Что такое относительная депривация? Факторы, способствующие депривации. Эксперимент с сенсорной камерой
Абсолютная депривация
Абсолютная депривация - невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.
Относительная депривация
Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности).
Отличие относительной депривации от фрустрации
Влияние на агрессию
Депривация вызывает агрессию.
Вектор агрессии может быть направлен наружу (часто, на объект, который создаёт относительную депривацию (порнография , очень богатые люди, знаменитости, либо на совершенно не относящиеся к ситуации, случайные объекты - предметы, животные, люди). Тот же вектор агрессии может быть направлен и внутрь, на самого человека, который испытывает депривацию. Это выражается в суициде , в самоповреждениях без цели суицида, а так же в скрытых формах аутоагрессии - соматических болезнях, алкоголизме, наркоманиях, курении.
С медицинской точки зрения (социобиология этология и медицина) в социуме наиболее частым вариантом выхода-выплеска агрессии (которая является врожденным инстинктом), являются в первую очередь соматические болезни. Если в обществе по понятным причинам человек лишен возможности безнаказанно выплеснуть агрессию наружу - убить обидчика, избить и т.д., лишен алкоголя или наркотиков, временно заглушающих приступы агрессии (либо его моральные установки не позволяют ему их принимать), то агрессия направится вовнутрь, вызовет изменения в парасимпатической иннервации гладкомышечных органов и возникнут все известные под названием "психосоматика" заболевания. Вначале повышенная конфликтность, раздражительность, бессонница, субдепрессии, нейро-циркуляторная дистония, нарушения месячных, далее следует качественный скачок и появятся гипертония, инфаркт, инсульт, астма, выкидыши... Поражаются все гладкомышечные органы имеющие парасимпатическую иннервацию. За данные открытия Фриш , Лоренц и Тинберген получили нобелевскую премию.
Подключение мощной внешней "угрозы" - гиперактивные занятия спортом, гиперхолодовое закаливание, мощные острые стрессы (война, угроза жизни, другая болезнь итд.), включает общепопуляционные механизмы выживания, как следствие, временно, отключает механизмы депривации и выработки агрессии. Полностью механизмы депривации-фрустрации-агрессии у социального индивидуума могут быть исключены только при приведении в соответствие имеющихся "жизненных" установок с реально сложившимся "жизненным" положением.
Факторы , способствующие депривации
- Кинофильмы и телевещание . В США в средине XX века, во время внедрения телевещания, наблюдался всплеск преступлений связанных с ограблениями и кражами . Всплеск приходил в каждый город вместе с началом телевещания. Социальные психологи отчётливо увязали всплеск агрессии с богатой жизнью, которую показывали по телевизору, которая вызывала относительную депривацию.
Литература
- Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. СПб: Питер, 2005.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-пресс, 1996.
- Скакунов Э.И. Природа политического насилия// Социологические исследования. 2001. № 12.
