Роль женщин в Великой Отечественной Войне: цифры и факты. Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне: библиографическое пособие

Сабиха Гёкчен, Симон Сегуан, Элизабет Гаррет Андерсон — это лишь немногие из известных лиц, открывших пути для других женщин. Каждая из них стала первопроходцем или выдающимся специалистом в той или иной области, оставив яркий след в мировой истории.

1. Эмма Гейтвуд (Emma Rowena Gatewood) (1887 — 1973)

В 1955 году Эмма Гейтвуд прочитала в National Geographic статью о тяжелейшем пешем маршруте через Аппалачи, протяжённостью в 3489 километров. В статье говорилось, что только пять человек смогли пройти его за один сезон и что, разумеется, никакой женщине это не под силу.

Эмме в это время было 68 лет, она уже была матерью одиннадцати детей, бабушкой двадцати трех и прабабушкой еще тридцати. Женщина решила, что это хорошая идея и пошла налегке. Эмма пошла в кедах и взяла с собой только армейское одеяло, плащ, пластиковые занавески для душа, аптечку, одну смену одежды и небольшой запас еды. У нее не было ни карты, ни компаса, ни палатки — ничего, что могло бы облегчить путешествие. Её рацион состоял из вяленой говядины, сыра и орехов, а остальную пищу она находила в лесу.

Эмма Гейтвуд похудела на 15 килограммов, но она прошла весь маршрут за 142 дня. Через 5 лет она преодолела этот же маршрут еще раз, а потом еще раз в 75 лет.

Эмма Гейтвуд (Emma Rowena Gatewood)

2. Марта Геллхорн (Martha Gellhorn) (1908-1998)

В умах многих Марта Геллхорн навсегда останется третьей женой Эрнеста Хемингуэя. Именно в таком качестве ее представляют справочники и энциклопедии, несмотря на то что она была одной из немногих женщин, занимающихся освещением военных событий.

Всей душой преданная журналистскому ремеслу, она посвятила написанию репортажей ни много ни мало шестьдесят лет. Этой женщине официально было присвоено звание одной из пяти журналистов, оказавших наибольшее влияние на формирование и развитие общества в Америке на протяжении XX века. Это знаменательное событие отмечено выпуском специальной серии марок для почтовых конвертов.

Востребованность и популярность журналистки в середине 30-х годов достигали впечатляющих масштабов: ее поездки по странам Европы и статьи, раскрывающие суровую правду о жизни людей в американской глубинке, имели изобличающий характер. После окончания мировой войны журналистка принялась за освещение других военных конфликтов. Во второй половине XX века читатели газет и журналов воспринимали многие события именно глазами Марты.

Марта Геллхорн (Martha Gellhorn)

3. Барбара Мак-Клинток (Barbara McClintock) (1902-1992)

Барбара Мак-Клинток известна как учёная, сделавшая множество фундаментальных открытий в цитогенетике. Начиная с 1970-х годов, она получила большое количество премий и медалей, а также была удостоена 14 почётных докторских степеней и степени L.H.D. Венцом карьеры Барбары Мак-Клинток стала Нобелевская премия по физиологии и медицине, присуждённая ей с формулировкой «За открытие мобильных генетических элементов» — за открытие, сделанное ею более тридцати лет назад. В 1986 году она была включена в Национальную женскую галерею славы.

Барбара Мак-Клинток (Barbara McClintock)

4. Ретта Скотт (Retta Scott) (1916 — 1990)

Ретта Скотт известна как первая женщина, получившая работу в Walt Disney. Она была нанята в 1938 году и назначена в отдел Story, где под её началом начал разрабатываться амбициозный проект «Бэмби» — анимационный фильм, вошедший в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки. Это был значительный успех для молодой художницы, так как в то время студия Дисней трудоустраивала женщин только для рутинных задач.

Ретта Скотт (Retta Scott)

5. Хелен Томас (Helen Thomas) (1920 — 2013)

Хелен Томас известна как новостной корреспондент и как член пресс-корпуса Белого дома. Она работала 57 лет корреспондентом и, позже, главой бюро агентства «Юнайтед пресс интернэшнл» по освещению событий в Белом доме. Томас работала при всех президентах США, начиная с последних лет администрации Дуайта Эйзенхауэра, выдвинувшись на первый план при Джоне Кеннеди и закончив на втором году работы администрации Барака Обамы. Она была первой женщиной в руководстве Национального пресс-клуба, первой женщиной, ставшей членом и президентом Ассоциации журналистов Белого дома, а также первой женщиной, ставшей членом Гридирон-клуба.

Хелен Томас (Helen Thomas)

6. Валентина Терешкова (1937 -)

Первая советская женщина-космонавт, Герой Советского Союза. Единственная в мире женщина, совершившая космический полет в одиночку, а также первая в России женщина в звании генерал-майора. Сегодня Валентина Терешкова — заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, член высшего совета «Единой России».

