Когда тебя уволили с работы как пережить. Как пережить увольнение? Советы психологов

by Записки Дикой Хозяйки

Кризис непредсказуем. И, казалось, еще вчера вам ничего не угрожало на вашем рабочем месте, а сегодня начальство объявляет о сокращении, и вас увольняют. Понятно, что это серьезный стресс, но не стоит считать себя невезучим человеком, впадать в уныние и клясть судьбу. Вам необходимо собраться с силами и проявить характер, чтобы выйти из ситуации, сохранив по возможности здоровье и чувство собственного достоинства, да и не наделать глупостей в состоянии шока, обиды и раздражения.

А шок, безусловно, будет, даже если вы интуитивно чувствовали возможность увольнения. Связано это с тем, что вас поставили перед необходимостью менять жизнь, ведь потеря работы обязательно этого потребует. Поэтому так важно держать под контролем эмоции и свои действия, когда вам сообщили об увольнении. Если у вас нет возможности как-то повлиять на такое решение, то нужно уйти спокойно и без лишних ненужных слов.

Если вдруг вам предлагают подписать заявление об уходе по собственному желанию или документ, который вызывает у вас сомнения, попросите время на размышления. По закону, работодатель должен уведомить вас об увольнении как минимум за 2 месяца, кроме того, вам положена компенсация. Нельзя также уволить с работы по сокращению беременную женщину, а также молодую маму, у которой есть дети младше трех лет.

Переполняющие вас эмоции можно проявить дома, среди близких вам людей, которые вас поймут и не осудят. Наверняка вам захочется и пожаловаться, и поругаться, и обвинить в несправедливости – сделайте это в стенах своего дома. Такая разрядка поможет вам уже спокойнее взглянуть на ситуацию, проанализировать ее и наметить план действий.

Приобретенное спокойствие вам очень понадобится, когда вы начнете делать шаги в поиске нового рабочего места, ведь, сохраняя в душе обиду, горечь, раздражение, вам будет трудно сосредоточиться на собеседованиях и даже быть объективной к самой себе. Кроме того, такие чувства трудно скрывать, а работодателю, в первую очередь, нужны стрессоустойчивые сотрудники.

Если ваши родные или знакомые предлагают вам свою помощь в трудоустройстве, не отказывайтесь. Это очень хорошо, что рядом с вами есть люди, которые готовы помочь и поддержать.

Что касается компании, которая вас увольняет, то и с ней нужно расставаться, по меньшей мере, спокойно, поэтому можно попробовать договориться, например, о более позднем сроке увольнения. Это будет вполне возможно, если вы ведете какую-нибудь долгосрочную работу и сумеете аргументировано объяснить начальству, что именно вы и должны ее завершить. А выигранное время вам понадобится для поиска новой работы.

Кроме того, не следует забывать о компенсации: по закону, работодатель обязан выплатить вам зарплату за 2 месяца, если в течение этого срока вы не нашли новую работу. Кроме того, не забывайте о том, что компания должна расплатиться с вами за неиспользованный отпуск за весь срок работы. Так что проследите, чтобы это было сделано.

Можно переговорить с начальством о сохранении за вами места, но на неполный рабочий день – часто у компании, вынужденной пойти на большое сокращение, возникают трудности, и они пользуются услугами прежних сотрудников, чтобы не искать и не обучать новых.

Также можно выяснить, возможно, есть рабочее место в другом подразделении этой же компании. Даже если вам при переходе предложат меньшую зарплату, не стоит сразу возмущенно отказываться – важно уже то, что вы будете иметь доход, пока не найдете новое место работы.

Кроме того, при спокойном поведении в этой ситуации вы сможете обратиться к своему бывшему начальству с просьбой дать рекомендации и характеристики – это поможет вам при новом трудоустройстве. Более того, не исключено, что именно ваш начальник сможет порекомендовать вас своим знакомым и в другие компании.

Что делать, если все же наступил день, когда вам не нужно спешить на работу? Займитесь организацией своей жизни на период вынужденной безработицы. В первую очередь составьте бюджет на год, в котором учтите все необходимые расходы: на коммунальные платежи, медицинское обслуживание, питание, на машину, одежду. Теперь посчитайте, какие накопления у вас имеются и доходы, которые могут поступить в ближайшее время.

А теперь постарайтесь максимально сократить расходы. Подумайте, от чего вы можете отказаться. Может, поменять машину на более дешевую или начать пользоваться общественным транспортом? Можно сменить тариф мобильной связи, найти более дешевого интернет-провайдера, отказаться от некоторых покупок.

