Был ли первый и второй рейх. Что такое рейх и сколько их было? Попытки возрождения Римской империи

Нацистская Германия, или Третий рейх — официально называемый Deutsches Reich, а затем Großdeutsches Reich, что в переводе означает Великая Германская империя – существовал в Германии с 1933 по 1945 годы. Страна находилась под диктатурой Национал-социалистической немецкой рабочей партии. С 1934 года глава государства – Адольф Гитлер – стал называться фюрером.

Политика, проводимая нацистской Германией, основана на концепции расовой чистоты, антисемитизме, антикоммунизме. Результатом проведения такой политики стали массовые убийства евреев, известные как . Жертвами Третьего рейха стали около одиннадцати миллионов человек, из которых около шести миллионов были евреями. Под властью нацистской Германии находились также территории, населенные этническими немцами: Австрия, Судетская область, Мемель. Другие регионы были аннексированы после начала конфликта, но были частью Имперской Германии до Версальского договора и тоже были населены немцами: Эйпен-Мальмеди, Эльзас-Лотарингия, Данциг и часть Польши.

Нацистская идеология

Идеологической основой нацистского режима служили идеи пангерманизма, антисемитизма и социального дарвинизма. Главной задачей Третьего рейха провозглашалось создание «расово-чистого государства» и завоевание «жизненно-важного пространства» (нем. Lebensraum).

Социальная политика Третьего рейха

Социальная политика Третьего рейха также была подчинена стремлению к созданию «идеальной» расы. Были приняты расистские законы, утвердившие политику социального обеспечения в интересах «арийских» немцев, жители страны других национальностей были исключены из этих программ. К сентябрю 1939 года более 200000 тысяч евреев покинули Германию, оставленное ими имущество стало государственной собственностью. Кроме этого, гонениям подвергались сексуальные меньшинства, люди с физическими и психическими отклонениями.

Нацисты приняли программы, направленные на уничтожение «непригодных» людей, такие как Программа эвтаназии T-4, согласно которой были убиты десятки тысяч инвалидов и больных немцев в попытке «сохранить чистоту немецкой расы». Согласно закону, принятому в 1933 году, обязательную стерилизацию прошли более 400000 тысяч человек, обладавших наследственными дефектами: от психических заболеваний до алкоголизма. Ключевым моментом в поддержании лояльности граждан нацистской Германии было функционирование Национальной службы труда и Гитлеровской молодежной организации, причем первая из них была обязательной, а во вторую входили почти шесть миллионов детей.

Экономическая политика Третьего рейха

Рейхсмарка приобрела значительную ценность во время Третьего рейха. Когда нацисты пришли к власти, наиболее существенной проблемой был высокий уровень безработицы – около 30%. Под руководством Ялмара Шахта была разработана новая экономическая политика. Одним из первых действий было уничтожение профсоюзов и введение строгого контроля над заработной платой. Затем правительство увеличило денежную массу в обращении.

Одновременно правительством был установлен потолок процентной ставки в 4,5%, что привело к значительному недостатку заемного капитала. Для решения этой проблемы были созданы фиктивные компании, оплачивающие товары векселями. Наиболее известная из них – компания MEFO, ее векселя, используемые в качестве валюты, стали называться счетами MEFO. Эти сложные маневры помогли также скрыть расходы на вооружение, нарушавшие условия Версальского договора. Согласно экономической теории, контроль над ценами в сочетании с большим увеличением денежной массы должен был привести к развитию огромного черного рынка, но суровое наказание нарушителям вплоть до концентрационных лагерей или расстрела предотвратили его появление.

Новая политика также ограничивала импорт потребительских товаров и была ориентирована на экспорт. Международная торговля значительно сократилась, составляя примерно треть от уровня 1929 г. в течение всего периода существования Третьего рейха. Экономическая политика была успешной в части резкого сокращения безработицы. Большая часть промышленных предприятий не была национализирована, однако их деятельность жестко регулировалась квотами и требованием использования внутренних ресурсов.

Искусство и культура а Третьем рейхе

Нацистский режим восстановил в культуре традиционные ценности. Все попытки «художественного экспериментирования» и «сексуальной свободы» были пресечены. В изобразительном искусстве акцент делался на пропаганду расовой чистоты, послушание, милитаризм, героизм, могущество и силу. Произведения современного абстрактного искусства были вывезены из музеев и показывались на выставках как «дегенеративное искусство», подлежащее осмеянию.

Одним из ярких примеров стала выставка произведений этого «дегенеративного искусства» 31 марта 1937 года в Мюнхене, собравшая толпы народа, в то время как проходившую параллельно выставку 900 работ, одобренных самим Гитлером, посетило крайне мало людей.

