Пике и взлёты Гризодубовой.

27 апреля отметила бы день рождения Валентина Степановна Гризодубова - советская лётчица, участница рекордных перелётов, герой Великой Отечественной войны, одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

Валентина Гризодубова - дочь русского авиаконструктора, изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове в 1909 году. В некоторых исследованиях попадается и другая дата рождения Валентины - 31 января 1910 года, но сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове установлено, что это ошибка.

Отец Валентины - авиатор Степан Гризодубов

Отец не чаял в дочери души и с малолетства видел в ней свою преемницу. Девочке было всего 2,5 года, когда он... посадил ее на самолет. Пристегнутая к отцу ремнями, Валентина совершила свой первый полет на аэроплане. А к 14 годам уже уверенно водила летающие машины и участвовала в слете планеристов в Коктебеле.


Валентина в седле отцовского аэроплана

После окончания средней школы Валентина поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. Но стать учительницей музыки ей было не суждено... Когда в 1928 году в Харькове открыли школу пилотов гражданской авиации Осоавиахима, Валя поступила в неё в первом наборе и через три месяца окончила её, получив звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова в 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
Занималась планёрным спортом. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем - инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.


Такие самолеты приходилось водить Валентине...

В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М.Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.

В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).


Самолет «Родина» и его девичий экипаж

В. С. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королёва, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год).

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году Валентине было присвоено звание полковника.


Благодарственное письмо партизан Валентине

При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий лётных происшествий. В результате конфликта с командующим Валентина была отстранена от командования и едва не попала под трибунал. А полк же Гризодубовой, под командованием её бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский...


Портрет полковника ВВС Гризодубовой

С 1946 года полковник В. С. Гризодубова - в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения) по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.


Валентина с боевыми товарищами

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 ноября 1938 года. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено 6 января 1986 года. Почётный гражданин города Пенза (1965).


Памятник Валентине Гризодубовой

Все участницы перелета были удостоены высшей награды, но именно Гризодубова считается первой женщиной - Героем Советского Союза. На закате жизни ей было присвоено и звание Героя Социалистического Труда. В СССР из женщин только она имела две высочайшие награды страны. А в анналах мировой военной истории так и осталась единственной женщиной - командиром мужского бомбардировочного полка дальнего действия.

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Но послевоенная судьба летчицы практически не известна - Валентина Степановна трудилась на закрытом предприятии, испытывала новейшее электронное оборудование для самолетов. Писать о ней в 70-е начал ее воспитанник, летчик-испытатель Мстислав Листов, живший в доме Гризодубовой. Сегодня он руководит Общественной комиссией по увековечиванию имени легендарной летчицы, работает над книгой. Спецкор «Культуры» встретилась с Мстиславом Степановичем.

культура: Готовитесь к 75-й годовщине перелета?
Листов: 9 октября на Поклонной Горе состоится вечер, посвященный этому событию. Но с книгой я не тороплюсь. Изучаю документы в архивах, перепроверяю факты. И те, что знаю от Валентины Степановны, и уж тем более - «открытые» исследователями. В альманахе «Легенды и мифы отечественной авиации», например, пишут, что все было иначе: и радиостанция не отказывала, и радиограммы шли без перебоя, и карту у Расковой не могло выдуть за борт самолета... Спрашиваю «изыскателя»: «Вы сидели в той кабине?» - «Нет». - «Вы летчик?» - «Нет»... Теперь это модно: «Я не летчик, но про летчиков все знаю».

культура: Долгие годы замалчивался факт гибели тех, кто искал экипаж Гризодубовой...
Листов: А потом борзописцы ринулись смаковать трагедию: триумф Гризодубовой обернулся катастрофой... Но послушайте! Конец сентября - начало октября (поиски продолжались почти десять дней). Молодые женщины на замерзшем озере. В тайге. В районе Комсомольска-на-Амуре. Экипаж «Родины» ищут 50 самолетов от Байкала до Амура. Вопреки запрету из Москвы, туда же отправляются комдив Сорокин на ТБ-3 и летчик Бряндинский на «Дугласе». В результате «Дуглас» врезался в хвост ТБ-3 - 16 человек погибли. В том числе Сорокин и Бряндинский. Ну и при чем тут Гризодубова?

культура: Не писали в советское время и о том, что Марина Раскова носила погоны старшего лейтенанта НКВД.
Листов: Это документально подтверждено. Марина работала в Академии имени Жуковского лаборанткой. Потом стала осваивать штурманское дело. И параллельно - азы службы в «органах».

культура: Гризодубова знала об этом?
Листов: Конечно! Известно, что Валентина Степановна к Берии ходила выручать своих летчиков. И однажды в глаза сказала ему все, что думает. Другого за гораздо меньшую провинность лишили бы жизни. Однажды вдруг начала рассуждать: «Вот думаю, почему все-таки Берия не убрал меня?» Помолчала. «Я много анализировала и пришла к выводу, что в те годы мы с Чкаловым обладали таким авторитетом, что он не решился...» Валентина Степановна всегда была женщиной фактуристой. Не Ассоль, прямо скажем. Но однажды я увидел кинохронику 1963 года - она говорила о Терешковой после ее полета в космос. Всего минута на экране, но какой взгляд! Гипнотический! Думаю, мало кто мог перед ним устоять. «Ого!» - подумал я тогда...

культура: Тем более, она была модницей.
Листов: Еще какой! Мать-модистка шила в Харькове для дворян. А сама Гризодубова частенько высказывалась о нарядах зашедших к ней похвастать обновками женщин. Если считала, что платье даме не идет, говорила, не стесняясь. До последних дней следила за собой. И даже когда принимала людей дома, периодически доставала из ридикюля помаду и зеркальце. У нее был очень красивый контур губ и потрясающие серые глаза. Не глаза - рентген.

культура: Верно ли говорят, что у Гризодубовой дворянское происхождение?
Листов: Брак родителей не был сословным. Ее мама Надежда Андреевна Коморенко - из крестьян, отец Степан Васильевич - из дворян, потомственный почетный гражданин Харькова. В интеллигентной, но небогатой семье была хорошая библиотека и даже два рояля. Один из родственников при встрече приезжавшего в город царя дирижировал оркестром. Отец отлично танцевал. Маме, обладательнице прекрасного голоса, харьковские меценаты предлагали оплатить учебу в Италии. Но она предпочла обшивать крылья построенного мужем самолета. Сама Валентина Степановна была невероятно начитанным человеком, знала немецкий и французский, играла на фортепиано, училась у известных педагогов Харьковской консерватории. Потом уже, в Москве, дружила с Иваном Козловским, очень любила Ирину Архипову...

культура: Из-за чего возникла путаница с днем рождения Гризодубовой?
Листов: Трудно сказать. Виталий Власко (директор музея Гризодубовых в Харькове. - «Культура ») нашел церковную книгу, в которой записано, что Валентина Степановна родилась 13 апреля (по старому стилю) 1909 года. Хотя сама она считала днем рождения 31 декабря 1910-го. Интересен другой факт, обнаруженный Власко, - наличие шести священников в роду знаменитой советской летчицы. Если бы она где-нибудь упомянула об этом, вряд ли стала бы той Гризодубовой, которую мы знаем... Скорее всего, дату рождения «исправили» из-за родословной.

культура: Она-то, конечно, была неверующей?
Листов: Тонкий вопрос. Была... Но в последние годы - возможно, после смерти Валерки (сын Валентины Гризодубовой, страдавший известным русским недугом, умер в 50 лет. - «Культура »), в ней как будто что-то изменилось.

культура: У такой сильной женщины - такие семейные проблемы. У нее ведь и личная жизнь не сложилась...
Листов: Валера - это был ее крест. Была болезнь. Причем наследственная. И, похоже, с мужем Валентина Степановна развелась по той же причине - еще во время войны. А может, потому что он ревновал к ее славе? Не каждый летчик-истребитель сможет хладнокровно относиться к тому, что его жену постоянно приглашают «в Кремль с супругом»... Кстати, Полина Осипенко о приеме в Кремле в 1938 году вспоминала так: «В зал вошли члены правительства и наш Иосиф Виссарионович. Мы с Мариной кинулись к нему. Расцеловали. Валя постеснялась...»

