Самые непростые составные предлоги русского языка

Тема. Роль предлогов в нашей речи, раздельное написание предлогов с другими словами.

  • формировать представления о предлоге как о слове и его роли в речи;
  • развивать умений писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Учебники, тетради, индивидуальные табло, таблицы, предметы (пенал, карандаш), рисунки (стул, ведро), тесты, карточки со словами.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Словарно-орфографическая работа.

– Среди слов с пропущенными орфограммами найдите лишнее слово (С…бака).

– Почему оно лишнее? (Слово из словаря с непроверяемой безударной гласной).

– Какая орфограмма пропущена в остальных словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

б) Устный словарный диктант (с помощью индивидуальных табло учащиеся вставляют пропущенные буквы в словах; обратная связь – фронтально-содержательная). Называют проверочное слово.

2. Каллиграфическая минутка.

Показ учителя и письмо в тетрадях по образцу верхнего и нижнего соединений букв с буквой О:

3. Классификация частей речи.

– Прочитайте слова. Запишите их, распределив в три столбика.

Птенец, бежит, по, сосна, сидит, под, до, собака, летит, от.

(Слабоуспевающим учащимся предложены дифференцированные карточки-помошницы:

Фронтальная проверка выполненной работы. Создание проблемной ситуации.

Прочитайте слова 1, 2, 3 столбика.

По какому признаку объединены слова в столбиках? (Имена существительные, глаголы и остальные слова).

Почему слова 3-го столбика не включили в столбик с существительными или глаголами?

(Д: существительные и глаголы – это части речи).

Используете ли вы в своей речи слова 3-го столбика?

Можно ли их тоже назвать частью речи?

Какое название вы бы дали этой части речи? (Варианты ответов детей).

II. Мотивация учебной деятельности.

  • Как вы думаете, можно ли обойтись без этих маленьких слов в нашей речи?
  • Какую роль они выполняют в предложении?
  • Правильно ли вы их назвали?
  • На все эти вопросы мы постараемся ответить на этом уроке.

    III. Восприятие и осознание нового материала.

    1. Работа с учебником (самоконтроль): чтение определения предлогов в учебнике на странице 132 (“Русский язык” Т.Г. Рамзаевой, 2 класс).

    2. Работа со справочной литературой. Понятие предлога в словаре И.И. Срезневского: перевод с греческого “перед словом”.

    3. Разрешение проблемной задачи.

    – Возвратимся к словам 3-го столбика. Какая это часть речи? Что общего у данных предлогов? (Гласная О).

    4. Наблюдения над предлогами.

    а) работа с таблицей:

    – Почему эти предлоги распределены на три группы?

    б) работа на лексическим значение предлогов по рисунку на форзаце учебника.

    5. Продолжение работы над разрешением проблемной задачи : “Для чего нужны предлоги в речи?”

    а) чтение вопроса Почемучки на стр. 132;

    б) составление словосочетаний с опорой на наглядность:

    ручка, пенал (“ручка в пенале” - демонстрация с предметами);

    ведро, стул (“ведро на стуле” - рисунок).

    Вывод. – Какую роль сыграли предлоги в словосочетаниях? (Д: связали слова по смыслу).

    6. Практические упражнения. Самостоятельное выполнение упражнения № 280.

    • восстановление деформированных предложений;
    • наблюдения за ролью предлогов в предложении.

    Вывод. Чтение правила на стр. 133.

    7. Правила правописания предлогов со словами.

    а) чтение вопроса Почемучки на стр. 133;

    б) наблюдения по материалам упражнения;

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Диктант.

    Цель: развитие памяти и грамотного письма.

    а) зрительный диктант:

    Шёл по тропе. Белка на дереве.

    (Взаимопроверка)

    б) слуховой диктант:

    Тихо иду по тропе. Я наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка.

    (Самопроверка).

    • Назовите предлоги в предложениях.
    • Как записали предлоги с другими словами?
    • Почему в лесу нельзя кричать? (воспитательная беседа).
    1. Развивающие упражнения.

    Цель: развитие логического мышления, внимания, коллективизма в работе (парная и групповая дифференцированная работа).

    1 группа: составить скороговорку.

    V. Контроль знаний.

    1 вариант.

    1. Напиши предлоги, состоящие из одной буквы __________________

    2. Составь словосочетания с предлогами у ___________________________

    на___________________________

    по___________________________

    Молоко покупают _________________ .

    Мы в классе сидим ________________ .

    2 вариант.

    1. Напиши предлоги, состоящие из двух буквы ___________________________

    2. Составь словосочетания с предлогами с ___________________________

    от ___________________________

    к ___________________________

    3. Дописать предложения, употребляя слова с нужными по смыслу предлогами:

    Собака бегала _________________ .

    Белка живёт ________________ .

    *4. Составь предложение из слов и запиши его:

    села, на, красивая, ветку, птичка.

    VII. Дифференцированное домашнее задание.

    1 группа. Задание на карточках.

    2, 3 группы – задание в учебнике: стр.133, упр. № 281.

    Инструктаж по выполнению домашнего задания.