В 1936 году в Германии проходили летние Олимпийские игры, на которых планировалось показать все превосходство арийской расы. Немецких спортсменов тщательно отбирали для участия в играх. Критерием отбора стала, кроме физических показателей, арийская внешность. На стометровом забеге победил афроамериканец Джесси Оуэнс. По правилам игр Гитлер должен был пожать ему руку, что фюрер категорически отказался сделать. В дальнейшем чернокожий спортсмен завоевал еще 3 медали, на вручении которых Гитлер даже не присутствовал.

9 мая 1945 года закончилась Вторая мировая война, развязанная Гитлером 1 сентября 1939 года. Вступил в силу Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Берлинская декларация от 5 июня 1945 года прекратила существование Третьего рейха де-юре.

Мы привыкли называть нацистскую Германию во главе с Гитлером Третьим рейхом. А куда подевались предыдущие два?

История Германии - это история трех республик (Веймарской, ГДР и ФРГ) и трех империй - по-немецки рейхов. Первым рейхом была Священная Римская империя германской нации - огромное государство с почти тысячелетней историей, которое в моменты наибольшего своего величия правило большей частью католической Европы. Она появилась в 962 году, когда король Германии Оттон I был впервые после падения Рима рукоположен императором, и просуществовала до 1806 года. Окончательно разрушить эту величественную империю смог только Наполеон. Войдя в Германию, он не только привел в страну свои войска, но и принес в нее идеи Просвещения и либерализма. С тех пор германскую политику характеризует борьба двух начал: демократического и империалистического. Первое из них породило плеяду великих немецких философов, сформировало сильную традицию немецкого гуманизма. Второе же - тот самый беспокойный "прусский дух", вечно недовольный недостаточно великим положением нации в мире и вдохновляющий ее на новые завоевания - спровоцировало две мировые войны. В конце XIX - начале XX века эти две традиции четырежды сменяли друг друга, жестоко разрушая то, чему приходили на смену. Первым таким торжеством "прусского духа" в 1871 году и стало создание Второго рейха - Германской империи. Третий рейх взял многое у Второго, однако это были два совершенно разных государства.

Мечта о величии предыдущей империи

И Германская империя, нацистская Германия своим образование обязаны мощной народной тоске по величию нации и ее государства. В XIX веке немцы тосковали по силе и мощи Священной Римской империи и хотели отомстить другим европейцам (в данном случае - французам) за унижение их имперского достоинства. Именно такие настроения в обществе способствовали консолидации всех немецких королевств. Однако идейным вдохновителем объединения Германии стала либерально настроенная буржуазия - в 1848 году она пыталась сделать прусского короля императором Германии.

Подобные чувства испытывали и немцы Веймарской республики. Они были унижены и ограблены странами-победительницами Первой мировой и ностальгировали по временам кайзера Вильгельма, которого боялась вся Европа. Но вместо либеральных горожан 1848 года за былое величие Германии в 1920-е - 1930-е годах ратовали консервативно настроенные, полные предрассудков и заблуждений крестьяне и мещане.

Собирание земель

Оба рейха преследовали цель объединения Германии - но делали они это по-разному. После Венского конгресса 1815 года Германия перестала существовать как единое государство. Она разделилась на множество мелких княжеств, за влияние над которыми боролись два крупных немецких государства - Австрия и Пруссия. Почти весь XIX век дипломатическими и экономическими путями Пруссия пыталась сплотить вокруг себя эти маленькие германские государства. В 1864 году этот процесс завершился: Пруссия провела ряд военных операций против Дании и Австрии, в результате которых к 1871 году забрала под свою власть все немецкие земли, за исключением Австрии.

Похожими способами, но гораздо более грубо, действовали нацисты. Они не тратили время на искусную дипломатию и политику уговоров и заманивания, с помощью которой создавался Второй рейх. Они предпочитая ей тактику танковых дивизий на границе. В 1938 году Третий рейх аннексировал у Чехословакии Судетскую область и присоединил Австрию.

Политическая система

Германская империя была дуалистической монархией. Это значит, что власть была сосредоточена в двух центрах: у монарха и у парламента. Фактически император единолично возглавлял независимую исполнительную власть, назначал канцлера, но не имел никаких рычагов влияния на законодательный процесс, он лишь подписывал законы. А парламент Германской империи - рейхстаг - был вполне демократическим органом, в который могли избираться депутаты совершенно разных взглядов. И хотя канцлер Отто фон Бисмарк боролся с либеральными идеями, во многом он был бессилен перед системой и не мог запретить всего.

Совсем по-иному был устроен Третий рейх. В нем не было никакой демократии, все партии, кроме правящей Национал-социалистической немецкой рабочей партии, были запрещены, а вся власть концентрировалась в руках фюрера.

