На какие вопросы отвечает прилагательное? Слова - названия действий предметов

Имя прилагательное - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей? (степной, зелёный, охотничий, некошеный). Значение признака объединяет в себе различные характеристики предмета:

Форма и положение: прямой, квадратный, отвесный;
размер: большой, высокий, широкий, узкий;
физические свойства: тёплый, маслянистый, горький, хрупкий;
свойства человека: добрый, смелый, молодой, умный;
пространство: сельский, сибирский;
время: вечерний, ранний;
материал: шерстяной, гранитный, деревянный;
назначение: читальный, спальный, ткацкий;
принадлежность: лисий, мамин;
количество: пятилетний, двойной
и др.

Классификация имён прилагательных По значению и грамматическим особенностям выделяются разряды:

Качественные прилагательные,
относительные прилагательные,
притяжательные прилагательные.

Изменение имён прилагательных Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма имён прилагательных - именительный падеж единственного числа мужского рода. Прилагательные согласуются с определяемым словом, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже. Прилагательные могут иметь полную и краткую формы. Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения.

Синтаксическая роль имён прилагательных В предложении прилагательное чаще всего выступает в роли определения или именной части составного именного сказуемого:
Сквозь окно светится небо вечернее... - определение. Вода у берега чистая, голубая и прозрачная - сказуемое. Короче становился день... - сказуемое. Его походка была небрежна и ленива - сказуемое.

Разряды имён прилагательных В зависимости от лексических и грамматических особенностей выделяют три разряда имён прилагательных:

Качественные,
относительные,
притяжательные.

Качественные имена прилагательные обозначают признак предмета, непосредственно воспринимаемый органами чувств, который может проявляться в большей или меньшей степени.
А по земле идёт светлая ночь… (В. Шукшин)Сегодня ночь светлее.Вчера была самая светлая ночь.

Качественные прилагательные обозначают признак предмета по:

Форме: прямой, угловатый, кривой, круглый;
размеру: узкий, низкий, огромный, крупный;
цвету: красный, лимонный, багровый;
свойству: прочный, вязкий, хрупкий;
вкусу: горький, солёный, кислый, вкусный;
весу: тяжёлый, увесистый, невесомый;
запаху: ароматный, пахучий, приторный;
температуре: тёплый, прохладный, жаркий;
звуку: громкий, оглушительный, тихий;
общей оценке: важный, вредный, полезный;
и другим.

Признаки качественных имён прилагательных:

Наличие полной и краткой формы:

Молодой - молод, молодая - молода, молодое - молодо, молодые - молоды,весёлый - весел, весёлая - весела, весёлое - весело, весёлые - веселы;

Наличие форм степеней сравнения:

Умный - умнее - умнейший - самый умный;

Способность образовывать наречия на -О, -Е:

Хороший - хорошо, лучший - лучше;

Способность образовывать абстрактные существительные:

Синий - синь, красный - краснота, зелёный - зелень;

Способность образовывать синонимические и антонимические пары:

Холодный - свежий - ледяной, грустный - печальный - невесёлый,хороший - плохой, весёлый - грустный;

Способность сочетаться с наречиями степени:

Очень молодой, чрезвычайно важный;

Способны образовывать сложные прилагательные путём повтора:

Белый-белый, хитрый-хитрый;

Могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ-:

Дорогой - недорогой, сильный - несильный;

Способность образовывать формы субъективной оценки:

Молодой - молоденький, умный - умненький.
В краткой форме качественные имена прилагательные не склоняются, то есть не изменяются по падежам.При образовании кратких форм прилагательных мужского рода в их основах может появляться беглый гласный О или Е (если основа полного прилагательного оканчивается на два согласных звука):
долгий - долог, крепкий - крепок, тёплый - тёпел, умный - умён.
Прилагательное достойный имеет краткую форму мужского рода достоин.От прилагательных, заканчивающихся на –ННЫЙ, образуются краткие формы мужского рода на –ЕН:
существенный - существен,болезненный - болезнен,родственный - родствен,ограниченный - ограничен.
В некоторых случаях сохраняется старая, непродуктивная форма на –ЕНЕН:
искренний - искренен,откровенный - откровенен.
У отдельных прилагательных нет краткой формы мужского рода, реже - женского рода.Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы:

Прилагательные с суффиксами: товарищеский, дельный, передовой, умелый, вороной, сиреневый;
обозначающие высокую степень признака: сильнейший, малюсенький;
входящий в состав терминологических наименований: глубокий тыл, скорый поезд.