Если у вас есть непогашенные кредиты, обратитесь в банк и обсудите ситуацию с консультантом, ведь любой банк заинтересован в том, чтобы получить от вас хоть какие-то деньги, и потому может согласиться на уступки, например, временно снизить кредитные выплаты или даже на какой-то срок их заморозить.

Если у вас есть возможность устроиться хотя бы на временную работу, не пренебрегайте ею – даже если она вам не очень по душе, вы сможете продержаться без потерь какое-то время, пока не найдете постоянное место.

И, конечно, не теряя времени, сразу займитесь поиском новой работы. Чтобы не упустить ни одной возможности, отметься для себя, что бы вы хотели найти, то есть, что хорошо умеете и любите делать. Но точно так же перечислите те пункты, которые для вас невозможны, например, поездки в командировки и пр. И, конечно, определите для себя тот минимум заработной платы, который вам требуется для поддержания прежнего уровня жизни.

Возможно, судьба вам дает шанс изменить вашу профессию, поэтому пробуйте себя и в том деле, которое вам интересно, но не является вашей основной профессией. Если специальность, которая вас привлекает, требует дополнительных знаний, подумайте о том, чтобы немного поучиться. Даже однодневный тренинг может стать импульсом к важнейшим изменениям.

Если вам не нужно каждый день спешить на работу, это не означает, что вы можете себе позволить полностью расслабиться и вести свободный образ жизни. Напротив, вам нужно быть еще более собранной, чем всегда, поэтому каждый начинайте, составляя план необходимых дел, и четко его соблюдайте. Постоянно читайте в СМИ, Интернет объявления о вакансиях, отправляйте резюме по всем адресам, которые вам кажутся хоть немного соответствующими вашим интересам, звоните потенциальным работодателям, ходите на все собеседования. Общаясь со знакомыми, говорите о том, что вы находитесь в поиске работы – очень важно в нужное время оказаться в нужном месте, потому что, «его величество случай», может подвернуться в любой момент.

Обязательно поддерживайте отношения с друзьями и родственниками, ведите здоровый образ жизни, то есть, бывайте не свежем воздухе, нормально питайтесь и ни в коем случае не превращайте свою жизнь в трагедию. Более того, используйте время поиска работы на то, чтобы отдохнуть, укрепить здоровье и набраться сил для дальнейшей деятельности.

Уделите большое внимание подготовке к собеседованиям: отрепетируйте ответы на самые распространенные вопросы. На собеседовании старайтесь не нервничать, и не считайте каждое собеседование последним шансом – это всего лишь очередная возможность, которых у вас еще будет достаточно. Открыто отвечайте на вопросы о том, почему вас уволили с прежнего места работы, и постарайтесь сосредоточиться на том, что вы можете и хотите сделать для компании, чтобы работодатель выбрал вашу кандидатуру.

И, конечно, не переставайте верить в удачу. Именно уверенность в себе и спокойствие будут теми самыми качествами, которые при выборе кандидатуры на свободную вакансию, при прочих равных условиях дадут перевес в вашу пользу.


Вас уволили с работы? Прислушайтесь к советам, как это пережить и построить новую жизнь.

Вы знаете, есть такая своеобразная шкала, характеризующая уровень переживаний человека в связи с возникновением конкретной стрессовой ситуации. Так вот по этой шкале увольнение не по собственной воле с любимой работы является одним из наиболее тяжелых нервных потрясений для человека, уступающим разве что смерти родственника или разводу.

Что можно посоветовать в такой ситуации? Как пережить увольнение с любимой работы? Постарайтесь собрать в кулак всю силу воли и уйти с достоинством, избежав разбирательств, оскорблений, не разрушая ни свою нервную систему, ни своих, теперь уже бывших, коллег.

Именно от вашего поведения и внутреннего настроя в этот сложный период времени во многом зависит, как повернется ваш жизненный путь.

Проглотите обиду и уйдите красиво!

Согласитесь, уходя с работы не по собственному желанию, а по указанию начальства, так хочется хлопнуть дверью, а перед этим сказать бывшему начальнику все, что о нем думаешь. А еще как-нибудь напакостничать, удалить из базы нужную информацию или забрать с собой контакты серьезных клиентов, что приведет к временным проблемам в работе когда-то такой родной организации.

Не поддавайтесь мимолетному желанию! Это может навредить в будущем, когда ваш новый потенциальный руководитель решит навести справки с прежнего места работы и услышит о вас далеко нелицеприятные отзывы.

Будьте уверены, вы сможете пережить увольнение. Просто проглотите свою обиду, попрощайтесь с коллективом только теплыми словами, и пусть именно такой светлый образ перед уходом останется в памяти ваших коллег. Недаром говорят, что запоминаются обычно первые и последние слова.

