Оформление уголка развития речи в доу. Уголок развития речи

Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2.Каталог игр:

г) пальчиковой гимнастике.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Проработав в ДОУ 16 лет, последние три года работая с детьми младшего возраста я заметила, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой, счетными палочками.

Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за другими детьми на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

С течением времени уровень развития движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вскоре со старшими детьми все известные игры были разучены, обыграны и показаны на различных мероприятиях (родительских собраниях, концертах и т.д.).

Тогда мы вместе с детьми стали сами сочинять и придумывать движения к нашим играм. Сначала это были двустишия (что видим, про то и сочиняем), а затем «наши сочинения» стали входить в занятия (как часть занятия).

Предлагаю вашему вниманию часть наших пальчиковых игр:

Постелили скатерть мы взмах двумя руками

Блюдце с чашкой ставим, на ладонь ставим кулачок

Салфеточку, тарелочку, ладони вместе

Вилочку и хлебницу. «вилочка», «тарелочка»

Аппетита пожелаем

И с улыбкой все съедаем. руками показать улыбку

Мыло в руки мы берем движения по тексту

Ладошку о ладошку трем

Щеки, шею не забудем

Чистыми всегда мы будем.

Ты проснулся? Потянись

На бочок перевернись.

Глазки ты свои открой: сжимать и разжимать пальцы

«С добрым утром, дорогой!» «фонарики»

На прогулку мы идем пальцы «идут» по столу

Дружно песенку поем ладони раскрыв. и соединяются

Мы сегодня наблюдаем, ладонь ко лбу

Как воробышки летают. помахать руками

Город строим из песка ладонь ложиться на ладонь

Башня издали видна ладонь ко лбу

Будет город из песка ладонь ложиться на ладонь

Возвышаться до утра. руки вверх

Убираем мы листву волнообразные движения руками

В помощь мы возьмем метлу качание раками влево-вправо

Ведерки и грабли руки в форме цветка, пальцы растопырены

Молодцы мы. Правда? поглаживание головы руками

За погодой наблюдаем ладонь ко лбу

Тучки на небе считаем указательный палец вверху, считаем

И даже в непогоду «зонтик»

Наблюдаем за погодой. ладонь ко лбу

Зайцев пять, матрешек шесть показать 5 и 6 пальцев поочереди

Посчитаем дружно всех, загибать пальцы

А потом добавим зайца, показать «уши» двумя руками

Чтобы поровну считалось. соединить ладони

Краски я сейчас достану, вытянуть руки ладонями вверх

Баночку и кисть. сжать руку в кулак, взмахи рукой

Нарисую, что хотите- развести руки в сторону

Огород и дом и сад пальцы растопырен руки соединены

Я художник просто клад. руку в кулак, большой палец вверх

Ты проснулся? Потянись! руки развести в стороны, потянуться

На бочок перевернись. руки вместе в замок, повернуть

Глазки ты свои открой: сжимать и разжимать пальцы

«С добрым утром, дорогой!» «фонарики»

Друг за другом становись пальцы на столе друг за другом

На зарядке не ленись- погрозить указательным пальцем

Бегай, прыгай и скачи, движения по тексту пальцами на столе

Только носиком дыши! пальцы «щепоткой» сжимать и разжимать

Шар катаем мы в ладошках- круговые движения руками

Получилась матрешка. развести руки в сторону

А колбаску мы скатаем сомкнутые ладони вверх-вниз

Погремушкой она станет. качание кулачком

На квадрат приклеим круг на ладонь положить кулачок

И поселим Жучку в нем. постукивание кулачками друг о драга

Жучка в будке будет жить – ладонями ударить по коленям

Нужно крышу положить. руки соединены над головой

Это-кубик и кирпичик положить руку и кулачок на стол

Мы поставим их поближе хлопнуть в ладоши

Будем строить мы забор постучать кулачками по столу

Чтоб не смог пробраться вор. «погрозить»

Посмотрите, как умеем взмах раками

Песни петь и танцевать указат. пальцы к щекам, «фонарики»

И родителям покажем руки вытянуть вперед, пыльцы сжим. и разж.

Праздник можно начинать. подпрыгивание на месте

Мы наклеим желтый круг- руки сомкнуть в круг

Это солнышко -наш друг, руки «здороваются»

А вокруг него лучи, покружиться

Как детишки хороши. присесть и улыбнуться

“РЕЧЕВОЙ УГОЛОК”
Не в каждом дошкольном учреждении есть логопед.

Предлагаю вашему вниманию оформление речевого уголка, где собран различный материал для воспитанников. Это и речевые игры, загадки, потешки, стихотворения, книги речевые. А для заинтересованности детей – оформление в виде домика для мышки , в котором прячутся разнообразные звери, предметы и т.п. И многофункциональное пособие “РАЗВИВАЙ-КА”.