культура: Писали, что в разводе Валентины Степановны виновата мать, которая просто замордовала зятя, Виктора Соколова: мол, моя дочь - Герой Советского Союза, а ты кто? Хотя он тоже командовал полком...
Листов: Я этого не слышал... Есть живописный портрет матери Гризодубовой - настоящая императрица. Многие боялись ее больше, чем Валентину Степановну (после развода Надежда Андреевна жила с дочерью в Москве, Степан Васильевич остался в Харькове. - «Культура »). И она подливала масла в огонь - могла, например, пригрозить, что пожалуется Сталину. Сама Валентина Степановна редко апеллировала к вождю. Разве что при вызволении с Колымы Сергея Королева... Потом его мать писала Гризодубовой: «Не приди я к Вам в тот дождливый день 1939-го года, кто знает, какой бы День космонавтики мы праздновали сегодня!..» Дочь и внучка Королева ездили к Валентине Степановне поклониться. До последних ее дней.

культура: Престижную квартиру в «сталинке» Гризодубовой подарило правительство после знаменитого перелета?
Листов: Да, 104 квадратных метра в профессорском корпусе Академии Жуковского у Ходынки. Плюс «Опель». И 25 тысяч рублей. Кстати, после разговора Гризодубовой со Сталиным то же самое помимо ордена получил конструктор самолета АНТ-37 «Родина» Павел Сухой. В названии самолета фигурируют инициалы Андрея Николаевича Туполева. Но в 1938-м, когда состоялся перелет, корифей отечественного авиапрома уже сидел...

культура: А в 1944-м, когда на стол Сталина легла жалоба на командира 101-го Красносельского авиаполка Гризодубову, та же участь могла постигнуть и ее...
Листов: Недавно в одном из архивов я обнаружил сенсационное письмо Валентины Степановны Иосифу Виссарионовичу. Думаю, никто не мог предположить, что Гризодубова способна на такой крик души. Командир полка, женщина, объясняет, что с ней поступили несправедливо, просит разобраться. А уж Сталину она соврать не могла.

культура: С должности комполка ее, однако, сняли. А после войны уволили и из армии.
Листов: Уволиться пожелала сама. Сразу после войны Главный маршал авиации Новиков предлагал полковнику Гризодубовой возглавить дивизию - она отказалась: «В армию пошла только из-за войны. И ни одного дня после войны меня в армии не будет». И форму носить не любила. Хотя, если бы приняла на себя командование дивизией, сразу стала бы генералом. А она даже пыталась отказаться от пенсии - в 1945-м ей было всего 35 лет. «Мне - пенсию?! Я что, старуха какая-то?» Министр обороны вызвал к себе: «Ты, Валя, не дури! Откуда знаешь, что завтра будет? Приказываю оформить пенсию». Потом, к слову, она ее сильно выручала...

культура: В пресловутые 90-е?
Листов: Не только. В НПО «Вега» Валентина Степановна получала зарплату замдиректора по летным испытаниям, но в кабинете на Кутузовском бывала не часто - ездила на аэродромы, работала дома. Была доплата за Золотую звезду Героя. Плюс военная пенсия. Всех этих денег ей одной хватило бы с лихвой. Но дом Гризодубовой никогда не был пуст. Рекордным оказался день присуждения ей звания Героя Соцтруда - тогда в квартире побывал 141 человек. Десятками приходили и в другие дни. А такого хлебосольства, как у нее, я больше нигде не встречал. Если намечался юбилей или праздник - еще и к Валерию Павловичу отправляла меня с записочкой. Это был ее знакомый кок с подводной лодки. Он работал в ресторане неподалеку и для Валентины Степановны, конечно, готовил отменно. Боже упаси, чтобы человек ушел от нее, не поев или хотя бы не выпив чаю. Ничего не жалела, все выставляла на стол. Кремлевский паек (говорили, семья из трех человек могла питаться им в течение месяца) улетал за неделю. Бывало, спросит вечером: «Пойди посмотри, что у нас в холодильнике». - «Ничего, Валентина Степановна». - «А пенёзы (так она в шутку называла деньги) есть?» Найдет где-нибудь в подкладке НЗ - я бегу в обычный магазин: двести граммов сыра, колбаски... А она достанет из холодильника залежавшийся торт, добавит коньяка или варенья, прокрутит в мясорубке, перемешает, слепит, чем-то посыплет... Вот и весь кремлевский паек. Некоторые, зная, что у Валентины Степановны можно хорошо поесть, без зазрения совести совершали набеги на ее холодильник. А ехали к ней со всей страны. Скольких людей она вызволила из тюрьмы, скольким помогла встать на ноги, поступить в институты, защитить диссертации... Ночью, если раздавался звонок, с палочкой шла открывать дверь. И только когда человек входил, спрашивала: «Кто Вы?» Никого не боялась - ни на земле, ни в воздухе!

культура: Мне казалось, она была жесткой женщиной...
Листов: Очень. Однако никого на три буквы не посылала. И никогда не отключала телефон. Однажды ей предложили переехать в цэковский дом с охраной. Она возмутилась: «Подите вы! Ко мне по сто человек в день приходят - что же, они все анкеты у вас будут заполнять?..» Так и прожила всю жизнь на Ленинградке. В последние годы у нее было лишь два платья. Одно - черное, из звездной ткани «Искорка» - надевала дома, когда приходили важные гости. А на голове всегда был черный ободок - давний подарок Долорес Ибаррури. На приемах Валентина Степановна бывать уже не могла - из-за чрезмерного веса передвигалась с большим трудом. При этом сама садилась за руль, ехала к министрам решать вопросы, и чиновники спускались к ней в машину. На «Волге» гоняла до последних дней. Даже с гипертоническим кризом. И реакция у нее была блестящая! Гаишники шарахались - Боже избавь прицепиться к Гризодубовой, тут же по шапке получишь... Однажды несемся с ней по проспекту. Ночь. Дождь. Она, как всегда, за рулем. И вдруг говорит: «Представляешь, я с трех метров ничего не вижу...»

Умерла Валентина Степановна из-за открывшейся язвы. В больнице, которую не любила. У нее было два железных правила: не позволять делать себе уколы и никогда не ложиться в «кремлевку». «Полы паркетные, врачи анкетные», - говорила она. При этом никого, если приходилось вызывать на дом, не отпускала без конверта с приличной суммой. Знакомый доктор, помогавший ей в последние годы, признался потом, что, если бы в «кремлевке» правильно поставили диагноз, Валентину Степановну можно было спасти. Упустили время...

культура: Вы несколько лет занимаетесь увековечиванием памяти Валентины Гризодубовой - на Новодевичьем кладбище и на Кутузовском проспекте установлены монументы, на доме, где жила, - мемориальная доска, на Поклонной горе - бюст. Ее именем названы улицы в Москве, в Жуковском, в Минске... Но Харьковский музей после пожара никак не восстановят. А в России музея нет вообще.
Листов: Наша комиссия добилась, чтобы одну из московских школ назвали именем Валентины Степановны. Стал оформлять документы, заниматься музеем. Вдруг звонит директор: нас сливают с другой школой и присваивают имя Есенина... Одно скажу: воспитание детей сегодня - самое главное. И учить их надо на примере Гризодубовой. В свое время я предлагал чиновникам сделать квартиру на Ленинградском проспекте, 44, мемориальной - ни понимания, ни поддержки не нашел. Даже эпопея с памятником длилась пять лет - Москва категорически отказывалась его устанавливать. Хотя он был уже отлит и ждал своей участи во дворе здания НПО «Вега» на Кутузовском. Все варианты подходящих площадок отвергались и предлагались альтернативные - один невероятнее другого. Самый удивительный был на улице Лонго, состоящей из четырех домов и упирающуюся в ЛЭП... В конце концов, Гризодубову «бросили» на Кутузовском - на фоне решетчатых окон унылого производственного здания. Ее там просто не видно!