- Дэвид Майерс Социальная психология
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Относительная депривация" в других словарях:
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - (relative deprivation) испытываемые чувства и вырабатываемые суждения, когда индивидуум (члены группы) считает себя особенно свое социальное положение неблагоприятным по сравнению с другим индивидуумом в пределах своей или другой группы, например …
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - (RELATIVE DEPRIVATION) Понятие, предложенное С.А.Стауффером и его коллегами (Stouffer et. al., 1949); в дальнейшем его разработкой занимался Р.К. Мертон (Merton, 1957). Оно указывает на то, что люди испытывают чувство депривации главным образом… … Социологический словарь
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - См. ДЕПРИВАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ … Толковый словарь по социологии
Относительная депривация - (лат. «лишение») – ощущение неудовлетворенности достигнутым успехом, полученной наградой, если индивид желал или ожидал большего в этом отношении. Например, получив на экзамене оценку «хорошо», студент будет недоволен, если он желал получить… …
Относительная депривация - – воспринимаемая невыгодность положения, вызванная сравнением с каким либо стандартом … Словарь-справочник по социальной работе
Относительная депривация или удовлетворённость - (relative deprivation) – обобщение, согласно которому награда, поощрение или результат, которые индивид получает от своей деятельности, оценивается им не в абсолютном их выражении, а относительно собственных ожиданий. Например, пациент, ожидающий … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ"УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ - Обобщение, согласно которому награда, которую получает человек, оценивается не абсолютно, но относительно собственных ожиданий. Продвижение на должность старшего менеджера компании может рассматриваться как относительно удовлетворяющее человека,… … Толковый словарь по психологии
См. также: Социальная депривация и Депривация сна Депривация (лат. deprivatio потеря, лишение) психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются… … Википедия
ДЕПРИВАЦИЯ - (DEPRIVATION) В рамках социологического анализа депривация в широком смысле определяется как неравенство доступа к социальным благам. Депривация охватывает бедность и другие формы социального неблагополучия. В Британии в 1970 е гг. М. Браун и Н.… … Социологический словарь
ДЕПРИВАЦИЯ - (deprivation) недостаток экономических и эмоциональных опор, общепринятых в качестве базисных основ человеческого опыта. Они включают доход и обеспеченность жильем, а также родительскую заботу (или адекватную ей замену) о детях. Это означает… … Большой толковый социологический словарь
При относительной депривации присутствует своеобразное обобщение, которое определяет состояние человека, испытывающего неполное чувство удовлетворения в отношении своих желаний. На первый взгляд, это звучит несколько сложно, поэтому ситуацию следует рассматривать на конкретном примере. Предположим, что человека устраивает должность вице-президента, а его продвинули на должность старшего менеджера. В этом случае его состояние можно рассматривать, как депривационное. Следует подчеркнуть, что при использовании данного термина имеется в виду культурный либо социальный элемент, который доказывает, что в основном ожидания индивида определяются достижениями и оценками окружающих, в основном, людей его круга.
Относительная депривация представляет собой выраженную неудовлетворенность полученным результатом или наградой. Ситуация наблюдается в том случае, если человек рассчитывал на большее в этой сфере. К примеру, если готовясь к экзамену, студен был уверен, что сдаст его на «отлично», и вместо этого получил лишь «хорошо», то естественно, он недоволен. Также относительная депривация появляется в том случае, если возникает неудовлетворенность подарком, когда получающему кажется, что презент слишком дешевый, и не соответствует ситуации.
В том числе, относительная депривация объясняет отношение к обществу женщин западных культур, и в основном, это касается представительниц среднего класса, состоятельных и образованных, а не выходцев из нижних социальных слоев. Они заявляют, что положение женщины в обществе невыносимо, и обсуждают дискриминацию и сильные гендерные предубеждения. Известно, что впервые относительную депривацию исследователи стали обсуждать в период Второй мировой войны, когда проводилось исследование психики солдат, участвующих в бою. Именно в то время и возник данный термин, который используется по сей день.
Особенности относительной депривации
Если обсуждать такое явление, как относительная депривация в более широком понятии, то оно определяется тем, что люди считают себя несправедливо обделенными. ,По их мнению, они заслуживают большего. По каким причинам возникает данное чувство? Разумеется, значительную роль играет такой фактор, как сравнивание своего положения в социальном плане с жизненными и бытовыми условиями других людей. Если обнаруживается, что многие из окружающих живут лучше, и имеют больше материальных благ, человек начинает завидовать более успешным соседям или коллегам. Притом, он ничуть не сомневается, что сам заслуживает большего, и вполне вправе иметь то, чем владеют другие.
Доказано, что относительная депривация свойственна не только отдельным людям, но и целым социальным группам. В последнем случае имеет место не только индивидуальная зависть, но так называемая зависть. К тому же, ученые доказали, что относительную депривацию могут испытывать не только группы с низким статусом, но и те, что являются доминирующими. Все это имеет естественное объяснение, и согласно теории относительной депривации, чем больше человек имеет благ, тем сильнее его зависть к тем, кто имеет меньше. Поэтому неудовлетворенность своим положением проявляют не только те, кто действительно обездолен, а вполне благополучные слои общества. В истории немало примеров, когда революции возглавляют не бедняки, а выходцы из среднего социального слоя, и даже из высшего. В связи с этим достаточно вспомнить декабристов, некоторых большевиков, и так далее.
