Химические свойства глюкозы сценарий урока. Реакции по альдегидной группе

Урок по теме: «Глюкоза. Строение, свойства».

Учитель : О. А. Нефедова.

Класс: 10, базовый уровень.

Предмет: химия.

Тема урока: Глюкоза. Строение, свойства.

Форма организации деятельности: совместно-взаимодействующая (сотрудничество)

По виду: урок «открытия» нового знания.

По типу: урок- решения учебной задачи.

Цели: формировать потребность в знаниях о химической природе глюкозы, особенностях строения и действии на организм, возможностях применения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и методологические приемы обучения: беседа, дискуссия, проведение эксперимента (решение вопроса опытом), метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод проверки и оценки знаний, умений, работа в малых группах (в парах).

УУД (умение учиться):

Регулятивные: формулирует задачу урока, составляет план решения поставленной проблемы, прогнозирует результат, проводит лабораторный опыт и формулирует выводы на основе наблюдений, оценивает результат своего труда.

Познавательные : расширение познавательной сферы в процессе поиска путей решения учебной задачи, самостоятельно выбирает критерии для классификации вещества (глюкозы), устанавливает причинно-следственные связи, строит логическое рассуждение и делает выводы.

Личностные: формирование навыков работы с различными источниками информации, умений выявлять общее и особенное в строении глюкозы, сравнения особенностей строения и химических свойств глюкозы с другими органическими соединениями.

Коммуникативные: умеет представлять свою точку зрения в публичном выступлении, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные и коллективные результаты деятельности.

В ходе занятия, обучающиеся смогут:

    сформировать представление о химической природе глюкозы, особенностях ее строения, свойствах;

    продолжить формировать навыки работы с различными источниками информации;

    развить умения фиксировать, анализировать, выбирать главное, делать вывод;

    продолжить формировать навыки работы с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности, делать выводы по результатам эксперимента;

    осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.

Образовательные ресурсы :

Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара Химия. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: Ветана-Граф, 2011 г.;

Задачник по химии. Н.Е.Кузнецова, Левкин А.Н., М.: Ветана-Граф, 2011 г.;

    Материалы и принадлежности:

Для обучающихся: химическая посуда , набор реактивов для определения качественного состава глюкозы (10%-ный раствор гидроксида натрия, 2%-ный раствор сульфата меди (II), 5%-ный растворы глюкозы, универсальный индикатор ), инструктивные карты.

Оборудование: компьютер, проектор.

Этапы урока

Мотивация. Самоопределение к деятельности, доброе пожелание.

Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, я попрошу вас проверить свои рабочие места и улыбнуться друг другу.

Думаю, вы все любите загадки?! И я предлагаю вам побыть сегодня в роли помощников Центрального разведывательного управления.

Актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом, создание проблемной ситуации.

Однажды в лабораторию ЦРУ для анализа было доставлено органическое вещество. По данным разведки, в его состав входит всего 3 элемента. Это вещество обладает уникальным свойствам - человек, утомленный работой, употребив его, быстро восстанавливает свою работоспособность. Данное вещество используется при лечении некоторых заболеваний. Находится в составе многих противошоковых лекарств и кровезаменителей, используемых при заболевании центральной нервной системы, печени, различных инфекций и интоксикаций. Задача ЦРУ – определить формулу вещества, предположить его химические свойства и область применения. Исследование поручили молодому сотруднику Алексею Андрианову. По истечении назначенного времени Алексей предстал перед своими коллегами с результатами исследования:

Уважаемые коллеги! Мной был сожжен образец вещества массой 36 г., собрано 52,8 л. углекислого газа и 21,6 г. воды. Относительная плотность вещества по воздуху равна 6,21. Но это все, что я смог успеть сделать. Увы!

Чувство досады не покидало молодого детектива. Ребята, мы можем ему помочь?

Первичное усвоение новых знаний.

Постановка учебной задачи, обсуждение затруднений.

Скажите, как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы определить вещество?

Ну, что ж давайте решим задачу и поможем Алексею.

Хорошо, это вещество С 6 Н 12 О 6 . Что это за вещество? (Это вещество называется глюкозой.)

