Нимф привороженный. Или Академическая практика

Центральная тема философии всех религий: мы трагически недооцениваем самих себя. Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: мы больше, чем нам кажется. Наше эго – капля на поверхности безбрежного океана бессознательного, Самости, безграничного ресурса, который можно описать только идеей Бога.

Философских и религиозных подходов к познанию самого себя много, но для того, чтобы пройти духовым путём, необходимо руководствоваться некоторыми принципами. Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность.

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения.

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник.

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи. Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути. Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

4 правило. Возобновляйте практику.

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции. В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

5 правило. Относитесь к себе бережно.

Духовный путь – начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам. Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны. Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие.

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики – радость и блаженство. Признак верного пути – способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди. Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку.

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет.

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное – побороть боязнь своего собственного потенциала.

Психология как наука и практика дифференцировалась на академическое, прикладное и практическое направления, что характерно для всех развитых паук. Эта дифференциация научной деятельности обусловлена различием целей, средств, способов и результатов научной деятельности в том или ином направлении, а также реализации научных знаний.

Академические исследования направлены на изучение непознанных объектов и их свойств. Это область таинственных явлений природы, общества, человека и бесконечных форм жизни и существования материи. Познавательная деятельность составляет основное содержание академической науки. Не специфика раскрывается в соответствующих целях, средствах, способах и результатах (продуктах).

Целью академической психологии является познание законов психической деятельности , формирования и функционирования психологии человека. В этой цели заключена и основная мотивация "академистов", связанная с любознательностью и любопытством, желанием узнать что-то новое о неизвестном. Это познание ради познания. Прагматические мотивы человека, профессионально занимающегося академической психологией, в этом случае связаны с карьерой ученого.

Средства познавательной деятельности в академической психологии разрабатываются самими учеными, которые выстраивают их соответственно своим теоретическим конструктам, т.е. представлениям об изучаемом явлении. В этом смысле показательно высказывание Э. Боринга: "Интеллект - это то, что измеряют тесты интеллекта", т.е. исследователь изучает не столько феномен, сколько свое представление о нем. Поэтому в психологии существует много методик, направленных на исследование одних и тех же феноменов, но рассматриваются эти феномены под разным углом. Орудия познания в психологической науке нередко получают имена своих изобретателей. Например, "Пятна Роршаха", "16-факторный личностный опросник Кеттелла", "Семантический дифференциал Осгуда", "Тест репертуарных решеток Келли" и др. Они тиражируются и модифицируются в различных методических процедурах. Каждая из методик нуждается в инструментальной оснастке. Работа с научно-исследовательскими средствами в академической науке превращается в специальную деятельность "методический эксперимент", направленную на изобретение, апробацию и валидизацию методических средств.

Способы научно-исследовательской деятельности осмысливаются как методология научного познания, которая объективируется в методах и технологиях познавательной деятельности. Они составляют содержание исследовательского процесса как последовательности познавательных действий, операций и приемов. Все это определяет существо научно-исследовательских процедур.

Продуктом академического познания является система знаний о предметной области конкретной науки. В психологии - это психологические факты, закономерности психической деятельности, представления о психической организации, концепции и теории. Все эго относится к фундаментальным проблемам психологической науки. В процессе их осмысления закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач. Академические исследования расширяют запас научных знаний, необходимый для практических изобретений и разработок. Обоснованности и доказательности научных знаний служит экспериментальный метод. Проникновение его в психологическое познание предопределило возникновение психологической науки в ряду других наук (физических, биологических, социальных).

Родоначальником академической психологии можно считать Вильгельма Вундта, который в 1879 г. организовал лабораторию экспериментальной психологии, где проводились систематические исследования функций психического отражения экспериментальным методом, и начал специальное обучение психологов в Лейпцигском университете.

Прикладные исследования должны решать вопросы оптимизации деятельности человека в конкретных условиях. В прикладных исследованиях используются достижения академических исследований, но применительно к определенной деятельности человека. Акцент в них делается на функциях конкретной деятельности человека.

Целью прикладной психологии является рационализация поведения и деятельности людей для достижения наибольшей эффективности.

Г. М. Андреева пишет, что целью всякого прикладного исследования является непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества . Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования.

