Византийская империя VI-VIII вв. Урок: Византийская империя в VI - VIII вв

Цели: - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;

Выявить особенности феодализма в Византии;

Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;

Продолжить развивать умение раскрывать причинно - следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, презентация, материал для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

1) устный ответ

2) задания на листочках.

А) Представления средневекового человека о мире.

Б) « Семь свободных наук».

В) Как изготавливалась средневековая книга.

Г) Средневековая литература.

3. Сообщение темы и целей урока.(сл. 3)


Власть императора.
Юстиниан и его реформы.
Войны Юстиниана.
Вторжение славян и арабов.
Борьба с внешними врагами.

4. Изучение новой темы.

1) рассказ учителя:

Особенности развития Византии.

395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.

По древнему названию столицы это государство стало позднее называть Византийской империей или Византией.

Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

(сл. 5) Особенности развития Византии:

В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?

Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:

1) В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной

2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3) В городах существовали торговля и ремесло

4) Император имел возможность содержать армию и флот

5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов

Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами. Византийская империя устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. (сл. 6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь

(сл. 7) Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного - из Европы в Азию и морского - из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города - колонии.

Власть императора.

(выписать полномочия императора)

О главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?

(сл. 8) Император обладал огромной властью:

1. Мог казнить подданных

2. Конфисковать их имущество

3. Смещать и назначать на должность людей.

4. Издавал законы

5. Был высшим судьёй.

6. Руководил армией.

7. Определял внешнюю политику

В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.

(сл. 9) Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

2) Работа с источником

с.58 учебника ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ПОСЛОВ.

3) рассказ учителя:

(сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан, более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским.

Юстиниан, полководец и реформатор, — один из наиболее выдающихся монархов поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе, поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (лат. primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая пандемия чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя —восстание Ника, спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

(сл. 11) Юстиниан получил власть в очень трудное время:

1) от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империей образовались варварские королевства

2) в церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: « Был ли Христос богочеловеком?»

3) местная знать чинила произвол,

4) крестьяне не обрабатывали землю и разбегались,

5) в городах часто проходили бунты,

6) наметился финансовый кризис.

Что же нужно было в такой ситуации? Конечно же, провести реформы.

« Единое государство, единый закон, единая религия».
Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки.
Строил храмы и монастыри.
Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви.
Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.
Создал « Свод гражданского права»

Чтобы свести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введённые самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользование законами. Эти труды позднее были названы « Сводом гражданского права.»

7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой благотворительностью.

8. Снизил налоги.

9. Помогал пострадавшим от землятресения городам.

10. Была создана система имперского гражданства. Было провозглашено равенство все перед законом.

11. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Оно не отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

А) становился солдатом

Б) уходил в монастырь

В) становился епископом.

Его нельзя было убивать.

12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод.

13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались ещё пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распинали на кресте, избивали розгами до смерти и т.д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

(сл. 14) По словам историка Прокопия « Юстиниан мог « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»

Самым тяжёлым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы (541 - 543 гг.) , которая унесла жизни более половины населения.

(сл. 15) Чума́ (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. Инкубационный период длится от нескольких часов до 3—6 дней. Наиболее распространённые формы чумы —бубонная и лёгочная. Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98-99 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 %

Известные эпидемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

Последние годы правления Юстиниана прошли достаточно спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

(сл. 16) - Сделаем выводы о правлении Юстиниана:

1) Проводил реформы в духе евангельских заповедей (восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту.

3) пытался примирить разногласия в христианской церкви

4) работа по учебнику

Стр. 57 - 59 - « войны Юстиниана»

Стр. 59 - 60 - « Вторжения славян и арабов

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Борьба с внешними врагами:

Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы, направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000 человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат. Для уничтожения королевства вандалов потребовалось всего 15 тысяч человек. При нападении на государство остготов Велисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей сложности не более 11 тыс. человек. Этого оказалось достаточно для захвата Сицилию, Южной Италии, Неаполя, Рима. Юстиниан посылал ему помощь дважды — первый раз 1600 и потом 4800 солдат. Наконец, сделав усилие, империя снаряжает Нарсеса с 7000 человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000 человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части. Постепенно исчезали легионы и алы, которые сменялись более мелкими пехотными и кавалерийскими отрядами-нумериями (тагмами). Византийские войска были подразделены на отряды-нумерии численностью 200—400 воинов под командованием офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия.