Кто рискует попасть под увольнение

К сожалению, внезапная утрата работы негативно влияет на самооценку. У человека появляется ощущение незаслуженной обиды и утраты прочности жизненных позиций. Он задается вопросом: «Почему так поступили именно со мной?» , «Я ничего не значу, и от меня ничего не зависит» , «Как пережить увольнение с любимой работы?» . Если такие мысли появились в вашей голове, постарайтесь взять себя в руки и переубедить в том, что жизнь не заключается исключительно в этой, потерянной работе. Сейчас правильнее будет осознать причины того, что ситуация повернулась для вас таким образом, сделать правильные выводы, чтобы пережить увольнение, и выстроить план дальнейших действий.

Интересен тот факт, что работу в большинстве случаев теряют два абсолютно противоположных типа людей. Это те, кто уже длительный период времени просто не хочет что-либо менять в своей жизни, хотя работа давно надоела и не приносит никаких положительных эмоций и хороших денег. Сам человек написать заявление не решается, а на работу идет как на каторгу. В этом случае увольнение по причине сокращения штатов или другому основанию идет только во благо. Человек получает тот самый толчок к переменам, которого неосознанно ждал уже давно.

А вот второй тип - трудоголики, для которых потеря работы оказывается равнозначна потери смысла жизни. Причина увольнения здесь зачастую кроется в излишней ретивости работника и нежелании руководства допускать более высокий уровень профессионализма у кого-либо, боязни конкуренции.

Приступаем к поиску работы как можно быстрее

Потеря работы высвобождает достаточно большой кусок времени, которое раньше было занято. В начале это даже неплохо, можно отдохнуть и переделать все те дела, которые обычно откладывал на потом. Однако сам факт того, почему появилось это свободное время, возвращает мыслями к переживаниям о незаслуженном увольнении, и расслабиться как следует не удается. Отсюда душевные терзания, депрессия, невроз, которые в свою очередь мешают найти новую работу. Образуется замкнутый круг, часто наблюдаемый психологами, если не разрушить который, можно довести себя до серьезного заболевания. При чем такое состояние наблюдается не только у уволенных, но и просто ставших пенсионерами, которые ощутив свою «незагруженность» начинают моментально стареть и болеть различными болезнями.

Советы психологов во избежание такого состояния заключаются в скорейшем поиске новой работы. Чем быстрее вы найдете себе новое применение, тем быстрее забудете прежнюю деятельность. Воспринимайте ситуацию, в которой оказались, как шанс начать новую жизнь, добиться новых успехов, построить новую карьеру.

Живите по правилам

Весьма правильным в период поиска новой работы и стремления пережить увольнение с любимой работы видится поведение, выстроенное по следующим правилам:

Продолжайте жить согласно ранее заданного режимы. Вставайте утром в то же время, что и раньше, прием пищи проводите также в ранее установленные часы. Если вы мужчина – обязательно по утрам брейтесь, если женщина - делайте прическу и макияж. 

Каждый день предпринимайте меры по поиску новой работы – ищите соответствующие объявления на специализированных сайтах в Интернете, рассылайте , отправляйтесь на собеседования.

В свободное время занимаетесь спортом, не торчите перед телевизором, высыпайтесь, бывайте почаще на свежем воздухе. Если знаете о каких-то своих болячках, постарайтесь за тот промежуток времени, который у вас высвободился, заняться их лечением. Доделайте все дела по дому, которые раньше откладывали на потом из-за нехватки времени и не особого желания.

Не отстраняйтесь от близких

Зачастую во время такого вынужденного бездействия, когда человек испытывает тяжелые психологические переживания и ищет виноватых в произошедшем вокруг себя, у него портятся взаимоотношения с друзьями и родственниками. При этом постепенно охлаждение наблюдается именно со стороны близких. Кому хочется общаться с находящимся в глубокой депрессии и замкнутым на своих проблемах человеком, которому так тяжело пережить увольнение?

Читайте также:

Поэтому старайтесь не вычеркивать себя своим поведением из жизни друзей и родственников, совместно решайте какие-то проблемы, не отказывайтесь от приглашений в гости или в совместные поездки, выполняйте какие-то обязанности, которые до этого брали на себя другие.

Постарайтесь пережить увольнение, найти какую-либо подработку, при этом продолжая искать основную работу. Ведь временная, если у вас все будет хорошо получаться, может стать постоянной.

