Иван третий, памятник - первый. Кому равны Иван Грозный и Сталин

Это тот самый памятник, который собирались поставить в городе Александров Владимирской области, но установку отменили из-за разгоревшейся вокруг памятника общественной дискуссии. Поэтому его поставили в Москве -- безо всякой дискуссии.

На «Аллее Правителей» в Москве (Петроверигскийпереулок, дом 4, стр.1) появился новый экспонат - памятник Великому князю Московскому и всея Руси, Государю, первому царю всея Руси - Ивану IV Васильевичу.

Российскому военно-историческому обществу передан на ответственное хранение уникальный экспонат - памятник Ивану Грозному (скульптор - Василий Селиванов). Монумент должен был стоять в г. Александров Владимирской области, но установку отменили из-за разгоревшейся вокруг памятника общественной дискуссии.

Теперь скульптура стала музейным предметом и выставлена для всеобщего обозрения перед «Аллеей Правителей» в центре Москвы, на Китай-городе.


фото отсюда

Напомним, что «Аллея Правителей» создана Российским военно-историческим обществом в сквере, облагороженном в ходе реставрации здания в Петроверигском переулке, где ныне расположен «Музей военной формы одежды» РВИО.

Аллея призвана отобразить историю России в лицах ее правителей. Здесь установлены бюсты 33 человек, в тот или иной период осуществлявших верховное руководство страной - от великих князей периода образования Древнерусского государства до деятелей Временного правительства времен революции. Также в граните запечатлено генеалогическое древо рода Рюриковичей и ветви династии Романовых.

Воплотил образы правителей в бронзе Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Планируется, что до конца 2017 года «Аллею Правителей» пополнят еще 8 бюстов - от Владимира Ленина до Бориса Ельцина. Также на благоустроенной территории открыт «КиноСквер», где по вечерам проходят лекции, музыкальные вечера и кинопоказы.

Авторы памятника Ивану Грозному в Александрове увезли скульптуру из города

Руководство фонда «Русский витязь» и скульптор Василий Селиванов забрали у местных властей предназначавшуюся для города Александрова (Владимирская область) скульптуру Ивана Грозного. Сейчас они рассматривают другие варианты для ее размещения. Установка памятника в городе состоится, если районная администрация извинится за снос скульптуры с постамента, сообщает со ссылкой на президента фонда Дмитрия Лысенкова.

По мнению Лысенкова, на территории городского МГУП «Благоустройство», где хранился памятник, никто не гарантировал его сохранность, и авторы переживали за его физическое состояние. Сейчас скульптуру перевезли на склад фонда «Русский витязь».

Лысенков заявил, что ему пришло уже несколько предложений альтернативных мест для памятника, в том числе в Москве, в Тульской области, в Подмосковье и на юге России. Окончательное решение о переносе еще не принято, и представители «Русского витязя» не собираются демонтировать постамент стоимостью около одного миллиона рублей.

Районные власти заявили, что если «Русский витязь» все-таки увезет монумент из города, они найдут других инвесторов, и закончат проект. «Мы сделаем благоустройство набережной и обязательно поставим памятник Ивану Грозному», — заявил агентству глава администрации Александровского района Игорь Першин.

В конце апреля памятник русскому царю исчез с места установки, пока его автор — скульптор Василий Селиванов — ходил на обед. Свидетели произошедшего были уверены, что монумент украли. При этом в администрации города тогда заявили, что памятник увезли с их разрешения, поскольку его открытие перенесли на лето.

***
Там в общем дикая чехарда была: по заявлению мэрии памятник поставили некие лица на пьедестал по собственному почину,

«Историческое открытие» орловского губернатора по поводу путешествия Ивана Грозного в Петербург вызвало волну веселья - в сети появилось множество шуток, саркастических наблюдений и остроумных рассуждений по поводу интеллектуального уровня наших правителей.

Но за этой действительно смешной историей пропадает совершенно не смешной факт - конкретный план создания и открытия в Орле памятника Ивану Грозному.

От этого проекта не отказались, он лишь отложен. Сам памятник уже существует, и губернатор Потомский - сторонник его установления. Он, конечно, решил на всякий случай спросить население Орла, но я почему-то догадываюсь, какой будет ответ.