Где вы с ней встречались?

Ребята, вы, наверное, же догадались какая тема нашего урока? (Глюкоза, строение, свойства.)

Что нам дает знание молекулярной формулы?

К какому классу органических веществ оно относится?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте проанализируем состав вещества. Исходя из молекулярной формулы это вещество содержит 3 элемента (об этом говорилось и в задании): углерод, водород, кислород.

Следовательно, это вещество относится к кислородосодержащим органическим веществами: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты.

Первичная проверка понимания.

Построение плана выхода из затруднения. Обсуждение плана и формулирование способов действия, возможность их выполнения.

Как можно проверить или опровергнуть наши предположения? (провести качественную реакцию)

Лабораторный опыт:

    Качественная реакции на альдегиды

    Качественная реакция на многоатомные спирты.

(работа по инструктивным картам)

    Качественная реакция на карбоновые кислоты

Оглашение результатов работы.

Формулирование выводов.

Вывод: органическое вещество является многоатомным альдегидоспиртом.

Теперь, зная, какие функциональные группы есть в молекуле глюкозы, попробуйте составить ее формулу.

Помните:

1 – атом углерода 4-х валентен,

2 – вещество содержит одну альдегидную группу,

3 – несколько гидроксильных групп.

Скажите, какими же свойствами будет обладать глюкоза?

Да, действительно глюкоза является многоатомным альдегидоспиртом, и, следовательно, должна проявлять свойства альдегидов и многоатомных спиртов.

- Однако опытным путем было установлено: ее раствор не дает окрашивания с фуксинсернистой кислотой, являющейся реактивом для обнаружения альдегидов. Как объяснить это противоречие?

(Демонстрация шаростержневой модели глюкозы – твердой глюкозы).

Глюкоза хорошо растворима в воде., это мы с вами определили в ходе опыта №1.

Давайте попробуем представить поведение молекулы глюкозы в воде. Представьте эту нитку, как молекулу глюкозы. Посмотрите, как она плавает в воде, изгибается /демонстрация/.

Также и молекула глюкозы в воде изгибается. В растворе может произойти замыкание молекулы в цикл и образуется циклическая форма. Замыкание происходит между 1 и 5 атомами углерода. Образовалась циклическая форма.

В водном растворе существует равновесие:

Превращение молекулы линейного строения в молекулу циклического строения объяснимо, если вспомнить что атомы углерода могут вращаться вокруг -связей. Альдегидная группа может приблизиться к гидроксильной группе 5-го атома углерода, поскольку атом кислорода карбонильной группы несёт на себе частичный – заряд, а атом водород гидроксильной группы – частично + заряд. Осуществляется своеобразный химический процесс: происходит разрыв -связи карбонильной труппы, к атому кислорода присоединяется атом водорода, а атом кислорода гидроксильной группы с атомом углерода замыкают цепь. Циклические формы находятся в равновесии, превращаясь и форму. Таким образом, в водном растворе глюкозы находятся три изомерные формы. Молекула кристаллической глюкозы - форма, при растворении в воде – открытая форма, а затем снова циклическая -форма. Такая изомерия называется динамической (таутомерия).

Мы помогли Алексею определить вещество, выяснили его строение. Но наша задача была – определить формулу вещества, предположить его свойства, область применения. А где же применяется глюкоза?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать с текстом.

Работа с текстом. Время работы – три минуты.

Представление результатов работы с текстом.

Информация о домашнем задании.

Инструктаж по его выполнению.

    § 30,

    Составить уравнения реакций, отражающих химические свойства глюкозы,

    Охарактеризовать роль глюкозы в организме человека,

    Ответить на вопросы:

а) Некоторых лягушек в зимнее время можно найти, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть?

б) Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ. Как объяснить этот факт?

Задание 3-4 на выбор.

Рефлексия деятельности. (итог урока)

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

    Испытывали ли вы трудности на уроке?

    Почему было трудно?

    Что открыли, узнали на уроке?

    Оправдались ли ваши ожидания от урока?

    Что вы взяли с сегодняшнего урока?