    VI. Итог урока.

    1) - Что такое предлог? Как пишутся предлоги?

    3) Ученик читает стихотворение.

    Чудесный выдался денёк, а я учу уроки.
    Я твёрдо должен знать урок: у нас учитель строгий!
    И я шепчу, закрыв глаза, скрестив под стулом ноги:
    “Что значит – “по”? Что значит – “за”?
    И “за” и “по” - предлоги”…
    А хорошо бы – за порог и мчаться по дороге!
    Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги!

    СЛОГИ – это части слова, на которые делится слово при произношении.

    В каждом слоге есть гласный звук.

    В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

    Слог может состоять:

    1. Из одной гласной буквы (А – ня);

    2. Из гласной и одной согласной (ма – ли - на);

    3. Из гласной и нескольких согласных

    (строй – ка).

    П А М Я Т К А

    Имя существительное

    Имя существительное - это часть речи, отвечающая на вопросы кто? и что? и обозначающая:

    Конкретные предметы (дверь, окно, лестница и др.)

    Живые существа (человек, птица, зверь и др.)

    Явления природы (снег, ветер, метель и др.)

    События(свадьба, рождение и др.)

    Процесс, действие (рост, учение и др.)

    Абстрактные понятия (доброта, дружба и др.)

    Существительные бывают собственные и нарицательные.

    Собственные существительные – это названия городов, рек, деревень, гор, имена людей, клички животных: Москва, Волга, Спасское, Эльбрус, Петя Иванов, Рекс.

    Нарицательные существительные – все остальные существительные, обобщённые названия однородных предметов: человек, орёл, книга, молния, победа, дружба.

    Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

    Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа: дошкольник, ученица, лев, ласточка, животные, насекомые и др.

    Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?: стол, река, озеро, надежда.

    Существительные бывают трёх родов:

    - мужской род (он, мой): восток, ужин, дядя ;

    Женский род (она, моя): земля, дочь, мама, скатерть ; .

    Средний род (оно, моё): село, животное, здоровье .

    Существительные изменяются по числам :

    - единственное число (один): дом, сестра, поле.

    Множественное число (много): дома, сёстры, поля.

    ПЕРЕНОС СЛОВ

    • СЛОВО ПЕРЕНОСИТСЯ С ОДНОЙ СТРОЧКИ НА ДРУГУЮ ПО СЛОГАМ.
    • ОДНУ БУКВУ НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ НА СТРОЧКЕ ИЛИ ПЕРЕНОСИТЬ НА ДРУГУЮ .
    • СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ОДНОГО СЛОГА, НЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ. (ДОМ, ЛЕС)
    • СЛОГ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ОДНОЙ БУКВЫ, НЕ ПЕРЕНОСИТСЯ. (ЮЛИЯ, АНЯ)
    • БУКВА «Й» ПРИ ПЕРЕНОСЕ НА НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ ОТ ГЛАСНОЙ. (ЗАЙ-КА, ЧАЙ-КА)

    ГЛАГОЛ

    Глагол - это част ь речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делаешь? и т.д.

    Например: писать, прибежать, читаешь, прыгает.

    Глаголы имеют начальную форму – неопределённую форму:

    Что делать? - гулять, улыбаться.

    Что сделать? – увидеть, нарядиться.

    Глаголы изменяются по временам:

    Настоящее время (что делает?) – действие происходит в момент речи (пишет, рисует, спит, думает)

    Прошедшее время (что делал? что сделал?) – действие происходит до момента речи (писал, нарисовал).

    Будущее время (что сделает? что будет делать?) – действие будет происходить после момента речи (напишет, на рис ует ).

    Глаголы изменяются по числам:

    Единственное число – пишет

    Множественное число – пишут

    В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым:

    Я рисую.

    Запомните! Перед глаголами никогда не пишутся предлоги: спешит, уведут, влезут и др.

    БУКВЫ И ЗВУКИ

    а – [а] е – [ йэ] б –[ б], [б`] н – [н],[ н`]

    у – [у] ё – [йо] в – [в], [в`] п – [ п], [п`]

    о – [о] ю – [ йу] г – [г], [г`] р – [р], [р`]

    ы – [ы] я – [ йа] д – [д], [д`] с – [с], [с`]

    э – [э] ж – [ж] т – [ т], [т`]

    и – [и] з – [з], [з`] ф – [ф], [ф`]

    й – [й`] х – [х], [х`]

    л – [л], [л`] ч – [ ч`]

    м – [м], [м`] щ – [ш`]

    ц – [ц]

    ш – [ ш]

    ья – [йа] – обез ья на ъе – [ йэ]- под ъе зд

    ьё – [ йо] – руж ьё ъё – [йо] - об ъё м

    ьи – [йи] – лис ьи ъю – [йу] - ад ъю тант

    ью – [ йу] – в ью н ъя – [ йа] - меж ъя русный

    ье – [йэ] – лис ье

    ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

    Чем различаются звонкие и глухие согласные звуки?

    Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

    Глухие согласные звуки состоят только из шума.

    Какие согласные звуки являются парными по звонкости, а какие – непарными ?