Разговор по этому поводу актуален и не только потому, что есть риск появления в России первого памятника царю-тирану, которому не нашлось места на государственно-историческом памятнике «Тысячелетия России». Если это произойдет, то откроется дорога к установлению памятников многим другим душегубцам. И мы должны с горечью признать, что в обществе, или точнее, части его, существует запрос на подобные памятники.

Когда я только узнал об этом проекте, сначала не поверил, а потом первое, что мне пришло в голову были слова из пушкинской драмы: «Нельзя молиться за Царя Ирода, Богородица не велит». Думаю, у многих в памяти гениальная сцена с Юродивым в знаменитой опере Мусоргского.

Хотя эти слова были обращены к другому правителю, а не к царю Ивану, но христианский смысл от этого не меняется. Можно ли молиться за царя Ирода (а порой, как хотят некоторые сограждане, и царю Ироду), памятуя не только его преступления, но и некие заслуги перед державой?

Иван Грозный - был человек яркий, неординарный, глубоко образованный, и в первый период своего правления много обещал и много сделал, как государственный деятель… Значит, можно забыть все остальное?

На днях на улице я купил популярную книжку, которая сейчас продается практически везде (и явно успешно), - называется «Иван Грозный» из серии «Российские князья, цари и императоры», - тираж больше пятидесяти тысяч экземпляров. И был поражен, не обнаружив в этой книге разделов, посвящённых опричнине и массовому террору, текстов про разорение и уничтожению Новгорода.

Таким образом из Ивана Грозного ненавязчиво, путем исторических изъятий, делают «правильного» государственного деятеля, положительный миф, которым нормальный россиянин в принципе может гордиться. Если задуматься о ситуации в целом, то она представляется очень серьезной, поскольку подобную операцию в духе «позитивной истории» можно провести с кем угодно.

Происходит попытка сначала академической, потом народной, а потом в замысле определённых сторонников и православной канонизации (напомню, что в некоторых общинах и сейчас нелегально существуют так называемые «иконы» Ивана Грозного). Надо сказать, что это уже было в нашей истории. И в 30-е годы Сталин потребовал радикально пересмотреть исторический взгляд на Ивана Грозного, которого объявили борцом за создание централизованного государства.

Вождь чувствовал родство с героем, который косвенно оправдывал его собственные преступления и массовые репрессии. Этот новый взгляд был официально закреплен не только в советской исторической науке, но и знаменитом фильме Эйзенштейна, который Сталин лично распорядился переделать.

Кому равны Иван Грозный и Сталин

Практически все государственные деятели разных эпох и разных стран совершали неблаговидные поступки, объясняя их большими государственными интересами, а иногда и своими человеческими слабостями, которые не мешают признанию несомненных достижений. И существует много людей, которые любят выстроить ряд великих правителей России - Иван Грозный, Петр Первый, и Иосиф Сталин.

Однако в этой линейке - большая ложь. Между Петром Первым, с одной стороны, и Сталиным с Иваном Грозным, с другой, существует принципиальная разница, смысл которой может быть сформулирован просто: один был жестоким правителем, ломавшим страну через колено, а двое других преступниками и убийцами, которые не могут быть оправданы никакими реальными или мнимыми достижениями.

Здесь мы можем обратиться к древнеримскому опыту. В Древнем Риме существовала череда ярких императоров, но для римских историков и римского народа всегда была ясна разница между противоречивым государственным деятелем и преступником.

Римляне всегда ясно различали, что есть императоры-государственники, такие как Август, Адриан или Марк Аврелий, и есть преступники, тираны и убийцы, такие как Калигула или Нерон. Последним, как действующим императорам, тоже при жизни ставили памятники, но после их смерти (как правило, насильственной), эти памятники, по решению сената уничтожались, а имена этих императоров были прокляты в памяти народной.

То есть римляне видели существенную разницу между очень сложным и противоречивым, иногда жестоким императором - государственным деятелем, и убийцей, какие бы достижения ему не приписывали (к примеру, Нерон был известным актером и музыкантом, покровителем искусств) .