    Над чем заставил задуматься урок?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская средняя общеобразовательная школа

Урок на тему

ГЛЮКОЗА, СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА

Выполнила учитель химии Варламова Г.И.

Урок по теме: «Глюкоза, строение, свойства»

Цель:

○ изучить строение глюкозы, выделить её особые свойства и научить самостоятельно составлять уравнения реакций.

Оборудование:

Интерактивная доска

●Цифровой материал

Раздаточный материал (задача на карточке)

●Таблицы

●Реактивы: глюкоза, виноград или яблоко, NaOH, CuSO 4 .

●Оборудование для опытов: штатив с пробирками, спички, сухое горючее, держатель для пробирок, асбестовая сетка.

Технологии: ИКТ, интегрированное обучение, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

II.Актуализация прежних знаний.

● Разминка

Вступительное слово учителя

1.Какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?

На доске прикреплены таблички с названиями классов кислородосодержащих веществ:

1)Спирты одноатомные

2)Спирты многоатомные

3)Альдегиды

4)Кетоны

5)Карбоновые кислоты

6)Простые эфиры

7)Сложные эфиры

8)Жиры

9)Фенолы

2.Какой класс веществ содержит карбоксильную группу?

3.Какой класс веществ содержит гидроксильную группу?

4.Какой класс веществ содержит альдегидную группу?

5.Какой класс веществ содержит карбонильную группу?

6.В каких классах веществ радикалы соединяются через кислород?

7.При помощи какого реактива можно определить альдегидную группу?

8.При помощи какого реактива можно определить многоатомные спирты?

(Формулы веществ показаны на интерактивной доске)

CuO KMnO 4 Br 2 Ag 2 O Cu (OH) 2 FeCl 3

Мы с вами начали изучать новый класс органических соединений – углеводы.

Запишите общую формулу углеводов на доске.

На какие группы делятся все углеводы?

Во время фронтального опроса один ученик выполняет задание по карточке: записать по одному примеру кислородосодержащих органических веществ каждого класса.

8. Задача. Установите формулу вещества, если при сгорании 0,9г его выделилось 1,32г СО 2 и 0,54 г Н 2 О. Известно, что молекулярная масса его равна 180.

Учащиеся решают задачу в тетради и на доске.

III. Основная часть урока.

На доске – тема урока: «Глюкоза, строение, свойства». Учащиеся записывают её в тетрадь.

Учитель : О чём говорит наличие шести атомов кислорода? Какие функциональные группы можно предположить у глюкозы?

На доске запись структурной формулы глюкозы.

Учитель демонстрирует учащимся образец глюкозы.

Учащиеся сами описывают физические свойства глюкозы:

Глюкоза – это твёрдое бесцветное кристаллическое вещество, имеет сладкий вкус. Хорошо растворяется в воде.

А каким реактивом можно сразу же определить альдегидные и спиртовые группы?

На интерактивной доске смотрим видеоопыты:

  1. «Определение качественного состава глюкозы при помощи реакции «серебряного зеркала»
  2. «Определение качественного состава глюкозы при помощи гидроксида меди(II)

Задание (лабораторный опыт):

Докажите, что в состав винограда входит глюкоза.

Учащиеся самостоятельно проводят эксперимент.

Перед проведением лабораторной работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности по работе с нагревательными приборами и обращению со щелочами.

Учитель : Строение глюкозы мы установили. Теперь запишем уравнения проведённых реакций на доске.

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций на доске и в тетради.

А для чего нужна глюкоза? Какое значение в природе она играет?

Презентация учащегося по теме «Значение глюкозы в природе»

IV.Домашнее задание.

Параграф 23. Упр. 1.

V.Формирование умений и навыков.

Размышление-загадка.

Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трёхатомный спирт, сойдя с полочки, подошёл к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: «Что вы делаете, зачем берёте чужое, это же мой распознаватель!».

«Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор, - промолвил Метаналь, - это же моё вещество».

Вопросы: ●Кто из них был прав?

●О каком веществе они спорили?

●Как разрешить этот спор?

