Талант и гений философия кратко. Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мастерство, талант и гениальность

Введение

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему таланта и гениальности.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы.

Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Почему же у одних получается все очень хорошо, а другие, как ни стараются, не могут достичь таких же результатов.

Объектом исследования являются такие психологические понятия как талант, гениальность.

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Что такое мастерство.

Цель работы - изучить особенности мастерства, условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как талант и гениальность.

Цель реализуется через следующие задачи:

Дать общую характеристику способностей человека;

Изучить общее понятие одаренности, ее особенности и виды;

Изучить теоретико-психологические основы таланта;

Раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;

Диапазон способностей человека очень широк - от умственной отсталости до высокой степени одаренности.

Реальная практика свидетельствует о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве.

Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и педагоги помогают их развивать.

Тема таланта и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…Чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Способности

Общая характеристика способностей человека

В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой

Теплов выделял 3 основных признака и несколько стадий способностей Теплов Б.М Способности и одаренность :

· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

· особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

· особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений. Овладение достижениями общественного развития совершается через других людей.

Выделяют природные (или естественные) и специфические способности. Природные способности биологически обусловлены и связаны с врожденными задатками. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Гениальность

Задатки - это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности .

Способность - это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной - то есть применимой к одному виду деятельности, и общей - к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность .

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Психологические основы таланта

психология талант гениальность одаренность

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Для проявления и развития таланта требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности. Недаром большинство выдающихся ученых, писателей художников считают, что из их достижений 90% приходится на труд и только 10% -- на талант. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Современные учёные выделяют определенные типы талантов, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

· цифровой (характерен для математиков, программистов);

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

Талант и мастерство

При вскрытии таланта внутри среди шелухи и легенд обнаруживается мастерство. Мастерство заключается в знании возможностей инструмента и умением его применять, максимально настроив или подогнав параметры под реализацию стоящей перед мастером задачи - реализации идеи. И научиться этому мастерству может каждый. Каждый, обладающий развитым мозгом может стать скульптором, поэтом, художником, писателем, композитором - если будет не ленив.

Мастерство - есть совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.

Так, каждый учитель может и должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, навыками и умениями обучения и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «...можем ли мы строить воспитание всего нашего советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».

Гениальность

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху». Гениальные люди -- это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт

Исключительные особенности гениальных людей

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Увы, этого точно еще никто не определил.

Слово гений произошло от корня "ГЕН" - жизнетворящее начало. А слово "талант" произошло от двух корней "АНТ " - наследие (древних мудрецов АНТОВ, то есть ариев) и корня "ТАЛ " в данном контексте переводится как "ДУХ". То есть талант - это человек, который унаследовал творческий дух предков. А гений - это тот, кто вдохнул жизнь и вдохновение жизнью в целое поколение, а то и в несколько поколений.

Различие между обыкновенным человеком и гением состоит главным образом в большей или меньшей глубине принципов, на которых он основывает свои идеи: у большей части людей всякое суждение основано на частном случае; их ум не может охватить положений всеобщего значения; всякая общая идея для них темна. Давид Юм. Как говорится в одной шутке: «По мнению психиатров, психическими заболеваниями страдает каждый четвертый человек. Если трое ваших друзей в порядке, то значит, это - вы».

Спросил у гениальности талант;

Скажи, ну в чем твои заслуги,

Что так тебя возносят люди,

И боги курят фимиам?

Подумав, гениальность отвечала:

Я только лишь послушное дитя,

Совместный плод усердия и труда.

С того союза есть меня начало.

Имеются факты, противоречащие теории о том, что способностей гениев, да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка с трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, она стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Можно предположить, что гениальными становятся те личности, которые прошли некую переломную черту, критическую точку развития индивидуальности. Гении имеют право на свои недостатки. А у великих людей даже недостатки должны быть великими. Талант -- дар, над которым властвует человек; гений -- дар, властвующий над самим человеком. Джеймс Расселл Лоуэлл

Немного истории

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения". Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине "tabula rasa" (лат. "чистая доска"). Ребенок подобен "чистой доске", без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

“Гений - человек одержимый, но он творец...”, - писал Н. А. Бердяев. Действительно ли гениальность всегда связана с безумием? На это тоже нет однозначного ответа.

В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.

Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия - боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал. У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком - галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций.

Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни.