Учитесь у других преодолевать трудности

Не забывайте, что жизнь непредсказуема, сегодня вы оказались в тяжелой ситуации, вам трудно пережить увольнение с любимой работы, а завтра все может повернуться коренным образом, и вот вы уже на коне и впереди всех. Такое случается даже с очень знаменитыми людьми. Примером тому служит всемирно известный певец Хулио Иглесиас, который начинал как весьма успешный футболист мадридского «Реала» , но попав в автокатастрофу, лишился возможности продолжить карьеру. И лишь прислушавшись к советам друзей занялся певческим искусством, в котором так преуспел.

Ни чуть не интересней произошла история с одним бухгалтером, которого обвинили в незаконной трате денег и посадили за решетку. В тюрьме от нечего делать он начал писать рассказы, а вышел уже знаменитым писателем, взяв себе псевдоним О"Генри.

Так лучше не делать

Старайтесь избегать поведения, которое рано или поздно приведет вас к потере работы, а именно:

Жить инертно, не строя планов на будущее;
Не развивать свои профессиональные навыки;
Не стремиться к достижению каких-то результатов;
Бать уверенным в своей незаменимости;
Иметь в своем окружении льстецов;
Не принимать во внимание заслуги других;
Не доводить до сведения других свои достижения в работе.

Между прочим

Психологический стресс, полученный в результате увольнения, гораздо сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. Последние отличаются большей устойчивостью к тяжелым жизненным поворотам и могут достаточно быстро пережить увольнение с любимой работы. Крайне тяжело переносят увольнение пенсионеры, а также люди в определенных возрастных рамках: в возрасте 33-37 лет и 46-54. Также степень переживаний напрямую зависит от . Значительно быстрее проблему с потерей работы переносят люди с темпераментным, веселым, открытым характером. Переживают по этому поводу они тоже тяжело, но справляются с ней в течении пары недель. А вот замкнутым, необщительным личностям пережить увольнение гораздо сложнее, они могут переживать стресс в течении гораздо более длительного периода.

По накалу страстей оно уступает разве что разводу или смерти близкого человека. Особенно если речь идет об увольнении.

Специалисты советуют: постарайтесь уйти достойно, не оскорбляя других и не разрушая себя. От того, как вы себя поведете в это трудное время, зависит ваша будущая жизнь.

Волю в кулак!

Существует огромное искушение напоследок высказать начальству все, что вы о нем думаете. Или сделать какую-нибудь гадость: спрятать необходимые данные, унести с собой номера телефонов важных клиентов, на какое-то время парализовав работу некогда родной фирмы.

Не делайте этого! Во-первых, профессиональный круг очень узок, и когда ваш новый начальник позвонит бывшему, то вряд ли он найдет хоть пару добрых слов в ваш адрес. Во-вторых, если вы хотите, чтобы шеф по-настоящему пожалел о вашем увольнении, действовать надо прямо противоположным образом.

Соберите волю в кулак и в последний день тепло попрощайтесь с ним, сказав самые добрые слова. Может быть, он и не позовет вас обратно (что, кстати, не исключено), но наверняка даст отличную характеристику. Неважно, какие отношения у вас были до этой минуты. Как известно, больше всего запоминаются первые и последние слова.

Группа риска

Потеря работы часто подрывает самооценку человека. У него возникает чувство обиды и ощущение потери контроля над жизнью: «Почему уволили именно меня?», «Неужели я самый плохой работник?», «В этой жизни я ничего не решаю». Если вас посещают подобные мысли, нужно сказать себе: «Стоп! Жизнь – это не только работа. В столь сложной ситуации гораздо конструктивнее задаться другим вопросом – почему судьба подкинула вам такое испытание, какие уроки можно из этого извлечь?

Практика показывает: чаще всего работу теряют люди, имеющие две противоположные психологические установки. Прежде всего это те, кто незаметно для себя стал жить по инерции, кому работа давно не приносит ни морального, ни материального удовлетворения. Но самому положить заявление на стол у бедолаги не хватает смелости. И каждое утро отправляется на работу, как на каторгу. Вот судьба и подбрасывает ему неожиданное разрешение проблемы – в виде сокращения персонала или ротаций, ведущих к увольнению.

Как ни странно, рискуют потерять работу и люди с другой установкой – трудоголики, которые идентифицируют свою жизнь с работой, ставя ее на первое место в шкале жизненных ценностей. Нередко судьба наказывает за подобную однобокость. К тому же слишком ретивый сотрудник нередко вызывает раздражение у начальства: вдруг он окажется профессиональнее своего руководства?