Задания:

  1. Напишите формулы всех веществ, участвующих в споре.
  2. Напишите формулу вещества, о котором шёл спор.
  3. Запишите уравнения возможных реакций.

Урок по органической химии

в 10 классе

Учитель химии первой

квалификационной категории

Тарасова Ольга Геннадьевна

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока:

Цель урока:

Задачи обучения.

Методы обучения:

Формы обучения:

Принципы обучения:

спиртовка

2) Реактивы: II

Ход урока.

    Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Дети говорят о том, что приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое.

    Определение темы, постановка задач урока.

Химия-наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество. Но не любое, а то, формулу которого вы выведите, решая домашнюю задачу.

Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и водорода (массовая доля 6,67%), если относительная плотность паров этого вещества по воздуху составляет 6,207. Назовите ответ задачи. С 6 Н 12 О 6 .

Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза-

Углеводов всех не счесть.

Главная средь них – глюкоза,

И о ней пойдет здесь речь.

Учитель записывает на доске тему урока:

« Глюкоза, ее строение и свойства».

вспомните, чем же глюкоза вам знакома?

Работа проходит в форме мозгового штурма (кто больше вспомнит!).

Обсуждение результатов работы учащихся.

Вопрос: А чем же она нам не знакома? (обсуждение ответов учащихся)

Какова тема нашего урока?

Что мы с вами должны сегодня сделать на уроке? Каковы задачи урока?

    Выяснить строение глюкозы;

    Предсказать свойства глюкозы, исходя из ее строения;

    Узнать физические и химические свойства глюкозы;

    Расширить и систематизировать свои знания об углеводах;

    Совершенствовать навыки химического эксперимента.

Какими источниками информации и вспомогательными средствами мы можем воспользоваться на уроке?

С чего мы должны начать свою работу?

I II . Постановка проблемы:

Итак, глюкоза – «знакомая незнакомка», ее эмпирическая формула С 6 Н 12 О 6 . Вопрос: По классификации какое это соединение?

А по строению?

Если глюкоза - кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся выдвигают гипотезу:

А) молекула глюкозы может содержать функциональные группы атомов – ОН, одну или несколько.

Б) альдегидную группу -СНО

В) карбоксильную группу -СООН

Учащиеся с помощью учителя согласовывают тему урока, выбирают способ , строят план достижения цели и определяют средства её достижения.

Принимается решение проверить гипотезу экспериментально.

Учитель напоминает учащимся о соблюдении правил техники безопасности.

V . Решение проблемы.

Задание для учащихся всех групп .

Данные исследования занесите в опорный конспект (печатную основу для самостоятельной работы учащихся) и кратко доложите.

Задание 2 для группы №1 .

II II

Напишите уравнения реакций

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Задание 2 для группы №2 .

AgO

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 . Cu (OH ) .

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции?

Напишите уравнение реакции:

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте).

Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

Теперь, зная строение глюкозы, ее структурную формулу, мы можем спрогнозировать химические свойства глюкозы исходя из ее строения (свойства многоатомных спиртов – взаимодействие с гидроксидом меди (II ), реакции этерификации; свойства альдегидов – окисление (реакции «серебряного» и «медного» зеркала), реакции присоединения (гидрирование) и особые, специфические, свойства глюкозы, т. к. согласно третьему положению теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга, изменяя свойства вещества в целом).

Изучить новый материал предлагаем учащимся самостоятельно. В связи с этим группы учащихся получают следующие задания:

Задание 3 для группы №1 .

Задание 3 для группы №2

Задание 3 для группы №3 Работа с учебником. Изучите циклические формы глюкозы. Запишите циклические формы альфа- и бета-глюкозы в опорный конспект.

Представитель каждой группы докладывает о выполнении задания.

Время выполнения 5 минут.

Отчет о результатах выполнения задания. Выступление представителей.

VI .Закрепление, контроль знаний.

Тест «Проверь себя»

    При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II ) без нагревания

Б.Выделяется газ

2 На производстве глюкозу получают гидролизом

А крахмала

Б. целлюлозы

В. сахарозы

Г. рибозы

3. Какой тип брожения углеводов существует?