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: рад, горазд, должен, надобен:
Ах, Чацкий, я вам очень рада (А. Грибоедов);А разве пригожий Лель горазд на песни? (А. Островский);Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я (А. Пушкин);где силой взять нельзя, там надобна ухватка (И. Крылов).
Следует правильно произносить: гл`упый - глуп - глуп`а - гл`упо - гл`упы,д`обрый - добр - добр`а - д`обро - добр`ы,зелёный - з`елен - зелен`а - з`елено - з`елены,прав - прав`а - пр`аво - пр`авы,пуст`ой - пуст - пуст`а - п`усто - пуст`ы,р`езкий - р`езок - резк`а - р`езко - р`езки.

Относительные имена прилагательные обозначают признак, который опосредованно выражает отношения к другим предметам:

К материалу, средству: железная кровать, дынный запах, машинная уборка;
к месту: загородная недвижимость, подземная дорога;
к лицу: студенческое общежитие, детская площадка;
ко времени: утренняя зарядка, весенние работы;
к действию, свойству, назначению: стиральная машина, раздвижной стол;
к числу, единице измерения: метровая палка, килограммовый шар, двухэтажный дом, пятилетний ребёнок;
и другие подобные.

Относительные прилагательные обозначают неизменяемые признаки предметов: ложки не могут быть более или менее деревянными, а сок не может быть более или менее берёзовым, ограды - самыми железными.Признаки относительных прилагательных:

Не обладают свойствами качественных прилагательных;
могут заменяться синонимичными словосочетаниями:

Мясной бульон - бульон из мяса,каменный забор - забор из камня,пятилетний план - план на пять лет,январский мороз - мороз в январе.

Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и отвечают на вопрос чей? (чья, чьё, чьи?).По суффиксам, которые используются в образовании притяжательных прилагательных, выделяются группы:

С суффиксом -ОВ-/-ЕВ-: крокодиловы слёзы, ахиллесова пята, дамоклов меч, антонов огонь;
с суффиксам -ИН-/-ЫН-: анютины глазки, бабушкины сказки, батюшкины проповеди;
с суффиксом -ИЙ-: лисий хвост, заячий след, медвежий сон.

Прилагательные, которые в начальной форме имеют суффикс -ИЙ- и нулевое окончание, в других формах имеют суффикс -j-, который графически не обозначается, так как обозначается одной буквой вместе с окончанием:
волчий - волчьего - волчья - волчье - волчьи,рыбачий - рыбачьего - рыбачья - рыбачье - рыбачьи,охотничий - охотничьего - охотничья - охотничье - охотничьи.
В этих случаях суффикс -j- выделяется в транскрипции: , , , , а на письме обозначается буквами -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬЮ, -ЬИ соответственно.

Переход имён прилагательных из одного разряда в другой

Прилагательные могут употребляться в переносных значениях. При этом они могут переходить из одного разряда в другой, когда теряют свои признаки и приобретают признаки других разрядов.Переход относительных прилагательных в качественные

Относительное прилагательное
В значении качественного

Малиновое (из малины) варенье
малиновый (цвета малины) берет

Каменный (из камня) дом
каменное (неподвижное) лицо

Мирное (во время мира) время
мирный (спокойный) характер

Наблюдательный (для наблюдателя) пункт
наблюдательный (внимательный) человек

Оловянный (из олова) солдатик

Обучение грамоте

Только что закончился учебный год, убраны тетради и книги. Но не успеем мы оглянуться, как снова прозвенит первый звонок и вновь пришедшие первоклашки будут открывать мир звуков, букв и слов.

Тема. "Слова, называющие признак предмета" (урок по обучению грамоте).

Оборудование. Опорные таблицы, обобщающие пройденный материал ("запоминалки");

карточки, задающие формы работы (коллективную, парную и т. д.); нарисованное на доске дерево, к которому на магнитах прикреплены два яблока (большое из красной бумаги, маленькое – желтое и еще одно маленькое – красное); набор предметных и сюжетных картинок.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Повторение

Учитель. Посмотрите на наши "запоминалки". Вот сколько мы уже знаем! Что мы изучаем на уроках обучения грамоте?

