Павлов-сильванский николай павлович.

Николай Павлович , русский историк. После окончания историко-филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906-08 читал курсы русской истории и истории русского права в учебных заведениях Петербурга. С 1907 профессор истории русского права Высших женских курсов. Был член партии кадетов.

На формирование научных взглядов П.-С. оказали влияние работы С. М. Соловьева (См. Соловьёв) и западноевропейских позитивистов. В 90-е гг. испытал воздействие социологических идей «легального марксизма», в годы Революции 1905-07 изучал сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, но воспринял историческую теорию марксизма главным образом в духе экономического материализма. Основная заслуга П.-С. состоит в том, что он доказал методом сравнительно-исторического анализа наличие в России в 12-16 вв. Феодального общества, однотипного с феодальным строем в Западной Европе («Феодализм в Древней Руси», 1907; «Феодализм в удельной Руси», 1910), который он, однако, сводил к сумме социальных и политико-юридических отношений. Часть работ посвятил преобразованиям Петра I. Одним из первых начал изучать освободительное движение и общественную мысль России 18-19 вв. (А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.).

Соч.: Соч., т. 1-3, СПБ, 1909-10; Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897.

Лит.: Шапиро А. Л., Русская историография в период империализма, Л., 1962; Черепнин Л. В., К вопросу о сравнительно-историческом методе изучения русского и западноевропейского феодализма в отечественной историографии, в сборнике: Средние века, в. 32, М., 1969; Невелев Г. А., Н. П. Павлов-Сильванский - историк декабристов, в кн.: Освободительное движение в России, сб. 1, Саратов, 1971, с. 53-69; Муравьев В. А., Лекционные курсы Н. П. Павлова-Сильванского в Высших вольных учебных заведениях Петербурга, в сборнике: Археографический ежегодник за 1969, М., 1971.

  • Биографический словарь

  • - см. в статье Павловы-Сильванские...

    Биографический словарь

  • - см. в статье Павловы-Сильванские...

    Биографический словарь

  • - см. в статье Павловы-Сильванские...

    Биографический словарь

  • -) С утра на суше - муравейник. В тумане тащатся войска. Всего заметней их роенье Толпе у Павлова мыска...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Иван Петрович. Великий русский физиолог родился в селе Кривополье бывшей Рязанской губернии. Отец его был священником. Окончив в 1864 г. духовное училище, П. поступил в Рязанскую духовную семинарию...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Иван Петрович - русский физиолог, академик. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине. В 1890-1925 - профессор Военно-медицинской академии...

    Новейший философский словарь

  • - Иван Петрович, российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы. Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения...

    Современная энциклопедия

  • - авт. нравств.-сатирич. повестей: "Жизнь и деяния Вездесуева", "Тяжба двух косых", "Карлик-горбунок", 1835-1842 гг. {Венгеров} сотрудн. старообрядч. журн. "Церковь"...
  • - советский авиаконструктор. В 1938-1940 гг. возглавлял КБ на заводе № 153 в Новосибирске. Сконструировал небольшой истребитель И-220 ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - протоиерей, писатель по пчеловодству; род. в 1806 г., ум. 4 июля 1879 г., сын протоиерея Гавриила Саввича, из дворян Слободской Украинской губернии; в 1827 г. окончил курс в Харьковском Коллегиуме...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950-1953 у В. А. Барабашева в Харькове...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Николай Иосифович, Харьков) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера. Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Николай Павлович, русский историк...
  • - русский историк...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский историк, профессор. Обосновал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западно-европейским феодализмом...

    Большой энциклопедический словарь

"Павлов-Сильванский" в книгах

ПАВЛОВ

Из книги Павлов автора Поповский Александр Данилович

ПАВЛОВ Ефиму Ивановичу Смирнову дружески посвящаю свой труд. Он был до некоторой степени левшой. Только до некоторой степени. Взявшись левой рукой за скальпель или пинцет, он тут же отдергивал ее, чтобы уступить первенство правой. Проходило немного времени, и неизменно

И. П. Павлов

Из книги Улыбка фортуны автора Мюге С Г

И. П. Павлов В тоталитарных странах любят создавать авторитеты. Если из рабочей среды можно просто, ткнув наугад пальцем, выбрать Стаханова или Марию Демченко, то в науке желательно выбрать личность, всемирно известную. Выбор властей пал на И. П. Павлова, лауреата

М. Г. Павлов

Из книги Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова автора Иванова Татьяна Александровна

М. Г. Павлов В одном из писем тетке Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов упоминает инспектора Павлова. «Я продолжал подавать сочинения мои Дубенскому, – пишет Лермонтов-пансионер, – а Геркулеса и Прометея взял Инспектор, который хочет издавать журнал, Каллиопу

Павлов

Из книги Законы успеха автора

Павлов Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным

ПАВЛОВ

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

ПАВЛОВ Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904). Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и

Павлов, И. Ф.

автора Щеголев Павел Елисеевич

Павлов, И. Ф. ПАВЛОВ, Иван Фед., портной. IV, 102.

Павлов, Н. А.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Павлов, Н. А. ПАВЛОВ, Никол. Ал-др., дворянин и крупн. землевлад. Сарат. губ. Женат первым браком на Над. Ал-др. Ветчининой, по втор. браку Погуляевой, и вторым на гр. Елене Павл. Шуваловой, ур. Демидовой, дочери Павл. Павл. Д., кн. Сан-Донато, и его жены Елены Петр., ур. кн. Трубецкой.

ПАВЛОВ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ПАВЛОВ Одна из самых распространенных русских фамилий – на семнадцатом месте. Происходит от столь же распространенного имени Павел (в переводе с латинского – ‘маленький’). Производных, уменьшительных форм у этого имени множество, потому и «родственных» фамилий

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Павлов-Сильванский Николай Павлович Павлов-Сильванский – Николай Павлович, род. в 1869 г. По окончании курса в спб. унив., по историко-филологическому факультету, в 1892 г. был оставлен при университете и поступил на службу в министерство иностранных дел. Напечатал отдельно

Павлов-Сильванский Николай Павлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

ПАВЛОВ

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

ПАВЛОВ Иван Петрович Павлов (1849–1936) – русский физиолог, академик Петербургской Академии наук и АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1904).* * * Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым,

ПАВЛОВ

Из книги Секретные протоколы, или Кто подделал пакт Молотова-Риббентропа автора Кунгуров Алексей Анатольевич

ПАВЛОВ Почему-то никому из историков не пришло в голову побеседовать со свидетелем, а точнее, участником московских переговоров - переводчиком Молотова и Сталина Владимиром Николаевичем Павловым. Лишь писатель Владимир Карпов, известный своей страстью к жареным фактам

ЭТО - ПАВЛОВ!

Из книги Газета Завтра 458 (36 2002) автора Завтра Газета

ЭТО - ПАВЛОВ!

Из книги Газета Завтра 457 (35 2002) автора Завтра Газета

ЭТО - ПАВЛОВ! Владислав Шурыгин 26 августа 2002 0 35(458) Date: 27-08-2002 Author: Владислав Шурыгин ЭТО - ПАВЛОВ! Писать о генерал-полковнике Виталии Егоровиче Павлове трудно. Трудно потому, что масштаб его личности, его мощь требуют очень точных слов, слов, чуждых экзальтации,

И. П. Павлов

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

И. П. Павлов Советский ученый, академик, создавший учение о высшей нервной системе и ее деятельности, оставался до конца своей жизни глубоко верующим в Бога человеком, посещал церковь и оказывал ей материальную поддержку. Один из учеников и последователей Павлова пишет.

Среди представителей либеральной историографии в Рос­сии периода империализма своими прогрессивными взгляда­ми и самостоятельностью в решении вопросов отечественной истории выделяется Николай Павлович Павлов-Сильванский (1869-1908).

Он родился 1 февраля 1869 г. в Кронштадте, где отец его служил врачом 2-го флотского экипажа. С 1875 по 1884 гг. семья жила в Омске, где будущий историк начал учиться в подготовительном классе гимназии. С детства мальчик увлекался самостоятельным чтением и поэзией. Любовь к художе­ственному слову Николай Павлович пронес через всю жизнь. До конца своих дней он писал стихи.

В 1884 г. семья Павлова-Сильванского окончательно пере­езжает в Петербург, где Николай Павлович переходит в VI класс гимназии при Петербургском историко-филологическом институте. Недостаточная подготовка в Омске привела к тому, что Павлов-Сильванский остался на второй год. Неудачи воз­будили настойчивость, и Н. П. Павлов-Сильванский начинает усиленно заниматься, выдвигается в первые ряды и кончает курс с медалью.

В гимназические годы, а затем в студенческие он настой­чиво занимается литературой, пишет рефераты, увлекается Достоевским, Чеховым, Тургеневым, знакомится с эволюционным учением Ч. Дарвина. Можно было думать, что Нико­лай Павлович займется историей литературы, но взяли верх иные интересы: он стал историком, теоретиком феодализма.

В 1888 г. Н. П. Павлов-Сильванский поступил на исто­рико-филологический факультет Петербургского универси­тета, который закончил в 1892 г. Здесь студент Павлов-Сильванский слушал лекции К. Н. Бестужева-Рюмина, С. Ф. Платонова, В. И. Сергеевича. В студенческие годы он увлека­ется социологией, изучает труды Г. Т. Бокля, О. Конта, Г. Спенсера и др. Философские взгляды Николая Павловича не были унаследованы от этих социологов. В своих рассуждениях о влиянии трудов Бокля на взгляды С. М. Соловьева Николай Павлович допускает элемент критики мировоззрение Бокля. Как видно из его философских выписок, Павлов-Сильванский был знаком с известной работой Г. В. Плехано­ва «О развитии монистического взгляда на историю» и оце­нивал ее положительно.

Интересно то обстоятельство, что, слушая лекции К. Н. Бестужева-Рюмина. Павлов-Сильванский не стал его после­дователем ни по выбору тематики, ни тем более по своим ис­торическим воззрениям. Огромное влияние оказала на миро­воззрение Павлова-Сильванского юридическая школа в лице В. И. Сергеевича. Но Николай Павлович не был подражате­лем, а взял только метод юридического исследования, кото­рый составляет сильную сторону его труда «Феодализм в Древней Руси».

Основой теоретических представлений историка стала идея, внутренней закономерности, связанной с социологиче­ским направлением.



После окончания Петербургского университета Н. П. Павлов-Сильванский был оставлен на кафедре русской исто­рии для подготовки к профессорскому званию. В это время он познакомился с А.. Е. Пресняковым (1870-1929), с кото­рым будет дружить всю жизнь, потому что они были едины и во взглядах на русскую историю.

Николай Павлович стал готовиться к магистерским ис­пытаниям и одновременно, испытывая материальные затруд­нения, поступил на службу в Министерство иностранных дел по Департаменту внешних сношений, а с 1899 г. по Государ­ственному архиву, где в должности старшего делопроизводи­теля был помощником директора архива. Павлов-Сильванс­кий был даже награжден 4 иностранными орденами, в том числе высшим французским и турецким. А вот за что - неиз­вестно.

В 1895 г. на первом же магистерском экзамене Н. П. Павлова-Сильванского провалили, причем по той проблеме, по которой он впоследствии станет крупнейшим специали­стом - по истории русского феодализма. Есть предположе­ние, что провал на экзамене был связан с расхождением в оценках с В. И. Сергеевичем - представителем государст­венно-юридической школы. Эта неудача отсрочила выступ­ление Павлова-Сильванского в качестве преподавателя в высшем учебном заведении. Его научная деятельность замкнулась в архиве. Доку­менты наталкивали на новые темы. По долгу службы Николай Павлович принял участие в составлении «Очерка исто­рии министерства иностранных дел. 1802-1902 гг.» (1902), был главным редактором и автором очерка «Эпоха Нессель­роде» (1902). Историк дал цельный очерк внешней политики России в первой половине XIX в. Лишь за год до смерти, в 1907 г., его избрали на кафедру истории русского права на высших курсах в Петербурге.

Умер Н. П. Павлов-Сильванский очень рано, трагически, от скоротечной холеры, находясь в расцвете творческих сил. Единственный сын историка погиб в 1943 г. в блокадном Ле­нинграде.

Общественно-политические и философские позиции ис­торика проделали серьезную эволюцию. Являясь формально членом кадетской партии, он, под влиянием событий 1905 г., все более склоняется на сторону революционного демокра­тизма. Несколько раз Н. П. Павлов-Сильванский ездил по делам службы в Вену, Рим, Париж, Лондон, сблизился с бу­дущим советским дипломатом Е. В. Чичериным, с которым вел переписку. Много занимался философией, испытал влия­ние марксизма и даже задумал работу «Идеи исторического материализма у русских историков».

Н. П. Павлов-Сильванский являет собой вторую сторону развития буржуазной историографии в начале XX в., проти­воположную П. Н. Милюкову. Николай Павлович являлся передовым, прогрессивным ученым, давшим ряд оригиналь­ных построений. На историческую концепцию Н. П. Павло-ва-Сильванского оказал влияние Еизо, особенно последние тома его «Истории английской революции», в которых дает­ся обоснование необходимости во Франции блока буржуазии и дворянства. Николай Павлович испытал также воздействие историков-романистов, прежде всего Фюстель де Куланжа, историков-германистов (Е. Вайц, Е. Маурер). Многие инсти­туты феодально-удельной Руси характеризуются Павловым-Сильванским почти так же, как их освещают на материалах европейского феодализма названные ученые.

В изучении русской истории, в частности, в оценке пет­ровских преобразований, Павлов-Сильванский находился под влиянием С. М. Соловьева, которому отводил решаю­щую роль в развитии исторической науки в России. Но в трудах Соловьева Павлов-Сильванский берет не государственную теорию, которая нравилась В. О. Ключевскому, а затем П Н Милюкову, а глубокий историзм, стремление С. М. Соловьева к раскрытию внутренней закономерности истори­ческого развития. Историк отделяет С. М. Соловьева от К. Д. Кавелина и глубоко воспринимает мысль Сергея Михайло­вича о единстве закономерности исторического процесса развития России и Запада, противопоставляет его теорию славянофильскому учению о самобытности истории страны.

Прогрессивность исторических построений Павлова-Сильванского позволила ему выявить противоречия в иссле­дованиях В. О. Ключевского, так, он противопоставляет «Боярскую думу» «Курсу русской истории». Николай Павло­вич считал, что анализ фактического материала в «Боярской думе» раскрывал против воли автора основы феодального строя Древней Руси.

С этих же позиций историк критикует П. Н. Милюкова, выступая против его «теории контрастов».

В центре всех исследований Н. П. Павлова-Сильванского находилась проблема феодализма в России как единая зако­номерность с Западной Европой. Вторая тема - история ре­форм Петра I, она также сближала историю России с Запа­дом. И, наконец, третья тема изысканий историка, которой он занимался в конце своей жизни, - история революцион­ного освободительного движения и общественной мысли в России.

Главным делом своей жизни Павлов-Сильванский счи­тал работу над социальным строем удельной Руси, над рус­ским феодализмом. Ученый начал со статьи «Западничество - патронат», затем в журнале министерства народного просвещения появились его публикации «Иммунитет в удельной Руси», «Феодальные отношения в удельной Руси». Затем вышла книга «Феодализм в Древней Руси» (СПб., 1907). Эти изыскания внесли новую теорию в отечественную историографию.

Завершающим трудом по истории русского феодализма явился «Феодализм в удельной Руси», который был завершен другом Павлова-Сильванского А. Е. Пресняковым, разде­ляющим убеждения автора. Пресняков закончил исследова­ние по рукописным материалам и наброскам и написал свое предисловие. Монография вышла в 1910 г. после смерти Ни­колая Павловича. В ней автор рассматривает правовую сторону феодализма - феодальные институты, правовые нормы. Ученый определяет феодализм как соединение крупного землевладения с политическим господством, на базе чего соз­дается иерархия власти.

Но сущность взглядов Павлова-Сильванского состоит не в этом. От этих внешних формальных элементов историк идет к раскрытию внутреннего содержания самих обществен­ных отношений.

Во-первых, исследователь расходится с государственной школой в понимании юридической нормы. Как известно, представители государственно-юридической школы видели содержание исторического процесса в законе и в правовом институте, которые творят историю и организуют общест­венные отношения. Н. П. Павлов-Сильванский видел в пра­вовой норме лишь проявление общественных отношений, их закрепление, для него правовая норма есть исторический ис­точник для изучения общественных отношений. Он выдвига­ет задачу исследования права сравнительным методом. Ис­торик сравнивает русское право с германским и приходит к выводу об их сходстве. Николай Павлович упрекает русских историков в том, что те редко пользовались сравнительным методом, поэтому и говорили о своеобразии русского исто­рического процесса и права, в частности. Ученый же придер­живается другого мнения по этому вопросу: «Есть, однако, в нашей древности одна область, в которой русские порядки так разительно сходны с немецкими и другими, что наши ис­торики, вопреки господствующему направлению нашей ис­ториографии, не могли не остановиться на сравнительном их изучении». Это область древнейшего русского уголовного, гражданского права и судопроизводства, где существовали общие для многих народов институты: а) в уголовном праве: кровная месть, вира, денежные пени за телесные поврежде­ния; б) в судопроизводстве: испытание водой и железом, в поле: судебный поединок, свод, послухи - соприсяжники; в) в гражданском праве: покупка и умыкание жен, право ро­дового выкупа земельной собственности, рабство неоплатно­го должника, право наследства и т. п.

На основе сравнительного метода Павлов-Сильванский пришел к следующим выводам. Во-первых, сходство славян­ского и, в частности, русского права с германским и др. объ­ясняется не заимствованием, а общим происхождением, и сходное развитие их - результат одинаковых первобытных условий жизни. Во-вторых, восточнославянское право из всех других прав наиболее сходно с германским. Речь идет о том, что одинаковые условия общественной жизни людей вызы­вают одинаковые нормы права. В этом суть взглядов историка, стоящего на точке зрения закономерности исторического развития.

Н. П. Павлов-Сильванский находит сходство германско­го и русского народов даже в обычном праве и приходит к важному выводу о том, что не законы создают общественные отношения, а формируют определяющие их юридические нормы, - обычай складывается раньше закона, общество стоит раньше государства. Это утверждение было прямым выступлением против государственной школы.

Павлов-Сильванский критикует немецкого историка Вайца, по мнению которого иммунитет был создан волею верховной власти, причем общий законодательный акт заме­нен длинным рядом отдельных частных актов - иммунитетных дипломов.

В основе возникновения иммунитета историк видел крупное феодальное землевладение. Он говорит, что княже­ские и боярские убийцы имели в своей основе борьбу за зе­мельные владения. Далее Павлов-Сильванский развивает мысль о том, что иммунитет крупных землевладельцев явился основой для узурпации ими верховной власти. Но он подчер­кивает это в отношении Западной Европы, делая оговорку о Русском государстве: «Этого последствия у нас иммунитет не имел». Окняжение земель у нас предотвратило узурпацию власти боярами. На Руси, как и на Западе, вследствие одина­ковых причин земля неудержимо распадалась на мелкие са­мостоятельные княжества.

Вполне понятно, что Павлов-Сильванский не мог дойти до научного понимания причин феодальной раздробленности и образования государства. Он хотя и признавал приматом материальные условия, все же окончательно не мог отойти от юридической схемы построения своего исследования. Ученый поставил проблему феодализма как проблему борьбы общи­ны и боярщины.

Община - основа первоначального, дофеодального строя, она - конкретная историческая форма общественного строя. Павлов-Сильванский отмежевывается от превращения общины в формально-юридическое понятие, в продукт госу­дарственного законодательства, как это было у Б. Н. Чиче­рина. В понимании историка община вступает как определенная стадия общественного развития. Общину автор ста­вит в один ряд с полицкой вервью у западных славян, с мар­кой - древних германцев. На это тождество указал еще Ф. Энгельс.

Община - это первый период русской истории до XII в., когда господствовал мирской строй. Второй период истории России - с XII до XVI в., когда центр тяжести отношений переходит от мира к боярщине. Мирское самоуправление сохраняется в ослабленном состоянии.

Боярщина - непосредственная основа и содержание феодального строя. Она выходит за рамки юридического по­нимания. Боярщина соединяет крупное землевладение с по­литической властью и с мелким крестьянским хозяйством и вводит в понимание феодально-зависимых отношений смер­да, холопа и т.д. Источник этой зависимости историк видит в насильственном захвате земли военно-служилой боярской верхушкой и наследственном отчуждении общинных земель, закабалении свободных людей. Установление феодальных отношений происходит в результате насильственной борьбы боярщины с общиной. Н. П. Павлов-Сильванский близко подходит к теории внеэкономического происхождения фео­дальной зависимости, раскрытию сущности феодального строя.

Третий период русской истории - - XVI - первая поло­вина XIX вв., когда основным учреждением является госу­дарство.

Мир, боярщина, государство - вот схема исторического развития России.

Историк не мог окончательно отойти от старой схемы. Например, он отождествляет феодализм с феодальной раз­дробленностью, с удельным периодом, в то время как бояр­щина имела место и в Киевской Руси.

Павлов-Сильванский внес и существенно новое. Так, торжество государства связывается им с опричниной, в ре­зультате которой упал «политический феодализм», но соци­альная основа его сохранилась без изменения. Историк отде­ляет политическое от социального.

В третьем периоде истории России (XVI - первая поло­вина XIX в.) внимание Н. П. Павлова-Сильванского при­влекли прежде всего реформы Петра I. Этому вопросу он по­святил ряд публикаций: «Граф П. А. Толстой», «Посошков», «Новое о Посошкове», «Мнения верховников о реформах Петра Великого», «Исторические письма», «Смутные время в начале столетий. 1605-1705-1805 гг.» и такой извест­ный труд, как «Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (1897). Здесь подробно рассмотрены проек­ты Федора Салтыкова, Алексея Курбатова, Конона Зотова и др. Опубликованы и тексты проектов.

Исследователь дал новую оценку эпохи Петра I в общем ходе русской истории, внося поправки в схему С. М. Соловь­ева. Принимая теорию «органического» развития отечест­венной истории, ученый делает из нее логический вывод: «Идя дальше по пути Соловьева, мы можем теперь на осно­вании новых исследований о петровской реформе устано­вить, что и европеизация, так же, как и норманны и монголы, не составляет основного явления нашего исторического раз­вития». По мнению Павлова-Сильванского, петровская ре­форма не перестроила старое здание, а дала ему новый фасад, поэтому историю России никак нельзя делить на две эпохи: допетровскую и петровскую, как это делали прежде. Время Петра I есть только один из этапов развития государства но­вого времени, которое в основных своих устоях сложилось у нас в XVI в. и просуществовало до середины XIX в. Историк тесно связывает в один период XVII-XVIII вв. и часть XIX в.

Павлов-Сильванский анализирует реформы Петра I и реформы 1861 г. и считает, что нельзя их сравнивать. Преоб­разования Петра Великого не привели к радикальным изме­нениям в социальном строе России, напротив, способствова­ли усилению крепостничества, в то время как реформа 1861 г. знаменовала собой победу капитализма в стране.

Н. П. Павлов-Сильванский не согласен с П. Н. Милюко­вым в вопросе о петровских преобразованиях. В противовес Милюкову он делает следующие выводы: 1) реформы отвеча­ли требованиям времени; 2) не признавая в реформах корен­ную ломку, следует видеть в них большое значение в общем развитии России, которая была возведена в ранг европейских государств; 3) необходимо выделить положительное значение и личности Петра I.

История русского освободительного движения также нашла отражение в трудах историка.

Заслугой Павлова-Сильванского является то, что он впервые подготовил и опубликовал полностью произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», следственные дела о декабристах. Именно Павлов-Сильванс-кий назвал А. Н. Радищева первым русским революционе­ром. В основном ученый верно оценил историческое значение и направленность труда Радищева, который выражал протест против самодержавия и крепостничества, но все же умалил оригинальность работы заявлением, что «Путешествие...» было отражением идей французских просветителей.

Павловым-Сильванским написан ряд изысканий о де­кабристах, особенно историк интересовался историей Южно­го общества и его руководителем П. Пестелем, которому по­святил специальную публикацию «Политическая программа Пестеля». Оценка движения декабристов носит противоречи­вый характер. С одной стороны, Павлов-Сильванский, вслед за А. И. Герценом, называет декабристов революционерами, отмечает мужество и самоотверженность наиболее выдаю­щихся деятелей, особенно П. Пестеля, в то же время историк преувеличивает влияние на декабристов французской просве­тительской литературы, недооценивает национальные осно­вы движения декабристов.

Внимание ученого привлекла деятельность революцио­неров-демократов А. И. Герцена и В. Г. Белинского. В статье «Герцен - изгнанник» Павлов-Сильванский довольно объ­ективно показывает воззрения революционера-демократа: вера в общину, в возможность миновать капитализм в Рос­сии. Историк считает Герцена великим трибуном свободы. В незавершенной статье о В. Г. Белинском Павлов-Сильванс­кий называет его «святым» в противовес консервативному публицисту Суворину.

Кроме разработки крупных исторических проблем, уче­ный опубликовал ряд публицистических статей, в которых дал оценку современных ему событий. Являясь свидетелем «кровавого воскресенья» 9 января 1905 г., он в статье «Что они делают, что они делают?» осуждает расстрел мирной де­монстрации в Петербурге. В газете «Наша жизнь» Павлов-Сильванский сделал публикации по вопросам внешней поли­тики России начала XX в.: «За кулисами внешней политики», «Оскорбленный патриотизм». В них автор оценивает русско-японскую войну 1904 г. как захватническую с обеих сторон, в отличие от других буржуазных историков и политиков. По­сле событий 1905 г., когда происходит «полевение» взглядов Павлова-Сильванского, историк начинает интересоваться деятельностью левых партий в России. Сохранились черно статей о партиях социалистов-революционеров и социал-демократов.

4. «Легальный марксизм» в русской историографии (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский)

Особое ответвление буржуазной историографии - это работы «легальных марксистов» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булга­ков. П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др.). Это на­правление еще в 90-х годах XIX в. было определено как от­ражение марксизма в буржуазной литературе. В. И. Ленин не раз отмечал быстрый разрыв его вождей с марксизмом, стре­мительную эволюцию вправо к либерализму. Н. А. Бердяев стал сторонником «Христианского экзистенциализма», в его изысканиях царили пессимизм, выводы о «конце истории». С. Н. Булгаков, еще в 90-х годах признававший в письмах Г. В. Плеханову слабость и ограниченность нападок Э. Бернштеина на материалистическое понимание истории, уже через несколь­ко лет сделался защитником идеализма.

«Легальные марксисты» брали от марксизма положение о неизбежности и прогрессивности капитализма в России. Но если для марксистов капитализм был этапом в историческом развитии, то для «легальных марксистов» он являлся конеч­ной целью. Однако и в вопросе о развитии капитализма эти историки только прикрывались марксистскими фразами, а, в сущности, стояли на позициях экономического материализма и позитивизма, а не марксизма. Признавая принцип истори­ческой обусловленности только в отношении экономическо­го строя, «легальные марксисты» считали, что общественные и политические отношения развивались сами по себе, незави­симо от экономических отношений. Исключая вопрос о борьбе с настоящими противоречиями, «легальные марксис­ты» лишали марксизм действенного начала. Их политика строилась на соглашении с самодержавием на почве буржу­азных реформ.

В исторической науке «легальные марксисты» выделяли две проблемы: 1) экономическое развитие (капитализм); 2) государственный строй. Однако обе проблемы были ото­рваны одна от другой. Главная цель, которая ставилась «легальными марксистами» - упрочение капиталистических порядков, а не преодоление их. П. Б. Струве призывал признать российскую некультурность и пойти на выучку к за­падному капитализму.

Из всех «легальных марксистов» крупнейшими исследо­вателями истории России были П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановский.

П. Б. Струве (1870-1944 ). Русский экономист, философ, историк, публицист. Теоретик «легального марксизма», один из лидеров кадетской партии. Он редактировал журнал «Освобождение», «Русскую мысль», был участником сборни­ка «Вехи» (1909).

II. Б. Струве прошел путь от формальной принадлежности к социал-демократии (90-е годы) до самого крайнего национализма (1905 г.), до белой эмиграции после окончания гражданской войны.

П. Б. Струве брал «экономическое вне социального», считая определяющим в историческом развитии не производ­ственные отношения, а обмен. Он снимал внутренний анта­гонизм капиталистического строя, отвергал его основные классовые противоречия. Историк игнорировал классовую борьбу и социальную характеристику общественного строя. В работах Струве разрывается связь между экономической структурой общества и государством, которое рассматрива­лось им как организация порядка. Все вопросы государства, по его мнению, необходимо решать не путем революции, а через мирные преобразования. Эти положения изложены в книге «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894), которая положила начало нападкам на марксизм.

В 1899 г. П. Б. Струве выступил с работой «К вопросу о рынках при капиталистическом производстве», в которой показал свои методологические позиции. Он выступил с принципом противопоставления «экономических» и «социо­логических» категорий, пытался подчинить марксизм нео­кантианству.

В 1913 г. П. Б. Струве опубликовал капитальный труд «Крепостное хозяйство. Исследования по экономической ис­тории России XVIII и XIX вв.». Здесь он формулирует тео­рию врастания «крепостного хозяйства в капитализм». Автор выдвинул идею о феодальном хозяйстве как носителе торго­вого капитала и первоначального накопления. Крепостное хозяйство историк считал не тормозом, а двигателем эконо­мического прогресса. Противоречие крепостной системы, по его убеждению, носит не классовый, а экономический характер, как противоречие между помещичьим и крестьянским хозяйством. При этом прогрессивная роль, по мнению Струве принадлежит не крестьянскому, а помещичьему хозяйству. Натуральное хозяйство автор видит только в крестьянстве, поэтому освобождение крестьян в 1861 г. считает преждевре­менным. По мнению Струве, крупное поместное хозяйство представляло более стройную систему, оно выступало в каче­стве регулятора сельскохозяйственного рынка. До тех пор пока не будет развит сельскохозяйственный рынок, отмена крепостного права поспешна. Если Россия и была спасена от «натуральной» реакции, то из-за железнодорожного строи­тельства. Реформу 1861 г. П. Б. Струве рассматривает как акт государственной политики. Государство выступает у него в качестве творца истории. Исследователь тем самым все более смыкается с государственной школой.

В политической истории России Струве пытался пред­ставить А. И. Герцена и все освободительное движение в удобном для либерализма виде. Историк упрощенно понимал историю народовольчества, идеализировал в духе славяно­фильства историю земских соборов, чем вызвал возражения даже П. Н. Милюкова на страницах струвистского журнала «Освобождение».

Немало исторических сочинений принадлежит перу «легального марксиста» М. И. Туган-Барановского (1865 -1919). Его защита прогрессивности капитализма была под­вергнута критике со стороны ссыльных марксистов в Сиби­ри. В годы гражданской войны Туган-Барановский являлся министром финансов Центральной рады. Широкую извест­ность получили книги историка о кризисах и развитии фаб­рики, особенно «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898). Он проводил ревизию марксизма в рамках экономиче­ской истории русского капитализма.

Как и все «легальные марксисты», М. И. Туган-Барановский шел по линии противопоставления экономических и социальных категорий. «Экономизм» исследователь брал в основу своих исторических построений. Марксову анализу последовательной смены мануфактуры фабрикой он проти­вопоставлял доморощенное и ненаучное понимание стадий развития капитализма. Причины отсталости России автор «Русской фабрики» видел в русской некультурности, проти­воречия крепостной эпохи рассматривал как разногласия между верхушечными классами в борьбе за экономическое господство. Исторические труды М. И. Туган-Барановского изобилуют фактическими ошибками. Он создал противоре­чившую действительности теорию распада «фабрики» на кустарные избы в 40-х гг. XIX в., «победы» мелкого кустар­ного производства над фабрикой, мануфактуру XVIII в. смешивал с фабрикой, на ошибочность чего указывал В. И. Ленин в труде «Развитие капитализма в России».

М. И. Туган-Барановский осветил историю русской фаб­рики с периода правления Петра I. Историк считал, что уже при нем возникли капиталистические предприятия, поэтому главная цель борьбы рабочих - освобождение от крепост­нической зависимости, от земли.

Кризисы при капитализме Туган-Барановский рассмат­ривал не как продукт анархии капиталистического производ­ства, а как результат экономического прогресса. Кризис за­ключался во временном превышении предложения над спросом, и каждый раз разрешался расширением рынка. Расшире­ние же рынка совершается автоматически самим ростом ка­питализма. Таким образом, противоречия капитализма, по мнению Туган-Барановского, были экономическими, а не социальными, поэтому решение их следует искать не в клас­совой борьбе, а в экономическом развитии. Историк не по­нимал проблемы генезиса русского капитализма, не уяснил его предыстории и истории. К положительным сторонам его работы «Русская фабрика» следует отнести богатый фактиче­ский материал о развитии промышленности в России в XVIII-XIX вв.

Классовую борьбу всех времен М. И. Туган-Барановский называет «смутой», противопоставляя ей организующую роль государства. Он против революции как анархии. Автор одобряет реформу 1861 г. и манифест 17 октября 1905 г., ко­торые ведут к победе капитализма.

39. Николай Павлович Павлов-Сильванский и его вклад в изучение аграрной проблематики (1869 – 1908).

Представитель либерального направления. Отмечал общности исторического развития западной Европы и России. Обратил внимание на петровское преобразования; революционное движение в России.

Работы: «проект реформ. Записки современников Петра Великого», «феодализм в древней Руси» - основная работа, «феодализм в России», «история министерства иностранных дел». Торжество государства связано с опричниной, т.к. из-за нее упал феодализм, и власть государства выросла.

Отделяет политическое от социального. Внимание к реформам Петра «Граф Толстой», «Посашков», «мнение верховников о реформах Петра» и т.д.

С его точки зрения европеизация не составляет магистрального пути России. Реформы Петра не перестроили «старое здание», а дали лишь «новый фасад», следовательно нельзя делить историю Росси на два этапа: до Петра и после.

Он осудил революцию 1905 года. После революции у него появляется интерес к левым партиям.

Николай Павлович Сильванский (Павлов-Сильванский) (1869-1908) был одним из крупнейших российских историков конца XIX - начала XX веков. На формирование его научных взглядов большое влияние оказали работы С. М. Соловьева. В 90-х годах он испытал влияние социологических идей легального марксизма, однако воспринял историческую теорию марксизма главным образом в духе экономического материализма. Творчество Павлова-Сильванского развивалось в период, когда произошла дифференциация политических направлений, и идеологическая борьба приобрела чрезвычайно резкие формы. В этих условиях Н. П. Павлов-Сильванский оказался одним из немногих историков, кто честно попытался дать ответ на возникшие актуальные вопросы, связанные с определением путей развития России на революционном переломе. Такая попытка неизбежно вела к пересмотру устаревших историографических представлений, к критике господствовавших схем исторического прошлого страны.

Н. П. Павлов-Сильванский создал новую схему русского исторического развития, одну из последних схем в русской буржуазной историографии: в своей ключевой работе - «Феодализм в Древней России» он доказал методом сравнительно-исторического анализа наличие в России в XII-XVI веках феодального общества, однотипного с феодальным строем в Западной Европе. Как отмечал Павлов-Сильванский, на Руси присутствовали все три характерные начала феодализма, выделенные ещё в знаменитом определении Гизо, - и условность землевладения, и связь власти с землевладением, и иерархическое деление. То же, что боярин мог служить не тому князю, у которого брал землю, особая трансформация боярского иммунитета, иной характер феодальной иерархии, и то, что далеко не все княжества были связаны меж собой договорами, как то было с западными сеньериями - всё это не более, чем нюансы, особенности русского феодализма, отнюдь его не отменяющие. Обоснованная Павловым-Сильванским теория русского феодализма не только ставила на научную почву изучение средневековой Руси, но и вела к существенным политическим выводам, утверждая общность исторического процесса в России и в Европе.

Сильванский Н. И.

Николай Иосифович (р. 23 XII 1915 (5 I 1916), Харьков) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. консерваторию у Я. В. Флиера (фп.). Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове. В 1944-54 солист Харьковской филармонии. С 1947 преподавал в Харьковской консерватории и муз. уч-ще, с 1954 - в Киевской консерватории (с 1963 доцент). Автор балетов "Необычайный день" (1963, Киев), "Мальчиш-Кибальчиш" (1977, там же), симфонии (1966), 7 концертов для фп. с оркестром (1956-80; 5-й - "Украинский", 6-й - "Октябрь"), концертов для трубы (1967), для баяна (1975) с оркестром, разл. камерно-инстр. ансамблей (в т.ч. струн. квартета "Пастели", 1981), произв. для фп. (3 сонаты, 24 прелюдии, циклы пьес), для голоса с фп. (вок. циклы на сл. С. А. Есенина, Р. Бёрнса).


