Уткин г и. Металлургия цветных металлов

Портрет Е. С. Семеновой. 1816

Уткин Н.И.
Резец
13,8 х 11 (в овале)

Русский музей

Аннотация

С рисунка О. А. Кипренского

Семёнова Екатерина Семёновна (1786-1849) - знаменитая драматическая артистка Императорских театров.
Хорошо известен портрет Е. С. Семеновой в роли Клитемнестры по гравюре Н. И. Уткина с рисунка Кипренского. В гравированном варианте удивительно удачно соединены портретность и возвышенная монументальность облика знаменитой трагической актрисы. Этому способствует овальная композиция, выверенная заполненность листа изображением. Однако именно эти качества, как ни странно, привнес в изображение гравер Уткин. Он взялся за гравирование рисунка, скорее всего, после 1816 года, когда Кипренского уже не было в России. Гравер деликатно ограничил композицию овалом, отбросив тем самым незавершенную Кипренским левую часть. Слегка изменив положение руки актрисы и дорисовав некоторые детали (диадему, орнамент драпировки), он досоздал произведение Кипренского. Разделяя авторство с рисовальщиком, он подписал гравюру так: "кончил и гравировал Н. Уткин“.

Биография автора

Уткин Н.И.

УТКИН Николай Иванович (1780, Тверь - 1863, Санкт-Петербург)
Гравер. С 1785 – воспитанник ИАХ, учился у Г. И. Угрюмова и И. С. Клаубера. В 1796 удостоен малой серебряной, в 1798 - большой серебряной медалей. В 1800 получил малую золотую медаль и аттестат 1-й степени, в 1802 - большую золотую медаль. В 1803-1808 пенсионер ИАХ во Франции. Назначенный (1810), академик (1814) за портрет А. Б. Куракина с оригинала Ж.-Б. Реньо. С 1815 преподавал в ИАХ, в 1817-1850 руководил гравировальным классом. Советник ИАХ (с 1818). Член Стокгольмской, Антверпенской и Дрезденской Академий художеств.

1780, Тверь – 1863, Санкт-Петербург

Учился в гравировальном классе ИАХ (1894 - 1802) у А. Радига и И.-С. Клаубера. В 1802 получил большую золотую медаль за гравюру "Иоанн Креститель" по оригиналу А.-Р. Менгса и право пенсионерской поездки за границу. В 1803 - 1814 - пенсионер ИАХ в Париже, где занимался в мастерской Ш.-К. Бервика. В 1810 признан "назначенным" в академики за гравюру "Эней выносит Анхиза из горящей Трои" по оригиналу Доменикино. В 1814 - академика за портрет А.Б. Куракина с оригинала Ж.-Б. Реньо. С 1815 - помощник Клаубера в гравировальном классе ИАХ, в 1817 - 1850 - руководитель класса. Хранитель гравюр в Эрмитаже (с 1717), ИАХ (1843 - 1854). Советник ИАХ (с 1818). В 1840 получил звание заслуженного профессора. Член Стокгольмской, Анверпенской, Дрезденской Академий художеств.

Гравер резцом. Портретист, выполнял композиции на мифологические и библейские сюжеты, книжные украшения.

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина. С оригинала О. А. Кипренского

Портрет А. С. Пушкина Кипренский писал для одного из самых близких друзей поэта – барона А. А. Дельвига. Дельвиг заказал эту гравюру Уткина для своего альманаха "Северные цветы", в котором печатались главы "Евгения Онегина". Потом оттиск на китайской шелковой бумаге гравированного Уткиным портрета Пушкина продавался в книжных лавках по 25 рублей за экземпляр – очень большие деньги в то время. Гравюра очень нравилась и самому Пушкину. Он поместил ее во второе издание поэмы "Руслан и Людмила". С. Л. Пушкин, отец поэта, писал, что это самое лучшее изображение А. С. Пушкина.

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои, с оригинала Доминикино

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои. С оригинала Доминикино

Эней – сын Анхиза, царя племени дарданов, живших по соседству с Троей. Анхиз был возлюбленным богини Афродиты, которая и родила Энея. Во время троянской войны Эней сражался на стороне троянцев, так как греки разграбили его владения. Богиня Афродита после падения Трои помогла Энею спастись вместе с его сыном Юлом, женой Креусой и стариком-отцом Анхизом, которые и изображены на картине. Эней добрался до Италии, где его потомки потом основали город Рим. Энея римляне считали своим прародителем. Гай Юлий Цезарь возводил свой род прямо к Юлу, сыну Энея. Приключениям Энея посвящена эпическая поэма Вергилия "Энеида".