Ставить памятник преступнику - это тоже преступление. Потому что это не только оскорбление памяти уничтоженных людей, но и развращение следующих поколений. Ведь через этот памятник преступник оправдывается как герой и прославляется в веках. И это не вопрос исторических споров, что сделал или не сделал Иван Грозный, который жил в шестнадцатом веке. Это четкая подмена понятий в сознании людей.

Это тем более важно и болезненно в нашей стране, где не удалось избежать проблемы, в отличие от Древнего Рима, - как ставить и сохранять памятники убийцам и тиранам? Станция метро, носящая имя большевика Войкова, принимавшего участие в убийстве царской семьи, многочисленные памятники Ленину, призывавшего «расстреливать попов чем больше, тем лучше» и далее по списку…

Может быть, нужно разобраться с этим наследством, а не возводить новые памятники тиранам сейчас? Впрочем, уверен, что коммунист Потомский с товарищами хорошо понимает эту связь и, лоббируя памятник «грозному царю», держит в уме памятник другому тирану из его родной партии.

Народный мазохизм и сапог на лице

Однако орловский губернатор опирается и на народную поддержку. И далее главный вопрос: почему существует желание прославлять тиранов, даже если хорошо известно, что эти тираны были инициаторами массовых преступлений? Здесь есть самые разные версии.

Мне недавно встретилась такая, что это - проявления народного мазохизма, что есть люди, которые обожают, когда им лицо попирают сапогом. Еще одна версия, что, несмотря на все преступления, тиран - великий. Как про Сталина - он убил в репрессиях миллионы, зато выиграл войну.

Подобного рода оправдания существуют и для Ивана Грозного. Хотя надо сказать, что все без исключения великие русские «имперские» историки 19 века - Карамзин, Соловьев, Ключевский, чуть позже Платонов, - однозначно негативно оценивали и результаты правления, и саму личность Ивана Грозного.

В результате его действий был разрушен государственный порядок, в том числе благодаря разделению на земщину и опричнину, огромное количество людей было уничтожено (не только бояре со всеми семьями, но и простой люд), разрушены торговые центры страны, в том числе был разорен Великий Новгород. Да и внешнеполитическая деятельность - полный провал, достаточно напомнить, что была начисто проиграна Ливонская война, потребовавшая колоссальных усилий и жертв всей страны.

Правление Ивана Грозного для Московской Руси стало глобальной катастрофой. Этого мнения придерживаются почти все ведущие историки девятнадцатого века, которых я уже назвал. С ними согласно и большинство современных нам историков, можно вспомнить академические и научно-популярные труды Руслана Скрынникова, и работы академика Бориса Флори - его биография Ивана Грозного вышла в серии «Жизнь замечательных людей».

Последняя книга рассчитана на широкого читателя, но основана на детальном изучении всех источников. Там вполне недвусмысленно и неэмоционально рассказано, каким разрушительным преступлением для страны была опричнина и волны террора, в котором погибли тысячи невинных людей.

Общим место в оправдании Ивана Грозного стали разговоры о том, что во Франции или в Англии в ту эпоху погибало не меньше людей. Но это противоестественно - считаться количеством трупов. В Новгороде погибло, как минимум, более трёх тысяч человек, - огромное число для средневекового города, примерно десятая часть населения, остальные были изгнаны и обречены на голодную смерть.

При этом уничтожение происходило с максимальной и символической жестокостью, в жанре, который сегодня иногда называют «иконический перфоманс», потому что Иван Грозный убивал людей в Новгороде «художественно». В его сознании существовал образ адских мучений и Страшного суда, в частности трупы убитых новгородцев засовывали в разломанный лед Волхова, что должно было напомнить о страшных страданиях грешников в аду от нестерпимого холода.

Защитники Ивана Грозного любят поговорить о его благочестии, защите православной веры, регулярных покаяниях за преступления, правда забывают вспомнить, что покаявшись за одни преступления и разослав милостыню по православным монастырям вплоть до Синая, он немедленно совершал новые злодеяния.

Забывают и об исторических фактах, как «христианнейший правитель» лично участвовал в жестоких казнях, и хвастался иностранным гостям, что самолично растлил сотни девственниц. О его «православном» самосознании, пожалуй, точнее всех написал Василий Ключевский: «Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания…» («Курс русской истории»).

