Мышление. Общая характеристика мышления

Ощущения и восприятие дают возможность непосред­ственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно.

Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем дан­ную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно опреде­лить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, ис­пользовав с этой целью термометр. Видя, на каком деле­нии стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сей­час на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, напри­мер, и температурой воздуха связи нет).

Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам отве­тить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и вос­приятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь меж­ду атмосферным давлением и показанием стрелки баро­метра. Такого рода познание не является непосредствен­ным показанием наших анализаторов, а является опосре­дованным познанием.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в воспри­ятии - в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.

Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Мож­но, но непосредственно измерить его высоту линейкой - и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким спосо­бом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим пу­тем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой про­цесс мышления, оказывается опосредствованным позна­нием действительности.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих пред­метов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать отве­ты косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосре­дованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных зна­ний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мыш­ления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта . Опосредованный характер мыш­ления дает нам возможность значительно расширить по­знание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприя­тие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мыш­ления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем но­вые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление - это опосредственное познание (или отражение) действительности.

Но мышление не только опосредованное, но и обоб­щенное познание (отражение) окружающего мира.

Ощущения и восприятия дают нам знание единично­го - отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют уме­ния предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод тре­бует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы пред­видеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явле­ний и фактов.

Обобщенное отражение (познание) действительности - важнейший признак мышления.

Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существен­ные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность пред­мета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение законо­мерных существенных связей.

Итак, мышление - это процесс опосредованного и обоб­щенного познания (отражения) окружающего мира.

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. С. 170-173.


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Основными формами мышления или, иначе говоря, формами обобщённого отражения объективных связей и отношений являются понятия и суждения.

Понятиями называются обобщённые мысли о предметах и явлениях окружающего нас мира, отражающие с различной степенью общности самую сущность этих предметов или явлений. В отличие от представлений, которые являются наглядными образами предметов, понятия являются результатом абстрагирующей и обобщающей деятельности мышления: будучи обобщёнными отражениями действительности, они относятся не к отдельным предметам, а всегда к группе сходных предметов или явлений. Все понятия всегда выражаются словами, например: дом, человек, мяч, футбол, учение, мужество, патриотизм и т. д.

В понятиях, в отличие от представлений, мыслятся только существенные и необходимые свойства отражаемых предметов. В представлениях же мы отражаем и несущественные, случайные признаки предмета. Какие именно признаки предмета входят в представление о нём, зависит как от условий, в которых происходит восприятие данного предмета, так и от индивидуальных особенностей личности воспринимающего человека. В связи с этим представления об одних и тех же предметах у разных людей могут быть различные. Например, представление о дереве у одного человека может возникнуть в виде какого-либо конкретного образа берёзы, у другого - в виде образа сосны.

Иной характер имеют отражения предметов в понятиях. Понятия более или менее одинаковы у всех людей. Когда два человека думают о дереве, футболе или ученье, то они имеют примерно одни и те же понятия. Каждый из них думает именно о дереве, о футболе, об ученье, а не о траве, или теннисе, или игре.

Если бы мы вынуждены были думать с помощью одних только представлений, мы не понимали бы друг друга, так как слова вызывали бы различные конкретные образы одних и тех же вещей у разных людей.

Понятия могут меняться, развиваться и усложняться. У разных людей, а также у детей и у взрослых они могут иметь разную степень обобщения. Но, будучи отражением наиболее общих и существенных свойств предметов, понятия всегда относятся к одним и тем же группам предметов или явлений, что и делает возможным обмен мыслями с помощью слов.

Объясняется это тем, что все люди одинаково (хотя и с различной степенью общности) отражают в своих понятиях существенные свойства окружающих их предметов и явлений. Существенными называются такие признаки, без которых предмет или явление не может существовать. Эти признаки неотделимы от предметов или явлений и составляют их необходимые свойства. Если мы отделим от треугольника его существенный признак - три угла или три стороны, треугольник перестанет быть треугольником.