Средства прикладной психологии создаются специально для отдельных случаев рационализируемой деятельности и поведения. Это чаще всего модификации средств академической науки, хотя могут быть и оригинальные изобретения.

Способы прикладной психологии представляют собой моделирование условий, функциональных зависимостей, человеческих отношений, мотивов и всех других компонентов психической организации человека, объективированных в моделях конкретной деятельности , которую предполагается оптимизировать.

Продукты прикладных исследований представляют собой конкретные модели оптимального взаимодействия в системах "человек - предметный мир" и "человек - человек".

В числе родоначальников прикладной психологии следует выделить X. Мюнстерберга, который в начале XX в. заложил теоретические основы технологических решений в прикладных исследованиях профессиональной деятельности.

Практическая психология трансформируется в профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи конкретному человеку или группе людей по преодолению разного рода психологических проблем, по психологической поддержке и сопровождению.

Целью практической психологии является воссоздание целостной и психически здоровой личности посредством психологической помощи по запросу клиентов.

Средства психологической помощи сосредоточены в психотерапевтических способностях психолога. Он сам является основным инструментом своей профессиональной деятельности, где специальные знания, психологическая одаренность, прозорливость и интуиция реализуются в средствах общения с клиентом.

Способы практической психологии заключены в технологиях общения и воздействия на клиентов. По форме это психологические беседы и консультирование, тренинги. Важным способом поиска мишеней (проблем клиента) является психодиагностика. Большое количество проблем порождает множество частных технологий психотерапевтического воздействия. Более того, применение той или иной технологии связано с тремя факторами: спецификой проблемы клиента, его субъектными характеристиками, а также навыками применения той или иной технологии практическим психологом.

Продуктами практической помощи является психологическая адекватность и социальная адаптированность личности.

Родоначальником этого направления психологической науки и практики можно считать Зигмунда Фрейда, который не только разработал

основные технологические принципы психоанализа, но и научно-теоретическую базу психотерапии как особого направления врачебного дела. В дальнейшем его последователи, а также представители гуманистического направления, в частности Карл Роджерс, расширили практическую деятельность психолога на область взаимодействия с клиентами, не подозревающимися в психических и личностных расстройствах, в рамках психологического консультирования.

Нет! Я сказал: нет, нет и нет! - кричал мой отец, - Никогда, слышишь, никогда моя дочь не полетит к людям!

Наитир, но ведь у Валисы направление на практику. Она не сама выбирала, ее направила комиссия Объединенной Академии, - пыталась успокоить моего отца мама.

Ты не понимаешь! - бушевал мой отец, а вокруг стал сгущаться торнадо. Потому что когда нимф сердится, то он образовывает воронку.

Как-то в далеком детстве я сунула свой любопытный нос в воздушный вихрь, и меня закружило так, что папа еле вытащил оттуда. - Э-то лю-ди! - эту фразу папа произнес по слогам, - У них нет магии, их жизнь быстротечна!

Наитир, дорогой, но ведь там живет Бартис, - пыталась мягко убедить мама папу.

Тем более! - взревел папа. - Валиса! Чтобы я не видел тебя рядом ни с одним нимфом!

Пап, но ведь ты ниф, - я думала этот довод разумный, но оказалось, ошибалась.

К Бартису не подходить близко на день полета! - продолжал реветь дальше отец.

Ты поняла деточка? - тут же встряла моя умная мама, - Ты можешь отправляться на практику к людям, но к Бартису не приближаться ближе, чем на день полета.

Выданное мной пламя опалило крылышки птичке, и она обиженно чирикнула.

Не получается! - чуть не плача произнесла.

Еще раз! - махнула рукой, в которой держала яблоко, Эолана. - С яблоком же получилось. Правда теперь его есть нельзя, но главное у тебя стало получаться!

Эхэхэ! - вздохнул купидон Апполоша над нами и подпер розовую щечку пухленькой ручкой.

Утешала меня подруга и заодно учительница по курсу Приворотов в Объединенной Академии нимфа любви Эолана.

Птица феникс обиженно топталась и поглядывала на горе испытательницу, то есть на меня. Эолана пыталась научить меня приворотам. Нимфе любви такое умение дается от рождения, а мне дракону, легче было испепелить любого нимфа, чем приворожить, что я сейчас наглядно и демонстрировала.