культура: Москве не нужен был памятник Гризодубовой?
Листов: Так как деньги выделялись еще Черномырдиным, из федерального бюджета, готовый монумент по сути, был подарком Москве. А зачем он чиновникам? И, хотя, 3,5-метровый постамент был готов, его срочно заменили на куб в три раза меньше (здесь заинтересованным лицам, очевидно, удалось что-то «состричь»!). Но почувствуйте разницу: фигура летчицы в 3,5 метра должна была возвышаться на роскошном - из полированного токковского гранита - постаменте такой же высоты. Вместо этого появилась стандартная кубышка - метр двадцать. Искажены пропорции, памятник смотрится иначе. Но всем наплевать. Только ветераны войны написали Путину: «Типичное хамское отношение Лужкова к памяти героев Великой Отечественной войны - это установка памятника Гризодубовой на Кутузовском». С Лужкова уже не спросишь. А я теперь бьюсь за монумент в Харькове: страна другая, проблемы - те же. И продолжаю разбирать бумаги Валентины Степановны. Жаль только, что через несколько дней после ее ухода из жизни в квартире не было уже ни орденов, ни наградных листов, ни указов о присвоении званий. У Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой остались две невестки, внук и внучка. Больше добавить нечего...

Надгробный памятник
Мемориальная доска в Москве
Музей в Харькове
Мемориальная доска в Комсомольске-на-Амуре
Памятник в Москве


Гризодубова Валентина Степановна – командир экипажа самолёта АНТ-37 «Родина», первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза;
заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям, единственная женщина, удостоенная двух высших званий (Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда).

Родилась 14 (27) апреля 1909 года в городе Харьков (ныне областной центр Украины) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Украинка.

В 1927 году окончил 2 курса Харьковского технологического института. В 1929 году окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима. В 1930-1934 годах работала планеристом-инструктором и лётчиком-инструктором в Тульской и Московской лётных школах Осоавиахима. В 1934-1939 годах – лётчик агитэскадрильи имени М.Горького на Центральном аэродроме в Москве.

В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.

24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П.Д.Осипенко , штурман – М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6.450 километров).

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль «Золотая Звезда» №104.

С 1939 года – начальник Управления международных воздушных линий СССР. В 1940-1941 годах одновременно училась в Академии ГВФ. В армии с июня 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – апреле 1942 – командир корабля Московской авиагруппы особого назначения ГВФ, в мае 1942 – мае 1944 – командир 101-го транспортного авиационного полка (с июля 1942 года – 101-го авиационного полка дальнего действия). За время войны совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночью) на самолёте Ли-2 на бомбардировку противника, выброску парашютистов в тылу враг, а также для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и к партизанам Украины.

С июля 1946 года полковник В.С.Гризодубова – в запасе. С октября 1946 года – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 – начальник Научно-исследовательского лётно-испытательного центра Министерства радиопромышленности СССР. С октября 1972 года – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям.

За большие заслуги в развитии авиации и в связи с 75-летием со дня рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 года Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Полковник (1943). Награждена 2 орденами Ленина (2.11.1938; 6.01.1986), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (12.03.1943; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (25.12.1936), Красной Звезды (19.12.1937), медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (5.06.1943), другими медалями.

Почётный гражданин города Пенза (1965).

В Москве установлен памятник В.С.Гризодубовой, а на доме, в котором она жила – мемориальная доска. В Комсомольске-на-Амуре на доме, в котором в октябре 1938 года жил экипаж самолёта «Родина», установлена мемориальная доска. Её имя носят улицы в городах Москва, Владивосток, Екатеринбург, Курган, Новосибирск, Омск, Пенза, Ростов-на-Дону, Смоленск, Ставрополь, других городах и посёлках России, а также в Донецк (Украина) и Алматы (Казахстан). В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт Музей истории авиации. Имя В.С.Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознамённому военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года был расформирован).

16 октября на сайте была опубликована статья о Ханне Райч. В комментариях справедливо возник вопрос: «А в СССР были женщины такого масштаба?» Были, и очень много. Одна из них - Валентина Гризодубова, обладавшая в СССР гораздо более значимым статусом, чем Ханна Рейч в Германии. Да и летала Гризодубова и выше, и дальше!


Первый полет - в 2,5 года!

Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове в 1910 году. Ее отец, талантливый самоучка, одержимый страстью к небу, купил в синематографе несколько кадров из фильма о братьях Райт и на их основе начал строить копию аэроплана американцев. Трудно представить, как строились отношения в семье, глава которой все заработанные деньги тратил на постройку «летающей этажерки». Удивительно, но жена всецело поддерживала мужа в его увлечении. В 1912 году третий (!) аппарат, построенный Степаном Гризодубовым, полетел. С самого раннего детства Валя слышала: «мотор», «фюзеляж», «шасси», «консоль». Когда ей было 2,5 года, отец, привязав дочку к себе ремнями, вместе с ней взлетел в воздух на своем аппарате. Так маленькая Валя впервые «коснулась неба».

Летчик Гризодубова

Шло время. Валя Гризодубова окончила школу и училище по классу рояля. Подала документы в Харьковский технологический институт, одновременно в консерваторию - и становится студенткой сразу двух высших заведений. Валентина могла стать инженером, могла стать музыкантом, но она стала пилотом.

В 1928 году в Харькове создается аэроклуб. Вся молодежь столицы Украины стремится попасть в первый набор. Берут лучших из лучших - и только парней. Валентина пробилась на прием к Орджоникидзе и при его содействии добилась зачисления в первую группу. Годичный курс она проходит за три месяца. Как одного из лучших авиаторов ее направляют Тульскую летно-спортивную школу и далее - в Первую пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов. С 1930 года Гризодубова - летчик-инструктор, и уже сама «ставит на крыло» будущих сталинских соколов.

С 1934 года Гризодубова - летчик агитэскадрильи. Под крылом ее самолета проплывают Украина, Белоруссия, Башкирия, Киргизия, Закавказье, Памир, Кабардино-Балкария. Фергана. Вы только представьте себе эффект от появления в заштатном городке, поселке, деревне, ауле (где и паровоза-то не видели!) самолета! Да еще управляемого девушкой! Ну кого тут еще надо агитировать за советскую власть?

Год рекордов

Но Гризодубова стремится не просто летать, а летать быстрее всех, выше всех, дальше всех. В 1937 году она решила, что уже «созрела» для того, чтобы ставить рекорды. Пересаживаясь на различные типы самолетов, она в течение одного 1937 года ставит 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полета, намного перекрывая предыдущие. (Перелет Москва - Актюбинск: 1443 км по прямой, предыдущий рекорд - 800 км.) Но главный рекорд еще впереди.

Весной 1938 года отважная французская летчица Дюпейрон без посадки пролетела 4360 км. Услышав об этом рекорде, Гризодубова решила: «Побью!»

Легендарный перелет

24 сентября 1938 года со Щелковского аэродрома взлетел двухмоторный АНТ-37 с гордым именем «Родина». Командир экипажа - Гризодубова, второй пилот - Осипенко, штурман - Раскова. Конечный пункт - Дальний Восток, Хабаровск. Цель - установление мирового рекорда дальности беспосадочного перелета.