Отношение к национальным меньшинствам

В Германской империи не ущемлялись права этнических групп. В рейхстаге были постоянно представлены и польское, и датское меньшинство. Никакими запретами не ограничивалась и жизнь евреев в империи, несмотря на то, что в немецком обществе второй половины XIX века антисемитизм был не только силен, но и моден. По словам профессора Еврейского университета в Иерусалиме Моше Циммермана, сам Бисмарк был тем еще антисемитом. Но это не мешало ему постоянно контактировать и с крупными бизнесменами еврейского происхождения, и назначать представителей этого народа на государственные должности. Просвещенный дух эпохи не позволял антисемитизму вырываться на государственный уровень. Еврейский бизнес, как, впрочем, и антисемитский дискурс, в Германии Бисмарка процветал.

Возможно, именно эта политика полумер и стремление угодить всем и сделали возможным приход к власти нацистов с их человеконенавистнической теорией. Во Втором рейхе многие говорили о том, что с евреями пора бы разобраться, но только говорили. В Третьем же рейхе те, кто их внимательно слушал, воплотили их "мечты" в жизнь.

Мы привыкли называть нацистскую Германию во главе с Гитлером Третьим Рейхом. Но куда подевались предыдущие два?

История Германии - это история трех республик - Веймарской, ГДР, и ФРГ, и трех империй - по-немецки рейхов. Первым Рейхом была Священная Римская империя германской нации - огромное почти тысячелетнее государство, которое в моменты наибольшего своего величия правило большей частью католической Европы. Она появилась в 962 году, когда король Германии Оттон I был впервые с момента падения Рима рукоположен императором, до 1806 года. Окончательно разрушить эту величественную империю смог только Наполеон. Вместе со своими войсками, он принес в Германию и идеи Просвещения и либерализма. С тех пор германскую политику можно представить как борьбу двух начал: демократического и империалистического. Первое из них породило плеяду великих немецких философов, сформировало сильную традицию немецкого гуманизма. Второе же - тот самый беспокойный «прусский дух», вечно обиженный в величии и начинающий войны, дал миру две мировые войны. В конце XIX- нач. XX вв. эти две традиции четырежды сменяли друг друга, жестоко разрушая то, чему приходили на смену. Первым таким торжеством «прусского духа» в 1871 году и стало создание Второго Рейха - Германской империи. Третий Рейх взял многое у Второго, однако это были два совершенно разных государства.

Мечта о величии предыдущей империи

И Нацистская Германия, и Германская Империя своему созданию обязаны мощной народной тоске по величию Германии. В XIX веке немцы тосковали по силе и мощи Священной Римской Империи, и хотели отомстить другим европейцам (в данном случае - французам) за унижение их имперского достоинства. Именно такие настроения в обществе и сделали консолидацию всех немецких государств возможной. Однако идейными вдохновителями объединения Германии стала либерально настроенная буржуазия - в 1848 они пытались короновать прусского короля императором Германии.

Подобные чувства испытывали и немцы Веймарской республики. Они были унижены и ограблены странами-победительницами Первой Мировой, и ностальгировали по временам кайзера Вильгельма, которого боялись все в Европе. Но вместо либеральных горожан 1848 года, за былое величие в 1920е-1930е в Германии ратовали консервативно настроенные, полные предрассудков и заблуждений крестьяне и мещане.

Собирание земель

Оба Рейха пытались объединить Германию - но делали это по-разному. После Венского конгресса 1815 года Германия перестала существовать как единое государство. Она превратилась в множество мелких княжеств, за влияние над которыми боролись два крупных немецких государства - Австрия и Пруссия. Почти весь XIX век дипломатическими и экономическими путями Пруссия консолидировала вокруг себя эти маленькие германские государства. А в 1864 этот процесс завершается: Пруссия начинает ряд военных операций против Дании, Австрии, в результате которых к 1871 году собирает под своей властью вообще все немецкие земли, за исключением Австрии.

Похожими способами, но гораздо более грубо, действовали нацисты. Они не тратили время на искусную дипломатию уговоров и заманивания, которой создавался Второй Рейх, предпочитая ей дипломатию танковых дивизий на границе. В 1938 году Третий Рейх аннексировал у Чехословакии Судетскую область и присоединил Австрию.

Политическая система

Германская империя была дуалистической монархией. Это значит, что полнота власти была сосредоточена в двух центрах: у монарха, который руководил исполнительной властью, и у парламента. Фактически император полностью возглавлял независимую исполнительную власть, назначал канцлера, но не имел никаких рычагов влияния на законодательный процесс, он лишь подписывал законы. А парламент Германской Империи - Рейхстаг, был вполне демократическим органом, в который могли избираться депутаты совершенно разных взглядов. И хотя канцлер Бисмарк боролся с либеральными идеями, во многом он был бессилен перед системой. и не мог запретить всего.