Всем знакомо выражение “Ум ребенка находиться на кончиках пальцев”. От того как у ребенка развита мелкая моторика, будет зависеть его обучение в школе. Это и красивый почерк, и заучивание стихотворений и т.д. Работать над развитием мелкой моторики нужно с самого рождения в домашних условиях, в детском саду, затем в школе.




Из опыта работы воспитателя ДОУ. Говоруша - центр речевого развития в подготовительной группе

Автор: Кичигина Наталья Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 18 «Детский сад «Ладушки» г. Гай Оренбургская область.
Описание. Данная статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории и родителям. Статья поможет педагогам в организации предметно-развивающей среды в группе, которая будет способствовать речевому развитию детей.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
В нашей группе для полноценного речевого развития детей оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.



Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в нашем уголке имеются различные тренажёры:
- мыльные пузыри;
- воздушные шары;
- султанчики и тренажёры для дыхания;



- свечи;
- массажные мячики;


- трубочки для сока со стаканами;
- волшебное ведёрко с крупой и предметами;
- разные клубочки;


- карандаши и ручки;
- наборы различных семян для выкладывания картин;


- маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
- дидактическое пособие «Многофункциональный куб»;


Особое место в нашем центре занимает методическая литература, которая в условиях реализации ФГОС подбирается нами по принципу блочно – тематического планирования.



Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и тд. Данная картотека помогает нам вести планомерную работу с детьми по развитию речи.


Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Именно поэтому мы организовали речевой уголок, который расширил речевую среду в группе, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Консультация для воспитателей:

«Организация речевого уголка в группе ДОУ»

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и коммуникация - речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда является немаловажным фактором, определяющим речевое развитие. Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя. Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д). Речь педагога должна быть грамотной, красивой.

2. Систематические занятия по развитию речи. И не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, во всех видах детской деятельности.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”. Этим отличается педагог-«дошкольник» от педагога – «школьника». У него всегда наготове ответ на любой вопрос. Педагог в данном случае сравним с энциклопедией (да простят меня педагоги за такое сравнение).

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок. Развивающая предметно-пространственная среда - это комфортная, мобильная, динамичная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью создаются условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяин» речевого уголка) .

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Воспитатель в группе сам регулирует наполняемость. Иногда вовремя спрятанная игрушка (игра) появляется неожиданно с новым подтекстом. Она появляется для решения задач. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал (с ручкой).

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря.

8. Дидактические игры на развитие ГСР.

9. Дидактические игры на развитие СР.

10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Работу по развитию обогащению словарного запаса детей включать в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2-ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Особый интерес для педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.

Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка. В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно- речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Старшая группа "А" комбинированной направленности

Воспитатели:

Анна Никитична Сергунина

Елена Юрьевна Дрожжина

В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольника во всех её аспектах (это и обогащение словаря, и развитие звуковой культуры речи, и связная речь и т. п.)

Для того чтобы максимально предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте мы организовали предметно – пространственную развивающую среду группового помещения, начиная с младшего возраста.

В нашей группе создан уголок по развитию речи. Оборудование нашего речевого уголка: стеллажи, полки, для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

Оборудование речевого уголка включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы проводим для коррекции речевого развития детей:

1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания:

«Покатай карандаш»,

«Загони мяч в ворота»,

«Подуй на одуванчик»,

«Насос» (Картотека дыхательных упражнений).

2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией):

«Артикуляционная гимнастика»,

«Сказка о веселом язычке»

скороговорки,

чистоговорки,

загадки,

мирилки,

считалки,

пословицы и поговорки.

3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:

«Составь предложение» - упражнять в употреблении простых, сложносочённеных и сложноподченнёных предложений.

«Что с начало, что потом» - развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

«Весёлый паровозик»- обучать детей делить слова на слоги.

«Составь слово» - учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

«Антонимы» - упражнять детей в подборе антонимов.

«Четвёртый лишний»- развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Весёлые улитки» - развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

«Что к чему» - расширение словаря, обогащение речи сущ., прилагательными.

«Плохо-хорошо»- обогащать речь прилагательными характеризующими эмоции, чувства, переживания.

«Что куда?»- учить детей правильно употреблять предлоги.

«Кто где живёт?» - расширение словаря, уточнить знания об окружающем, упражнять в составление предложений, в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок).

«Кто как двигается?» - учить детей согласовывать существ. с глаголами, составлять предложения.

«Что для чего?» - расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

«Что из чего?»- расширять словарный запас детей, учить рассказывать о предмете.

4. Для обучению детей составлению рассказов по плану или образцу применяем мнемотаблицы:

« Зима»,

«Домашние животный»,

»Дикие животные», «Времена года»,

«Настроение человека»,

«Герои сказок» и д.р.

Проводя игры и упражнения в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу в семье. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие чистоговорки, загадки, пословицы, короткие считалки. Для успешного заучивания детьми стихотворений, мы советуем использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, а потом меняются порядком строк.