    Парные согласные

    твёрдые мягкие

    звонкие :[ б] [в] [г] [д ] [ж] [з ] [б’ ] [в’] [г" ] [д’ ] [ж’ ] [з’]

    глухие: [п ] [ф] [к] [т] [ш] [с] [п’] [ф ‘] [ к’] [ т’ ] [ш] [с’]

    Непарные согласные

    звонкие глухие

    [л] [м] [н] [р] [л’] [м’] [н’] [р’] [й’] [ х ] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

    Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? обозначают предметы. В предложении подчёркиваются одной чертой.

    Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? что делали? что делать и т. д. обозначают действие какого-либо предмета. В предложении подчёркивается двумя линиями.

    Слова, которые отвечают на вопросы, какой? какая? какое? какие? обозначают признак какого-либо предмета.

    В предложении подчёркиваются волнистой линией.

    Предлог – это служебная часть речи, которая служит средством соединения имён существительных с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово: Сосна росла у берега. - Сосна росла у высокого берега.

    Из – за тучи выглянуло солнце. - Из – за тёмной тучи выглянуло солнце.

    Перед глаголами предлоги не пишутся.

    ЗАПОМНИ. Это – предлоги:

    К,В,ЗА,ПОД,ДЛЯ,ПЕРЕД,НА,С,ПРО,ОКОЛО,ВОКРУГ,ПО,У,О,ОБ,НАД,МЕЖДУ,ВДОЛЬ,КРОМЕ,ИЗ _ ЗА,ИЗ _ ПОД,ВВИДУ,ВРДЕ,БЛАГОДАРЯ и т.д.

    Союз – это служебная неизменяемая часть речи, которая связывает однородные члены предложения (в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного).

    1. Перед союзами И, ДА (в значении И) запятая не ставится, если они не повторяются.

    Например: Маша и Игорь шли в школу.

    1. Перед союзами И, ДА (в значении И) запятая ставится, если они повторяются.

    Например: В портфеле лежали и ручки, и карандаши, и учебники.

    1. Перед союзами А, НО, Да, (в значении НО) запятая ставится.

    Например: Вчера было солнечно, а сегодня идёт дождь. Я к тебе заходил, но тебя не было дома.

    ЗАПОМНИ. Это – союзы: И, А, НО, ДА (в значении И или НО)

    .

    • В СЛОВЕ ВСЕГДА ОДИН СЛОГ ПРОИЗНОСИТСЯ С БОЛЬШЕЙ СИЛОЙ. ЭТОТ СЛОГ НАЗЫВАЕТСЯ УДАРНЫМ.
    • БУКВА «Ё» ВСЕГДА СТОИТ ПОД УДАРЕНИЕМ. В СЛОВАХ С БУКВОЙ «Ё» ЗНАК УДАРЕНИЯ НЕ СТАВЯТ.
    • В СЛОВАХ, СОСТОЯЩИХ ИЗ ОДНОГО СЛОГА, УДАРЕНИЕ НЕ СТАВИТСЯ.

    УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

    1.Какие гласные звуки называются ударными, а какие - безударными?

    Гласные звуки в ударных слогах называются ударными, а гласные в безударных слогах называются безударными.

    Гласные звуки в ударных слогах иначе называются гласными в сильной позиции. Гласные звуки в безударных слогах иначе называются гласными в слабой позиции.

    2.Какие гласные буквы нужно проверять? Как проверить гласную букву в безударном слоге?

    Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: тр а ва – тр а вы, г о ра – г о ры, р е ка - р е ки. Или подбирают однокоренное слово с ударным гласным в корне: св е тить – св е т, д а лёкий – д а ль, п о лезный – польза.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗЛИЧАЮТСЯ:

    1. по цели высказывания:

    Повествовательные (о чём – то рассказывают): Мама пришла.

    Вопросительные (спрашивают ): Мама пришла?

    Побудительные (побуждают к действию): Подойди сюда.

    2. по интонации:

    Восклицательные : Мама пришла! Подойди сюда! Кто разбил чашку?!

    Невосклицательные : Мама пришла. Подойди сюда. Кто разбил чашку?

    3. По наличию или отсутствию второстепенных членов:

    Нераспространённые (есть только главные члены): Мама пришла.

    Распространённые (есть и главные, и второстепенные члены): Вечером мама придёт с работы.

    НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ, СЁЛ, ДЕРЕВЕНЬ, ОЗЁР, МОРЕЙ - ЭТО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.

    ИМЕНА, ОТЧЕСТВА, ФАМИЛИИ ЛЮДЕЙ, КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ – ЭТО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.

    ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ .

    • Текст состоит из предложений.
    • Предложение состоит из слов, которые образуют группу слов в определённом порядке.
    • Предложение выражает законченную мысль.
    • Предложение на письме обозначается точкой.

    Имя прилагательное

    Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Например: синий, синяя, синее, синие.

    1. Прилагательные изменяются по родам, по числам и падежам.
    2. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны.