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу катафрактариев, появившихся под влиянием Персии. Отряды конных лучников-гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию составляли так называемые комитаты. Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии — личная гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были Южная Анатолия и Иллирия. Повысился процент добровольцев. Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В 575 году было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно было расквартировано в Вифинии в VI—VII вв. В армии было много остготов, переселившихся в империю из Италии под натиском лангобардов. Они служили преимущественно в коннице. Остальные остготы служили лучниками в пехоте. Помимо готов, в византийской армии служили выходцы из Судана, а также берберы, арабы и гунны.

Если вооружение армии было превосходным, то её организация и её дух соответствовали армии наёмников. Храбрые в бою, воины наводили ужас в любой местности где появлялись, безразлично — как друзья или как враги. Постоянно, даже накануне битв они отправлялись на грабежи имародерства. Полководцам приходилось прилагать максимум усилий для сдерживания солдат. По свидетельство Прокопия, «забывая опасность битвы, солдаты думали только о добыче. Без начальников, без всякого порядка, не соблюдая никаких рангов, они шли вперед, не получив лозунга, который обыкновенно давался при таких условиях и без соблюдения правильного строя Носильщики шли смешавшись со солдатами увлекаемые приманкой богатств, которые должны были удовлетворить их алчность». Основным недостатком византийской армии было абсолютное отсутствие дисциплины. Жажда наживы, постоянное пьянство способствовали разложению армии. «Своей храбростью и телесной силой, говорил Велисарий своим солдатам, вы много выше ваших противников, но вы уступаете им только в одном,— в том что вы не умеете повиноваться вашим начальникам.

В 8 веке произошёл перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов и отвоевали у них часть Малой Азии, области Сирии и Закавказье, острова Крит и Кипр.

Постепенно они начали строить там свои владения, создавали отряды из слуг и зависимых людей. Нередко знать поднимала в провинциях мятежи и вела войны против императора.

5. Закрепление изученного материала.

Вопросы на стр. 60

6. Домашнее задание:

1. Параграф 6,рабочая тетрадь, вопросы к нему.

2(по желанию для сильных учеников) Составить рассказ "Путешествие по Византии VII века"

Похожие образовательные материалы:

отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя

уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот.

Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под

давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в

секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Борьба с внешними врагами:

- Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок

набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу

земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением

войны отправлялись в поход со своиморужием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы,

направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000

человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат.Для уничтожениякоролевства

вандаловпотребовалось всего 15 тысяч человек.При нападении нагосударство

остготовВелисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей

Южной Италии, Неаполя,Рима . Юстиниан посылал ему помощь дважды-первый раз

1600 и потом 4800 солдат.Наконец, сделав усилие, империя снаряжаетНарсесас 7000

человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000

человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армиюостоявшую, главным образом,

из комитатов и федератовпри поддержке союзников- варваров) и гарнизонные части.

Постепенно исчезали легионы иалы, которые сменялись более мелкими пехотными и

кавалерийскими отрядами- нумериями (тагмами). Византийские войска были

подразделены на отряды-нумерии численностью 200-400 воинов под командованием

офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия .

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и

тяжёлую конницукатафрактариев, появившихся под влиянием Персии. Отряды конных

лучников-гиппотоксатовсоставляли воинскую элиту империи. Полевую армию

составляли так называемыекомитаты. Зачастую они были ненадёжны, так как были

более преданны своим командирам- вербовщикам, которым приносили клятву верности,

чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от

верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для

формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии -личная

гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и

привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла

опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали

служить и жители империи. Основными источниками рекрутов былиЮжная

АнатолияиИллирия. Повысился процент добровольцев. Тем не менее, германские

наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие

тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В575 годубыло

сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно

Урок 9. ВИЗАНТИЯ ПРИ ЮСТИНИАНЕ

08.09.2014 9407 0


Цели:

1. Дать представление о Византийской империи как наслед-
нице империи ромеев.

2. Выявить особенности феодализма в Византии.

3. Продолжить развитие умения раскрывать причинно-след-
ственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

♦ Основные термины и понятия: ромеи, симфония, димы,
Сенат, василевс, автократия.

Оборудование: карта «Восточная Римская (Византийская)
империя и славяне в VI XI вв.»;

карта № 3 атласа «Византийская империя в VI - XI вв.»;
схема «Византия в
VI - XI вв.».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверяется уровень знания учащимися темы № 1 «Западная
и Централ ьная Европа в V - XI вв.».

I Вопросы и задания:

=> Что было общего в занятиях и общественном устройстве
германцев и славян в I -II вв. н. э.?

=> Как возникли государства франков и славян? Общее и
особенное.

=> Причины норманнских походов.

=> Роль христианства в укреплении королевской власти и в
развитии культуры.

