Любимое небо вали гризодубовой.

Надгробный памятник
Мемориальная доска в Москве
Музей в Харькове
Мемориальная доска в Комсомольске-на-Амуре
Памятник в Москве


Гризодубова Валентина Степановна – командир экипажа самолёта АНТ-37 «Родина», первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза;
заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям, единственная женщина, удостоенная двух высших званий (Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда).

Родилась 14 (27) апреля 1909 года в городе Харьков (ныне областной центр Украины) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Украинка.

В 1927 году окончил 2 курса Харьковского технологического института. В 1929 году окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима. В 1930-1934 годах работала планеристом-инструктором и лётчиком-инструктором в Тульской и Московской лётных школах Осоавиахима. В 1934-1939 годах – лётчик агитэскадрильи имени М.Горького на Центральном аэродроме в Москве.

В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.

24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П.Д.Осипенко , штурман – М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6.450 километров).

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль «Золотая Звезда» №104.

С 1939 года – начальник Управления международных воздушных линий СССР. В 1940-1941 годах одновременно училась в Академии ГВФ. В армии с июня 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – апреле 1942 – командир корабля Московской авиагруппы особого назначения ГВФ, в мае 1942 – мае 1944 – командир 101-го транспортного авиационного полка (с июля 1942 года – 101-го авиационного полка дальнего действия). За время войны совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночью) на самолёте Ли-2 на бомбардировку противника, выброску парашютистов в тылу враг, а также для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и к партизанам Украины.

С июля 1946 года полковник В.С.Гризодубова – в запасе. С октября 1946 года – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 – начальник Научно-исследовательского лётно-испытательного центра Министерства радиопромышленности СССР. С октября 1972 года – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям.

За большие заслуги в развитии авиации и в связи с 75-летием со дня рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 года Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Полковник (1943). Награждена 2 орденами Ленина (2.11.1938; 6.01.1986), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (12.03.1943; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (25.12.1936), Красной Звезды (19.12.1937), медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (5.06.1943), другими медалями.

Почётный гражданин города Пенза (1965).

В Москве установлен памятник В.С.Гризодубовой, а на доме, в котором она жила – мемориальная доска. В Комсомольске-на-Амуре на доме, в котором в октябре 1938 года жил экипаж самолёта «Родина», установлена мемориальная доска. Её имя носят улицы в городах Москва, Владивосток, Екатеринбург, Курган, Новосибирск, Омск, Пенза, Ростов-на-Дону, Смоленск, Ставрополь, других городах и посёлках России, а также в Донецк (Украина) и Алматы (Казахстан). В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт Музей истории авиации. Имя В.С.Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года был расформирован).

Кстати, долгое время датой ее рождения считалось 31 октября 1910 года. Сейчас известно, что она появилась на свет в апреле 1909-го. Зачем дату исказили? Возможно, «тумана напустили» уже после того, как Гризодубова стала Героем Советского Союза, - не подобало героине иметь в роду священников, а они там были...

Исторический перелет стал шестым мировым рекордом Вали Гризодубовой. Правда, радость от грандиозного достижения летчиц омрачилась трагедией. Женский экипаж самолета «Родина» немного не дотянул до Хабаровска. Гризодубова мастерски посадила машину в тайге, на болото, предварительно велев Расковой прыгать. Марина прыгнула, Осипенко - не успела.

Девушек искали десять дней, и в процессе поисков погибли по нелепой случайности два других экипажа - в общей сложности 16 человек. Ни в чем не повинная Гризодубова болезненно переживала случившееся.

В дальнейшем судьбы летчиц сложились по-разному. Полина Осипенко погибла в 1939 году во время тренировок, Марина Раскова - в 1943-м...

Вале Гризодубовой дано было прожить до 1993 года. И жила она ярко, будто проживая за тех двоих девчат, ушедших рано... Она вошла в историю как первая женщина - Герой Советского Союза, а потом и Герой Соцтруда, и единственная представительница слабого пола, ставшая командиром мужского бомбардировочного полка дальнего действия.

Но это все будет потом. Пока - лишь вкус нового рекорда. Никакого предчувствия войны. Только легкость и небо...

● ...Свой первый полет харьковчанка Валя Гризодубова совершила в... два года. Мама Вали, Надежда Андреевна Коморенко, родом была из крестьян, хотя по характеру и «императрица», а отец Степан Васильевич - из дворян. Ее небогатая, но интеллигентная семья владела неплохой библиотекой, в доме было два рояля. Так что бесстрашная летчица Валентина Гризодубова была очень образованна, чего многие не знают, - чрезвычайно начитанна, владела немецким и французским, играла на фортепиано. Но детство ее все же было связано с небом. Степан Васильевич был настолько потрясен увиденным в кино полетом самолета братьев Райт, что сделал на основе увиденного свой чертеж и построил «летучую машину».

Помогала ему в этом только жена: работая модисткой, она обшивала харьковских модниц, все заработки тратя на закупку материалов для аэроплана. Воздушное судно держалось на воздухе лишь пару минут, бодро кружа над местным ипподромом, что до смерти пугало лошадей. Однажды, когда Надежды Андреевны не было дома, Степан Васильевич взял маленькую Валю в полет. Может быть, тогда она и начала «болеть небом»...

На безумца жаловались жители - больно много шума было от его небесной тарахтелки. Но Вале звук мотора нравился. А ее кумиром на долгие годы стала Лидия Зверева - первая русская летчица.

Детская мечта о небе с годами не прошла. В 1929 году Валя окончила Пензенский аэроклуб, затем работала летчиком-инструктором в авиашколе Тулы, а в 1934 году стала членом агитационной эскадрильи Центрального аэродрома в Москве. Эта работа позволила ей много летать по стране, но мечтала она о дальних перелетах.

И набирала рекорды...

● После знаменитого перелета к Гризодубовой пришла слава. Вскоре она заступила на должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского воздушного флота.

Но тут началась война...

Валя Гризодубова попросилась на фронт в первый же день войны.

Но ей отказали. Ее опыт и организаторские способности уже были оценены, так что начальство имело на нее несколько иные виды. Она стала командиром 101-го отдельного авиаполка дальнего действия. Сформировали его из профессионалов, но не военной, а гражданской авиации. Хорошо знакомые им транспортные самолеты Ли-2 срочно переоборудовали в бомбардировщики. У них были свои минусы - недостаточная прицельная точность, некоторая неповоротливость, но все-таки за счет переделок удалось увеличить боевой состав армии. После месяца подготовки полк начал получать первые боевые приказы. Теперь вчерашние мирные Ли-2 сбрасывали на противника и его оборонительные сооружения бомбы, рушили мосты и склады. А когда полк передали в Центральный штаб партизанского движения, самолеты каждую ночь, в любую погоду, порой преодолевая огневые заслоны врага, осуществляли связь с партизанами, доставляли им боеприпасы и медикаменты и вывозили раненых и больных...

Гризодубова не стала «кабинетным руководителем». Она сама летала на бомбежки и к партизанам. Да и работу летчиков полка контролировала не с земли, а с неба - проверяла, как они ведут себя в острой ситуации, оценивала меткость, реакции, профессионализм.

Каково было женщине руководить полком мужчин? Жесткая, волевая, В ее поступках и принимаемых решениях, которые порой казались рисковыми, риск был, но все же больше было иного - точного стратегического расчета, опыта, мудрости. К тому же всех впечатлял ее личный пример: она совершала огромное количество вылетов, в том числе и ночных, проявляла характер, но не самодурство.

● ...Война кончилась. Главный маршал авиации Новиков сразу после Победы предложил полковнику Гризодубовой стать комдивом. Она отказалась - понимая, что по сути отказывается от генеральского звания. «Я в армию, товарищ маршал, пошла только из-за войны, - призналась она. - Ни дня после нее меня в армии не будет...» В момент принятия этого решения ей было всего 35. И, услышав о пенсии, Гризодубова страшно возмутилась: «Какая такая пенсия? Я что, старуха?» Чуть было не отказалась! Да только министр обороны проявил завидную дальнозоркость, вызвав упрямицу к себе: «Не дури, Валя. Мало ли что завтра случится. Приказываю - оформляй!» Много позже, в крутые 90-е, ох как пригодилась ей эта пенсия...