В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт второго отряда. На момент назначения пилотом «Востока-6» Валентина была на 10 лет младше, чем Гордон Купер — самый молодой из первого отряда американских астронавтов. В день своего полета в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов — о полете они узнали из новостей по радио. Валентина выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоев в атмосфере.

7. Симон Сегуан (Simone Segouin) (1925 -)

Симон Сегуан была деятельницей французского Движения Сопротивления времён и кавалером Военного креста 1939-1945 годов. Она несла службу в рядах партизан под именем Николь Мине.

Николь отличилась в боях за Шартр и Париж, став одной из немногих партизанок-участниц уличных боёв в городах. В Шартре она лично захватила в плен 25 немецких солдат, а в Париже сумела занять часть города при помощи всего двадцати человек, хотя сама она об этом не любит говорить и часто утверждает, что её заслуги преувеличивают. За мужество и самоотверженность в 1946 году она была награждена Военным крестом и получила звание лейтенанта, что она так же не считает особой заслугой, называя своей главной заслугой помощь в освобождении страны.

Симон Сегуан (Simone Segouin)

8. Зоя Космодемьянская (1923 — 1941)

Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) и ставшая символом героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Выполняя приказ, Зоя вместе с сослуживцами организовала несколько поджогов в деревне Петрищево. Во время второй попытки поджога житель деревни поднял тревогу и Космодемьянская была арестована. На допросе разведчица назвалась Таней и, несмотря на жестокие пытки, никого не выдала. После долгих мучений и издевательств Зоя была повешена на деревенской площади. Перед казнью призвала местных жителей бороться с врагом, который обязательно будет сокрушен. Встав на ящик с петлей на шее она выкрикнула: «Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня».

9. Элизабет Гаррет Андерсон (Elizabeth Garrett Anderson) (1836 — 1917)

Элизабет проложила путь для женщин-врачей в Англии, что казалось неслыханной вещью для женщины в те дни, а старомодными людьми могло быть расценено как нечто неприличное. Она стала первой женщиной в Великобритании, которую аттестовали врачом, несмотря на то, что лиц женского пола не допускали к медицинскому образованию.

Элизабет Гаррет Андерсон (Elizabeth Garrett Anderson)

10. Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen) (1913 — 2001)

В 23 года Сабиха Гёкчен стала первой женщиной-пилотом в Турции и первой турчанкой - военным пилотом-истребителем. В течение своей карьеры в турецких Воздушных силах Гёкчен пилотировала 22 различных типа самолёта в течение более чем 8000 часов, из них 32 часа были боевыми вылетами. Она облетела весь мир за 28 лет, написав после этого книгу «Жизнь по пути Ататюрка». Второй международный аэропорт Стамбула назван в её честь.

Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen)

Источники:
1 guns.allzip.org
2 fb.ru
3 ru.wikipedia.org
4 ru.wikipedia.org
5 ru.wikipedia.org
6 ru.wikipedia.org

Вопрос о том, почему Советский Союз победил на войне, в десятки раз более тяжелой, нежели та, которая всего за 25 лет до этого досталась императорской России, остается. Но иного ответа нет: в России в это время жили совершенно другие люди. Не только не такие, как мы, - «славных прадедов великих правнуки поганые», - но даже не такие, как русские царской России.

Если посмотреть на то, как преподносятся сейчас многими СМИ наши предки, жившие накануне Великой Отечественной, то становится грустно - уж больно мерзки наши корни. И тупы были эти люди, и подлы, и доносы друг на друга писали, и ленивы, и работали из-под палки, и ничему не учились, ничего не умели, умирали от голода и страха перед НКВД. Надо сказать, подобным образом представляли себе наших предков и фашисты. Но познакомились - и их мнение начало меняться.

Через год с небольшим после нападения Германии на СССР, давшего возможность немцам увидеть советских солдат и согнанных в Германию советских рабов, в Берлине появился официальный документ (приведенный ниже), с которым, я считаю, нужно знакомить учеников в каждой средней школе.

НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И СД. Управление III. Берлин, 17 августа 1942 г. CBII, Принц-Альбрехтштрассе, 8. Экз. №41.
Секретно!
Лично. Доложить немедленно! Сообщения из империи № 309.
II. Представления населения о России.

Это была объемистая аналитическая записка, в которой аналитики гестапо на основании поступивших со всех концов рейха доносов делали вывод, что контакт немцев и русских показал первым лживость геббельсовской пропаганды, и это начало приводить рейх к унынию. Что же доносили агенты?