Итак, и объективные заслуги правления Грозного более чем сомнительны, и общий итог его правления сугубо негативный для страны. Но, повторяю, не в этом дело. Государственный деятель имеет право на ошибки, и не всегда правление заканчивается внешними успехами. Однако преступление - это понятие абсолютное, а не относительное.

От памятника недалеко до канонизации

Особенно странно, когда православные люди, христиане, стремятся не только оправдать тех же Ивана Грозного или Сталина, но и даже канонизировать их: мы знаем, что предложения по канонизации Ивана Грозного и Сталина существуют.

Русская Православная Церковь всегда давала на это отрицательный ответ, и объясняла, почему это невозможно, есть даже небольшая книга, посвящённая этому вопросу, в которой свое недвусмысленное мнение высказал покойный патриарх Алексий Второй. Но, тем не менее, такие предложения возникают постоянно и участились в наше время. На мой взгляд, открытие памятника Ивану Грозному может оказаться первым шагом к канонизации Ивана Грозного и Иосифа Сталина.

Подобное стремление некоторой части православных можно объяснить сложным синтезом в сознании многих людей, когда вера в Христа соединяется с обожествлением самодержавной власти, и это оказывается очень удобной доктриной для многих.

Эта тема прозвучала в фильме Павла Лунгина «Царь», где святой митрополит Филипп (Колычев), который приходит и принимает сан, чтобы верно служить царю, помазаннику Божьему, и одновременно другу его детства. Но в какой-то момент святитель понимает, что перед ним стоит выбор, потому что служение царю и служение Христу оказались несовместимыми.

Он выбирает Христа и идет против царя Ивана, сознательно отдавая себя на поругание и мученическую кончину. И этот выбор не выдумка современного режиссера, а реальный факт, отраженный в исторических источниках.

У властолюбцев, стремящимся совместить веру в Христа с обожествлением власти, есть даже своя эстетика. Когда христианство превращается в некую государственную идеологию, это воплощается в определённых формах.

Если мы сравним архитектуру, пространство византийского храма Софии Константинопольской и, к примеру, московского храма Христа Спасителя, мы увидим что в последнем тоже выдающимся архитектурном сооружении речь идёт не про Бога, а про сакральную, обожествленную власть, про прославление христианской империи.

Про то, что Власть и вера в Христа - это в сущности разные вещи, говорили и некоторые Отцы Церкви (вспомним свт. Иоанна Златоуста). Но речь не идёт о том, что Церковь должна быть в конфликте с Властью. Наоборот, как и в истории с митрополитом Филиппом, есть пути тесных связей, взаимодействия и сотрудничества. Но только с пониманием того, что глобальные цели веры во Христа и царской власти - разные.

Часть наших соотечественников не только не хотят видеть эту разницу, но явно предпочитают «божественное» самодержавие вере Христовой. Конечно, идеальна ситуация, когда ты можешь быть и с царём, и с Христом одновременно. Но, к сожалению, в истории довольно много случаев, когда эти ценности вступают в неразрешимый конфликт. И нужно всегда помнить о разнице глобальных целей.

Поэтому, когда мы отвергаем установку памятника Ивану Грозному, мы не говорим о конкретном проекте губернатора, или любом другом проекте. Мы говорим о гораздо более важном, об ином понимании христианства.

Многие из нас хотят сохранить это подлинное и первоначальное понимание христианства, когда слова Христа, его заповеди смирения и любви к ближнему, - критерий для оценки всех внешних явлений. Хочется помечтать о Власти, которая реально служит Богу и исповедует христианские ценности, а не пытается манипулировать ими в конъюнктурно- политических целях.

14 октября, в день, когда православные празднуют день Покрова Пресвятой Богородицы, в городе Орёл торжественно открыли первый в стране памятник первому русскому царю Ивану Грозному.

Конный памятник установлен возле Богоявленского собора, где сливаются реки Ока и Орлик. В 1566 году на этом месте по приказу Ивана Грозного была основана крепость Орёл.

Министр культуры России Владимир Мединский не стал посещать церемонию, однако прислал письмо по случаю открытия памятника, в котором назвал царя одной из «наиболее противоречивых и вместе с тем выдающихся фигур отечественной истории». Глава ведомства выделил роль Ивана Грозного в укреплении государства. По его словам, установка монумента Ивану Грозному - это «признание преемственности всех этапов нашей истории».