Она отправилась работать в авиапромышленность, а поскольку трудилась на закрытом предприятии, испытывая новейшее радиолокационное оборудование для самолетов, подробности этой ее работы мало известны. Она продолжала принимать личное участие в испытательных полетах, с 1963 по 1972 год работала начальником Летно-испытательного центра НИИ, а потом стала замом начальника Московского НИИ приборостроения по летной части, депутатом Верховного Совета СССР.

● Очень много сделал для того, чтобы имя Гризодубовой не было забыто, ее воспитанник, летчик-испытатель Мстислав Листов. Благодаря его рассказам о Валентине Степановне сейчас известно, какой она была и почему огромное количество людей вспоминают о ней с благодарностью.

О бесстрашии Гризодубовой ходили легенды. Уже не о летчицком, а чисто человеческом. Валентина Степановна всегда смело выступала в защиту своих подчиненных, а затем и простых, иногда и практически незнакомых людей. В ее квартиру на Ленинградке звонили днем и ночью - с просьбами о помощи. Одному Богу известно, скольким людям она помогла разрешить их прежде нерешаемые проблемы. Она умудрилась высказать претензии самому Берии! (Потом предполагала, что избежала расплаты лишь благодаря своей феноменальной популярности, сравнимой лишь с популярностью Чкалова.) В хлебосольном доме Гризодубовой был накормлен каждый входящий.

И именно Валентина Степановна помогла спасти от неминуемой гибели Сергея Королева - это случилось еще до войны, в 1939 году. Мама Королева признательно писала ей: «Не приди я к вам в тот дождливый день 1939 года, кто знает, какой бы День космонавтики мы праздновали сегодня!» Близкие Сергея Павловича, его дочь и внучка, не забывали Гризодубову до последнего ее дня.

Личная жизнь Валентины Степановны, увы, была не слишком счастливой. С мужем она разошлась, сын Валера умер в пятьдесят лет - он страдал «известным российским недугом», как ныне куртуазно называют пьянство. Говорили, что этим же страдал и муж Гризодубовой, Виктор.

Но кто это знает? И, конечно, непросто находиться рядом со звездой, какому мужчине это понравится?..

Даже постепенно теряя зрение, Гризодубова потрясающе водила машину. Ей подчинилось небо, чего ей было бояться на земле? На Ленинградке гонщицу знали. Рулила она блестяще, отличалась фантастической реакцией, при этом опасных ситуаций на дороге не создавала, так что гаишники на шалости прославленной летчицы закрывали глаза.

Вот только лечиться она не любила.

И не жаловала «кремлевку», полагая, что где полы паркетные - там врачи анкетные. Когда открылась язва, ее положили именно туда, в нелюбимую больницу. Говорят, правильный диагноз поставили не сразу.

Ей было 84 года.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентина Гризодубова, летчица, Герой Советского Союза:

- Настоящий летчик должен любить свою профессию, свой самолет, а самое главное - небо.

Гризодубова Валентина Степановна

(род. в 1910 (или в 1909) г. - ум. в 1993 г.)

Прославленная советская летчица, руководила рекордным беспосадочным перелетом Москва - Дальний Восток.

Все мы сейчас отлично подкованы по части критического отношения к официальной советской истории - той, что многие учили в школе и вузах. Мы знаем истинную человеческую цену революции и Гражданской войне; вряд ли кто-то всерьез может говорить о многочисленных врагах народа в 30-е годы, об успехах советского сельского хозяйства или о свободе коммунистической печати. Да и к разговорам о дешевизне и комфорте в более спокойные - застойные времена многие справедливо относятся с изрядной долей скепсиса. И в одном ряду символов эпохи вместе с вождями и их свитой, председателями, секретарями и наркомами оказались ударники, герои войны, обладатели мировых рекордов. Не стоит сомневаться в том, что многие из этих рекордов - не более чем легенды. Все было не совсем так или совсем не так - и условия создавали для героев соответствующие, и на аварии и неполадки глаза закрывали, и кто-то со своим достижением был «задвинут» и «забыт», чтобы «не путать» советский народ. (Говоря словами харьковских писателей Олди, «герой должен быть один» - в шахте, у станка, на небе, в поле.) Только вот ведь какая штука - многие действительно «совершали» - и летали, и бросались грудью на амбразуру, и возводили в немыслимые сроки огромные заводы, и дрейфовали на льдинах. Не ради Сталина, Молотова, Постышева… Ради себя, ради соотечественников, ради Родины. А Родина - она одна, все остальное многообразие - прилагательные.

Стаханов, Ангелина, Чкалов - советский пантеон 30-х годов. И в нем на видном месте харьковчанка Валентина Степановна Гризодубова, выдающаяся летчица, первая женщина Герой Советского Союза, командир знаменитого экипажа, совершившего на тяжелом самолете рекордный беспосадочный перелет. Гризодубова-Осипенко-Раскова - еще сравнительно недавно эта триада в голове советского человека сидела крепче, чем сейчас Джонсон энд Джонсон. Валентина Степановна не жила после легендарного перелета лишь этим своим подвигом до самой смерти. Гризодубова была одной из самых активных фигур в отечественной авиации, совершила еще немало героических поступков, руководила масштабными проектами. Может быть, поэтому к ней никак нельзя применить столь излюбленный сентиментальными публицистами штамп, как забвение.

Валентина родилась в Харькове… Стоп. Да не знает никто толком, когда она родилась! Во многих справочниках указана дата 31 января 1910 года (по новому стилю). Но сравнительно недавно директор Харьковского музея-квартиры им. Гризодубовых в архиве открыл, возможно, истинную дату появления на свет Валентины Степановны - 27 апреля (по старому стилю) 1909 года. Будем, пожалуй, верить тому, кто специально занимается сохранением памяти семьи Гризодубовых.

Семья, надо сказать, была исключительно примечательная. Да настолько, что отец Валентины Степановны и сам вполне заслуживает отдельного повествования в этой книге. Степан Васильевич Гризодубов, по образованию и месту службы к моменту рождения дочери - инженер-железнодорожник, по праву считается одним из первых российских (и уж точно - первым харьковским) авиаторов. Не имея никаких специальных документов и подготовки, Степан Васильевич увлекся конструированием летательных аппаратов. Раздобыв где-то пленку с записью знаменитого полета самолета братьев Райт, Гризодубов воспроизвел, как мог, конструкцию, сам же занялся изготовлением всех деталей, включая специальный мотор. Он изготовил несколько самолетов, используя для каждой новой модели какие-то детали и узлы от предыдущих. На одной из машин, особенно удачной, харьковский авиатор совершил много полетов, а в один из них взял и двухлетнюю дочь. Фотография летчика с девочкой, прикрепленной к нему ремнями, обошла все российские газеты. Взлет состоялся с Харьковского ипподрома. Большую же часть своих аппаратов Гризодубов конструировал на даче в Липовой Роще. Особенно Гризодубова увлекал планеризм. В этом деле он был признанным авторитетом. Вообще, Степан Васильевич был изобретателем от Бога - он разрабатывал оборудование для шахт, сам собрал аэросани, занимался сельскохозяйственной техникой и очень серьезно - фотографией.

Но авиация была главной любовью талантливого инженера. Десятки харьковских мальчишек перебывали в подвале квартиры Гризодубовых на улице Мироносицкой, где пахло бензином, на стенах висели пропеллеры, лежали детали. Любила там бывать и Валя.

Жена Степана Васильевича Надежда Андреевна зарабатывала на жизнь, работая швеей-модисткой. Вероятно, женщиной она была терпеливой и волевой. (Представьте себе, что значит жить с таким «сумасшедшим» человеком, как Степан Васильевич Гризодубов.) Она очень любила музыку, хорошо пела. Надежда Андреевна мечтала о том, что ее дочь будет причастна к высокому искусству. Валентина начала рано заниматься музыкой, окончила музыкальную школу по классу рояля, поступила в консерваторию. Главная советская летчица потом поражала публику своим виртуозным владением инструментом, даже давала частные уроки. Вот только тяга к небу все-таки победила в ней любовь к музыке. Поэтому одновременно с консерваторией она поступает в Харьковский технологический институт.