Первое, что произвело на немцев шоковое впечатление, - это внешний вид рабов, выгружаемых из вагонов. Ожидалось увидеть замученные колхозами скелеты, но… Аналитики гестапо сообщают руководству рейха:

«Так, уже по прибытии первых эшелонов с остарбайтерами у многих немцев вызвало удивление хорошее состояние их упитанности (особенно у гражданских рабочих). Нередко можно было услышать такие высказывания:
«Они совсем не выглядят голодающими. Наоборот, у них еще толстые щеки и они, должно быть, жили хорошо».

Советские женщины - солдаты, попавшие в плен

Между прочим, руководитель одного государственного органа здравоохранения после осмотра остарбайтеров заявил:

«Меня фактически изумил хороший внешний вид работниц с востока. Наибольшее удивление вызвали зубы работниц, так как до сих пор я еще не обнаружил ни одного случая, чтобы у русской женщины были плохие зубы. В отличие от нас, немцев, они, должно быть, уделяют много внимания поддержанию зубов в порядке».

Затем аналитики сообщили о шоке, который вызвала у немцев общая грамотность и ее уровень у русских. Агенты доносили:

«Раньше широкие круги немецкого населения поддерживались мнения, что в Советском Союзе людей отличает неграмотность и низкий уровень образования. Использование остарбайтеров породило теперь противоречия, которые часто приводили немцев в замешательство. Так, во всех докладах с мест утверждается, что неграмотные составляют совсем небольшой процент. В письме одного дипломированного инженера, который руководил фабрикой на Украине, например, сообщалось, что на его предприятии из 1800 сотрудников только трое были неграмотными (г. Райхенберг)».

Подобные выводы следуют также из приводимых ниже примеров.

«По мнению многих немцев, нынешнее советское школьное образование значительно лучше, чем было во времена царизма. Сравнение мастерства русских и немецких сельскохозяйственных рабочих зачастую оказывается в пользу советских» (г. Шгеттин).

«Особое изумление вызвало широко распространенное знание немецкого языка, который изучается даже в сельских неполных средних школах» (г. Франкфурт-на-Одере).

«Студентка из Ленинграда изучала русскую и немецкую литературу, она может играть на пианино и владеет многими языками, в том числе бегло говорит по-немецки…»(г. Бреслау).

«Я чуть совсем не опозорился, сказал один подмастерье, когда задал русскому небольшую арифметическую задачу. Мне пришлось напрячь все свои знания, чтобы не отстать от него…» (г. Бремен).

«Многие считают, что большевизм вывел русских из ограниченности» (г. Берлин).

В итоге немцев поразили как интеллект, так и техническая осведомленность русских.

«Истребление русской интеллигенции и одурманивание масс было также важной темой в трактовке большевизма. В германской пропаганде советский человек выступал как тупое эксплуатируемое существо, как так называемый «рабочий робот». Немецкий сотрудник на основе выполняемой остарбайтерами работы и их мастерства ежедневно часто убеждался в прямо противоположном. В многочисленных докладах сообщается, что направленные на военные предприятия остарбайтеры своей технической осведомленностью прямо озадачивали немецких рабочих (Бремен, Райхенберг, Штеттин, Франкфурт-на-Одере, Берлин, Галле, Дортмунд, Киль, Бреслау и Бейреут). Один рабочий из Бейреута сказал:

«Наша пропаганда всегда преподносит русских как тупых и глупых. Но я здесь установил противоположное. Во время работы русские думают и совсем не выглядят такими глупыми. Для меня лучше иметь на работе 2 русских, чем 5 итальянцев».

Во многих докладах отмечается, что рабочий из бывших советских областей обнаруживает особую осведомленность во всех технических устройствах. Так, немец на собственном опыте не раз убеждался, что остарбайтер, обходящийся при выполнении работы самыми примитивными средствами, может устранить поломки любого рода в моторах и т.д. Различные примеры подобного рода приводятся в докладе, поступившем из Франкфурта-на-Одере:

«В одном имении советский военнопленный разобрался в двигателе, с которым немецкие специалисты не знали что делать: в короткое время он запустил его в действие и обнаружил затем в коробке передач тягача повреждение, которое не было еще замечено немцами, обслуживающими тягач».

В Ландсберге-на-Варте немецкие бригадиры проинструктировали советских военнопленных, большинство которых происходило из сельской местности, о порядке действий при разгрузке деталей машин. Но этот инструктаж был воспринят русскими покачиванием головы, и они ему не последовали. Разгрузку они провели значительно быстрее и технически практичнее, так что их сообразительность очень изумила немецких сотрудников.

Директор одной силезской льнопрядильни (г. Глагау) по поводу использования остарбайтеров заявил следующее: «Направленные сюда остарбайтеры сразу же демонстрируют техническую осведомленность и не нуждаются в более длительном обучении, чем немцы».