Существенные свойства предметов или явлений люди познают в процессе своей общественной практики. Без знания этих свойств люди не могли бы овладеть вещами и законами природы, не могли бы использовать их в своей трудовой деятельности. Познавая на практике существенные свойства предметов, они обозначают их словами созданного всем обществом языка. Благодаря этому общие для всех членов данного народа слова с самого начала связываются с понятиями об открытых людьми общих и существенных свойствах предметов.

Понятия образуются в процессе общественно-трудовой практики людей и развиваются в связи с историей народа, благодаря чему все члены данного общественного коллектива согласованно отражают в своих понятиях (выраженных в одинаковых для данного народа словах) общие и существенные признаки воспринимаемых ими предметов и явлений. Историческое развитие понятий касается прежде всего их содержания, т. е. совокупности тех существенных признаков предметов или явлений, которые мыслятся в соответствующем понятии.

В начале исторического развития человеческие понятия отражали существенные признаки предметов и явлений в их самом общем и недифференцированном виде. В дальнейшем же содержание их, проверяемое практикой, всё более усложнялось, дифференцировалось, вследствие чего понятия стали отражать сущность явлений более полно и более точно. Например, понятие о Солнце было у людей с незапамятных времён. Но вначале люди имели неправильное понятие о Солнце как небесном теле, долгое время считая, что Солнце вращается вокруг Земли. То, что Земля вращается вокруг Солнца, было открыто очень поздно в истории развития человеческого общества.

Таким образом, понятия могут быть определены как знания людей о вещах и явлениях окружающего мира, накопленные человечеством в процессе его исторического развития.

Каждое новое поколение людей, сталкиваясь с уже готовой системой понятий, выработанных предыдущими поколениями, в течение жизни усваивает её, прежде чем развивает и продвигает её дальше.

Усвоение понятий достигается в процессе обучения, которое может носить разные формы, но всегда содержит в себе один общий признак - передачу знаний от одних людей к другим. Эта передача осуществляется преимущественно в процессе словесного общения: понятия, закреплённые в словах, становятся достоянием других людей через устную или письменную речь. При этом накопленные обществом понятия каждый отдельный человек усваивает в готовом виде, в уже сложившихся словесных определениях, раскрывающих содержание данного понятия. Вместе с тем понятия, усваиваемые в процессе обучения, представляют собой не простую сумму, а систему знаний.

Принято делить понятия на несколько видов: 1) по характеру отражаемых в них связей и отношений и 2) по признаку общности понятия. По характеру отражаемых связей и отношений различают конкретные и абстрактные понятия.

Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями объективного мира в их целостной, структурно обособленной форме. Таковыми являются, например, понятия: дерево, озеро, книга, мяч, стадион, спортсмен, трактор и т. д. Каждому из этих понятий соответствуют реальные предметы и явления, которые могут быть выделены из совокупности других таких же предметно целостных и структурно обособленных предметов и явлений окружающего нас мира.

Абстрактными называются такие понятия, в которых отражаются лишь те или иные свойства предметов, мыслимые в их отвлечении (абстрактно) от предметов, которым они принадлежат. Примерами таких понятий будут: белизна, величина, сила, справедливость и др. В этих понятиях отражаются не конкретные явления и предметы, а всегда свойства предметов. Нет в окружающем нас мире предмета «белизна», но существует белый снег, белое молоко, белая ткань и т. п.

Точно так же существуют различные справедливые поступки людей, но не «справедливость» как самостоятельно существующее конкретное явление. Абстрактные понятия отражают самые общие свойства конкретных предметов, в связи с чем они играют очень важную роль в понимании нами сущности мира и природы отдельных явлений. По признаку общности различают общие и единичные понятия.