Дети. Мы изучаем слова.

У. Зачем нужны слова? Какую работу они выполняют?

Д. Слова называют предметы, действия.

У. На какой вопрос отвечают слова, называющие предмет?

Д. Слова, называющие предмет, отвечают на вопросы: кто ? что ?

У. Что называют слова, отвечающие на вопрос: что делает ?

Д. Эти слова называют действия предмета.

III. Работа в группах. Дидактическая игра "Вопрос, предмет, действие"

У. Давайте поиграем в игру, в которой надо называть предмет и его действие! Все вместе!

Учитель ставит табличку "Вместе".

– Первый ряд ставит вопрос к предмету, второй – называет предмет, первый ряд – ставит вопрос к действию, третий – называет это действие.

Д. Кто?
– Дом.
– Что делает?
– Стоит.

Д. Кто?
– Лягушка.
– Что делает?
– Прыгает.

Д. Что?
– Телефон.
– Что делает?
– Звонит.

Д. Кто?
– Черепаха.
– Что делает?
– Ползет.

Д. Что?
– Молоток.
– Что делает?
– Стучит.

Д. Кто?
– Мальчик.
– Что делает?
– Бежит.

Д. Кто?
– Цыпленок.
– Что делает?
– Клюет.

Д. Кто?
– Бабушка.
– Что делает?
– Вяжет.

IV. Новый материал

У. Молодцы! A теперь работает каждый сам.
Учитель ставит табличку "Индивидуальная работа".

– Слушайте задание, выполняйте его только в том случае, если оно задано четко и точно, не попадитесь в ловушку".
На доске – дерево с яблоками.

–Назовите предмет.

Д. Что ? Дерево.

У. Назовите действие предмета.

Д. Что делает ? Растет. Стоит.

У. Назовите этот предмет.

Д. Что ? Яблоко.

У. Назовите этот предмет (показывает на другое яблоко ).

Д. Что ? Яблоко.

У. Выйдите к доске и возьмите яблоко.

Д. "Ловушка"! "Ловушка"!
К доске выходит Ксения.

Ксения. Я не могу выполнить задание. Оно задано неточно.

У. Уточни задание.

Ксения. Надо спросить, какое яблоко.
Вопрос выносится на доску.

У. Продолжим игру. Уточняйте задание для Ксюши хором. Ксюша, возьми яблоко.

Д. Какое?

У. Ксюша, возьми красное яблоко.

Д. Какое?

У. Ксюша, возьми красное большое яблоко.
Ксюша выполняет задание.
– Какие признаки яблока я назвала?

Д. Большое, красное.

У. Назовите словом еще какие-либо признаки этого предмета.

Д. Яблоко какое?
– Вкусное.
– Сочное.
– Сладкое.
– Кислое.
– Твердое.
– Червивое.

У. Вот сколько слов вы назвали! На какой вопрос они отвечают?

Д. Какое ?

У. Что они называют?

Д. Признак предмета.

У. У нас получилась новая "запоминалка".

– Но как нам обозначить слова-признаки на модели?
Дети предлагают свои варианты:

– Как удобнее? А как в учебнике?
Дети заглядывают в учебник и договариваются об обозначении слов, называющих признаки, значком.

V. Физкультминутка

У. Пока будем отдыхать, будем называть и показывать признаки предметов.
Дом какой? Высокий.
(Руки вверх .)
А этот какой? Низкий.
(Руки вниз, присесть .)
Улица какая? Широкая.
(Руки в стороны .)
Переулок какой? Узкий.
(Руки свести .)

VI. Работа по учебнику*

У. Посмотрите на картинку на с. 12. Назовите предмет слева.

Д. Мяч.

У. Назовите предмет справа.

Д. Мяч.

У. Как их различить?

Д. Один большой, а другой маленький.

У. Что называют слова "большой", "маленький"?

Д. Они называют признаки предмета.

У. Посмотрите на схему. Как вы думаете, о чем догадался дядюшка Ага?

Д. О том, что у одного предмета может быть несколько признаков.

VII. Работа в тетради

У. У вас в тетрадях нарисованы разные фигуры. Я буду называть признаки этих фигур, а вы найдете и раскрасите их в нужный цвет.
В тетрадях.