=> Причины и последствия феодальной раздробленности.

И. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Особенности развития Византии.

2. Власть императора.

3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

4. Борьба с внешними врагами.

1. Особенности развития Византии.

=>

=> Когда и кто перенес столицу Римской империи в Констан-
тинополь?


=> Когда Римская империя разделилась на Западную и Вос-
точную?

Рассказ учителя.

В 330 году римский император Константин Великий - пер-
вый император-христианин - основал город Константинополь на
месте древнегреческой колонии Византии.

Византийцы считали себя ромеями, то есть римлянами, дер-
жаву - ромейской, императора - василевса - продолжателем тра-
диций римских императоров.

В 395 году произошел раздел единой Римской империи на
Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Ви-
зантию).

Учащимся предлагается показать на карте страны и области, кото-
рые вошли в состав Восточной Римской империи.

Учитель, подводя итоги беседы, обязательно напоминает
учащимся: Византийская империя оставалась единственным из
древних государств Европы и Ближнего востока, которое уцелело
во времена Великого переселения народов (
V - VI вв.)

Ц] Работа с картой.

Карта «Византийская империя в IX веке и славяне в VI - XI вв.»
создает представление о выгодном географическом положении
Восточной Римской империи: Византия находилась на пересечении
морских и сухопутных торговых путей, которые связывали Европу
и страны Востока.

[?] Вопрос:

=> Почему Византия устояла под натиском варваров и про-
существовала еще более тысячи лет?

1. В Восточной Римской империи рабство было развито сла-
бее, чем в Западной Римской империи.

2. Между городом и деревней сохранился торговый обмен.

3. В городах существовали торговля и ремесла.

4. Император имел возможность содержать армию и флот.

5. Византия могла отбивать натиск внешних врагов.

2. Власть императора.


Император обладал почти неограниченной властью:

- мог казнить подданных;

- конфисковать их имущество;

- смещать и назначать на должность.
Император издавал законы, был высшим судьей, руководил

армией, определял внешнюю политику государства.

Но император не был собственником всех земель империи,
хотя его владения были огромны.

Учитель обязательно объясняет учащимся сущность имперской идеи.

Империя для византийцев - самое совершенное государст-
венное устройство, олицетворение гармонии и порядка. Идея им-
перской власти была унаследована от Рима, где государство -
высшая ценность, император - господин.

Римский император обязан был подчиняться закону. К этому
же стремились и в Византии.

Христианство придало священный характер имперской вла-
сти. Христианская церковь утверждала, что власть дана императо-
ру Богом. Следовательно, основой византийской государственно-
сти являлось христианство. Светская и духовная власть должны
быть слиты воедино и действовать в одном направлении, то есть
образовывать симфонию. Император был не только мирским пра-
вителем, но и главой церкви.

Учащиеся подводятся к заключению:

Качества, которыми должен был обладать император Византии:

- талантом государственного деятеля;

- быть христианином;

Милосердным;

Благочестивым;

Неприхотливым;

- проявлять усердие в вере.

Император считался смертным человеком, следовательно, его
не обожествляли до конца и ему постоянно надо было думать о
своей ответственности перед подданными.

В то же время для общества, простых людей император - по-
добие Отца Небесного. Подражание Отцу Небесному было важной
обязанностью императора. Дворцовый ритуал был этому подчинен.


Император никогда не стоял на полу, всегда был на особом воз-
вышении. Трон императора был двухместным.

Кроме прав, у византийского императора были и обязанно-
сти - забота о подданных. Считалось, что это залог прочности и
гармоничности государства.

Император должен править «ради истины», «как раб и слуга
Божий».

Но если он будет совершать грехи, то станет ненавистен на-
роду и может быть лишен своего поста.

Непрочность положения императорской власти усиливалась
и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась
по наследству. Судьба многих византийских императоров была
трагичной (ослеплен, утоплен, отравлен, заточен в монастырь), а
срок царствования - коротким. Неугодных императоров смещали,
но сама императорская власть оставалась неприкосновенной.

Самый важный пост мог занять и человек низкого происхож-
дения. Власть императора считалась божественной, поэтому про-
исхождение человека и его прежние занятия не имели никакого
значения.

Имперская власть и общество

От Римской империи Византия унаследовала элементы рес-
публиканского строя.

Первоначально в Византии был Сенат, государственный со-
вет и организации свободных граждан -
димы. Сенат подготавли-
вал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней по-
литики. В V-VI вв. большие права получили димы:

- они участвовали в торжествах;

- участвовали в провозглашении императора.

Формально император выбирался Сенатом, армией и наро-
дом, но на самом деле императора выдвигали Сенат и воинская
аристократия.