В свою очередь глава региона Вадим Потомский, в ходе встречи с Председателем Изборского клуба Александром Прохановым, сказал: «Я благодарен всем жителям Орловской области, которые поддержали идею установки памятника великому русскому царю Ивану Грозному». Потомский отметил, что установка памятника является значимым событием не только для Орловской области, но и для страны в целом.

Экспертные оценки

Александр Проханов: Ненавистники России только и делают, что чернят нашу историю. Перестройка - это сплошная тьма, которая обрушилась на всю нашу историю: не только на Советский Союз, но и на Рюриковичей, и на Языческую Русь. Сейчас мы выбираемся из-под тех обломков, которые наворотили во время этой чудовищной перестройки. И установка в Орле памятника первому царю всея Руси Ивану Грозному - одно из свидетельств нашего вызволения.

Иван Грозный основал чудесный град Орёл, повелев построить крепость на южных рубежах царства. С тех пор Орёл постоянно отбивает нашествия татарских ханов или дикой степи, поляков или фашистов. Близ Орла состоялась грандиознейшая битва Великой Отечественной войны. В Орле родились величайшие произведения русской культуры - здесь творили Лесков, Тургенев, Бунин. Орёл - это плодоносящая ветвь русской государственности. Установка памятника великому государственнику Ивану Грозному в городе, который он основал, - это совершенно необходимое дело. Большинство русских людей, православных людей, людей искусства, в том числе и я, абсолютно поддержали эту идею.

Что касается личности и деяний Ивана Грозного. Для русского сознания государство является понятием священным. Государство священно. Как только Россия теряет государство, как только к России приходит слабый, вялый, дурной государь и правитель, - распадается страна, наступают несчастья, беды, мы теряем гигантское количество людей, времени, ценностей. Поэтому в русской истории так ценятся князья, цари и генсеки, которые государство создают, которые делают его спаянным, которые его заслоняют и защищают от бед, которые его украшают памятниками и святыми. В русской истории было три реальных государя, которые сложили наше великое государство - более того, не просто сложили, они его и модернизировали. Это Иван IV, Пётр I и Иосиф Сталин. Именно Грозный создал великую империю до Тихого океана. Грозный уничтожил стратегических врагов и соперников. Грозный провёл модернизацию и создал новую элиту. Он создал элиту Басмановых в противовес продажному боярству, он создал народную гвардию. Грозный поставил величайший в мире памятник, храм Василию Блаженному - образ русского рая. Правление Грозного закончилось созданием великой империи между трёх океанов. И это империя, в которой мы живём поныне.

Либеральная общественность устраивала скандал за скандалом до установки памятника и не собирается успокаиваться и после воздвижения монумента. Она скорбит по поводу любого проявления русской государственности. Ей бы ставить памятники не Ивану Грозному, а Курбскому в окружении ляхов. Но инициаторы установки не поддались на провокации. Хай, который либералы подняли вокруг памятника, был преодолен упорной, твердой позицией патриотической общественности Орла, властей, губернатора. Бог дал им силу, и они не дрогнули.

Но и ряд патриотов считают, что памятник не надо было воздвигать - это-де ведёт к расколу в обществе. Но ведь это чаяние моей газеты, моих друзей - соединить красных и белых, кончить вековую распрю. Сколько было для этого сделано! Я встречался и беседовал с митрополитом Волоколамским Иларионом на эту тему - не помогло. В какой-то момент втыкают некий клин, и опять всё взрывается. Мы сейчас живём в эпоху мощнейшего идеологического противостояния. Мы идеологизированное общество, и все наши благие пожелания: «Братья, давайте жить дружно, любите друг друга», - не сбываются.