    Род имени прилагательных:

    М. р. (какой?): твёрдый камень, большой лес, дальний город;

    Ж. р. (какая?): большая сосна, дальняя дорога;

    С. р. (какое?): большое дерево

    Число имён прилагательных:

    Единственное (- ый / ий, - ая / яя, - ое / ее): сильный дождь, летняя ночь, высокое дерево;

    Множественное (- ые / ие): сильные дожди, летние ночи, высокие деревья;

    Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

    В предложении прилагательное чаще всего бывает определением и подчёркивается волнистой линией.

    Гласные буквы а, о, е, и, я в безударных слогах требуют проверки: катить, ходить, светить.

    Проверочными могут быть однокоренные слова с ударными гласным в корне : даль – далёкий, мал – малыш, диво – удивлять, крик – кричать ИЛИ формы того слова: стены – стена, ходит – ходил, вяжет – вязал.

    Безударный гласный в корне слова проверяют ударением. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным : зм?я – змеи – змея;д?ска – доски – доска.

    Если в корне проверочного слова в ударном слоге пишется буква «ё» , то в корне проверяемого слова надо писать букву «е »: пчёлы – пчела, чёрный – чернеть.

    Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных однокоренных слова : з?л?неть – зелень - зелёный, д?р?вянный – дерево - деревья

    Слова состоят или могут состоять из приставки, корня, суффикса, окончания:

    КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.

    ПРИСТАВКА – часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов: ходить,подходить переход, выход.

    СУФФИКС – часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.

    ОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал (что?) книг у , книгу (какую?) интересн ую , птицы (что делают?) прилет а ют .

    В словах сто л , чайни к , писате ль , чита л - нулевое окончание.

    Предложение. Словосочетание.

    Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

    Подлежащее обозначает , о ком или о чём говорится предложении, и отвечает на вопросы Кто? Что?.

    Сказуемое обозначает , что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы Что делает?, Что делают?, Что сделали?, Что будет делать? и другие.

    Остальные члены предложения являются второстепенными. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены.

    Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

    Словосочетание – это два связанных между собой по смыслу слова, из которых одно зависит от другого.

    Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания так как они не зависят друг от друга.

    Например: В нашем городе созрели сочные помидоры.

    Помидоры (какие?) сочные

    Созрели (где?) в огороде

    В огороде (чьём?) нашем

    В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Так, в словосочетании помидоры сочные слово помидоры главное, а слово сочные зависимое, созрели в огороде слово созрели главное, а слово в огороде зависимое, в огороде нашем слово в огороде главное, а слово нашем зависимое.