А.Маслянокислое

Б.Молочнокислое

В.Спиртовое

Г.Все предыдущие ответы верны.

4. При спиртовом брожении образуется

А.Спирт

Б.Спирт, углекислый газ

В.Спирт, водород

Г.Спирт, углекислый газ, водород.

5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Чем различаются альфа- и бетта- формы глюкозы?

А.Наличием цикла

Б.Размером цикла

В.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода

Г.Числом атомов кислорода в цикле.

7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

А. Cu (OH ) 2

Б. FeCl 3

В. Br 2

Г. CuO .

VII . Домашнее задание:

Параграф 31; тестовые задания

VIII . Подведение итогов.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы и сдают их учителю.

IX . Рефлексия.

Учитель:

-- Какая задача стояла перед вами на уроке?

-- Что было сегодня необычного на уроке?

-- Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

--Что вы взяли для себя с данного урока?

-- Каков результат нашего урока?

Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.

Список используемой литературы:

    Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.

    Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.

    Журнал химия в школе, 2002 № 5.

    Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.: Химия. Органическая химия. 10 класс (базовый уровень). М. : Просвещение, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Технологическая карта

Группа №1 Тема урока :

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №1 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Задание 2 для группы №1 . Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II ) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения реакций:

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №1 . Работа с учебником «Химия 10»(авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г.;). Ознакомьтесь с получением глюкозы (стр 149) и ее применением (стр 151) Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 31, тесты

Технологическая карта

Группа №2 Тема урока : «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №2 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание для группы №2 . Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + AgO

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №2 Работа с учебником «Химия 10» (авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г. (в таблице) ; Изучите нахождение глюкозы в природе (стр 147) и ее специфические свойства (брожение таблица стр 150)). Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 31, тесты

Технологическая карта

Группа №3 Тема урока : «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №3. Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 . Проведите исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu (OH ) .

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

    Домашнее задание: Параграф 31, тестирование

Самоанализ

урока по органической химии

в 10 классе

« Глюкоза, ее строение и свойства »

Учитель химии первой

квалификационной категории

Тарасова Ольга Геннадьевна

В качестве девиза можно взять слова Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: закрепить знания о кислородсодержащих органических соединениях и их взаимосвязи. Сформировать умение предсказывать строение молекулы вещества исходя из его химических свойств (второе положение теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова).

Задачи обучения.

О. Закрепить методику решения задач на вывод молекулярной формулы вещества, умение различать и доказывать класс органических соединений по их функциональным группам. Спрогнозировать и опытным путем выявить химические свойства глюкозы как альдегидоспирта. Вывести ее структурные формулы. Записать химические уравнения реакций.

В. Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни. Посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность, эстетические качества при оформлении конспекта.

Р. Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу. Умение наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутрипредметные и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Развивать коммуникативные компетентности учащихся.

Методы обучения: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: фронтальная беседа, практическая работа, обобщение.

Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Оборудование урока: 1)Лабораторное оборудование: спиртовка , штатив с пробирками, пробиркодержатель, спички, стеклянные палочки;

2) Реактивы: глюкоза (тв.), раствор 40%, лакмус, раствор нашатырного спирта, нитрата серебра, сульфата меди (II ), гидроксида калия или натрия, вода, уксусная кислота, карбонат натрия, фуксинсернистая кислота.

3) Технологическая карта учащегося; конспект-урок (печатная основа для самостоятельной работы учащихся на уроке); тест; презентация; мультимедийный проектор; видеоопыты.

Урок проводится по технологии деятельностного обучения с использованием эвристического, объяснительно-иллюстративного и экспериментального методов обучения.

Системно- деятельностная технология обучения в химии является одной из актуальных методик развития учащихся. Поэтому на уроках очень важны способы организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности учащихся. Но результативна она лишь тогда, когда обучающиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы, объясняющие противоречие, причины явлений.

Правильно поставленная система деятельностного обучения позволяет рациональными педагогическими средствами целенаправленно развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся, т. к. в процессе обучения активно приобретаются не только конкретные знания по предмету, но и знания о средствах их наиболее эффективного усвоения и применения.