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и аутизм детей

Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Понятие «талантливый ребенок» очень часто употребляют как синоним к понятиям «одаренный ребенок» или «вундеркинд» (в переводе с немецкого - чудесное дитя). Ребенок-вундеркинд может иметь некоторые общие черты с детьми, больными аутизмом. Соня Шаталова - известный в России уникальный ребенок, пишет стихи, у нее аутизм: «…Про гениальность. Она не сверхспособности и не сверхталант. Гениальность - это жизнь одновременно в реальности обыденной и в реальности Божией, иногда ещё в реальности какого-либо из тонких миров. Правда, у гениев часто бывают помощники из другой реальности, и это их поддерживает. Человек может перестать быть гением, если по каким-либо причинам перестаёт жить в иных реальностях и остаётся только в обыденной. Так часто случается с детьми. Или Господь перекрывает доступ в свою реальность, когда гений склоняется ко злу. Условием выживания гения является передача этих реальностей в обыденную жизнь. Любым способом, но если такой передачи нет, гений сходит с ума».

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры одаренности, таланта и гениальности имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования. Как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будет сформирована единая психолого-педагогическая концепция.

Библиография

1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. - 398 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат, 1999. - 215 с.

3. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. - М: Мысль, 1992. - 112с.

4. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. - М.: ЛигаПресс, 2008. - 369 с.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496с.

6. Гарднер Г. Рамки ума. - М.: Наука, 1980. - 250 с.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Нова, 2006. - 376 с.

8. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - СПб: Питер, 2005. - 345 с.

9. Лебедева Е. Комплексный подход к проблеме диагностики одарённых детей // Журнал практического психолога. - 1998. - №8. - С. 14-20.

10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: МПСИ, 2003. - 412 с.

11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Просвещение, 1960. - 505 с.

12. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2001. - 592с.

15. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. - 1989 - №6. - С. 29-33.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: «Академия», 2006. - 608с.

17. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

18. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. - М.: Эксмо, 2006. - 592с.

19. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс - минус». - 2000. - № 3. - С. 58-65.

20. Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. - М.: Учпедгиз, 1988. - 614с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720с.

22. Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312с.

23. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Политиздат, 1961. - 503 с.

24. Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.

25. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - М.: Смысл, 2004. - 413 с.

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

27. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 134-139.

28. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. - С. 41-55.

29. Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru

30. http://psylist.net/difpsi/genials.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия одаренности, Отличительные черты способностей и одаренности. Виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, творческая. Сходство гениальных людей с помешанными. Исключительные способности и таланты гениев.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Уровни и развитие специальных способностей, их взаимосвязь с возрастом. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными. Маттоиды по Ч. Ломброзо.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Определение и понятия способностей, их классификация, уровни развития и природа. Сущность и значение взаимодействия и взаимокомпенсации способностей, их взаимосвязь с задатками. Особенности проявления таланта и гениальности. Понятие одаренности.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Обзор природы способностей. Общая характеристика способностей человека. Раскрытие уровней развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Исследование индивидуальных различий в способностях. Теории способностей психологов Теплова, Рубинштейна.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Характеристика понятия "способности". Классификация и виды способностей человека. Формирование и развитие одаренности, таланта, гениальности. Организация экспериментального изучения психологических способностей будущих педагогов. Анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2016

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Роль гениев в истории. Понятие гения, сущность гениальности. Духовная история человечества. Теории возникновения гениальности. Особенности психики и склада души гениальных людей. Связь гениальности с помешательством. Трудности жизненного пути гениев.

    реферат , добавлен 22.05.2012

    Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Исследование понятия способности, одаренности, таланта и гениальности. Анализ психоэмоциональной сферы одаренного ребенка. Обзор основных особенностей познавательных психических процессов. Характеристика взаимоотношений одаренного ребенка с окружающими.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2013

    Одаренность и её компоненты. Определение понятий, видов, проявлений и признаков одаренности. Методы исследования показателей творческой одаренности. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Понятие гениальности.

В последние годы принято легко бросаться словами «талант» или «гений», оценивая чью-либо деятельность. А ведь талант и тем более гениальность – это дар свыше, который дается человеку крайне редко. Причем чести быть знакомым с гением удостаиваются совсем немногие. В чем же отличие таланта от гениальности? Попробуем разобраться.

Определение

Талант – очевидная способность человека к чему-либо, которую могут отточить время и опыт.

