном опыте знают, насколько бывает тяжело привыкать к новому классу, новой группе.

Почему так происходит? Отвечая на вопрос, прежде всего, вспомним об этих правилах. В старом и новом классе они могут быть разные. Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть, сложа руки, и слушать учителя. Но новенький пока не знает, что от него тоже этого ждут, и по привычке вступает в рассуждения и высказывает своё мнение. Как это воспримет новый класс?

Правила, по которым живёт группа, называют словом «нормы». Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться цели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берётся.

Тот, кто не выполняет групповые нормы, кто не дорожит мнением окружающих, кто ставит себя выше других, противопоставляет себя группе.

Пример человека, противопоставлявшего себя группе, вам знаком с детства. Это герой известной детской песенки Ю. Энтина «Антошка». Давайте его вспомним.

Антошка, Антошка,

Пойдём копать картошку.

Антошка, Антошка,

Пойдём копать картошку.

Тили-тили,

Трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам, пам, пам,

Тарам, пам, пам.

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке.

Антошка. Антошка,

Сыграй нам на гармошке…

Чем закончилась эта история? Как в реальной жизни может поступить группа с человеком, который не выполняет её требований и делает только то, что ему хочется?

О поощрениях и наказаниях

С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелестную кличку, отказаться подавать руку и т. п. А могут и исключить из группы. А тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки она использует грамоты, премии, медали, благодарности, памятные подарки, аплодисменты, ответственные поручения и др.

Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки) называют словом «санкции». Санкции являются охранниками групповых норм.

Есть группы, которые полностью подчиняют человека, заставляют действовать несмотря на его личные желания и интересы. Подумайте, всегда ли это хорошо.

Картинная галерея

В. И. Суриков (1848 – 1916). Степан Разин. 1906 г.

Поэтическое слово

Плохо человеку,

когда он один.

Горе одному,

один не воин –

Каждый дюжий

ему господин,

И даже слабые,

если двое…

Единица – вздор,

единица – ноль,

даже если

очень важный –

не подымет

пятивершковое бревно,

тем более

дом пятиэтажный.

В. Маяковский

Какую особенность объединения людей описал в своих стихах В. Маяковский? Найдите в тексте параграфа строки, которые можно проиллюстрировать этим стихотворением.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

До XV века основной военной силой государств Западной Европы было рыцарское войско. Военная служба была главным делом группы людей – рыцарей. Рыцари отличались особым поведением и образом жизни. Они должны были разбираться в вопросах религии, знать правила поведения при дворе короля, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Рыцарскими достоинствами считались воинская отвага и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к другим рыцарям, нуждающимся в помощи. Осуждению подвергалась скупость, не прощалось предательство.

Рыцари знали свою родословную, с какого века каждый из них ведёт свой род, с кем состоит в родстве. Каждый рыцарь имел знак его рода, его воинской доблести – герб. На нём обычно помещалось короткое изречение (девиз), объясняющее смысл герба. Девизы подчёркивали смелость, гордость, независимость владельцев герба.

Чтобы стать рыцарем, надо было пройти особую подготовку. В семь лет мальчики покидали свою семью и переходили в замок сеньора. Вначале они выполняли обязанности пажа, затем – оруженосца. Долгие годы их учили всему, что должны были знать и уметь рыцари. Когда учёба завершалась, молодые люди проходили обряд посвящения в рыцари. Рыцарь, посвящающий в звание, ударял посвящаемого мячом плашмя по плечу, произносил слова посвящения, надевал шлем и золотые шпоры, вручал меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девиза. Посвящаемый давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести.

С какой группой тебе по пути?

Вы уже знаете, что одновременно являетесь членами нескольких групп. Вы члены семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы – правила, законы.

Подумайте, по каким правилам живут группы, в которые вы входите. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой?

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. С одной группой вы можете, например, готовить поздравления и подарки ветеранам войны, помогать им, проявлять о них заботу. А с другой группой вы вроде бы и не заняты ничем, просто время проводите. Но вдруг кому-то пришла в голову шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот уже вы заняты делом, за которое потом вам может быть очень стыдно. Но это потом, когда вы спокойно обо всём подумаете и разберётесь. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и вы – как все! Страшные поступки может совершить такая группа.

Старайтесь помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать самого себя: «Нравится ли мне то, что я сейчас делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»

Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, вы начинаете понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Вы можете почувствовать, что эти взгляды расходятся с вашими. И если вы не хотите отказываться от своих представлений, рано или поздно вы из этой группы уйдёте.

Вы можете увидеть, что некоторые ребята из вашей группы курят, пьют спиртные напитки и употребляют наркотики. Они могут предложить вам поступать так же. Помните, настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить вашему здоровью. Ищите людей со здоровыми интересами. Держитесь ближе к людям, чьи позиции и поведение вам по душе.

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как вы думаете, это справедливо?

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

Жил на свете человек

Когда началась Первая мировая война, Аркадию Петровичу Гайдару (1904-1941) (настоящая фамилия Голиков) было десять лет. Отца забрали в солдаты, и он сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. Его задержали и вернули. Но через четыре года Гайдар всё-таки попал на войну. В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Свои книги обдумывал в дороге. Часто сочинял на ходу: твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель отправился на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение. Гайдара хотели вывезти на самолёте, однако он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде. Воевал как рядовой пулемётчик и погиб в бою в 1941 году.

Одна из книг писателя («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой – Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды, - они помогали людям по зову добрых сердец.

Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.

Книгу Гайдара и сегодня читают ваши ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах тимуровцев.

Поэтическое слово

Цыганы шумною толпою

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами.