Интегрированные комплексные занятия их характеристика. Консультация на тему: Комплексные и интегрированные занятия в ДОУ

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.

Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.

Интегрированные и комплексные занятия: общие черты

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Занятия, которые включают междисциплинарные знания, достигают эффективности, если реализуются такие дидактичные условия их организации и проведения:

  • построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы
  • конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
  • последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием
  • рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

  • однонаправленные − предметные
  • разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия .

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными . Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]), отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками), в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).

– это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема 1. Тема «Море».

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.


Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми :

  • «Вода − источник жизни»
  • «Время в природе»
  • «Далеко-близко»
  • «Родня» (классы животного мира)
  • «Что это за шарик?» (исследование разных объектов круглой формы)
  • «Взрослые и их детеныши» (животный мир).

Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

«Разнообразие листьев».

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра − составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

«Симметрия в природе».

Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты — мое отражение».

«Елка».

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

«Улитка».

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра «Улитка» (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1. Одиночные понятия — названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2. Обобщенные понятия , в состав каких входит определенная система объектов:

  • лес: совокупность животных, растений, отдых;
  • море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
  • магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
  • строительство: рабочие, машины, оборудование;
  • класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
  • хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
  • парк: дизайн, развлечения, растения;
  • музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексные занятия

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» [Н. Гавриш / 1, с. 23].

Отличие интегрированного занятия от комплексного

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

  • беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);
  • составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
  • выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));
  • дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
  • решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)
  • конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
  • доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Вышеописанное примерное содержание интегрированного и комплексного занятия «Цыпленок», при соответствующем уровне подготовки и отборе соответствующих возрасту детей заданий, воспитатель может провести и в младшей группе.

Более того, отметим, что практически все занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

  • выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Литература :

  1. Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − 496 с.

Сазонова Анастасия

Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений по технологии подготовки, проведения и анализа интегрированного занятия. Данные подходы к проектированию интегрированного занятия дают возможность педагогам творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником современного дошкольного образования, направленного на восприятие дошкольниками целостности окружающей действительности

Введение

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Использование интегрированных занятий позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Актуальность интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Физиологические основы интеграции. Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В.М. Бехтерева, П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д.), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.

Комплексное занятие - это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Технологическая матрица сравнения и планирования

интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях

между ними, при этом один

вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе,

дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Решается одна основная

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию

деятельности: двигательной музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка +

познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от

количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с

реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не

чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

2. Определить доминирую-

щую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру

занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для

ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения, а также определение оптимальной нагрузки

различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть

(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если

участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

словесные

наглядные

практические

проблемные

Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,

«как ты узнал?» и т.д.);

Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

Практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

Проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация

к деятельности)

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

    в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

    углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

    основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

    эмоционально развивают детей, так как основаны элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

    сложность отбора учебного материала;

    подробное структурирование занятия;

    проблема личной совместимости педагогов;

    общий подход к оценке знаний и умений детей;

    согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

    Выбор объекта интеграции.

    Отбор компонентов интеграции.

    Отбор материала.

    Выбор структуры занятия.

    Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:

    музыка + познание (математика);

    коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

    коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;

    познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

    познание (математика) + изобразительная деятельность;

    здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;

    познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).

Примерный вариант структуры занятия в интеграции задач таких образовательных областей как «Познание» + «Художественное творчество»

Требования к организации занятий

    педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;

    проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам

    связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия

    Задать логику

все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от, например, тематического, когда после рисования идет игра)

    Не упускать познавательную линию

весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,

    Стимулировать детскую активность

методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры

    Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности

    Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей

подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.

Формы проведения интегрированных занятий

Интегрированные занятия можно проводить в различных фор­мах. Например:

    занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис­пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;

    занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чай­ковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Ко­нек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;

    занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;

    занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»

    занятие-праздник

    занятие- проект

    занятие - эксперимент

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в це­лом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных те­оретических знаний, способов, приемов работы в их практичес­ком преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты инди­видуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:

    качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, пра­вильность, осознанность;

    умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и про­цессов;

    отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию

Анализ интегрированного занятия (по СВ. Кульневичу)

    Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

    Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сфор­мирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

    Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Ка­кую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Об­легчают ли эти занятия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

    Формы проведения интегрированного занятия, виды деятель­ности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ве­дут ли к поставленной цели?

    Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрирован­ном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одея­ло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

    Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргумен­тация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная

Список использованной литературы

    Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

    Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4

    Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование образовательной деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. .№6

    Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в детском саду. М., 1997.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного занятия: Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

    Павленко И..Н. Интеграционный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.

    Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство).

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема 1. Тема «Море».

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.



Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

«Разнообразие листьев».

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра − составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

«Симметрия в природе».

Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты - мое отражение».

«Елка».

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

«Улитка».

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра «Улитка» (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1.Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2.Обобщенные понятия , в состав каких входит определенная система объектов:

·лес: совокупность животных, растений, отдых;

·море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;

·магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;

·строительство: рабочие, машины, оборудование;

·класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;

·хлебозавод: работники, оборудование, продукты;

·парк: дизайн, развлечения, растения;

·музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексные занятия

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» (Н. Гавриш).

Лудченко Ольга Анатольевна
МАДОУ детский сад №21

г. Крымск

Семинар - практикум

для воспитателей

« Интегрированное занятие в ДОУ как средство развития дошкольника»

Как помочь вам - педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать? Об этом я предлагаю поговорить сегодня на семинаре, который направлен на развитие профессиональных умений и навыков.

Цель семинара : создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов

при организации занятий.

Задачи: познакомить педагогов с современными подходами к организации интегрированных занятий с детьми; способствовать положительной

мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности; разработать методические рекомендации по вопросу

внедрения интегрированных занятий в практику работы педагогов образовательного учреждения.

План семинара

1. Вводная часть:

Вступительное слово;

Актуальность проблемы реализации образовательных задач в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми на интегрированных занятиях;.

2. Основная часть:

а) теоретическая

Сообщение «Интегрированные занятия в детском саду — перспектива оптимизации образовательного процесса»

б) практическая

Работа с таблицей «Технологическая матрица организации интеграционных занятий в ДОУ»;

Работа педагогов в подгруппах по анализу конспектов занятий «Сравни конспекты интегрированного и комплексного занятий»;

Примеры циклограмм, моделей нескольких занятий;

3. Заключительная часть:

Подведение итогов семинара

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которую необходимо разработать и утвердить в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей - активности, самостоятельности и инициативности.

По мнению многих исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Предлагаю в игру: подобрать синонимы к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово.

Ответы участников семинара : взаимодействие, соединение, совмещение, взаимодействие, синтез, объединение, «два в одном».

Подведём итоги, на основании которых можно сделать вывод , что

Синонимическая замена («перевод»), который придлагали вы делает высказывание точным, понятным, правильным;

Синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.

Самое доступное, но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлениий и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми. Дети используют знания из разных сфер деятельности, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Специфика интегрированных занятий заложена во многих современных программах для ДОУ, содержание которых в большинстве случаев построено на интегративной основе. Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности

при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Решается одна основная

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5-2 месяца

Планирование

2. Определить доминирующую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие задачи

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура заня-

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

Словесные

Наглядные

Практические

Проблемные

Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,«как ты узнал?» и т.д.);

Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

Практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

Проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности)

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности .

Это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент - образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов.

Необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

В процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии. В качестве примера я предлагаю вашему вниманию несколько циклограм. моделей проведения интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии. Поэтому интегрированные занятия также отвечают требованиям «Концепции дошкольного образования» и способствуют развитию ребенка в целом, в то время как одновидовое занятие способствует развитию деятельности.

В заключении семинара хочется ещё раз обратить ваше внимание на актуальности проведения интегрированных занятий

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях

в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружаю-щей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.

Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

Способствуют повышению мотивации обучения,

формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,

интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

Углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

Основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

Эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог

ü Четкость, компактность, сжатость учебного материала

ü Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии

ü Систематичность и доступность изложения материала

ü Необходимость соблюдения временных рамок занятия

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

Сложность отбора учебного материала;

Подробное структурирование занятия;

Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогические возможности интегрированного занятия

1. Формирование в единстве знаний и умений

2. Коммуникативность умений

3. Повышение интереса к учению

4. Снятие напряженности, страха, неуверенности

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

1) Выбор объекта интеграции.

2) Отбор компонентов интеграции.

3) Отбор материала.

4) Выбор структуры занятия.

5) Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции .

В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым.

Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно

подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство. Дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как увлеченная личность.

Творческих успехов!

Стремление современного человека к анализу и синтезу окружающего мира диктует новые подходы к образовательному процессу, начиная с детского сада. Такими подходами являются интегрированное и комплексное занятия. Но не все способны чётко разделить эти понятия и составить правильную структуру каждого из видов занятий.

Основы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Все занятия в детском саду подразделяются на предметные и метапредметные (или межпредметные). И если предметные занятия - это занятия узкой направленности, то под метапредметным занятием подразумевают сочетание разных понятийных баз. То есть дети на таких занятиях развивают в себе способность рассматривать одно и тоже понятие с разных точек зрения.

К примеру, круг - геометрическая фигура, круг - сердцевина цветка, круг - лицо (мы учли математику, окружающий мир и рисование).

Межпредметные занятия, в свою очередь, делятся на:

  • интегрированные,
  • комплексные,
  • комбинированные.

Комбинированные занятия - это совокупность различных форм занятий или различных тем, не имеющих между собой взаимосвязи. Пример: сначала дети рисуют на произвольную тему, а потом танцуют под музыку, никак не связанную с темой рисования. Такое занятие используется для развития разных навыков ребёнка.

Понятийная граница между интегрированным и комплексным занятиями весьма расплывчата, поэтому многие часто подменяют одно понятие другим, что не является правильным. Интегрированное занятие - это занятие, которое рассматривает тему цельно, соединяя в себе несколько форм и методов раскрытия направленности путём их взаимного проникновения друг в друга.

Для интегрированного занятия характерно развитие ассоциативных связей между понятиями. Так, дети на этом занятии начинают понимать, что понятие «лес» большое, и когда мы его произносим, то подразумевается большое количество деревьев, эти деревья будут разными. Лес - это дом для птиц и животных. В то же время лес - это место, где растут грибы и ягоды, которые мы можем собирать во время прогулки. Значит, лес - это место для прогулок. В лиственном лесу светлее, а в хвойном темнее. В разное время года во время прогулки мы увидим разный лес. Летом мы сможем послушать звуки леса, а зимой увидим на снегу следы животных, которые живут в лесу. Вот эта последовательность образов, тем и терминов складывается в интеллектуальную карту, которую воспитатель обязательно рисует детям. В то же время понятие лес становится многогранным, широким и складывается в полноценный образ леса. Но такое возможно, если дети уже знакомы с понятиями, включёнными в интеллектуальную карту.

Воспитатель может не показывать детям заготовленную интеллектуальную карту, а провести занятие так, что подобная карта станет его результатом

Формируется полноценный образ, который позволяет ребёнку при упоминании слова «лес» представить себе большое количество различных вариантов понимания этого слова. В этом случае количество видов деятельности и их чёткая смена не будут иметь значения.

Комплексное занятие - это занятие, которое последовательно сочетает в себе разные формы и методы образовательного процесса, объединённых общей темой. Тема будет присутствовать во всех последовательно сменяющих друг друга видах деятельности, сопровождая их и помогая запомнить и осознать термины. Но главное - развить навыки воспитанников.

Сравнивая комплексное и интегрированное занятие, становится очевидно, что первое не выходит за рамки темы, а второе с помощью смежных тем раскрывает и дополняет содержание данной темы

Источник:

http://doshkolnik.ru/logopedia/7746-motorika.html

Таблица: сравнение комплексного и интегрированного занятий

Комплексное Интегрированное
Направленность Разностороннее рассмотрение темы занятия с особым акцентом на развитии навыков. Целостное изучение материала с формированием образа.
Задачи
  • Развитие навыков детей путём последовательно сменяющих друг друга различных видов деятельности.
  • Развитие осмысленного восприятия материала.
  • Пробуждение интереса к теме.
  • Развитие детей путём интеграции различных понятий, объединённых единой темой, и проникновением разных видов деятельности одна в другую.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Развитие мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения и др.
  • Развитие навыков самостоятельного освоения и применения новой информации на практике.
  • Систематизация полученных данных.
  • Развитие творческих способностей.
  • Пробуждение интереса к теме.
Приёмы
  • Последовательное соединение различных видов деятельности на занятии.
  • Чёткое формирование темы.
  • Проведение ассоциативных тематических связей между применяемыми видами деятельности.
  • Подборка ключевых вопросов, основанием которых являются разные дисциплины.
  • Последовательная сборка изучаемых понятий.
  • Гармоничное соединение различных педагогических методов.
  • Создание интеллектуальной карты - модели, в центре которой находится тематическое понятие, а вокруг него термины, связанные с ним.
  • Интеграция различных форм обучения.
  • Тесная группировка изучаемого материала.
  • Централизация сравнительного анализа.

Открытое интегрированное и комплексное занятие в разных возрастных группах

Для успешного проведения интегрированного занятия нужно, чтобы дети уже владели значительным понятийным аппаратом и разными видами деятельности. В то же время комплексное занятие может содержать элементы освоения деятельности. Так, умение обсуждать тему складывается постепенно из множества различных занятий, где используется обсуждение как вид деятельности. Подготовка занятия начинается с адекватной оценки возможностей воспитанников и уровня их деятельностных навыков.

В возрасте от 1,5 до 3 лет всё только начинается:

  • начинает формироваться речь;
  • накапливается словарный запас;
  • улучшается координация;
  • игры становятся все более разноплановыми;
  • формируются образы и т. д.

Не все дети одного возраста одинаково воспринимают один и тот же материал, но со временем все достигнут положительного результата

Дети первой младшей группы в большей степени ориентированы на комплексные занятия, а интегрированные лучше использовать в качестве подведения итогов.

В возрасте 3 лет возникает первый значимый психологический конфликт - «Я сам!». Это время осознания себя в обществе, непростой период в жизни малыша. Действия малышей становятся намеренными, разнообразными. Ручки и ножки начинают слушаться так, как хочется - совершенствуется координация движений. Ритм и поэзия находят эмоциональный отклик, а в жизнь плавно входят фантазии на основе формирующегося наглядно-образного мышления. Во второй младшей группе, кроме итоговых интегрированных занятий, можно провести 1–2 обобщающих интегрированных занятия в течение года.

Развитие моторики в возрасте 3 лет способствует улучшению большого количества навыков, открывая для ребят новые возможности

С воспитанниками средней группы можно уже говорить о проведении занятий в том понимании, которое свойственно большинству взрослых людей. В это время можно выделить образовательные области. К примеру, окружающий мир, элементарные математические представления, развитие речи и т. д. В возрасте от 3 до 4 лет дети начинают активнее взаимодействовать друг с другом, складывается своя среда общения. Появляются и довольно сильно проявляются эмоции. Складываются дружественные отношения, возникает симпатия, сопереживание сверстникам. Море чувств и эмоций временами захлёстывает ребёнка. В это же время малыш способен сознательно запомнить правила и следовать им.

Ребёнок 4 лет способен соотносить свои действия и поступки с действиями сверстников.