– Покажите: большой желтый месяц; маленькую синюю звезду; маленький зеленый прямоугольник; большой красный овал...
Дети находят фигуры и раскрашивают их.

VIII. Работа в парах. Дидактическая игра

У. А сейчас я загадаю загадку. Я назову признаки одного предмета, а вы догадайтесь, какой предмет я загадала. Длинный, страшный, зеленый, зубастый.

Д. Крокодил!

У. А теперь вы поработайте парами и придумайте такие загадки.
Учитель ставит табличку.

Дети составляют загадки. Пары задают загадки друг другу.

Д. Маленький, усатый, пушистый, полосатый.
– Котенок.
– Скользкая, холодная, зеленая.
– Лягушка.
– Плоское, большое, прозрачное, стеклянное.
– Окно.

IX. Итог урока

У. Узнали ли вы что-нибудь новое о словах?

Д. Да. Слова могут называть предметы, действия предметов и признаки предметов .

У. На какой вопрос отвечают слова, называющие признаки предметов?

Д. Какой? какая? какое? какие?

У. Как будем обозначать эти слова на модели?

Дети показывают новые карточки.

У. А теперь ответьте на вопросы: урок какой?

Д. Интересный.

У. Ученики какие?

Д. Хорошие.

У. Дети какие?

Д. Умные.

* Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь – М.: Вита-пресс, 2001. В 2 ч.

Стаскевич Ирина Владимировна

учитель начальных классов

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

II КЛАСС

ТЕМА «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»

ЦЕЛЬ: планируется, что к концу учебного занятия учащиеся будут:

знать на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов;

уметь находить данные слова среди групп других слов и в предложениях.

ЗАДАЧИ:

Создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений выделять слова-признаки;

Содействовать формированию умения правильно определять признак предмета, навыка правильной постановки вопросов к ним;

Способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию навыка связной устной речи, внимания, логического мышления;

Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям разных профессий, бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык» (Антипова М. Б., Верниковская А. В., Грабчикова Е. С, «Национальный институт образования», 2011); карточки с заданиями задания для групповой работы, веера букв; опоры; мультимедийная презентация.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационно-психологический момент

Прозвенел звонок. Начался урок.

И девиз нашего урока: «Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!»

Если вы будете следовать словам девиза, тогда у вас обязательно всё получится.

2. Чистописание

А начнём мы наш урок с минутки чистописания.

Для определения буквы, написание которой мы с вами повторим, назовите одним словом: природное сообщество со множеством деревьев, растущих на большом пространстве. (Лес)

Выделите первый звук данного слова и дайте ему характеристику. (Звук [л‘] согласный, мягкий, звонкий.)

Какой буквой на письме обозначается мягкий согласный звук [л‘]? (Буквой л)

л ле ллл

лес лесной лесок лесник

Назовите данные слова одним словом.

Выделите общую часть – корень.

Поставьте ударение.

Назовите безударную гласную.

Можем ли проверить безударную гласную е? Каким словом? Почему?

3. Орфографическая разминка с использованием вееров букв

л … са в … лчата

с … ва зм … я

Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены в словах.

Назовите их одним словом. (Животные)

Где можно встретить этих животных? (В лесу)

4. Повторение правил поведения в лесу

А знаете ли вы, ребята, какие правила надо соблюдать, находясь в лесу?

А кто следит за тем, чтобы люди соблюдали эти правила?

5. Введение слова «лесничий». Знакомство с профессией

- Лесничий – это работник лесного хозяйства (лесной сторож). Он защищает лес и его обитателей от браконьеров, незаконной вырубки, пожаров. За каждым лесничим закреплён участок леса – лесной обход, за который он отвечает.

Лесничий не только борется с нарушителями, он занимается посадкой леса, сбором семян и плодов, определяет места в лесу для пастбища и сенокоса.

Но лесу вредит не только человек. Когда на своём участке лесничий замечает насекомых – вредителей или поражающие деревья болезни, он участвует в лечении деревьев или санитарной вырубке.

Профессию лесничего можно получить, окончив лесохозяйственный техникум или колледж. Для этого вам нужны хорошие знания, хорошая физическая подготовка и умение планировать своё время.