Остарбайтеры умеют еще из «всякой дряни» изготовить что-либо стоящее, например, из старых обручей сделать ложки, ножи и т.д. Из одной мастерской по изготовлению рогожи сообщают, что плетельные машины, давно нуждающиеся в ремонте, с помощью примитивных средств были приведены остарбайтерами снова в действие. И это было сделано так хорошо, как будто этим занимался специалист.

Из бросающегося в глаза большого количества студентов среди остарбайтеров немецкое население приходит к заключению, что уровень образования в Советском Союзе не такой уж низкий, как у нас часто это изображалось. Немецкие рабочие, которые имели возможность наблюдать техническое мастерство остарбайтеров на производстве, полагают, что в Германию, по всей вероятности, попадают не самые лучшие из русских, так как большевики своих наиболее квалифицированных рабочих с крупных предприятий отправили на Урал. Во всем этом многие немцы находят определенное объяснение тому неслыханному количеству вооружения у противника, о котором нам стали сообщать в ходе войны на востоке. Уже само число хорошего и сложного оружия свидетельствует о наличии квалифицированных инженеров и специалистов. Люди, которые привели Советский Союз к таким достижениям в военном производстве, должны обладать несомненным техническим мастерством».

В области морали русские также вызвали у немцев удивление, смешанное с уважением.

«В сексуальном отношении остарбайтеры, особенно женщины, проявляют здоровую сдержанность. Например, на заводе «Лаута-верк» (г. Зентенберг) появилось 9 новорожденных и еще 50 ожидается. Все, кроме двух, являются детьми супружеских пар. И хотя в одной комнате спят от 6 до 8 семей, не наблюдается общей распущенности.

О подобном положении сообщают из Киля:

«Вообще, русская женщина в сексуальном отношении совсем не соответствует представлениям германской пропаганды. Половое распутство ей совсем не известно. В различных округах население рассказывает, что при проведении общего медицинского осмотра восточных работниц у всех девушек была установлена еще сохранившаяся девственность».

Эти данные подтверждаются докладом из Бреслау:

«Фабрика кинопленки «Вольфен» сообщает, что при проведении на предприятии медосмотра было установлено, что 90% восточных работниц в возрасте с 17 до 29 лет были целомудренными. По мнению разных немецких представителей, складывается впечатление, что русский мужчина уделяет должное внимание русской женщине, что в конечном итоге находит отражение также в моральных аспектах жизни».

Поскольку наша молодежь сегодня как-то неуверенно связывает половую распущенность с моралью, хочу пояснить слова «находит отражение также в моральных аспектах жизни» примером из того же документа:

«Начальник лагеря при заводе «Дойчен Асбест-Цемент А.Г.», выступая перед остарбайтерами, сказал, что они должны трудиться с еще большим прилежанием. Один из остарбайтеров выкрикнул: «Тогда мы должны получать больше еды». Начальник лагеря потребовал, чтобы выкрикнувший встал. Сначала никто на это не отреагировал, но затем поднялось около 80 мужчин и 50 женщин».

Умники отпарируют, что эти данные только подтверждают, что русские всего боялись, так как над ними властвовало НКВД. Так думали и немцы, но… солженицыны, волкогоновы, яковлевы и прочие тогда в гестапо еще не работали, поэтому в аналитической записке дана объективная, правдивая информация.

«Исключительно большая роль в пропаганде отводится ГПУ. Особенно сильно на представления немецкого населения воздействовали принудительные ссылки в Сибирь и расстрелы. Немецкие предприниматели и рабочие были очень удивлены, когда германский трудовой фронт повторно указал на то, что среди остарбайтеров нет таких, кто бы подвергался у себя в стране наказанию. Что касается насильственных методов ГПУ, которые наша пропаганда надеялась во многом еще подтвердить, то, к всеобщему изумлению, в больших лагерях не обнаружено ни одного случая, чтобы родных остарбайтеров принудительно ссылали, арестовывали или расстреливали. Часть населения проявляет скептицизм по этому поводу и полагает, что в Советском Союзе не так уж плохо обстоит дело с принудительными работами и террором, как об этом всегда утверждалось, что действия ГПУ не определяют основную часть жизни в Советском Союзе, как об этом думали раньше.

Благодаря такого рода наблюдениям, о которых сообщается в докладах с мест, представления о Советском Союзе и его людях сильно изменились. Все эти единичные наблюдения, которые воспринимаются как противоречащие прежней пропаганде, порождают много раздумий. Там, где антибольшевистская пропаганда продолжала действовать с помощью старых и известных аргументов, она уже больше не вызывала интереса и веры».

К сожалению подобные документы не цитируются ни в одной телевизионной программе. Не найдете подобного и у модных современных «околоисторических» авторов. А жаль! Нам всегда следует помнить дела наших славных предков и гордиться ими.