Конечно, еще до поступления Валя Гризодубова уже очень много знала о самолетах, планерах, летном искусстве. Дочь всячески помогала отцу. Тем более, что после революции и Гражданской войны советская власть стала уделять особое внимание развитию авиации, а Степан Васильевич оказался руководителем местного аэроклуба. Когда Валентине было 14 лет, она вместе с отцом и его учениками поехала в Коктебель на планерный слет. (Среди его участников был и Сергей Королев. Валентина Степановна вспоминает, что тот дернул ее за косу, за что тут же получил по голове - и больно, рука у молодой красивой летчицы уже тогда была тяжелой, недаром девочка некоторое время занималась боксом.) Там Гризодубова совершила самостоятельный полет на планере, после чего твердо заявила, что и дальше хочет летать.

В 1928 году в Харькове открыли летную школу гражданских пилотов Осоавиахима. В первом же наборе была и дочь Степана Васильевича. За три месяца она окончила эту школу со званием пилота. А вот в поступлении в Пензенскую школу летчиков-инструкторов ей отказали - не хотели видеть в качестве инструктора женщину. Пришлось жаловаться, ходить по инстанциям - это умение Гризодубовой очень пригодилось в будущем. Валентина Степановна дошла до Орджоникидзе, личное вмешательство которого открыло перед молодой летчицей двери Пензенской школы. После ее окончания Гризодубова работала инструктором в Туле. Валентина Степановна лично подготовила 86 летчиков, в том числе первого дважды Героя Советского Союза за время Великой Отечественной войны Бориса Сафонова. Мужчины-курсанты быстро забывали о том, что ими занимается женщина. Гризодубова демонстрировала зрелое владение летным искусством, мужество, а не женственность в полете. Например, не раз выбиралась из кабины летящего самолета и стояла на его крыле, доказывая надежность машины.

В 1934 году Гризодубова была зачислена в штат агитэскадрильи им. М. Горького. Здесь она летала на самолете «Орденоносная Работница» (деньги на самолет собирали читательницы главного советского журнала для женщин). Голубой самолет Гризодубовой побывал в агитполетах над самыми отдаленными, глухими уголками Союза. Машина Валентины и ее напарницы - Екатерины Слобоженко всегда содержалась в полном порядке. А женщины-летчицы подбирали летные костюмы под цвет самолета: для белого - белый, для голубого - голубой.

С 1936 года Валентина Степановна уже находилась в рядах Красной Армии. В это время Гризодубова начинает бить рекорды - мода тогда была такая. До своего знаменитого перелета на Дальний Восток, о котором пойдет речь дальше, Валентина Степановна поставила пять мировых рекордах на легкомоторных самолетах конструкции Яковлева. Это были рекорды скорости, высоты и дальности полета. В 1937 году Гризодубова была избрана депутатом Верховного Совета СССР первого созыва, в ее копилке уже были государственные награды: за работу в агитэскадрилье в 1936-м ей был вручен орден Трудового Красного Знамени; за выдающиеся достижения в освоении авиационной техники и установление мировых рекордов В. С. Гризодубова в конце 1937 года была награждена орденом Красной Звезды.

Наконец пришел 1938 год. Перед Гризодубовой была поставлена новая задача - побить рекорд дальности полета на тяжелом самолете. В то время он принадлежал француженке Дюперон - 4360 км. Известный летчик Михаил Громов рассказывает, что, когда его вызвали и спросили, может ли Гризодубова справиться с поставленным заданием, он ответил: «Если кто и может, то она». Началась подготовка к полету. Валентина Степановна сама подыскивала своих спутниц. Одной из них сразу стала талантливый штурман Марина Раскова. С ней Гризодубова уже успела совершить один подвиг - перелет по маршруту Москва-Актюбинск. Раскова же, в свою очередь, летала и без Валентины, участвовала в сверхдальнем перелете Севастополь-Архангельск. В последнем перелете командиром экипажа была Полина Денисовна Осипенко. Она родилась в 1907 году в селе Новоспасском на Днепропетровщине в бедной крестьянской семье. Была в ней девятым ребенком. Работала нянькой, батрачила у помещика, плела лапти… После революции смогла поступить на животноводческие курсы, стала работать птичницей в колхозе. «Нам говорили, - вспоминала она впоследствии, - что курица не летает, потому что она не птица». Но однажды возле села совершил вынужденную посадку самолет. Полину поразило, что в экипаже была женщина. Этот эпизод изменил все ее представления. Полина поехала в Качинск, поступила там в летную школу. В газетах стало появляться ее имя как мастера высотных полетов. 2 июня 1938 года мир облетело известие о беспосадочном полете Полины Осипенко, Веры Ломако и Марины Расковой от Черного к Белому морю.

Гризодубова сомневалась, что столь прославленная летчица согласится лететь вторым пилотом, но Осипенко ответила на «пригласительную» телеграмму немедленным согласием.

Тренировались будущие рекордсменки на Ходынском поле. Не все складывалось гладко. Многие не хотели допустить к подвигу женщин, среди которых была строптивая, а потому имевшая немало недоброжелателей Гризодубова. Так, однажды для тренировочного полета женщинам дали самолет ТБ-3, который был совершенно незнаком никому из членов экипажа. Но Валентина Степановна смело вошла в кабину самолета. Ее муж - летчик Виктор Александрович Соколов - незаметно пробрался в самолет и при посадке отодвинул от пульта руку оторопевшей от неожиданности супруги.

В конце концов был назначен день полета. Экипаж под командованием Гризодубовой должен был совершить беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток на двухмоторном бомбардировщике дальнего действия (ДБ-2) АНТ-37 «Родина» конструкции П. Сухого, работавшего в то время в КБ Туполева. Без нагрузки его дальность полета могла быть примерно 7 тысяч километров. Полетный вес машины свыше 10 тонн, половина из него приходилась на горючее, залитое в крыльевые баки. Экипаж знал, что запасные аэродромы будут предоставлены им только после преодоления отметки «четыре тысячи километров».

В 8 часов 12 минут 24 сентября 1938 года «Родина» взлетела со Щелковского аэродрома. Уже очень скоро летчицы поняли, что речь идет не только о рекорде, речь шла об их жизни. Через 150 километров после взлета самолет вошел в облачность, на подходе к Новосибирску у машины началось обледенение. Гризодубова подняла самолет вверх, на высоте в 6 с половиной тысяч метров началась болтанка, и командир повела машину еще выше - на высоту 7450 метров. Женщины работали при лютом морозе в кислородных масках. За Красноярском перестала работать радиостанция «Родины», карты же Расковой уже вытянуло в люк. Далее лететь приходилось практически «на ощупь». По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, был риск невольно пересечь китайскую границу, и Гризодубова приказала двигаться вопреки плану только вперед, магнитный курс 90 - прямо к Тихому океану. Самолет вынырнул из облаков лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. После этого повернули на юг, курс - 270, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов утра 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь. Горючего оставалось на полчаса полета. Валентина Степановна поняла, что придется садиться в аварийном режиме. При вынужденной посадке без шасси особому риску подвергалась передняя застекленная кабина машины, поэтому командир приказала Марине Расковой (она-то и находилась в этой части кабины) прыгать с парашютом. Так штурман оказалась одна посреди тайги. «Родина» тем временем совершила блестящую посадку прямо на лед небольшого болотца. При этом лишь немного погнулись лопасти винтов. Рекордный перелет продолжался 26 часов 29 минут. Самолет преодолел по прямой 5908 километров.