Гениальность – наибольшее проявление творческого потенциала личности относительно остальных людей, наивысшая степень одаренности в чем-либо.

Сравнение

В отличие от талантливого человека гений, как правило, создает нечто уникальное, то, чего до него не было в этом мире. Гений все время совершает открытия, позволяя обществу совершить качественный переход на следующую ступень развития. Интеллект и работоспособность гениев поистине поразительны. Поэтому гений затмевает собой талантливых личностей рядом. К примеру, во времена А.С. Пушкина было множество хороших поэтов и писателей, но о них мы знаем крайне мало или не знаем вообще, так как на фоне автора «Евгения Онегина» и многих других гениальных произведений они просто потерялись. Личности гения присущ космический масштаб. Обычно гений творит заметно продуктивнее и быстрее своих современников и ровесников, намного позже достигающих признания в той же сфере деятельности. Причем такая продуктивность в работе для гениев является врожденным качеством. Гений – исключительная по одаренности личность. Говорят, что гении рождаются тогда, когда Вселенная готова их принять.

Талантливый человек тоже способен творить, но он может лишь развивать то, что было открыто гением, детализируя и конкретизируя его изобретения. Еще одна особенность таланта – он способен подготовить почву, быть предвестником деятельности гения, наметив путь, которым затем уверенно пройдет гениальная личность. Талант к чему-либо есть практически у каждого человека, живущего на Земле, нужно просто его найти и развить. Талант можно отточить неустанным кропотливым трудом.

Выводы сайт

  1. Гениальный человек одарен от природы больше, чем талантливый. Гениальность – это гипертрофированный талант.
  2. Следствие гениальности – создание новейших, уникальных, небывалых, не виданных миром творений, способных изменить ход истории, повлиять на души и события. Творения гениев живут в веках. Талант не создает ничего революционного.
  3. Гениальности свойственна нестандартность мышления, особый мыслительный процесс, недоступный никому, даже выдающемуся таланту.
  4. Гениальность выходит за пределы обыденности, она непостижима. Талант «ближе к земле», его можно развить, отточить.
  5. Талант обычно развивается в благоприятном социальном окружении, гениальность нередко формируется в напряженных жизненных обстоятельствах.
  6. Гениальность человека часто признается уже после его смерти.

Гениальность – это высочайший уровень уникальной реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве, изобретениях. Это достижения, способные вывести какую-то из областей человеческого проявления на новый уровень развития. Гениальность человека сопряжена с понятиями вдохновения, новаторства, незаурядности, подразумевает высшую степень продуктивности и скорости реализации относительно среднестатистического представителя. Точки зрения касательно определения гениальности разноплановые, от искры божественной до обусловленности психическими отклонениями. рассматривает гениальность как плод интимности, как способность личности к .

Гениальность это в психологии уникальное отклонение от нормы большинства, которое встречается реже всех остальных отклонений, имеет сопутствующие иные отклонения, касающиеся организма.

Гениальность одно из самых неуловимых и самых захватывающих понятий в психологии. Что такое сверходаренность и точные параметры ее определения не установлены. Ученые, философы, психологи предпринимали в течение веков множественные попытки объяснения природы возникновения гениальности. Однако общим признается то, что гениальность предусматривает превышающие уровень среднестатистического человека творческие способности, которые касаются любой области, т.е. гениальный человек способен на достаточно высокие результаты и в тех областях, которые не являются смежными с основной его одаренностью. Оценка этих умений производится в контексте социальной культуры и времени, в котором живет человек, т.к. гениальность явление социальное и рассматриваться может только при сопоставлении социально-временных условий.

Гениальность человека определяется четырьмя типами теорий.

Патологическая теория находит связь гениальности с ; возникла из наблюдений за гениями, у которых часто наблюдались нервные расстройства, трансовые состояние, склонность к и прочее. Особенности, свойственные гениям также присущи помешанным (бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и прочее), однако люди с психическими нарушениями не производят гениальных творений.

В психоаналитической теории гениальность объясняется не наличием у человека каких-либо сверх способностей, а тем, в какое русло они направлены, как применяются и развиваются под воздействием . Именно тут рождается идея о сублимации половой энергии в творческую активность, а также о компенсации своих недостатков через развитие иных качеств.

В теории гениальности качественного превосходства мысль о наличии недостатков у гениев не допускается, они признаются как более высокоразвитый, выделяющийся среди остальных, вид людей, обладающий более развитыми способностями.