Первые 10 часов прошли без происшествий. Над Сибирью самолет попал в зону сплошных облаков, начал обледеневать. Температура в АНТе, не имевшем отопления, упала до -35 градусов. Покрывшаяся льдом и сосульками радиостанция вышла из строя. Самолет оглох и ослеп. Экипаж вел машину по солнцу и звездам. Через 22 часа полета летчицы увидели берег Охотского моря. Гризодубова развернула самолет и взяла курс на Комсомольск-на-Амуре, до которого было еще 5 часов лета. Но уже через 4 тревожно замигала красная лампочка, сигнализируя, что топлива осталось на 30 минут. Ясно, что садиться придется в тайге, «на брюхо». Валентина приказывает Расковой покинуть самолет: кабина штурмана находится в носовой части, которая примет на себя первый и самый сильный удар при посадке. Раскова выбросилась с парашютом. (Только через 10 дней блуждания по тайге, 5 октября она выйдет к месту посадки самолета.) Вопреки опасениям, Гризодубова умудрилась мастерски посадить самолет на высохшее болото, только чуть погнув лопасти винтов. (Впоследствии АНТ эвакуировали, и он еще несколько лет летал на внутренних авиалиниях.)

Как только истекло расчетное время полета, летчиц начали искать. Искали самолет от Читы до Сахалина, и нашли только 3 октября, а 27-го Гризодубова, Осипенко и Раскова были в Москве. За 26 часов и 29 минут ведомый женским экипажем АНТ пролетел 6450 км (5947 по прямой), перекрыв рекорд француженки более чем на 1500 км. 2 ноября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами - Героями Советского Союза. Валентине вручили Золотую Звезду под №104.

Командир авиаполка Гризодубова

Рапорт с просьбой направить ее на фронт начальник Управления международных авиалиний ГВФ В. С. Гризодубова подала 22 июня. Но попала на фронт Валентина только в апреле 1942 года. Огромные людские и материальные потери заставляли изыскивать любые средства для борьбы с врагом. В начале 1942 года командование ВВС приняло решение переоборудовать и использовать в качестве бомбардировщика дальней авиации пассажирский самолет ПС-81. Был сформирован 101-й авиаполк, командир - подполковник Гризодубова, личный состав - из летчиков гражданской авиации.

Когда гражданские пилоты увидели Ли-2 (переоборудованный ПС-81), среди них пошли тревожные разговоры: «ПС-81 - отличный гражданский самолет, но подходит ли он для военного использования? Сможет ли он подняться с грузом бомб на недосягаемую для орудий ПВО высоту, совершить противозенитный маневр, уйти от истребителя? Не станут ли летчики и Ли-2 легкой добычей для врага?» Валентина собрала пилотов и предложила высказываться начистоту. Когда закончил последний, на нее устремились десятки глаз: какие контраргументы найдет командир полка? Что она могла сказать? Повторить, что идет война? Что Родина в беде? Что других самолетов все равно не будет? «Я полечу первая », - сказала Гризодубова.

Вместе с тем Валентина понимала, что личного примера мало. Совместно с другими летчиками разрабатывается особая воздушная тактика пересечения линии фронта, бомбометания, ухода от огня зенитной артиллерии, ведения боя с преследующим бомбардировщик истребителем. Не безудержная смелость, чреватая потерями, а точный расчет должен лежать в основе действий летчиков полка.

Партизанская медаль

В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Начались бесчисленные ночные полеты вглубь захваченной немцами территории. Туда - , взрывчатка, инструкторы-подрывники, обратно - раненые, дети и бесчисленные просьбы прилетать как можно чаще. Что такое для партизан прилет самолета с Большой земли? Это не только материальная поддержка, это символ единения с Родиной. За десятки километров приходили люди, чтобы только увидеть советский самолет. Не случайно партизанские командиры просят доставлять журналы, газеты, листовки.

Благодарность Гризодубовой неоднократно высказывали Ковпак, Федоров, Сабуров. По ходатайству партизан командир 101-го авиаполка Гризодубова была награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». Следует отметить, что Валентина была «летающим» комполка: на ее счету более 200 боевых вылетов (из них 132 - ночные) на бомбардировку и в партизанские края. И свою партизанскую медаль Гризодубова получала не в штабе, а в лесу, на партизанской базе под Житомиром из рук Сабурова.

Гитлеровцам было известно имя Гризодубовой. Зная, что она часто вылетает на боевые задания, они назначили награду за ее голову, надеясь, что какой-нибудь ас люфтваффе или нелепый случай подстерегут «грозную фрау». Но небеса хранили Валентину, она продолжала летать.

Закрытый НИИ-17

В мае 1945 полковник Гризодубова уволилась из армии, заявив, что с окончанием войны окончилась и ее военная служба. С 1946 года ее имя уходит в тень. Мало кто знал, что прославленная летчица, командир авиаполка, стала заместителем закрытого НИИ-17, разрабатывающего радиолокационное оборудование. С 1963 года она - начальник летно-испытательного центра института, с 1972 года - зам. начальника НИИ приборостроения по летной части. Имя Гризодубовой становится «закрытым», и только Золотая Звезда Героя Социалистического Труда (1986 год) дает нам робкий намек на ее вклад в создание радиолокационных комплексов авиационного и наземного базирования.

Защитница угнетенных

Наверное, некоторые зададутся вопросом: «А как же уживалась Валентина Гризодубова со страшным сталинским режимом?» Нет, она не была бездумным винтиком государственного механизма, многое видела, многое знала и не стремилась от всего этого оградиться. Будучи депутатом Верховного Совета первого созыва (1937 - 1946), Гризодубова неоднократно использовала свое имя, чтобы помочь попавшим под каток репрессий. Ее помощница Виноградова просто обмирала от страха, отправляя в разные инстанции письма и запросы, подписанные Гризодубовой: «Валентина Степановна! Ведь арестуют!»

Неоднократно Валентина обращалась за помощью к Буденному, Ворошилову, Молотову. Ходила в высокие инстанции, вызывая своими просьбами-требованиями ужас у отдельных чиновников: «Вам-то хорошо! Вы - известная личность, Вас не тронут, а мне-то каково?» Но мы знаем, что ни высокое звание Героя Советского Союза, ни известное имя не были «охранной грамотой». Когда арестовали летчика ее полка, Гризодубова явилась к Берии и заявила: «Пока не увижу в окно, как он садится в мою машину - из кабинета не выйду!» Узнав, что вывезенных от партизан сбитых летчиков допрашивают, заявила грозному наркому: «Если хоть одного арестуют - лично отвезу всех обратно к партизанам!»

Конечно, возможности ее были не безграничны, но это она совместно с другим летчиком-героем Громовым вытащили Королева из лагеря и перевели его в «шарашку» к Туполеву. Да, это была не свобода, но это была спасенная жизнь и возможность работать. Только с 1948 по 1951 год она приняла участие в судьбе 4767 человек. Может, именно поэтому и была она депутатом только один срок - слишком много беспокойства доставляла.

Человек с большой буквы

Гризодубова дожила до перестроечных лет и увидела развал державы, которой так долго и верно служила. Она порывалась подать голос в защиту великой страны, но радио, ТВ, страницы центральных газет были для нее закрыты: мнение знаменитой летчицы, гордости СССР о Горбачеве, Ельцине явно не соответствовало демократическим канонам. Гризодубова никогда не отзывалась плохо о Сталине, но очень не любила Берию.

Умерла Валентина Степановна 28.04.1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище. Если судьба занесет вас на Новодевичье - постойте несколько минут у ее могилы, отдайте должное отважной летчице, боевому офицеру - Человеку с большой буквы.

Родилась 31 января 1910 года в городе Харькове (Украина), в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. В 1929 году окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком - инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934 - 1935 годах была лётчиком агитэскадрильи имени Максима Горького на Центральном аэродроме в Москве. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.

24 - 25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте “Родина” совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта.

2 ноября 1938 года за выполнение этого перелёта, проявленные при этом мужество и героизм, удостоена звания Героя Советского Союза.

С 1939 года была Начальником Управления международных воздушных линий СССР.

Участница Великой Отечественной войны с 1941 года, была командиром корабля Московской авиагруппы особого назначения. С Марта 1942 года командовала 101-м полком транспортной авиации, самолёты которого летали в тыл к партизанам. С осени 1943 года командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком, лётчики которого участвовали в Белорусской операции 1944 года, бомбили войска противника в районах Бобруйска, Оболи, Рогачёва, Полоцка, Борисова, Орщи, Лиды. Полковник В. С. Гризодубова лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе, 132 - ночью) .