Страна начала поиски героев. Для этого были мобилизованы 50 самолетов, сотни пеших отрядов. Не обошлось без трагедии. Два поисковых самолета столкнулись в воздухе, погибли в тайге 16 поисковиков. Но все-таки летчиц нашли - это произошло 3 октября в 1 час 30 минут по местному времени. Гризодубову и Осипенко увидели члены экипажа биплана-разведчика Р-5 во главе с М. Сахаровым. В Москву ушло сообщение: «Самолет «Родина» находится в 14 км северо-восточнее Дуки, в 5 км от реки Амгунь». Наутро летчики сбросили на парашютах резиновые сапоги, термосы с горячим какао, шоколад, помидоры и карту района. Еще через сутки на парашютах спрыгнули спортивные комиссары, отвечающие за сохранность барографов - приборов, зафиксировавших беспосадочность полета, а также военврач. К вечеру проводник эвенк Максимов привел поисковый отряд.

Заработала походная радиостанция. Только 5 октября подошла к самолету Марина Раскова. Девять суток она шла по тайге - чем не сюжет для Джека Лондона или Бориса Полевого! Отряд добрался до находившегося относительно недалеко поселка Керби, затем до Комсомольска-на-Амуре и до Хабаровска. В Москву летчицы отправились поездом. Естественно, на всем пути следования в столицу на станциях их встречали толпы людей с цветами и музыкой. «Родину» же увел из тайги зимой Виктор Соколов. Машина находилась на удивление в приличном состоянии.

Валентина Гризодубова, как и ее спутницы, была награждена Звездой Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Ее слава, наверное, не уступала славе Валерия Чкалова. Гризодубову принимали в самых верхах, к ней благоволил Сталин. (Хотя Гризодубова редко встречалась с ним лично и впоследствии считала, что он был главной жертвой системы.) У Гризодубовой появился личный автомобиль «Опель-кадет»… В 1939 году она становится руководителем Управления международных воздушных линий. Менее известно, что тогда же в ее ведении оказывается германско-советская авиакомпания «Деурлюф», самолеты которой выполняли в начале Второй мировой войны (когда в отношениях Третьего рейха и СССР наблюдалась, по крайней мере, видимость дружбы и сотрудничества) спецзадания во Франции, Голландии, Англии, Бельгии и, конечно, Польше, которая была занята практически одновременно войсками двух могучих соседей.

Вот здесь стала уже полностью проявляться неуступчивость, честность, настоящая смелость прославленной летчицы. В отличие от многих современников, Гризодубова восприняла свое положение, свою должность депутата за чистую монету, считала своим долгом выступать в защиту несправедливо, по ее мнению, обиженных, арестованных, репрессированных любым другим способом. А таких в то время было ой как много! Еще в Комсомольске сопровождающие героинь лица были шокированы разговором Валентины с матерью. Та прямо в радиоэфире пожаловалась дочери на то, что в Хабаровске арестованы давние друзья Вали - летчики Евгения Лемешонок и Леонид Митюшкин, и Гризодубова в том же эфире пообещала разобраться. Вскоре супруги были освобождены. Когда же Гризодубова объявилась в Москве, ее деятельность только активизировалась. В столицу полетели письма с адресами «Москва, Кремль. Сталину и Гризодубовой», а Валентина как депутат, герой, народная любимица рассылала гневные обращения в Верховный суд и прокуратуру, партийные и советские органы власти, лично обращалась к высокопоставленным чиновникам сталинского аппарата. Эту свою работу она продолжала и после войны, заступалась за лишенных работы, испытывающих гонения летчиков, не раз сталкивалась с самим Лаврентием Берия. Рассказывают, что однажды она сказала всесильному и страшному наркому, что не выйдет из его кабинета, пока своими глазами не увидит в окно, как выводят из помещения НКВД и отправляют домой одного из подчиненных Гризодубовой. В другой раз тот же Берия, отличавшийся, как известно, большой любовью к женщинам, услышал от одной из первых советских красавиц - Гризодубовой: «Если вы не перестанете ко мне приставать, я об этом сообщу Иосифу Виссарионовичу». Только за период с 1948 по 1951 год в личной папке летчицы обнаружено около пяти тысяч ходатайств.

Наиболее известный случай заступничества Гризодубовой - это история с Королевым. Будущий главный конструктор советских космических аппаратов был арестован и отправлен под Магадан на золотые прииски в 1939 году. В одном из своих писем он намекнул матери, откуда можно ждать поддержки, и та отправилась к Гризодубовым. Ее приняла Надежда Андреевна, которая вела немалую часть всей переписки героической дочери. (В Верховном суде уже усмехались, видя очередное ее письмо, говорили: «Опять послание бабушки Гризодубовой!») Вскоре Валентина Степановна и Михаил Громов передали через Поскребышева письмо Сталину, и Королев был переведен в «шарашку». Его мать не знала, как и благодарить семью Гризодубовых, но сама Валентина так и не подружилась со спасенным ею конструктором - в будущем она не смогла простить ему развод с первой женой. В этих вопросах летчица была так же непреклонна, как и отстаивая право на жизнь и работу репрессированных соотечественников. У самой Гризодубовой и Соколова родился сын. Горести не обошли Валентину Степановну - она пережила и родителей, и супруга, и даже сына.

Вскоре после начала войны Гризодубовой было поручено организовать и возглавить авиаполк дальних бомбардировщиков, укомплектовав его недавними гражданскими пилотами. Так появился 101-й авиаполк (впоследствии 31-й гвардейский авиаполк). Летали на самолетах Ли-2. Казалось бы, Гризодубовой уже хватает славы рекордсменки, народной защитницы, руководительницы крупного предприятия, но нет, она проявила себя и на войне. Летчики 101-го полка славно потрудились для Родины, для победы. Самолеты Гризодубовой помогали жителям блокадного Лениграда, но еще более помогали партизанскому движению в Белоруссии и Украине. Дальние бомбардировщики использовались для связи с центрами партизанского движения, передавали грузы - пищу, боеприпасы, подвозили подкрепления, эвакуировали женщин, детей, раненых. (За время войны полк Валентины Степановны вывез на «Большую землю» около четырех тысяч детей.) Гризодубова лично совершила 200 боевых вылетов, из которых 132 - ночных. При этом «сверху» пришел приказ - запретить ей брать в полет парашют. Руководство по определенным причинам очень не хотело, чтобы подполковник Гризодубова попала в руки немцев.

В письмах мужу Валентина Степановна жаловалась, что ее людям поручают самую тяжелую, самую опасную работу, ее офицеров переманивают в другие части. Все-таки многим не давала покоя женщина-командир. Тем более, что под ее руководством находился полностью мужской полк («300 мужчин и одна женщина» - так в шутку называли это формирование). Но не так-то легко было увести из полка летчиков - мужчины быстро проникались самым глубоким уважением к своему командиру, называли ее «матушкой». «Матушка» умела не только защитить своих подопечных от произвола властей, могла и матом обложить, и продемонстрировать чудеса смелости. Однажды она лично спасла из огня летчиков горевшего самолета, в то время как офицеры соседней эскадрильи боялись подойти к машине, ожидая взрыва. Один из летчиков все же сгорел. Валентина Степановна обошла по очереди всех «соседей» и каждому в лицо произнесла «трус, мерзавец». Состоялся суд офицерской чести над обидевшей летчиков Гризодубовой. Судья спросил у нее, как она оскорбляла своих «боевых товарищей». Гризодубова прошлась вдоль ряда «истцов» и еще раз произнесла те же слова, после чего сказала: «Как офицер, я бы оскорблять вас не стала, а вызвала бы на дуэль. Считайте, что я вас оскорбила как женщина, поэтому предлагаю застрелиться самим».

В 1945 году Гризодубова была награждена орденом Отечественной войны I степени. Еще до окончания боевых действий она возглавила Антифашистский комитет советских женщин, кроме того, была введена в состав Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских преступлений на оккупированных территориях. Повела она себя так же жестко, как и обычно, - лично добивалась самых суровых мер для пособников немцев, в том числе для тех, кто сожительствовал с германскими солдатами.