В VI-VII вв. снизилась роль Сената.

В конце VII века утрачивают свои позиции димы. В X веке
император Лев VI уничтожил остатки городского самоуправления.

Изменен обряд вступления императора на престол: если
раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме, то
теперь его величали на царство как Божьего избранника в храме
Святой Софии.


Император нарекается василевсом (царем), а также авто-
кратом (самодержцем).

Имперская власть отнимает у общества следующие права:

- право участия в политической жизни общества.

Последствия установления имперской власти

Сильная централизация, самодержавие помогали Византии
сохранить свою целостность.

Ир византийская имперская власть проявляла не только силу
и могущество, но и слабость.

Возможности императоров не были безграничны:

- император был скован в реформаторской деятельности;

- император являлся только хранителем традиций и обычаев;

Власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от
общества.

Те процессы, которые происходили в Византии, шли незави-
симо от государственной власти, выходили из-под ее контроля.
Власть использовала свою силу лишь для того, чтобы препятство-
вать появлению нового.

Общество Византии имело свои особенности:

1) феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, не
оформились в сословие;

2) положение аристократии было также неустойчивым. Мно-
гое зависело от личности императора. Долгое время правящая элита
была открытым слоем, и проникнуть в нее было возможно не только
благодаря происхождению, но и личным заслугам или расположе-
нию императора. Но правящая верхушка находилась в постоянном
напряжении. Ссылка, конфискация имущества, тюрьма угрожали
аристократии так же, как и всякому другому жителю империи.

Следовательно, при императорском дворе были интриги и за-
говоры.

Церковь и государство
Отношения между ними были очень сложными. Церковь
имела огромное влияние и воздействие на общество, императоры
были заинтересованы в поддержке церкви.

Духовенство до XII века было отстранено от участия в адми-
нистративной деятельности, так как в Византии было запрещено со-

50 ,


четать духовную и светскую службу. Экономическое положение за-
висело от пожалований (пожертвований) частных лиц и императора.

Постепенно у церкви скапливались богатства, она станови-
лась экономически независимой. Высказывались попытки участия
церкви в политической жизни Византии. Константинопольские
патриархи претендовали на руководящую роль в государстве, но
императоры, обладая большей властью, могли смещать и назначать
патриархов. Византийской церкви Не удалось стать самостоятель-
ной. Отношения государственной власти и церкви были далеки от
идеи «симфонии».

3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

Юстиниан I родился около 482 года в семье бедного крестья-
нина. В Константинополь Юстиниан был приглашен своим дядей
Юстином, который в то время был очень влиятельным придворным.

Юстиниан получил хорошее образование, дядя нашел ему
должность при дворе.

В 518 году Сенат, жители Константинополя и гвардия про-
возгласили старого Юстина императором, а тот в свою очередь на-
значил своим соправителем Юстиниана (то есть своего племянни-
ка). В 527 году - после смерти дяди - 45-летний Юстиниан стал
самодержцем империи ромеев. Годы его правления - 527-565 гг.

Юстиниан получил власть в очень трудное время:

- от бывших владений осталась только восточная часть: на
территории Западной Римской империи образовались варварские
королевства;

- в христианской церкви начались разногласия относительно
личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: «Был ли
Христос богочеловеком?»;

- местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали
землю, разбегались;

- в городах часто происходили бунты;

В империи наметился финансовый кризис.
Необходимо было спасать империю. Юстиниан отчетливо

понимал, что спасти империю можно, только предприняв реши-
тельные меры. Эту миссию силы мог выполнить только Юстиниан,


так как, будучи православным христианином, богословом и поли-
тиком, он был чужд роскоши и всевозможных удовольствий.

Основным правилом Юстиниана было: «единое государство,
единый закон, единая религия».

Внутренняя политика

Начало правления Юстиниана отмечается:

- широкой благотворительностью;

- раздачей средств бедным;

- снижением налогов;

- помощью пострадавшим от землетрясения городам.
Укреплялись позиции христианской церкви.

В Афинах была закрыта платоновская Академия. Начались
гонения иудеев, самаритян.

Самое главное и важное событие начального этапа правления
Юстиниана - реформа права. В 528 году Юстиниан учреждает ко-
миссию из самых опытных государственных деятелей и юристов.
Комиссия подготовила собрание императорских указов:

- кодекс Юстиниана;

- свод сочинений римских юристов;

- руководство по изучению права.

Была создана единая система имперского гражданства. Было
провозглашено равенство всех перед законом.

Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Рабст-
во не отменялось, но раб теперь имел много возможностей освобо-
диться:

- если стал солдатом;

- если ушел в монастырь;

- если стал епископом.