Н. И. Уткин. Портрет М. И. Муравьева-Апостола. Матвей Иванович Муравьев-Апостол – сводный троюродный брат Уткина. Был приговорен к двадцати годам каторги в Сибири за участие в попытке государственного переворота 1825 года

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Константин Николаевич Батюшков происходил из древнего знатного дворянского рода и был племянником отца Уткина – М. Н. Муравьева. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и взятии Парижа, служил адъютантом знаменитого генерала Н. Н. Раевского. В 1817 году опубликовал "Опыты в стихах и прозе". По мнению Г. Р. Державина, А. В. Жуковского, Н. М. Карамзина, он стал надеждой будущей русской поэзии. Но в 1822 году Батюшков сошел с ума. Согласно одной, основанной только на светских домыслах легенде, это произошло потому, что Батюшков осознал, что А. С. Пушкин превосходит его как поэт. Оба они были членами общества "Арзамас". Пушкин дружески относился к Батюшкову и называл его своим учителем. В ранних стихах Пушкина заметно влияние Батюшкова. Когда он сошел с ума, Пушкин посетил его, уже больного, и под впечатлением от этой встречи написал стихотворение "Не дай мне Бог сойти с ума".

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я б глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверька
Дразнить тебя придут.

По другим сведениям, Батюшков сошел с ума от несчастной любви. Он влюблялся два раза и оба раза безответно. Первый раз в девицу Мюгель – дочь хозяина дома в Риге, в котором Батюшков лечился после ранения, второй раз в Анну Федоровну Фурман, воспитывавшуюся в семье президента Академии художеств А. Н. Оленина.

Умер Батюшков после тридцатилетних мучений в Вологде и там же похоронен.

Н. И. Уткин. Медальон "Освобождение Москвы". С оригинала графа Ф. П. Толстого. Уткин выполнил серию гравюр с медальонов Толстого для альбома, выпущенного Российской академией в 1818 году

Н. И. Уткин. Портрет князя А. В. Суворова. С оригинала И. Г. Шмидта. Портрет Суворова Уткин написал в 1816 году акварелью. В 1818 году он создал на его основе одну из своих самых знаменитых гравюр

Н. И. Уткин. Портрет князя А. Б. Куракина

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Согласно легенде, гравюра была заказана Уткину президентом Академии художеств А. Н. Олениным, которому нужно было просить Аракчеева о какой-то помощи для Академии. Аракчееву очень понравилась гравюра, и он пригласил Уткина на обед, а после обеда сказал ему, что он может попросить у него все, что пожелает. Уткин так растерялся, что не нашелся и ничего не попросил у всесильного временщика.

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека. Этот портрет Уткин гравировал по заказу книгоиздателей Слениных для "Истории государства Российского" Карамзина.

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II с оригинала В. Л. Боровиковского

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II. С оригинала В. Л. Боровиковского

Эту гравюру Уткину заказал Н. П. Румянцев в память о своем отце фельдмаршале П. А. Румянцеве-Задунайском, обелиск в честь побед которого виден в глубине Царскосельского парка. Гравюра была очень популярна, она имелась и у А. С. Пушкина. Согласно легенде, именно это изображение Екатерины II помогло Пушкину, когда он писал сцену встречи Маши Мироновой с императрицей в романе "Капитанская дочка". За эту гравюру Уткина избрали членом Антверпенской и Дрезденской академий. За нее он получил золотую медаль Саксонского короля.

Рассмотрены общие вопросы металлургического производства. Описаны теория и практика производства тяжелых, легких, некоторых редких и благородных металлов (меди, никеля, свинца, цинка, алюминия, магния, титана, вольфрама, молибдена, золота) и металлургия вторичных цветных металлов. Приведены технологические схемы производства, их аппаратурное оформление, технико-экономические показатели. Большое внимание уделено безотходной технологии и экологии.
Рассчитано на специалистов различной квалификации металлургической промышленности. Может быть использовано учащимися, обучающимися в системе среднего профессионального образования, студентами вузов неметаллургических специальностей.

Металлургическое топливо.
Многие металлургические процессы осуществляются при высоких температурах и связаны с затратами тепловой энергии. Необходимые температуры достигаются сжиганием топлива или за счет использования электроэнергии.

Основные разновидности топлива имеют органическое происхождение. В состав топлива входят углерод, водород, сера, кислород и азот, присутствующие в виде различных соединений и составляющие горючую массу. Кроме того, в топливе могут содержаться вода и зола - негорючая часть топлива, состоящая из оксидов алюминия, кремния, кальция и др.

По агрегатному состоянию различают твердое, жидкое и газообразное топливо, а по способу получения - естественное и искусственное. Искусственное топливо - получают в результате направленной переработки естественного топлива.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Производство цветных металлов, Уткин Н.И., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Следующие учебники и книги.