После войны Валентине Степановне предлагали взять авиадивизию, но она ответила, что в мирное время хочет заниматься мирной работой. Впрочем, доставшаяся ей работа мирной была лишь относительно. Гризодубова стала заместителем по летной части директора НИИ-17, в котором велись основные работы по техническому совершенствованию советской авиации. В руках Валентины Гризодубовой оказалось все, что касается летных испытаний. Кроме того, она активно работала над испытанием радиолокационного оборудования (панорамных радиолокаторов, затем станций перехвата и прицеливания и т. д.). На этом своем посту Валентина Степановна оставалась до 1963 года. После этого возглавила созданный по ее же инициативе уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр, где испытывалась новейшая авиационная электроника. Естественно, об этой работе бывшей «сталинской орлицы» пресса особенно не распространялась. В 1972 году Гризодубова вернулась в Московский НИИ приборостроения (так в 1967 году стал называться упомянутый НИИ-17).

В 1986 году Валентина Степановна Гризодубова стала Героем Социалистического Труда. Через семь лет - 28 апреля 1993 года она умерла в Москве от внутреннего кровоизлияния, связанного с открывшейся язвой желудка. Похоронена она на Новодевичьем кладбище.

Многие города бывшего Советского Союза хранят память о выдающейся советской женщине. Ее имя, например, в списках почетных жителей Пензы, во Владивостоке и других городах есть улицы ее имени. В Москве на Кутузовском проспекте перед зданием МНИИП установлен памятник знаменитой летчице. В Харькове в квартире Гризодубовых в начале 70-х годов был открыт музей истории авиации. В 1986 году дом объявили историческим памятником, в 1992-м квартира превратилась в аэрокосмический музей, и, наконец, в 1999 году городские власти дали добро на создание мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых. В 2004 году перед Дворцом культуры Харьковского электромеханического завода был установлен памятный камень в честь Валентины Гризодубовой, на этом месте будет сооружен памятник, на который объявлен сбор средств. Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Селивёрстова Валентина Михайловна Селивёрстова Валентина Михайловна (р. 24.12.1926, Омск), советская спортсменка (парашютный спорт), заслуженный мастер спорта (1954), судья международной категории (1966). Член КПСС с 1952. Окончила Омский институт физической культуры (1958).

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. 100 дней в СИЗО автора Маруга Валерий Михайлович

ЛЮБВЕОБИЛЬНАЯ ВАЛЕНТИНА Начальник медицинской части полковник внутренней службы Власюк Сергей Иванович, несмотря на свои неполные шестьдесят лет, слыл удивительно крепким и настойчивым мужчиной по отношению к пылким дамам, правда, с некоторым пренебрежением. И для

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Валентин и Валентина СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ В ДВУХ ЧАСТЯХ, С ПРОЛОГОМПьеса (1971)Действие происходит в наши дни в большом городе.Комната в стиле пятидесятых годов. Вечерний чай. В кресле бабка Валентины, рядом Валина мать, у зеркала - Женя, старшая сестра. Ждут Валю. Мать

Из книги 100 великих творцов моды автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Валентина Санина-Шлее (1894–1989)Валентина Санина, Валентина Шлее и, наконец, просто «Валентина» - имя, под которым она войдёт в историю моды - женщина по-настоящему роковая. Она кружила головы не только множеству восхищённых поклонников и её самой, и её творчества, но и

Из книги Полная энциклопедия молодой хозяйки автора Поливалина Любовь Александровна

День святого Валентина Можно самим создать свой семейный праздник. Например, с некоторых пор европейский праздник День святого Валентина празднуем и мы, россияне. День всех влюбленных - это как раз для вас. Как же его отмечать? Вам, конечно же известно, что в День святого

20 лет назад ушла из жизни знаменитая летчица, первая женщина, ставшая Героем Советского Союза

В начале прошлого века техник-электромеханик харьковских паровозоремонтных мастерских Степан Гризодубов увидел в кинохронике полет братьев Райт - творцов одного из первых в мире самолетов. И сам загорелся мечтой построить собственный аэроплан. Летательные аппараты в то время были большей редкостью, чем нынче космические корабли. Чтобы лучше разглядеть конструкцию американских авиаторов, Степан Васильевич купил у киномехаников местного синематографа несколько кадров, запечатлевших полеты американцев.

Когда самолет был построен, конструктор усадил в него, привязав к сиденью, свою двухлетнюю дочь, и они поднялись в небо. Вряд ли Степан Васильевич тогда думал, что через годы увидит дочку в киножурналах, рассказывающих о ее рекордных перелетах и опасных ночных рейсах в тыл врага.

«Чтобы жениться на простой украинке, Степан Гризодубов скрыл свое дворянское происхождение»

Легендарная летчица покоряла не только небо, но и мужские сердца. За сильный волевой характер ее уважали даже руководители советского правительства. О воздушных приключениях и земной жизни Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда Валентины Гризодубовой корреспондент «ФАКТОВ» побеседовал с директором Харьковского музея-квартиры семьи Гризодубовых Виталием Власко .

*В 1938 году Валентина Гризодубова (в центре) вместе с Полиной Осипенко (слева) и Мариной Расковой совершили на самолете «Родина» легендарный беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток

Друг и биограф Валентины Гризодубовой военный летчик-испытатель Мстислав Листов называет Валентину Степановну русской героиней. Но родилась-то она в Харькове. Значит, у нее могут быть украинские корни?

Предки летчицы по отцовской линии - выходцы из Курской губернии, - рассказывает Виталий Власко.- В конце XVIII столетия переехали на Харьковщину. Мужчины были, как правило, священниками. Один из них много лет служил полицейским начальником в Сумах, второй - чиновником канцелярии уездного предводителя дворянства. Обоим император пожаловал дворянское звание. Дворянин не имел права жениться на девушке-простолюдинке без разрешения царя. А Степан Гризодубов полюбил простую украинку Надежду Комаренко. И записался в метрической книге просто как почетный гражданин Харькова. В советское время это спасло его дочь от крупных неприятностей.

Кстати, родной брат ее матери Владимир Комаренко был известным в Харькове музыкантом, основал первую в городе детскую музыкальную школу. В годы войны он спас от уничтожения библиотеку нот местной консерватории. Уже после освобождения харьковчане поделились сохранившейся нотной партитурой с киевскими коллегами. Ведь столичная консерватория была разгромлена.

Валентина Степановна была очень образованной и музыкальной женщиной. Прекрасно пела, играла на фортепиано, училась на отделении вокала Харьковской консерватории. И все же заложенная еще в раннем детстве страсть к небу оказалась сильнее.

- Но ведь летая с дочерью на своем первом самолете, отец рисковал ее жизнью!

Ну что делать, если ребенка не с кем оставить, а летать хочется. (Ее мама - модистка, уходя к заказчикам на дом, часто оставляла Валюшу с отцом.) Вот таким отчаянным человеком был Степан Гризодубов. Двигатели, в отличие от многих конструкторов тех лет, Степан Васильевич тоже конструировал сам. Впоследствии увлекся планеризмом. И Валя, будучи школьницей, начала летать на планерах.

Во время Первой мировой войны Гризодубова призвали в армию. Узнав, что он - авиаконструктор, начальство направило его в Гатчинскую школу военных летчиков. После окончания учебы его оставили там преподавателем.

А в 1919 году, когда из Украины были изгнаны немцы, Клим Ворошилов - командующий Первой конной армией красных - назначил Степана Васильевича начальником ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Коннице была нужна поддержка с воздуха. Впоследствии на базе тех мастерских вырос Харьковский авиазавод, где строились истребители Поликарпова, затем - большие гражданские самолеты Туполева, а сейчас - Антонова.

«За похабные анекдоты Валентина выгнала Чкалова из машины»

После Гражданской войны Степан Гризодубов вместе с дочерью участвовал в знаменитых слетах в Коктебеле на горе Клементьева, - продолжает Виталий Власко, - куда приезжали со своими планерами Сергей Королев, Сергей Ильюшин, Олег Антонов и другие знаменитые в будущем конструкторы и летчики.

А вот начальник «Укрвоздухпути» Василий Юнгмейстер - прекрасный летчик, герой Гражданской войны - планеров не признавал. Он считал, что любой самолет должен летать только с двигателем. Из-за конфликта с ним Гризодубов ушел из авиамастерских и долгие годы работал инженером в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, где создавал контрольно-диспетчерскую аппаратуру для разных отраслей промышленности, а также сконструировал три типа аэросаней. В годы войны эти ревущие машины с десантниками, вздымавшие воздушной струей от винтов тучи снега, приводили в трепет фашистов. Немцы думали, что русские создали новые быстроходные танки.