    1. Два уровня понятия «предлог»: 1. Предлог-1 как служебная часть речи; 2. Предлог-2 как функциональная единица - класс, включающий как собственно предлоги, так и их субституты, например, изо- функциональные собственно предлогам образования типа «в непосредственной близости чего / от чего / к чему» (не имеющие других функций, кроме собственно предложных; и выполняющие функции предлога в определенных позициях с сохранением своей частеречной принадлежности словоформы типа «размером с кого-что» и под.).
    1. Определение предлога как части речи; специфика частеречной
    характеристики предлога - функционирование в составе формы слова: «Предлог - это служебная часть речи со своим лексическим (возможно ослабленным) значением, входящая на правах субморфемы в словоформу существительного или его субститута, определяющая падежную форму последнего (в том числе и именительный падеж) и вместе с окончанием образующая аналог конфикса».
    1. Функция предлога - конкретизация роли вводимого им имени
    в денотативной структуре предложения, ср.: в доме - место, к дому - направление, из капусты (котлеты) - исходный материал, под капусту (кадка)- предназначение; ср. также: подойти к сцене - ближе к сцене - вплотную к сцене.
    1. Морфо-синтаксические типы предлогов. Типология предлогов:
    1. Предлоги и 2. Предложные выражения - сложные многокомпонентые структуры, включающие в свой состав прилагательные (по правую / левую сторону от кого-чего), местоимения (по ту / эту сторону от кого- чего) или компаратив прилагательных-наречий (в двух километрах / на два километра южнее Москвы). Предлоги: 1) первичные и 2) вторичные.
    1. Первичные предлоги: а) первообразные: без, в, вне, до и пр.; и б) амбивалентные предлоги-наречия типа: мимо, близ и т. п. Некоторые первообразные предлоги управляют двумя (в / на стол - в / на столе, меж / между братьев / братьями) или тремя падежами (с дома - с дом - с домом, по дому - по среду - по окончании), что в большинстве случаев (кроме меж / между) связано с различиями в семантике. Разновидности первообразных предлогов: а) одиночные - все первообразные; предлоги с отрицаниями: не без чего, не до чего; в) сложные, или предлоги-сращения, состоящие из двух или трех первообразных предлогов, независимо от написания: слитно (промеж, заради, напротив, насупротив), через дефис (из-за, из-под) или раздельно (для ради); сложные предлоги всегда однопадежны, то есть независимо от количественного состава управляют одним существительным. Возможны случаи: обе составляющих управляют одной формой (для ради кого- чего), управляющий компонент - первая составляющая: из-за дома, из-под стола; управляющий компонент - вторая составляющая: по-над речкой; у) составные двух- и трехкомпонентные и соответственно двух- и трехпадежные структуры типа от чего / кого до чего / кого, за сколько времени / какое расстояние до чего / кого; в скольких единицах на юг / север от чего. Составные предлоги всегда управляют соответственно двумя-тремя существительными.
    2. Вторичные предлоги - дериваты других частей речи: существи
    тельных (вроде цветка), отглагольных форм-деепричастий (не доходя дома), прилагательных-наречий (подобно мотору), компара- тивов (ближе к вечеру). По своему составу дериваты могут быть однокомпонентными и многокомпонентными.
      1. Однокомпонентные дериваты бывают а) простыми (не осложненная форма исходной части речи) порядка двух, благодаря тебе, касательно работы; б) сложными - включающими бывший предлог в виде приставки: ввиду дождя, позади дома, поверх ковра;
      2. Многокомпонентные дериваты обязательно включают либо первообразные предлоги, либо отрицание. Дериват может включать либо один первообразный предлог: а) в препозиции к основной словоформе: с помощью ножа, в виду берега (остановиться), под началом специалистов (работать); б) в постпозиции: задолго до начала, применительно к языку, вплоть до отъезда, вслед за братом; либо два, составляющих рамочную конструкцию относительно исходной словоформы: по отношению к другу, в зависимости от погоды; отрицание может выступать как без первообразного предлога: не доходя дома, не доезжая города; так и в сочетании с первообразным предлогом: не взирая на лица, несмотря на дождь.
    1. Синтаксис предлогов.
    1. Синтагматика предлогов.
    1. Способность русского предлога присоединять к себе, помимо существительных: а) количественные, собирательные и дробные числительные: более двух, от трех до пяти, для шестерых, высотой одна десятая метра; б) инфинитив (некоторые предлоги): с целью посетить (музей), в надежде поступить (в университет), (- А как) насчет пообедать?; в) наречия: (отложить) на потом; (уйти) в никуда; (сдать) на отлично; г) междометия: (спеть) на «бис», (пройти) на «ура». Прономинализация предложных структур. В ряде случаев вместо личного местоимения: у брата - у него; - предлог использует либо притяжательное: с помощью ножа - с его помощью; либо указательное: в качестве адвоката - в этом качестве. Невозможность прономинализации в именных предложных группах со значением времени (ср.: в среду - *в нее) и состояния (ср.: в гневе - *в нем).
    2. Способность / неспособность вторичных составных предлогов «впускать» между первообразным предлогом и основной словоформой согласованное определение, ср.: (работать) в условиях кислородной недостаточности - в труднейших условиях кислородной недостаточности[§§§§§]; и: (работать) в качестве мастера по электрооборудованию - *в важном качестве мастера по электрооборудованию; возможная изофункциональность управляемого существительного и прилагательного: по соображениям экономики - по экономическим соображениям; путем эксперимента - экспериментальным путем.
    1. Позиционный потенциал предлогов: живу далеко от работы - от работы живу далеко.

    Предлог – довольно любопытная . Они выражают отношения между объектом и субъектом, и эти отношения могут быть сколь угодно сложными. Предлоги – это не только «маленькие слова» вроде «к», «по», «за», «через» и т. д., но и целые словосочетания – «в силу того что», «вследствие того что», «по случаю того что» и другие. Такие предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Естественно, что сформировались они в русском языке не сразу: своё развитие они начали в XIX – XX веке, когда всеобщую популярность получила научная и литература и средства массовой информации. Отношения между членами предложения (высказывания) в такой литературе достаточно сложные и тонкие и далеки от тех, которые используются в речи «наивных» носителей языка.

    Различные виды «новых» специфических предлогов – составные, сложные (пишущиеся через дефис: «из-за», «по-над», «из-под» и др.), производные (образованные от других частей речи: «путём», «вследствие», «в продолжение» и т. д.) ещё на рубеже XIX – XX веков ассоциировались с канцелярской и другими видами «нехудожественной» речи (например, публицистической). Корней Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» приводит любопытный пример. Один старый чиновник, вышедший на пенсию, решил заняться и попытался перевести романтическую сказку «Красная роза». Перевод в целом получился неплохой, однако язык, которым он был написан, больше напоминал канцелярский. Вот один из фрагментов: «За неимением красной розы жизнь моя разбита». В издательстве чиновнику сказали, что такие предлоги неприемлемы в романтической . Старик как будто всё понял и переделал текст: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита», сделав речь отчаявшегося героя ещё более канцелярской.

    Новый виток популярности составных предлогов пришёлся на первые десятилетия Советской власти, когда политизации подверглись все стороны человеческой жизни. Документация, отчёты, декреты, постановления, пропагандистские газеты – всё это принуждало простых людей употреблять «канцелярские» предлоги даже в бытовых разговорах.

    В современном стали востребованными такие составные , как «по части», «в деле»; они характерны для деловой речи.

    Кстати, размеры этих «непростых» предлогов, иногда, поражают: некоторые из них значительно длиннее существительных, прилагательных и глаголов. Самый длинный предлог (и одновременно союз) – «соответственно», он состоит из 14 букв. Этот предлог часто используется преподавателями, а также работодателями.