В возрасте от 4 лет прививаются социально-значимые навыки, такие как правила поведения в определённых местах, этикет и т. д

Возраст 5–6 лет - время почемучек и больших людей. С этими детьми уже многое можно обсудить, о многом у них есть своё мнение. Внимание, память и мышление уже подвластны ребёнку, и он может сознательно выучить стихотворение к значимому для него событию.

Игры становятся более насыщенными, роли значимыми, а дети способны оценить ситуацию и решить проблему

Возраст 6–7 лет - почти школьник. Ребёнку доступна учебная деятельность, он может проконтролировать себя сам. Малышу становятся доступны новые возможности интеллектуальной деятельности. В этом возрасте мнение окружающих не только влияет на поведение ребёнка в конкретном моменте, но и на его действия в подобных ситуациях. Спектр возможностей и навыков широкий, поэтому маленький человек может успешно овладевать новыми понятиями и целыми комплексами образов. Дети с большим удовольствием участвуют в театральных постановках.

Ребёнок может успешно выполнить работу не только в рамках заданных взрослым условий, но и творчески подойти к полученному заданию

Оценивая возможности детей, можно сказать, что для воспитанников 4 лет и старше интегрированные занятия рекомендуется проводить в любых количествах. Вопрос заключается только в целесообразности большого количества таких занятий. Эффективнее будет сочетать разные формы проведения. По возрасту ограничений быть не может: и комплексные, и интегрированные занятия с успехом можно проводить.

Проведение открытого интегрированного и комплексного занятия в ДОУ

Любое открытое занятие проводится по общим правилам, которые важно соблюдать. Подготовка открытого занятия - это кропотливый труд и огромная психоэмоциональная нагрузка. Ведь человек не только оказывается под придирчивым и пристальным вниманием, но и становится олицетворением учреждения, в котором работает. Родители нередко соотносят учреждение с личностью педагога (что, конечно, ошибочно, но в момент проведения занятия этого не ощущается). Каждый родитель идёт на открытое занятие со своими ожиданиями, а воспитатель старается их не разочаровать. Вот тут педагог должен остановиться. Занятие проводится для детей, а родители - зрители. Не стоит пытаться угодить всем и показать всё сразу.

Схема основных правил подготовки отрытого занятия позволяет не упустить из вида что-либо важное

Воспитатель должен понимать, что мелочей в данном случае не бывает. Простое отсутствие удлинителя лишит возможности применить часть дидактического или иного материала. Важно понимать и тот факт, что бывает технический сбой. Поэтому необходимо не только технику проверять заблаговременно, но и заранее продумывать моменты возможных сбоев. Если ребёнок заболел, а у него большая часть нужного стихотворения, то занятие также находится под угрозой срыва.

При подготовке открытого занятия продумывают возможные незапланированные моменты. Это позволит воспитателю с достоинством выйти из любой ситуации.

В настоящее время развиваются интернет-технологии и появляются возможности онлайн-трансляции открытого занятия. В этом случае главное - правильно поставить камеру и проводить занятие так, чтобы дети всё время находились в кадре.

При трансляции онлайн или демонстрации в записи проведения открытого занятия есть ряд очевидных плюсов:

  • Исключает подготовку материалов для родителей и их оповещение и инструктирование, что позволяет больше времени уделить проработке самого занятия.
  • Позволяет воспитателям избежать трудных ситуаций с родителями. Особенно в те моменты, когда родители пытаются помочь ребёнку справиться с заданием, ошибочно предполагая, что это ему не под силу.
  • Дети не отвлекаются на присутствие посторонних людей.
  • Впоследствии видеозапись позволяет грамотно и всесторонне провести анализ занятия.
  • Занятие проходит в привычной для детей обстановке.
  • У родителя появляется возможность не только в данный момент понаблюдать за своим ребёнком, но и сохранить запись в архив на долгую память.