- Страшили врага и самолеты, которые водила в бой дочь конструктора...

Да, на одном из юбилейных вечеров Валентины Степановны маршал авиации Евгений Савицкий показывал трофейный немецкий плакат с изображением Гризодубовой на фоне горящих немецких городов с надписью: «Бандиты эскадры Героя Советского Союза Гризодубовой бомбят мирные немецкие города!..» За ее голову была назначена крупная сумма. Самое интересное, что Валентина Степановна командовала мужским авиаполком дальней авиации. Мужчины слушались ее беспрекословно и называли матушкой. Хотя строгой, но справедливой «матушке» было всего 32 года.

Однажды, еще до войны, Валентина Степановна ехала на своем автомобиле «Опель Кадет» с правительственного приема вместе с Валерием Чкаловым и другим известным авиатором, тоже Героем Советского Союза штурманом Иваном Спириным. Подвыпивший Чкалов начал рассказывать скабрезные анекдоты. Гризодубова не терпела сальностей. Она приказала водителю остановиться и выгнала славных героев из машины под проливной дождь.

- Автору этих строк сама Валентина Степановна в 80-е годы прошлого столетия рассказывала, что главком ВВС Новиков иногда приказывал ей отправляться бомбить противника на тихоходных транспортных «Дугласах» днем, без прикрытия истребителей. Так он мстил Гризодубовой за то, что в 30-е годы она отказалась взять его, уже в то время комбрига, в свой экипаж, - летчиком-то он был не ахти каким.

Да, храбрая была женщина. Не боялась даже Лаврентия Берии. В годы сталинских репрессий спасла от расстрела и лагерей многих летчиков и инженеров. Берии однажды сказала в его кабинете: пока не увижу в окно, что такой-то вышел из Лубянки на улицу, не уйду из вашего кабинета. И Лаврентий Павлович сдался! Когда НКВД отправило на Колыму Сергея Королева, Валентина Степановна вместе с другим знаменитым летчиком - Михаилом Громовым - не один месяц добивалась перевода Королева в Москву, в туполевское КБ, которое тоже работало за решеткой, но условия там были лучше. Все это время у нее дома жила мама Сергея Павловича. Хотя помогать «врагам народа» и их родственникам было очень рискованно.

«Муж Гризодубовой - военный летчик-испытатель - ушел из дому из-за упреков тещи»

После войны гвардии полковнику Гризодубовой предложили командовать авиадивизией. Она отказалась: «Ни одного дня в мирное время я в армии находиться не буду». И добилась создания уникального НИИ, где создавалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации.

Валентина Степановна помнила, как тяжело пришлось им с Полиной Осипенко (тоже нашей землячкой - из города Бердянска, который, кстати, одно время даже назывался городом Осипенко) и штурманом Мариной Расковой совершать свой рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина» конструкции Павла Сухого...

За неделю до полета (а это был 1938 год) НКВД арестовало инженера-связиста, готовившего Раскову к полету. Новый инженер забыл дать им коды радиосвязи. Марина Раскова открыла астролюк, чтобы сориентироваться по звездам. В этот момент у нее выдуло полетные карты! Штурманская кабина заморозилась, отказало оборудование. Гризодубовой пришлось вести самолет по магнитному компасу. Хорошо, что через окно в облаках они увидели море и вернулись на материк, где сели на замерзшее болото. Поскольку посадка производилась на брюхо и штурману в передней стеклянной кабине оставаться было рискованно, Гризодубова приказала Расковой выпрыгнуть с парашютом.

Посадка прошла благополучно. Самолет практически не пострадал, только слегка погнулись законцовки винтов (позже из Москвы прилетел с ремонтниками муж Гризодубовой - летчик-испытатель, командир полка Головного летно-испытательного центра ВВС Виктор Соколов. Он перегнал «Родину» в Москву).

Через девять суток самолет и двух членов экипажа нашли десантники поисково-спасательного отряда, которым командовал лейтенант, впоследствии житель Киева Алексей Олянишин. А на следующий день добрела к своим и Марина Раскова. Она очень рисковала. В тайге водились медведи и тигры. Марина потеряла в болоте теплую обувь, обессилела.

Но перед этим Валентине и Полине пришлось пережить другой ужас. Они обрадовались, увидев в небе два тяжелых бомбардировщика ТБ-3, а также транспортный «Дуглас». Неожиданно «Дуглас» ударился крылом в хвостовую часть, а затем в правое крыло бомбардировщика, вспыхнул и стал падать. Перевернулся и повалился в тайгу и огромный четырехмоторный ТБ. От него отделились несколько точек - десантники, которые успели выпрыгнуть, и те, кого выбросило из кабины. Спастись на парашютах удалось немногим. В той катастрофе погибли 16 десантников, а также Герой Советского Союза Александр Бряндинский - штурман экипажа известного летчика Владимира Коккинаки, за два месяца до этого совершившего рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток на бомбардировщике конструкции Сергея Ильюшина. Очевидно, все внимание летчиков было приковано к земле, к поиску самолета Гризодубовой, и в воздухе они не заметили опасного сближения друг с другом.

Эту трагедию сама Валентина Степановна оценивала как следствие вопиющей недисциплинированности и воздушного хулиганства одного из пилотов, а также бездумности некоторых командиров-авиаторов. «Дуглас», на котором прилетел из Москвы Бряндинский, по ее мнению, вообще не должен был там появляться. Командующему ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдиву Сорокину тоже было запрещено лететь в район поисков. Они злоупотребили служебным положением. «Это позор! - сказала с присущей ей прямотой Валентина Гризодубова. - Три бабы сумели пролететь считай вслепую, в скверных погодных условиях, почти через всю страну. А эти устроили в небе цирк... Ладно, не хочу говорить о погибших плохо...»

Прожив большую интересную жизнь, прославленная летчица умерла в 83 года от открывшейся язвы желудка.

- Как сложилась ее семейная жизнь?

К сожалению, не так, как летная биография. В 1936 году у Валентины Гризодубовой и Виктора Соколова родился сын Юра. Нянчить его из Харькова приехала бабушка. По некоторым сведениям, теща доконала зятя упреками: «Моя дочь - Герой Советского Союза, а ты...» Тот собрал чемодан и ушел.

Валентина Степановна Гризодубова - рекордсмен дальних перелётов, участница Великой Отечественной войны, единственная женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

«Иного пути, кроме неба, у меня в жизни не было. Да и быть не могло». Эти слова Гризодубовой я записал в своём блокноте осенью 1988 года. Приближался полувековой юбилей знаменитого беспосадочного перелёта женского экипажа в составе: командир - В. Гризодубова, второй пилот – П. Осипенко, штурман М. Раскова на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). В ходе того исторического перелёта (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Гризодубовой меня, военного спецкора ТАСС, тогда представил полковник Михаил Ребров – редактор отдела науки, техники и космонавтики «Красной звезды». Они дружили с послевоенных времён. Как и все пилоты на свете, Валентина Степановна страдала лёгким суеверием. Поэтому села между нами, Михаилами, и сказала, что загадает желание. Заманчиво было узнать его у 78-летней легендарной женщины, но об этом не спросишь. И вообще я больше помалкивал, слушая, о чём разговаривали Гризодубова и Ребров. Тем более, что два момента меня, как бы это помягче выразиться, вообще-то ошеломили. Во-первых, Валентина Степановна, обладавшая невероятными габаритами, восседала на громадном кожаном кресле, где свободно могли бы разместиться четыре человека. Во-вторых, она так густо употребляла ненормативную лексику, что даже мне, вроде бывалому подполковнику, становилось немножко не по себе. О чём и сказал Михаилу Фёдоровичу, когда мы покинули спартанское жилище «наследницы Икара» на Ленинградском проспекте. «Да если вы подружитесь, ты перестанешь обращать внимание на её закидоны. Баба она что надо. Несмотря на то, что жизнь её потрепала изрядно…».