Задача по курсу была простая - сконцентрировать магию любви и послать заряд в испытуемого. С четвертым яблоком получилось, оно теперь было насыщенно приворотной магией. Потом мы перешли к живым объектам, выбрав для этой благородной цели птицу феникс, которая может восстанавливаться после огня. Моя приворотная магия все время трансформировалась в огонь по непонятной для меня причине.

В очередной раз, подпаленный феникс отрастил перья и стал краше прежнего, он только из-за этого и согласился терпеть над собой эту пытку. В естественной природе ему несколько лет пришлось бы ждать такой окраски, а еще пару моих приворотов и жених будет просто загляденье.

Мы сидели на толстой ветке огромного дерева, который рос у реки. "Тут безопасно" - пояснила мне Эолана. Очередной столб пламени, выданный мной в феникса, вновь подтвердил это решение.

Не получается! - в сердцах сказала я и надулась, сложив руки на груди.

Эх! - снова выдал молчаливый свидетель моих научных трудов купидон Апполоша.

А ведь у меня практика! Мне нужно было отправляться в человеческое государство, найти объект и приворожить. Дело пустяковой, но не для меня. Чувствую, это задание специально подсунула нимфа-преподавательница по флористике, когда я случайно подпалила ее гербарий.

Но я же не нарочно! Мы рассматривали прекрасный сборник сухих трав. Но ведь я дракон, а потому чувствую все запахи острее. Сборник старый, засушенные листья пахли остро. А тут мы дошли до Руты душистой. Обоняние перехватило, нос зажала, да остановиться не смогла. Чихнула от всей своей драконьей души. Пламя слизало пол гербария. Да так ровненько, что оставшиеся листики не пострадали.

Как же она меня колотила молниями! Я хоть и превратилась в дракона, но мои чешуйки долго еще остывали в речке, куда залезла после наказания. Сижу в воде отмокаю, а нимфа-преподавательница меня распекает за утрату бесценного гербария. А я возьми и уточни:

Половины гербария.

Вот тогда-то и прозвучали грозные слова нимфы-преподавательницы: "Устрою тебе практику! Запомнишь эти пол гербария!"

Я еще так надеялась, что родители не согласятся и папа меня отмажет от этой практики, но мудрая мама вмешалась и теперь мне вся судьба лететь в человеческое государство и привораживать существо без магии. Да он от такого приворота сгорит не хуже феникса. Эолана оптимист по жизни, меня уверила, что за последний день до практики научит тому, чему не смогли научить меня великие умы в Объединенной Академии за десять лет.

Вот теперь сижу, учусь.

После несчитанного преображения феникса в расфуфыренного красавца, Эолана погрустнела. Энтузиазм поутих и мы задумались. Я думала о погубленной практике, потому что если я буду продолжать привораживать людей, то выкошу там у них все население, в смысле мужскую часть. Эолана не знаю о чем думала, но в задумчивости стала есть яблоко с моим приворотом.

Вижу выход! - вдруг радостно сообщила мне подруга.

Какой? - безнадежно спросила ее.

Найдешь моего дядю Бартиса! - я запротестовала. - Не торопись. Во-первых, он нимф любви, и если приворожится, то потом сам легко с себя приворот снимет; во-вторых, у него есть магия и когда ты перестараешься с огнем, он легко может поставить защиту и останется целым! - Торжествующе произнесла мне Эолана.

Мне папа запретил к нему приближаться на день полета, - напомнила ей.

И что? Подууумаешь! - протянула подруга. - Не говори, что собираешься с ним встретиться. А когда приворожишь, твой папа первым будет от радости ручки потирать. У них там какие-то давние счеты.

Какие? - любопытство взяло верх.

А! Я не вдавалась в подробности! - беззаботно махнула ручкой Эолана, догрызая мое яблоко.

Эл, яблоко, - в ужасе покосилась на свое произведение приворотного искусства.

Мда, засада, - потерла щечку подруга. - Как же это я успела все съесть?

Приворожила, - сделал вывод купидон Апполоша и снова вздохнул.

Эолана судорожно сглотнула.

К кому? - спросила она, скорее обращаясь к купидону.

А я знаю? - печально вздохнул Апполоша. - Ты вон отличницу спрашивай, - кивнул он на меня.

Какое заклинание говорила? - теперь Эолана пытала меня.

Уже ищу! - доложила ей.