Вот-вот грянет взрыв. Сейчас опять стоит вопрос о судьбе Государства российского. И в эту пору идеологическое противостояние приобретает новые, абсолютно актуальные формы. Снова схлестнулись сегодняшние наши западники, которые в ужасе от того, что Россия двигается навстречу западным ударам, - и патриоты, которые понимают, что сегодня государство находится в состоянии угрозы. И схватка между сильной рукой, которая спасала каждый раз государство, которая модернизировала государство, и слабой рукой, при которой было много добрых слюней и государство падало и разрушалось, - эта схватка актуальна. Слабая рука Николая II, слабая рука Горбачёва - «добрых царей» - разрушила империю. Поэтому сегодня Ивана Грозного поставили не только потому, что он основал Орёл, не только потому, что он был набожный человек, и не только потому, что он был гениальным писателем и распевщиком - а потому, что в народе живёт чаяние сильного человека, который готов провести модернизацию. Мы страшно опоздали с этой модернизацией. Слабая модернизация уже не будет возможна. Будет мобилизационная модернизация.

Идёт схватка исторических ценностей. 14 октября 2016 года, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, я присутствовал в Орле при зарождении ещё одного праздника - дня воздвижения первого памятника Ивану Грозному, русскому герою, царю не от людей, а от Господа. В беседе с орловским губернатором Вадимом Потомским я сказал, что полтысячелетия назад Иван Грозный был одним из величайших лидеров, которые вели политику, способствующую укреплению могущества Российского государства. А теперь, после установки памятника, он вновь врывается в современность. Грозный самодержец на коне, с крестом и мечом, вновь становится в ратный строй, вновь поучаствует в грядущих битвах за наше спасение и величие.

Иван Грозный - довольно противоречивая личность в истории нашего государства. С одной стороны, это грамотный правитель, дальновидный стратег, умный политик и талантливый публицист. С другой - женоненавистник, тиран и сыноубийца. До нынешнего времени личность Ивана IV была запечатлена лишь на полотнах и скульптурах выдающихся художников. Но несколько лет назад возникла идея установить памятники Ивану Грозному в России. Что из этого вышло, узнаем далее.

Облик Ивана Грозного

Из письменных источников, дошедших до наших дней, нельзя судить о внешности первого российского царя. В них говорится лишь об общих чертах - высоком росте, глубоко посаженных глазах и статной фигуре. Все мы помним дряхлого старика с картины Васнецова «Иван Грозный убивает своего сына». Но таким он представлялся художнику в конце своей жизни, и с настоящим правителем этот образ не имеет ничего общего.

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранится Ивана Грозного, выполненная художником Марком Матвеевичем Антакольским. Она сделана весьма точно по тем описаниям, которые были известны на конец 19 века. Памятник Ивану Грозному должен быть весьма точным, иначе как передать потомкам важность этого исторического образа?

Лишь в середине двадцатого века ученым М. М. Герасимовым была восстановлена точная копия лица правителя по вскрытым останкам.

Первая идея по возведению памятника

В городе Любимове Ярославской области возникла идея возвести первый памятник Ивану Грозному. История его плачевна. В 2005 году местные власти уже готовы были реализовать проектный план и утвердить расходы, как в дело вмешался архиепископ Ярославской области. Он обратился к прокурору и федеральной инспекции с просьбой помешать возведению памятника, поскольку образ Ивана Грозного ассоциируется у жителей с агрессией и жесткостью и может повлиять на усугубление Почему жители небольшого городка, созерцая будут больше убивать и насиловать, неизвестно. Но высшее руководство испугалось таких последствий, и проект заморозили.

Вы никогда не задумывались, почему до сих пор не было ни одного памятника великому царю? Почему установка памятника Ивану Грозному в России - это идея, которая возникла буквально несколько лет назад? И дискуссии по этому поводу не умолкают. Одна половина сообщества желает видеть облик первого царя, а другая высказывает свое категорическое «нет».

Иван Грозный и памятник «Тысячелетие России»

Один из самых часто задаваемых вопросов в Великом Новгороде: почему на памятнике «Тысячелетие России» нет Ивана Грозного? Действительно, эта скульптура - воплощение всего величия, которого достигла могучая Российская империя. Здесь изображены деятели разных эпох: великие цари, ученые, просветители, писатели, военные деятели и герои. Неужели Иван Грозный не заслуживает того, чтобы стоять в одном ряду с ними? Еще более удивительно то, что отец Ивана IV - Иван III на памятнике есть. Ответ на эти вопросы кроется в событиях, произошедших в 1570 году.