В справедливости слов старшего товарища я убедился, когда нанёс визит Гризодубовой уже самостоятельно. Мой материал о ней – «Главное дело жизни» - опубликовали едва ли не все республиканские, областные и краевые газеты Советского Союза, и несколько десятков я принёс Валентине Степановне. Она их внимательно просматривала, кидала на пол возле себя, потом требовала поднять ту или другую. Дивилась, словно впервые об этом узнала: «Вот сколько «правд» у нас: удмуртская, тюменская, волгоградская, «Правда Севера», «Правда Бурятии»!

Я, кстати, в Бурятии была. А где я только ни была! По миру, слава Богу, поездила, полетала, а Союз, так и весь, почитай, отутюжила. Ты не смотри, что я сейчас такая, что меня разнесло. В молодости я была, знаешь какой шустрой? И - на подьём лёгкой, хоть и руку имела тяжёлую. Не один мужик её испытал на себе. А с вашим братом нельзя иначе. Чай, кофе, коньяк – что будешь?..»

Наверное, своим подношением я как-то потрафил Валентине Степановне. О ней в те поры практически никто не вспоминал. И вдруг - такая пресса, как будто полвека назад. Если справедливо выражение «вернуться в свою молодость», то нечто подобное, видимо, тогда испытала и эта уникальная женщин. Во всяком случае, с тех пор между нами установились очень доверительные отношения…

- Какие у вас самые первые воспоминания, связанные с небом? – спросил я при встрече.

Я - привязанная у отца за спиной, и мы летим. Мне два года с хвостиком. Говорят: врешь, человек не может помнить, что было в таком возрасте. Если какая-то ерунда, отвечаю, то да. А небо помнится. И потом не забывай, что отец у меня был фанатом авиации. Мне его увлечение с молоком матери передалось. Которая, кстати, единственная батьку и поддерживала, как могла. Они вдвоём во всём себе отказывали, но самолёты строили.

- На заводе вместе трудились?

Какой завод в двенадцатом году? Отец на пустыре оборудовал себе нечто вроде ангара и там пропадал дни и ночи. Мама ему туда еду носила. А с чего всё началось? Не очень образованный человек, отец увидел в синема полёты братьев Райт. Выпросил у киномеханика пару кадров плёнки. Отпечатал фото летательного аппарата и сделал его макет-копию. Естественно, первый блин стал комом. Самолёт не поднялся. И второй – тоже. Губернатор харьковский презрительно сказал тогда: «Голытьба, а туда же, в небо прётся!» А вот третий отцовский аэроплан таки взлетел! Правда, продержался в воздухе лишь две минуты, но всё равно для бати это была невероятная победа. Он, конечно, хотел иметь пацана, поэтому и воспитывал меня соответственно. Слов «не могу» или «не хочу» не признавал. Должна, - значит, можешь. А вот слова «консоль», «фюзеляж», «мотор», «горка», «пике» были для меня такими же привычными, как «хлеб» и «вода». Ещё от отца я впервые услышала о первой русской лётчице Зверевой. Гимназисткой Лидия Виссарионовна тайком от родителей поднялась на воздушном шаре и потом, преодолев невероятные трудности, добилась, чтобы её зачислили в лётную школу. Эта энтузиастка стала для меня примером на всю жизнь. И то, чего она не могла добиться, я сделала: женщины, следуя моему примеру, массово подались в авиацию.

- Завидная у вас судьба, Валентина Степановна, и прямая, как взлёт самолёта…

Не совсем, братец, так. Я же ещё очень серьёзно музыкой занималась. Да, параллельно с общеобразовательной окончила музыкальную школу и даже была зачислена в консерваторию по классу рояля. Мать, светлая ей память, Надежда Андреевна, говорила отцу: «Стёпа, может, пусть лучше Валя наша на рояле учится играть. Всё же девочка…» - «Ничего, летая она играть будет, а только играя, никогда не полетит», - отрезал отец, и правильно. Так что, будучи студенткой Харьковского технологического института, я записалась в местный аэроклуб и окончила его за три месяца вместо года. Ничего удивительного. К тому времени за моей спиной было семь лет полётов. Поэтому оставила институт и занялась исключительно авиацией. Училась в Тульской лётно-спортивной школе Осоавиахима, в Пензенской школе лётчиков-инструкторов, занималась планерным спортом, прыгала с парашютом. Три года проработала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт». Затем меня пригласили в агитэскадрилью имени Горького, базирующуюся на центральном столичном аэродроме. Вот где я полетала, так полетала! Побывала в городах и сёлах Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья, летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной.

- Неужели в те годы вами двигала исключительно жажда полёта?

В основном, да. Правильно говорят: болезнь небом неизлечима. Но я, честно говоря, готовила себя к рекордам. В них тогда виделся мне смысл жизни. Как это в песне поётся: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». А тогда американки нас здорово обгоняли. Да почти по всем позициям обставляли. Меня прямо зло брало. Однако понимала: для того, чтобы сыграть Первый концерт Чайковского в си-бемоль миноре, надо руку набить. А для авиационных «аккордов» нужно опыта поднабраться. Чтобы никакая неожиданность не помешала достичь цели. Когда почувствовала в себе силы, сказала Орджоникидзе: всё, готова идти на рекорды!

- Почему Орджоникидзе? Ведь всем известно, что Сталин считал авиацию своим детищем.

Они оба так считали. Но до Бога было высоко, до Сталина - далеко, а Григорий Константинович, как бы это деликатнее тебе сказать, мне симпатизировал. Правда, ему не довелось порадоваться моим успехам. Первый рекорд я установила осенью 1937 года – наркома уже не было в живых. На спортивном самолёте я прошла 100 километров со скоростью 218 километров в час. Лучшее достижение американки Аннеты Джинсон в этом классе самолётов равнялся 199 километрам. Через два дня буквально я побила рекорд другой американки Моури. С бортмехаником Катей Слобоженко мы пролетели 100 километров скоростью 200 километров в час, превысив рекорд этого класса самолётов на 63 километра. На мне ещё бельё не просохло, как я села в одноместный гидросамолёт и «умыла» американскую рекордсменку Маргариту Тэннер. Она сотню прошла со скоростью 167 километров в час, а я – 190. Год спустя мы со штурманом Мариной Расковой дали стране не просто ещё один рекорд, преодолев за 7 часов и 23 минуты 1444 километра. Мы его превысили почти в два раза!

- Какие у вас были отношения со Сталиным?

Нормальные. Я даже с ним дважды целовалась.

…Но, разумеется, звёздным часом для Гризодубовой стал знаменитый перелёт на двухмоторном АНТ-37бис «Родина». 24 сентября 1938 года Валентина Степановна со старшим лейтенантом Полиной Осипенко и капитаном Мариной Расковой взлетела с подмосковного аэродрома и взяла курс на Дальний Восток. День выдался облачным. Долго летели вслепую по приборам. Вскоре появилось обледенение – главная опасность для супердальних перелётов. После Урала прервалась связь с землёй. Из-за этого экипаж прошёл мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и соответствующие торжества. Когда бензина осталось на 25-30 минут, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Но перед этим приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота в верховьях таежной реки Амгуни. Точного места посадки никто не знал. Несколько дней велись поиски экипажа. От Байкала и до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали более сотни самолётов. Тысячи охотников и жителей глухих поселков ушли на поиски в таежную глушь. Экипаж обнаружили с воздуха. Из села Керби вышел катер "Дальневосточный". В верховьях бурной Амгуни и были подобраны исхудавшие героические женщины. Фантастически рискуя своей жизнью, они за 26 часов 29 минут беспересадочного полета преодолели расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полёта для женщин оказался перекрытым более чем на полторы тысячи километров!

- Что вам, прежде всего, приходит на ум, когда вспоминаете о том великом перелёте?