Теория количественного превосходства определяет сверталантливость не через особые способности, а как благоприятное стечение социальных и экономических факторов для развития способностей, которые в одинаковой мере заложены в человеческом существе.

Изучается гениальность при помощи биографического анализа, статистического исследования, исследование , лонгитюдное исследование, и различные иные комбинации этих и других методов.

Одним из методов описания является теория множественных интеллектов. Она выделяет лингвистический (писатели и поэты), математически-логический (ученые, финансисты), пространственно-визуальный (художники, фотографы), музыкальный (композиторы, музыканты), кинестетический (спортсмены), межличностный (юристы, политики), внутриличностный (философы, психологи, священники), натуралистический (фермеры, ботаники) интеллекты. Эти типы имеют примерно одинаковое распределение по популяции и обуславливают преобладание способностей в соответствующих сферах. Человек, обладающий гениальностью, имеет хорошо развитые интеллекты нескольких типов.

Признаки гениальности

Кратким описанием гениального можно считать наличие у человека высокого интеллекта, высокой и сопровождение этих характеристик высокой активностью психики. Что такое гениальность помогают разобраться не только сухие научные определения, но также признаки гениальности:

нестандартное мышление, которое уникально в своем проявлении и стремится к самовыражению, как к первостепенной задаче);

— возраст проявления ( проявляет себя с раннего детства);

— высокая степень чувствительности (гении уделяют много внимания деталям, мимо которых проходят остальные люди, тонко воспринимают происходящее вокруг, более ранимы – все это дает способность к более глубокому анализу происходящего);

— любознательность (постоянное стремление к получению новых знаний, стремление к путешествиям, экспериментам, задаванию вопросов).

При всем разнообразии признаков гениального человека, высокий уровень интеллекта не является основополагающим с точки зрения некоторых авторов, а большую значимость имеет способность взглянуть под другим углом, заметить то, что никто не видел, дивергентность мышления, открытость новому опыту и признание своих ошибок.

Помимо признаков гениальности, стоит выделить признаки гениальности творческого или научного произведения. Это его оригинальность, совершенство выполнения, новизна, опережение своего времени, общественная значимость.

Гениальность имеет общественную направленность и всегда ориентирована на изменение исторических, технических, человеческих характеристик.

Талант и гениальность

Разделение понятий гениальность, талант, одаренность, способности произошло относительно недавно, даже после того, как психология оформилась как отдельная научная область.

Гениальность и талант, что это такое? Талант отражает высокую степень развития способностей, обычно представленной в одной сфере. Не стоит исключать выдающихся способностей в смежных сферах (например, поэт будет иметь склонность к рисованию, а физик к математике), однако ведущая способность будет ярко видна среди остальных. Результаты деятельности человека, наделенного талантом, будут отличаться высоким качеством, новизной, оригинальностью.

Гениальность это в психологии наивысшая степень развития таланта, при чем, сразу в нескольких сферах, нередко противоположных. Имеет своей целью изменение прежнего взгляда на мироустройство, не предсказуемая, часто воспринимается негативно современниками гения, так как он своими открытиями ломает прежние устои.

Талант и гениальность являются врожденными, но не генетически передаваемые качества. У пары талантливых людей может родиться абсолютно обычный ребенок, точно также в семье, не обладающей выраженными способностями, может появиться гений.

Гениальность и талант различны в способе своего выражения. Так, для проявления таланта необходимо время и усилия, его можно понять и развить. Высокая одаренность начинает проявляться с раннего детства, самостоятельно без особых усилий, и логически она непостижима.

Гениальность бессознательна, талант рационален. Гений создает быстрее своих современников, его творения открывают новый уровень развития для всего общества. Талант говорит об искусном выполнении, но не создании чего-то революционного, развивается, как правило, в благоприятных условиях; гениальная одаренность существует в мировых масштабах создаваемого, способна влиять на ход развития истории и человека и способна формироваться в самых тяжелых обстоятельствах.

Талант – это способность увидеть, какими способностями от природы наделен человек, сопоставить это с социальными, эмоциональными и прочими условиями, чтобы максимально полно реализовать потенциал. Развитию и выявлению таланта может помочь окружающее индивида общество. Показателями таланта могут служить характеристики усвоения и способности преобразования уже накопленного опыта (скорости обучения, качества воспроизведения, оригинальности преобразования), но все достижения остаются в рамках достигнутого.