Теперь раба нельзя было убивать. По новым законам Юсти-
ниана, женщины в семье теперь уравнивались в правах с мужчина-
ми. Был запрещен развод.

Но оставались еще пережитки старого времени. Не была от-
менена смертная казнь. Особенно жестоко карались простые люди:

- их жгли на кострах;

- распинали на кресте;

- избивали розгами до смерти и т. д.
Знатных людей казнили через обезглавливание.


Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

По словам историка Прокопия, Юстиниан мог «тихим и ров-
ным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повин-
ных людей».

Самым тяжелым испытанием для империи Юстиниана была
эпидемия чумы (541-543 гг.), которая унесла половину населения.

В последний период правления Юстиниана его стали привле-
кать и занимать вопросы богословия. Юстиниан хорошо понимал,
что в христианской вере ромеев - их подлинная сила. Была сфор-
мулирована идея «симфонии царства и священства» - союза церкви
и государства как гарантии мира империи.

Последние годы правления Юстиниана прошли спокойно.
Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

Вместе с учащимися учитель подводит итог внутренней политике
Юстиниана I и делает выводы:

Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей:

- восстанавливал города;

Помогал бедным;

- облегчал положение рабов,

и одновременно население империи подвергалось тяжелому
налоговому гнету.

Юстиниан пытался примирить разногласия в христианской
церкви.

Укрепление позиций церкви, духовная поддержка правосла-
вия сыграли огромную роль для становления средневекового обще-
ства. Кодекс Юстиниана I стал основой европейского права гряду-
щих столетий.

Внешняя политика

Юстиниан в течение долгого времени воевал против варвар-
ских королевств, которые возникли на развалинах Западной Рим-
ской империи. Варварские королевства переживали глубокий кри-
зис. Что же происходило? Основное население было православ-
ным, а варвары (вандалы и готы) были арианами. Учение ариан
было объявлено ересью.

Внутри варварских королевств шел процесс социального рас-
слоения, росла рознь между знатью и простым народом. Постспеи-


но это привело к ослаблению боеспособности армий. Интересами
государств никто не занимался, так как королевская знать варваров
была опутана интригами и заговорами.

Следовательно, коренное население воспринимало византий-
цев как освободителей. Королевство вандалов в Северной Африке
пало. Вслед за присоединением Африки началась война за облада-
ние Италией - королевством остготов. Войско под командованием
полководца Велизария захватило Сицилию и Южную Италию.
Осада Рима продолжалась 14 месяцев, в конце концов Велизарий
овладел Римом. Другое войско Юстиниана заняло столицу остготов
Равенну. Королевство остготов пало.

Юстиниан предпринимает попытку восстановить в прежних
границах Римскую империю. Это вызвало сопротивление местных
жителей, так как они были против восстановления прежних поряд-
ков. Началось широкое сопротивление притеснению чиновников и
грабежам, мародерству солдат. Византийские войска терпят пора-
жение. Юстиниан посылает новую армию для наведения порядка.
Только через 15 лет удалось подчинить Северную Африку, 20 лет
понадобилось для овладения Италией.

Юстиниану удалось захватить юго-восточную часть Пире-
нейского полуострова.

Попытки Юстиниана восстановить мир и стабильность на
территории Византийской империи обернулись жестокостью и
кровопролитием. Империя Юстиниана находилась в окружении
языческих и варварских государств, оставаясь последним прибе-
жищем цивилизации.

Успехи Византии были непрочными. Долгие годы Византия
вынуждена была вести войну с Ираном. По мирному договору Ви-
зантия уступила Ирану часть территорий и вынуждена была пла-
тить ежегодную дань.

После смерти Юстиниана часть завоеванных Византией тер-
риторий была утеряна. Варварские государства заняли свои преж-
ние владения.

Учитель может поставить проблемный вопрос:

=> Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую им-
перию была обречена на неудачу?


В ходе беседы учащиеся приходят к следующему выводу:

Невозможно остановить или повернуть по своему желанию
историческое развитие страны.

Нельзя вернуть старые порядки, тем более без поддержки
местного населения.

Q ] Работа с картой.

=> Определить, какие народы вторглись в пределы Византий-
ской империи. (Славяне, арабы).

=> Определить, какие области были завоеваны арабами, сла-
вянами; какие заселены славянами.

Вывод: Византийская империя с большим трудом отбива-
ла нападения славян, арабов. В результате войн Византийская им-
перия потеряла Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку.

Задание по карте:

=> Показать территорию Византийской империи при Юсти-
ниане; после его смерти.

Вывод: Империя сократилась почти в три раза.

