Написание окончаний существительных по падежам и склонениям. Усвоение падежных окончаний имен существительных

Правописание частей речи.

Дорогие друзья, мы закончили разговор о правописании корней и приставок. Дальнейшие уроки посвятим основным орфограммам,связанным с правописанием суффиксов и окончаний в различных частях речи.

Я не ставлю своей целью рассматривать теоретические вопросы по каждой части речи. Основные понятия, что из себя представляет та или иная часть речи, вы получили в процессе изучения курса РУССКИЙ ЯЗЫК.
Мы же рассмотрим те орфограммы, которые вызывают наибольшие затруднения.

Итак, начнём с самого начала:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Правописание падежных окончаний существительных

Вы все знаете, что в зависимости от окончаний существительные делятся на 3 склонения .

Рассмотрим такое предложение:

Рассказать о мужеств... , героизм... и отваг... защитников Брестской крепост...

Мы видим, что из 7 слов - 4 являются существительными, в которых безударные окончания читаются практически одинаково. Но, чтобы правильно вставить нужное окончание, надо знать правило правописания -Е и -И в безударных окончаниях существительных.

Прежде всего я вас познакомлю со словами- выручалочками, которые дают вам возможность очень легко в любом предложении определить падеж существительного.
Вот эти слова:

и. кто-что? собака, конь, мышь, сомнение
р. (нет) кого-чего? собаки, коня, мыши, сомнения
д. (дам или иду, если нужен предлог) кому-чему? собаке, коню, мыши, сомнению
в. (вижу) кого-что? собаку, коня, мышь, сомнение
т. (доволен) кем-чем?) собакой, конём, мышью, сомнением
п. (думаю) о собаке, коне, мыши, сомнении.

Вспомним,как существительные подразделяются на склонения.

1 скл . - существительные женского и мужского рода на -А и -Я : мама, дядя

2 скл . - существительные мужского рода с нулевым окончанием и на -Ь и среднего рода на -О и -Е.
: конь, мяч, окно, море...

3 скл. - существительныеженского рода на -Ь : ткань, мышь...

Кроме этого, есть существительныхе, заканчивающиеся на: -ИЙ, -ИЯ, -ИЕ : санаторий, станция, сомнение...

И ещё разносклоняемые существительные на МЯ и сущ. путь
: имя, пламя, путь...

В каждом из них втречается безударное окончание . Закономерность, когда пишется -И, а кога -Е следующая:

Начнём с 3 склонения , так как в нём окончания -Е не бывает никогда в род.п, дат.п. прелдл. п.

и. мышь
р. мыши
д. мыши
в. мышь
т. мышью
п. о мыши

Во 2 скл . в предложном падеже возможно только -Е

и. конь, окно
р. коня, окна
д. коню, окну
в. коня, окно
т. конём, окном
п. о коне , об окне

В 1 скл. встречаются окончания и -Е , и - И.

Вот тут -то и бывают иногда затруднения. Как же облегчить задачу определения окончания 1 скл?

Есть такой способ - подстановка слова 1 скл, у которого окончание ударное.
Обычно я рекомендую слова земля (неодушевлённое) и сестра (одушевлённое)

Например предложение:

Белка прыгает с ветк... на ветку.

Подставляем в том же падеже, с тем же предлогом : с земли Значит, в слове
с ветки окончание такое же

Я ехал по пустын... Подставляем слово по земле

Стало быть,напишем по пустыне .

Письмо Марь... : (подставляем: сестр ) Письмо Марье

(но! Марии, так как слово Мария оканчивается на ия, а это совсем другое)

Итак, наше предложение будет выглядеть так:

Рассказать о мужестве (2 с.) ,героизме (2 с.) и отваге (1 с.) { земле } защитников Брестской крепости (3 с.)