У меня все строго научно, как папа учил. Отработала заклинание, поставила пометку - "получилось - не получилось". В основном стояли синие стрелочки "не получилось". И только одно красное сердечко.

Вот! - торжествующе потрясла перед ней своими записями.

Заклинание относилось к легким, срок не больше месяца, но вот условие было - первый на кого упадет взгляд вечером этого дня. Мы задумчиво посмотрели друг на друга.

До вечера еще далеко. Сниму! - беспечно махнула рукой Эолана.

Тут есть инструкция, - зашуршала страничками.

Я нимфа любви и преподавательница! - гордо выпрямилась передо мной Эолана.

Ну да, ты можешь, - печально вздохнула. Мне бы столько уверенности в приворотах!

Тут легкий ветерок приподнял подол легкого платья, открывая коленки, быстрым движением опустила ткань на место, от резкого жеста мои записи полетели в воду.

Великие создатели! - спрыгнула в воду.

Эолана слетела вниз, зависла над водой и стала забирать из моих рук мокрые листы, подниматься к ветке и передавать мудрому Апполоше, который со вздохом принимал очередную порцию. Так суетились, что не заметили, как пара страничек поплыла по течению.

Держи их! - крикнул Апполоша с ветки.

По воде мне их было не догнать, а вот Эолана легко запорхала за беглыми страничками над поверхностью воды, скрывшись за ветками раскидистого дерева, росшего прямо на берегу реки.

Через некоторое время мы с Апполошей услышали вскрик Эоланы и мужской недовольный голос:

Нимфа, что вы делаете здесь вечером?

Купидон Апполоша как не сидел с печальным видом на дереве. Скорость была сверхзвуковая. Потому что совместный звук: "А!" от Эоланы и неизвестного был одновременный. То, что мой умница купидон что-то натворил, сомневаться не приходилось.

Выбралась на берег и побежала в сторону катаклизма, узнавать, что там случилось. Картина, представшая передо мной, меня потрясла. Я не знала плакать или смеяться. Эолана стояла пришпиленная стрелой купидона к нимфу. Причем взгляд обоих отличался кардинально друг от друга. Если Эолана под действием моего приворота смотрела с восхищением и обожанием на мужчину, то нимф скорее готов был оторвать крылышки Эолане, купидону и всей летающей живности вокруг. Я еще судорожно вспоминала пункт Всемирной конвенции, запрещающий жестокое обращение с легкокрыми представителями миров.

Я не хотел, - печально оправдывался Апполоша. - Она сама вытянулась. Я лишь побежал, чтобы помочь, - читай: "поглазеть", - а лук сам выстрелил.

Сам? - нахмурилась на своего помощника.

Ну, почти, - тут же засмущался правдивый купидон. На его порядочность всегда можно было рассчитывать. - Зацепился я... за ветку. Дернул, а стрела полетела. А вытянулась она сама, прямо в полете.

И глазки голубенькие невинного ребенка на меня смотрят и хлопают, готовые заплакать в любой момент.

Ваш подопечный? - Строго спросил нимф.

Мой, - приголубила расстроенного купидона.

Пусть стрелу вытащит, - строго, но уже чуть спокойнее произнес нимф.

Апполош, вытаскивай, - распорядилась. - Не будут же они так стоять тут.

Розовощекий карапуз подлетел и с сосредоточенным видом потянул стрелу на себя. Нимф крякнул, но устоял. Эолана легко вздохнула и упала в обморок к ногам обнаженного красавца нимфа.

Помогите! - закричал Апполоша. - Да помогите же ей!

И со всего размаху влетел в спину нимфа. Тот покачнулся и неуверенно присел к Эолане.

Давайте я, - присела рядом, видя нерешительность мужчины.

Я нимф жизни. А вы? - строго посмотрел на меня он.

Дракон, - ответила ему.

Тогда отойдите и не мешайте, - его решительность заставила чуть отодвинуться.

Нимф наклонился и стал делать Эолане искусственное дыхание. Боковым зрением увидела, как Апполоша в воздухе стал танцевать. Вид у него был радостный и победный. Он двигал бедрами и руками из стороны в сторону.

Только я открыла рот, чтобы спросить, что это значит, как он тут же приложил палец к губам. Эолана пришла в себя, а нимф положив руки под грудь подруге, залечивал ранку от стрелы моего шкодливого купидона.