С 1946 года Гвардии полковник В. С. Гризодубова - в запасе. С 1946 года была заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963 - 1972 годах была начальником Лётно - Испытательного центра НИИ. С 1972 года - заместитель начальника Московского НИИ приборостроения по лётной части.

6 января 1986 года за большие заслуги в развитии авиации удостоена звания Героя Социалистического Труда.

Награждена орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 - 1946 годах. Почётный гражданин города Пенза.

Валентина Степановна Гризодубова - незаурядная лётчица, первая из женщин удостоенных звания Героя Советского Союза, да к тому же с таким лётным стажем, которым вряд ли, кроме неё, может кто - нибудь похвастать. В самом деле, мало кто поднимался на аэроплане в 2-летнем возрасте! Правда, теперь пассажирами бывают и грудные дети, иное дело в 1913 году, когда человек только овладевал воздушным океаном.

Она родилась на Украине, в городе Харькове, в семье известного авиационного конструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Официальная дата рождения В. С. Гризодубовой - 31 января 1910 года. Точная дата - 27 апреля 1909 года по старому стилю, обнаружена директором музея Гризодубовых в Харькове В. Е. Власко.

Отец Валентины Степановна - увидел в кино полёты братьев Райт и задумал сам создать летательный аппарат, хотя и не имел для этого ни достаточных знаний, ни средств. Он уговорил киномеханика отдать ему несколько кадров, на которых был показан аэроплан, сделал с них отпечатки и начал строить по ним самолёт. Он работал в одиночку, без всякой поддержки. Единственной его помошницей была жена.

В квартире Гризодубова почти по было мебели. Семья во всём себе отказывала. Весь заработок Степана Васильевича, всё, что добывала шитьём жена, - шло на приобретение материалов для аэроплана. С трудом достали денег на покупку велосипедных колёс для уже готовой машины. Харьковский губернатор, узнав о затее Гризодубова, презрительно сказал: “Ну и дела. Нищий, а лезет в небо!..”

И всё же аэроплан был построен, и в 1913 году конструктор - самоучка стал летать на нём над Харьковским ипподромом. Там были царские конюшни, и на Гризодубова поступила жалоба: шум мотора пугает коней. Полёты продолжались недолго - всего 1,5 - 2,0 минуты.

Как - то раз мать Вали ушла по делу, ребёнка не на кого было оставить. Отец, собиравшийся ещё раз проверить свою машину, не долго думая, привязал 2-летнюю дочку себе за спину и полетел.

В семье Гризодубовых сохранилась старая фотография, на которой видна крохотная девочка, бесстрашно сидящая на перекладине хрупкого аэроплана.

Мудрёные слова “шасси”, “фюзеляж”, “мотор” звучали для девочки также привычно, как “хлеб”, “вода”, “молоко”. С детства Валя слышала восторженные рассказы отца о первой русской лётчице Лидии Зверевой.

Лидии Виссарионовне Зверевой, когда она была ещё гимназисткой, удалось тайком от родителей подняться на воздушном шаре. С этого началось серьёзное увлечение авиацией. Она постоянно присутствовала на публичных полётах, познакомилась с первыми русскими лётчиками и мотористами. Отважная девушка добилась зачисление в лётную школу и в 1911 году получила звание пилота. Зверева пыталась привлечь женщин в авиацию и хлопотала, правда, без успеха, об открытии специальной школы для девушек.

Гризодубова стремилась во всём подражать Зверевой. Она тоже решила стать лётчицей. В 1929 году она окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала лётчиком - инструктором в Тульской авиационной школе, обучая других искусству пилотировании. В 1934 - 1935 годах - служба в агитационной эскадрилье имени Максима Горького на Центральном аэродроме в Москве. Она совершала агитационные перелёты по городам и селам Украины, Белоруссии, Башкирии, Киргизии, Закавказья. И часто в далёком селении, где никогда ещё не видели самолёта, жители дивились не только прилёту стальной птицы, но ещё и тому, что ею управляет женщина. И кто знает, может быть, речи лётчика - агитатора Гризодубовой, её смелый пример зажгли во многих слушавших её девушках стремление пойти учиться в авиашколы.

Работа в агитэскадрилье, полёты почти по всему Советскому Союзу были по душе Гризодубовой: она очень любила путешествовать. География - любимый предмет в школе - становилась для неё теперь живой и ощутимой.

Она много читала о путешествиях, унаследовав любовь к познанию земли от отца. Когда Гризодубова училась в школе лётчиков, отец её жил в Харькове. Они никуда не выезжали из города, но тем не менее “путешествовали” по всему земному шару. Отец присылал отчёт о своих “поездках” по Америке, и дочь в ответном письме делилась своими впечатлениями о “путешествии” по Австралии.

“Путешествовать” юной лётчице было нелегко: не хватало знаний. И она упорно рылась в книгах, знакомясь с жизнью народов тех стран, которые она “посещала”. Так “объехала” она вместе с отцом весь земной шар, пересекла оба полюса и экватор. Эти “путешествия” очень помогли ей потом, во время настоящих путешествий по стране.

С самого начала работы в авиации лётчица стала готовить себя к дальним перелётам, к завоеванию женских международных рекордов. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 Валентина Гризодубова установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.

В октябре 1937 года она поднялась на небольшом спортивном самолёте. За полчаса она прошла 100 километров со скоростью 218 километров в час. Рекорд американской лётчицы Аннеты Джинсон, развившей на одноместном спортивном самолёте скорость около 199 километров, был побит.

А через 2 дня Гризодубова побила рекорд другой американки - Моури. На двухместном спортивном гидроплане Гризодубова со своим бортмехаником Катей Слобоженко поднялась с Москвы - реки и пролетела 100 километров со скоростью 200 км/час (рекорд американки на самолёте такого же класса равнялся 127 км/час). Через полчаса неутомимая Гризодубова опять поднялась, на этот раз на одноместном гидросамолёте. Теперь уж “не повезло” другой американской рекордсменке - Маргарите Тэннер, пролетевшей 100 километров со скоростью 167 км/час. Советская лётчица прошла такое расстояние со скоростью 190 км/час.

Так, можно сказать, в один присест, Валентина Гризодубова завоевала для своей Отчизны сразу 3 женских авиационных рекорда.

Вскоре её полет со штурманом Мариной Расковой по маршруту Москва - Актюбинск дал стране и 4-й рекорд. За 7 часов 23 минуты лётчицы на спортивном самолёте прошли по прямой 1444 километра, почти в 2 раза превысив международный женский рекорд.

24 - 25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37бис “Родина” (второй пилот - П. Д. Осипенко, штурман - М. М. Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут было покрыто расстояние в 6450 км).

2 ноября 1938 года за выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и отвагу, Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль “Золотая Звезда” № 104.

В 1939 - 1941 годах Депутат Верховного Совета СССР В. С. Гризодубова занимала должность начальника Управления международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота.

…Началась Великая Отечественная война. Валентина Гризодубова в первый же день подала рапорт об откомандировании её на фронт. Но ей отказали. У командующего ВВС были другие планы.

В марте 1942 года она была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Часть была сформирована из пилотов, механиков, инженеров и радистов Гражданского Воздушного Флота. Они имели большой опыт полётов на внутренних и международных трассах, хорошо знали технику, но никогда не изучали тактику воздушного боя. На вооружение полка прибыли пассажирские самолёты DC-3 (Ли-2).