Гениальность же превышает человеческие нормы, идет в разрез с любыми условиями и проявляется независимо от общества, его благосклонности или негативизма. Гений прокладывает принципиально новые пути.

Гениев часто не понимали, считали сумасшедшими и признавали их открытия и достижения лишь после смерти. Это поистине уникальные люди, оказавшие неоспоримое влияние на целые поколения и столетия человеческой истории. Но как жилось им с этим даром, простым обывателям, да и талантливым людям не понять. Не зря многие считают одаренность проклятием, ведь чем больше человек отклоняется от нормы большинства, тем более он изгой в обществе.

Талантами могут обладать многие люди. Под гениальностью понимается развитый талант, который человек применяет в своей жизни. Однако есть люди, которые не знают или не имеют талантов. Здесь начинается пародирование, направленное на достижение славы и .

Люди разными путями достигают своей славы. И если у человека не получается достичь успеха путем поощрения своего таланта, то он начинает его высмеивать, получая возможность хотя бы обратить на себя внимание общества. Так, например, девушка, которая не умеет петь, может создать образ известной личности и начать ее пародировать. Другими словами, если талант человека не соответствует стандартным требованиям, то он продолжает свое развитие в комичной форме – высмеивание того, что не было оценено.

Насколько долго можно прославиться путем высмеивания искусства в той области, в которой талант человека не был оценен? Все зависит от правильной подачи насмешки. Есть мужчины, которые одеваются по-женски, называя себя дизайнерами, и лишь единицы из них действительно становятся известными. Есть женщины, которые увеличивают свою грудь до чрезвычайно огромных размеров, и из них тоже единицы становятся известными.

Пожалуй, можно понять, что антикультурная подача своего таланта немногим приносит славу. И главное, что может позволить такому человеку все-таки заинтересовать общество, — это какое-то соответствие той культуре, которую он высмеивает. То есть мужчина, который одевается, как женщина, должен делать это красиво, стильно, чтобы на него было приятно смотреть. В таком случае его неестественный образ будет принят обществом. А женщине с большими грудями необходимо ими пользоваться по делу, например, рекламировать бюстгальтеры, платья с декольте и т. д.

Почему антикультурное движение имеет место быть? Потому что реакция людей, которая видит этих людей, не агрессивная. Люди смеются, улыбаются, некоторые даже воспринимают это спокойно, если вдруг увидят мимо проходящего голого мужчину. А раз отсутствует безнаказанность и достигается цель – слава, поскольку внимание незнакомых людей – это и есть слава, — то все больше можно увидеть, как не талантливые люди высмеивают ту красоту природы, культуры, искусства, стиля, морали, в которой они не смогли прославиться общепринятыми путями.

Если у человека нет таланта, тогда он начинает его высмеивать. Что это такое?

Что такое гениальность?

Трудно дать четкое определение, что такое гениальность. Это способность человека реализовывать свои умственные, двигательные или творческие способности на более высшем уровне, нежели обычные люди. Нередко гениальность связывают с новаторством, вдохновением, незаурядностью. Это выход за пределы обычного в науке, искусстве, творчестве, что позволяет делать новые открытия и создавать новые технологии.

В психологии под гениальностью понимается отклонение, которое сопровождается одаренностью. Гениальных людей очень мало в большей степени из-за того, что никто не помогает людям развивать свои таланты. С самого детства каждый проходит среднестатистическое воспитание, которое не предусматривает развитие гениальности. Лишь в редких случаях ребенок может проявлять наклонности, развитие которых приводит к гениальности.

4 теории возникновения гениальности:

  1. Развивается на фоне психических отклонений и безумия. Часто люди наблюдали безумные состояния у тех, кто творил некоторые новшества. Нервные расстройства, неврозы, трансовые состояния и прочие проявления наблюдались у гениев. Однако отмечается, что ничего полезного для общества человек с психическими отклонениями сделать не может.
  2. Развивается в результате правильной направленности, использования и совершенствования своих навыков под действием мотивации. Здесь рассматривается механизм направленности половой энергии в другое русло или компенсация недостающих качеств развитием других.
  3. Развивается в благоприятном стечении социальных и экономических обстоятельств, где определенные качества и навыки имеют возможность совершенствоваться.
  4. Рассматривается как более высокоразвитый тип личностей, обладающих особыми способностями.