Марэус! - сладко вздохнула подруга и посмотрела на него сквозь длинные ресницы.

Эолана, - томно проговорил нимф и вот тут я его узнала.

Это был наш преподаватель из Объединенной академии, он отвечал за спортивную жизнь всех студентов. Возраст у него был около шестисот лет. Нрав строгий, резкий. Никаких поблажек никогда никому не делал. В первый раз услышала от него мягкую интонацию.

Валиса, нам пора, - сообщил мне купидон и потянул в сторону.

А как же Эолана? - спросила своего помощника.

Я ее отнесу домой, - произнес Марэус и поднял мою подругу на руки.

Та благодарно прижалась к его груди и прикрыла глазки. Я же смотрела на это безумство приворотов и хлопала глазами, не в силах сообразить, что в такой ситуации надо делать. Вот был бы на моем месте папа, он бы разложил все на научные составляющие и сделал правильные выводы.

Я же выводов сделать не могла. Не правильных, не неправильных. А потому просто смотрела, как мускулистый и полностью обнаженный мужчина, прижимая к груди мою подругу, летел сторону совершенно противоположную дому Эоланы.

Получилось! - крикнул довольный Апполоша и принялся снова танцевать свой зажигательный танец.

Кажется, пора открывать в нашем блоге юридическую консультацию. Мы получили несколько писем с просьбой рассказать о правилах предоставления академического отпуска в 2015 году , разъяснить законодательные нюансы. Чтобы написать подробную статью о том, как получить академический отпуск, редакция Студланса обратилась к юристу.

Пост мы решили написать в виде вопросов и ответов, касающихся академотпуска. Если что-то осталось непонятным – спрашивайте в комментариях, мы передадим ваши вопросы юристу и продолжим тему!

Ответы даны по состоянию законодательства на 2015 год.

Что такое академический отпуск?

Академический отпуск – это период, на который образовательное учреждение даёт студенту временное разрешение прекратить получение образования (высшего или среднего профессионального). Академический отпуск предоставляется на основании уважительных причин, которые делают полноценное обучение невозможным. Учащийся, получивший академический отпуск, не считается отчисленным.

Академический отпуск предоставляется:

— студентам;
— курсантам;
— аспирантам;
— адъюнктам;
— ординаторам;
— ассистентам-стажёрам.

Какие законы регламентируют порядок предоставления академического отпуска?

Академический отпуск предоставляется на основании п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Этот базовый законодательный акт, который устанавливает право обучающихся на получение академотпуска.

Конкретные положения предоставления академа установлены подзаконным актом – Приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» .

У Приказа есть Приложение – «Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся» . Это и есть основной документ, определяющий решение большинства вопросов, связанных с академом.

Но для решения некоторых частных вопросов необходимо обратиться к другим источникам. Так, тесно связаны с получением академа по причине беременности вопросы предоставления отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Этот вопрос в Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 не раскрывается, поэтому решается на основании уже упомянутого ФЗ «Об образовании».

Вопросы, связанные с отсрочкой от армейского призыва на время академотпуска, регламентируются ст. 24 закона «О воинской обязанности и военной службе» .

Вопросы, касающиеся выплаты стипендии, регулируются Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 .

Как взять академический отпуск?

Алгоритм получения академа следующий:

  1. Вы собираете документы, подтверждающие уважительные обстоятельства, по которым приходится прерывать учёбу.
  2. Пишете заявление на имя ректора учебного заведения.
  3. Прикладываете к заявлению документы, обосновывающие вашу просьбу.
  4. Подаёте заявление с документами в ректорат.

Какие документы необходимы для оформления академического отпуска?

Чтобы оформить академический отпуск, нужно предоставить вместе с заявлением документы, доказывающие, что студент не может посещать занятия. В зависимости от возникших обстоятельств, это могут быть:

— медицинские справки 027/У и 095/У;
— повестка из военкомата;
— другие документы (например, подтверждающие болезнь родственника, приглашение на учёбу за рубежом и т. д.).

На каких основаниях может быть предоставлен академический отпуск?

В заявлении на предоставление академотпуска обязательно указывается, на каком основании студент просит о перерыве в обучении. Обстоятельства, на основании которых предоставляется академический отпуск, можно разделить на условные и безусловные.