Совсем другим был Третий Рейх. В нем не было никакой демократии, все партии были запрещены, а властью распоряжался фюрер.

Отношение к национальным меньшинствам

В Германской Империи не было никаких ограничений против этнических групп. В Рейхстаге постоянно было представлено и польское, и датское меньшинство. Никаких ограничений в империи не накладывалось и на евреев, несмотря на то, что в немецком обществе 2 половины XIX века антисемитизм был не только силен, но и моден. По словам профессора Еврейского университета в Иерусалиме Моше Циммермана, сам Бисмарк был тем еще антисемитом. Впрочем, это не мешало ему постоянно иметь контакты и с крупными бизнесменами еврейского происхождения, и назначать представителей этого народа на государственные должности. Просвещенный дух эпохи не позволял антисемитизму вырываться на государственный уровень. Еврейский бизнес, как, впрочем, и антисемитский дискурс, в Германии Бисмарка процветал.

Возможно, именно эта политика полумер, стремление угодить всем, и сделала возможной приход к власти нацистов с их человеконенавистнической теорией. Во Втором Рейхе многие говорили о том, что с евреями пора бы разобраться, но только говорили. А в Третьем Рейхе те, кто их слушал, воплотили эти «мечты» в жизнь.

Артамонов Александр

Крест Гитлера Люцер Эрвин

ВТОРОЙ РЕЙХ (1871-1918 ГГ.)

ВТОРОЙ РЕЙХ (1871-1918 ГГ.)

Представьте себе Германию как скопление почти трех сотен независимых государств, каждое из которых имело свою собственную организацию, часто - свою собственную денежную единицу и даже различные меры веса и единицы измерения. Что можно было сделать, чтобы объединить разрозненные государства Германии?

Отто фон Бисмарк (1815-1898), новый проницательный премьер-министр Пруссии, имел достаточно политической смекалки, чтобы понять, что объединить немецкоговорящие народы Европы может только война. Он извлек урок из поражения, нанесенного Наполеоном, и подготовил могущественную армию. Как превосходный политик, он спровоцировал войну с Австрией и подчинил эту страну Пруссии. Затем он развязал войну с Францией, поменявшись местами с той самой страной, которая некогда нанесла поражение Пруссии под умелым руководством Наполеона. Наконец, Германия стала единой и могущественной!

Чтобы морально добить Францию, Бисмарк привез туда короля Пруссии Вильгельма I для коронации в версальском Зале зеркал в качестве главы новой, объединенной империи. Кайзер (цезарь) Вильгельм дал ясно понять, что в его планы входит возвращение каждой страны, некогда принадлежавшей древней Священной Римской империи, под германское правление. Так благоприятно стартовал Второй Рейх.

Если Первый Рейх подготовил путь Гитлеру через объединение церкви и государства, то Второй Рейх способствовал параличу церкви через учение о том, что должен быть разрыв между частной и общественной моралью. Бисмарк заявлял, что однажды пережил обращение в христианство во время посещения дома каких-то набожных друзей. Однако он столкнулся с осознанием того, что как политический государственный деятель вынужден нарушать нравственные принципы, управляющие его личным поведением как христианина. И потому Бисмарк доказывал, что, поступая как слуга государства, человек не связан той же моралью, которой он должен обладать как личность. Государство, утверждал он, не должно быть судимо в соответствии с обычным законом, так как его ответственность выходит за рамки обычных человеческих ценностей.

Такому двухуровневому представлению о морали государственной и морали личной (которое, как утверждают, исходит еще от Лютера, настаивавшего на том, чтобы крестьяне подчинялись своим лидерам независимо от того, насколько те тираничны) учили в немецких церквях. Особый акцент ставился на учении Павла о том, что мы должны быть покорны политическим властям (Римлянам 13:1-2). Законам государства необходимо подчиняться, не спрашивая о нравственном обосновании того, что они повелевают исполнять.

Как сказал Бисмарк: «Я верю, что повинуюсь Богу, когда служу моему кайзеру». Посвящение высшей чести нации было священной обязанностью.

Те, кто был причастен к зверствам Третьего Рейха, часто обращались к этому разграничению, чтобы оправдать свои действия. Когда им задавали вопрос, как они могут согласовывать свою жестокость со своими гуманистическими ценностями, те часто отвечали: «Но это была война, и, очевидно, кто-то должен был исполнить свой долг, насколько бы тяжел он ни был». Говоря словами печально известного Эйхмана: «Я должен повиноваться законам своей страны и своему флагу».