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Сильванский Н. И." в других словарях:

    - (Павлов Сильванский) протоиерей, писатель по пчеловодству; род. в 1806 г., ум. 4 июля 1879 г., сын протоиерея Гавриила Саввича, из дворян Слободской Украинской губернии; в 1827 г. окончил курс в Харьковском Коллегиуме; в 1831 г. служил… …

    - (1915 1978) советский авиаконструктор. В 1938 1940 гг. возглавлял КБ на заводе № 153 в Новосибирске. Сконструировал небольшой истребитель И 220 (ИС) … Большая биографическая энциклопедия

    Род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950 1953 у В. А. Барабашева в Харькове. В 1944 1953 солист Харьковской обл. филармонии,… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. Николай Павлович Павлов Сильванский … Википедия

    Николай Павлович , русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906… …

    Русский историк. После окончания историко филологического факультета Петербургского университета работал в МИДе (с 1892), с 1899 в Государственном архиве МИДа. В 1906 08 читал курсы русской… … Большая советская энциклопедия

    Николай Павлович (1869 1908), российский историк. Доказывал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западноевропейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 … Современная энциклопедия

    - (1869 1908) российский историк, профессор. Обосновал наличие в русской истории феодального периода, однотипного с западно европейским феодализмом (Феодализм в Древней Руси). Исследования по истории реформ Петра I, общественной мысли 18 19 вв.,… … Большой Энциклопедический словарь

    Биографический словарь

    См. в статье Павловы Сильванские (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.) … Биографический словарь

Книги

  • Феодализм в древней Руси. , Павлов-Сильванский Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1907 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…
  • Иммунитеты в удельной Руси. , Павлов-Сильванский Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1900 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Краткая биография. Родился в Кронштадте, где его отец служил в то время врачом во 2-м флотском экипаже. Учился в Омской гимназии, затем в гимназии при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге, которую окончил с медалью. В гимназические годы увлекался художественной литературой, поэзией и историей, писал стихи. В 1888 – 1892 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, Павлов-Сильванский застал в Петербургском университете К. Н. Бестужева-Рюмина и В. И. Сергеевича, которых обычно и называют его учителями. Через лекции К. Н. Бестужева-Рюмина Павлов-Сильванский воспринял историзм С. М. Соловьёва и его стремление к раскрытию внутренней целостности и закономерности исторического процесса. Тесные отношения завязались у Павлова-Сильванского с молодым профессором С. Ф. Платоновым, находившегося под влиянием идей В. О. Ключевского. Через лекции представителя «юридической школы» В. И. Сергеевича Павлов-Сильванский усвоил метод юридического исследования русской древности. Большое влияние оказали на него труды классиков позитивистской философии (Т. Бокль, О. Конт, Г. Спенсер), в которых его привлекала идея исторической закономерности. К 90-м гг. относится увлечение историка изучением марксизма.

После окончания университета был оставлен при нём для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. Однако, в 1895 г. не сдал магистерские экзамены и вынужден был поступить на службу в Министерство иностранных дел. Служил в архиве министерства. Написал ряд научных трудов. В качестве главного редактора и одного из авторов участвовал в подготовке юбилейного «Очерка по истории Министерства иностранных дел» (1902). Также по «официальному поручению» Министерства внутренних дел опубликовал труд «Государевы служилые люди. Происхождения русского дворянства» (1898).

Под влиянием нарастания общественного движения в стране в начале ХХ в. происходило присоединение Павлова-Сильванского к политической жизни. В начале Первой русской революции сотрудничал в лево-либеральной газете «Наша жизнь», участвовал в земском съезде в Москве, был членом партии кадетов. Во время выборов в I Государственную думу он организовывал митинги и выступал на них, его квартира была штабом, где писали бюллетени, раздавали агитационные листки. В дальнейшем происходит разочарование ученого в кадетской партии, он начинает симпатизировать левому крылу русской революции.

В 1907 г. Павлов-Сильванский был избран на кафедру истории русского права на Высших женских курсах и получил возможность систематически заниматься препода­ванием русской истории. До этого его преподавательская деятельность носила эпизодический характер, будучи свя­занной то с учительскими курсами, то с Высшей вольной школой П. Ф. Лесгафта.

К этому времени происходит и постепенное признание идей Павлова-Сильванского. Особенно живой отклик они находили в среде молодых историков, среди которых были А. Е. Пресняков, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ф. В. Тарановский, С. А. Шумаков. В академических кругах они подвергались остракизму и неприятию, а с корифеями юридического направления – В. И. Сергиевичем, М. Ф. Владимирским-Будановым П.-С. вёл бескомпромиссную научную полемику.

Широко и плодотворно развернувшаяся научная и преподавательская работа Павлова-Сильванского оборвалась неожиданно трагически. 17 сентября 1908 г. историк скоропостижно скончался от холеры.

Основные труды .

«Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (1897),

«Государевы служилые люди: происхождение русского дворянства» (1898),

«История и современность» (1906),

«Феодализм в Древней Руси» (1907),

«Схемы русской истории. Революция и русская историография» (1907),

«Феодализм в удельной Руси» (1910).