Порочный круг

Лишившись работы, человек получает в свое распоряжение огромное количество свободного времени. Возможно, поначалу это даже радует: наконец-то удастся отдохнуть! Но расслабиться по-настоящему, как правило, не получается. И безработный человек начинает переживать вдруг образовавшуюся в его жизни пустоту. По наблюдениям психологов, подобная ситуация – питательная среда для появления невроза.

Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за того, что нет работы, вы испытываете депрессию, а это, в свою очередь, не дает возможности найти работу. Если такое состояние длится достаточно долго, дело может дойти не только до депрессии, но и до тяжелых физических недугов. Такой эффект «психофизического износа» психиатры часто наблюдают не только у потерявших работу, но и у тех, кто вышел на пенсию: интенсивно работающий человек вдруг начинает стремительно стареть, к нему начинают липнуть всевозможные болячки.

Чтобы до этого себя не доводить, специалисты советуют: поиски нового места надо начинать в тот же день, когда вам сообщили об увольнении. Чем больше времени проходит после потери работы, тем сложнее будет ее найти. Отнеситесь к увольнению как к испытанию на прочность, как к экзамену, сдав который вы придете к успеху.

Чем больше действий, тем сильнее отдача

А чтобы за время «от работы до работы» не разрушить себя, а заодно отношения с друзьями и близкими, постарайтесь выработать четкую стратегию:

● Сохраняйте прежний ритм и распорядок жизни. Вставайте, завтракайте, обедайте и ужинайте в то же время, что и раньше. Если вы мужчина, непременно брейтесь каждое утро. Если вы женщина, причесывайтесь и наносите легкий макияж.

● Ежедневно что-нибудь делайте для поиска работы: просматривайте сайты в Интернете, рассылайте резюме, изучайте журналы по трудоустройству, ходите на собеседования. Подмечена закономерность: если вы сегодня позвонили не в пять, а в десять фирм, то завтра вы получите звонков в два раза больше, чем в предыдущие дни.

● Свободное время используйте на то, чтобы заняться своим здоровьем. Не смотрите допоздна телевизор, высыпайтесь, не пейте кофе и крепкий чай, обязательно выходите каждый день на улицу. Посетите стоматолога, других врачей, пройдите курс лечения, если нужно. Сделайте все скучные, но необходимые домашние дела, до которых раньше не доходили руки.

Не замыкайтесь

К сожалению, нередко в период вынужденного бездействия у человека портятся отношения с близкими. В первое время ему сочувствуют, но по мере того, как он замыкается, уходит в депрессию, это начинает раздражать окружающих.

● Старайтесь не выключаться из жизни семьи: возьмите на себя какие-то обязанности, которые раньше выполнялись другими, делитесь своими мыслями, обсуждайте домашние проблемы.

● Если вас приглашают в гости друзья, не отказывайтесь, ссылаясь на плохое настроение. Может, как раз там вы встретите того, кто поможет вам найти работу. Несмотря на прогресс в сфере трудоустройства (Интернет, рекрутинговые агентства), брать на работу у нас предпочитают, как прежде, «по знакомству».

● Не пренебрегайте предложением временной работы, продолжая искать постоянную. Если вы себя хорошо зарекомендуете, она может стать постоянной.

● От драматичных поворотов судьбы не застрахован никто. Даже гении. Широко известен пример одного из игроков мадридского футбольного клуба «Реал». Нелепая автокатастрофа на целый год приковала его к инвалидному креслу. В конце концов ему удалось встать на ноги, но с блестящей футбольной карьерой пришлось проститься. «Чем же заняться? Ведь, кроме футбола, я ничего не умею делать!» – терзался бывший футболист. Друзья посоветовали ему попробовать себя в … певческом жанре. И не прогадали. Так миру явился блистательный Хулио Иглесиас.

● Не менее знаменательна история другого известного человека. До того, как прославиться на литературной ниве, он был… бухгалтером. Все изменилось, когда никому не известный мистер Портер был обвинен в растрате и угодил в тюрьму. От тоски и безысходности он принялся писать рассказы. Из тюрьмы он вышел популярным новеллистом, известным под псевдонимом О"Генри.

7 верных способов потерять работу

1. Не иметь планов.

2. Не поддерживать на должном уровне и не обновлять свои умения и навыки.

3. Не предоставлять никаких результатов.

5. Окружать себя подхалимами.

6. Забывать воздавать должное другим.

Кстати

Стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин. Женщины более устойчивы к ударам судьбы и гибко реагируют на стрессовую ситуацию. Очень болезненно переживают потерю работы люди пенсионного возраста, а также те, кто перешагивает «опасные» возрастные рубежи: так называемый возраст первого взросления (33-35/35-37 лет) и зрелый возраст – 46-48/52-54.