Бисмарк соглашался со своим прусским предшественником Фредериком Великим, который однажды хвастливо заявил: «Спасение - это дело Бога, все остальное принадлежит мне!». Этот двойной стандарт стал известен как доктрина о «двух сферах» - вопрос, к которому мы вернемся во время обсуждения роли церкви в нацистской Германии. Эта доктрина и сегодня все еще используется среди политиков, которые говорят, что как частные лица они против абортов или наделения гомосексуалистов правами в обществе, однако они не думают, что их личные взгляды должны оказывать влияние на их вклад во всенародное законодательство.

При Бисмарке был сформирован Рейхстаг (немецкий парламент), сам он был назван премьер-министром, а позже - канцлером. Несмотря на то что была написана новая конституция, парламент практически не имел власти, а был просто форумом для обсуждений и дебатов относительно политических вопросов. Как Бисмарк, так и кайзер, были едины в своем презрении к личной свободе и демократии. Они были уверены, что только монархия может справиться со всеми проблемами непрочно скрепленной Германии, в которой должен поддерживаться порядок. Бисмарк был глубоко уверен в правильности того выражения, которое он придумал в день своего вступления на должность премьер-министра: «Великие насущные вопросы не будут разрешены при помощи резолюций и голосов большинства... а только мечом и огнем».

В 1871 году, когда был коронован кайзер Вильгельм, он заложил краеугольный камень в основание массивного здания Рейхстага в Берлине. Если вы когда-либо были в этом городе или видели фотографии этого строения, то наверное помните, что оно стоит как монумент Второму Рейху. Сейчас, когда Германия объединена, парламент страны вернулся в здание Рейхстага.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, большинство немцев изголодались по боевым действиям, веря в то, что война, по словам прусского генерала фон Мольтке, является частью Божьего творения, «собирая воедино благороднейшие качества мужества, самоотречения, верности и готовности пожертвовать своей жизнью». Они также верили в то, что война, которая началась летом, будет выиграна «до Рождества».

Едва ли кто хотел войны больше, чем Адольф Гитлер, которому в то время было двадцать пять лет. Он пошел в армию добровольно и позже размышлял: «Мне не стыдно сказать, что охваченный восторженным энтузиазмом, я упал на колени и поблагодарил от всего сердца Небеса за счастье жить в такое время».4

Вскоре после того, как Америка вступила в войну,

9 ноября 1918 года Германия капитулировала. Кайзер Вильгельм II был унижен и, чтобы спасти свою жизнь, бежал в Нидерланды, где провел остаток дней своих, изучая оккультные науки в попытке понять, почему Германия проиграла войну. В конце концов его прорицатели, включая знаменитого Хьюстона Чемберлена (с ним мы встретимся еще раз в следующей главе), заверили его, что немцы как высшая раса предопределены к победе.

Когда Гитлер услышал новость о поражении Германии, выздоравливая после атаки горчичным газом, у него было мистическое видение, которое, как он верил, было «призывом» в политику. Он плакал впервые после смерти своей матери. Затем он понял, что предназначен сыграть какую-то роль в будущем Германии. Мир еще будет вынужден справляться с последствиями этого решения.

С поражением Германии и формированием нового конституционного правительства Второй Рейх подошел к бесславному концу.

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

3. Сопротивление папской власти (1871–1914) Декларация о папской непогрешимости и потеря политической власти не были разделены большим промежутком времени. Практически сразу же после Декларации 1870 года папство стало ощущать антиклерикальную враждебность, которая привела

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Светлый старец Архимандрит Дормидонт (1871–1950) Ангелов Творец, предуведевый, по самовластному чистого сердца твоего изволению… (Акафист Преподобному Сергию) В земном мире все течет, все меняется. И самое страшное то, что в нем все забывается… Забываются светлые события,

Из книги Философия культа автора Флоренский Павел Александрович

Смирение пред Богом Иеромонах Питирим (Степан Яковлевич Полухин) (1871–1960) Светом Божественным осияем, и со ангелы ныне на небесех водворяяся, поминай верою чтущих память твою… (Стихира Преподобному Сергию) Иеромонаху Питириму было восемьдесят девять лет, когда он закрыл

Из книги Догмат искупления в русской богословской науке автора Гнедич Петр Викторович

1918 1918.V.3.Серг<иев> ?ос<ад>Незримые линии магнитной силы обрисовываются, когда в магнитное поле попадают железные опилки. Так невидимое и тайное делается доступным чувственному созерцанию, облекшись эмпирическим, направленным по собственным линиям незримого. Входя