Моих подруг Полю и Маринку вспоминаю. И до смертного часа их не забуду. У той же Осипенко было амбиций не меньше моих. И четыре мировых рекорда на счету имела. Мне говорили, что она никогда не согласится на второго пилота. А Поля сказала: да хоть пятым, но на рекорд с тобой пойду. Или взять нашу красавицу Марину Раскову. Тоже ведь была рисковой бабой. Я ей почему приказала прыгать с парашютом? Да потому что она сидела впереди нас, и первое деревцо могло её убить. Беспрекословно выполнила приказ. Потом девять дней брела по тайге с пистолетом и шоколадкой, пока её не подобрали охотники. А самолёт я тогда посадила на брюхо, как ребёночка в коляску. Только чуть-чуть оконцовки лопастей погнулись. Витя потом пригнал «Родину» в Москву целёхоньким. (Лётчик-испытатель Виктор Александрович Соколов, муж Валентины Степановны, от которого она родила сына Валерия – М. З .).

После того легендарного перелёта лётчицы стали Героями Советского Союза. Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе, отрабатывая полёты «вслепую» вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым. Марина Раскова благодаря личным контактам со Сталиным, добилась разрешения на формирование авиагруппы из трёх женских авиаполков. Тоже погибла в авиакатастрофе. Гризодубова с должности начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота в 1942 году была назначена командиром 101-го авиаполка Авиации дальнего действия (АДД).

- Почему вы согласились командовать мужским авиаполком, а не сформировали по примеру Расковой женский?

Я не согласилась, а настояла на том, чтобы меня назначили командовать мужиками. Если честно, генерала хотела получить. И не только, чтобы удовлетворить собственное тщеславие. Славы у меня предостаточно было, есть и будет. А генералов баб в армии, как не было раньше, так и теперь нет. Хотя все талдычат: женщины у нас равны с мужчинами. Ни хрена они не равны. Во время войны женщин офицеров воевало почти миллион человек. И ни одного генерала никто не получил. Если бы я создала прецедент, всё пошло бы по-иному. А неравенство я на своей шкуре испытала...

Как бы там ни было, но полковника Гризодубову с полка сняли за год до Победы. Сразу после войны уволили в запас. Правда, наградили орденом Отечественной войны 1 степени (всего она имела семь орденов и шесть медалей).

Но о том, где и как воевала Гризодубова, нелишне сегодня напомнить. Другой авиационный маршал Евгений Савицкий на одном из юбилейных её вечеров показал присутствующим немецкий плакат с изображением горящих немецких городов и Гризодубовой, обламывающей свастику. Подпись гласила: "Бандиты эскадры Гризодубовой бомбят мирные немецкие города". За её голову была назначена крупная сумма. Полк Гризодубовой занимался бомбометанием в тылу врага. По распоряжениям Центрального Штаба партизанского движения также обеспечивал вооружением и материальными средствами отряды Сидора Ковпака, Алексея Фёдорова, Василия Бегмы. На Большую землю вывез более 4000 детей. Сама Валентина Степанова сделала 204 вылета в тыл врага (132 – ночью). С ней летали руководители партизанского движения и комсомола Белоруссии – Пётр Машеров, Михаил Зимянин. Радистом у неё некоторое время служил Василий Шауро, впоследствии заведующий отделом культуры ЦК КПСС.

Командиром полка Гризодубова была резким, жёстким, но справедливым. Лётчики относились к ней с уважением. Даже любили. И было за что. «За всё время моего командования, лишь одного пилота осудил военный трибунал за пьяный дебош. Я поехала к Берии и сказала ему: «Буду сидеть у тебя в кабинете до тех пор, пока не увижу, как мой лётчик садится в мою машину. А иначе пожалуюсь Сталину». И он струсил. Нехороший был человек. Много навредил и тому же Сталину, и нашему общему делу. Подозреваю, что его молодчики и меня «красиво» подставили. Но, как говорится, не пойман, не вор».

Из письма мужу, командиру авиационного полка Соколову: «Витя! Мне ещё так трудно никогда не было! За пять дней у меня забрали 10 летчиков и 3 вышло из строя. Самолетов достаточно, а летать на них некому. Позавчера сбили Семенова… У меня сейчас пошли летать совсем молодые и зеленые, старики устали. Сердце кровью обливается. Летаем в любую погоду. От переутомления многие теряют зрение».

Особая статья - взаимоотношения Гризодубовой и Сергея Павловича Королёва. Они познакомились в Коктебеле в 20-х годах. Валентина ездила туда с отцом, в то время председателем секции планеризма Украины. Вспоминала: «Он за мной приударял. А был в молодости красавцем и думал, что ему всё позволено. Ну и отведал моей руки. Может быть, поэтому уже в тридцатых годах выступал против моего приёма в ОСОВИАХИМ: «Баб нам не нужно!». В 1939 году Серёжку отправили в лагерный прииск Мальдяк, что под Магаданом. Тогда мы с Мишей Громовым спасли Королёва. Добились его перевода сначала в ЦКБ-29 НКВД, в Туполевскую бригаду, затем - в Казань, на должность Главного конструктора по лётным испытаниям. Летом 1944 года его досрочно освободили».

Ко всем прочим достоинствам Гризодубовой у неё ещё была заслуженная слава всесоюзной заступницы несправедливо обиженных. Всю свою жизнь Валентина Степановна получала письма с жалобами мешками.

Притом, что всего лишь два года была депутатом Верховного Совета СССР. На многих конвертах значился адрес: «Москва, Кремль, Гризодубовой». У неё всегда работал сотрудник, отвечающий за почту (я знал Надежду Виноградову). В молодости отважная лётчица слыла воинствующей атеисткой, безбожницей. На склоне лет всем своим посетителям обычно показывала бордовую папку. В ней хранились сведения о судьбах 4767 человеках, которых она восстановила в правах с 1948 по 1951 годы. При этом говорила: «В своей жизни я много нагрешила, но Бог меня простит. А эта папка – мой пропуск в рай. Ты думаешь: самое сложное дело вытащить человека из тюрьмы? Вовсе нет. Я часто обращалась за помощью к Молотову, Берии, Ворошилову, Буденному. И они шли мне навстречу. А вот устроить человеку жизнь после заключения, вернуть ему жильё, работу, вот это у меня не всегда получалось».

С 1946 года Гризодубова работала заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Ей подчинялась Летно-испытательная база института, расположенная в поселке Суково Московской области. Под руководством Валентины Степановны были успешно проведены лётные испытания всей самолетной аппаратуры, разработанной в институте, в том числе станций перехвата и прицеливания: «Кобальт», «Торий», «Коршун», «Изумруд», «Сокол». Кадрами и техникой лётно-испытательной базы тоже она заведовала. С 1972 года и до конца жизни являлась заместителем начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части. На этой должности в 1986 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Валентина Степановна стала единственной женщиной, удостоенной двух этих званий одновременно.

Гризодубова дожила до так называемых перестроечных времён. Успела хлебнуть их мутности, скудости и безнадёги.

Досадовала от того, что имя Сталина поносят все, кому не лень. Хотя, рассуждая обывательски, вроде бы должна была радоваться повсеместному «низвержению тирана». Не радовалась. Наоборот, возмущалась новыми порядками, Горбачёвым, Ельциным. Вообще, для многих эта легендарная женщина с голосом Ричарда Львиное сердца, от рыка которого приседали кони, представляла из себя, по ее собственному разумению, большой шкаф, стоящий посреди кухни. Об него все стучались. Но самую точную оценку ей дал друг и многолетний соратник по небу Михаил Громов: «Гризодубова - лучшая лётчица всех времён и народов». Это святая правда. Валентина Степановна очень редко покидала пределы своей квартиры. Руководила, в основном, по телефону. Говорила, что не хочет пугать людей своим внешним видом. Но те, кому с ней доводилось общаться – единодушны: уникальная была женщина. Светлый ум и самоирония не покидали её до последнего вздоха…

В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой. В столичной школе № 918 действует Музей её имени. Улицы знаменитой лётчицы есть в 16 российских и 10 украинских городах. В доме № 44 по Ленинградскому проспекту установлена мемориальная доска. Такая же доска есть в Кургане. Имя Гризодубовой носит авиапредприятие в Жуковском. 103-й гвардейский Красносельский Краснознаменный военно-транспортный полк до своего расформирования в 2009 году тоже носил имя Гризодубовой. В честь 100-летия со дня рождения лётчицы выпущена почтовая марка России.

Специально для Столетия