Александр блок демон анализ. Демоническое начало в произведении А

Поэт создал два поэтических произведения под одним название, и оба они представлены в сборнике “Страшный мир”. Блок создал два произведения “Демон”, только появились они с разницею в шесть лет. Ранний “Демон” был произведен в начале 1910 года, вскоре после смерти Врубеля. Второй “Демон” появился из-под пера в 1916 году. Первое стихотворение напрямую связано с похоронами известного модерниста, поскольку Блока и Врубеля объединяли похожие ощущения апокалиптических событий. Как будто ощущали присутствие Люцифера в настоящем времени и в будущем. Демон был для Блока образом, который символизирует время, выражения всемирной скорби и метающую душу.

Интерпретация автором темы непокорного духа нераздельна с лермонтовскими мотивами. Оба произведения Александра Блока отличаются присутствием множества аллюзий на строки произведения Лермонтова. А последняя уподобляется деталями лирических событий, а именно сценой, где соблазняется земная девушка и ее гибель.

Произведение “Демон” 1916 года в начале описывает призыв к любимой девушке, которая находиться под колдовством власти темного духа. Женщина изображается как безвольная и пассивная особа. Ее образ отличается своей покорностью и верностью, которые похожи на преданность рабыни к ее хозяину. Могущественный темный дух искушает женщину с помощью того, что демонстрирует ей просторы, которые не могут позволить себе увидеть простые смертные люди. Маршрут включает такие места, как горный гребень, который сверкает ночью, глубокая бездна и заканчивается на незапятнанном луге.

Демон открыто начинает презирать истинные чувства, которые так близки людям. Текст стихотворения наполнен отрицательными эмоциями. Страх женщины характеризуется словом “бесполезно”, которое написано пренебрежительным эпитетом. А людскую “дикую страсть” мрачный дух характеризует множеством уничижительных слов.

Но искушение женщины на этом не заканчивается, поскольку злобный соблазнитель только начал прислушиваться к тайным желаниям робкой земной попутчицы. Путешествие продолжается, и они находятся на космической точке маршрута. С этого места открывается прекрасный облик планеты и великолепных звезд. Когда женщина посмотрела по сторонам, она онемела от удивления. Но она продолжает обозревать новый мир, который представляется ей нереальным и порождает в душе чувство страха и бессилия.

В конце концов, героиня не может выдержать поток вселенских откровений и просит ее отпустить. Женщина отправляется в свой последний полет, а Демон наблюдает за ней с божественной улыбкой. Заключительная сцена немного жестока и сравнивается с изгнанием ангелов из рая.

УДК 821.161.1.09(043.3)

ДЕМОНИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. БЛОКА "ДЕМОН"

ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"

Выполним построфный анализ стихотворения "Демон" от 22 марта 1916 для определения образной структуры текста. Первая строфа содержит в себе невыделенное синтаксически обращение, возникает мотив движения, причём в нём выделяется ведомый и ведущий. Тематика иерархичности поддерживается и в следующих строках - лирический субъект подчёркивает своё превосходство над той, которой повелевает идти за собой - "покорной и верною моей рабой ". Это своеобразное условие, при соблюдении которого осуществимо само движение.

Если в первых двух строках движение горизонтальное, то в последующих оно становится вертикальным - возникает образ полёта. В этой строфе вводятся слова с семантикой света. На данном этапе передвижения этим светом обозначена конечная точка пространственного отрезка, к которому летят герои. Причём если в первых двух строках героиня сама должна идти за лирическим субъектом, то дальше героиня лишена возможности самостоятельного передвижения - это обозначено в строках "взлечу уверенно с тобой", а не "мы взлетим".

В следующей строфе доминанта движения именно демона только усиливается - "я пронесу тебя над бездной". Если в первой строфе детали описываемого ландшафта не несли никакой угрозы для героини (она только не имела доступа туда, куда беспрепятственно проникал демон), то здесь бездна ужасает героиню, но в семантике глагола "пронесу" заложена характеристика безопасности - демон охраняет её от падения. Следовательно, с введением этого образа сама эмоциональная тональность рассказывания приобретает фантасмагорический характер. Слова "бездна" и "бездонность" обладают единой фонетической и структурной композицией, поэтому не только демон пугает героиню, но и сам автор "дразнит" нас этими семантически тождественными словами создающими в определённом смысле тавтологию.

Во второй строфе вводится тематика творчества. Вводятся художественные корреляты "твой ужас" - "вдохновенье для меня". Получается, что демон стремится вызвать такие чувства у героини. Необходимо отметить, что ужас назван бесполезным, а так как он равен вдохновению, то наблюдается ценностное снижение самого явления творчества.

С введением образа эфира усиливается впечатление нереальности описываемого пространства. Демон обещает охранять героиню от "кружения" и "дождя эфирной пыли". В семантике отглагольного существительного "кружение" заложено отсутствие целеполагательного смысла данного действия. Вся третья строфа звучит как попытка пресечь страх героини, уверив её в абсолютной безопасности передвижения.