Уровень переживаемого стресса зависит и от психологического типа, к которому принадлежит человек. Темпераментные, общительные люди, хотя и воспринимают известие об увольнении тяжело, преодолевают стрессовую ситуацию относительно быстро. Как правило, им хватает двух недель, чтобы освободиться от стресса. Другое дело – люди флегматичные, замкнутые. Стресс развивается у них по нарастающей и растягивается на длительный период.

Сегодня вы узнали, что уволены. Высокая зарплата, хорошая должность, дружный коллектив - всего этого вы лишились в одно мгновение. Как жить дальше?

Главное - не отчаиваться, а воспринимать все происходящее как должное. Так сложилось, и по-другому уже не будет. Бесполезные переживания, кроме расстроенных нервов, никакого результата не принесут. Начните мысленно составлять список худшего, что могло бы произойти в вашей жизни, и увидите, что увольнение в нем далеко не на первом месте.

Когда весть об увольнении оказывается крайне неожиданной, у человека сразу появляется внезапный страх, возникает тревога за свое будущее, его мысли только об одном - хорошей зарплаты, которой хватало на все, теперь не будет, за время работы в этом офисе ничего не удалось накопить. Как теперь быть, где брать деньги? В этой ситуации нужно успокоиться. Страх иногда бывает очень полезен: он будет стимулировать вас к тому, чтобы вы скорее начали поиск новой работы. У вас не останется времени на то, чтобы все время жалеть себя и впадать в депрессию. Поставьте для самого себя определенные рамки, установите правила, например: не буду отчаиваться, сегодня же займусь поиском работы, благо на это у меня есть еще две недели, которые я должен буду отработать в нынешней фирме.

Не паникуйте - вспомните, что у вас есть друзья и близкие, которые какое-то время смогут поддержать материально, а там и работу найдете. Поймите: в жизни, кроме смерти, нет ничего такого, что нельзя исправить. Поэтому перестаньте бояться и начните действовать.

Если от занимаемой должности вас освобождают за неоправданные ожидания, то задумайтесь, что вы сделали не так, может, пришло время переквалифицироваться или просто по-другому начать работать. Благодаря этому вы не будете стоять на месте, начнете развиваться, повышать свой профессиональный уровень. Таким образом, докажете начальнику, как он был не прав, не дав вам шанса, и пусть он об этом не узнает, но вам будет легче.

Всегда трудно оставить компанию, в которой вы занимали руководящую должность, и перестать ощущать себя начальником после того, как покинете фирму. Прежде всего не стоит сразу отказываться от мысли устроиться в другую компанию на ту же должность, тем более если у вас за плечами богатый трудовой опыт. Верьте в себя, рискуйте, но не пренебрегайте никакими предложениями, даже самыми незначительными - с вашим умением и навыками вы быстро добьетесь повышения.

И еще, помните: только работой жизнь не ограничивается. Начните больше времени уделять своей семье, заведите интрижку, новые знакомства, влюбитесь, общайтесь, вернитесь к своему хобби, займитесь шопингом, почитайте книгу, полную захватывающих историй, сходите с друзьями в развлекательный клуб, на футбол. В общем, постарайтесь настроиться на позитив, а там и работа найдется, и все проблемы решатся сами собой.

Когда человека увольняют с работы по инициативе вышестоящего руководства, для него это почти всегда означает психологический стресс, тягостные переживания, уязвленное чувство самолюбия. Раздражение и обида могут обернуться серьезными последствиями для организации - от создания негативного имиджа в профессиональных кругах до длительных судебных разбирательств. Разозленный сотрудник нередко мстит компании, «сливая» конкурентам клиентскую базу или сообщая налоговым органам секретную финансовую информацию. Кроме того, увольнение, проведенное в грубом «топорном» стиле, вызывает стресс у остального персонала. Оставшиеся сотрудники понимают, что рано или поздно с ними поступят точно таким же образом. В коллективе снижается трудовая мотивация, исчезает лояльность к руководству, начинаются тайные поиски нового места работы.

Отсюда следует важность психологического сопровождения увольнения работника. Сам процесс увольнения, по возможности, необходимо сделать максимально щадящим по отношению к сотруднику, покидающему организацию. Необходимо минимизировать негативные психологические последствия. Есть несколько способов, чтобы обе стороны избежали чрезмерных переживаний при увольнении, чтобы работник не ушел озлобленным и не строил в дальнейшем козни бывшему работодателю.