    Как запомнить написание составных предлогов

    Нередко написание составных предлогов вызывает затруднение. Например, окончание у таких предлогов, как «в продолжение», «в течение», а также у пишущегося слитно «вследствие». Эти предлоги образовались от устойчивых словосочетаний, в которых существительное стоит в винительном падеже. Все подобные существительные (ср. «приду в час», «минута в минуту») имеют значение времени, какого-то длящегося периода. Простой предлог «в» в данном случае синонимичен выражению «во время»: «В продолжение разговора (то есть во время продолжения разговора) он больше не упомянул о деле».

    В то же время в сочетаниях «в продолжении», «в течении» стоит в предложном падеже и отвечает на вопрос «где?», «в чём?»: «В продолжении рассказа (то есть в тексте) герой делает то-то и то-то».

    Предлог «несмотря на» тоже очень часто подвергается ошибочному написанию. Когда-то, в момент своего зарождения, он действительно представлял собой сочетание деепричастия с частицей «не» и простого предлога «на», поэтому писался раздельно. Но эти времена давно прошли, и предлог «несмотря на» пишется слитно.

    Некоторые ошибки поражают. «В заключении расскажу о том…» — создаётся впечатление, что говорящий сидит в или собирается сесть. Интересно, понимают ли те, кто делает подобные ошибки, смысл того, что они пишут?

    Написание производных предлогов

    Производные предлоги, образованные от словосочетаний, примыкают к составным по происхождению и сложности написания. Как правильно написать «предмет (на)подобие куба»? в данном случае следует подобрать синоним к предполагаемому предлогу: «предмет вроде куба». Смысл остаётся прежним – значит, перед нами производный предлог, который пишется слитно. А вот «задача (на)подобие треугольников» такой проверки не выдерживает: «задача вроде треугольников» — бессмыслица; значит, здесь предлог и существительное, которые пишутся раздельно (а существительное к тому же входит в состав устойчивого словосочетания – термина «подобие треугольников»). Кстати, «вроде» — тоже составной предлог. Их простым синонимом служит разговорное «типа», а также союз «как»: «предмет как куб». Этот предлог имеет своего «двойника»: «В роде Пантера семейства Кошачьих четыре вида – лев, тигр, ягуар и леопард».

    Предлог «вместо» синонимичен предлогу «за», «насчёт» — «о», «ввиду» — «из-за». Предлог «вслед» приблизительно соответствует простому предлогу «на»: «Мы смотрели вслед уходящему поезду» — «смотрели на уходящий поезд». Следует отличать эти предлоги от словосочетаний с существительными и простыми предлогами: «Положи мне деньги на счёт в банке», «мы приехали в место, которое он указал», «охотник посмотрел в след и определил, что за зверь здесь пробежал», «иметь в виду».

    Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
    Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
    Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери. В роде Ивановых все блондины
    Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
    Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
    Вследствие (=по причине, из-за) В следствие по данному уголовному делу добавлены новые документы
    Вслед :Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
    Образованные от наречий: быть внутри дома, идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др. На встречу одноклассников мы собираемся каждые десять лет

    Такие предлоги, как «внутри» и «вдоль», пишутся слитно: «что лежит внутри коробки», «вдоль дороги растут деревья». Запомнить это несложно, ведь нет слов «нутрь» и «доль», хотя в древнерусском языке, возможно, они и были. Эти предлоги образовались от наречий со значением пространства, а наречия всегда пишутся слитно. К этой же группе относится и предлог «навстречу», также образованный от наречия: «Идти навстречу ветру» (предлог), «он идёт навстречу» (наречие); однако его нужно отличать от существительного с предлогом: «мы едем на встречу выпускников».

    Почему же столько людей делают ошибки в написании предлогов? Скорее всего, дело в простой невнимательности – пишущие не осознают смысл текста или понимают его приблизительно. Каждый элемент языка имеет своё значение, и если опираться на него, можно без особого труда определить правильное написание.

    Инструкция

    Если вы учите язык с нуля, то в первое время прослушивайте не менее десяти часов различных аудиоматериалов на узбекском. Это могут быть и ускоренные курсы с переводом на руский язык и наоборот, и просто надиктованные слова, и диалоги, и аудиокниги, а также многое другое. Вы можете смотреть фильмы, мультфильмы на языке , слушать записи с радиостанций. Такой способ позволит вам быстрее привыкнуть к узбекскому языку .

    Скачайте в интернете или купите в магазине словарь. Он может быть небольшим, главное, чтобы там были самые необходимые (особенно в первое время) слова. Постарайтесь найти не просто книгу, но и аудиоприложение к ней. Таким образом, вы сможете не просто проговаривать каждое слово и запоминать его, но и слышать его правильное произношение.