Существительные на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ в предложном падеже имеют окончание только -И

о санаториИ , сомнениИ , станциИ

Внимание! Очень важно отличать окончания на -ИЕ от встречающихся в среднем роде 2 склонения окончаний ЬЕ :
Жить в Заполярье (средний род, 2 скл. пр. п.), =
находиться в раздумье - (ср. род 2 скл. Пр. п.)

Обратите внимание: в забытьи (под ударением)

Разносклоняемые существительные имеют в род.п. , дат. п . , предл. п . окончания (как у 3 скл. )

У знамени, в племени, на стремени, в пути

А теперь несколько слов о существительных множественного числа: неударяемые окончания на -ЬЯ, - ЬЕ
имеют в родительном падеже окончания -ИЙ : шалУнья - шалунИЙ, запЯстье - запястИЙ..

а на ударяемые -ЕЙ: скамьЯ - скамЕЙ ; но!---копьЁ - копИЙ

Какие ещё прблемы в окончаниях существительных?

надо знать, что русские фамилии на -ОВ - ЁВ; - ЕВ,-ИН, -ЫН имеют в творительном п. ед. числа окончания -ЫМ :

Некрасовым, Птицыным, Соловьёвым...

А иностранные на -ОВ, -ИН окончания -ОМ :

Дарвином, Грином...

Населённые пункты на : -ОВ. -ЕВ, -ИН, -ЫН, -ОВО. -ЕВО, -ИНО , - ЫНО имеют в творительном падеже

окончания -ОМ. :

За Львовом, под Бородином...

Существительные муж. и сред. рода с суффиксом - ИЩ - имеют в имен . - падеже ед. числа окончания Е :

дом - домищЕ , болото - болотищЕ. ..

а у - женск. рода окончание А : рука - ручищА , грязь - грязищА..

окончания -А у слов мужского рода, одушевлённых :дедушка , батюшка , парнишка ...

окончания -О у слов мужского рода,неодушевлённых : хлебушко , домишко , полюшко . пальтишко

На этом мы завершим урок. Всего доброго. Любящая вас баба Оля.

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных

Учитель: Процевская Татьяна Сергеевна

Класс: 5

Цели урока:

1. Воспитательная.

Воспитание уважительного отношения к родному языку;

Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;

Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.

2. Развивающая.

Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развитие монологической речи учеников;

Развитие внимания, зрительной памяти;

Умения анализировать свою деятельность.

3. Обучающая.

Обобщение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;

Совершенствование навыков правописания имен существительных.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Сформировать умение правописания падежных окончаний имён существительных в соответствии с учебной задачей.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование границ собственного знания и незнания.

Планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, оценка правильности выполнения действий.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формулирование проблемы, построение высказывания в устной и письменной форме, поиск способов решения учебных задач, анализ объектов с целью выявления отличительных признаков.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, таблица склонений.

Ход урока

1. Орг. момент .

Начинаем урок. Все готовы к работе?

Чем должна заниматься наша голова на уроках?

Вспомним стихотворение Марины Бородицкой…

(слайд 1)

Не решается задачка -

хоть убей!

Думай, думай, голова,

Поскорей!

Думай, думай, голова,

Дам тебе конфетку,

В день рожденья подарю

Новую беретку!

Думай, думай - в кои веки прошу!

С мылом вымою тебя! Расчешу!

Мы ж с тобой не чужие друг дружке.

Выручай!

А то, как дам по макушке!

Чем же должны заниматься наши головы на уроках?

Надеюсь, ваши головы сегодня будут очень хорошо работать, чтобы получить знания.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

Слайд 2

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

2.Основной этап урока.

Итак, начнём думать.

Что записано на доске? (транскрипция)

[П а к р а й а м д а р о ш к" и б ы л" и к у с т ы с"э р" э н" и ч" э р "о м у х"и]

Над чем надо подумать при записи этого предложения? (над орфограммами)

Спишите предложение орфографически (используя буквы), думайте над орфограммами, подчеркните их, когда запишите предложение.