Из книги Творения автора Кипрский Епифаний

ГЛАВА VI. Литература о догмате искупления второй половины изучаемого периода (1918–1944) 1. СОСТОЯНИЕ БОГОСЛОВСКОЙ НАУКИ И ЛИТЕРАТУРЫ События 1917-1918 годов составляют тот исторический рубеж, за которым резко изменяются условия жизни Российского государства и Русской

Из книги 33 способа перепрограммирования организма на счастье и здоровье. Метод "Аватар" автора Блаво Рушель

Против Менандра, по пришествии Христа второй, а по общему порядку двадцать второй ереси 1. С этой ересью по порядку состоит в связи некто Менандр, который, происходя из самарян, некоторое время был учеником у этого Симона. И он, подобно Симону, говорил, что мир сотворен

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Против маркионитов, двадцать второй и сорок второй ереси 1. Маркион (???????), от которого маркиониты (?? ????????????), заимствовав повод к учению у сего Кердона, о котором выше сказано, сам вступил в мир великим змеем и, обманув великое множество, составил школу, и доселе во многих

Из книги Дневники св. Николая Японского. Том? автора (Касаткин) Николай Японский

Против адамиан, тридцать второй и пятьдесят второй ереси 1. Кротом называют некоторое четвероногое животное, живущее низко в земле в норах. Оно роет землю и имеет свое жилище в самых скрытых ее местах. По всему это животное похоже на малого щенка, тот же имеет объем роста и

Из книги Крест Гитлера автора Люцер Эрвин

О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси 1. Некто Савеллий восстал не в очень давние времена; это еретик новый, от которого произошли так называемые савеллиане. И он учил весьма близко к ноэтианам, за исключением кое–чего немногого. Этого

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Третий Рейх и атланты Дождавшись, пока официантка удалится, Мессинг обратился ко мне:- Я не случайно пригласил на нашу встречу эту очаровательную особу, коллега. Дело в том, что Алексия Мессинг, - Мишель сделал ударение на слове «Мессинг», - специалист по новейшей

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Царственные мученики (+ 1918) Память их празднуется 4 июля в день мученической гибели и в ближайшее воскресенье к 25янв. вместе с Собором новтучеников и исповедников РоссийскихСвв. мученицы София и чада ее Вера, Надежда и Любовь являются как бы символом всех мучеников за

Из книги автора

1871 г. 4 марта 1871. 12 часов ночи. Шанхай Когда же это? Боже, когда же? Скоро ли? Да и будет ли это когда–нибудь? - вопрошаю я, перечитав прошлогодние впечатления и остановившись на последней фразе. О, как больно, как горько иной раз на душе за любезное Православие! Я ездил в

Из книги автора

ПЕРВЫЙ РЕЙХ (800-1806 ГГ.) Карл Великий был коронован Папой Римским Львом III в день Рождества в 800 году. Пока Лев пел мессу, Карл Великий молился перед склепом в базилике Святого Петра в Риме. Затем без предупреждения Лев возложил корону на голову Карла, в то время как собрание

Из книги автора

ТРЕТИЙ РЕЙХ (1933-1945 ГГ.) Германия в условиях воинствующего милитаризма и положения, когда государство поставлено выше обычной морали, ожидала диктатора, который вывел бы ее из униженного состояния. Давайте исследуем корни дерева, принесшего столь горькие

Из книги автора

Декрет Парижской Коммуны (1871 г.) об отделении церкви от государства Парижская Коммуна, принимая во внимание, что первым принципом Французской республики является свобода; что важнейшей из свобод является свобода совести; что бюджет культов противоречит этому принципу,

Из книги автора

Николай II, царь (+1918) Император Всероссийский Николай II, старший сын императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, взошёл на престол после смерти своего отца. Коронация Николая II ознаменовалась катастрофой на Ходынском поле в Москве, в которой погибли несколько

Heiliges römisches Reich deutscher Nation «Священная Римская Империя германской нации », нем. Österreich «Восточное Государство» - название Австрии).

В современном русском языке термин рейх употребляется почти исключительно по отношению к гитлеровской Германии . В научной литературе рейхами могут называться также Германская империя и Священная Римская империя , реже - другие немецкие государственные образования.

Три рейха

  • Священная Римская империя Первый рейх (нем. Altes Reich - «Древний рейх») - Священная Римская империя германской нации ( -)
  • Германская империя Второй рейх (нем. Zweites Reich ) - кайзеровская Германия ( -)
  • Третий рейх Третий рейх (нем. Drittes Reich ) - до прихода нацистов к власти использовалось германскими правыми как обозначение режима будущего, а затем стало одним из неофициальных названий гитлеровской Германии ( -).