В связи с острой нехваткой бомбардировочной авиации в начальный период войны, транспортные самолёты, состоящие на вооружении 101-го полка, срочно переоборудовали. Острая нужда в бомбардировщиках заставила применять Ли-2 для выполнения боевых заданий. Они поднимали по 4 авиабомбы ФАБ-250. Прицел, вернее, визир, установленный на правом борту корабля, был очень неудобен для прицеливания. При работе с ним штурман испытывал немалые трудности. Естественно, и меткость бомбометания с самолётов Ли-2 была слабее, чем с боевых кораблей Ил-4, ТБ-3, Пе-8 и Ер-2. Но что делать, приходилось мириться с этим. Транспортные самолёты Ли-2, переоборудованные под бомбардировщики, всё же увеличивали наш боевой состав. При хорошей видимости цели натренированные штурманы успешно выполняли бомбардировочные задачи.

Около месяца готовились экипажи к полётам на бомбардировку войск и военных объектов противника.

Вскоре полк приступил к выполнению боевых заданий. Лётчики сбрасывали десанты в тыл врага, обрушивали осколочные и зажигательные бомбы на голову противника в районе Курска, Орла, Льгова. Они бомбили коммуникации фашистов, их оборонительные сооружения, скопления войск и техники, разрушали мосты, станции, склады, базы, железнодорожное полотно.

В конце 1942 года полк был передан в расположение Центрального штаба партизанского движения. Каждую ночь, в любую погоду самолёты пересекали линию фронта и доставляли партизанским отрядам, действовавшим на Украине, в белорусских и брянских лесах, вооружение, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. На обратном пути они вывозили на “Большую землю” раненых, женщин, детей.

Около 2000 тонн патронов и снарядов, различного оружия и взрывчатки доставили народным мстителям лётчики полка, проводя свои самолёты сквозь огневые заслоны вражеских зениток, преодолевая ночную тьму, в любых погодных условиях…

Бывший начальник штаба полка, которым командовала В. С. Гризодубова, А. Верхозин в своих воспоминаниях пишет: “Много сил и энергии вложила эта женщина в боевую работу полка. Были у неё и волнения, часы нелёгких раздумий. Немало трудностей отпустила ей жизнь: очень сложно отвечать за людей, воспитывать их, вести в бой. Но подлинное счастье испытывала Валентина Степановна, когда видела, как стойко и самоотверженно бились с фашистами экипажи её прославленного в боях авиационного полка”.

Полковник В. С. Гризодубова не только умело руководила полком, который в ходе войны был удостоен звания Гвардейского, но и сама участвовала в боевых операциях: водила самолёты бомбить скопление вражеских войск в районе Курска, часто летала к партизанам. Пример командира полка, старшего офицера вдохновлял каждого пилота.

Как-то Гризодубовой и её подчинённым предстояло сбросить контейнеры с горючим нашим частям, попавшим в окружение. Один самолёт вёл Михаил Сахаров, тот самый лётчик, который в 1938 году первый нашёл “Родину” и сбросил вымпел с запиской. Когда под сильным обстрелом они летели над территорией, занятой врагами, Гризодубова увидела, как был сбит и упал на землю самолёт Сахарова… Только после окончания войны выяснилось, что Сахаров попал в плен и выжил. Гризодубова разыскала его и добилась его возвращения в авиацию.

Чуткое и сердечное отношение к людям ценили в своём командире лётчики 101-го полка. Сотня мужчин, которыми командовала Гризодубова, немного побаивались её и уважали.

Самолёт с Большой земли всегда был радостным событием в тревожной, полной лишений и опасностей жизни партизан. И Гризодубова слышала много благодарностей от таких прославленных партизанских вожаков, как Ковпак, Фёдоров… Среди её многих наград есть и медаль “Партизану Отечественной войны” 1-й степени.

С октября 1943 года Валентина Степановна командовала 31-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком АДД (авиация дальнего действия). Всего лично совершила более 200 боевых вылетов (в том числе 132 - ночных) на бомбардировку и доставку за линию фронта боеприпасов и военных грузов.

После войны Валентина Степановна была направлена на работу в авиационную промышленность, где она успешно трудилась почти 30 лет. “Весь жизненный путь славной лётчицы, - писал М. М. Громов, - можно обозначить одним коротким, но выразительным словом - подвиг. Гризодубова уверенно держит в своих руках штурвал. Полёт продолжается”.

После выхода в запас в 1946 году, В. С. Гризодубова была назначена заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого радиолокационного оборудования. В 1963 - 1972 годах была начальником Лётно - Испытательного центра НИИ. С 1972 года - заместитель начальника Московского НИИ приборостроения по лётной части. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. За многолетний доблестный труд, 6 Января 1986 года ей присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

Валентина Степановна часто навещала родной Харьков, с которым у неё связаны дорогие сердцу воспоминания. Харьковчане с большой теплотой встречали свою славную землячку.

В сентябре 1973 года, когда отмечалось 35-летие легендарного беспосадочного перелёта на самолёте “Родина” по маршруту Москва - Дальний Восток, на севере Хабаровского края, у сопки Окоча, недалеко от реки Амгунь, установлен обелиск в честь славного экипажа - гранитное крыло, устремлённое в небо. Он всегда будет напоминать людям о подвиге 3-х героических советских женщин.

Последние годы жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок 11). В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Героине, а на доме, в котором она жила - мемориальная доска. В 1972 году в Харькове, в квартире Гризодубовых, был открыт музей истории авиации. Её имя носил 103-й Гвардейский Красносельский Краснознамённый военно - транспортный авиационный полк и самолёт Ил-76МД в Смоленске. Имя Героини носят улицы во многих городах России, а также на Украине и Казахстане.

Командир полка.

Если бы мне, рядовому штурману, кто-нибудь сказал, что я стану начальником штаба авиационного полка, которым командует женщина, то я бы принял это за шутку и тут же забыл о ней. Но в предписании значилось: “…В полк Гризодубовой. Должность: начальник штаба”. Как тут не поверишь! Итак, полком командует женщина. А личный состав? Из кого будет состоять полк: из мужчин или женщин?

Генерал, к которому я обратился с этим вопросом, улыбнулся и сказал:

В полку будет только одна женщина, остальные - мужчины.

Если бы Гризодубова формировала женский авиационный полк, как это делала Марина Раскова, было бы всё ясно. Но тут командир - женщина, а подчинённые - мужчины. Разгорелось тогда у меня любопытство: что же это за женщина, которой доверяется командовать боевым полком?

На аэродроме, где формировался авиационный полк, я никого не застал. Валентина Степановна находилась в Москве по каким-то чрезвычайным делам. Да и рядовые лётчики ещё не прибывали. Их ждали в конце недели. В моём распоряжении оказалось несколько относительно свободных дней. Пошёл в библиотеку, взял книжки о лётчицах. Разумеется, интересовала Гризодубова - мой новый командир. Передо мной раскрывалась интересная и содержательная биография. Валентина Степановна - дочь одного из русских авиационных конструкторов, Гризодубова Степана Васильевича. В 1910 году, в год рождения дочери, он на свои средства построил самолёт и мотор собственной конструкции. Помощи ждать было неоткуда. Царские чиновники упорно не замечали способного конструктора - самоучку, вышедшего из народа.

Признание пришло лишь после Великой Октябрьской революции. Степан Васильевич получил материальную поддержку Советского правительства, ему были созданы условия для творческой работы. Дочь унаследовала от отца большую любовь к лётному делу; когда подросла, стала учиться на лётчицу. И вот пришло время, когда о Гризодубовой узнали во всех странах земного шара. В 1938 году она вписала в таблицу авиационных рекордов 5 мировых достижений. В том же году 24 - 25 сентября советскими лётчицами был совершён беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток на самолёте “Родина”. Командиром корабля была Валентина Гризодубова. В состав экипажа входили Полина Осипенко и Марина Раскова. Их самолёт пролетел по прямой 5947 километров, пробыв в воздухе 26 часов 29 минут.

Лётчицы установили международный рекорд дальности беспосадочного полёта для женщин, который до сих пор не превзойдён. За мужество и высокое мастерство, проявленные в рекордном полёте, Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза.