Эти люди были дворянского рода, или же имели различные чины, и редко выходили из рабоче-крестьянской среды. На основании данных факторов можно утверждать, что относительная депривация имеет ряд определенных причин. Она возникает, когда индивид, или группа людей уверены, что имеют право на лучшую участь. Обычно это касается материальных благ, социального статуса. Причем, ответственность за положение, в котором они находятся, возложена на окружающую среду, неправильные законы, глупое начальство, и прочее. То есть, люди склонны обвинять кого угодно, но не себя.
Как избавиться от депривации
Чтобы устранить подобное состояние, люди стремятся к преодолению относительной депривации любым методом. Кто-то предпринимает попытки сделать жизненные условия лучше, и достичь личного успеха и признания в обществе, используя для этого общественную и политическую деятельность. Но существует и другой путь, который является более радикальным. Он выражается в том, что среди отдельных индивидов находятся такие, которые избирают путь борьбы и протеста. При этом, арсенал средств достаточно велик. Это может быть восстание, террор, мятежи и погромы, забастовки и прочее.
Люди, которые уверены, что их несправедливо обделили, стремятся найти быстрый способ, чтобы таким образом «восстановить справедливость», а значит, занять в обществе доминирующее положение. Следует подчеркнуть, что нельзя путать такие понятия, как относительная депривация и фрустрация. Их отличие в том, что при относительной депривации индивид ранее не имел тех благ, к которым стремится, и которые отсутствуют в данный момент. Например, речь может идти как о телевизоре, или велосипеде, так и о значительных денежных суммах. В случае фрустрации человек ранее обладал благами, которые стремится вернуть. Что может входить в это понятие? Спектр чрезвычайно широк – пища, здоровье, стабильность в социальном плане, супружеская верность, и так далее.
Недавно в понятийном аппарате возрастной психиатрии появился новый термин «синдром сиротства» , его смысл в том, что утрата родителей вызывает у ребенка многообразные депрессивные реакции, нарушения развития навыков общения, речи, моторики (особенно тонкой). Варианты синдрома наблюдаются и у де-
тей, проживающих в семье, где имеет место ситуация «маскированного» сиротства, характеризующаяся эмоциональной холодностью, авторитарностью, жестокостью обращения с ребенком, девианткым аддиктнвным поведением родителей.
В настоящее время депривационные симптомы, объединенные диагнозами «реактивное расстройство привязанности», «расторможенное расстройство привязанности», рассматриваются как психиатрический диагноз и включены в Международную классификацию болезней (МКБ-10). Данные диагнозы ставятся детям начиная с младенчества и до пятилетнего возраста, хотя диагностические критерии и границы недостаточно определены . Считается, что главная (но не единственная) причина происхождения синдрома - плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными нуждами, вплоть до враждебных действий по отношению к нему. Предрасполагающими моментами для этого служат: умственная отсталость и другие формы психических заболеваний родителей, девиантное поведение, преждевременное материнство . Поскольку нередко именно эти состояния приводят к лишению или отказу от родительских прав, дети, сдаваемые в сиротские учреждения, с высокой степенью вероятности будут носителями этого синдрома.
Реактивные расстройства привязанности возникают и в условиях детского дома и в приемной семье . Эго происходит, во-первых, из-за неизбежной смены воспитателен, что приводит к невозможности сформировать устойчивую «заместительную привязанность» к кому-либо, и, во-вторых, при неоднократном и непродолжительном помещении ребенка раннего возраста в разные приемные семьи. Это свидетельствует о важности не только помещения ребенка в семью, но психологического отбора и сопровождения замещающей семьи с целью предотвращения нового разрыва привязанности .
Диагноз реактивного расстройства привязанности базируется на выявлении характерных нарушений в коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сферах, может включать определенные поведенческие отклонения. Основные симптомы можно объединить в две группы {13]:
Устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт или поддерживать обшение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта и голосового подражания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т -н-), апатичный или сниженный фон настроения, часто проявления боязливости или настороженности, которые не исчезают, когда Ребенка утешают; с полутора-двух лет - плохое социальное взаимо-
действие со сверстниками, агрессия по отношению к себе и другим; отсутствие любопытства, достаточной спонтанности в деятельности;
- «диффузная общительность», которая проявляется в отсут ствии чувства дистанции при общении со взрослыми и в фами льярности при общении с почти незнакомыми людьми, в постоян ных просьбах о чем-то, желании всеми способами привлечь к себе внимание («прилипчивое» поведение); с четырехлетнего возраста и позже - неразборчивые дружеские связи.
Последняя группа симптомов отнесена в МКБ-10 к диагнозу «расторможенное расстройство привязанности» и считается характерной для детей, воспитывающихся в домах ребенка с младенчества при частой смене воспитателей. В американской классификации оно рассматривается в рамках общего синдрома реактивного расстройства привязанности. К соматическим расстройствам привязанности относят снижение физических показателей развития (масса, рост), слабое развитие мышечного тонуса, недоразвитие костной системы при нормальном уровне гормона роста.
Еще один классический феномен - сепарационные симптомы и симптомокомплсксы - распространенное явление среди детей, воспитывающихся в домах ребенка. Они могут наблюдаться у детей, которые попали в сиротские учреждения из семей, где о них заботились хотя бы в течение нескольких месяцев, или у детей, которых, несмотря на сформировавшуюся привязанность, переводят к другому воспитателю, и т.д.)13].
Клинический прогноз при расстройствах привязанности включает целый спектр недостаточно дифференцированных расстройств:
Любые нарушения физического и психического развития;
нарушение психосоциальных навыков, определяющееся сте пенью запущенности и длительностью пребывания ребенка в этом состоянии;
развитие психофизического маразма .
Депривационная симптоматика у детей-сирот включает фактически всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Глубина и тяжесть нарушений различаются в зависимости от срока депривапиоиного воздействия, его длительности и интенсивности, а также от качества депривационного воздействия .
Й.Лангмейер и 3. Матейчик разработали концептуальный аппарат теории депривации, основанной па теориях научения и при-
вязанности. Они определяли депривацию как недостаточное удовлетворение основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени). В качестве таковых они вычленяли потребности ребенка в богатой разнообразными стимулами сенсорной среде, в дифференцированной к относительно постоянной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по которым происходят изменения, и есть уверенность в наличии защиты и контроля протекающих процессов, в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), в возможности автономного функционирования. Они выделили четыре формы депривации:
стимульная (сенсорная) депривация возникает при понижен ном количестве сенсорных стимулов или их ограниченной изменчи вости и модальности;
депривация значений (когнитивная) возникает при слишком изменчивой, хаотичной структуре внешнего мира без четкого упо рядочивания и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне;
депривация эмоционального отношения (эмоциональная) воз никает при недостаточной возможности удовлетворения интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыва по добной эмоциональной связи, если она была создана;
депривация идентичности (социальная) возникает при огра ниченной возможности для усвоения автономной социальной роли .
Эту классификацию следует учитывать при разработке психо-коррекционной работы и сопровождении разных групп детей-сирот в интернатных учреждениях.
Отечественная теория депривации имеет значительное сходство с западной в том, что также отводит центральную роль в развитии личности взаимодействию взрослого с ребенком (Л. С.Выготский, Л.И.Божович, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и другие). При этом депривация рассматривается как нарушение или несформированность у ребенка специфической человеческой потребности в общении.
Согласно культур но-исторической концепции Л.С.Выготского, развитие происходит в процессе интериоризации культурно-исторического опыта и социальных отношений . Взрослый выступает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важнейшего источника развития; только в постоянном контакте со взрослым возможна интериоризация как основной механизм развития. контакт способствует формированию у ребенка потребности
в привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Л. С. Выготский рассматривал данную потребность не как биологически заданную (первичную) (что принято в западной литературе), а как результат взаимодействия ребенка с окружающим социумом, и прежде всего со взрослыми людьми (45-46]. Л. С. Выготский считал задержки развития результатом депривации общения и контактов с внешним миром, вследствие чего потребность в общении не формируется или приобретает нарушенные формы. Он писал о неблагоприятном воздействии интернатного воспитания на развитие детей уже в 20-х годах XX в. и выступал против помещения детей г. Отклонениями в развитии в детские дома. Л. С. Выготский убедительно доказал, что в такого рода изолированных учреждениях не могут быть созданы условия для нормального развития .
В качестве важнейшего условия развития ребенка Л.С.Выготский рассматривал социальную ситуацию его развития-- «систему отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью» . Однако в силу исторических обстоятельств изучение социальной ситуации развития долгое время было практически невозможным. Только в 80-х годах появились первые отечественные исследования последствий развития в условиях сиротского учреждения.
Так, М.И.Лисина писала о том, что потребность в общении и деятельность общения возникают у ребенка прижизненно и формируются одновременно, так как исходный пункт обоих процессов - выделение ребенком из окружающей среды взрослого как особого объекта своей активности. Отсутствие значимого взрослого или дисфункциональные отношения с ним снижают способность ребенка к интсриоризации и эмоциональному развитию. Социальная ситуация развития превращается для ребенка в «ситуацию невозможности», приводит к задержкам эмоционального и интеллектуального развития и эмоциональным расстройствам .
Согласно В. И.Мясищеву, богатство отношений с окружающим миром - главное условие нормального развития личности. Он считал, что степень деструктивнести дспривационных условий в значительной мере зависит от мотивационной потребностной сферы, конституциональных особенностей, от наличия психических и соматических заболеваний. Он подчеркивал необходимость исследования ситуаций, которые можно рассматривать в качестве наиболее значимых источников депривации для конкретной личности . В концепции В.С.Мухиной в качестве механизмов развития личности выделяются идентификация и обособление, что весьма близко к теории объектных отношений и социальному анализу.
Идентификация «отвечает» за социализацию, т. е. присвоение индивидом своей человеческой сущности, а обособление - за индивидуализацию, т. е. формирование и поиск собственной индивидуальности. Депривация обоих механизмов, неизбежная в условиях сиротского учреждения, обязательно приводит к искажениям развития личности и самосознания .
Е. Т. Соколова показала, что при личностных расстройствах грубые нарушения самосознания выступают в виде неустойчивого, диффузного образа Я, деструктивного внутреннего диалога и являются следствием травматического опыта и нарушенных отношений со взрослым на ранних этапах развития .
Другим важнейшим положением отечественной психологической школы стало представление о собственной деятельности как главной движущей силе развития . Из этого положения непосредственно вытекает необходимость активной позиции ребенка для нормального психического развития. Ясно, что условия проживания в детском доме подменяют собственную деятельность детей строго регламентированными занятиями, что неизбежно приводит к депривации развития.
Активное осмысление собственной деятельности, ее предметных и личностных оснований - предпосылка способности к саморегуляции и свободному самоопределению, которое, в свою очередь, является условием полноценного развития личности . Осуществляемая под руководством и при непосредственном участии В.К.Зарецкого работа с детьми из коррскционпых классов, страдающими различными последствиями социальной депривации (тяжелое материальное положение семьи, безнадзорность, алкоголизм родителей и т.д.), показала, что именно активизация личностной позиции, передача ребенку управленческих функций в процессе обучения способствовала преодолению последствий депривации вплоть до превращения их из учащихся коррекпионпых классов в лидеров школы [Там же].
В заключение следует особо подчеркнуть, что без знания теорий развития и депривации ребенка невозможна эффективная работа как е детьми - социальными сиротами, так и их окружением, включая неблагополучные кровные и приемные семьи. Остается сожалеть, что из-за политических взглядов многие годы нам не были известны многие зарубежные прогрессивные теории т исследования, а зарубежным ученым-наши труды. Поэтому сегодня, как пишет в предисловии к перевода книги Дж.Боулби «Привязанность» Г. Бурменская, несправедливо упрекать Дж.Боулби за
то, что в своих исследованиях он прошел мимо культу pi ю-исторической теории и тех богатейших возможностей, которые в ней объективно заложены в отношении понимания специфики человеческого онтогенеза - прежде всего этапов становления общения ребенка со взрослым, которые в своих работах Дж. Боулби вписывает как стадии развития привязанности , В конце концов труды Л. С. Выготского получили настоящую известность на Западе лишь начиная с 1980-х годов, когда теория привязанности Боулби уже приобрела свою относительно законченную форму, а ее автору было более семидесяти лет. По той же причине бессмысленно сожалеть, что Дж. Боулби не учел интереснейшие результаты экспериментальных исследований многих отечественных психологов (Н. М. Щелованова, Ц. М. Аксариной, М. Ю. Кистяковской, М. И. Лисиной и других), с которыми просто не был знаком. Более уместно подчеркнуть другое: сам Дж. Боулби вполне отчетливо понимал не только сильные стороны, но и ограниченность созданной им теории. Его книга завершается признанием, что наименее изученной стадией человеческого развития остается та. на которой ребенок приобретает все свои специфически человеческие каче ства. Здесь перед нами открывается целый континент, который еще только предстоит завоевать [Там же].
Слова, написанные Дж. Боулби почти сорок лет назад, не утратили актуальности, сегодня они воспринимаются как призыв к содержательному соотнесению и, образно выражаясь, «стыковке» эволюционного и культурно-исторического подходов в исследовании конкретных феноменов детского развития, в том числе привязанности. Необходимо создание современных теории, наиболее реально синтезирующих достижения своих предшественников и преодолевающих их противоречия.
Следует отметить, что на основе теории привязанности строятся сегодня современные исследования социальной поддержки как важного фактора психического и физического здоровья. Исследо вания показывают, что люди, создающие вокруг себя апйбилъную сеть отношения (социальную сеть), которая является источни ком инструментальной и эмоциональной поддержки, реже, стра дают как физическими, так и психическими недугами. Выявле но, что способность создавать вокруг себя такую сеть, связана характером отношений привязанностей в детстве. У взрослых, имевших в детстве надежную привязанность, в большей мере раз-ьита способность к созданию устойчивых отношений, их социальные сети шире и дают им больше тепла и поддержки, причем эти отношения взаимны.
Несмотря на то, что женщины в западных культурах не относятся к числу наиболее дискриминируемых групп и, более того, по сравнению с женщинами в восточных культурах, особенно в тех, где распространен ислам, они находятся в исключительно привилегированном положении, тем не менее, именно на Западе, а на Востоке возник феминизм – как социальное движение, как идеология, как политика и даже как область научных исследований.
Почему же не женщины-мусульманки, а женщины западной, прежде всего американской культуры, к тому же представительницы среднего класса, т.е. высокообразованные и экономически состоятельные, а не выходцы из социальных низов, заявляют о невыносимом положении женщины в обществе, говорят о существовании сильных гендерных предубеждений и дискриминации? Ответ на этот вопрос позволяет дать теория относительной депривации.
Впервые о чувстве относительной депривации (лишенности, обездоленности) заговорили исследователи, которые во времена Второй мировой войны изучали психологическое состояние солдат, участвующих в боевых действиях. Тогда же, кстати, появился и сам термин относительная депривация (Майерс Д., 1997).
Так вот, сравнивая степень удовлетворенности службой летчиков и военных полицейских, исследователи с удивление обнаружили, что уровень неудовлетворенности и фрустрации в авиачастях выше, чем в полицейских подразделениях. И это при том, что в авиации чины и звания присваивались гораздо чаще и быстрее, так что продвижение по службе в военно-воздушных частях шло несравненно успешнее, чем в полиции. Но результатом этого являлось не чувство удовлетворения, а еще более завышенные ожидания. У военнослужащих возникало ощущение своей исключительности и формировалось высокое самомнение. Таким образом, пишет Д. Майерс, их притязания опережали их достижения (Майерс Д., 1997). Неизбежным следствием завышенных амбиций были разочарование и фрустрация.
Если говорить об относительной депривации в более широком смысле, то ее можно определить как чувство неудовлетворенности, вызванное уверенностью людей в том, что они имеют меньше, чем того заслуживают. Почему может возникнуть такое чувство? Конечно же, вследствие сравнения своего социального положения и условий жизни с положением и условиями других людей. Обнаружив, что другие имеют больше и живут лучше, чем он сам, человек испытывает зависть к более благополучным индивидам. При этом он полагает, что достоин лучшей участи и поэтому имеет полное право на то, чем обладают другие.
Чувство относительной депривации может возникать как у отдельных людей, так и у социальных групп. В последнем случае возникает чувство не индивидуальной, а групповой, социальной зависти. Показательно, что по данным Р. Ваннемана и Т. Петтигрю чувство относительной депривации испытывают не только низкостатусные, но и доминирующие группы (Браун Р., 2001).
Это вполне естественно, ведь теория относительной депривации утверждает, то чем больше человек имеет, тем сильнее завидует тем, кто имеет немного больше. Поэтому неудовлетворенность своим положением в обществе проявляют не самые обездоленные, а относительно благополучные слои и группы. Самыми непримиримыми революционерами обычно являются выходцы из средних, а то и высших слоев общества. Достаточно вспомнить поколения российских заговорщиков, террористов, революционных деятелей: декабристов, народников, большевиков – чтобы убедиться в том, что это действительно так. Почти все они были либо дворянского, либо разночинного происхождения и очень редки рабочими и тем более, крестьянами. Таким образом, чувство относительной депривации возникает из-за того, что: а) индивид или группа считают, что заслуживают лучшей участи (большего материального благополучия, высокого социального статуса и т.д.); б) ответственность за свое «незавидное положение» возлагается на внешние обстоятельства (несправедливые законы, неразумное общественное устройство и т.д.), а не на себя.
Люди различным образом могут стараться преодолеть относительную депривацию. Один человек может пытаться улучшить условия своей жизни путем достижения личного благополучия, через политическую, общественную деятельность с тем, чтобы влиять на общественные изменения. Но возможен и более радикальный путь, когда люди – отдельные индивиды, но чаще, конечно, социальные группы вступают на путь протестов и борьбы. Уличные беспорядки, демонстрации, погромы, террор, восстания, мятежи – вот арсенал средств, к которым постоянно прибегают ощущающие себя несправедливо обделенными социальные группы, которые стремятся быстро и бесповоротно «восстановить справедливость», т.е. занять доминирующие позиции в обществе. Хотя, как мы отмечали в предыдущей главе, желание переустройства общества, протест и борьба возникают лишь тогда, когда ощущается шаткость и неустойчивость существующего социального порядка.
Ряд исследователей предполагали наличие связи между экономической диспропорцией и радикализацией. В основе данных предположений лежит теория относительной депривации Гурра (1970) - люди прибегают к восстанию в тот момент, когда не могут выносить своего положения. Как отмечал Schmid (1983) теория Гурра в большей степени исходит из психоанализа нежели из эмпирической социологии и концептуально родилась из гипотезы фрустрации-агрессии Gurr,T. Why men rebel. - Princeton,NJ: PrincetonUniversityPress, 1970. - 200-245 p..