Кто хочет попробовать сделать у доски? (один ученик записывает предложение на доске)

Проверяем. У кого также? (Если есть ошибки, проговорить орфограммы. Ученику отвечающему у доски задаю дополнительный вопрос и оцениваю ответ. Как определить склонение существительных?)

Какие орфограммы встретились?

У нас в предложении есть орфограммы в окончании какой части речи?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Слайд 3

Давайте попробуем сформулировать задачи, которые мы на уроке должны будем решить? Чему мы должны научиться?

Слайд 4

Сейчас мы с вами проведем исследование, которое поможет нам сформулировать правило написания безударных падежных окончаний существительных.

Просклоняйте слова. Первый ряд слово земля , второй ряд - стол , третий ряд - степь.

Молодцы. А теперь выделите окончания и определите склонения этих слов.

Написание окончаний в этих словах у вас не вызвало затруднений, т.к. они ударные. Но написание безударных падежных окончаний в Р. Д. и П. падежах может вызывать затруднения. Поэтому сейчас мы с вами заполним таблицу падежных окончаний, которая будет вам подсказкой.

Слайд 5

У существительных 1 скл в Р.п. какое окончание? ...

Слайд 6 - 10

У нас получилась такая шпаргалка, которую вы вклеите в свои теоретические тетради. Вы можете ней пользоваться на уроке, пока не выучите правило.

Еще одна подсказка. Безударные падежные окончания имён существительных проверяются ударением. Для этого надо найти слово с ударным окончанием среди существительных того же склонения и поставить его в том же падеже. Какое окончание в данном слове под ударением, такое же окончание будет и в безударном окончании.

Откройте учебники. Давайте прочитаем это правило.

На основе этого правила мы составим алгоритм определения безударных падежных окончаний существительных .

Что мы должны сделать вначале?

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

Следующее наше действие?

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

Слайд 11

А сейчас мы с вами поиграем.

Слайд 12

Игра называется « Найди «лишнее слово». Выпишите это слово, определите склонение, падеж. первую строку давайте выполним вместе.

1.Нет тетрад…, нет ветв…, на берёз… (слайд 13)

2.Дать пап…, нет метел…,дать сестр… (слайд 14)

3.О мыш…, о ноч…, о парк… (слайд 15)

Все справились, молодцы.

Физ.минутка

Учитель просит всех встать.

Я буду называть слова, если в окончании пишется буква е, вы наклоняетесь влево, если и, то вправо.

У собачки, на дороге, на поверхности, о герое, у мыши, для деревни, возле речки, на снежинке .

5. Выборочный диктант.

Мы немного потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)

Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый - -и.

К доске пойдет … (работают за доской).

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.

Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям

Слайд 16 (нет ошибок -“5”, 1-2 ош. - “4”, 3-4 ош. “3”, более 5 ош. -“2”).

7) Самостоятельная работа.

А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.

Я раздаю вам карточки с разноуровневыми заданиями. На желтых листах задание на «3», на красных - на «4» и «5». Соответственно на желтых листах задания легче, чем на красных. Вберите себе задание, с которым вы, на ваш взгляд, справитесь.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение - в знани…, знание - в учеб…, учеба - в жизн…, жизнь - в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква - золото.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметки “4 и 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок… .

Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.

3. Итог урока.

О каком правиле думали наши головы?

Сейчас проверим как они думали.

В тетрадях цифры от 1 до 7 в столбик. Я буду диктовать слова, вы запишите рядом с каждой цифрой только букву, которую нужно вставить в окончание существительного.

1.на топол.

2.к бабушк.

3. в воздух.

4.от деревн.

5.по площад.

6.с дорог.

7.на поверхност.

Проверяем себя.

Слайд 17-23

Если у вас рядом с 1. - Е добавляем на эту строчку букву М

2.-Е О

3.-Е Л

4.-И О

5. -И Д

6. -И Е

7.- И Ц

Встаньте, кто молодец. Ваша голова работала очень хорошо.