Другие значения

  • Германский рейх (нем. Deutsches Reich ) - общее название Германской империи от её объединения в 1871 году до падения нацистского режима в 1945 году. Таким образом, под германским рейхом могут пониматься как Кайзеровская Германия , так и Веймарская республика и Нацистская Германия , из вышеперечисленных - второй и третий рейх включительно.
  • «Старый рейх» (нем. Altreich ) - территория Германской империи в границах 1938 года до присоединения Австрии . К «старому рейху» относилась присоединённая к Германии Саарская область , но не относились аннексированная в 1938 году Судетская область и присоединённый в 1939 году Вольный город Данциг , из вышеперечисленных - период перед третьим рейхом.

Употребление слова

Название Deutsches Reich было официально объявлено 18 января 1871 года в Версале Отто фон Бисмарком и Вильгельмом I Гогенцоллерном . После присоединения Австрии к Германии 12-13 марта 1938 года наряду с официальным названием «Германский рейх» стало использоваться «Великий германский рейх» или «Великогерманский рейх» . В соответствии с распоряжением начальника Имперской канцелярии Ганса Генриха Ламмерса от 26 июня 1943 года («Der Erlass RK 7669 E des Reichsministers und Chefs der Reichskanzlei» ) название «Великий германский рейх» (нем. Großdeutsches Reich ) в официальных документах стало обязательным.

Главы государств

Правитель Годы жизни Титул Правил с по Орёл (гербовая эмблема)
Священная Римская империя Священная Римская империя (962–1806)
Список
Карл I Великий
(первый)
748–814 Император 800 814
Франц II
(последний)
1768–1835 Император 5 июля 1792 6 августа 1806
Германская империя Германская империя (1871–1918)
Вильгельм I 1797–1888 Кайзер 18 января 1871 9 марта 1888
Фридрих III 1831–1888 Кайзер 9 марта 1888 15 июня 1888
Вильгельм II 1859–1941 Кайзер 15 июня 1888 18 ноября 1918
Флаг Третьего рейха Великогерманская империя (1933–1945)
Адольф Гитлер 1889–1945 Фюрер 2 августа 1934 30 апреля 1945
Карл Дёниц 1891–1980 Рейхспрезидент 30 апреля 1945 23 мая 1945

Напишите отзыв о статье "Рейх"

Примечания

Ссылки

  • Викисловарь Определение термина «Рейх » в Викисловаре .

Отрывок, характеризующий Рейх

В лесу за первыми грибами...

На берегу реки Нямунас (Неман)

Папа был великолепным собеседником, и я готова была слушать его часами, если попадалась такая возможность... Наверное просто его строгое отношение к жизни, расстановка жизненных ценностей, никогда не меняющаяся привычка ничего не получать просто так, всё это создавало для меня впечатление, что его я тоже должна заслужить...
Я очень хорошо помню, как ещё совсем маленьким ребёнком висла у него на шее, когда он возвращался из командировок домой, без конца повторяя, как я его люблю. А папа серьёзно смотрел на меня и отвечал: «Если ты меня любишь, ты не должна мне это говорить, но всегда должна показать…»
И именно эти его слова остались для меня неписанным законом на всю мою оставшуюся жизнь... Правда, наверное, не всегда у меня очень хорошо получалось – «показать», но старалась я честно всегда.
Да и вообще, за всё то, кем я являюсь сейчас, я обязана своему отцу, который, ступенька за ступенькой, лепил моё будущее «Я», никогда не давая никаких поблажек, несмотря на то, сколь беззаветно и искренне он меня любил. В самые трудные годы моей жизни отец был моим «островом спокойствия», куда я могла в любое время вернуться, зная, что меня там всегда ждут.
Сам проживший весьма сложную и бурную жизнь, он хотел быть уверенным наверняка, что я смогу за себя постоять в любых неблагоприятных для меня, обстоятельствах и не сломаюсь от каких бы то ни было жизненных передряг.
Вообще-то, могу от всего сердца сказать, что с родителями мне очень и очень повезло. Если бы они были бы чуточку другими, кто знает, где бы сейчас была я, и была ли бы вообще...
Думаю также, что судьба свела моих родителей не просто так. Потому, что встретиться им было вроде бы абсолютно невозможно...
Мой папа родился в Сибири, в далёком городе Кургане. Сибирь не была изначальным местом жительства папиной семьи. Это явилось решением тогдашнего «справедливого» советского правительства и, как это было принято всегда, обсуждению не подлежало...
Так, мои настоящие дедушка и бабушка, в одно прекрасное утро были грубо выпровожены из своего любимого и очень красивого, огромного родового поместья, оторваны от своей привычной жизни, и посажены в совершенно жуткий, грязный и холодный вагон, следующий по пугающему направлению – Сибирь…
Всё то, о чём я буду рассказывать далее, собрано мною по крупицам из воспоминаний и писем нашей родни во Франции, Англии, а также, из рассказов и воспоминаний моих родных и близких в России, и в Литве.
К моему большому сожалению, я смогла это сделать уже только после папиной смерти, спустя много, много лет...
С ними была сослана также дедушкина сестра Александра Оболенская (позже – Alexis Obolensky) и, добровольно поехавшие, Василий и Анна Серёгины, которые последовали за дедушкой по собственному выбору, так как Василий Никандрович долгие годы был дедушкиным поверенным во всех его делах и одним из самых его близких друзей.