Новгород и опричнина

В 1569 году группа людей из Новгорода под руководством Грязного и Скуратова готовили грандиозную интригу против царя, целью которой было сместить его с престола. Время правления Грозного было смутным, повсюду - заговоры и попытки убийства. Царь узнал и об этом. Но не стал сразу казнить виновных, а отправился сам лично в Новгород и устроил «царский суд», жертвами которого стали все города. Царь прилюдно казнил и зачинщиков, и всех, кто был к этому причастен. Причем методы убийства были весьма садистскими, страдали женщины, дети и старики. Гнев царя обрушился не только на Великий Новгород, но и на монастыри, окружающие город. Вакханалия длилась долгих шесть недель. За это время город обнищал. Он утратил свое былое значение как центр торговой и культурной жизни. После этих трагических событий Новгород больше никогда не станет таким же Великим и никогда не простит своему царю бесчисленные убийства.

Можно ли оправдать жестокость царя?

Что бы хорошего ни сделал Грозный, люди всегда будут помнить о нем только плохое. Такая уже сущность человеческой личности. Почему никто не вспоминает, что благодаря Грозному сохранилась державность, ведь если бы не его твердая рука, то страна увязла бы в междоусобных войнах или была бы разграблена сильными соседями? Если бы не его реформы и военные победы, не было бы процветания в последующие годы. Но все немногочисленные достижения померкли в памяти тех, кто был его современником, и тех, кто освещал исторические события.

Давайте вспомним, в какое время правил царь. Это было темное Средневековье, по всей стране вспыхивали восстания, принося разруху и нищету. Мать и первая жена были отравлены, сам государь пережил несколько попыток покушения. Ивану Грозному нужно было бороться агрессивными методами, ведь только так на то время можно было подчинить народ. Жертвами жестокости стали по крайней мере 10 тысяч российских граждан. Но нельзя судить об этом, не зная реальной ситуации того времени. А был ли выбор? Наверное, нет, особенно если проанализировать деятельность некоторых других царей других стран, правивших приблизительно в это же время.

Европейский опыт

В Европе в середине 16 века времена были не лучше. Одна только запомнилась потомкам как пример жестокости и беспричинного насилия. Организаторами страшной казни стали французский король Карл IX и его мать Екатерина Медичи. Неверных они приказали сжечь и убивать прямо в своих домах, посреди ночи. В этот страшный день погибло 30 тысяч человек, и это в несколько раз больше, чем было убито Иваном Грозным за десять лет его правления.

Крестьянское восстание в Германии в 1524-1526 годах унесло жизни более 100 тысяч человек. Еще столько же приказал казнить Нидерландский а большую часть выживших попросту выгнал из страны. Так что деяния Грозного на этом фоне выглядят не так уж и страшно.

Иван Грозный и город Орел

В этом году город на Оке празднует свое 450-летие. В 1566-м по приказу Ивана Грозного здесь был заложен первый камень, ознаменовавший зарождение небольшой слободы, из которой вырос прекрасный и чистый город. В честь этого события местные активисты предложили поставить памятник Ивану Грозному в Орле. По сообщениям властей, деньги на монумент были пожертвованы местными предпринимателями, и из бюджета не было потрачено ни копейки.

Новый монумент должен был быть открыт 3 августа 2016 года в период празднования Дня города Орла. Но жители устроили настоящий пикет, и событие отложено на 16 сентября. Проект памятника Ивану Грозному в Орле был поддержан самим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Губернатор, заручившись поддержкой такого высокого лица, поручил работу шести скульпторам.

На счету Ивана Грозного - 155 основанных ним городов. Это не только Орел, но и такие крупные населенные пункты, как Уфа и Чебоксары. И помнить об этом нужно. Об этом открыто заявил патриарх, который уже давно планировал увековечить память первого царя в бронзе.

Дискуссии по поводу памятника Ивану Грозному

Многие жители всерьез спорят о том, зачем Ивану Грозному. Против него выступили активисты местного театра (на площади возле дворца культуры должен возвыситься облик царя), либералы из местной партии «Яблоко», а также американский канал ВВС. Единомышленники объединялись в группы, создавали сообщества в соцсетях, подстрекая народ. Губернатор всеми силами старается уладить вопрос, подчеркивая, что таким образом отдается дань Ивану Грозному как исторической личности, основателю города, а не кровавому насильнику. Возможно, этот монумент в Орле станет первым, ну а ждать, что появится памятник Ивану Грозному в Москве, не нужно и подавно.