    Параллельно с аудированием стоит проходить и грамматические правила. На начальном этапе необходимы будут знания порядка слов в узбекском предложении , основных предлогов, падежные формы. Стоит отметить, что изучению любого языка нужно посвящать время ежедневно. Пусть у вас будет не так много времени, но это окажется эффективнее, нежели вы проведете один урок, а потом вспомните о следующем лишь через неделю или месяц. Утановите удобное для вас расписание : например, прослушиванию книг или просмотру фильмов можно уделять время по понедельникам, средам и пятницам, а по вторникам и субботам заниматься грамматикой и работой над словарем.

    Если придерживаться установленного плана, то первые результаты станут видны уже через три-четыре недели . Вы сможете распознавать на слух отдельные слова узбекского языка, будете знать их перевод на русский язык. Примерно после месяца занятий следует перейти к другому этапу, к самостоятельному переводу предложений, а впоследствии - и целых текстов. Для этой цели скачайте какой-нибудь учебник узбекского, предназначенный для начинающих . Там можно будет найти нетрудные тексты. Для перевода пользуйтесь не только бумажным словарем, но и электронным. Так вы сможете наработать обширный словарный запас, потому что именно он является фундаментом для дальнейшего изучения языка.

    Российская история интересна и многогранна, ее знание помогает понять события и явления, имеющие место в современной жизни. Историю России можно рассматривать как учебную дисциплину или как область научных знаний, но, в любом случае, чтобы ее выучить, потребуется немало усилий и времени.

    Инструкция

    Чтобы сдать экзамен по истории России, то есть дисциплине в учебном плане школы, техникума , ВУЗа, желательно посещать уроки, лекции, готовиться к семинарам, делать конспекты, читать дополнительную литературу помимо учебника, писать рефераты , в общем, подходить ответственно к изучению предмета.

    Если дело обстоит иначе, время упущено, а до экзамена остались считанные дни, можно выучить историю, пользуясь следующими рекомендациями:- готовьтесь к экзамену по конкретным билетам и вопросам;- внимательно прочтите материал по рекомендованным учебникам;- законспектируйте ответы на вопросы экзаменационных билетов, сделайте шпаргалки , даже если не будете ими пользоваться – в процессе письма мозг запоминает информацию;- прочтите свои конспекты, акцентируя внимание на датах, личностях и ключевых событиях.

    Если вы располагаете временем и возможностью, изучение истории России можно превратить в увлекательный процесс. Для начала прочтите несколько учебников разных авторов, чтобы увидеть события, факты и явления с разных точек зрения. Помимо современных учебников ознакомьтесь с трудами известных ученых-историков: С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Л.Н.Гумилева и других.

    Чтобы составить собственное мнение и точку зрения на проблемы русской истории, обязательно изучите исторические документы: «Повесть временных лет», «Русскую правду», «Слово о полку Игореве», судебники разных лет, «Домострой», Соборное уложение 1649г., Табель о рангах, манифесты, письма государственных деятелей и т.д. Наиболее полную картину можно получить из хрестоматии по истории России, например, издательства МГУ.

    Обратите внимание на историческую литературу, рассматривающую русскую историю через призму различных эпох, правящих династий, отдельных личностей, войн и т.д. Но предпочтение отдавайте научно-исследовательским изданиям, нежели историческим романам, поскольку последние содержат много художественного вымысла.

    Кроме того, не игнорируйте документальные фильмы и телепередачи об истории России, в том числе зарубежного производства. Наглядно представленные образы исторических личностей и события способствуют лучшему пониманию и запоминанию.

    Совет 3: Предлоги в русском языке: классификация и примеры

    Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов внутри предложения. Предлог не изменяется и не является самостоятельным членом предложения. Существует три признака, по которым можно классифицировать предлоги.



    Производные и непроизводные предлоги

    По образованию предлоги делятся на производные и непроизводные. Производными называют предлоги, произошедшие от других частей речи. Например:

    Отглагольные предлоги: благодаря, несмотря на, спустя и т.д.;
    - наречные: вокруг, около, вдоль и т.д.;
    - отыменные: вследствие, в течение, по поводу и т.д.

    Простые и составные предлоги

    Простыми называют предлоги, состоящие из одного слова и пишущиеся без пробела: без, для, от, к, вследствие, оттого, около и т. д.

    Сложные (или двойные) предлоги пишутся через дефис : из-за, из-под, по-над.

    Составные - это предлоги, состоящие из двух или более слов, пишущиеся через пробел: в силу того что, в связи с, по поводу и т.д.

    Значения предлогов

    Предлоги места (пространственные): около стола, над столом, перед столом, под столом, в столе;
    - предлоги времени (временные): до обеда, после обеда, перед обедом;
    - объектные предлоги: о друге, по другу;
    - причинные предлоги: из-за грозы, ввиду непогоды, по причине болезни;
    - предлоги цели: для других, ради дружбы, на радость;
    - предлоги образа действия: без друга, с другом, по душам;
    - сравнительные предлоги: с меня, характером в мать;
    - определительные предлоги: чай (какой?) без сахара, юбка (какая?) в цветочек, дом (какой?) из дерева.