Общими понятиями называются такие, которые охватывают собой весь класс или всю группу сходных предметов и явлений, например: здание, полюс, столица, учёный, институт физической культуры, мастер спорта, спортивное состязание и т. д. Каждое из этих понятий отражает в себе только самые общие признаки явления и благодаря этому может быть отнесено к любому предмету данной группы. Так, понятие «полюс» в равной степени относится и к магнитному, и к географическому полюсам как Земли, так и любой другой планеты. Понятие «здание» включает в себя и жилые дома, и школы, и театры; понятие «столица» обозначает главный город любого государства; понятие «институт физической культуры» содержит в себе общие признаки, характерные для всех институтов данной категории.

Единичными называются понятия об отдельных предметах или явлениях, например: северный полюс Земли, Ломоносов, Москва, Московский институт физической культуры и др.. Хотя эти понятия и относятся к единичным предметам, они всё же существенным образом отличаются от представлений. Последние отражают внешние формы предметов, тогда как единичные понятия - их сущность. Понятие о Московском институте физической культуры не может быть сведено к конкретному представлению о внешней форме его здания, расположении его аудиторий, спортивных площадок и т. д.

Это понятие останется тем же самым даже и в том случае, если бы институт перевели в какое-либо другое помещение, с другими аудиториями и иными спортивными сооружениями. Другими словами, единичные понятия, представляя собой результат обобщения многих относящихся к данному предмету знаний, раскрывают сущность единичных явлений в их взаимосвязях с другими явлениями.

Для правильного понимания процесса мышления необходимо иметь в виду, что понятия никогда не возникают в нашем сознании как изолированные отражения действительности, но всегда входят в состав суждений, т. е. находятся в связи с другими понятиями. Суждение всегда представляет собой мысль о связи явлений, например: «студент сдал зачёт», «бытие определяет сознание» и т. д. Подобно понятиям суждения отражают объективные связи и отношения между предметами, но только более дифференцированно, в развёрнутой форме.

В каждом суждении мы 1) выделяем и отчётливо мыслим определённые предметы или явления с характерным для них содержанием, 2) отражаем существующие между этими предметами или явлениями связи и отношения. Суждение всегда имеет более или менее отчётливо выраженную словесную форму, но не в виде отдельного слова, а в виде предложения. Каждое суждение, хотя бы и в скрытой форме, всегда содержит в себе три элемента: 1) субъект (или подлежащее), т. е. понятие предмета, о котором что-либо высказывается, 2) предикат (или сказуемое), т. е. понятие о том, что высказывается о данном предмете, 3) утвердительная или отрицательная связка между этими понятиями.

Например, в суждении «физическая культура является важным средством коммунистического воспитания» мы имеем: 1) понятие «физическая культура» (субъект суждения), 2) понятие «важное средство коммунистического воспитания» (предикат суждения) и 3) утвердительную связку - «является».

Как суждение, так и его словесное выражение часто бывают неполными, сокращёнными. Например, когда суждение выражается во внутренней речи, в нём может отсутствовать субъект (подлежащее). Наблюдая состязания в беге, мы можем подумать: «побежали». В данном суждении наличествует лишь предикат (сказуемое). В отдельных случаях и в устной речи из трёх элементов суждения находит словесное выражение какой-нибудь один. Например, судья по фехтованию словом «есть» высказывает очень важное для него и борющихся спортсменов суждение: «данный спортсмен нанёс правильный удар шпагой другому».

В быту мы редко высказываем суждения в развёрнутом виде. Однако в процессе обучения полное выражение суждений и предложений обязательно, благодаря чему уточняются и конкретизируются мыслимые связи и отношения между предметами и достигается полнота и правильность понимания этих связей. Лишь после этого сокращённые формы могут служить целям адекватного отражения данных объективных связей, становясь «сигналами» полных форм и заменяя их.