Кто доволен как работала его голова?

Всем спасибо за урок. Позже я проверю ваши работы и выставлю оценки.

4. Выставление отметок, запись домашнего задания.

Слайд 24

Выполнить карточку по вариантам.

Задание для 1-го варианта.

Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:

Поле (П.п.) -
Гвоздь (Д.п.) -
Печаль (Р.п.) -
Береза (П.п.) -
Радость (П.п.) -
Речка (Д.п.) -
Лошадь (Р.п.) -
Ветка (Д.п.) -

Задание для 2-го варианта .

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).

Разграничение ребенком отдельных падежей имен существительных происходит в возрасте около 2-х лет. После этого при нормальном ходе речевого развития разные падежи между собой уже не смешиваются, однако еще долго имеют ме­сто замены падежных окончаний внутри одного падежа. Так, двухлетний ребенок уже не употреб­ляет в своей речи, к примеру, дательный падеж вместо винительного (то есть не говорит ВИЖУ ЛОЖКЕ вместо ВИЖУ ЛОЖКУ), но еще долго продолжает заменять окончания внутри одного падежа (ЕМ ЛОЖКОМ вместо ЕМ ЛОЖКОЙ). Эти ошибки объясняются трудностью практичес­кого овладения ребенком типами склонений имен существительных. В приведенном выше примере -оба существительных правильно употреблены в творительном падеже, но окончание первого скло­нения (-ОЙ, ЛОЖКОЙ) заменено при этом окончанием второго склонения (-ОМ, НОЖОМ). Почему же так непросто ребенку усвоить эти окончания? Дело в том, что типы склонений имен существительных разграничены главным образом по признаку рода. Напомним, что к первому скло­нению отнесены все существительные женского рода, имеющие в именительном падеже окончания -А, -Я (ЛАМПА, РУБАШКА, ВЕСНА), и очень не­большое число существительных мужского рода с этими же самыми окончаниями (ЮНОША, ДЯДЯ, ВАНЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ВОВА, БОРЯ, ЮРА и т.п.). Ко второму склонению отнесены все остальные существительные мужского рода и все без ис­ключения существительные среднего рода (на­пример: МЕЧ, НОЖ, ТЕЛЕВИЗОР, СОЛНЦЕ, ОКНО, ЗЕРКАЛО и т.п.). И, наконец, к третьему склонению отнесены все существительные жен­ского рода, оканчивающиеся на мягкий знак (ДОЧЬ, МЫШЬ, ДВЕРЬ, ПЕЧЬ и пр.). Все эти три категории имен существительных в одном и том же (к примеру, творительном) падеже будут иметь разные окончания: ЛАМПОЙ, НОЖОМ, МЫШЬЮ. Именно это различие окончаний и представляет для ребенка наибольшую слож­ность.

Если попытаться вникнуть в причины этих затруднений немного поглубже, то важно учесть, что и сам род имен существительных ребенок усваивает достаточно поздно - только к трем годам. И это не случайно. Ведь что такое «род»? Если в отношении одушевленных пред­метов понятие мужского и женского рода имеет вполне определенный и понятный ребенку смысл (МУЖЧИНА, ВОРОН, ЕЖ - с одной стороны и ЖЕНЩИНА, ВОРОНА, ЕЖИХА -с другой), то что же такое средний род? Какие люди или животные могут быть к нему отнесе­ны? Что же касается неодушевленных предме­тов, то их принадлежность к мужскому, женско­му или среднему роду с точки зрения при­вычного, здравого смысла (которым в первую очередь и руководствуется всегда ребенок) во­обще необъяснима. Действительно, почему, на­пример, КРОВАТЬ - женского рода, а ДИ­ВАН - мужского, или ЛАМПА - женского, а СВЕТИЛЬНИК - мужского, хотя и функциональное назначение этих предметов, и даже их внешний вид очень сходны?