В четвёртой строфе движение останавливается - опять появляется ландшафт, который не враждебен для героини. Создаётся впечатление, что путь окончен - подчёркивается чистота того места, где они находятся, фантасмагория становится божественно-небесной. Происходит непосредственное взаимодействие духа и человека - результатом оного является ожог, но он "странный". Странность его заключается в том, что если взаимодействие с другими элементами этого нереального мира для героини являются губительными, то прямой контакт с божеством не несёт в себе угрозы. Напротив, после этого взаимодействия у героини появляется своеволие - "ты полететь захочешь выше".

В пятой строфе разрушается монологичность повествования - демон в своём обращении как бы возражает героине. Им осмеяно главное человеческое чувство - "дикая страсть", или любовь - она с его позиции являются всего лишь "жалостью". Получается, что божество наделено большим знанием, чем сама героиня, и он пытается это знание с ней разделить, но в то же время подчёркивается невозможность подобного единомыслия - "ты знаешь ли". Весь мир героини с преобладающими для него ценностными категориями обозначается как "малость". Происходит искушение героини - она познаёт, что есть другой мир, намного больший, чем прежний.

Если в предыдущих строфах героиня была всего лишь "покорной и верной" рабой, то в шестой строфе она начинает желать. В шестой строфе обозначается, что остановка, сделанная героями на горах, имела временную протяжённость. Строфа начинается со слов "когда", что подразумевает наличие предложения, начинающегося словами "тогда", которое обнаруживается в девятой строфе.

Иллюзорность желания героини определяется тем, что она околдована демоном, то есть если раньше она сознательно подчиняла демону свою волю, и это было условием их совместного пути, то после разговора с ним она, не подозревая, даёт демону власть над своим сознанием, поскольку он проник в её помыслы. Это и позволяет ему программировать её дальнейшую судьбу, ведь она теперь полностью в его подчинении.

Демон, околдовывая героиню рассказом, обуславливает её просьбу о том, чтобы полететь выше, причём он не просто летит с ней, а "возносит" её. Данный глагол обладает сакральным значением. Возникает миф о вознесении на небо богов и героев - то есть героиня на время становится подобной демону, но её божественность ложная. Если земля и всё, связанное с ней, было обозначено как "жалость " и "малость", то в седьмой строфе она становится тождественной звезде, которая принадлежит к небесному локусу. В то же время эта тождественность иллюзорна.

В следующей строфе описывается реакция героини - она лишается дара речи. Описываемый мир становится вовсе нереальным - сам демон указывает на его невероятность. Количество этих миров неисчислимо, но этому есть своё объяснение - это всего лишь игра демона. В произведении вторично затрагивается момент творчества, и если раньше "ужас бесполезный" был условием для вдохновения, то теперь и вовсе развенчивается значение самого творчества - эта игра иллюзорна, единственная её цель - вызвать у героини "немое удивление" - в общем, эмоции. Миры существуют только тогда, когда есть реципиент (недаром они названы всего лишь "виденьями"), как и творчество существует тогда, когда есть читатель.

Тем не менее, чувства героини отнюдь не поддельные - она не выдерживает эмоционального накала и просит о прекращении этой игры. То, что просьба выполняется шёпотом, подчёркивает бессилие героини. Ответ демона содержит утверждение о том, что героиня способна на самостоятельное действие.

Если в восьмой строфе утверждается иллюзорность созданного мира, то в десятой этот мир становится реальным, причём эта реальность гибельна для героини. Если демон может перемещаться из реального в ирреальное пространство и обратно, то для героини обратный переход уже невозможен - чувственное прикосновение к иллюзорному миру посредством эмоционального отклика делает этот мир настоящим. Героиня сама не может передвигаться в этом пространстве - она становится абсолютно безвольной.

Финал стихотворения является дополняющим - в нём уже нет демона. Героиня, приобщаясь непрочному миру фантазии, сама становится "зыбким камнем" - то есть элементом этой игры, в которой создателем является демон. Наблюдается градация подчинения героини демону - в первой строфе покорность является результатом свободного выбора, в шестой строфе демон порабощает её желания и стремления, в десятой строфе героиня уже не воспринимается как отдельный субъект - она становится вымышленным элементом игры. Возникает мотив грехопадения героини, это происходит, когда у неё появляется желание стать равной демону - вознестись с ним в его мир. Главное оружие демона - это слово. Пятая строфа является ключевой в этом отношении - в ней упоминается о ничтожности неправды, в то же время сам демон является отцом лжи, его ложь способна создавать новые миры, но эти миры губительны на человека, так как демон - не Бог, он выступает в роли лже-Творца, но тот, кто поверит ему, будет уничтожен.

Важным показателем является то, что все глаголы в стихотворении употреблены в будущем времени - то есть это лишь описание, представление того, что, возможно, будет, а, возможно, и нет. Получается, что всё, описанное здесь - всего лишь иллюзия. Сама ритмика и интонационное произношение стихотворения сходны с вкрадчивым шёпотом, уговором. Необходимо отметить, что на протяжение всего стихотворения наблюдается множественная аллитерация на шипящие и свистящие - создаётся иллюзия шипения. Неслучайно здесь появляется именно героиня-женщина - налицо мифологема искушения в райском саду, а аллитерация обеспечивает эффект шипения змея-искусителя.