III. Закрепление изученного материала.

Закрепление проводится в процессе решения проблемно-
го вопроса, поставленного в начале урока:

=> Определите, что было общего в развитии феодализма в
Византии и Западной Европе, в чем различия?


IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 6, знать ответы на вопросы в конце
параграфа.

* Подготовить сообщение: «Деятельность Юстиниана».


Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 33 «
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ИСТОРИИ
Выполняла: ЧУПОВА Н.С.
учитель истории, I кв.категорииПРОЕКТ УРОКА

Класс: 6
Цели урока:
а) обучающая – дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявит особенности феодализма Византии.
б) развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической картой, раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.
в) воспитательная – воспитание толерантного отношения к другим народам, воспитывать культуру общения в группах.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой
3.Мотивация
4. Актуализация знаний

6.Закрепление
7.Домашнее задание
8.Рефлексия
9.Завершение урока.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: карта, схемы, картина, текст учебника.
Система контроля: сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Византия при Юстиниане.
Цель для учителя:
дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявить особенности феодализма Византии.
Цель для учащихся:
показать особенности развития императорской власти Византии, дать характеристику внутренней и внешней политике Юстиниана.
Задачи:
обучающая – показать влияние природных условий на хозяйственную жизнь, выявить особенности императорской власти и феодализма в Византии.
развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической картой, схемой, учебником, раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.
Воспитательная – воспитание толерантного отношения учащихся к истории других народов, воспитывать культуру общения в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта № 3 атласа «Византийская империя и славяне в 6-11 веках», схемы «Византия- страна городов как центров ремесла и торговли», «Императорская власть», картина «Прием иностранных послов»
Оформление доски: тема урока, план изучения темы, домашнее задание, новые слова (скипетр, василевс), дата правления Юстиниана-527-565
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой.
«Нет знанья выше созерцанья
Искусства не скуднеющих высот:
И вот я пересек миры морские
И прибыл в край священный Византии»
(Уийльям Батлер Иейтс)
3.Мотивация.
Сегодня мы познакомимся с государством, которое в раннее средневековье считалось одним из самых могущественных. Это – Византийская империя. Откройте атлас, карту № 3. Вспомните как появилась Византия? Какова была судьба Западной Римской империи?
А как же Византии удается не просто сохраниться, но и достигнуть могущества? Можем мы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)
- Так какая сегодня будет проблема урока?
- В чем причины могущества Византии?
4. Актуализация знаний
Какие у вас есть гипотезы по решению проблемы?
Какие могут быть основания у византийцев считать себя более развитыми, чем все остальные народы?
- наследие римской цивилизации
-достижения Византии
-умелое сочетание римских традиций со своими достижениями
5.Объяснение нового материала
Итак, мы должны проверить гипотезу – Византия – наследница римской цивилизации.
Работа в группах:
Первая группа- Докажите, что Византия- наследница Рима.
Используя карту № 3 атласа, схему назовите основные занятия византийцев. Что вы можете сказать о развитии торговли? Назовите ремесла, которые были забыты на Западе, но сохранились на Востоке? Назовите крупные города. Использовался ли труд рабов?
Виды ремесел
Ювелирное
дело Оружейное дело горные
промыслы Иконопись Стекольное производство
Вторая группа- Назовите факторы, благодаря которым Византии удалось устоять под натиском варваров.
Факторы: 1. Более слабо развито рабство
2.сохранился обмен между городом и деревней
3.сохранилось ремесло и торговля в городах
4. Византия превосходила по численности населения все другие христианские страны.
5.император содержал большую армию и флот
6. на востоке была земля меньше истощена, чем на западе Римской империи
Расставить в правильной последовательности факты (цифрами), которые помогли Восточной империи устоять под натиском варваров.
(Ответ: 6, 1,3,2,4,5)
Итак делаем вывод:
1.сохранение труда рабов
2.власть императора
3.развиты ремесла, торговля
4.красивые и богатые города
Все это свидетельствует о том, что Византия по праву считалась наследницей Рима.
Византия достигла своего могущества в период правления Юстиниана I. Докажите, что став императором, Юстиниан много сделал для своей страны.
Третья группа - Показать особенности императорской власти.(Работа с картиной «Прием иностранных послов», работа с текстом учебника)
Каковы полномочия императора. Кто помогал в управлении государством императору? В чем отличие императорской власти в Византии от Запада?
На основе текста и материала урока составьте логическую цепочку- «Императорская власть в Византийской империи».
Власть не
передавалась
по наследству Вывод: император обладал почти неограниченной властью, издавал законы, был высшим судьей, определял внешнюю политику государства.
Четвертая группа- Дать характеристику реформам Юстиниана.(работа с текстом учебник)
-реформа права (кодекс Юстиниана, свод сочинений римских юристов, руководство по изучению права)
- даровал земли и ценные подарки церкви, строил много храмов и монастырей.
-закрыл знаменитую школу в Афинах-крупный центр языческой культуры
-провел мероприятия по защите границ, провел преобразования в армии- укреплял обороноспособность государства.
Вывод: Юстиниан один из выдающихся правителей Византии, который в своем правлении, проводя реформы придерживался правила: единое государство, единый закон, единая религия.
-Как вы думаете, то, что было перечислено, можно отнести к достижениям Византии или Римскому наследию?
Вывод по проблеме: Византия считалась наследницей римской цивилизации, умело сочетала римские традиции со своими достижениями.
Закрепление: Определите правильные утверждения (Да, нет)
1.Византия не устояла под натиском варваров (Нет)
2.Столица Византии – Антиохия (Нет)
3.Власть императора не передавалась по наследству(Да)
4.Основное правило Юстиниана 6 единое государство, единый закон, единая религия (Да)
5.Византия занимала выгодное географическое положение (Да)
6.Он открыл крупный центр языческой культуры –школу в Афинах(Нет)
Домашнее задание: читать и пересказать параграф 11, написать сочинение «Впечатление чиновника, присутствующего на приеме гостей в императорском дворце».
Рефлексия: отметь настроение в виде рисунка.
Завершение урока: Подведение итогов, положительная оценка группы