Признаки гениальности

Гениальность определяется высокой активностью интеллекта, психики и креативности. Также в ней выделяют определенные признаки:

  • Нестандартное мышление, выделяющееся на общем фоне.
  • Целеустремленность – желание человека проявлять свои таланты.
  • Перфекционизм – совершенство.
  • Внимание к деталям и воображение, которое помогает выдавать новые идеи, мысли, думать гибко и т. д.
  • Мультипотенциальность – развитие навыков сразу в нескольких направлениях.
  • Высокая самооценка и много энергии, что идет неразрывно.
  • Оригинальное и спонтанное поведение.
  • Ранний возраст проявления (в редких случаях одаренность проявляется во взрослом возрасте).
  • Любознательность – склонность к постоянному получению новой информации, связанной с даром.
  • Чрезмерная чувствительность, восприятие деталей.

Гениальный человек не стоит на месте. Он жаждет открытий, новизны, опережения своего времени. Это происходит за счет умения человека взглянуть на ситуацию или вещь под новым углом. Если большинство думает стереотипно, шаблонно, так, как их приучили, то гениальный человек мыслит масштабно, смотрит с разных сторон, отмечает детали, которые могут привести его к новым открытиям.

Талант и гениальность

Лишь в последнее время идет четкое разделение таланта, гениальности и одаренности. Однако эти понятия имеют схожие черты, перетекающие один в один. Под талантом понимается некое качество, способность, навык, который позволяет человеку показывать его на высшем уровне. Обычно речь идет об определенной сфере деятельности, где человек использует свой навык, что проявляется в оригинальности, новизне, высоких достижениях.

Под гениальностью понимается развитие талантов, то есть наивысшее достижение уровня, когда человек проявляет его во многих, нередко противоположных, сферах. Гениальность часто связана с поиском нового, устранением привычного устоя, изменением мировоззрения. Вот почему гениальные люди часто не принимаются современниками, которые не желают меняться и познавать нового.

Талант и гениальность являются не генетическими, а врожденными особенностями. У обычных родителей может родиться одаренный ребенок, как и у талантливых мамы и папы может появиться обычный малыш.

Талант и гениальность имеют различные природы своего происхождения. Талант можно понять и развить, довести до совершенства. Гениальность обычно либо есть, либо отсутствует в человеке. Она является врожденным качеством, которое проявляется в человеке.

  • Гениальность иррациональна, талант рационален.
  • Гениальность проявляется сама по себе, талант развивается путем усилия воли.
  • Гениальность позволяет быстро достигать чего-то нового, делать открытия. Талант обычно является результатом упорства и правильного выполнения действий, благоприятными обстоятельствами, которые способствовали его проявлению.
  • Гениальность невозможно объяснить, особенно в ее проявлениях. Талант же можно распознать и направить в нужном направлении.

Талантом называют способность человека видеть социальные и экономические условия, в которые он погружен, и выбирать именно те поступки, которые помогут ему в достижении цели. Если гениальность идет по совершенно новым путям, то талант идет по привычным тропинкам, но тогда, когда это нужно.

Школа уничтожает гения в человеке. И это не пропаганда, а факт реальной жизни. Что делает современная школа? Она направляет все свои силы на то, чтобы загрузить детей знаниями, большая часть из которых каждому ребенку абсолютно не нужна. Вспомните, родители, сколько знаний вы имеете до сих пор со школьной скамьи. Лишь первые 3 класса являются основополагающими, когда человека обучают читать, писать, считать и т. д. А все остальные школьные годы – пустая трата времени и сил.

Гений – это не убитый внутри ребенок. А ребенка ломает воспитание родителей, которое принято в обществе, и курс обучения в школах. В учебных заведениях делают рабов, ломая личностей. Из 90% талантливых первоклашек из школы выходят 10% личностей, а все остальные являются сломанными людьми. На выходе получаются рабы государства, которые уже свыклись с мыслью о том, что они будут работать на кого-то и копить денюжку на пенсию.

Почему обучение ломает людей, делая из них рабов? Это полезно государству, которое должно контролировать большое количество людей. Из талантливого человека с бесконечными возможностями школа делает послушного раба, готового трудиться на благо государства. Потенциал огромный, но система ценностей и парадигм школьного образования делает так, чтобы человек стал рабом. Вот почему школа уничтожает гения в человеке: она готовит «полноценных членов общества», а не взращивает личностей, индивидуальностей и уникальных людей.