К безусловным обстоятельствам относятся:

— медицинские показания, препятствующие продолжению обучения и подтверждённые заключением врачебной комиссии (включая беременность);
— служба в армии по призыву.

Условными являются:

семейные обстоятельства;
— иные обстоятельства.

Тут уже руководство учебного заведения решает, насколько уважительными являются причины, побуждающие студента прерывать учёбу.

Студент, помни: проблемы со сдачей сессии не являются обоснованием для академа! Если ты «забил» на учёбу, позаботься об очень убедительных, желательно – безусловных обоснованиях для получения академотпуска. В ректорате обязательно выяснят, как ты учишься, и если заподозрят в попытке избежать заслуженного отчисления – могут проигнорировать семейные и особенно «иные» причины твоего заявления.

Нужно ли как-то подтверждать обоснования, указанные в заявлении на получение академического отпуска?

Обязательно. На слово в ректорате вам не поверят, даже если вы принесёте заявление на костылях или продемонстрируете явные признаки девятого месяца беременности. Обратите внимание, что даже в случае безусловных медпоказаний справки должны быть оформлены по правилам (формы 027/У и 095/У).

Как говорится, «без бумажки ты букашка». С вузовской бюрократией невозможно бороться, придётся играть по её правилам.

Где скачать образец заявления на академический отпуск?

Заявление на академический отпуск пишется по обычному стандарту. Указывается:

— должность и ФИО руководителя учебного заведения;
— данные о заявителе (включая информацию о факультете, специальности, группе);
— по центру ставится слово «Заявление»;
— с новой строки излагается просьба о предоставлении академотпуска;
— указываются обоснования для его предоставления с перечислением прилагаемых документов;
— ставится дата составления заявления;
— завершает документ подпись заявителя.

Образец заявления на академический отпуск вы можете на нашем сайте.

Какова продолжительность академического отпуска?

Максимальная длительность академа – два года . Чаще всего студенту предоставляется год. Если проблемы, которые привели к прерыванию обучения, не исчезли, можно взять ещё один академотпуск.

Сколько раз можно брать академический отпуск?

Академ можно брать столько раз, сколько захочется (но при условии предоставления веских обоснований). Закон не ограничивает студента в количестве академических отпусков.

Можно ли продлить академический отпуск?

Строго говоря, академотпуск не продлевается, при необходимости просто берётся новый. Но в разговорной речи и даже в юридических консультациях часто говорят о продлении академического отпуска, так что можно использовать и это выражение.

Следует только помнить четыре важные вещи:

— при необходимости продления пишется новое заявление о предоставлении академотпуска;
— к заявлению снова прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительных обстоятельств, вынуждающих студента прерывать обучение (то есть вся процедура проходится заново);
бюджетное место гарантированно сохраняется только при первом академе;
— отсрочка от призыва распространяется только на первый академотпуск.

Кто принимает решение о предоставлении академического отпуска?

Это решение принимает руководитель учебного заведения (как правило, ректор). Принять решение может также уполномоченное должностное лицо. В любом случае, на принятие решения законодательством отводится 10 дней с момент получения заявления о предоставлении академотпуска.

Могут ли отказать в предоставлении академического отпуска?

Руководство учебного заведения вправе отказать заявителю, если сочтёт обстоятельства, побудившие его сделать перерыв в обучении, недостаточно убедительными.

Как взять академический отпуск по медицинским показаниям?

Академический отпуск по болезни получить достаточно просто, поскольку медпоказания считаются наиболее объективными основаниями для перерыва в учёбе. Но не каждая болезнь может обосновать необходимость академа. Решение о том, может ли студент продолжать обучение или ему требуется перерыв для восстановления здоровья, принимает врачебная комиссия.

Документы, которые требуются для рассмотрения данного вопроса:

1) справка о временной нетрудоспособности (по форме 095/У);
2) выписка из истории болезни (по форме 027/У).

С этими документами следует обратиться к руководству учебного заведения, которое даст направление на прохождение медкомиссии. Обычно комиссию проходят в студенческой поликлинике. Если медицинско-экспертная комиссия признаёт необходимость перерыва в учебном процессе, вуз предоставляет студенту академ.

Предоставляют ли академический отпуск по немедицинским показаниям?

Да, такая возможность существует. Академ можно получить:

— в случае желания пройти службу в армии по призыву;
— при семейных обстоятельствах, вынуждающих студента отложить продолжение образования;
— в иных случаях, когда объективные причины препятствуют продолжению обучения.