Предварительный просмотр:

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: «Византийская империя при Юстиниане. Борьба с внешними врагами.»

Цели : - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;

Выявить особенности феодализма в Византии;

Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;

Продолжить развивать умение раскрывать причинно – следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование : компьютер, презентация, материал для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

1) устный ответ

2) задания на листочках.

А) Представления средневекового человека о мире.

Б) « Семь свободных наук».

В) Как изготавливалась средневековая книга.

Г) Средневековая литература.

3. Сообщение темы и целей урока.(сл. 3)

  1. Власть императора.
  2. Юстиниан и его реформы.
  3. Войны Юстиниана.
  4. Вторжение славян и арабов.
  5. Борьба с внешними врагами.

4. Изучение новой темы.

1) рассказ учителя:

Особенности развития Византии.

В 395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.

По древнему названию столицы это государство стало позднее называть Византийской империей или Византией.

(сл. 4)

Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

(сл. 5) Особенности развития Византии:

В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?

Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:

1) В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной

2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3) В городах существовали торговля и ремесло

4) Император имел возможность содержать армию и флот

5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов

- Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами. Византийская империя устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. (сл. 6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь

(сл. 7 ) Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.

Власть императора .

(выписать полномочия императора)

О главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?

(сл. 8) Император обладал огромной властью:

1. Мог казнить подданных

2. Конфисковать их имущество

3. Смещать и назначать на должность людей.

4. Издавал законы

5. Был высшим судьёй.

6. Руководил армией.

7. Определял внешнюю политику

В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.

(сл. 9) Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

2) Работа с источником

С.58 учебника ПРИЕМ ИНОСТРАННЫХ ПОСЛОВ.

3) рассказ учителя :

(сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан , более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий - византийский император с 1 августа вплоть до своей смерти в 565 году . Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским .

Юстиниан, полководец и реформатор, - один из наиболее выдающихся монархов поздней античности . Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (лат. renovatio imperii ). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи , распавшейся после Великого переселения народов , в том числе Апеннинским полуостровом , юго-восточной частью Пиренейского полуострова и частью Северной Африки . Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права , результатом которого стал новый свод законов - свод Юстиниана (лат. Corpus iuris civilis ). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм , был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии в Константинополе , поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

Известные эпидемии чумы , унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

Последние годы правления Юстиниана прошли достаточно спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

(сл. 16) - Сделаем выводы о правлении Юстиниана :

1) Проводил реформы в духе евангельских заповедей (восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту.

3) пытался примирить разногласия в христианской церкви

4) работа по учебнику

Стр. 57 – 59 – « войны Юстиниана»

Стр. 59 – 60 – « Вторжения славян и арабов

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Борьба с внешними врагами:

Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы, направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000 человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат. Для уничтожения королевства вандалов потребовалось всего 15 тысяч человек. При нападении на государство остготов Велисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей сложности не более 11 тыс. человек. Этого оказалось достаточно для захвата Сицилию , Южной Италии, Неаполя, Рима . Юстиниан посылал ему помощь дважды - первый раз 1600 и потом 4800 солдат. Наконец, сделав усилие, империя снаряжает Нарсеса с 7000 человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000 человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части . Постепенно исчезали легионы и алы , которые сменялись более мелкими пехотными и кавалерийскими отрядами-нумериями (тагмами). Византийские войска были подразделены на отряды- нумерии численностью 200-400 воинов под командованием офицеров- трибунов . В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия .

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу катафрактариев , появившихся под влиянием Персии. Отряды конных лучников- гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию составляли так называемые комитаты . Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии - личная гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были Южная Анатолия и Иллирия . Повысился процент добровольцев . Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В 575 году было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно было расквартировано в арабы и гунны .

Если вооружение армии было превосходным, то её организация и её дух соответствовали армии наёмников. Храбрые в бою, воины наводили ужас в любой местности где появлялись, безразлично - как друзья или как враги. Постоянно, даже накануне битв они отправлялись на грабежи и мародерства . Полководцам приходилось прилагать максимум усилий для сдерживания солдат. По свидетельство Прокопия, «забывая опасность битвы, солдаты думали только о добыче. Без начальников, без всякого порядка, не соблюдая никаких рангов, они шли вперед, не получив лозунга, который обыкновенно давался при таких условиях и без соблюдения правильного строя Носильщики шли смешавшись со солдатами увлекаемые приманкой богатств, которые должны были удовлетворить их алчность». Основным недостатком византийской армии было абсолютное отсутствие дисциплины. Жажда наживы, постоянное пьянство способствовали разложению армии. «Своей храбростью и телесной силой, говорил Велисарий своим солдатам, вы много выше ваших противников, но вы уступаете им только в одном,- в том что вы не умеете повиноваться вашим начальникам.

В 8 веке произошёл перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов и отвоевали у них часть Малой Азии, области Сирии и Закавказье, острова Крит и Кипр.

Постепенно они начали строить там свои владения, создавали отряды из слуг и зависимых людей. Нередко знать поднимала в провинциях мятежи и вела войны против императора.

5. Закрепление изученного материала .

Вопросы на стр. 60

6. Домашнее задание:

Параграф 6,рабочая тетрадь, вопросы к нему.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: « Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.» Средние века

Каковы особенности развития Византии и власти императора; Кто такой Юстиниан и каким было его правление; Вторжении славян и арабов в Византию; С кем вела борьбу Византия Сегодня вы узнаете:

План: Особенности развития Византии. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов. Борьба с внешними врагами.

Особенности развития Византии

Особенности развития Византии Причины многолетнего существования Византии В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной. Между городом и деревней сохранился торговый обмен В городах существовали торговля и ремесло. Император имел возможность содержать армию и флот. Византия могла отбивать натиск внешних врагов

В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Особенности развития Византии

Особенности развития Византии Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.

Власть императора. Император обладал огромной властью: Мог казнить подданных 2. Конфисковать их имущество 3. Смещать и назначать на должность людей. 4. Издавал законы 5. Был высшим судьёй. 6. Руководил армией. 7. Определял внешнюю политику

Император выступал в расшитых золотом и жемчугом шёлковых одеждах, с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке. Власть императора.

Византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским Юстиниан и его реформы. Юстиниан. Мозаика В церкви в Равенне.

Юстиниан получил власть в очень трудное время: от бывших владений осталась малая часть, в церкви начались разногласия, местная знать чинила произвол, крестьяне разбегались, в городах проходили бунты, наметился финансовый кризис. Юстиниан и его реформы. Юстиниан в старости.

« Единое государство, единый закон, единая религия». Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки. Строил храмы и монастыри. Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви. Закрыл школу в Афинах. Создал « Свод гражданского права» Юстиниан и его реформы.

7. Занимался благотворительностью. 8. Снизил налоги. 9. Помогал пострадавшим от землятресения городам. 10. Была создана система имперского гражданства. 11. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод. 12. Смертная казнь отменена не была. Юстиниан и его реформы.

Юстиниан и его реформы. Прокопий Кесарийский « Юстиниан мог « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»

Чума́ (лат. pestis - зараза) - острое природно-очаговое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов,лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. Для справки:

Проводил реформы в духе евангельских заповедей (восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту. 2) пытался восстановить авторитет закона, но так и не смог покончить с злоупотреблениями чиновников. 3) пытался примирить разногласия в христианской церкви Сделаем вывод о правлении Юстиниана:

Вопросы на стр. 60 Подведём итог урока

1. Параграф 6,рабочая тетрадь, вопросы к нему. 2(по желанию) Составить рассказ "Путешествие по Византии VII века" Домашнее задание.