Памятник во Владимире

Как сообщают власти Владимирской области, 6 августа 2016 года был заложен камень для установки еще одного памятника Ивану Грозному. Он расположится напротив его резиденции в Александровской слободе, что во Владимирской области. Проект трехметрового монумента уже создается Василием Селивановым и будет готов к ноябрю. Открытие планируется провести в День народного единства.

Александровская слобода была резиденцией Ивана Грозного в самые смутные времена. Именно отсюда он завершил объединение земель и сделал свой дом чем-то наподобие столицы. Долгое время он проживал здесь со своей семьей и подданными. Великолепное сооружение было построено еще при отце Ивана по проекту лучших русских и итальянских мастеров, которые возводили Московский Кремль.

В Александровском кремле проходили все дипломатические встречи с послами Швеции, Дании, Речи Посполитой и других европейских государств. Именно отсюда выдвинулся государь на борьбу против вольных новгородцев и именно здесь, по преданию, трагически погиб сын первого русского царя. Так что есть надежда, что памятник Ивану Грозному появится если не в Орле, то хотя бы в Александрове.

Памятник первому русскому царю, Великому князю Московскому и всея Руси Ивану IV появился в Петроверигском переулке на «Аллее правителей», который предназначался для установки в городе Александров Владимирской области, перенесен на «Аллею правителей» в сквере у «Музея военной формы одежды» Российского военно-исторического общества (РВИО) в Москве. Об этом сообщили в пресс-службе организации.

«Памятник Ивану Грозному, исполненный скульптором Василием Селивановым, передан на ответственное хранение Российскому военно-историческомуобществу», — говорится на сайте РВИО.

Скульптура выполнена из бронзы и гранита. Высота монумента с постаментом составляет 2,8 м, вес — 800 кг. Памятник выставлен перед «Аллеей правителей» в центре Москвы, на Китай-городе, где уже находятся 33 бронзовых бюста, воплощенные президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели - среди них - памятники Рюрику, Юрию Долгорукому, Борису Годунову, Екатерине Великой и Николаю II. Там же находится генеалогическое древо рода Рюриковичей и ветви династии Романовых, запечатленное в граните. Аллея появилась в мае 2017 года и призвана отобразить историю России в лицах ее правителей.

Планируется, что до конца 2017 года «Аллею правителей» пополнят еще восемь бюстов — от Владимира Ленина до Бориса Ельцина.

Василий Селиванов — скульптор, график и живописец, член Союза художников России, член Союза художников Москвы и международного художественного фонда. Является автором памятников Минину в Богородске, Льву Толстому в Пушкино. Творческие работы Николая Селиванова находятся в частных коллекциях России, США, Англии, Германии.

Изначально, монумент должен был находиться в городе Александров Владимирской области, но установку за два дня до планируемого торжественного открытия. Случившееся вызвало недовольство местных жителей, представителей Церкви и многих деятелей культры и политики.

Отметим, что памятников Ивану Грозному не ставили ни в Советском Союзе, ни в дореволюционной России.

Первый в России памятник царю Ивану Грозному был торжественно 14 октября 2016 года в городе Орёл у Богоявленского собора. Его открытие также не обошлось без скандалов. должны были открыть в Орле в начале августа, в рамках празднования 450-летия со дня основания города. Сама памятника царю Иоанну IV вызвала негодование у либерально настроенных граждан. В результате областные власти отложили открытие памятника и решили провести опрос среди горожан, который показал, что подавляющее большинство жителей Орла (72,6%) поддерживают идею установки памятника царю-основателю города.

Также известо, что очередной в России памятник царю Ивану IV Грозному может появиться в Астрахани. С таким предложением выступила организация «ВеРИм». Инициаторы предлагают не только разместить монумент на главной площади города, но и создать культурно-исторический комплекс, посвященный присоединению Астраханского ханства к России.

Всероссийские опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство россиян (71%) роль Ивана Грозного в истории России.