Понятие «иные обстоятельства» очень широко, но следует учитывать, что вуз может счесть их недостаточными для предоставления академического отпуска. Например, приглашение на работу или учёбу за рубеж может быть расценено и как уважительная, и как неуважительная причина – в зависимости от позиции ректората. Бывает, что студентам даже предоставляется академ для того, чтобы они смогли поучаствовать в телевизионном шоу. Но это – добрая воля руководства учебного заведения, а никак не правило.

Заметим также, что студентам, которые хорошо учатся, академ по иным обстоятельствам получить проще. Если у студента наблюдаются проблемы с учёбой, в ректорате могут счесть заявление на предоставление академа попыткой увильнуть от сессии.

Можно ли взять академический отпуск по беременности?

Беременность относится к медицинским показаниям и является безусловным обстоятельством, обосновывающим получение академического отпуска. Чтобы уйти в академический отпуск по беременности, необходимо:

— получить справку по форме 095/У и выписку из амбулаторной карты женской консультации о постановке на учёт по причине беременности;
— обратиться с этими документами в деканат или ректорат учебного заведения;
— получить направление на прохождение медицинско-экспертной комиссии (обычно она проводится на базе студенческой поликлиники);
— пройти комиссию;
— решение комиссии приложить к заявлению на предоставление академотпуска.

Можно ли продлить академический отпуск, чтобы воспитывать ребёнка до трёх лет?

В Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» нет специальных указаний о предоставлении академа в целях воспитания ребёнка. Но п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает соблюдение прав женщины, касающихся получения отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет (согласно общим положениям действующего законодательства).

Как же на практике продлить академотпуск? Алгоритм прост:

1) получаете первый академ по беременности (на два года);
2) по истечение срока первого академа подаёте заявление на второй – уже по семейным обстоятельствам (ещё на два года).

Дают ли академический отпуск по семейным обстоятельствам?

Да, это достаточно частая причина для получения академа. Например, обоснованием может послужить необходимость воспитания ребёнка, уход за тяжелобольным родственником и даже сложное материальное положение в семье. Все эти и иные семейные обстоятельства должны подтверждаться документально.

Но учтите, что руководство учебного заведения имеет право отказать студенту. При принятии решения учитываются сложившиеся обстоятельства в жизни студента, анализируется объективность причин, побуждающих прервать обучение. Решение в каждом случае принимается индивидуально: одному студенту могут дать академ, а другому, при тех же обстоятельствах – отказать. Например, к отказу может привести подозрение, что студент всего лишь пытается решить проблемы с сессией.

Иногда вуз предлагает альтернативное решение вопроса: например, при сложном материальном положении, вынуждающем студента работать, ему могут посоветовать перевестись на заочное отделение.

Существует ли академический отпуск для службы в армии?

Казалось бы, зачем студенту дневного отделения брать академ для службы по призыву? Закончишь вуз или будешь отчислен – тогда и отслужишь. Тем не менее, в ряде случаев студенты предпочитают сделать перерыв в образовательном процессе и отслужить в армии – как правило, в целях дальнейшей карьеры. В этом случае можно взять академ на основании повестки из военкомата, а затем вернуться в вуз.

Можно ли взять академический отпуск на первом курсе?

Вы можете взять академ на любом этапе обучения. Законодательство не ставит в этом вопросе ограничений, поскольку проблемы со здоровьем или иные обстоятельства, препятствующие обучению, могут возникнуть когда угодно.

Следует только помнить, что к студентам, берущим академический отпуск на 1 курсе, руководство вуза относится с особым вниманием и особо пристально анализирует обоснование заявления. Учитывая, что до , можно понять ректорат! Так что не стоит надеяться, что академ спасёт при плохой учёбе.

Можно ли взять академический отпуск на пятом курсе?

Да, можно взять академический отпуск и на 5 курсе. Например, если пятикурсница забеременела или пятикурсник оказался в больнице со сложным переломом, вуз обязательно пойдёт навстречу. Но к пятикурсникам, как и к первокурсникам, предоставляющим заявление на академ, ректорат приглядывается с повышенным вниманием: нет ли тут попытки смухлевать из-за недописанного диплома?

Дают ли академический отпуск в аспирантуре?