Именно эта опора на чисто формальные грам­матические признаки при определении рода имен существительных и представляет для ребенка наибольшую сложность. Мы останавливаемся на этом так подробно потому, что для многих детей и в школе это продолжает оставаться серьезной проблемой, препятствующей усвоению падежных окончаний имен существительных. Своевремен­ное понимание этой проблемы родителями прине­сет большую пользу в деле профилактики у детей возможных школьных трудностей.

Раньше всего в речи ребенка (в возрасте от 1 года 9 месяцев до 1 года 11 месяцев) появля­ется именительный падеж, затем - винительный и родительный. Позднее появляются дательный и предложный падежи. Творительный падеж по­является уже после двух лет, причем раньше всего усваивается ребенком значение «орудие труда» (РЕЖУ НОЖОМ, СТУЧУ МОЛОТ­КОМ), поскольку именно это значение твори­тельного падежа является наиболее конкретным, «осязаемым», - ребенок видит, что режут, дей­ствительно, ножом, стучат молотком, едят ложкой и т.п. Доступно ребенку и понимание «совмест­ности» действия (ИДУ С БРАТОМ, ГУЛЯЮ С СОБАКОЙ), так как это тоже достаточно кон­кретно и наглядно. Значительно сложнее усваи­ваются другие значения этого падежа, не от­личающиеся такой «осязаемостью», например: БЫЛ АРХИТЕКТОРОМ, РАБОТАЛ КРО­ВЕЛЬЩИКОМ и т.п.).

И в процессе усвоения других падежей не всеми их значениями ребенок овладевает одинако­во легко. В частности, из всех значений родитель­ного падежа наибольшую сложность для него представляет так называемый родительный атри­бутивный, обозначающий существенный признак предмета, как бы неотъемлемую его принадлеж­ность (например: СОБАКА ХОЗЯИНА, ХОЗЯ­ИН СОБАКИ). Ребенку бывает трудно понять смысловую связь между этими словами, в силу чего на картинке, изображающей мужчину с соба­кой, ему не всегда удастся правильно показать «собаку хозяина» и «хозяина собаки». Это так называемые сложные логико-грамматические кон­струкции, о которых подробнее сказано на стр. 304-309.

Для процесса усвоения ребенком падежей имен существительных характерно также то, что первое время он опускает предлоги, часто упот­ребляя в своей речи лишь так называемые «бес­предложные конструкции». Например, ребенок может сказать МИШКА КРОВАТИ, ЧАШКА СТОЛЕ, ШАПКА ШКАФУ - здесь правильно употреблены все падежные окончания, опущены только предлоги. При нормальном ходе речево­го развития пропуск предлогов может наблю­даться примерно до 2-х лет 4-х месяцев, хотя сами падежные окончания при этом употребля­ются правильно.

Для детей с задержкой речевого развития или с какими-либо отклонениями в ходе этого разви­тия практическое овладение падежными оконча­ниями имен существительных представляет зна­чительную сложность. В устной речи этих детей долго (нередко даже и в школьном возрасте) на­блюдаются случаи ошибочного употребления па­дежных окончаний имен существительных, что не­избежно переходит и в письмо.

Практика логопедической работы постоянно убеждает нас в том, что в школе наибольшие труд­ности в усвоении падежных окончаний имен суще­ствительных испытывают именно те учащиеся, у которых в дошкольном возрасте не были преодо­лены аграмматизмы в устной речи. Если ребенок говорит, например, НА ДЕРЕВЬЕВ вместо НА ДЕРЕВЬЯХ или У СЕСТРЕ вместо У СЕСТРЫ, то откуда же у него может взяться правильное написание? Родителям очень важно раз и навсе­гда понять простую вещь: письменная речь никак и ни при каких обстоятельствах не может быть «умнее» устной (если, конечно, не иметь в виду простое списывание с книги). И сколько бы ни зубрил такой ребенок падежные окончания имен существительных, постоянная практика непра­вильной устной речи будет его то и дело сбивать, приводя к ошибкам при письме. Важна здесь и сама продолжительность существования аграмматизмов в устной речи ребенка - чем больше и «стаж», тем с большим трудом они изживаются. устной речи, и в письменной.