В суждениях выражаются самые различные и самые сложные объективные связи и отношения. В наших суждениях мы отражаем: отношения вида и рода («футбол - спортивная игра»), количественные отношения («СССР принадлежит 60 мировых рекордов в различных видах спорта»), пространственные и временные взаимоотношения предметов («в треугольнике против большего угла лежит большая сторона», «сутки состоят из 24 часов»), их состояние («ребёнок здоров»), характер деятельности («спортсмен бежит»), причинные взаимоотношения («неправильный режим приводит к перетренировке»), существенные закономерные и постоянные признаки предметов («сумма углов треугольника равняется двум прямым») и т. д.

В связи с тем, что в суждениях мы выражаем знания, относящиеся к предметам и явлениям объективного мира, большое значение приобретает вопрос о степени истинности суждений, т. е. вопрос о том, в какой мере утверждаемые или отрицаемые в наших суждениях связи и отношения между предметами соответствуют действительному положению вещей.

Правильность отражения нами действительности в суждениях всегда проверяется практикой. Только в процессе практической деятельности отбрасываются ложные, исправляются неточные и формулируются правильные суждения о действительных свойствах и отношениях вещей.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Основные формы мышления.

Операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос па сдобные булочки, решает выпекать их новый вид - с кунжутом и клубничной начинкой.

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий об­щее теоретическое положение, правило, закон (например, грам­матическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к форма­лизму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстрак­циями, оторванными от жизни.

Различают три основные формы мышления: понятие, сужде­ние и умозаключение.

Понятие. Понятие - это форма мышления, в которой отра­жаются общие, притом существенные свойства предметов и явлений.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и сущест­венные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство - обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» - то, что это прибор для измерения темпе­ратуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д)

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обо­значающих имена собственные). В понятиях наши знания о пред­метах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщен­ном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения ме­жду предметами и явлениями окружающего мира и их свойст­вами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержа­щая утверждение или отрицание какого-либо положения относи­тельно предметов, явлений или их свойств.

Суждение - есть отражение связей между предметами и явле­ниями или между их свойствами и признаками.

Суждения могут быть разных видов:

Примеры суждений:

а истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту по­сле нескольких лет успешного обучения в вузе»;

ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;

общее: «Все студенты сдают экзамены»;



частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважи­тельной причины»;

единичное: «Студент Иван дважды провалил экзамен по экономической теории».

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суж­дения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река не­судоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В об­щих суждениях утверждается или отрицается что-то относитель­но всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых по­нятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шах­маты». Единичное суждение -это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва - столица России», «Пушкин - великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-ни­будь предмет или явление - значит уметь высказать о нем пра­вильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой чело­века.

Умозаключе ние. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Умозаключение - такая связь между понятиями или суждения­ми, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

Известны три основных вида умозаключения:

1индуктивное;

2дедуктивное;

3 по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуж­дение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуж­дение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих "фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключе­ний: индуктивными и дедуктивными.

Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно боль­шем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вы­вод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» уча­щиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкрет­ных свойствах и качествах отдельного предмета на основе зна­ния общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что желез­нодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расши­ряться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отражение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение - выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, различают определенные способы мышления.

Индукция - способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция - способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.

Общая характеристика мышления

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного, отдельного, конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой листвы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом. Мышление позволяет приникнуть в сущность явлений только одним путем - через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления с други-


w n явлениями. Это отражение связей и отношений не мо-^ет осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом 0 6щем виде. В процессе мышления конкретный образ единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями. η

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое


отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять составные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть «в глубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.


Суждение - основная форма мышления, в процессе корой утверждаются или отражаются связи между предметами явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его видов: наглядно-действенного, образного, отвлеченного.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.



Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: индукцию и дедукцию.

Индукция - это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи использования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Дедукция - это способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции. Например, чтобы доказать, что Данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: данный угол больше другого.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осу-


ществлении процессов мышления принимает участие вс я кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или другого явления, эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно - по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали как из внеш-


него, так и из своего внутреннего мира и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой. Их особенностью является то, что они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, ч то и составляет наше человеческое мышление.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. нейронные коды. Они отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.