Аспиранты, как и студенты, имеют право на получение академотпуска, поскольку обучение в аспирантуре является частью образовательного процесса.

Можно ли получить академический отпуск при наличии академической задолженности?

В большинстве случаев – невозможно. Но вуз может пойти навстречу студенту в случае явно объективных причин для получения академотпуска. Например, если имеющий задолженности студент получил сильную травму в период дополнительной сессии, ему могут предоставить академ на условиях сдачи «хвостов» после его окончания. Или, как вариант, дать академотпуск с переводом на курс ниже.

Платят ли стипендию в период академического отпуска?

Этот вопрос регулируется особым подзаконным актом – Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» .

Согласно пп. 13 – 14 этого Приказа, основаниями для прекращения выплаты стипендии (как государственной академической, так и социальной) являются:

— отчисление из учебного заведения;
— академическая задолженность;
— получение оценки «удовлетворительно» во время сессии.

Академический отпуск в число причин, по которым выплата стипендии прекращается, не входит. Само по себе нахождение в академе не образует академической задолженности. Так что если вы получили в процессе сдачи предыдущей сессии по всем предметам только «хорошо» и «отлично», а теперь взяли академ, стипендию будут платить.

Выплачивают ли какие-либо денежные компенсации во время академического отпуска?

Студент, получивший академ на основании медпоказаний, получает дополнительные денежные выплаты согласно специальному подзаконному акту – Постановлению Правительства «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» . Правда, денежные выплаты в период академического отпуска невелики – всего 50 рублей в месяц.

Для получения компенсационных выплат необходимо предоставить завление с соответствующими документами в ректорат (можно указать этот момент в заявлении на предоставление академотпуска). Компенсация начинает выплачиваться со дня предоставления академа, если обращение за ней поступило не позднее 6 месяцев со дня предоставления отпуска. Если студент спохватился через полгода, выплаты поступят не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении компенсации.

Студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, получают ежемесячное пособие согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями) .

Предоставляется ли студенту общежитие на время академического отпуска?

Сложный вопрос. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» отсылает нас к ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . А там написано, что общежитие студенту предоставляется…

… при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях!

Каждую пятую прогулку с собакой человек приносит в дом яйца токсокар, выяснили российские ученые. Посвященная этому была опубликована в журнале Veterinary Parasitology.

В организме человека из яиц токсокар вылупляются личинки, которые могут проходить через стенку кишечника в кровоток и разноситься кровью в органы и ткани, вызывая различные формы заболевания в зависимости от того, где они оседают.

Наиболее тяжелые случаи наблюдаются при попадании личинок в глаза или мозг.

Токсокароз может быть чрезвычайно опасен для человека. В марте 2018 года японские врачи описали в журнале BMJ Case Reports случай заражения токсокарами, который чуть не привел к слепоте.

Если бы они добрались до глаз мужчины, то он бы мог ослепнуть.

Куда плачевнее закончилась история австралийского подростка, на спор проглотившего . Слизень оказался заражен червем Angiostrongylus cantonensis, который поразил мозг юноши и привел к более чем году комы и почти полному параличу. Спустя десять лет после заражения он скончался в больнице, сказав матери на прощание, что любит ее.

Порция «целебного» супа из пораженных грибом гусениц обходится любителям экзотики почти в $700.

С 1990-х годов спрос на гриб уверенно рос за пределами Китая, несмотря на отсутствие клинических доказательств его эффективности. По данным исследователей из Стэнфордского университета, гриб приносит предприимчивым торговцам до $11 млрд в год. Сбор пораженных гусениц идет такими темпами, что популяция гриба не успевает пополняться.

Ситуацию осложняет то, что для гриба комфортен прохладный климат, а глобальное потепление оставляет ему все меньше экологических ниш.

Заражение печеночными сосальщиками приводит к поражению печени и желчевыделительной системы, печеночным коликам и холицеститу.

В первые недели заболевание сопровождается лихорадкой, кашлем, сыпью на коже, потерей аппетита и болями в животе.

Исследователи установили, что присутствие печеночных сосальщиков в почве на пастбищах Великобритании возросло за последние десятилетия с 48% до 72%. Печеночные сосальщики недолго живут вне организма хозяина, но высокая влажность почвы и повышение температуры увеличивают срок их жизни.