Поэтому необходимо специальное наблюдение родителей за ходом овладения ребенком падеж­ными окончаниями имен существительных - как за своевременностью, так и за правильностью.

На четвертом году жизни ребенка проверьте, как обстоят у него дела в этом отношении, в чем Вам помогут приводимые ниже картинки. Они подобраны таким образом, чтобы, не называя паде­жей, можно было задать ребенку все падежные вопросы. В процессе ответов на эти вопросы ребе­нок и обнаружит правильность или неправиль­ность употребления им падежных окончаний в именах существительных первого, второго и третьего склонения (обратите внимание на раз­личие окончаний этих существительных в одном и том же падеже).

Итак, задайте ребенку следующие вопросы по картинкам:

1) КТО сидит в клетках? (ЗЕБРА, ТИГР, РЫСЬ);

2) Для КОГО приготовили обед? (для ЗЕБРЫ, для ТИГРА, для РЫСИ);

3) КОМУ дают еду? (ЗЕБРЕ, ТИГРУ, РЫСИ);

4) На КОСО смотрит мальчик? (на ЗЕБРУ, на ТИГРА, на РЫСЬ);

5) КЕМ любуется девочка? (ЗЕБРОЙ, ТИГРОМ, РЫСЬЮ);


6) О КОМ вспоминали дети? (О ЗЕБРЕ, О ТИГРЕ, О РЫСИ).

Если при ответах на вопросы ребенок будет до­пускать ошибки в окончаниях имен существитель­ных, нужно специально поупражнять его в выпол­нении однотипных заданий. Сделать это можно так. Возьмите сначала, например, книгу и ручку (имена существительные первого склонения) и задайте ребенку такие вопросы, при ответах на ко­торые он вынужден будет «просклонять» эти су­ществительные. Внимательно следите за правиль­ностью падежных окончаний этих существитель­ных и исправляйте допущенные ошибки.

1) ЧТО лежит на столе? - КНИГА, РУЧКА;

2) ЧЕГО не стало? (после того, как убрали оба предмета) - КНИГИ, РУЧКИ;

3) к ЧЕМУ я протягиваю руку? - к КНИГЕ, РУЧКЕ;

4) на ЧТО я смотрю? - на КНИГУ, РУЧКУ;

5) ЧЕМ я любуюсь? - КНИГОЙ, РУЧКОЙ;

6) о ЧЕМ мы сейчас говорили? - о КНИГЕ, РУЧКЕ.

В случае неправильного употребления ребен­ком окончаний этих имен существительных подбе­рите однотипные им слова (например, ЛОЖКА, ВИЛКА, ТАРЕЛКА) и продолжайте те же самые упражнения. Со временем ошибки в окончаниях обязательно исчезнут.

Далее возьмите для упражнений имена сущест­вительные второго склонения, например: НОЖ, СТАКАН, ТЕРМОС, ЗЕРКАЛО, МЫЛО и др. Положите все эти предметы на стол и задайте ре­бенку соответствующие вопросы. Проследите за правильностью окончаний:

1) ЧТО лежит на столе? - НОЖ, СТАКАН, ТЕРМОС, ЗЕРКАЛО, МЫЛО;

2) ЧЕГО не стало? - НОЖА, СТАКАНА, ТЕРМОСА, ЗЕРКАЛА, МЫЛА;

3) к ЧЕМУ я протягиваю руку? - к НОЖУ, СТАКАНУ, ТЕРМОСУ, ЗЕРКАЛУ, МЫЛУ;

4) на ЧТО я смотрю? - на НОЖ, СТАКАН, ТЕРМОС, ЗЕРКАЛО, МЫЛО;

5) ЧЕМ я любуюсь? - НОЖОМ, СТАКАНОМ, ТЕРМОСОМ, ЗЕРКАЛОМ, МЫЛОМ;

6) о ЧЕМ мы говорим? - о НОЖЕ, СТАКАНЕ, ТЕРМОСЕ, ЗЕРКАЛЕ, МЫЛЕ.