Использованная литература:
Мухин Ю. И. Крестовый поход на Восток

«У войны – не женское лицо», «война – дело мужское»… Всё правда. Как правда и то, что в годы Великой войны 800 000 наших женщин находились на фронте. 150 000 награждены боевыми орденами и медалями. Читаешь документы, воспоминания участников войны и осознаёшь: как же много «белых пятен» на красной от крови земле! «Ночные ведьмы» и «бандитский батальон».

Война только началась, а сотни тысяч 17-18-летних девчушек уже осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. В 1942 году, когда миллионы мужчин-бойцов погибли или были ранены, в Советском Союзе объявляется массовая мобилизация молодых женщин. Впервые в XX веке женщин мобилизуют в регулярную армию – даже в качестве комбатов (!). Это невероятно, но факт. Ранее воюющие женщины встречались только в легендах: амазонки, кельтские и африканские женщины-воины. Это было исключением из правил – в Красной Армии всё было иначе.

Родина учила девушек пользоваться автоматами. Они обрезали длинные волосы и становились не только санитарками, связистками и телефонистками, но и снайперами, танкистами, пилотами бомбардировщиков.

В приказе 0099 Сталин пишет об образовании трёх специальных женских лётных полков. Немцы называли женщин-пилотов «ночными ведьмами»: они летали преимущественно ночью.

Один британский историк писал: «Во время битвы под Харьковом в мае 1942-го отряды генерала Паулюса впервые противостояли женщинам. 389-я пехотная дивизия столкнулась с «бандитским батальоном» под командованием женщины. Воевать против женщин было особенно опасно. Они лежали в соломенных снопах, пропускали нас вперёд, а потом стреляли сзади».

Есть множество свидетельств: немцы очень боялись наших женщин-воинов.

Смешанные чувства…

Женщины оружие всегда вызывали и вызывают смешанные чувства. И удивление, и страх, и восхищение, и пренебрежение…

А что чувствует на войне сама женщина?

Есть ли различия в том, как женщины и мужчины переживают катастрофы, подобные войне? Да, есть.
Женщины были готовы к подвигу, но не были готовы к армии и к тем неожиданностям, которые их подстерегали. Гражданскому человеку всегда трудно перестроиться «на военный лад», женщине – особенно.

«Женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания, – подчёркивает автор книги «У войны – не женское лицо...» Светлана Алексиевич. – Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила её иначе в силу своей женской психологии: бомбёжка, смерть, страдание – для неё ещё не вся война. Женщина сильнее ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических особенностей, перегрузки войны – физические и моральные, она труднее переносила «мужской» быт войны». В сущности, то, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, было чудовищным противоречием её женскому естеству.

«А в жёны бы не взял…»

У многих мужчин было чувство вины за то, что воюют девчонки, а вместе с ним – опять-таки смешанное чувство восхищения и отчуждения. «Когда я слышал, что наши медицинские сёстры, попав в окружение, отстреливались, защищая раненых бойцов, потому что раненые беспомощны, как дети, я это понимал, – вспоминает ветеран войны М. Кочетков, – но когда две женщины ползут кого-то убивать со «снайперкой» на нейтральной полосе – это всё-таки «охота»... Хотя я сам был снайпером. И сам стрелял... Но я же мужчина... В разведку я, может быть, с такой и пошёл, а в жёны бы не взял».

Но, с другой стороны, «если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал». По мнению многих, присутствие женщины на войне, особенно перед лицом опасности, облагораживало человека, который был рядом, делало его «намного более храбрым».

«Походно-полевая жена»

Была ещё одна «тема» с потоком сплетен и анекдотов, породившая насмешливо-презрительный термин «поход-но-полевая жена» (ППЖ). Но вот что характерно: особенно охотно злословили по этому поводу в тылу – те, кто сам предпочитал отсиживаться подальше от передовой за спинами всё тех же девчонок, ушедших на фронт добровольцами. Зато фронтовая мораль гораздо строже осуждала неверную жену, оставшуюся дома и изменившую мужу-фронтовику с «тыловой крысой».
А ведь рождались на фронте и подлинные чувства, самая искренняя любовь, особенно трагичная потому, что у неё не было будущего, – слишком часто смерть разлучала влюблённых. Но тем и сильна жизнь, что даже под пулями заставляла людей любить и мечтать о счастье.

Так не пора ли закрыть тему, господа-товарищи?

«Как нас встретила Родина?»

Общественное мнение не жаловало бывших героинь-красноармейцев, если угодно, красноармеек.