6. Актуализация знаний. Введение в тему

А теперь давайте вернёмся к нашим лесным жителям и с помощью слов – подсказок охарактеризуем их. Полученные словосочетания запишем в тетрадь.

лиса глазастая

сова опасная

волчата хитрая

змея голодные

(Лиса (какая?) хитрая, сова (какая?) глазастая, волчата (какие?) голодные, змея (какая?) опасная)

Назовите вопросы, с помощью которых вы смогли правильно составить словосочетания.

Какие ещё вопросы нам в этом могут помочь? (По ходу ответов детей, записанное предложение дополняется словами-вопросами)

А теперь посмотрите на доску и назовите тему нашего урока: «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»

Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признаки предметов)

7. Изучение нового материала

7.1 Создание проблемной ситуации. Работа с загадкой

- Отгадав загадку, давайте узнаем, признаки какого предмета мы с вами будем находить в тексте упр. 40

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

Как вы думаете: почему оленям легко передвигаться по глубокому снегу, топким болотам? (Благодаря широким копытам олени и в сугроьы не проваливаются, и в топких болотах не вязнут)

7.2 Составление рассказа об оленях с опорой на текст (упр.40, стр. 27)

Что ещё мы с вами можем рассказать об оленях? Прочитайте текст упр. 40. Расскажите.

7.3 Нахождение слов – признаков в тексте

Молодцы. А теперь ваша задача: выписать в тетрадь только те предложения, в которых есть слова – признаки. (После фронтальной проверки выполнения задания, учащиеся оценивают сою работу)

7.4 Знакомство с сравнительными признаками предметов. Работа в парах

Итак, мы знаем, что в русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Мы знаем, что эти слова обозначают признаки предметов.

А вот какие признаки предмета могут называть эти слова, мы узнаем, когда выполним задание на карточке.

Прочитайте. Дополните предложения словами, противоположными по значению. Что обозначают эти слова?

Мёд …, а лимон … . Дерево …, а куст … . Облака …, а тучи … . Мел …, а уголь … . Слон …, а мышка … . Мяч …, а стол … .

Слова для справок: высокий – низкий, лёгкие - тяжёлые, большой – маленький, сладкий – кислый, круглый – квадратный, белый – чёрный.

Назовите признаки, по которым вы смогли сравнить предметы. (Вкус, высота, масса (вес), цвет, размер, форма)

7.5 Создание проблемной ситуации. Работа по учебнику (упр. 41, стр. 28)

Ребята, как вы думаете: можем ли мы по признаку определить предмет?

Получить ответ на этот вопрос нам поможет упр. 41

Какие признаки репки были названы? (Круглая, гладкая, смуглая, сладкая)

7.6 Введение слова «овощевод». Знакомство с профессией

Как одним словом называют предметы, растущие на грядке (огороде)? (Овощи)

С помощью загадки узнайте профессию человека, который выращивает овощи.

Кабачки и баклажаны,

огурцы и помидоры,

собирают утром рано,

нам нужны так эти сборы.

Той продукцией весь год

кормит нас … (Овощевод)



Чтобы вырастить овощи необходимо рыхлить землю, пропалывать посадки, подготавливть семена овощных культур к посеву, собирать урожай, готовить овощи к хранению.

Профессию овощевода можно получить, окончив сельскохозяйственный колледж или аграрный университет. Профессия овощевода предполагает не только хорошие знания, но и любовь к природе, наблюдательность, физическую выносливость, спокойный характер.

8. Подведение итогов. Рефлексия «Заверши фразу»

Вот и подошел к концу наш урок. С помощью игры «Заверши фразу», подведём итог нашей работы.

Сегодня на уроке я:

узнал(а) ….

запомнил(а) ….

научился(лась) …

9. Тест по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?». Самооценка

А с помошью теста проверим ваши знания по теме занятия. Отметьте правильный ответ.

1.На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов?

а) кто? что? б) какой? какая? какое? какие?

2.Какие из этих слов слова – признаки?

а) дым б) серый в) новый г) позвать

3.В каком предложении есть слова – признаки?

а) К утру на поля опустился туман.

б) На деревьях появились первые листочки.

Сверьте ответы с образцом на доске (1 –б; 2 – б, в; 3 – б). Оцените свою работу.