Есть несколько вариантов окончания стихотворения: в сияющую пустоту и в зияющую пустоту . В зависимости от редакции меняется смысл произведения. В первом случае героиня оказывается в пространстве творческого потенциала демона, и она становится элементом этого пространства. В таком случае разрушается даже не сама героиня, а иллюзия, созданная главным героем. Во втором варианте получается, что героиня падает в буквальном смысле - то есть она может пересекать границу этих двух пространств, но это пересечение для неё является губительным, а её предыдущее состояние (до полёта с демоном) - бездной.

Само творчество в произведении проявляется в действиях демона, но вся история, им описанная - бесплодна, это всего лишь игра, следовательно, и творчество является бесплодным.

Научный руководитель - к. ф.н., доцент, ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"

«Демон» Александр Блок

Иди, иди за мной — покорной
И верною моей рабой.
Я на сверкнувший гребень горный
Взлечу уверенно с тобой.

Я пронесу тебя над бездной,
Её бездонностью дразня.
Твой будет ужас бесполезный —
Лишь вдохновеньем для меня.

Я от дождя эфирной пыли
И от круженья охраню
Всей силой мышц и сенью крылий
И, вознося, не уроню.

И на горах, в сверканьи белом,
На незапятнанном лугу,
Божественно-прекрасным телом
Тебя я странно обожгу.

Ты знаешь ли, какая малость
Та человеческая ложь,
Та грустная земная жалость,
Что дикой страстью ты зовёшь?

Когда же вечер станет тише,
И, околдованная мной,
Ты полететь захочешь выше
Пустыней неба огневой, —

Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землёю кажется звезда.

И, онемев от удивленья,
Ты у’зришь новые миры —
Невероятные виденья,
Создания моей игры…

Дрожа от страха и бессилья,
Тогда шепнешь ты: отпусти…
И, распустив тихонько крылья,
Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой
Уничтожаясь на лету,
Ты полетишь, как камень зыбкий,
В сияющую пустоту…

Анализ стихотворения Блока «Демон»

В сборник «Страшный мир» вошли два поэтических текста с одинаковым названием - «Демон». Даты создания произведений разделены шестью годами. Первое из них написано в 1910 г., сразу после похорон Врубеля, второе появилось летом 1916 г. Упоминание имени известного модерниста не случайно: поэта и художника сближали апокалиптические предчувствия, ощущения «тени Люциферова крыла» в настоящем и будущем. Блок считал образ Демона символом времени, персонифицированным выражением мировой скорби и мечущейся души.

Авторская трактовка темы мятежного духа неотделима от лермонтовских мотивов. В обоих произведениях Блока встречаются многочисленные аллюзии на строки поэмы Лермонтова. С последней сближают детали лирической ситуации - сцена соблазнения земной женщины и ее смерть.

«Демон» 1916 г. начинается с призыва к возлюбленной, которая уже околдована властью темного духа. Женский образ представляется как безвольный и пассивный, его покорность и верность сродни преданности рабыни. Могучий Демон искушает спутницу, демонстрируя ей дали, недоступные смертным. Точками фантастического «маршрута» становятся сверкающий «гребень горный», бездонная бездна, «незапятнанный луг».

Мрачный дух презирает человеческие чувства, и поэтический текст передает нарастание отрицательной эмоции. Во втором катрене ужас героини заслуживает пренебрежительного эпитета «бесполезный», а в пятом четверостишии людская «дикая страсть» получает целый ряд уничижительных характеристик: «малость», «ложь» и «грустная жалость».

Искушение продолжается: соблазнитель прислушивается к робким желаниям земной спутницы. Появляется новая точка путешествия - космическая, с которой облик земли и звезд одинаков. Достигнув ее, онемевшая от удивления героиня обозревает «новые миры» - «невероятные», порождающие в душе «страх и бессилье».

Наконец земная женщина не выдерживает потока вселенских откровений. Демон очередной раз откликается на ее просьбу и охотно отпускает возлюбленную, с «божественной улыбкой» наблюдая за ее последним полетом. Жестокость сцены усиливается сравнением погибающей с «камнем зыбким». Эпизод вызывает библейские реминисценции, связанные с падением ангелов, изгнанных из рая.

Темный персонаж, чье «божественно-прекрасное» тело несут могучие крылья, не знает преград, ему доступна любая из отдаленных точек пространства. Более того, самоуверенный дух считает звездные миры порождениями собственной «игры». Показательно, что подчеркивая вневременную природу образа Демона, автор вместе с тем указывает на его человеческие черты, напоминающие фигуру классического соблазнителя. Сложный облик героя сочетает в себе величие и коварство, бездушие и пресыщенность, самодовольство и стремление к внешним эффектам.