«Как нас встретила Родина? Об этом я не могу думать без слёз. Нам кричали в лицо: что вы делали там? Вы жили с нашими мужчинами!» – рассказывала Людмила, защитница Сталинграда. «У меня был друг, я спасла его из огня. Мы жили вместе год, потом он ушёл от меня к другой женщине. Она пахла духами. Ты пахнешь портянками и сапогами».
Не успела война закончиться, а в стране спешно формируется мещанский образ «советской женщины». Вспомнили! Женщины должны быть матерями и рожать детей. Мода становится особенно женственной, косметика в изобилии попадает на прилавки магазинов, ужесточаются законы, запрещаю­щие аборты.

А бывшие подруги-фрон-товички? Их оценивали не по поступкам во время войны, как мужчин, а по морали. «Смотри, не принеси мне ребёнка с фронта!» – кричала мама Людмилы ей вслед. Это было больно. Девушка хотела «только» защищать Родину.

Женщины-ветераны победили в одной войне, но капитулировали в другой – под названием «нормальная жизнь». Они должны были стать снова абсолютными женщинами. Многие замалчивали свой фронтовой опыт, стыдились своих воспоминаний…

* * *
Не надо бы стыдиться. Ни тем, кто воевал, ни тем, кто голодал в тылу, всё отдавая фронту… Никому за Победу стыдиться не надо. Кроме сволочей, которым, впрочем, чувство стыда не присуще.

Нам должно быть стыдно лишь за одно: за свою дырявую память. Забудем о войне – погибнем без всякой войны.

Виталий НАБОЖЕНКО

Сценарий «У войны не женское лицо».

Постепенно затихая, звучит марш «Прощание славянки».

Ведущий:
Каждый раз при звуках этого марша мне становится не по себе. Каждый раз сжимается сердце, а к глазам подступают слёзы…
Я родилась в мирное время, я выросла в стране, которая не знает ужасов войны вот уже более шестидесяти лет. Но в эти моменты просыпается в моей душе неизвестный, давно и прочно забытый страх потери. Я знаю: это говорит во мне память поколений, память моих бабушек и прабабок, провожавших в далёком сорок первом своих мужей и сыновей на кровавую, смертельную битву.
И ещё я знаю, что эта память останется со мною на всю жизнь, перейдёт к моим детям, внукам и правнукам. И внучки, и правнучки мои, повзрослев, обязательно поймут и почувствуют то, что чувствую и понимаю сейчас я.

1 Ученик:
Легкий школьный вальс
Тоже был у нас…
У него судьба была такая:
Помню, как сейчас,
Наш 10 класс
Закружила вьюга фронтовая.
Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат,
Что лежал без ног:
«Мы с тобой, сестра, еще станцуем».
А сестра как мел…
Вдруг запела вальс.
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Улыбнулась всем:
«Это я для вас…»
А слеза катилась на улыбку..

Вальс танцуют 5 пар (мальчики и девочки). Песня «В городском саду играет духовой оркестр».

2 Ученик: Есть в летописи подвигов Великой Отечественной войны страницы, одно прикосновение к которым доставляет сердцу особую боль и особый восторг. Боль, которая может сравниться только с болью, причиненной разрушением отчего дома, родимой колыбели. Восторг, который может испытывать человек не на словах, а на деле, воочию убедившийся в том, что духу человеческому по силам победить не только смерть, но нечто значительно большее – муки и страдания, несовместимые с жизнью.

3 Ученик.
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверено-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.

4 Ученик.
Война бетховенским пером
Чудовищные ноты пишет,
Её октав железный гром
Мертвец в гробу – и тот услышит!
Но что за уши мне даны?
Оглохший в громе этих схваток,
Из всей симфонии войны
Я слышу только плач солдаток.

Сводка Совинформбюро. Левитан.
Фонограмма песни «Вставай, страна огромная».(1 – й куплет, постепенно стихая)..

Ведущий.
Женская доля… Во все времена она была тяжела. Но особенно трудно пришлось женщинам в годы войны. Мужчины уходили на фронт. А на хрупкие женские плечи опустился тяжкий груз: это им нужно было вспахать землю, посеять и вырастить хлеб для фронта. Это они заменили своих мужей, отцов, братьев в шахтах, вручную толкая вагонетки с углем. Это они в 30-градусный мороз работали на эвакуированных в Сибирь заводах, под открытым небом, когда руки примерзали к металлу станков. Но самое тяжелое для них было не это. Самое трудное было ждать… ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин… И может быть не дождаться…

Вальс танцуют 5 девочек и 3 мальчика. Песня «Случайный вальс» Утёсов.

5 Ученик.
Шли женщины – и на плечах лопаты.
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твердо губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тетю Дашу из квартиры «пять».
На тетю Дашу, рядом с нами жившую.
Двух сыновей сражаться проводившую,
Да, на нее, вдову красноармейскую.
Усталую, упрямую, и резкую.