Постепенно из прочитанных книг сложился образ Гризодубовой. Смелая и умелая лётчица. Влюблена в авиацию. Летает на самолётах многих типов. Несомненно, волевая. Не теряется в трудной обстановке. Будучи перед войной начальником международных авиационных линий Гражданского Воздушного Флота СССР, проявила незаурядные организаторские способности.

Многие прибывшие в полк лётчики, оказывается, знали Валентину Степановну по прежней работе. И их мнения часто расходились. Кто-то считал её чрезмерно строгой. А другой говорил:

Заботливая очень.

Рисковая! - добавлял третий.

Душа-человек! - отзывались иные.

И только потом я понял, что никаких противоречий в мнениях лётчиков о Гризодубовой не было. Да, она умела, когда это требовалось, быть неумолимо строгой. Да, в боевой работе, как командир, когда необходимо, шла на обоснованный риск. При всем этом всегда проявляла сердечность и заботу о подчинённых, являлась подлинным организатором всей сложной жизни авиационного полка. Ни одно малое или большое событие не проходило мимо неё. Особое внимание она уделяла людям, пристально изучала их. Технику пилотирования командиров экипажей в период формирования полка проверяла сама. Оно и понятно.

101-й авиационный полк, сформированный из опытных лётчиков Гражданского Воздушного Флота, готовился к боевой работе. И командир полка должна была убедиться в мастерстве лётчиков, штурманов, всех членов экипажа. С этой целью Валентина Степановна часто поднималась в воздух с подчинёнными. Она придирчиво контролировала, как лётчики выполняют взлёт, посадку, как действуют экипажи на маршруте, боевом курсе, над полигоном.

Если выявляла пробелы, то немедленно требовала устранить их и больше не допускать в полёте. Так, один из экипажей опоздал на 2 минуты с бомбометанием, а второй в облаках допустил временную потерю ориентировки. Оба эти случая стали предметом особого разбора со всем личным составом полка. На состоявшемся тогда партийном собрании Валентина Степановна сказала, что личный пример коммунистов считает главным методом воспитания лётного и технического состава. В тот вечер после собрания много говорили о том, как надо выполнять боевые задания. И командир 1-й эскадрильи майор Иванов сказал:

Кажется, Гризодубова не собирается смотреть на боевые полёты и воздушный бой из кабинета!

Тяжёлая обстановка, сложившаяся на фронтах в первый период войны, потребовала мобилизации всех средств и возможностей для борьбы с фашистскими захватчиками. Тогда-то встал вопрос об использовании в качестве бомбардировщика многоместного почтово - пассажирского самолета ПС-84, получившего в дальнейшем название Ли-2. Лётчики Гражданского Воздушного Флота отзывались о нём хорошо, но, когда встал вопрос о боевых полётах на этой машине, у некоторых настроение изменилось. Они говорили, что Ли-2 с бомбами под фюзеляжем не сможет набрать необходимую высоту и производить противозенитный маневр, что бой с истребителями на нём фактически вести невозможно. В числе неверивших были даже опытные лётчики.

Я полечу в бой первая! - сказала тогда Гризодубова.

Для этого ответственного боевого вылета она подобрала группу коммунистов, в которую вошли Герой Советского Союза Масленников - известный полярный лётчик, мастер пилотажа Гришаков, отважный пилот Васильченко. И вот первое боевое крещение. Тяжело гружённые машины рулят на старт, взлетают, ложатся на курс. Впереди - Гризодубова. Группе поручено бомбардировать скопление фашистов в районе станции Щигры и нанести им возможно больший урон. Одновременно на экипажи возложено задание вести воздушную разведку.

К объекту бомбометания группа подошла внезапно. Ранее на эту цель советские бомбардировщики полетов не совершали, а потому немцы даже не ожидали удара с воздуха. Они опомнились только тогда, когда на железнодорожный узел посыпались фугасные бомбы. Ударили автоматические зенитки. Шапки разрывов появились ниже и выше самолётов, но было поздно: Гризодубова уже увела свою группу на безопасное расстояние. Огонь противника не причинил вреда, зато в стане фашистов бушевали пожары и поднялась настоящая паника.

На обратном пути группу Гризодубовой подстерегали 3 истребителя Ме-109. Но, встретив дружный и меткий огонь советских стрелков, фашистские пилоты не захотели рисковать и улетели искать более лёгкую добычу. Наша группа в полном составе возвратилась на свой аэродром. С тех пор разговоры о непригодности самолёта Ли-2 как бомбардировщика прекратились. Это была, несомненно, большая победа лётчиков полка во главе с командиром.

Во второй половине июня 1942 года немецкие войска прорвали оборону войск Брянского и Юго - Западного фронтов, стали развивать наступление на Воронеж. Авиационный полк под командованием Гризодубовой почти каждую ночь бомбил скопления фашистских войск и их боевой техники. Особенно часто вылеты производились по резервам противника южнее Курска. Противник встречал наши самолёты плотным огнём зенитных орудий и атаками своих истребителей. Наш полк нёс потери, но ещё больший урон наносили врагу мы.

Подполковник Гризодубова, как и прежде, летала ведущей, наравне с другими. Её не раз предупреждал командир дивизии Иван Васильевич Филиппов. Он говорил:

Осторожно, товарищ Гризодубова. Вас могут фашисты сбить, и я буду чувствовать себя виноватым, что не уберёг такого командира полка.

Валентина Степановна, однако, продолжала летать. Но, испытав сполна на себе все трудности сложных боевых полетов на Ли-2, она с особой силой ощущала, что выполнять задание без предварительной подготовки нельзя. И готовилась к каждому боевому полёту. По примеру командира тщательно тренировались и другие экипажи. Обязательно намечались 2 - 3 варианта полёта. Экипажи изучали задание, отрабатывали вопросы взаимодействия на борту корабля, чтобы в деталях представлять себе, что и кому предстоит делать на различных этапах полёта.

Командир полка сама проводила разборы и розыгрыши полётов. Объясняла толково, учитывая опыт предыдущего полёта, и обязательно старалась убедиться, что её правильно поняли. Сказывался в этом характер Гризодубовой - любое дело делать с душой, полностью отдаваться работе, службе.

Как-то разведка донесла, что фашисты готовятся к наступлению.

Значит, будет перегруппировка войск, - сказала Гризодубова, - надо готовиться к налётам на железнодорожные узлы, мосты! И совершенно ясно, что зенитный огонь противника там будет ожесточённый!

Так и получилось. Через 3 дня нам отдали такой приказ. На предварительной подготовке к полету Гризодубова сказала экипажам:

Вылетаю первой. Для обозначения цели зажгу её. Сделаю два захода. В первом сброшу зажигательные, во втором - фугасные бомбы. Вам следует бомбить с одного захода серийно всеми бомбами (четыре по 250 кг).

Потом штурман Николай Николаевич Покачалов, летавший в этом ночном полёте в экипаже Гризодубовой, рассказывал, как проходил боевой вылет. Ещё на маршруте их атаковал фашистский истребитель. Валентина Степановна уходила маневром, а стрелки, зорко осматривавшие воздушное пространство, открыли огонь. Истребитель отвалил. Валентина Степановна тем временем использовала встретившуюся облачность, вошла в неё и продолжала идти к цели. Над целью самолёт командира был схвачен 12 прожекторами. Свет их слепил глаза. Приказав задернуть шторки на стёклах кабины, пилотируя самолёт по приборам, Гризодубова шла на боевом курсе, не обращая внимания на разрывы зенитных снарядов. Несмотря на ожесточённое сопротивление противника, Валентина Степановна сделала 2 захода. От наших бомб возник крупный пожар - горели боеприпасы. Экипажи остальных самолётов, летевшие за своим командиром, бомбили уже горевшую и хорошо заметную цель.