Где вы видели, чтобы к каждому ученику в школе был применен индивидуальный подход? Нигде такого нет, потому что школа «штампует полезных членов общества», которые будут трудиться на благо государства и надеяться на минимальную пенсию.

Почему школа уничтожает гения в человеке? Потому что это не выгодно государству. Умными и свободными людьми управлять очень сложно. С ними нужно договариваться. А рабу сказал, дал жвачку или телевидение, футбол, пиво – и получил от него все, что захотел. Другими словами, с гениями, потенциально успешными, свободными и думающими людьми нужно договариваться. А зачем это делать, если можно людей сломать в тот период, когда они только развиваются и обретают навыки, чтобы сделать из них «послушных рабов», которым ничего не нужно, кроме еды, дома, пива и сериалов по телевизору?

Итог

Каждый родитель хотел бы, чтобы у него родился гений. Каждый человек хотел бы взрастить в себе имеющиеся таланты. Однако окружающий мир, который создан людьми, государством, обществом, не заинтересован в создании таких . Итогом становится единичные проявления талантов и гениальности, когда человеку удается проявить себя.

Чтобы развить в своем ребенке хотя бы таланты, необходимо его воспитывать не так, как это принято в обществе. Государственную систему не изменить. Но можно изменить климат внутри своей семьи, где каждый сможет проявить свои способности.

admin

Интеллектуальные навыки, творческие задачи человека, потенциал объясняется разными понятиями, использующимися в научных трудах. Термины вызывают интерес у ученых, психологов и педагогов. Мнения исследователей – это основа для создания педагогических и психологических методик, разрешающих людям находить направления развития.

Одаренность

Ученые не установили общепризнанный термин, который бы использовался во всех классических учебных книгах. В научных книгах используется вариант, предложенный психологом В. Штерном.

Одаренность представляет собой способность человека подстраиваться под появляющиеся потребности, действовать для достижения поставленных задач, воспринимая внешние факторы, причем это выполняется осознанно с помощью развитого мышления.

Несмотря на критику понятия некоторыми учеными, термин по-прежнему используют для трактовки. Принято считать, что – это природный дар, не способный обуславливаться наследственностью. Одаренность – это функция условий жизнедеятельности человека, функцией развитой личности, поэтому она проявляется на каждом этапе развития, напрямую связана с жизнью индивидуума.

Природный потенциал нельзя детерминировать одаренности человека. Задатки составляют спектр условий, который требуется для развития личности. Одаренность используется не для выражения внутренних задатков для самосовершенствования, а для характеристики личности, внутренних способностей, причем внутренние способности и внешние проявления тесно связаны.

Проявление заложенного потенциала возможно при благоприятных условиях для развития, достижения поставленных задач. Оно используется для выражения потенциала, которым обладает человек, психологическими составляющими, позволяющими создавать действительность, соответствующую пожеланиям, предпринимать нужные действия. В обязательном порядке требуются подходящие внешние условия для динамического изменения. Например, ученику требуется учебная программа. Для стимулирования развития требуются серьезные требования, которые достигаются с усилием.

Одаренность бывает специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и требований определенной сферы, которую выбирает индивидуум. Соотношение проявляется не только на абстрактном уровне, но и в происходящих событиях, в результате которого формируются способности человека. Индивидуум может быть способным к выполнению поставленных задач. В то же время предполагается проявление общей одаренности, которую нужно оценивать с учетом внешних факторов, влияющих на жизнь человека.

В научной литературе термин вызывает активные споры. Многие ученые убеждены в отсутствии общей одаренности, под которой необходимо понимать интеллектуальный потенциал, память, возможность решать поставленные задачи. Для соотношения умственного и реального возраста используется интеллектуальный коэффициент, который обозначается IQ и позволяет определить возможности индивидуума. IQ определяет заложенный потенциал от природы и скорость, с которой развивается человек, в результате чего устанавливается уровень развития на определенном этапе жизни.

В психологической сфере одаренность – это часть структуры человека, поэтому она обладает тесной связью с характером. Предполагается, что особенности проявляются под влиянием воспитания и внешних условий, благоприятность которых различается. Психологи рассматривают тип мышления, темперамент, стараясь определить возможности индивидуумов.

Специальные способности напрямую зависят от сферы деятельности, в которую включен человек. Деятельность должна быть активной и эффективной для проявления свойств, являющихся характерными для личности.