6 Ученик.
Но, пожалуй, одна из самых трагических и самых волнующих страниц посвящена солдатским матерям. Это они собственными руками собирали в дорогу своих сыновей и дочерей, они писали на фронт, что дома все хорошо, в то время как сами сутками работали в поле или на заводе, полуголодные и усталые, это они со страхом и надеждой ждали почтальонов. Но для многих матерей вести, принесенные почтой, были страшными.

Песня «Журавли». (Первый куплет громко, потом звучит фоном)

Ведущий.
Прасковья ЕремеевнаВолодичкина проводила в 1941 году на фронт 9 своих сыновей. От порога этого дома ушли защищать Родину Александр, Андрей, Федор, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин… За 6 лет до этого схоронила Прасковья Еремеевна мужа и молила судьбу уберечь детей. Не уберегла… Все 9 ее сыновей погибли. Тяжкий крест выпал этой женщине.
На родине Прасковьи ЕремеевныВолодичкиной в поселке Алексеевка Самарской области установили мемориал: скорбно застыла фигура матери, а вверх, в небо, в вечность, словно души ее девяти сыновей, устремляются 9 журавлей.

Ведущий.
Анастасия Аркадьевна Ларионова, простая сибирская женщина, жительница деревни Михайловка – мать, отдавшая на алтарь Отечества семерых сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила и Николая. Всех семерых забрала война. Никто не ведает, сколько выпало ей бессонных, рвущих душу ночей, как кричало от боли материнское сердце.

Ведущий.
Семерых сыновей проводила на фронт и не дождалась Калиста Павловна Соболева из поселка Шахановка Архангельской области.
А у жительницы поселка Крутинка Омской области Акулины Семеновны Шмариной пятеро сыновей отправились защищать Родину и погибли на полях сражений.

7 Ученик.
Есть в летописи подвигов Великой Отечественной войны страницы, одно прикосновение к которым доставляет сердцу особую боль и особый восторг. Боль, которая может сравниться только с болью, причиненной разушением отчего дома, родимой колыбели. Восторг, который может испытывать человек не на словах, а на деле, воочию убедившийся в том, что духу человеческому по силам победить не только смерть, но нечто значительно большее – муки и страдания, несовместимые с жизнью.
Страницы эти посвящены ЖЕНЩИНЕ НА ВОЙНЕ.

8 Ученик.
Четыре года гремела над нашей землёю самая страшная в её истории война. И четыре года в одном строю с мужчинами воевали женщины: связистки, партизанки, лётчицы, снайперы, разведчицы. Наравне с мужчинами претерпевали все тяготы войны, нисколько не уступая им ни в отваге, ни в самоотверженности.

9 Ученик.
Молодые девушки, вчерашние школьницы и студентки вставали в строй и становились солдатами. Для каждой из них любовь и семейное счастье, свидания и танцплощадки, молодые радости и надежды превратились лишь в мечты, которые обязательно сбудутся, но только потом, после войны. А пока…
Для многих из них эти мечты не сбудутся уже никогда. Никогда не стать им жёнами и матерями, не познать радости любви и мирного труда. Их жизнь была коротка, как жизнь падающей звезды. Но, подобно звезде, пусть и на короткое мгновение, она осветила мир самоотверженной любовью к ближним, к своему народу и своей отчизне.
Ведущая: Как же эти обыкновенные девчонки становились солдатами? Они были готовы к подвигу, но не готовы к армейским будням.
Не сразу и нелегко давалась им воинская наука.
Кристина-Худенькой нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.
На дорогах родины осенней
Нас с тобой связали навсегда
Судорожные петли окружений.
Отданные с кровью города.
Если ж я солгу тебе по-женски.
Грубо и беспомощно солгу,
Лишь напомни зарево Смоленска,
Лишь напомни ночи на снегу.

Фоном играет фонограмма «Бьётся в тесной печурке огонь».