Давно известно, что знания, добытые собственным трудом, намного прочнее и ценнее, чем знания, предложенные учителем в готовом виде.

Урок построен так, чтобы обеспечить формирование познавательного интереса учащихся, продемонстрировать красоту процесса познания, почувствовать радость от результатов проведенных опытов, создать положительное эмоциональное отношение к учебе.

Роль учителя при этом в том, что он - организатор этого взаимодействия, он управляет процессом познания.

На уроке активно используется компьютерная среда (презентация темы, иллюстрации, задания для самообучения). Назначение этих материалов в обеспечении большей наглядности и доказательности.

При составлении урока уделено внимание здоровью учащихся. В урок включены эмоциональные разрядки, игровые моменты, смена видов деятельности. Снять утомление позволяет двигательная активность, организация работы в группах.

Нравственная атмосфера урока предполагает психологический комфорт, педагогическое сотрудничество.

Классификация и строение углеводов

Современные данные по строению позволили выяснить, что практически все углеводы содержат гидроксильные группы , а также карбонильные группы . Либо альдегидные, либо кетонные, т.е. углеводы являются либо полигидроксиальдегидами, либо полигидроксикетонами.
Полигидроксиальдегиды называют еще альдозами, например, глюкоза.
Полигидроксикетоны называют еще кетозами, например, фруктоза.
Кроме того, что в углеводы входят альдегидные и гидрокси группы, их еще классифицируют по способности к гидролизу, т.е. углеводы делят на три основных типа.

Те углеводы, которые гидролизу не подвергаются, т.е. в результате реакции с водой в присутствии кислотного катализатора не изменяются, называются моносахариды .

Типичные моносахариды – глюкоза и фруктоза.

Углеводы, которые при гидролизе распадаются на несколько моносахаридов, от 2 до 20, называют олигосахариды. Типичные олигосахариды – сахароза, которая при гидролизе превращается в смесь глюкозы и фруктозы.

Сахароза

И, наконец, в природе очень распространены сложные полимерные образования, чаще всего на базе глюкозы. Они уже называются полисахаридами, поскольку при гидролизе такого полисахарида образуются от тысяч до десятков тысяч моносахаридов.


Например, самые распространенные природные полисахариды – это крахмал и целлюлоза, которые составляют основную массу очень многих растительных объектов.

Классификация моносахаридов

Сами моносахариды еще классифицируют по количеству атомов углеродов, входящих в одну молекулу.
Бывают трех углеродные моносахариды, 4, 5, 6.
Наиболее распространены в природе моносахариды с 5 атомами углерода, их называют пентозы . И с 6 атомами углерода, их называют гексозы. Наиболее известны нам гексозы. Это глюкоза и фруктоза. И в школьном курсе принято хорошо помнить название двух пентоз – рибоза и дезоксирибоза, которые входят в состав сложных молекул.

Химические свойства глюкозы

К химическим свойствам углеводов относятся те, которые связаны с их функциональными группами. Поскольку все углеводы содержат спиртовые группы, они, как и полагается спиртам образуют простые и сложные эфиры.


1. Образование эфиров.

2. С гидроксидом меди(II) образуется ярко-синее комплексное соединение глюконата меди.


3. Окисление глюкозы.

продуктами реакции являются глюконовая кислота C5H11O5COOH. Происходит изменение окраски из-за образования красного осадка оксида меди(I) ↓.


Реакция «серебряного зеркала».

Восстановление глюкозы.
(сорбит).
Сорбит используется как заменитель сахара и глюкозы, поскольку он хуже усваивается организмом и не так вреден как избыток сахара. Его добавляют в жевательную резинку и в диетические продукты.
4. Биохимические реакции с участием глюкозы.
А. Спиртовое брожение глюкозы.

Этот процесс является основой выпечки дрожжевого хлеба.
Б. Молочнокислое брожение.
Образуется молочная кислота. Этот процесс происходит при скисании молока, при брожении капусты.
В. Маслянокислое брожение.

Масляная кислота обладает неприятным запахом. Эти продукты называют сивушными маслами.