Итоговое открытое занятие

Отличительной особенностью итоговых занятий является то, что они должны наглядно продемонстрировать и детям, и взрослым то, чему удалось научиться за отчётный период. В детском саду наиболее часто такие занятия проводят в конце каждого полугодия. Большой ошибкой будет пытаться составить занятие из всего, чему удалось научить воспитанников. Лучше всего взять за основу тему (в этом случае удобнее будет воспользоваться комплексной формой) или раздел (тут подойдёт интегрированное занятие) и собрать те формы, которые наиболее эффективны для всей группы. Нельзя забывать, что личные достижения и достижения группы - это разные понятия. Воспитатель на открытом занятии показывает работу группы в целом, а не отдельных ребят.

Логично и правильно подобранный материал - основа хорошего открытого итогового занятия

Ещё одной ошибкой будет неправильное начало. Если выбрали тему, то не стоит пытаться сделать из неё интегрированное занятие, лучше сделать качественное комплексное. Если за основу было взято понятие и его рассмотрение с точек зрения разных тем, то особое внимание нужно уделить логичному и последовательному изложению.

Структура и время проведения занятия

При подготовке любого занятия действуют правила СанПиН, которые чётко регламентируют длительность мероприятия. Учитывая, что открытые интегрированные и комплексные занятия рекомендуется проводить с детьми от 3–4 лет и старше, продолжительность такого урока может варьироваться от 15 минут во второй младшей группе до 30 минут в подготовительной.

Подробнее узнать об интегрированных и комплексных занятия в старшей группе можно из нашей статьи - .

Правила и нормы СанПиНа учитывают все психофизиологические особенности детей разного возраста, поэтому нарушать их нежелательно

Структура любого занятия в ДОУ состоит из 3 последовательных этапов:

  1. Вводная часть - 2–5 минут. Педагог показывает детям что-то яркое, интересное, увлекательное.
  2. Основная часть - 12–25 минут. Включает несколько видов деятельности и музыкальную или физкультурную паузу.
  3. Заключительная часть - 2–5 минут. Подведение итогов и рефлексия.

С целью проведения интегрированного занятия несколько разных занятий могут быть объединены (например, познавательное, музыкальное, физкультурное и др.). При этом один вид деятельности по времени не должен превышать рекомендованный нормативными документами интервал и обязательно должно быть чередование динамических и статических моментов.

Фотогалерея: схемы структуры занятий

В комплексном занятии можно заметить чёткую последовательность смены видов деятельности Интегрированное занятие имеет ряд чётких правил и требований В данном занятии происходит не только связь понятийной базы (овощи и фрукты), но и закладка понятий плохо-хорошо Любое занятие в ДОУ состоит из трёх этапов

Таблица: план комплексного занятия «Здравствуй, птичка» для детей 3–4 лет

Этап Вид деятельности
Вводный Воспитатель называет тему занятия, показывает заранее подготовленный плакат «О птицах» и предлагает провести небольшую разминку. Пальчиковая гимнастика «Сорока кашу варила».
Основная часть Беседа о птицах, их особенностях. Дети трогают реалистичные игрушки в виде птиц и рассматривают макеты или модели птиц (можно чучела).
Воспитатель раздаёт контуры птичек (можно мультяшных) и просит ребят раскрасить их карандашами или фломастерами. Рисование.
Завершающий Воспитатель собирает работы-раскраски и задаёт 5–6 вопросов, обобщающих тему. Завершающий занятие опрос.

Таблица: план интегрированного занятия по теме «Продукты» для детей 4–5 лет

Видео: интегрированное занятие в первой младшей группе с использованием ИКТ «Волшебное путешествие»

Video can’t be loaded: Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Весна пришла» (https://youtube.com/watch?v=NqyK5VfequU)

И интегрированное, и комплексное занятия соответствуют стандартам современного образования. Они действительно комплексно развивают личность ребёнка, но имеют ряд отличий в подходе к этому развитию. Темы данных занятий в ДОУ могут быть различными. Однако, создавая такое занятие, нужно чётко понимать цель и конечный результат, к которому воспитатель хочет прийти. А также нельзя проводить подобные занятия часто, так как они будут терять качество и новизну для воспитанников.