1-я девушка: Стоим как-то мы с подругой на посту, охраняем склад. А в Уставе говорится, что если кто-то идет, надо его остановить словами:
«Стой! Кто идет? Стрелять буду!» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стой! Кто идет? Вы меня извините, но я стрелять буду».
2-я девушка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего.
Но тут услышала крик: «Танк! Танк!», и увидела бегущих солдат …Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.
3-я девушка: А я когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.
4-я девушка: «А я о себе вот что запомнила… Сначала боишься смерти… В тебе соседствует и удивление, и любопытство. А потом ни того, ни другого от усталости. Все время на пределе сил. За пределами. Остается всего один страх - быть некрасивой после смерти. Женский страх… Только бы не разорвало на куски снарядом… Я знаю, как это… Сама подбирала…
1-я девушка: «В плен военных женщин немцы не брали… Сразу расстреливали. Или водили перед строем своих солдат и показывали: вот, мол, не женщины, а уроды. И мы всегда два патрона для себя держали, два - на случай осечки.
2-я девушка: «Попробуй вытащить оттуда раненого! У меня тело было сплошной синяк. И брюки у меня все в крови. Полностью. Старшина нас ругал: „Девочки, больше нет брюк, и не просите“. А у нас брюки засохнут и стоят, от крахмала так не стоят, как от крови, порезаться можно. На твоих глазах человек умирает… И ты знаешь, видишь, что ничем не можешь ему помочь, у него минуты остались. Целуешь его, гладишь его, ласковые слова ему говоришь. Прощаешься с ним. Ну, ничем ты ему больше не можешь помочь…
Эти лица у меня вот и сейчас в памяти. Я вижу их - всех-всех ребят. Почему-то вот годы прошли, а хотя бы кого-то забыть, хотя бы одно лицо. Ведь никого не забыла, всех помню… Всех вижу…
3-я девушка: После войны я несколько лет не могла отделаться от запаха крови, он преследовал меня долго-долго. Стану стирать белье - слышу этот запах, стану варить обед - опять слышу. Подарил мне кто-то красную блузочку, а тогда же это такая редкость, материала не хватало, но я ее не носила, потому что она красная».
4-я девушка: Из рассказа летчиц 46-го гвардейского легкобомбардировочного полка им. М.М. Расковой.
«Наш полк был полностью женский… Вылетели на фронт в мае сорок второго года… Дали нам самолет „По-2“. Маленький, тихоходный. Летал он только на малой высоте, часто на бреющем полете. Над самой землей! До войны на нем училась летать молодежь в аэроклубах, но никто не мог и подумать, что его будут использовать в военных целях. Самолет был деревянной конструкции, сплошь из фанеры, обтянутой перкалью. Вообще-то марлей. Достаточно было одного прямого попадания, как он загорался - и сгорал в воздухе, не долетая до земли. Как спичка. Единственная солидная металлическая деталь - это сам мотор M-II. Потом уже, только под конец войны, нам выдали парашюты и поставили пулемет в кабине штурмана, а до этого не было никакого оружия, четыре бомбодержателя под нижними плоскостями - и все. Сейчас нас назвали бы камикадзе, может быть, мы и были камикадзе. Да! Были! Но победа ценилась выше нашей жизни. Победа!»

1-я девушка:
Когда она пришла в наш город,
Мы растерялись. Столько ждать,
Ловить душою каждый шорох
И этих залпов не узнать.
И было столько муки прежней,
Ночей и дней такой клубок,
Что даже крохотный подснежник
В то утро расцвести не смог.
И только - видел я - ребенок
В ладоши хлопал и кричал,
Как будто он, невинный, понял,
Какую гостью увидал.

2-я девушка:
О них когда-то горевал поэт:
Они друг друга долго ожидали,
А встретившись, друг друга не узнали
На небесах, где горя больше нет.
Но не в раю, на том земном просторе,
Где шаг ступи - и горе, горе, горе,
Я ждал ее, как можно ждать любя,
Я знал ее, как можно знать себя,
Я звал ее в крови, в грязи, в печали.
И час настал - закончилась война.
Я шел домой. Навстречу шла она.
И мы друг друга не узнали.

3-я девушка:
Она была в линялой гимнастерке,
И ноги были до крови натерты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был черный хлеб белее белых дней,
И слезы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины как мертвые молчали.

Вальс танцуют 5 девочек и 1 мальчик. Песня «Майский вальс»

Ученик 1.
На фронтах и в тылу, с винтовкой в руках и у станков на заводах, с красным крестом на белой повязке и за рулём грузового автомобиля, с рацией за спиной и за плугом в поле приближали они нашу победу.
Плечом к плечу с мужчинами боролись и погибали те, кому природой завещано быть матерями и жёнами, беречь и хранить семейный очаг. И в этом – страшная правда и ужас войны.

Ученик 2.

Многие из них награждены орденами и медалями, много среди них и Героев Советского Союза.
У войны не женское лицо. И это, конечно же, верно. Но тот огромный вклад, который внесли в победу советского народа над врагом женщины переоценить невозможно.

Под песню «Весна 45-го года» танцуют вальс (Алемана)

Ведущий.
Женщина! Свято имя твоё! Свят твой подвиг во имя свободы и жизни! И пусть никогда больше не придётся тебе защищать с оружием в руках родную землю, провожать на войну сыновей и мужей, отцов и братьев. Пусть голубеет над тобою чистое небо и счастливо и безмятежно растут твои дети!

Под музыку “Реквиема” Моцарта.(Фоном не очень громко)

Помните!
Через века,
через года, –
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, –
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечом и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет, –
помните.
Детям своим
расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной
Земли помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли, –
о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, –
Заклинаю, –
помните!

Минута молчания.

Ведущий.
Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы… Женщина и война…
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Песня Б.Окуджавы «Ах, война»