Психологические исследования установили, что психологический стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин, чем у женщин. Мужчины в силу своих психофизиологических особенностей и сложившихся в обществе стереотипов больше настроены на социальный успех, на карьерные достижения. Они чаще воспринимают увольнение как крушение всех своих жизненных планов и надежд, и чаще склонны к неадекватным реакциям. , у мужчин также проявляются сильнее. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям. Поэтому, как ни странно это выглядит с обывательской точки зрения, мужчины при увольнении нуждаются в более внимательном и «нежном» подходе, чем женщины.

Существует несколько психологических правил, которые полезно использовать при увольнении работника.

Смягчить предстоящую процедуру увольнения может постановка конкретных задач на каждую неделю/месяц/квартал и обсуждение их выполнения с сотрудником. Работник, который систематически не выполняет поставленные задачи, морально подготавливается к увольнению. Еще до объявления решения он понимает, что не справляется и с ним могут расстаться, а также знает почему. Поэтому сообщение об увольнении не становится для него неожиданностью, не вызывает состояния стресса. В этом случае стрессогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это вот-вот произойдет. А сам факт потери работы зачастую воспринимается с облегчением - как избавление от постоянной неизвестности и дискомфорта.

В отдельных случаях нужно письменно фиксировать все задания, которые даются сотруднику, и результат их выполнения - на случай будущего судебного разбирательства. Подготовкой к увольнению также может служить проведение аттестации с сообщением результатов (негативных) сотруднику. Ему дают понять, что пора искать другую работу.

Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Лучше всего использовать психологический прием «ПНП». (Позитив-Негатив-Позитив). То есть, сначала нужно перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны.

Этап 1, позитивный. На первом этапе важно создать позитивный эмоциональный фон, продемонстрировать уважение к человеку, к его личности. Это смягчит предстоящие негативные переживания.

Этап 2, негативный. Сообщение об увольнении. Реакция на него зависит от темперамента и характера человека. У некоторых реакция бывает очень бурной - сотрудник «взрывается», кричит (женщины могут заплакать), обвиняет начальство во всех смертных грехах. В этой ситуации важно не перебивать его, а дать «выпустиь пар». Спокойно выслушайте его перед тем, как продолжать беседу. Высказывать активное сочувствие сотруднику не рекомендуется - это только усилит его эмоции. Также нецелесообразно отвечать по принципу «сам дурак» - подчеркивать негативные личностные черты увольняемого, упрекать его в лени, разгильдяйстве и недостатке профессионализма. Это еще более озлобит работника и может вызвать затяжной конфликт. Оставайтесь в рамках вежливой и спокойной доброжелательности.

«Выкричав» из себя весь негатив, сотрудник вновь станет способен воспринимать ваши аргументы Кроме того, такой обличительный порыв со стороны работника, которому уже «нечего терять», бывает очень полезен для компании. Он позволяет узнать те негативные мнения и настроения в коллективе, которые обычно умалчиваются и не высказываются начальству вслух. Умный руководитель обязательно сделает выводы из полученной информации.

Тот кто быстро «заводится», как правило быстро успокаивается. Такие личности преодолевают стресс достаточно быстро. Уже через несколько дней после увольнения они приходят в норму и начинают жить не прошлым, а будущим.

У более спокойных, флегматичных и меланхоличных личностей сообщение об увольнении не вызовет такой резкой внешней реакции. Однако внутренние психологические переживания у них бывают намного сильнее, чем у «взрывоопасных». Негативные последствия продолжаются больше времени, они имеют тенденцию накапливаться, могут вызвать хроническую депрессию, потерю смысла жизни. Известны также случаи суицида, когда уволенные сотрудники пытались покончить жизнь самоубийством.

У этих людей психологический стресс имеет свойство развиваться по нарастающей. Со временем негативные переживания не уменьшаются, а становятся сильнее. Уволенный копит обиду несколько недель или месяцев, а когда она становится нестерпимой, вдруг решает отомстить бывшим работодателям, начинает разрабатывать изощренный план мести.

Для таких личностей особенно важен период адаптации. Об «их собственном желании» покинуть компанию им нужно сообщить заранее и дать поработать в компании еще некоторое время (2-4 недели), чтобы смягчить период острого психологического кризиса. За это время сотрудник смирится с неизбежным и настроится на поиск новой работы.

Этап 3, позитивный («реабилитирующий»). После вынесения «приговора» рекомендуется сделать паузу, чтобы человек успел придти в себя, осознать все, что ему сказали или «выпустить пар», а потом сделать несколько заключительных «поглаживаний». Например, выразить уверенность, что он обязательно сможет раскрыть свой большой потенциал на другом месте работы. Чтобы подсластить горькую пилюлю, на этом этапе уместно обсудить и размер выходного пособия («энное количество окладов»), которое работник получит при увольнении.