За ужином авиаторы шумно делились своими впечатлениями. Бомбили успешно. Настроение было приподнятое. Кто-то открыл крышку стоящего в столовой рояля. Все знали, что Валентина Степановна мечтала стать не только лётчицей, но и пианисткой. И вот начался импровизированный концерт. Торжественно звучали этюды Шопена, прелюдия Рахманинова, потом полились задушевные народные песни. Пели лётчики Александр Сергеевич Кузнецов, Алексей Парфенович Буланов, полковой врач Иван Яковлевич Безденежный.

А назавтра - снова в бой. 8 и 14 июля 1942 года лётчики полка во главе со своим командиром нанесли сильные бомбовые удары по технике и живой силе противника в районе железнодорожной станции Льгов.

В конце июля того же года Гризодубова во главе 30 самолётов летала бомбить скопление вражеских эшелонов на железнодорожной станции Орёл - Товарная. Эту цель фашисты обороняли, как важный фронтовой объект, мощными средствами противовоздушной обороны. Но Гризодубова вывела свой самолёт точно, и штурман Покачалов сбросил тяжёлые фугасные бомбы на воинские эшелоны. На станции возникло 5 пожаров. По примеру своего командира лётчик Гришаков со штурманом Юрчаковым прямым попаданием взорвали ещё один эшелон с боеприпасами. Результат этого боевого полёта был сфотографирован лётчиком Лунцом и штурманом Каспаровым.

Не менее успешный налёт был совершён на переправу противника на реке Дон. Командир полка, несмотря на сильный зенитный огонь врага, снизилась и прямым попаданием бомб разрушила переправу, по которой двигалась армия Паулюса к Волге.

Гризодубова летала на боевые задания не только в качестве командира корабля, но и для проверки своих экипажей. Для этого она занимала в самолёте место второго пилота и строго контролировала, как экипаж действует на различных этапах полета, на боевом курсе, в момент бомбометания. Особое внимание обращала на взаимодействие членов экипажа в воздухе. Были случаи, когда самолёт, на котором находилась Валентина Степановна, возвращался из такого полёта с большим количеством осколочных пробоин в плоскостях и фюзеляже. В других случаях она летала как контролёр выполнения бомбардировочного удара своего полка и всей дивизии. Отбомбившись, ходила вокруг цели, пока не выполнят задачу все самолёты, и лично фиксировала успешность их бомбометания.

Тот, кто недостаточно хорошо знал Гризодубову, мог подумать, что она часто идёт на риск. Но на самом деле Валентина Степановна учитывала все тактические факторы боя, все минусы обороны фашистов, быстро находила уязвимые места и умело пользовалась своим превосходством. Риск, конечно, при этом был. Но без него же и нельзя воевать! В любом случае чувство долга, воля, отвага, мужество брали верх над другими качествами человека.

Однажды лётчики её полка после успешного боевого вылета произвели посадку. Валентина Степановна направилась с рапортом к командиру дивизии полковнику Филиппову.

Боевое задание полк выполнил. Цель разрушена. Бомбы пришлось бросать с малой высоты, - доложила она полковнику.

Присутствовавший на старте командир соседнего полка усомнился:

Разве можно бомбить с таких малых высот? Тогда спокойно и логично Гризодубова доказала, что иначе поступить было нельзя. Бомбить прицельно с большей высоты мешали облака. Полку же был дан приказ не просто сбросить бомбы, а уничтожить объект противника.

Спасибо за службу, Валентина Степановна, - прервал её старший начальник. - Только что мне по телефону передали, что Военный совет благодарит ваш полк за успешный вылет, в результате которого врагу нанесён большой ущерб.

Как всякая цельная натура, Гризодубова с увлечением отдавала себя делу, которое ей поручали. Особенно много сил вложила она в организацию полётов в глубокий тыл противника - к нашим партизанам. Лётчики полка совершили тысячи вылетов в оккупированные фашистами районы Украины, Белоруссии и других республик и областей. Они доставили партизанам более 1500 тонн оружия и взрывчатки, вывезли около 4000 человек - раненых партизан и детей.

Весной и летом 1943 года партизаны Украины готовились принять самое активное участие в решающих боях за освобождение своей республики от фашистских захватчиков. В мае - июне в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова, Наумова, Бегмы авиационный полк Гризодубовой перебросил много вооружения. Противник заметил, насколько возросла активность полётов советских самолётов в районах Брянска, Чернигова, Ровно. Тогда фашисты установили патрулирование своих истребителей на этих направлениях. Почти каждую ночь кому-нибудь да приходилось вести бой с вражескими истребителями или попадать в зону огня зенитной артиллерии.

Лётчику Петру Ткаченко пришлось принять неравный бой сразу с двумя фашистскими истребителями. При первой же атаке противника Ткаченко был тяжело ранен, но не выпустил штурвала, продолжал не только вести самолёт по курсу, но и руководить действиями подчинённых в бою. Штурман самолёта и стрелки открыли пулемётный огонь по истребителям, сбили одного из фашистов. Напрягая последние силы, Ткаченко довёл самолёт до своего аэродрома и благополучно произвёл посадку.

Чтобы спасти жизнь лётчика, Валентина Степановна привезла к Ткаченко одного из лучших советских хирургов.

Подвиг нашего товарища Ткаченко, - сказала Гризодубова на партийном собрании, - это большая победа. Экипаж героя доказал, что советские лётчики даже на транспортном самолёте могут сбивать фашистских истребителей и уходить с поля боя победителями…

14 июня Гризодубова сама вылетела на украинские партизанские аэродромы. Самолёт её был загружен боеприпасами и медикаментами. Лётчица преодолела зону зенитного огня над линией фронта и произвела посадку на партизанском аэродроме, где находились знаменитые вожаки народных мстителей - генералы Ковпак и Сабуров. Лётчица была встречена партизанами с любовью и восторгом.

На аэродроме, где базировался полк Гризодубовой, стояли ещё 2 полка. В одну из боевых ночей самолёт соседнего полка прилетел с задания с зависшей под фюзеляжем 250-кг фугасной бомбой, которая могла оторваться и взорваться в любой момент. Положение осложнилось ещё тем, что лётчику не удалось сделать посадку с первого захода. Но повреждённый самолёт не мог держаться в воздухе. У всех на глазах он ударился о землю и загорелся. Экипаж горящего самолёта - лётчики, штурман, бортмеханик, радист и стрелки - не мог покинуть машину. Двери Ли-2 при ударе о землю заклинились. Но кто осмелится подойти к горящему самолёту? Взрыв бомбы мог последовать в любую секунду. Да и бензина в баках машины оставалось примерно около тонны. И тут Гризодубова вместе со своим заместителем - подполковником Орловым и двумя отважными мотористами смело бросилась к горящему самолёту. Пострадавший экипаж, почти все члены которого были ранены в воздушном бою, удалось спасти.

Вот почему лётчики полка любили и берегли своего командира. В каждом вылете экипажи зорко наблюдали за командирским самолётом и в случае необходимости немедленно приходили на помощь.

…В ту памятную ночь Гризодубова, как всегда первой, пришла на цель. Больше десятка вражеских прожекторов охватили самолёт отважной лётчицы. За командиром полка летел командир эскадрильи майор Ефремов. Увидев, что самолёт Гризодубовой подвергается большой опасности, Ефремов вышел вперёд и принял на себя огонь вражеских зениток. Жизнь командира полка была спасена.

Героических эпизодов из боевой биографии Валентины Степановны Гризодубовой можно привести немало. Много сил и энергии вложила эта женщина в боевую работу полка. Были у нее и волнения, часы нелёгких раздумий. Немало трудностей отпустила ей жизнь: очень сложно отвечать за людей, воспитывать их, вести в бой. Но подлинное счастье испытывала Валентина Степановна, когда видела, как стойко и самоотверженно бились с фашистами экипажи её прославленного в боях авиационного полка.

И только когда звезда Победы взошла над горизонтом и рассеялись окончательно тучи войны, Валентина Степановна перешла на работу в авиационную промышленность.

А. Верхозин.

(Из материалов сборника - “Героини. Выпуск 1″. Москва, Политиздат, 1969 год.)