Во время этих упражнений Вы поочередно по­казываете на каждый из предметов и ребенок так же поочередно (в соответствии с Вашим показом) называет их.

И, наконец, перейдите к именам существитель­ным третьего склонения. Для этой цели можно положить на стол следующие предметы: ТЕТ­РАДЬ, БРОШЬ, ТУШЬ, МЫШЬ (игрушку). Предложите ребенку те же самые вопросы и вни­мательно проследите за правильностью окончаний имен существительных:

1) ЧТО лежит на столе? - ТЕТРАДЬ, БРОШЬ, ТУШЬ, МЫШЬ;

2) ЧЕГО не стало? - ТЕТРАДИ, БРОШИ, ТУШИ, МЫШИ;

3) к ЧЕМУ я протягиваю руку? - к ТЕТРАДИ, БРОШИ, ТУШИ, МЫШИ;

4) на ЧТО я смотрю? - на ТЕТРАДЬ, БРОШЬ, ТУШЬ, МЫШЬ;

5) ЧЕМ я любуюсь? - ТЕТРАДЬЮ, БРОШЬЮ, ТУШЬЮ, МЫШЬЮ;

6) о ЧЕМ мы говорим? - о ТЕТРАДИ, БРОШИ, ТУШИ, МЫШИ.

После того, как ребенок научится правильно употреблять падежные окончания в каждом из; трех типов склонений в отдельности, вернитесь Щ самому первому заданию с ЗЕБРОЙ, ТИГРОМ И РЫСЬЮ. Здесь соединены окончания сразу всех трех типов склонений, что представит для ребенка значительно большую сложность. Так, на вопрос творительного падежа ему было гораздо легче от­ветить, что он любуется, например, ТЕТРАДЬЮ, БРОШЬЮ, ТУШЬЮ, МЫШЬЮ (одинаковые окончания во всех именах существительных), чем ЗЕБРОЙ, ТИГРОМ, РЫСЬЮ (разные окончания). Предложите ребенку одновременно «просклонять» все три существительных. С этой целью после постановки падежного вопроса поочередно указывайте на каждого из трех жи­вотных и внимательно следите за правильностью употребления ребенком падежных окончаний имен существительных. Например, указывая на зебру, Вы спрашиваете: «Кем любуется эта де­вочка?» (ЗЕБРОЙ), «А еще кем?» (указываете на тигра) и т.д.

Для более прочного закрепления полученного навыка предложите ребенку из трех сказанных Вами предложений выбрать правильное:

Мальчик смотрит В ОКНЕ

Мальчик смотрит В ОКНОМ

Мальчик смотрит В ОКНО

Мы долго любовались красивым ОЗЕРЕ

Мы долго любовались красивым ОЗЕРОМ

Мы долго любовались красивым ОЗЕРО

Туристы шли самой короткой ДОРОГИ

Туристы шли самой короткой ДОРОГУ

Туристы шли самой короткой ДОРОГОЙ

На тарелке лежал большой кусок АРБУЗУ

На тарелке лежал большой кусок АРБУЗА

На тарелке лежал большой кусок АРБУЗОМ

Мы вспоминали о теплом ЛЕТУ

Мы вспоминали о теплом ЛЕТОМ

Мы вспоминали о теплом ЛЕТЕ.

Все эти упражнения должны помочь ребенку в практике его собственной речи овладеть навыком правильного употребления окончаний имен суще­ствительных во всех трех типах склонений. И ес­ли ребенок не будет допускать в этом отношении ошибок в своей устной речи, то это явится наи­лучшей гарантией отсутствия их на письме.