В результате между одаренностью и специальными способностями стоит возможность соотносить уровень развития человека, темпы совершенствования. Данные аспекты рассматриваются педагогами, являющимися ответственными за будущее детей.

В генетическом плане соотношения между общим – специальным развитием являются стабильными. По данной причине генетики и ученые считают, что будущее человека определяется не только внешними условиями, но и природным потенциалом, который обусловлен генетикой. Понимание одаренности зависит от значимости выбранного направления деятельности, успехов других людей, которые проявляют свои задатки.

Ученые считают, что одаренность – это количественное понятие. Качественный подход невозможно использовать полноценно. Вопрос относительно определения заложенных способностей остается открытым.

В то же время Ч. Спирмен отмечает, что умственная одаренность должна определяться умственной энергией, которая характерна для человека. Такой количественный подход к трактовке является правильным, ведь он позволяет оценить перспективы развития индивидуума.

Способности отличаются на качественном уровне: один человек обладает возможностями и потенциалом для одной сферы, а другой человек – для иной сферы. Внешние условия влияют на степень проявления внутреннего потенциала, поэтому они заслуживают внимания.

Психологи оценивают качественные отличия для открытия перспектив людей, . Исследователи изучают информации, материалы опытов для создания оценки способностей индивидуумов. Целью является определение способностей человека, которые позволят достигнуть успеха.

Талант

Талант – это способность человека к сферам, в которых реализуется начальный потенциал, успеху и признанию.

Степень заложенного потенциала определяет способность действовать оригинально и самостоятельно, решать поставленные задачи, вне зависимости от их специфики и сложности. Талант предполагает потенциал, позволяющий проявлять задатки в сфере, предлагая новые идеи, реализуя оригинальные и совершенные действия, достигать уважения на общественном уровне.

У ребенка проявляются первые признаки заложенного таланта, который реализуется в определенном направлении. В некоторых случаях проявление происходит позже, например, во взрослом возрасте под значимые события. и реализуется, если складываются благоприятные условия в культуре, истории, общественном порядке, если человек получает полноценное воспитание.

Талант проявляется в любых сферах, а не только в искусстве. Реализация происходит в организаторской работе, педагогике, технике и науке. Сфера определяется заложенными задатками.

Для развития таланта требуется настойчивость в поиске направлений самосовершенствования, проявления первых трудов. По данной причине талантливых людей должно тянуть к делу, без которого невозможно представить жизнь.

Способности, потенциал – это основа таланта. Спектр задатков, возможности реализации оригинальных и перспективных идей свойственны индивидууму, поэтому они считаются уникальным даром.

Результаты действий, высоты, которых достигает человек, прилагая усилия, позволяют понять наличие таланта или опровергнуть предположение. Результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью, — это основа составления утвердительного мнения.

Гениальность

Гениальность – это одаренность человека, которая проявляется в творческих трудах.

Результаты работы обладают большим значением для народа, историков и последующих поколений. Гении создают новые эпохи, толкают мир к продвижению. Среди отличий значатся продуктивность в творчестве, понимание культурного наследия, возможность преодоления прежних стандартов и создание новых традиций.

Чем отличаются талантливые люди?

Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.

Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.

Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.

Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.

Вывод

Ученые спорят о природе человеческого потенциала. Споры развиваются активно. Потенциал – это врожденный дар? Происходит ли развитие потенциала прижизненно? Заслуживает ли внимания высказывание: проявление таланта – это один процент природных способностей и 99% пота? У каждой точки есть приверженцы и противники.

Биологическое влияние на способности и их проявление зависит от генетической наследственности. Воспитание, благоприятные факторы проявляют задатки, ускоряют развитие. Потенциал проявится без педагогов и психологов, но позднее.

Другие ученые убеждены: психика, характер развиваются в процессе воспитания. По данной причине задатки формируются у людей. Дети примитивных народов получали обучение, после чего соответствовали образованным принципам. Дети-маугли под влиянием неблагоприятных условий теряют контакт с социумом.

Способности формируются и развиваются на основе задатков, наследственных и врожденных. Потенциал, знания и навыки характеризуют человека как индивидуума, субъекта деятельности.

Психологи и ученые не пришли к единой концепции в рамках теории личности, но в каждую эпоху рождаются гении и таланты, завоевывающие популярность, достигающие успеха.

19 января 2014, 18:26