Aлександра (Alexis) Оболенская Василий и Анна Серёгины

Наверное, надо было быть по-настоящему ДРУГОМ, чтобы найти в себе силы сделать подобный выбор и поехать по собственному желанию туда, куда ехали, как едут только на собственную смерть. И этой «смертью», к сожалению, тогда называлась Сибирь...
Мне всегда было очень грустно и больно за нашу, такую гордую, но так безжалостно большевистскими сапогами растоптанную, красавицу Сибирь!.. Её, точно так же, как и многое другое, «чёрные» силы превратили в проклятое людьми, пугающее «земное пекло»… И никакими словами не рассказать, сколько страданий, боли, жизней и слёз впитала в себя эта гордая, но до предела измученная, земля... Не потому ли, что когда-то она была сердцем нашей прародины, «дальновидные революционеры» решили очернить и погубить эту землю, выбрав именно её для своих дьявольских целей?... Ведь для очень многих людей, даже спустя много лет, Сибирь всё ещё оставалась «проклятой» землёй, где погиб чей-то отец, чей-то брат, чей-то сын… или может быть даже вся чья-то семья.
Моя бабушка, которую я, к моему большому огорчению, никогда не знала, в то время была беременна папой и дорогу переносила очень тяжело. Но, конечно же, помощи ждать ниоткуда не приходилось... Так молодая княжна Елена, вместо тихого шелеста книг в семейной библиотеке или привычных звуков фортепиано, когда она играла свои любимые произведения, слушала на этот раз лишь зловещий стук колёс, которые как бы грозно отсчитывали оставшиеся часы её, такой хрупкой, и ставшей настоящим кошмаром, жизни… Она сидела на каких-то мешках у грязного вагонного окна и неотрывно смотрела на уходящие всё дальше и дальше последние жалкие следы так хорошо ей знакомой и привычной «цивилизации»...
Дедушкиной сестре, Александре, с помощью друзей, на одной из остановок удалось бежать. По общему согласию, она должна была добраться (если повезёт) до Франции, где на данный момент жила вся её семья. Правда, никто из присутствующих не представлял, каким образом она могла бы это сделать, но так как это была их единственная, хоть и маленькая, но наверняка последняя надежда, то отказаться от неё было слишком большой роскошью для их совершенно безвыходного положения. Во Франции в тот момент находился также и муж Александры – Дмитрий, с помощью которого они надеялись, уже оттуда, попытаться помочь дедушкиной семье выбраться из того кошмара, в который их так безжалостно швырнула жизнь, подлыми руками озверевших людей...
По прибытию в Курган, их поселили в холодный подвал, ничего не объясняя и не отвечая ни на какие вопросы. Через два дня какие-то люди пришли за дедушкой, и заявили, что якобы они пришли «эскортировать» его в другой «пункт назначения»... Его забрали, как преступника, не разрешив взять с собой никаких вещей, и не изволив объяснить, куда и на сколько его везут. Больше дедушку не видел никто и никогда. Спустя какое-то время, неизвестный военный принёс бабушке дедовы личные вещи в грязном мешке из под угля... не объяснив ничего и не оставив никакой надежды увидеть его живым. На этом любые сведения о дедушкиной судьбе прекратились, как будто он исчез с лица земли без всяких следов и доказательств...
Истерзанное, измученное сердце бедной княжны Елены не желало смириться с такой жуткой потерей, и она буквально засыпала местного штабного офицера просьбами о выяснении обстоятельств гибели своего любимого Николая. Но «красные» офицеры были слепы и глухи к просьбам одинокой женщины, как они её звали – «из благородных», которая являлась для них всего лишь одной из тысяч и тысяч безымянных «номерных» единиц, ничего не значащих в их холодном и жестоком мире…Это было настоящее пекло, из которого не было выхода назад в тот привычный и добрый мир, в котором остался её дом, её друзья, и всё то, к чему она с малых лет была привычна, и что так сильно и искренне любила... И не было никого, кто мог бы помочь или хотя бы дал малейшую надежду выжить.