Ряд исследователей отмечает наличие устойчивой зависимости между экономическим положением (уровнем бедности) и склонностью к радикализации. Совсем недавно, увеличение различия уровнем благополучия спровоцировало появление нового понимания политического насилия, которое усиливается глобализацией, создающей очаги бедности, и в тоже время снимает напряжение, облегчая общение между теми, кто считает себя жертвами глобализации (Maya, Lander, and Ungar 2002). Таким образом, абсолютные лишения или относительное экономическое неравенство поджигает радикальные настроения, особенно среди членов угнетенного низшего класса.
Наиболее крупные европейские революции 18- начала 20 века были спровоцированы, по крайней мере частично, неравенством классов.
От Французской до Российской революции неимущие были основными участниками политического насилия. С другой стороны, как отмечалось выше, левые террористы 1960-х годов в 1970-е годы обычно не были представителями бедного населения, а принадлежали к среднему классу, который использовал страдания других классов в своих целях. Таким образом, хотя бедность и может играть определенную роль в некоторых случаях политического насилия, относительная депривация не является достаточным условием для объяснения терроризма.
Существуют данные согласно которым правый экстремизм может существовать независимо от экономического положения. Так, Canetti и Pedahzur (2002) в ходе исследования выяснили, что правые экстремистские настроения не были связаны с социально-экономическим положением 1247 Израильских студентов.
Krueger and Maleckova"s (2002) в рамках своего исследования выяснили, что палестинцы не поддерживают заключение о наличие причинно-следственной связи между бедностью и терроризмом. При условии, что уровень безработных в Секторе Газа составляет 70%, валовый внутренний продукт не превышает 1000$, а экономические возможности сильно ограничены несмотря на достижения в системе образования в связи с неразрешенностью палестино-израильского конфликта, а в культурном плане серьезное значение имеет роль мужчины кормильца, преждевременно исключать возможность того, что снижение экономических перспектив может спровоцировать терроризм среди палестинцев Bennet, J. Inchaos, Palestinians struggle for way out // New YorkTimes. - July15, 2004. - №1. - P. 10-11.. Кроме того, националистические сепаратисты и многие религиозные фундаменталисты, как правило, пользуются поддержкой своих общинах. В таких случаях, радикализм может стать про социальной деятельностью, осуществляемой в интересах всех классов. Если все члены группы (являющейся политическим актером) сталкиваются с экономическим неравенством по отношению к аут группе (является привилегированной), то реализация политического насилия должна рассматриваться не как результат экономического притеснения, а как феномен групповой идентичности.
Человек может воспринимать относительную депривацию лично или на более широком уровне группы (в окружающем его сообществе), или даже на международном уровне (т.е. относительно судьбы мусульманского мира по сравнению с Западом). Относительная депривация работает через осознание того, что другие имеют по отношению к воспринимающему (материально, культурно или с точки зрения социального статуса) и, когда они воспринимают эти различия, чтобы показать себя более значимыми и потенциально подверженными несправедливости. Люди могут испытывать относительную депривацию в нескольких случаях: после или во время периода, когда права и привилегии расширили только в результате стагнации или, когда выигрыш одних в группе снижается, в то время как выигрыш других увеличивается Gurr,T. Why men rebel. - Princeton,NJ: PrincetonUniversityPress, 1970. - 90-115 p.. Несколько исследований представляют депривацию как причину жалоб и "благодатную почву для радикальной мобилизации"
Многие авторы приводят статистические данные, которые последовательно показывает, что мусульмане, как группа страдают от более высокого уровня депривации, чем другие группы, утверждая, что это неравенство было основанием для обиды и разочарования. Однако результаты существенно меняются, когда цифры анализируются на более низких географических уровнях, которые показывают, что мусульмане, как правило, сосредоточены в районах, где как мусульмане, так и не мусульмане страдают от высокого уровня безработицы. Рассмотрение дополнительных факторов, таких как возраст и поколение ослабляет силу первого аргумента еще сильнее Pisoiu, D. I. Explaining the Radicalisation of Muslims in Europe: The Failed Integration Hypothesis. // - Towards New Models of Immigration, Integration and Multiculturalism: University of Oxford. , 2007. - P. 100..