    Отличие предлогов от других частей речи

    Важно отличать предлоги от других частей речи. Так, например, предлог «благодаря» нельзя путать с деепричастием «благодаря». Сравните:

    Благодаря другу я выбрался из трудной ситуации (здесь «благодаря» является предлогом).
    Я шел по улице, благодаря Бога за новую работу (к слову «благодаря» можно задать вопрос - как? что делая? Значит, это самостоятельная часть речи, а именно - деепричастие).

    Также временной предлог «в течение» можно спутать с существительным. Сравните:

    В течение долгого времени я ждал ответа (предлог).
    В течении реки плескались маленькие сватов – «совчи», которые трижды посещали семью будущей невесты. Третье посещение означало согласие родителей девушки. Затем назначался день помолвки в доме невесты – «фотиха туй». Он происходил после того, как жених уплачивал калым и преподносил разные подарки родителям девушки. В доме жениха проводился совет, на котором решались организационные вопросы, в том числе и самой свадьбы, назначался ответственный человек, который занимался этими вопросами. В день «фотиха туй» совершался обряд разламывания лепёшки – «нон синдирар», на который приглашались самые близкие родственники обеих сторон.

    В первый день свадьбы начинается с праздничного утреннего плова. Проводятся два таких мероприятия: для женщин и для мужчин отдельно – «хотин оши» и «нахор оши» соответственно. Оба эти события сопровождаются национальной музыкой, песнями и танцами. Затем приглашают священника, который и проводит бракосочетание. Имам читает молитву для молодых – «никох», после которой в исламской традиции брак считается совершённым. Потом происходит обряд прощания невесты с семьёй. До двери дома рассыпали белую дорожку, по которой девушка должна была пройти, а затем сделать у порога поклон. Когда невеста приходила в дом, её провожали в комнату, где она будет жить. Там оставляли её вещи и приданое. В этой же комнате угощали жениха и его друзей, а затем выпроваживали других мужчин, оставляя только молодожёнов.

    Отличительные особенности современной свадьбы

    Как известно, сейчас недостаточно одной молитвы, чтобы заключить брак. Необходимо поехать в ЗАГС. Сейчас крупное празднование свадьбы, когда все гости едят и веселятся, совершается именно после гражданского бракосочетания.

    Современная свадьба обычно проходит в современных костюмах. У жениха – европейский костюм, у невесты – белое платье и фата. Тем не менее всё больше девушек сейчас стремятся к возрождению традиций и отдают предпочтение исконно узбекскому платью – это шёлковый халат, жилетка, расшитая золотом, бархатный камзол, шаровары, кокошник с вуалью и туфли с загнутыми носочками.

    Совет 5: Маленькие хитрости: как выучить словарные слова

    Каждый учитель скажет, что словарные слова – это очень важно: их знание помогает нам научиться грамотно писать по-русски. Как помочь ребенку выучить словарные слова?



    Каждая мама представляет, что такое выучить с ребенком словарные слова: их много, все они разные. Времени на то, чтобы их выучить, уходит много, а результат часто не радует. Что же делать?


    Учить, конечно. И стараться сделать так, чтобы зубрежки было поменьше, а учеба превратилась в игру. Вот несколько советов, которые могут помочь справиться со сложными, но такими нужными словарными словами.


    · Учитель выдал список словарных слов? Отлично! Подумайте, куда его можно повесить так, чтобы была возможность повторять их понемножку. Отличный вариант – на стенку в кухне, рядом с тем местом, где обычно сидит ребенок. Пусть слова всё время будут перед глазами.


    · Нет списка? Сделайте его сами, так даже лучше. Напишите 4-5 слов, которые сейчас проходят в классе, крупными буквами.


    · Прочитайте слова вслух с ребенком. Если слов задали сразу много, лучше делать это небольшими порциями – до десяти слов. Ярким маркером отметьте буквы, которые сложно запомнить. Например, в слове «ЗАЯЦ» - подчеркните «Я», «БЕРЕЗА» - отметьте «Е».


    А теперь поиграем в игры со словами.


    Первая игра, геометрическая.


    Например, нам нужно запомнить, как пишется слово «МОЛОКО». Сложные буквы – О, они круглые. Значит, нам нужно придумать что-то круглое с молоком, например, круглая банка с молоком катится с горки. Можно даже нарисовать эту банку и придумать про нее историю.


    Возьмем другое слово: «ЗАВОД». Сложная буква – А, похожа на треугольник. Значит, можно нарисовать треугольное здание завода. А если перед этим словом было слово «МОЛОКО», можно сказать ребенку, что на этом заводе разливают молоко – в круглых банках. Всё это помогает нам подключать фантазию и делать безликие слова ожившими и знакомыми.


    Вторая игра: придумываем рассказы.


    Суть игры в том, чтобы придумать словосочетания, в которых все сложные буквы будут понятными и простыми. Например, мОлоко мОкрое. В первом слове буква непонятна, а во втором – никто не ошибется, напишет О. А вот словосочетание на вторую букву: молОко в лОжке. На зАвод пойдём зАвтра. Если получится смешно – это очень хорошо: так быстрее запомнится.


    И последний совет: не откладывайте словарные слова на последний день, ведь для того чтобы слова хорошо запомнились, понадобится время.

    Источники:

    • узбекский для начинающих