Лучше подчеркнуть, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Оно происходит по объективным обстоятельствам, а сам сотрудник здесь ни при чем. Т.е. на третьем (позитивном) этапе беседы нужно сказать: «...просто фирма оказалась в такой ситуации, что мы вынуждены сокращать персонал» или «Вы хороший специалист, но для для решения новых задач в новых условиях нам требуются люди с другими навыками и другим подходом». Еще можно сыграть на честолюбии и амбициях увольняемого работника, подчеркнув его избыточную квалификацию: «Вы для нас слишком хороши. Вы давно уже переросли рамки нашей фирмы, вы способны на большее и для вас увольнение - это хороший повод подняться еще выше и полностью реализовать все ваши задатки, которые на прежнем месте работы не находили своего применения».

Принцип «ПНП» применяется и в том случае, когда увольняемый работник не блещет деловыми качествами и хвалить его, в принципе, не за что. Как известно, в соответствии с ТК сотрудник должен предупреждаться о предстоящем увольнении заранее. Поэтому соответствующий разговор начальника с нерадивым подчиненным можно построить так:

«Уважаемый имярек! Вы неплохой человек (перечисляются позитивные личностные качества). Но если вы в корне не измените отношение к работе и свои финансовые результаты, то мы будем вынуждены с вами расстаться. Даю вам две недели. Если же после истечения двухнедельного срока вы покажете, что работа вам по плечу (а мы оба хорошо знаем, что она вам по плечу), все будет хорошо. Если же через две недели ничего не изменится, то пишите заявление «по собственному» и подыскивайте другое место. Или же я сам официально сообщу вам, что вы уволены! А пока приходите ко мне за помощью и советом в любой момент, когда они вам потребуются! Я буду вести себя по отношению к вам, как будто ничего не случилось и вы только приступили к работе, и сделаю для вас все, что в моих силах.»

Данный текст нужно произносить целиком и именно в такой последовательности, чтобы достичь максимально психологического эффекта. Если через две недели ситуация не изменилась, нерадивый сотрудник увольняется.

Крупные и успешные компании могут позволить себе т.н. - работа с сокращенным персоналом. Аутплейсмент, как вид консалтинговых услуг, оказывают кадровые и рекрутинговые агентства. Он включает психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника.

Компании менее успешные могут ограничиться написанием хорошего рекомендательного письма для будущих работодателей, с которым уволенный сотрудник пойдет искать себе новую работу. Разумеется - только в том случае, если сотрудник согласен уволиться спокойно и без скандала. Во время заключительной беседы желательно дать напутствия и советы по будущему трудоустройству: куда лучше обратится, где можно пройти краткосрочное обучение, повысить свою классификацию т.п. Важно объяснить человеку, что потеря работа и поиск новой - не трагедия, а обычный этап любой деловой карьеры. Поэтому нужно оптимистично смотреть на будущее. Рано или поздно он обязательно найдет работу, которая откроет ему новые перспективы профессионального роста. Продемонстрируйте обеспокоенность его судьбой, чтобы человек не чувствовал себя ненужной вещью, которую бессердечные работодатели выжали и выбросили без сожаления на улицу.

Во многих компаниях существует хорошая традиция: в прощальной беседе один из руководителей фирмы благодарит сотрудника за работу и вручает ему «выходные» документы. Это дает хороший психологический эффект, но только в том случае, если благодарит действительно важная персона в организационной иерархии, а не штатный клерк из отдела персонала.

Если человек проработал долгое время и принес значительную пользу организации, провожать его желательно публично и с почетом. Например, устроить небольшой прощальный фуршет и вручить ему памятный подарок в торжественной обстановке. Особенно это важно, если увольнение происходит в связи с уходом человека на пенсию. Материальные расходы в этом случае с лихвой окупаются благоприятным психологическим климатом в организации. Не только увольняемый, но и остающийся персонал будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Люди будут знать, что компания, которой они отдают лучшие годы жизни, не отнесется к ним равнодушно, а окажет уважение и поддержку. Это благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству.

Такое поведение с вашей стороны обеспечит если не позитивное, то хотя бы неагрессивное отношение к вашей компании. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства. Часто они продолжают хорошо характеризовать компанию и не выражают никакого желания подавать на нее в суд за противозаконное увольнение или мстить бывшим работодателям каким-то другим образом.

Подготовлено по материалам учебного семинара:

© Подготовил: Виктор Бодалев.
© Psyfactor, 2007